ВИЗУАЛЬНАЯ  ИНФОРМАЦИЯ И НЕМАЯ СПРАВКА

Входя в помещение универмага, вокзала, аэропорта, мы сразу же сталкиваемся с целым рядом указателей, пиктограмм, объявлений, планов размещения служб и отделов, а также перечнем имеющихся товаров или оказываемых услуг.

relama-togrovyh-zalov-1

Вся эта информация, выполненная средствами условной графики и шрифта, помогает быстро, без лишних расспросов и траты времени найти нужный отдел, помещение или место оказания услуги.

Такая рекламная визуальная информация выполняется различными способами на разных материалах: дереве, пластике, стекле и т. д. Светящиеся знаки и транспаранты изготовляют из двух половин стеклянного (молочного или матового) либо пластмассового короба, нанося знак или шрифт с обратной (внутренней) стороны масляными или эмалевыми красками. Внутри такие транспаранты имеют источник света. Знаки-символы повсеместно введены в практику рекламного оформления в виде коробов и кронштейнов в газосветном исполнении.

Текст или знак можно вырезать из цветного пластика, а затем наклеить дихлорэтаном или клеем «88» на поверхность стекла. Подключив транспарант к источнику питания, его устанавливают или подвешивают в нужном месте. Для указателей, ценников и прейскурантов рациональны сменные таблички на стекле или пластике, выполненные накладными буквами.

В больших магазинах, аэропортах и вокзалах предпочтительнее буквы из металла. Для немой справки создают специальные конструкции — стояки с прорезанными в боковых сторонах пазами, куда легко вставляются таблички с текстом. Они позволяют  быстро и без хлопот освежать информацию.

Этот принцип можно применить для изготовления всякого рода указателей в помещениях, прейскурантов, перечней отделов и т. д.

Планы размещения залов и отделов выполняют и аппликативно — из накладных элементов, вырезанных из пластика, дерева или обработанного «под металл» пенопласта.

Здесь можно применить и чеканку по меди или алюминию — отдельные накладные детали и изобразительные элементы из этих материалов хорошо смотрятся на деревянном полированном фоне или пластике с текстурой дерева.

Таблицы с разного рода информационным текстом можно выполнить на листах зеркального стекла, наклеив на них шрифт из пластмассы или металла. Шрифт высотой до 5 см хорошо приклеивается к стеклу клеем ПВА.

В интерьерах магазинов, залах ожидания и других местах сосредоточения больших масс людей рекламное оформление может быть самым разнообразным: панно, рекламные шрифтовые и иллюстративные плакаты, козырьки над отделами торгового зала, рекламные установки, в том числе динамические и световые, тематическое и товарно-декоративное оформление внутренних витрин, наличников и шкафов, тематическое оформление к проводимым рекламным кампаниям, распродажам, праздничным датам и т. д.

Одним из распространенных средств визуальной информации являются знаки-символы (пиктограммы). Они заменяют длинные надписи, наглядны, привлекают к себе внимание.

Чаще всего такие знаки изготовляют светящимися на стекле, но они могут быть выполнены и иными способами — аппликативно на пластике, дереве или другой основе. Знаки устанавливают или подвешивают в начале’ каждого отдела магазина, а те, которые указывают места для курения, туалеты, парикмахерскую, буфет или медпункт,— соответственно перед входом в эти помещения.

Стекла с текстами, таблицы и другие информационные материалы либо вставляются в специальную конструкцию, либо подвешиваются в витринах, шкафах, над отделами. Это зависит от общего замысла оформления интерьера, вкуса и умения художника-оформителя.

К оригинальным световым средствам оформления интерьера и витрин относятся так называемые «свето-фосфоритные» рекламные установки. На зеркальном стекле плавиковой кислотой вытравливают по шаблону рисунок или текст. Их можно нанести и жидкими прозрачными лаками. Затем изготовляют подставку под стекло — подиум из полированного или офактуренного дерева или металла в виде коробчатого пьедестала.

В верхней его части оставляют разрез по толщине стекла с тем, чтобы стекло вошло в него по всей длине, а по высоте — не более чем на половину. Внутри подиума монтируют источник света (несколько ламп накаливания или лампу дневного света). Лучи прорываются сквозь толщу стекла в торец, и создается впечатление фосфоресцирующего свечения.

Такие установки несложны в изготовлении и выглядят эффектно в витринах и местах, не освещенных ярким наружным светом. Вместо стекла можно использовать органическое стекло (акрилат), но текст и рисунок не вытравливают, а гравируют при помощи режущих инструментов (резцов, надфилей, электробуров).

Выгравированные в толще оргстекла текст и рисунок при освещении в торец играют гранями и выглядят объемными. Эти установки могут быть и в виде кронштейнов в интерьерах магазинов и других помещений. В этом случае стекло освещается скрытым светом не снизу, а сбоку.

К очень эффектному и действенному виду световой рекламы в интерьере относятся и так называемые «зер-калки» — зеркала, на которых периодически вспыхивает цветная реклама или текст. Их можно демонстрировать в витринах, у гардеробов в театрах и клубах, в магазинах готовой одежды, головных уборов, парфюмерии и косметики — всюду, где пользуются зеркалом.

Изготовить зеркально-световую установку несложно. Она может быть любой формы и конфигурации, в виде торшера, кронштейна или прямоугольного коробчатого экрана в раме,— одним словом, в самых разнообразных вариантах. Состоит установка из зеркала на тонком оконном стекле (причем амальгама должна быть разлита тонким слоем и не закреплена краской), второго стекла с нанесенным на него рекламным рисунком или текстом, общей для обоих стекол коробчатой рамы на подставке или без нее.

Внутри, за вторым стеклом с рекламой, монтируют источник света (группу ламп накаливания или лампы дневного света). В электросеть эти лампы включают через прерыватель «Рекорд», который периодически замыкает цепь. Свет ламп проникает через стекло с рекламой, и на зеркале в это время четко проецируется цветное рекламное изображение. Когда лампы гаснут, зеркало опять выполняет свою основную функцию. Рекламу на стекло наносят масляными красками при помощи ватно-марлевого тампона до получения равномерного тонкого слоя, а также прозрачными цветными лаками.

Короб зеркальной установки и подставку по возможности следует выполнять из материала, соответствующего стилю и фактуре оборудования в интерьере.

Для размещения в витринах можно изготовить переносные, портативные вспыхивающие (светящиеся) установки с короткими текстами на матовом или молочном ; стекле, вставленными в коробчатые фонари из дерева или металла. Три-четыре короба, соединенных общей электропроводкой, помещают рядом с товаром. «Мигая» освещенной стороной, они дают возможность прочитать рекламный текст, нанесенный на внутреннюю, скрытую от глаз, сторону стекла.

Для коротких (из двух-трех слов) рекламных текстов над отделами магазина можно изготовить броскую силуэтно-световую рекламную установку. В ней благодаря скрытому источнику света (как белому, так и цветному) создается эффект темных, плавающих в световом ореоле букв. Такие установки, как видно из рисунка, могут быть и со сменными текстами из букв, вырезанных из оргалита, фанеры или цветного пластика. Источники света — лампы накаливания, дневного света, зеркальные и газонаполненные. Размер и конфигурация установок практически не ограничены и зависят от количества слов в тексте.

Для окраски и офактуривания поверхностей подиумов, подставок, букв, витринных и декоративных фонов рекомендуется масса (левкас) из смеси тонкомолотого мела, столярного клея и небольшого количества (до 10%) олифы. Вливая в мел разведенный в теплой воде клей (1 часть клея на 10 частей воды), получают густую вязкую пасту. В нее добавляют олифу, тщательно размешивая. Свежеприготовленной массой, набирая ее руками, обмазывают поверхности, а затем ладонью «отрывают» от слоя выступающие частички. Поверхность становится шероховатой. Чем мягче прикосновение ладони и «отрыв» ее от массы, тем мельче зерно и тоньше слой фактуры.

Для получения грубой, крупной фактуры движения ладони должны быть более резкими, энергичными. После высыхания фактура дает прочный шероховатый слой с конусообразными вершинками. Вместо «штампования» ладонью массу можно разделать пальцами, проводя по ней продольные или поперечные линии и «выдавливая» желобки на поверхности. То же самое можно проделать при помощи гребешка из дерева или резины, а также рельефного резинового валика для наката узоров. Высохшую поверхность окрашивают клеевыми, темперными, гуашевыми красками или оставляют белой с рельефной фактурой.

Гладким поверхностям придают вид дорогой ткани с рельефной фактурой, окрашивая их клеевыми красками, в которые добавлены мелкодроблёная соломка, стружка или опилки. После того, как краска высохнет, рельефно выступающие частички соломки, стружки или опилок дополнительно окрашивают в другой тон. Обыкновенная бумага крафт, обработанная таким образом, превращается в материал для декоративных работ, может служить фоном в наличниках, шкафах и внутренних витринах.

Художнику и декоратору, работающим в магазинах и торгах, часто приходится самим изготавливать подсобный реквизит — конструкции, подставки, грудки для демонстрации конфекциона, шляп, тканей, одежды, схемы-манекены из проволоки, держатели и каркасы. А для этого нужно владеть элементарными навыками работы с различными инструментами, уметь пилить, строгать, клеить, офактуривать поверхности, драпировать и оббивать их тканями, выгибать проволоку, вырезывать из бумаги, картона, тонкого металла и других материалов несложные объемные изображения, буквы и т. п.

