ГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ

Греческая вазопись- это вершина мирового прикладного и изобразительного искусства. Существуют два вида росписи  краснофигурная и чернофигурная . Практически все сосуды из красной обожженной глины расписывали чер­ным лаком. В последствии на красном фоне сосуда появлялись черные фигуры,   процарапывались по черному светлые линии складок одежд и черт лица. Краснофигурная роспись появилась позднее. Ограниченная цветовая гамма заставляла мастеров применять «говорящие» детали. Героев мифов узнавали по их атрибутам к примеру: Афину можно было узнать по ее щиту, Геракла — по шкуре убитого им льва, Гермеса — по небольшим крылышкам на его  сандалиях. В основном распи­сывали  образы мифологических сюжетов, а уже за­тем в обиход воли шествия, сцены застолий, состязания. Так же греки умели довольно хорошо впи­сывать изображение в донце или бока узкого сосуда, хоть это было довольно сложно.

Глиняная посуда в греческих домах

В IX—VIII вв. до н.э. в Древней Элладе жили лучшие  мастера-гончары.  Глины было довольно много, и греки делали сосуды разнообразной  формы. В каждом греческом доме была гли­няная посуда разнообразных форм.

Самыми большими были глиняные бочки — пифосы они использовались для консервирования и хранения припасов.  Надеюсь вы знаете Диогена? В такой бочке жил нищий мудрец . Более мелкий сосуд с ручками- амфора. Как мы знаем в амфорах транспортировали масло и вино. Под обычное ведро применялась — гидрия. В гидрия носили воду из родника или колодца, преимущественно этим занимались женщины. Вино с водой смешивали в кратерах. Греки вино пили из блюдец, довольно редко из кубков и чашей. Килик — это блюдце на ножке, фиал -чашка без ручки, скиф- с ручкой. В лекифах хранили душистое масло (маленькие амфоры). Целые армии ремесленников расписывала вазы. И конечно же среди них были великолепные мастера своего дела.

Геометрический орнамент

Геометри­ческим орнаментом украшались греческие вазы. К, примеру, возьмем амфо­ру,  найденную на Дипилонском кладбище в Афинах.  На данной амфоре горизонтальные  рисунки  расположены рядами. На амфоре присутствует геометрический узор: ромбы с точкой посередине, треугольники и переплетающиеся линии. В каждом ряду повторяется геометри­ческий узор. Художники часто в рядах оставляли квадратные поля, которые ху­дожник заполнял их фигурками птиц и зверей, стилизованными листь­ями и розетками. На амфоре  в  квад­ратном поле изображена сцена оплакива­ния умершего вождя. Тело вождя покоится на парадном ложе. Данная ваза использовалась как  надгроб­ный памятник.

Художник Эксекий

Эксекий выдающимся мастер чернофигурной рос­писи . На дне килика он изоб­ражена сцена  «Дионис в ладье» с таким совер­шенством, которое очень сложно превзойти. На дне кмлмка изображено судно, на судне изображен бог виноделия Диони­са, море, виноградные гроздья, дельфинов. Древними греками была принята эта сцена. Они знали о мифе, Ди­ониса который превратил в дельфинов морских разбойников, которые захва­тили его в плен. Килик, расписанный Эксекием, предназначался для вина, и три образа — виноград, дельфины, Дионис — служили иллюстрацией к известному мифу, определя­ли весь смысл композиции. На другой вазе Эксекий изобразил героев поэмы «Илиада» Ахилла и Аякса, играющих в кости. На ам­форе безупречной формы на теплом оранже­вом фоне четко видны силуэты героев. У каж­дого по два копья, за спиной щиты. Герои ув­лечены игрой, они наклонились, чтобы раз­глядеть результаты счета. Эксекий вырази­тельно передал локоны прически, детали одежды, головные повязки и гребень шлема.

Росписи на черном фоне

При краснофигурной росписи фон вазы ста­ли заливать черным лаком, а фигуры остав­ляли красными. На красный фон было удоб­но наносить черные линии. Контур рисунка обводили кистью, и от этого рисунок стано­вился более живым и гибким. Со временем на вазах чаще появляются бы­товые сюжеты, любовные сцены, пир­шества. В Эрмитаже в Петербурге и Музее им. А. С. Пушкина в Москве собраны пре­красные образцы античных ваз. Ваза Евфрония в Эрмитаже знаменита не толь­ко совершенством исполнения. На ней есть надписи, передающие разговор мужчины, юно­ши и мальчика: «Смотри, ласточка’» — «Кля­нусь Гераклом, правда!» — «Скоро весна!» Конечно, фигуры на вазе угловаты, но дви­жения и жесты художник смог передать мастерски. Античное искусство становилось все более свободным и раскованным.

 

Добавить комментарий