План воспитания архитектора

А. Общая основа воспитания

Я верю, что любой здоровый человек способен постичь форму. Проблема, мне кажется, заключается не столько в наличии творческих способностей, сколько в отыскании ключа для их выявления.
Это проблема не только Америки; но, возможно, она остра именно в этой стране потому, что американцы с их великим энтузиазмом в обучении способны обогнать европейцев в своих усилиях по культивированию способности восприятия и воспроизведения до такой степени, что при этом появляются собственно творческие импульсы, В отношении творческого и изобретательского духа в свете техники дело обстоит по-другому. Здесь здравствующее поколение, кажется, совсем не нуждается в затрате специальных усилий, чтобы вдохновляться на смелое зачинательство и гордое пренебрежение стандартами прошлого. Но по отношению к искусству люди ведут себя совершенно по-другому. Ощущение такое, будто наше великое наследие оставило нас ошеломленными и лишенными независимого порыва и будто из соратников и творцов мы превратились в знатоков и менторов. Если мы исследуем даже слабые ощущения среднего человека в отношении искусства, то обнаружим, что он, прежде всего, робок, что он покорно уверовал, будто искусство — это нечто изобретенное много веков назад в таких странах, как Греция или Италия, и что нам остается лишь внимательно изучать его и использовать. Здесь кажется противоестественным доброжелательно реагировать на работы художников, пытающихся разрешить актуальные проблемы современными же средствами; здесь, скорее, уместны ужасная неловкость и сильное недоверие к тому, что они в состоянии оказаться в какой-то мере достойными великих произведений своих предшественников.
Эта удивительная бесплодность является, на мой взгляд, результатом не столько врожденного отсутствия способности или интереса, сколько того факта, что мы сегодня разделены на две группы людей — на «публику» и «специалистов». Каждый человек чувствует, что он «специалист» в одной или двух областях и просто «публика» во всех остальных. Но, вероятно, вы по опыту знаете, что никто не способен оценить проявление способностей ни в одной области, если он сам в какой-то степени не был когда-то причастен к ее проблемам и трудностям. В то же время путь развития искусства и художественного конструирования преподносится сегодня среднему учащемуся так, что часто не дает ему никакого ключа для понимания современных проблем и современных задач. Он выходит из школы и колледжа, до краев наполненный знаниями, но в решении задачи ему редко удается найти самого себя. Я думаю, что, более чем преуспев в разработке способов ознакомления наших детей с достижениями прошлого, мы совсем не так преуспели в том, чтобы стимулировать их выступать со своими собственными идеями. Мы заставляем их так усердно изучать историю искусства, что у них не остается времени для выражения собственных мыслей. К тому моменту, когда они вырастают, они усваивают настолько определенные идеи о том, что такое искусство, что перестают уже думать о нем как о чем-то таком, что должно свободно оцениваться и создаваться ими же самими. Они уже растеряли радостную, непроизвольную потребность ранней юности придавать вещам новую форму и вместо этого стали всего лишь самоуверенными зрителями. Это, однако, не вина отдельных личностей, а, скорее, следствие социальных процессов самой жизни.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.