Технология создания декоративной работы

Технология создания декоративной работы. Цвет в декоративной работе.

Цветовое решение в декоративных работах — важнейшая вещь. Их красота во многом зависит от звучности красок, их согласованности при экономии в их подборе. Ясность, отчётливость всего цветового замысла — основа основ работы худож­ника-декоратора. Из трех-четырех красок может быть создано очень нарядное произведение, радующее глаз. Много ли, мало ли употреблено красок—в любом случае должно быть найдено такое соотношение цветов, при котором ни убавить, ни прибавить нельзя. Такое соотношение и называют гармонич­ным.

В декоративной работе чаще применяют окраску крупными пятнами цвета, но можно, конечно, разрабатывать цвет во множестве тонких оттенков, в мазках, в незаметных переходах одного цвета в другой.

Технология создания декоративной работы

Краски для декоративных работ употребляют разные. Часто разводят клеевую — это самая дешевая. Для ее приго­товления берется клей, обычно столярный. Плитки его разбивают на мелкие куски, на сутки заливают холодной водой (на 1 часть клея 10 частей воды). Потом банку с клеем ставят в воду и нагревают, не доводя до кипения, непрерывно помешивая, пока клей не разойдется. Клей вливают в порошок сухой краски и доливают горячую воду. Важно влить достаточное, но не чрезмерное количество клея. Разведенную краску пробуют на клочке бумаги, подсушивают, и если проба не пачкает палец, то клея не мало. Не слишком ли его много, выясняют, сгибая пробу. Если она не ломается на сгибе и на выкраске нет блестящих искорок, клея сколько нужно. Когда клея мало, доливают его в краску, если много— добавляют сухой краски и воды. Гораздо проще развести краску на обезжиренном молоке. Тогда не нужно и нагревать. Когда раствор будет достаточной густоты — краска готова. Густота должна быть такой, чтобы бумага не просвечивала, а от Щетинной кисти не оставалось рельефных следов. Можно использовать и декстриновый, казеиновый, синтетический (поливинилацетатный) клей. Последний после высыхания не растворяется, и краска будет, собственно, не клеевой, а синтетической темперой.

Клеевой, по существу, краской является и гуашь. Пользо­ваться ею удобно, надо только развести ее водой до нужной густоты.

Есть еще анилиновые краски (для материи). Работают ими только на белой бумаге или ткани. Разводят в горячей воде, насыщенность пробуют на клочках бумаги.

Инструменты в декоративной живописи разнообразны. Маленькие кружочки наносят круглой палочкой или мягкой кистью, напитанной жидкой краской. Кисть держат отвесно, а если держать отлого, отпечатки будут напоминать лепестки ромашки. Кистью можно выполнить разбрызганный мазок. Его наносят легкими ударами прямо поставленной щетинной кисти. Этим приемом изредка пользуются художники в живописи деревьев и кустов. Прямая полоса проводится кистью по линейке, вдоль ее приподнятого края.

При исполнении орнамента применяют трафарет, вырезан­ный из плотной бумаги. Чтобы он не размокал, его с двух сторон покрывают лаком. Краску наносят торцовой кистью или тампоном. Пользуются также шаблоном, когда надо сберечь часть рисунка на окрашенном фоне. Можно вырезать штампы-печатки, проще всего из брюквы или картофеля. Небольшим их набором можно создать даже довольно сложные узоры. Для этого на сырой картофелине делают плоский срез, наносят рисунок, а затем перочинным ножом углубляют все фоновые места. Краска в этом случае берется жидкая. Рисунок в работе крупного размера наносят углем. Его легко смахнуть тряпкой, а легкий след будет вполне достаточен в дальнейшей работе. Когда рисунок сравнительно сложный, полезно сделать припорох (рисунок на бумаге того же размера, как и сама работа). Все линии прокалывают толстой иглой. В кусочек редкой ткани насыпают угольный порошок, завязыва­ют ткань мешочком и проколачивают по всем линиям рисунка. Угольная пыль проходит сквозь проколы. Рисунок закрепляют краской с помощью не толстой кисточки.

Для закраски больших поверхностей хороши флейцы — широкие плоские кисти из щетины. Для малых площадей нужны щетинные плоские и круглые, а для мелких деталей — акварельные кисти. В некоторых случаях употребляют резино­вую губку или тампон, приготовленный из ваты и куска тряпки. Ими краску набивают на бумагу, добиваясь особой «ноздреватой» фактуры.

Применяется в декоративной работе аппликация. Она широко распространена в народном искусстве, пользовался ею и большой художник XX века Матисс. Аппликация облегчает труд и выглядит опрятнее, чем работа, наспех написанная кистью. Бумагу лучше окрашивать самому (клеевую краску или гуашь наносят широким флейцем сначала параллельными движениями в одну сторону, потом разравнивая под прямым углом). Особенно хороша аппликация в работах, где много повторяющихся деталей. Так были выполнены ребятами большие панно, изображавшие деревья сказочного сада. Множество одинаковых листьев образовали своего рода узор. Аппликативными композициями можно украсить свою кварти­ру в дни праздников и семейных торжеств. Это будет хорошим подарком родным. А в том, что такие украшения будут с радостью приняты в школе, можно не сомневаться.

В аппликации употребляют не только бумагу (даже газеты), но и фольгу, ткани, кружева и еще многие материалы. Изображения для аппликации вырезают, обрывают или склеивают мозаику из мелко нарванной бумаги. Как правило, в аппликации легче, чем в работе красками, добиться декоратив­ных эффектов, богатства цвета и фактур.

