Барокко и Рококо в архитектуре

Купол Микеланджело Святого Петра в Риме

Барокко и Рококо

Барокко, возможно, было первым по-настоящему международным архитектурным стилем. Возникнув в Риме в первые годы XVII века, прежде чем распространиться на Испанию, Францию, Германию и позднее Англию, она достигла Скандинавии, России и даже Латинской Америки. Хотя проявления барокко различались в зависимости от местоположения и архитектора, иллюзия и драма традиционно рассматриваются как его основные характеристики. Расширяя классические формы Ренессанса, барокко характеризовалось смелым и мощным массированием, широкими кривыми, драматическими эффектами света и тени и роскошными, высоко украшенными интерьерами, которые размывали границы между архитектурой, живописью и скульптурой. Термин «барокко» происходит от французского слова, обозначающего уродливую или деформированную жемчужину. Для многих более поздних ученых эта коннотация утраченной красоты бросила барочное искусство и архитектуру как «дегенеративную» и едва ли достойную изучения. Для влиятельного историка культуры девятнадцатого века Якоба Буркхардта барокко было отражением подрыва ценностей Ренессанса. Однако именно ученик Буркхардта, великий историк архитектуры Генрих Вельфль Ин, впервые уделил барокко серьезное научное внимание; его книга «Возрождение и барокко» (1888) исследовала архитектуру барокко в прямой связи с архитектурой эпохи Возрождения.
Хотя Вельфль был признанным формалистом, он признал, что невозможно отделить понимание барокко от его исторического контекста Контрреформации. Прямой ответ на протестантскую Реформацию начала XVI века, возглавляемую Мартином Лютером, Контрреформация стремилась подтвердить верховенство Римско-католической веры путем консолидации и обновления ее основных догматов. Эдикты, изданные Трентским советом, который впервые собрался в 1545 году, установили жесткий контроль над иконографией и стилем религиозного искусства. Это оживление Церкви проникло в архитектуру, и новая энергия и доверие характеризовали многие церковные комиссии семнадцатого века, в частности работы Джан Лоренцо Бернини (1598-1680) и Франческо Борромини (1599-1667). Такие здания, как Сант-Андреа-аль-Квиринале

Сант-Андреа-аль-Квиринале
Сант-Андреа-аль-Квиринале

и Сан-Карло алле Куатро Фонтане,

Сан-Карло алле Куатро Фонтане
Сан-Карло алле Куатро Фонтане

оба в Риме, обращаются непосредственно к эмоциям. Их чистый масштаб и роскошное убранство, сочетающее архитектуру с живописью и скульптурой, были очень заметными напоминаниями о силе и престиже Римско-Католической Церкви.


Международное Барокко

Барокко распространилось по всей Европе и достигло протестантских районов, особенно северной Германии, центра религиозного восстания Мартина Лютера. Здесь, однако, он был менее драматичным, резко контрастируя с роскошным богемным барокко Иоганна Бальтазара Неймана (1687-1753) и Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха (1656-1723) на юге. Поскольку протестантская религия уделяла меньше внимания специально построенным церквям, именно в дворцовой архитектуре барокко достигло своего зенита во многих частях Европы, как проявление власти. В протестантской Англии, изолированной как географией, так и религией от континентальной Европы, барокко развивалось позднее в своеобразной и недолговечной форме. Великие дома замка Говард, северный Йоркшир, и Бленхеймский дворец, Оксфордшир, спроектированные сэром Джоном Ванбру (1664-1726) в сотрудничестве с Николасом Хоксмуром (1661-1736), вдохновленным учеником сэра Кристофера Рена (1632-1723), нацелены на масштаб дворца Людовика XIV в Версале, недалеко от Парижа. В стиле, однако, они опирались на модели, менее репрезентативные для абсолютистского правления: виллы итальянского архитектора XVI века Андреа Палладио в своих планах и родные средневековые и Елизаветинские традиции в их обращении с формой и массой. Апофеозом барокко в Англии были, пожалуй, лондонские церкви Хоксмура — шесть задумчивых зданий из белого камня. Наследием барокко была, как позже описывали его историки архитектуры, идея здания как целостного произведения искусства – которое дизайнеры рококо, последней, подрывной стадии барокко, часто доводили до декоративных крайностей.

