Архитектура постмодерна — это стиль или движение, возникшее в 1960-х годах как реакция на строгость, формальность и отсутствие разнообразия в современной архитектуре, особенно в международном стиле, пропагандируемом Филипом Джонсоном и Генри-Расселом Хичкоком. Это движение было официально представлено архитектором и градостроителем Дениз Скотт Браун и теоретиком архитектуры Робертом Вентури в их книге 1972 года «Учимся у Лас-Вегаса». Стиль процветал с 1980-х по 1990-е годы, особенно в работах Скотта Брауна и Вентури, Филипа Джонсона, Чарльза Мура и Майкла Грейвса. В конце 1990-х годов она разделилась на множество новых тенденций, включая архитектуру высоких технологий, неофутуризм, новую классическую архитектуру и деконструктивизм. Однако некоторые здания, построенные после этого периода, все еще считаются постмодернистскими.
- Происхождение
- Известные здания и архитекторы постмодерна
- Роберт Вентури
- Майкл Грейвс
- Чарльз Мур
- Филип Джонсон
- Фрэнк Гери
- César Pelli
- Постмодернизм в Европе
- Постмодернизм в Японии
- Концертные залы – Сиднейский оперный театр и Берлинский филармонический оркестр
- Характеристики
- Сложность и противоречие
- Фрагментация
- Асимметричные и наклонные формы
- Полихромия
- Юмор и «лагерь»
- Теории архитектуры постмодерна
- Связь с предыдущими стилями
- Корни постмодернизма
- Меняющаяся педагогика
- Последующие движения
- Архитекторы постмодерна
- Другие примеры архитектуры постмодерна
Происхождение
Архитектура постмодерна возникла в конце 1960-х как реакция на предполагаемые недостатки современной архитектуры, особенно ее жестких доктрин, ее единообразия, отсутствия украшений и ее привычки игнорировать историю и культуру городов, в которых она появилась. В 1966 году Вентури формализовал движение в своей книге «Сложность и противоречие в архитектуре». Вентури кратко описал вид архитектуры, который он хотел бы видеть на смену модернизму:
Я говорю о сложной и противоречивой архитектуре, основанной на богатстве и неоднозначности современного опыта, включая тот опыт, который присущ искусству. … Я приветствую проблемы и использую неопределенности. … Мне нравятся элементы, которые являются гибридными, а не «чистыми», скорее компрометирующими, чем «чистыми» … приспосабливающие, а не исключающие. … Я за беспорядочную жизнеспособность, а не за очевидное единство. … Я предпочитаю «и то, и другое» «или-или», черно-белое, а иногда серое, черному или белому. … Архитектура сложности и противоречия должна воплощать трудное единство включения, а не простое единство исключения.
Вместо функциональных доктрин модернизма Вентури предложил уделить основное внимание фасаду, включив в него исторические элементы, тонкое использование необычных материалов и исторических аллюзий, а также использование фрагментации и модуляций, чтобы сделать здание интересным. Выдающийся архитектор и градостроитель Дениз Скотт Браун, которая была женой Вентури, и Вентури написали книгу «Учимся в Лас-Вегасе» (1972) в соавторстве со Стивеном Изенуром, в которой они развили свою совместную аргументацию против модернизма. Они призвали архитекторов принимать во внимание и прославлять существующую архитектуру в том или ином месте, а не пытаться навязать призрачную утопию из своих собственных фантазий. Это соответствовало убеждению Скотта Брауна в том, что здания должны строиться для людей и что архитектура должна прислушиваться к ним. Скотт Браун и Вентури утверждали, что декоративные элементы «удовлетворяют существующие потребности в разнообразии и коммуникации». Книга сыграла важную роль в том, чтобы открыть читателям глаза на новые взгляды на здания, поскольку она опиралась на всю историю архитектуры — как высокого стиля, так и народного, как исторического, так и современного — и в ответ на На знаменитое изречение Мис ван дер Роэ «Чем меньше, тем больше» Вентури ответил: «Меньше — это скучно». Вентури привел в пример одно из зданий своей жены и свое собственное, Дом гильдий в Филадельфии, в качестве примеров нового стиля, который приветствовал разнообразие и исторические ссылки, не возвращаясь к академическому возрождению старых стилей.
Примерно в то же время в Италии аналогичный бунт против строгого модернизма начал архитектор Альдо Росси, который критиковал восстановление итальянских городов и зданий, разрушенных во время войны, в стиле модерн, который не имел никакого отношения к истории архитектуры, оригинальным планам улиц или культуре городов. Росси настаивал на том, чтобы города перестраивались таким образом, чтобы сохранялась их историческая структура и местные традиции. Аналогичные идеи и проекты были выдвинуты на Венецианской биеннале в 1980 году. К призыву к постмодернистскому стилю присоединились Кристиан де Портзампарк во Франции и Рикардо Бофилл в Испании, а в Японии — Арата Исодзаки.
Известные здания и архитекторы постмодерна
Роберт Вентури
Роберт Вентури (1925-2018) был одновременно выдающимся теоретиком постмодернизма и архитектором, чьи здания иллюстрировали его идеи. После учебы в Американской академии в Риме он работал в офисах модернистов Ээро Сааринена и Луи Кана до 1958 года, а затем стал профессором архитектуры в Йельском университете. Одним из его первых зданий был Дом Гильдии в Филадельфии, построенный между 1960 и 1963 годами, и дом для его матери в Честнат-Хилл, в Филадельфии. Эти два дома стали символами движения постмодернизма. В 1960-х и 1970-х годах он спроектировал серию зданий, в которых учитывались как исторические прецеденты, так и идеи и формы, существующие в реальной жизни окружающих их городов.
Майкл Грейвс
Майкл Грейвс (1934-2015) спроектировал два самых известных здания в стиле постмодерн, Портленд Билдинг и Публичную библиотеку Денвера. Позже он продолжил строительство своих знаковых зданий, спроектировав крупные недорогие розничные магазины для таких сетей, как Target и J.C. Penney в Соединенных Штатах, что оказало большое влияние на дизайн розничных магазинов в центрах городов и торговых центрах. В начале своей карьеры он вместе с Питером Эйзенманом, Чарльзом Гватми, Джоном Хейдуком и Ричардом Мейером считался одним из Нью-Йоркской пятерки, группы сторонников чистой современной архитектуры, но в 1982 году он обратился к постмодернизму с Портленд Билдинг, одним из первых крупных сооружений в этом стиле. С тех пор здание было внесено в Национальный реестр исторических мест.
Чарльз Мур
Самая известная работа архитектора Чарльза Мура (1925-1993) — это Пьяцца д’Италия в Новом Орлеане (1978), общественная площадь, состоящая из великолепной коллекции произведений знаменитой архитектуры итальянского Возрождения. Опираясь на архитектуру мэрии в стиле испанского Возрождения, Мур спроектировал Гражданский центр Беверли-Хиллз в сочетании стилей испанского возрождения, ар-деко и постмодерна. Она включает в себя внутренние дворы, колоннады, променады и здания как с открытыми, так и с полузакрытыми пространствами, лестницами и балконами.
Школа бизнеса Хааса при Калифорнийском университете в Беркли сочетается как с архитектурой неоренессанса кампуса Беркли, так и с живописной деревянной жилой архитектурой начала 20 века в соседних Беркли-Хиллз.
Филип Джонсон
Филип Джонсон (1906-2005) начал свою карьеру как чистый модернист. В 1935 году он стал соавтором знаменитого каталога экспозиции Музея современного искусства, посвященной международному стилю, и учился у Вальтера Гропиуса и Марселя Брейера в Гарварде. Его Стеклянный дом в Нью-Ханаане, Коннектикут (1949), вдохновленный аналогичным домом Людвига Мис ван дер Роэ, стал иконой модернистского движения. Он работал с Мисом над другим культовым модернистским проектом, зданием Seagrams в Нью-Йорке. Однако в 1950-х годах он начал включать определенные игривые и маньеристские формы в свои здания, такие как синагога Порт-Честера (1954-1956) со сводчатым оштукатуренным потолком и узкими цветными окнами, а также Художественная галерея Университета Небраски (1963). Однако его основные здания 1970-х годов, такие как IDS Center в Миннеаполисе (1973) и Pennzoil Place в Хьюстоне (1970-1976), были массивными, трезвыми и полностью модернистскими.
Со зданием AT & T (ныне называемым Мэдисон-авеню, 550) (1978-1982) Джонсон резко повернул в сторону постмодернизма. Наиболее заметной особенностью здания является чисто декоративная крыша, выполненная по образцу мебели Чиппендейл, и в ней есть другие, более тонкие отсылки к исторической архитектуре. Его намерением было выделить здание как корпоративный символ среди окружающих его модернистских небоскребов Манхэттена, и ему это удалось; оно стало самым известным из всех зданий постмодерна. Вскоре после этого он завершил еще один постмодернистский проект, PPG Place в Питтсбурге, Пенсильвания (1979-1984), комплекс из шести стеклянных зданий для Питтсбургской компании Plate Glass Company. Эти здания имеют неоготические черты, включая 231 стеклянный шпиль, самый большой из которых имеет высоту 82 фута (25 м).
В 1995 году он построил постмодернистский павильон-сторожку для своей резиденции, Стеклянный дом. Сторожка, называемая «Да Монстра», высотой 23 фута, сделана из гунита, или бетона, выстреливаемого из шланга, серого и красного цветов. Это произведение скульптурной архитектуры без прямых углов и с очень небольшим количеством прямых линий, предшественник скульптурной современной архитектуры 21 века.
Фрэнк Гери
Фрэнк Гери (родился в 1929 году) был крупной фигурой в постмодернистской архитектуре и является одной из самых выдающихся фигур в современной архитектуре. После учебы в Университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, а затем в Гарвардской высшей школе дизайна, он открыл свой собственный офис в Лос-Анджелесе в 1962 году. Начиная с 1970-х годов он начал использовать сборные промышленные материалы для строительства необычных форм частных домов в Лос-Анджелесе, в том числе в 1978 году своего собственного дома в Санта-Монике. Он нарушил их традиционный дизайн, придав им незаконченный и неустойчивый вид. Его дом Шнабеля в Лос-Анджелесе (1986-1989) был разбит на отдельные строения, с разной структурой для каждой комнаты. В его резиденции Norton в Венеции, Калифорния (1983), построенной для писателя и бывшего спасателя, была мастерская, построенная по образцу вышки спасателей с видом на пляж Санта-Моника. В его ранних постройках разные части зданий часто были разных ярких цветов. В 1980-х годах он начал получать крупные заказы, включая юридическую школу Лойолы (1978-1984) и Калифорнийский аэрокосмический музей (1982-1984), затем международные заказы в Нидерландах и Чехии. Его «Танцующий дом» в Праге (1996), построенный с волнистым фасадом из бетонных плит; части стен были сделаны из стекла, что обнажало бетонные колонны под ними. Его самым известным проектом был музей Гуггенхайма в Бильбао (1991-1997), обшитый волнистой обшивкой из титана, материала, который до тех пор использовался в основном при строительстве самолетов, менявших цвет в зависимости от освещения. Гери часто описывали как сторонника деконструктивизма, но он отказывался принимать этот или любой другой ярлык для своей работы.
César Pelli
Сезар Пелли (12 октября 1926 – 19 июля 2019) был аргентинским архитектором, спроектировавшим некоторые из самых высоких зданий в мире и другие крупные городские достопримечательности. Двумя его наиболее известными проектами являются башни Петронас в Куала-Лумпуре и Всемирный финансовый центр в Нью-Йорке. Американский институт архитекторов назвал его одним из десяти самых влиятельных ныне живущих американских архитекторов в 1991 году и наградил его Золотой медалью AIA в 1995 году. В 2008 году Совет по высотным зданиям и городской среде вручил ему Премию Линн С. Бидл за пожизненные достижения. В 1977 году Пелли был выбран деканом Йельской школы архитектуры в Нью-Хейвене, Коннектикут, и проработал на этом посту до 1984 года. Вскоре после прибытия Пелли в Йель он получил заказ на проектирование расширения и реконструкции Музея современного искусства в Нью-Йорке, что привело к созданию его собственной фирмы Cesar Pelli & Associates. Расширение / реконструкция музея и жилой башни Музея современного искусства были завершены в 1984 году; Всемирный финансовый центр в Нью-Йорке, который включает в себя грандиозное общественное пространство Winter Garden, был завершен в 1988 году. Среди других значительных проектов этого периода — здание клиники Крил в Кливленде, штат Огайо, завершено в 1984 году; Херринг-холл в Университете Райса в Хьюстоне, штат Техас (также завершено в 1984 году); завершение в 1988 году строительства Зеленого здания в Тихоокеанском центре дизайна в Западном Голливуде, Калифорния; и строительство Центра Wells Fargo в Миннеаполисе, штат Миннесота, в 1989 году.
Пелли был назван одним из десяти самых влиятельных ныне живущих американских архитекторов Американским институтом архитекторов в 1991 году. В 1995 году он был награжден Золотой медалью Американского института архитекторов. В мае 2004 года Пелли был удостоен степени почетного доктора гуманитарных наук в Университете Миннесоты в Дулуте, где он спроектировал Weber Music Hall. В 2005 году Пелли была удостоена премии Connecticut Architecture Foundation за выдающееся лидерство.
Здания, спроектированные Пелли в этот период, отмечены дальнейшими экспериментами с различными материалами (в первую очередь с нержавеющей сталью) и его эволюцией небоскреба. One Canada Square на Кэнэри-Уорф в Лондоне (открыта в 1991 году); Plaza Tower в Коста-Меса, Калифорния (завершена в 1991 году); и штаб-квартира NTT в Токио (завершена в 1995 году) были прелюдиями к знаковому проекту, который Пелли спроектировал для Куала-Лумпура, Малайзия. Башни Петронас были завершены в 1997 году, обшиты нержавеющей сталью и отражают исламские мотивы дизайна. Двойные башни были самыми высокими зданиями в мире до 2004 года. В том году Пелли получил премию Ага Хана в области архитектуры за дизайн башен Петронас Дизайн Пелли для Национального художественного музея в Осаке, Япония, был завершен в 2005 году, в том же году, когда фирма Пелли сменила название на Pelli Clarke Pelli Architects, чтобы отразить растущую роль старших директоров Фреда У. Кларка и сына Пелли Рафаэля.
Постмодернизм в Европе
Хотя постмодернизм был наиболее известен как американский стиль, заметные примеры появились и в Европе. В 1991 году Роберт Вентури завершил строительство крыла Сейнсбери Национальной галереи в Лондоне, которое было современным, но гармонировало с неоклассической архитектурой на Трафальгарской площади и вокруг нее. Архитектор немецкого происхождения Гельмут Ян (1940-2021) построил небоскреб Мессетурм во Франкфурте, Германия, небоскреб, украшенный остроконечным шпилем средневековой башни.
Одним из первых архитекторов-постмодернистов в Европе был Джеймс Стирлинг (1926-1992). Он был первым критиком модернистской архитектуры, обвинив модернизм в разрушении британских городов в годы после Второй мировой войны. Он разработал красочные проекты общественного жилья в стиле постмодерн, а также Новую государственную галерею в Штутгарте, Германия (1977-1983) и Каммертеатр в Штутгарте (1977-1982), а также музей Артура М. Саклера при Гарвардском университете в Соединенных Штатах.
Одним из наиболее заметных примеров стиля постмодерн в Европе является здание SIS в Лондоне работы Терри Фаррелла (1994). Здание рядом с Темзой является штаб-квартирой британской секретной разведывательной службы. В 1992 году Деян Суджич описал это в The Guardian как «эпитафию архитектуре восьмидесятых». … Это дизайн, который сочетает в себе высокую серьезность в своей классической композиции с возможным невольным чувством юмора. Здание с равной вероятностью можно интерпретировать как храм майя или лязгающий механизм в стиле ар-деко».
Бельгийская архитектурная фирма Atelier d’architecture de Genval известна своими новаторскими работами в области архитектуры постмодерна в Бельгии, особенно в Брюсселе, с такими крупными проектами, как комплекс Espace Leopold, который включает в себя Европейский парламент, и другими подобными зданию Euroclear, большинство из которых напоминает американский стиль постмодернизма.
Итальянский архитектор Альдо Росси (1931-1997) был известен своими постмодернистскими работами в Европе, в музее Боннефантен в Маастрихте, Нидерланды, строительство которого было завершено в 1995 году. Росси был первым итальянцем, получившим самую престижную награду в области архитектуры, Притцкеровскую премию, в 1990 году. Он был известен сочетанием строгих и чистых форм с вызывающими воспоминания и символическими элементами, взятыми из классической архитектуры.
Испанский архитектор Рикардо Бофилл (родился в 1939 году) также известен своими ранними постмодернистскими работами, в том числе жилым комплексом в виде замка с красными стенами в Кальпе на побережье Испании (1973) и комплексом социального жилья Les Espaces d’Abraxas (1983) в Нуази-ле-Гран, Франция.
Работы австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера (1928-2000) иногда считаются особым выражением архитектуры постмодерна.
Постмодернизм в Японии
Японские архитекторы Тадао Андо (1941 г.р.) и Исодзаки Арата (1931-2022) представили идеи движения постмодернизма в Японии. До открытия своей студии в Осаке в 1969 году Андо много путешествовал по Северной Америке, Африке и Европе, впитывая европейские и американские стили, и не имел формального архитектурного образования, хотя позже преподавал в Йельском университете (1987), Колумбийском университете (1988) и Гарвардском университете (1990). Большинство его зданий были построены из необработанного бетона кубической формы, но имели широкие проемы, через которые проникал свет и открывался вид на природу снаружи. Начиная с 1990-х годов он начал использовать дерево в качестве строительного материала и привнес элементы традиционной японской архитектуры, особенно в свой дизайн Музея культуры дерева (1995). Его дом Беннессе в Наосиме, Кагама, имеет элементы классической японской архитектуры и планировку, которая тонко интегрирует дом в природный ландшафт, Он получил Притцкеровскую премию, самую престижную награду в области архитектуры, в 1995 году.
Исодзаки Арата два года проработал в студии Кензо Танге (1913-2005), прежде чем открыть собственную фирму в Токио в 1963 году. Его Музей современного искусства в Наги искусно объединил дерево, камень и металл и соединил три геометрические формы: цилиндр, полуцилиндр и удлиненный блок, чтобы представить трех разных художников в разных условиях. Его художественная башня в Мито, Япония (1986-1990) представляла собой постмодернистскую башню из титана и нержавеющей стали, которая вращалась вокруг собственной оси. Помимо музеев и культурных центров в Японии, он спроектировал Музей современного искусства, Лос-Анджелес (MOCA), (1981-1986) и музей науки и исследовательский центр КОСИ Колумбус в Колумбусе, штат Огайо.
Концертные залы – Сиднейский оперный театр и Берлинский филармонический оркестр
Сиднейский оперный театр в Сиднее, Австралия, построенный датским архитектором Йорном Утзоном (1918-2008), является одним из самых узнаваемых из всех произведений послевоенной архитектуры и охватывает переход от модернизма к постмодернизму. Строительство началось в 1957 году, но не было завершено до 1973 года из-за сложных инженерных проблем и растущих затрат. Гигантские бетонные конструкции возвышаются над платформами, которые образуют крышу самого зала. Архитектор ушел в отставку до завершения строительства, и интерьер был спроектирован в основном после того, как он покинул проект. Влияние Сиднейского оперного театра можно увидеть в более поздних концертных залах с высокими крышами из волнистой нержавеющей стали.
Одним из самых влиятельных зданий периода постмодерна был Берлинский филармонический оркестр, спроектированный Хансом Шаруном (1893-1972) и завершенный в 1963 году. Внешний вид, с его покатыми крышами и скользящим фасадом, был явным отличием от более ранних, более строгих концертных залов в стиле модерн. Настоящая революция произошла внутри, где Шарун разместил оркестр в центре, а публику разместил на террасах вокруг него. Он описал это так: «Форма, приданная залу, вдохновлена пейзажем; В центре находится долина, на дне которой находится оркестр. Вокруг него со всех сторон возвышаются террасы, похожие на виноградники. В соответствии с земным ландшафтом потолок над головой кажется небом. » Следуя его описанию, будущие концертные залы, такие как концертный зал Уолта Диснея Фрэнка Гери в Лос-Анджелесе и Парижская филармония Жана Нувеля (2015), использовали термин «стиль виноградника» и разместили оркестр в центре, а не на сцене в конце зала.
Характеристики
Сложность и противоречие
Архитектура постмодерна впервые возникла как реакция на доктрины современной архитектуры, выраженные архитекторами-модернистами, включая Ле Корбюзье и Людвига Мис ван дер Роэ. Вместо модернистских доктрин простоты, выраженных Мисом в его знаменитом «меньше значит больше»; и функциональности, «форма следует за функцией» и доктрины Ле Корбюзье о том, что «дом — это машина для жизни», постмодернизм, по словам Роберта Вентури, предложил сложность и противоречие. Здания постмодерна имели изогнутые формы, декоративные элементы, асимметрию, яркие цвета и черты, часто заимствованные из более ранних периодов. Цвета и текстуры не были связаны со структурой или функцией здания. Отвергая «пуританизм» модернизма, он призывал к возвращению к орнаменту и накоплению цитат и коллажей, заимствованных из прошлых стилей. Он свободно заимствовался из классической архитектуры, рококо, неоклассической архитектуры, Венского сецессиона, британского движения искусств и ремесел, немецкого югендстиля.
Здания постмодерна часто сочетали в себе удивительные новые формы и черты с, казалось бы, противоречивыми элементами классицизма. Джеймс Стирлинг, архитектор Новой государственной галереи в Штутгарте, Германия (1984), описал стиль как «репрезентативность и абстракцию, монументальность и неформальность, традиционность и хай-тек».
Фрагментация
Архитектура постмодерна часто разбивает большие здания на несколько различных структур и форм, иногда представляющих разные функции этих частей здания. При использовании различных материалов и стилей одно здание может выглядеть как небольшой город или деревня. Примером может служить музей Абтайберга Ханса Холляйна в Менхенгладбахе (1972-1974).
Асимметричные и наклонные формы
Асимметричные формы являются одной из отличительных черт постмодернизма. В 1968 году французский архитектор Клод Парент и философ Поль Вирилио спроектировали церковь Сен-Бернадетт-дю-Банле в Невере, Франция, в виде массивного бетонного блока, наклоненного набок. Описывая форму, они написали: «диагональная линия на белой странице может быть холмом, или горой, или склоном, подъемом или спуском». Здания Родителя были частично вдохновлены бетонными немецкими блокгаузами, которые он обнаружил на французском побережье, которые соскользнули со скал, но остались совершенно неповрежденными, с наклонными стенами и полами. Постмодернистские композиции редко бывают симметричными, сбалансированными и упорядоченными. Наклонные здания, которые наклоняются и, кажется, вот-вот упадут, являются обычным явлением.
Полихромия
Цвет — важный элемент многих зданий постмодерна; чтобы придать фасадам разнообразие и индивидуальность, иногда используется цветное стекло, керамическая плитка или камень. Здания мексиканского архитектора Луиса Баррагана отличаются ярким солнечным светом, который оживляет формы.
Юмор и «лагерь»
Юмор — особая черта многих зданий постмодерна, особенно в Соединенных Штатах. Примером может служить здание Binoculars в районе Венеции в Лос-Анджелесе, спроектированное Фрэнком Гери в сотрудничестве со скульптором Клаасом Ольденбургом (1991-2001). Ворота здания выполнены в виде огромного бинокля; машины въезжают в гараж, проезжая под биноклем. «Лагерный» юмор был популярен в период постмодерна; это был ироничный юмор, основанный на предпосылке, что что-то может казаться настолько плохим (например, здание, которое, казалось, вот-вот рухнет), что это хорошо. В 1964 году американский критик Сьюзан Зонтаг определила кэмп как стиль, который делает акцент на фактуре, поверхности и стилистике в ущерб содержанию, который обожает преувеличения и вещи, которые не такие, какими кажутся. Архитектура постмодерна иногда использовала то же чувство театральности, чувство абсурда и преувеличения форм.
Цели постмодернизма, которые включают в себя решение проблем модернизма, двусмысленную передачу значений и учет контекста здания, удивительно едины для периода зданий, спроектированных архитекторами, которые по большей части никогда не сотрудничали друг с другом. Эти цели, однако, оставляют место для различных реализаций, что можно проиллюстрировать разнообразием зданий, созданных во время движения.
Теории архитектуры постмодерна
Характеристики постмодернизма позволяют выражать его цель различными способами. Эти характеристики включают использование скульптурных форм, орнаментов, антропоморфизма и материалов, которые выполняют роль тромбона. Эти физические характеристики сочетаются с концептуальными характеристиками значения. Эти характеристики значения включают плюрализм, двойное кодирование, летящие контрфорсы и высокие потолки, иронию и парадокс, а также контекстуализм.
Скульптурные формы, не обязательно органические, создавались с большим рвением. Их можно увидеть в музее Ханса Холляйна в Абтайберге (1972-1982). Здание состоит из нескольких строительных блоков, все очень разные. Формы каждого здания совсем не похожи на соответствующие жесткие формы модернизма. Эти формы скульптурны и несколько игривы. Эти формы не сведены к абсолютному минимуму; они построены и сформированы сами по себе. Все строительные блоки очень органично сочетаются друг с другом, что усиливает эффект форм.
После многих лет забвения орнамент вернулся. Дом Венис-Бич Фрэнка Гери, построенный в 1986 году, усеян мелкими декоративными деталями, которые в модернизме сочли бы чрезмерными и ненужными. Дом на Венис-Бич состоит из круглых бревен, которые используются в основном для отделки. Бревна сверху имеют второстепенное назначение — поддерживать оконные переплеты. Однако сам факт того, что их можно было заменить практически невидимым гвоздем, делает их преувеличенное существование в значительной степени декоративным. Орнамент в здании муниципальных служб Портленда Майкла Грейвса («Портленд Билдинг») (1980) еще более заметен. Две выступающие треугольные формы в основном декоративны. Они существуют для эстетических или своих собственных целей.
Постмодернизм, с его чувствительностью к контексту здания, не исключал из здания потребности людей. Кладбище БрионКарло Скарпы (1970-1972) является примером этого. Человеческие требования к кладбищу заключаются в том, что оно обладает торжественным характером, но при этом не должно вызывать у посетителя депрессии. Кладбище Скарпа создает торжественное настроение благодаря тускло-серым цветам стен и четко очерченным формам, но ярко-зеленая трава не позволяет этому быть слишком подавляющим.
В зданиях постмодерна иногда используют тромпель, создавая иллюзию пространства или глубины там, где их на самом деле нет, как это делали художники со времен римлян. Здание в Портленде (1980) имеет колонны, представленные на боковой стороне здания, которые в какой-то степени кажутся реальными, но это не так.
Художественный музей Гуда (1981-1983) имеет типичный асимметричный фасад, который в то время был распространен во всех зданиях постмодерна.
Дом Ванны Вентури Роберта Вентури (1962-1964) иллюстрирует постмодернистскую цель передачи значения и характеристик символизма. Фасад, по словам Вентури, представляет собой символическое изображение дома, относящегося к 18 веку. Частично это достигается за счет использования симметрии и арки над входом.
Возможно, лучшим примером иронии в зданиях постмодерна является площадь Италии Чарльза Мура (1978). Мур цитирует (архитектурно) элементы итальянского Возрождения и римской античности. Однако делает он это с изюминкой. Ирония возникает, когда отмечается, что колонны покрыты сталью. Парадоксально также то, как он цитирует итальянскую старину вдали от оригинала в Новом Орлеане.
Двойное кодирование означало, что здания передают множество значений одновременно. Одним из примеров является здание Sony в Нью-Йорке. Здание представляет собой высокий небоскреб, который несет в себе коннотации самых современных технологий. Однако вершина противоречит этому. Верхний раздел передает элементы классической античности. Это двойное кодирование — распространенная черта постмодернизма.
Характеристики постмодернизма были довольно унифицированы, учитывая их разнообразный внешний вид. Наиболее примечательными среди их характеристик являются их игриво экстравагантные формы и юмор значений, которые передавали здания.
Архитектура постмодерна как международный стиль , первые примеры которого обычно приводятся как относящиеся к 1950–м годам, но не стали движением до конца 1970–х и продолжают оказывать влияние на современную архитектуру. Говорят, что постмодерн в архитектуре ознаменован возвращением «остроумия, орнамента и отсылки» к архитектуре в ответ на формализм Международного стиля модернизма. Как и во многих культурных движениях, некоторые из наиболее ярко выраженных и заметных идей постмодернизма можно увидеть в архитектуре. Функциональные и формализованные формы и пространства модернистского стиля заменяются разнообразной эстетикой: стили сталкиваются, форма принимается сама по себе, и появляются новые способы просмотра знакомых стилей и пространства. Возможно, наиболее очевидно, что архитекторы заново открыли прошлые архитектурные орнаменты и формы, которые были абстрагированы архитекторами-модернистами.
Архитектура постмодерна также была описана как нео-эклектика, где на фасад вернулись отсылки и орнамент, заменив агрессивно не украшенные современные стили. Эта эклектика часто сочетается с использованием неортогональных углов и необычных поверхностей, наиболее известных в Государственной галерее Штутгарта работы Джеймса Стирлинга и на Площади Италии работы Чарльза Мура. Здание Шотландского парламента в Эдинбурге также упоминается как модное в постмодерне.
Архитекторы-модернисты могут считать постмодернистские здания вульгарными, ассоциирующимися с популистской этикой и разделяющими элементы дизайна торговых центров, загроможденных «безделушками». Архитекторы-постмодернисты могут считать многие современные здания бездушными и пресными, чрезмерно упрощенными и абстрактными. Примером этого контраста стало противопоставление «белых» и «серых», при котором «белые» стремились продолжить (или возродить) модернистскую традицию пуризма и ясности, в то время как «серые» придерживались более многогранного культурного видения, о чем свидетельствует заявление Роберта Вентури, отвергающего «черное или белое» мировоззрение модернизма в пользу «черно-белого, а иногда и серого». Расхождение во мнениях сводится к разнице в целях: модернизм основан на минимальном и правдивом использовании материала, а также на отсутствии орнамента, в то время как постмодернизм — это отказ от строгих правил, установленных ранними модернистами, и поиск смысла и выражения в использовании строительных техник, форм и стилистических отсылок.
Одной из форм здания, олицетворяющей исследования постмодернизма, является традиционная двускатная крыша вместо культовой плоской крыши модернизма. Отводя воду от центра здания, такая форма крыши всегда служила функциональной цели в климате с дождем и снегом и была логичным способом достижения больших пролетов за счет более коротких элементов конструкции, но, тем не менее, это было относительно редкостью в модернистских зданиях. Однако собственные модернистские корни постмодернизма проявляются в некоторых примечательных примерах «восстановленных» крыш. Например, дом Ванны Вентури Роберта Вентури ломает фронтон посередине, отрицая функциональность формы, а здание Филипа Джонсона на Пятой авеню, 1001, на Манхэттене рекламирует форму мансардной крыши как явно плоский ложный фасад. Другой альтернативой плоским крышам модернизма было бы преувеличение традиционной крыши, чтобы привлечь к ней еще больше внимания, например, когда Американская академия искусств и наук компании Kallmann McKinnell & Wood в Кембридже, штат Массачусетс, наслаивает три яруса низкой шатровой крыши один над другим для выразительного создания укрытия.
Связь с предыдущими стилями
Новая тенденция стала очевидной в последней четверти 20 века, когда некоторые архитекторы начали отворачиваться от современного функционализма, который они считали скучным, а часть публики — неприветливым и даже неприятным. Эти архитекторы обратились к прошлому, цитируя прошлые аспекты различных зданий и объединяя их вместе (даже иногда в негармоничной манере), чтобы создать новые средства проектирования зданий. Ярким примером этого нового подхода стало то, что в постмодернизме вернулись колонны и другие элементы до современного дизайна, иногда адаптируя классические греческие и римские образцы. В модернизме традиционная колонна (как элемент дизайна) рассматривалась как цилиндрическая труба, замененная другими технологическими средствами, такими как консоли, или полностью замаскированная фасадами навесных стен. Возрождение колонны было эстетической, а не технологической необходимостью. Модернистские высотные здания стали в большинстве случаев монолитный, отвергающий концепцию набора разнообразных элементов дизайна для единой лексики от уровня земли до верха, в самых крайних случаях даже использующий постоянную «площадь» (без сужения или дизайна «свадебного торта»), при этом здание иногда даже предполагает возможность выдавливания одного металла прямо из земли, в основном за счет устранения визуальных горизонтальных элементов — наиболее ярко это проявилось в зданиях Всемирного торгового центра Минору Ямасаки.
Еще одним возвращением стало возвращение «остроумия, орнамента и эталона», наблюдавшегося в старых зданиях с декоративными фасадами из терракоты и украшениями из бронзы или нержавеющей стали периодов изящных искусств и ар-деко. В структурах постмодерна это часто достигалось путем размещения противоречивых цитат из предыдущих стилей зданий рядом друг с другом и даже включения стилистических отсылок к мебели в огромных масштабах.
Контекстуализм, тенденция в мышлении на поздних этапах 20 века, влияет на идеологии постмодернистского движения в целом. Контекстуализм основан на вере в то, что все знания «зависят от контекста». Эта идея была даже развита дальше, чтобы сказать, что знание нельзя понять без учета его контекста. Хотя заслуживающие внимания примеры современной архитектуры тонко и непосредственно реагировали на свой физический контекст, архитектура постмодерна часто обращалась к контексту с точки зрения материалов, форм и деталей окружающих ее зданий — культурного контекста.
Корни постмодернизма
Постмодернистское движение часто рассматривается (особенно в США) как американское движение, зародившееся в Америке примерно в 1960-1970–х годах, а затем распространившееся на Европу и остальной мир и сохраняющееся до настоящего времени. Однако в 1966 году историк архитектуры сэр Николаус Певзнер говорил о возрожденном экспрессионизме как о «новом стиле, преемнике моего международного модерна 1930-х годов, стиля постмодерн» и включил в качестве примеров работы Ле Корбюзье в Роншане и Чандигархе, Дениса Ласдуна в Королевском колледже врачей в Лондоне, Ричарда Шеппарда в колледже Черчилля в Кембридже и Джеймса Стирлинга в и инженерное здание Джеймса Гоуэна в Лестере, а также собственный гостевой дом Филипа Джонсона в Нью-Ханаане, штат Коннектикут. Певзнер не одобрял эти здания за их самовыражение и иррационализм, но он признал их «законным стилем 1950-х и 1960-х» и определил их характеристики. Впоследствии работу по определению постмодернизма взяло на себя молодое поколение, которое скорее приветствовало, чем отвергало происходящее, и, в случае с Робертом Вентури, внесло в это свой вклад.
Цели постмодернизма или позднего модернизма начинаются с его реакции на модернизм; он пытается устранить ограничения своего предшественника. Список целей расширен за счет включения в него доведения идей до общественности, часто в юмористической или остроумной форме. Часто общение осуществляется путем широкого цитирования прошлых архитектурных стилей, часто многих сразу. Отходя от модернизма, компания также стремится создавать здания, чувствительные к контексту, в котором они построены.
Постмодернизм берет свое начало в предполагаемом провале современной архитектуры. Его приверженность функционализму и экономичному строительству означала, что с украшениями было покончено, а зданиям придан совершенно рациональный вид. Многие считали, что здания не в состоянии удовлетворить потребность человека в комфорте как для тела, так и для глаз, что модернизм не учитывает стремление к красоте. Проблема усугубилась, когда некоторые и без того однообразные многоквартирные дома превратились в трущобы. В ответ архитекторы стремились вернуть зданиям орнамент, цвет, убранство и человеческий масштаб. Форма больше не должна была определяться исключительно ее функциональными требованиями или минимальным внешним видом.
Меняющаяся педагогика
Критики редукционизма модернизма часто отмечали отказ от преподавания истории архитектуры как причинного фактора. Тот факт, что ряд основных участников отхода от модернизма прошли обучение в Архитектурной школе Принстонского университета, где обращение к истории продолжало быть частью обучения дизайну в 1940-1950-х годах, был значительным. Растущий интерес к истории оказал глубокое влияние на архитектурное образование. Курсы истории стали более типичными и упорядоченными. Учитывая спрос на профессоров, разбирающихся в истории архитектуры, была разработана программа, включающая продвинутый курс магистратуры по истории и теории архитектуры, предложенный Далибором Веселым и Джозефом Райквертом в Эссекском университете в Англии в период с 1968 по 1978 год. Это было первое в своем роде сооружение.