Я видел яркие и красивые коврики из разноцветных лоскутков ткани, выполненные французскими школьниками. Цветы и листья, бабочки и цветы, а на другом — рыбки и водоросли затейливо компоновались в узор. Соединения отдельных лоскутков были украшены декоративными швами, какие применяются в вышивке.

Технология создания декоративной работы

На  выставках   встречаются   работы  из  осенних листьев. Разглаженные утюгом листья деревьев, кустов и трав — прекрасный материал для аппликации. Но эти материалы не надо сочетать с бумагой, тканью и прочими. Они хороши именно тогда, когда во всей работе сохраняется их природа.

На Международной выставке детского рисунка в Москве были представлены аппликации из соломы. Игра цвета на уложенных в разных направлениях полосках соломы, напоми­нающих золотое шитье, нарядна и в то же время подкупает скромностью материала.

Технология создания декоративной работы

На первый взгляд, аппликация из соломы кажется очень трудоемкой: ведь нелегко подобрать и наклеить соломинки. На самом деле все проще: распаренные соломинки разрезают вдоль, сушат, наклеивают на бумагу одну вплотную к другой и проглаживают утюгом весь лист. Чем горячее утюг, тем темнее получается тон соломы. А потом вырезают из заготовки куски нужного профиля. Только нужно следить за направлением соломинок, от него зависит эффект, создаваемый светом, как это бывает на паркете.

Когда нужно вырезать розетки для цветочных гирлянд, лучше всего выпилить шаблон из фанерки и, укрепив его гвоздями на пачке тонкой бумаги, вырубить их стамеской.

Много различных приемов существует в украшении тканей. Один из наиболее простых — роспись по трафарету. Разбавлен­ную масляную краску наносят от краев прорезей к середине, густоту краски устанавливают опытным путем. Способ этот напоминает набойку, широко распространенную в народном искусстве. Так можно изготовить декоративные коврики и ткани для декораций.

Несколько сложнее батик — роспись тонких тканей анили­новыми красками. Чтобы краска не растекалась, на контуры рисунка наносят парафин. Есть два способа: горячий и холодный. Для горячего расплавленным парафином наполняют резиновую спринцовку и обводят контуры. Для холодно­го— их обводят парафином, растворенным в бензине. Распи­сывают ткань, натянув ее на подрамник или на доску. Когда роспись высохнет, ее проглаживают нагретым утюгом сквозь впитывающую бумагу. Так можно расписать косынку, занаве­ску, декоративное панно.

Батик и роспись по трафарету можно соединить с вышив­кой и аппликацией из ткани.

Плетение и ткачество также вполне заслуживают внима­ния. Коврики, дорожки, циновки из самых разных материалов вполне доступны любому юному художнику. Притом с грубым материалом проще работать. Рисунок для ткани прикалывают к рамке, вдоль которой натягивают нити основы. Поперек протягиваются нити или полоски материала, которыми выпол­няется узор. Этот материал наматывается на специальные челноки, какими плетут сети, а то и просто сматывается в клубки.

Великолепным видом монументально-декоративного искус­ства является мозаика. Мозаичные произведения — орнаментальные и изобразительные, сюжетные композиции, портреты и декоративные мотивы — набирают из кусочков смальты (специально приготовленного цветного стекла), кам­ней, керамики с цветной поливой и других твердых матери­алов. Яркий расцвет искусство мозаики пережило в средние века в Византии и вновь возродилось в XX веке в Мексике, у нас в советское время. Исполняют мозаику обратным и прямым набором. При обратном мозаику наклеивают раство­римым в воде клеем лицом вниз на тонкую подкладку с нанесенным на нее зеркально рисунком. Тыльная сторона набора заливается гипсом или цементом, а подкладка смачива­ется и удаляется. Грунт для прямого набора в твоих работах проще всего сделать из мелкого песка с растворимым клеем. Такой грунт можно смачивать для продолжения работы. Можно использовать и пластилин.

Материалом для твоей мозаики могут служить черепки фарфора, фаянса, глиняной посуды, осколки цветного стекла или дробленые камешки, битый кирпич. Применять мозаику можно как внутри помещений, так и снаружи.

Технология создания декоративной работы Технология создания декоративной работы

Также интересна и работа над витражом — картиной или орнаментом из цветного стекла, которое можно заменить прозрачной цветной пленкой. Куски разного цвета соединяют полосками свинца, а ты это сделаешь из пленки с помощью ленточек черной бумаги и окантуешь витраж между двумя стеклами. Есть и другой вид витража, более скромный, но по-своему красивый и пригодный для недолговечных работ. Это прорез­ные рисунки в белой бумаге. В них изображения и орнамент выполняются не только прорезями, но и наклеенными силуэтами, а весь рисунок состоит из комбинации прозрачных и темных силуэтов на общем фоне нетронутой бумаги. Бумажный витраж подвешивают на окно. Он украсит помеще­ние и доставит удовольствие тем, кто будет смотреть снаружи.

То, что мне удалось рассказать в этой беседе о прикладном и декоративном искусстве, далеко не полностью исчерпывает тему. Об этом искусстве написаны целые библиотеки книг, издаются специальные журналы. Создавалось оно усилиями многих художников. А для тебя оно может стать содержанием творчества и источником радости.

Декоративное искусство использует средства всех изобра­зительных искусств: живописи, графики, скульптуры, а также архитектуры. Но и все виды искусств обладают декоративно­стью, она присуща в той или иной мере всему искусству вообще.

Живопись, графика, скульптура отражают существующий вне нас мир. Декоративно-прикладное искусство само создает новый мир вещей. В нем проявляется с полной силой творческий дух человека, создающего жизнь по законам красоты. Это великое искусство. Все оно — для человека, его радости, его счастья.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий