ГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

ГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Греческая вазопись- это вершина мирового прикладного и изобразительного искусства. Существуют два вида росписи  краснофигурная и чернофигурная. Практически все сосуды из красной обожженной глины расписывали чер­ным лаком. В последствии на красном фоне сосуда появлялись черные фигуры, процарапывались по черному светлые линии складок одежд и черт лица. Краснофигурная роспись появилась позднее. Ограниченная цветовая гамма заставляла мастеров применять «говорящие» детали. Героев мифов узнавали по их атрибутам к примеру: Афину можно было узнать по ее щиту, Геракла — по шкуре убитого им льва, Гермеса — по небольшим крылышкам на его сандалиях. В основном расписывали образы мифологических сюжетов, а уже за­тем в обиход воли шествия, сцены застолий, состязания. Так же греки умели довольно хорошо впи­сывать изображение в донце или бока узкого сосуда, хоть это было довольно сложно.

ГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Глиняная посуда в греческих домах

В IX—VIII вв. до н.э. в Древней Элладе жили лучшие  мастера-гончары. Глины было довольно много, и греки делали сосуды разнообразной  формы. В каждом греческом доме была глиняная посуда разнообразных форм.

Самыми большими были глиняные бочки — пифосы они использовались для консервирования и хранения припасов.  Надеюсь вы знаете Диогена? В такой бочке жил нищий мудрец. Более мелкий сосуд с ручками-амфора. Как мы знаем в амфорах транспортировали масло и вино. Под обычное ведро применялась — гидрия. В гидрия носили воду из родника или колодца, преимущественно этим занимались женщины. Вино с водой смешивали в кратерах. Греки вино пили из блюдец, довольно редко из кубков и чашей. Килик — это блюдце на ножке, фиал -чашка без ручки, скиф- с ручкой. В лекифах хранили душистое масло (маленькие амфоры). Целые армии ремесленников расписывала вазы. И конечно же среди них были великолепные мастера своего дела.

ГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Геометрический орнамент

Геометри­ческим орнаментом украшались греческие вазы. К, примеру, возьмем амфо­ру,  найденную на Дипилонском кладбище в Афинах. На данной амфоре горизонтальные  рисунки  расположены рядами. На амфоре присутствует геометрический узор: ромбы с точкой посередине, треугольники и переплетающиеся линии. В каждом ряду повторяется геометрический узор. Художники часто в рядах оставляли квадратные поля, которые ху­дожник заполнял их фигурками птиц и зверей, стилизованными листьями и розетками. На амфоре в квад­ратном поле изображена сцена оплакивания умершего вождя. Тело вождя покоится на парадном ложе. Данная ваза использовалась как  надгробный памятник.

ГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ ГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Художник Эксекий

Знаменитый мюнхенский килик с Дионисом и дельфинами – не только прославленное
произведение Эксекия, одного из лучших древнегреческих вазописцев VI в. до н. э., не только шедевр греческой живописи и греческого искусства в целом, но и шедевр мировой графики. Блистательное мастерство рисунка и композиции, совершенство в согласовании изобразительного декора с формой вазы, функциональным ее назначением, богатство пластических и живописных нюансов, тонкое понимание и чувство тектоники, художественного синтеза ставит это произведение в ряд лучших творений в истории прикладного искусства. Эта чернофигурная ваза, сама являющаяся, по представлениям греков, живым, вполне активным божественным существом (известны десятки греческих надписей, сделанных от первого лица, от лица самой вазы), дает представление и о личности художника, и о времени ее создания. Через многогранную, яркую творческую индивидуальность мастера раскрывается специфика конкретного исторического этапа в греческом искусстве и аттической вазописи. Это было время наивысшего расцвета в культуре
греческой архаики. О том, что перед нами действительно произведение Эксекия, свидетельствует греческая надпись. Каллиграфически четко, с одинаковыми интервалами между буквами у основания ножки сосуда с обеих ее сторон черным лаком начертано: «ΕΧΣΕΚΙΑΣ ΕΠΟ<Ι>ΕΣΕ» – «Эксекий сделал». К 540–535 гг. до н. э. – именно так датируют килик многие специалисты (Дж. Бизли, Дж. Рихтер, П. Ариас, X. Блоеш, Э. Зимон, Дж. Бордман)

– Эксекий, по-видимому, был уже не только известным вазописцем, но и владельцем большой гончарной мастерской. В ней он создавал высококачественную керамическую продукцию определенного художественного характера, ориентируясь при этом на конкретный рынок. В основном, по тому, что нам известно, эта мастерская делала амфоры, кратеры и килики. Очевидно, Эксекий продолжал выступать в этот период и в роли ведущего художника. Непосредственное его участие в самом процессе живописного оформления готовой продукции объясняет многое, прежде всего, – единство стилевого направления в работе этой мастерской, художественные особенности и высокое качество выпускаемых изделий. Вкус и манера мастера всегда накладывали отпечаток на то, что создавала та или иная вазописная мастерская.

ГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Росписи на черном фоне

При краснофигурной росписи фон вазы ста­ли заливать черным лаком, а фигуры остав­ляли красными. На красный фон было удоб­но наносить черные линии. Контур рисунка обводили кистью, и от этого рисунок стано­вился более живым и гибким. Со временем на вазах чаще появляются бы­товые сюжеты, любовные сцены, пир­шества. В Эрмитаже в Петербурге и Музее им. А. С. Пушкина в Москве собраны пре­красные образцы античных ваз. Ваза Евфрония в Эрмитаже знаменита не толь­ко совершенством исполнения. На ней есть надписи, передающие разговор мужчины, юно­ши и мальчика: «Смотри, ласточка’» — «Кля­нусь Гераклом, правда!» — «Скоро весна!» Конечно, фигуры на вазе угловаты, но дви­жения и жесты художник смог передать мастерски. Античное искусство становилось все более свободным и раскованным.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий