Карикатура

Особое место в графике занимает карикатура. Если всякое подлинное произведение искусства обладает силой убеждения и часто является боевым оружием, то карикатура — особенно острое оружие. Недаром лучшие карикатуры всегда создавались в периоды войн, обострения классовой борьбы. Карикатура обличает и осмеивает одновременно. Но как это получается, что художник, изображая зло, заставляет нас не только возмущаться, но и смеяться? Это интересный вопрос.
Карикатура изображает зло так, что оно не кажется всесильным. Наоборот, зло выглядит жалким, уродливым, морально ничтожным. Смеясь над носителями зла, мы чувствуем себя солидарными с теми, кто борется со злом, мы ощущаем свою силу, верим в победу добра над злом. Художник-карикатурист, беря на мушку зло, показывает нелепость, неразумность, ненормальность действий своих «героев». При этом он широко пользуется изобразительной метафорой. Например, злой человек выступает под видом хищного животного, а истребительное оружие — в виде ядовитого, колючего растения, которое выращивают «садовники» — поджигатели войны.
Карикатурист смело пользуется гиперболой — преувеличением, подчеркивая, намеренно выделяя отдельные свойства и-черты изображаемых явлений и людей.
Карикатура по форме своей должна быть до предела простой и понятной. В ней — ничего лишнего, только самое необходимое. Место действия либо обозначается одной-двумя деталями, либо вовсе не обозначается. Цвет в карикатуре, как и в плакате, используется для того, чтобы подчеркнуть основную идею, выделить главное.
Наряду со злой карикатурой, бичующей и высмеивающей отвратительные явления жизни или недостатки определенных людей, существует дружеский шарж, в котором художник скорее подшучивает, чем высмеивает. В товарищеской среде шаржи всегда пользуются успехом, умные люди на шутку не обижаются.
Работа над карикатурой — веселое дело. Кроме всего, она полезна для художника, так как учит замечать характерное, особенное в людях, заострять черты изображаемого. В ней упражняются фантазия, умение выдумывать невероятные обстоятельства, в которые поставлены «герои» карикатуры, иносказательно выражая оценку их поведения. Нелепица (а это и есть суть смешного), небывальщина — вполне законное дело в карикатуре. Но и нелепица должна бить в цель, иначе она превращается в зубоскальство, что отнюдь не к чести карикатуриста. Лень, безволие, нежелание отвечать за себя, грубость, себялюбие, ложь, хвастливость — вот темы для твоих карикатур. Даже в дружеском шарже почти всегда есть крупица поучительного смысла. За все это любят карикатуру ребята, и авторы, и зрители.
Не надо только повторять в карикатуре избитые, ранее виденные решения, штампы. Лентяй, оседлавший двойку, надоел всем. В каждой карикатуре должны быть неожиданность, новая находка в способе осмеяния, свежая метафора.

Филипон.
Король-груша.
Карикатура на короля Луи Филиппа
1840-е гг. Франция

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.