Этому примеру последовали другие программы, в том числе несколько докторских программ в архитектурных школах, которые возникли, чтобы отличаться от докторских программ по истории искусств, где ранее обучались историки архитектуры. В США Массачусетский технологический институт и Корнелл были первыми, созданными в середине 1970-х, за ними последовали Колумбия, Беркли и Принстон. Среди основателей новых программ по истории архитектуры были Бруно Цеви из Института истории архитектуры в Венеции, Стэнфорд Андерсон и Генри Миллон из Массачусетского технологического института, Александр Цонис из Архитектурной ассоциации, Энтони Видлер из Принстона, Манфредо Тафури из Венецианского университета, Кеннет Фрэмптон из Колумбийского университета, а также Вернер Окслин и Курт Форстер из ETH Zürich.
Создание этих программ сопровождалось наймом в 1970-х годах профессионально подготовленных историков архитектурными школами: Маргарет Кроуфорд (со степенью доктора философии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе) в SCI-Arc; Элизабет Гроссман (доктор философии Университета Брауна) в Школе дизайна Род-Айленда; Кристиан Отто (доктор философии Колумбийского университета) в Корнельском университете; Ричард Чафи (доктор философии Института Курто) в Университете Роджера Уильямса; и Говард Бернс (Королевский колледж Массачусетса) в Гарварде , чтобы назвать лишь несколько примеров. Затем появилось второе поколение ученых, которые начали расширять эти усилия в направлении того, что сейчас называется «теорией»: К. Майкл Хейс (доктор философии, Массачусетский технологический институт) в Гарварде, Марк Уигли (доктор философии, Оклендский университет) в Принстоне (ныне в Колумбийском университете) и Беатрис Коломина (доктор философии, Архитектурная школа Барселоны) в Принстоне; Марк Ярзомбек (доктор философии Массачусетского технологического института) в Корнелле (ныне в Массачусетском технологическом институте), Дженнифер Блумер (доктор философии, Технологический институт Джорджии) в штате Айова и Кэтрин Ингрэм (доктор философии, Джонс Хопкинс) сейчас работает в Институте Пратта.
Постмодернизм с его разнообразием обладает чувствительностью к контексту и истории здания, а также требованиям заказчика. Архитекторы-постмодернисты часто учитывали общие требования городских зданий и их окружения при проектировании здания. Например, в доме на Венис-Бич Фрэнка Гери, соседние дома имеют похожий яркий ровный цвет. Эта чувствительность к местному языку часто очевидна, но в других случаях дизайн соответствует более высоким стилям соседей. Музей Артура М. Саклера Джеймса Стирлинга в Гарвардском университете имеет закругленный угол и узор из полосатого кирпича, который перекликается с формой и декором полихромного Викторианского мемориального зала через дорогу, хотя ни в том, ни в другом случае элемент не является имитационным или историческим.
Последующие движения
После ответного удара постмодерна по модернизму утвердились различные тенденции в архитектуре, хотя и не обязательно следующие принципам постмодернизма. Одновременно недавние движения Нового урбанизма и новой классической архитектуры продвигают устойчивый подход к строительству, который ценит и развивает разумный рост, архитектурные традиции и классический дизайн. Это в отличие от модернистской и глобально единообразной архитектуры, а также от одиночных жилых комплексов и разрастания пригородов.[65] Обе тенденции зародились в 1980-х годах. Архитектурная премия Дрихауса — это награда, которая признает усилия в области нового урбанизма и новой классической архитектуры, и денежный приз в два раза выше, чем у модернистской Притцкеровской премии. Некоторые архитекторы-постмодернисты, такие как Роберт А. М. Стерн и Альберт, Райтер и Титтман, перешли от постмодернистского дизайна к новым интерпретациям традиционной архитектуры.
В неоандийском стиле используется тот же подход к орнаментации, что и в более широком постмодернизме. Впервые этот стиль привлек к себе внимание в 1996 году и примечателен тем, что был разработан и отстаивался коренными перуанцами и боливийцами, а также черпает вдохновение в дизайне древних инков и Анд.
Архитекторы постмодерна
Некоторыми из наиболее известных и влиятельных архитекторов в стиле постмодерн являются:
- Джоэл Бергман
- Barbara Bielecka
- Рикардо Бофилл
- Джон Берджи
- Peter Eisenman
- Терри Фаррелл
- Фрэнк Гери
- Джеймс Гоуэн
- Майкл Грейвс
- Ханс Холляйн
- Арата Исодзаки
- Helmut Jahn
- Jon Jerde
- Филип Джонсон[69]
- Эдвард Джонс
- Hans Kollhoff
- Рикардо Легоррета
- Ernst Lohse
- Чарльз Мур
- Уильям Педерсен
- César Pelli
- Boris Podrecca
- Джон К. Портман младший .
- Paolo Portoghesi
- Антуан Предок
- Кевин Рош
- Aldo Rossi
- Carlo Scarpa
- Дениз Скотт Браун
- Роберт А. М. Стерн
- Джеймс Стирлинг
- Tomás Taveira
- Сиаваш Теймури
- Роберт Вентури
- Майкл Уилфорд
- Джеймс Винс
- Eberhard Zeidler
- Éolo Maia
- Чу-юань Ли