Этюд головы в цвете

Живописный этюд головы представляет собой более сложную задачу. А вообще нужно сказать, что в нем, как и в рисунке, возможны разные решения. Можно писать его, стараясь передать не только цвет, но и объем головы, но можно и так осветить натуру, что объем не будет очень заметен. Наконец, можно и вовсе не передавать светотени, ограничиться лишь цветом постановки.
Не нужно думать, что цвет накладывается поверх рисунка, прикладывается к нему. Так рассматривали задачу живописи те художники, которые довольствовались приблизительным цветом, раскраской вместо живописи. Цвет сам по себе способен воспроизвести объем предметов. Светотень порождает различные оттенки на однородно окрашенных поверхностях, «лепит» ими форму. Именно так писали свои произведения Репин и Суриков и все живописцы их времени. Но к началу XX века портрет часто пишут иначе. Светотени в нем уделяется меньшая роль, а цвет становится более звучным, иногда далеким от «телесного». Серов, начавший свой путь портретиста как верный ученик Репина и Чистякова, к концу жизни создает произведения, в которых светотень почти не играет роли. Какую бы художник перед собой задачу ни ставил: светотеневую разработку цвета, живопись с малой ролью светотени или декоративно-плоскостное решение этюда— все они имеют право на существование.
Итак, первая твоя забота: организовать цвет в соответствии с поставленной задачей. Можно создать гамму насыщенных и контрастных цветов или написать постановку в сближенной тональности из мягко сочетающихся оттенков. Возможно решение с преобладанием какого-то одного цвета, в темной или светлой гамме.
Пробовать нужно все способы работы, а для начала советую тебе осветить модель почти прямо спереди, чтобы тень видна была у самого края головы.
Как всегда, ты начинаешь с набросков, решая композицию этюда и его колорит. Можно их делать прямо красками, без карандаша, очень общо, скупо выписывая подробности. Набросков ты сделаешь не один, пока не остановишься на определенном решении.
Рисунок в этюде удобно делать акварелью, тонкой кисточкой. Акварелью же пропиши весь этюд широкими планами, а заканчивать можешь маслом, темперой или гуашью. Только следи, чтобы прописки гуашью мягко сливались между собой и с акварелью, для этого смачивай бумагу. Тени, как бы мало их ни было в этюде, пиши цветом, вспомни, как ты находил его в живописном этюде пейзажа или натюрморта.
Чаще отставляй от себя этюд для проверки (или отходи от него). Не утомляй глаз, время от времени отдыхай. Смотри широко — на позирующего и на фон.
Этюд при боковом свете писать труднее. Нужна жесткая дисциплина, самокритичная проверка каждого мазка, каждого пятнышка цвета. Точное определение границ каждого тона обязательно.

Этот этюд легче писать маслом по сырому, пока краска не стала сохнуть, а подмалевок сделать акварелью или темперой, тогда работу маслом можно начать почти сразу. Если же и во второй сеанс этюд не окончишь, укрой его от света черной занавеской, это замедлит высыхание.
Этюд без светотени, декоративный, можно писать чем угодно, но гуашь и темпера как будто созданы для такой работы. В такой живописи моделировка  сводится к минимуму, ровно окрашенные пятна главенствуют в работе. Все же не надо раскрашивать широкие плоскости однообразным тоном. Всегда интереснее писать хотя бы с небольшими изменениями цвета, смешивая с другими красками, с белилами или разжижая раствор, чтобы из-под краски кое-где просвечивал грунт. Даже при декоративном решении портрета нужно избегать «сырой» краски. Неприятно, когда отдельные пятна кричаще выделяются из общего тона живописи.
В декоративном этюде вполне допустимы и даже желательны узоры в одежде, в фоне или в тканях, наброшенных на плечи позирующего. Само определение живописи как декоративной говорит об этом.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.