Барокко в Италии

Барокко в Италии было впервые представлено в куполе Микеланджело Святого Петра в Риме.

Купол Микеланджело Святого Петра в Риме
Купол Микеланджело Святого Петра в Риме

Вместо запланированного Браманте полусферического купола  Микеланджело предусмотрел выступающий яйцевидный купол. Было ли это последним намерением Микеланджело, до сих пор остается предметом споров, поскольку он умер, когда был достигнут только уровень барабана. Однако именно эта более крутая, более динамичная форма более или менее была выполнена под руководством Джакомо делла Порта (ок. 1533-1602). Завершенный в 1590 году, он возвышается над Римом, провозглашая стиль, который должен был бросить вызов архитектуре города – и, действительно, большей части Италии – в следующем столетии. Барокко Микеланджело оставалось исключительным в период, когда преобладал маньеризм. Барокко действительно принадлежало более позднему поколению архитекторов, среди которых выделяются Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. Наряду с Пьетро да Кортоной (1596-1669), другим великим представителем барокко в Риме, оба архитектора приехали из-за пределов города, где они сделали свои имена. В начале своей карьеры все трое работали вместе на Палаццо Барберини, который был начат Карло Мадерно (ок. 1556-1629) незадолго до своей смерти; тем не менее, они продолжали быть серьезными соперниками, особенно Бернини и Борромини. Бернини был не только архитектором, но и величайшим скульптором эпохи барокко. Борромини, напротив, учился на каменщика и работал в этом качестве в Соборе Святого Петра, в то время как Бернини создал один из своих великих шедевров: огромный бронзовый балдахин с четырьмя колоннами, который находится под куполом Микеланджело. Работа Бернини в Соборе Святого Петра распространилась на внешние монументальные колоннады, которые резко обрамляют фасад Мадерно и купол Микеланджело над ним. Величайшая работа Борромини находится в гораздо меньшем масштабе: его церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Его волнистый фасад префигурирует пространственную сложность интерьера, где Борромини смог вызвать почти осязаемое ощущение движения от статичной кладки. Барокко распространилось из Рима во все части Италии и особенно в Турин. Там, в руках архитектора-математика Гуарино Гуарини (1624-83), были реализованы некоторые из его величайших выражений, в первую очередь необыкновенный купол Сан-Лоренцо и широкий фасад Палаццо Кориньяно.

Тридцатилетняя война

Война (1618-1648), которая велась главным образом в Священной Римской Империи и вокруг нее, которая тогда охватывала большую часть Центральной и Восточной Европы, задержала распространение барокко на эти районы. Строительство почти полностью прекратилось во время войны и восстановилось только во второй половине семнадцатого века. Священная Римская империя фактически представляла собой совокупность территорий, управляемых различными королями, князьями, графами и даже церковными властями. Религиозные разногласия – в основном между католиками и протестантами-ускорили войну и во многом определили характер барокко. Количество государств и их многообразие как в управлении, так и в религии отражалось архитектурно; существовало не одно, а много государств. Ранняя и влиятельная версия барокко была разработана в Вене для императорских правителей Габсбургов Иоганном Лукасом фон Хильдебрандтом (1668-1745) и особенно Фишером фон Эрлахом. Последний был особенно вдохновлен работой Бернини и адаптировал свои широкие изгибающиеся формы к архитектурным требованиям императоров Священной Римской империи Габсбургов Иосифа I (1705-11) и его младшего брата Карла VI (1711-40), для которых он построил Карлскирхе,

Барокко и Рококо в архитектуре
Карлскирхе

в который включены интригующие аллюзии на различные аспекты истории архитектуры. Даже в пределах одной области Империи архитектура значительно различалась. В Баварии архитекторы, столь же разные, как братья асам и Иоганн Бальтазар Нейман, работали почти в одно и то же время. Братья асам были мастерами-скульпторами, ставшими архитекторами, и их вдохновленные Бернини работы были неудивительно отмечены грандиозным скульптурным украшением. Нойманн, напротив, был высокообразованным человеком с образованием военного инженера. Розово-золотой интерьер его шедевра, базилики Фирценхайлиген, недалеко от Бамберга, граничит с рококо в своей свободе, но его гениальность заключается в его необыкновенной геометрии. Нейман реконфигурировал традиционный дизайн нефа-прохода-трансепта в серию овалов, которые пересекаются на различных этапах возвышения, эффект, привлекающий ум так же, как и эмоции. Почти готическое качество наполняет некоторые из сложных пространственных расположений Неймана. Эта особенность проявляется еще более явно в некоторых более эксцентричных творениях богемского барокко, особенно в творениях Яна Сантини-Айхеля (1667-1723), и в сохранении средневекового лукового купола в Восточной Европе.

На рубеже XVI в.

На рубеже XVI века в Испании преобладал простой и строгий классицизм, во многом напоминавший архитектуру эпохи Возрождения, лишенную своих основных форм и геометрии. Этот стиль достиг своего зенита в творчестве Хуана де Эррера (1530-97), в честь которого и назван стиль – Эррериан. Самой известной работой Эрреры, несомненно, является Большой Королевский Дворец Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал недалеко от Мадрида для Филиппа II (1556-98). Эррера унаследовал комиссию, когда Хуан Баутиста де Толедо, первоначальный архитектор Филиппа II умер в 1567 году, вскоре после его начала. Эррера модифицировал и увеличил первоначальный план и переупорядочил фасады, чтобы создать почти идеальный геометрический синтез между планом и высотой. С духом Контрреформации, охватившей Пиренейский полуостров, к середине семнадцатого века барочные черты начали дополнять здания, в противном случае характерные для эррерианской традиции. Однако уникальное испанское проявление барокко началось в творчестве Хосе Бенито де Чурригера (1665-1725) и его братьев Хоакина (1674-1724) и Альберто (1676-1750). Они инициировали (и дали свое имя) «Чурригереск», плотную форму украшения, которые доминировали в испанской архитектуре на протяжении большей части восемнадцатого века. Он был использован для драматического эффекта в середине восемнадцатого века западного фасада Касас-и-Нувоа и башни собора Сантьяго-де-Компостела,

Башни собора Сантьяго-де-Компостела
Башни собора Сантьяго-де-Компостела

один из крупнейших и старейших церковных зданий Испании. Чурригереско представлял собой своеобразную испанскую интерпретацию барокко, которое часто рассматривалось как вдохновленное его мавританской архитектурной родословной. Другим источником была местная архитектура Латинской Америки. После того как первые конкистадоры высадились на Американском континенте в конце XV века, золото потекло обратно в Испанию; здания, созданные из этих материалов, в некотором смысле отражали в своей архитектуре происхождение денег, которые платили за их строительство. Гораздо более определенной тенденцией было распространение барокко на запад, к новым испанским владениям через Атлантику, в такой же степени религиозное, как и имперское, если не более того. Огромное количество барочных церквей, которые были построены в Латинской Америке в течение восемнадцатого века, представляли собой цель конкистадоров принести то, что они считали духовным спасением для коренного населения Латинской Америки.