Весь инвентарь — подставки, горки, подиумы, манекены и их части (руки, ноги, бюст, каркасы для показа готовой одежды и тканей и т. д.) должны соответствовать объему и размеру товарных образцов, быть малозаметными, прочными и устойчивыми. Оборудование и инвентарь должны быть полностью подчинены показу товаров и сами по себе не бросаться в глаза.

Все подставки должны соответствовать размерам выставляемых на них товаров: небольшие предметы на большой плоскости выглядят некрасиво, так же как и громоздкие предметы плохо выглядят на малых по площади подставках. Прозрачные подставки из оргстекла предпочтительнее металлических, так как они менее заметны.

Особо следует остановиться на выкладке и декорировании тканей. Драпируя ткани на подставках, декоратор создает пышные воланы, волны и т. п. Тяжелые, плотные ткани типа драпа, букле, костюмных, шерстяных лучше показывать на манекенах, тремпелях, брючных держателях и в виде отдельных полотнищ или лоскутов, натянутых на большие плоскости.

Для этой цели хорошо использовать трубки из картона, которые нетрудно склеить. Длина и диаметр трубок зависят от ширины ткани. Концы трубок окрашивают гуашью. Концы ткани драпируют в буфы или складки. Более плотные ткани показывают натянутыми на плоскости с зубчатыми краями (так, как это делают в промышленных альбомах).

Легкие прозрачные шелковые ткани лучше демонстрировать на манекенах с помощью наколки, имитируя платья. Декоратор может проявить выдумку, создавая, самые разнообразные модели из одного полотнища ткани. Делать это нужно осторожно, не злоупотребляя количеством булавок, чтобы нигде не повредить ткань.

Из легких тканей часто приходится создавать и фон витрины. Для этих целей можно использовать бросовую паковую ткань или даже окрашенную в нужный цвет марлю. Ткань драпируется на подрамнике в складку-плиссе, т. е. ровными складочками внахлестку, каждая закрепляется булавкой или специальным обойным гвоздем «текс» с острым концом. Для того чтобы из ткани создать фон в ровную объемную трубчатую складку, вначале готовят подрамник: сверху и снизу обивают его деревянными «пальчиками», нарезанными из рейки с закругленными краями и расположенными на равном расстоянии друг от друга. Затем «пальчики» обивают тканью так, чтобы на них сверху и снизу образовалась объемная складка. Расстояния между «пальчиками» — это промежутки фона между двумя трубчатыми складками.

Для драпировки пола и отдельных плоскостей практикуют способ оббивки «жатый камень», создавая из ткани выпуклые, выступающие «камни» различной конфигурации и фактуры. Делается это также при помощи обойного молоточка и гвоздей «текс». Приемы драпировки вырабатываются с опытом и дают простор для выдумки и фантазии декоратора.

Приемы выкладки товаров, способы драпировки тканей и другие оформительские работы являются самостоятельной областью. Освещать их в данной книге подробно нет необходимости, здесь кратко перечислены лишь основные положения. Тем, кто интересуется методами и техникой работы декоратора, следует обратиться к специальной литературе.

kruzhok-sveta

В рекламно-праздничном оформлении интерьеров магазинов (к Новому году, весенним и осенним распродажам, школьным базарам) эффектно выглядят надписи из больших букв с меняющимся цветовым оформлением, подсвеченные через театральные прожекторы с обтюраторами (вращающимися трех- или четырехцветными фильтрами).

Буквы большого размера из фанеры на каркасе из реек можно оклеить кусочками битого зеркала. В полумраке под лучами прожектора с цветными фильтрами осколки зеркала играют всеми цветами радуги.

Особенно удачно выглядят крупные буквы на высоте тогда, когда источники света удается замаскировать. В этом случае лучше воспринимаются короткие тексты: «С Новым годом!», «Весна-1929», «Мода-1920» и т. п. Театральный прожектор с .обтюратором дает возможность оперировать светом красного, желтого, зеленого и синего цветов.

Установка может действовать автоматически. Если цветными прожекторами попеременно освещать подвешенный под потолком вращающийся шар, оклеенный кусочками зеркала, он будет разливать море цветных радужных бегущих «зайчиков-рефлексов», Вращение шара осуществляется при помощи мотора и редуктора.

В рекламном оформлении распродаж, ярмарок и других подобных мероприятий широко применяют декоративные бликфанги, сюжетные панно, плакаты, лозунги, призывы, гирлянды из декоративных повторов в торговом зале и над отделами, различные тематические установки, горки с товаром, выкладки товаров сопутствующего ассортимента, показ товаров на манекенах и подиумах в интерьере и т.д.

Следует уделить внимание и декоративному оформлению внутренних витрин, шкафов и наличников. Товар в образцах должен быть показан броско, оригинально, выкладка — быть художественной.

Сегодня интерьер магазина — это продолжение витрины. Покупатель может войти сюда и выбрать необходимую покупку. Помочь ему в этом выборе — задача художника-оформителя рекламы.

Добавить комментарий