Французское барокко

Французское барокко является синонимом архитектуры Людовика XIV, короля Франции (1643-1715). Франция при Людовике была высоко централизованным, абсолютистским государством. Власть была сосредоточена в одном месте – Париже, а позже в Версале – и только в одном лице – короле, действия которого рассматривались как имеющие божественную санкцию. Уважаемый министр Людовика, Жан-Батист Кольбер, направлял искусство, и особенно архитектуру, на прославление самозваного Короля-Солнца. Кольбер основал многочисленные академии, в том числе для наук и для архитектуры, и предпринял крупную реорганизацию Королевской академии живописи и скульптуры – все для обеспечения постоянного снабжения хорошо подготовленных художников, архитекторов и инженеров для дальнейшего расширения славы Франции. Кольбер сыграл важную роль в убеждении Бернини посетить Париж в 1665 году, чтобы подготовить проекты для Восточного фронта Лувра. Хотя эти проекты были отвергнуты, в то время как в Париже Бернини изваял бюст Людовика XIV, который считается одним из самых ярких изображений монарха. Несмотря на визит Бернини, барокко во Франции развивалось совершенно иначе, чем в Южной Европе: во-первых, в своем выражении преемственности с французской архитектурной традицией; во-вторых, в своей тесной связи с Дворцовой архитектурой и ландшафтный дизайн. Франсуа Мансар (1598-1666) был первым архитектором, который ввел стиль барокко, главным образом частое использование прикладного порядка и тяжелой рустовки, во французский архитектурный словарь. Его Церковь Валь-де-Грас в Париже и особенно его замок де Мезон, недалеко от Парижа – с характерными мансардными крышами-проложили путь для французских архитекторов следующего поколения. Замок Во-ле-Виконт (1656-61)

Замок Во-ле-Виконт
Замок Во-ле-Виконт

работы Луи Лево (1612-70) послужил образцом для объединения архитектуры, дизайна интерьера, живописи и ландшафтного дизайна, ставшего визитной карточкой французского барокко. Дизайн Луи Лево напоминал Шато де Мезон Мансара, но был более драматичным, с выступающими крыльями, повторяющимся гигантским порядком и оживленным горизонтом с центральным куполом и последовательностью перекрывающихся мансардных крыш. Внутри художнику Шарлю Ле Брюну было поручено украсить комнаты роскошными настенными росписями. Снаружи Андре Ле Нотр (1613-1700) расширил архитектуру дома в сад с серией высоко упорядоченных геометрических дорожек, прудов и живых изгородей. Ле Во, Ле Брюн и Ле Нотр будут наняты Людовиком XIV для создания его Версальского дворца – возможно, величайшего из когда-либо построенных.

Барокко Англия

В Англии барокко развивалось позже и совершенно иначе, чем в континентальной Европе. Протестантская Англия была устойчива к экстравагантности континентального барокко, связанного с римским католицизмом, и даже в семнадцатом веке классическая архитектура все еще рассматривалась некоторыми с подозрением. Однако связи вскоре развились. Во время своего визита в Париж в 1665 году молодой Кристофер Рен встретился с самим Бернини, событие, которое оказалось формирующим, когда всего через год бедствие большого пожара в Лондоне увидел, что мысли Рена обратились к восстановлению столицы. Всего через несколько дней после Великого пожара Рен представил Карлу II, королю Англии (1660-85), план восстановления Лондона Как барочного города с регулярными широкими бульварами. Насущная необходимость немедленно перестроиться и приоритеты владельцев частной собственности поставили крест на схеме Рена. Город был перестроен по старому средневековому плану, но его горизонт был радикально новым. Купол Собора Святого Павла

Купол Собора Святого Павла
Купол Собора Святого Павла

и парящие шпили более чем 50 церквей-все это вместе взятое явное достижение Рена-возвещали о том, что Лондон стал первым современным городом. Ученый, а также архитектор, Рен использовал эмпирические методы для разработки высокоинтеллектуальных решений
к архитектурным проблемам, например тем, которые присущи примирению классической архитектуры со средневековой формой шпиля. В этом Рену помогали несколько способных помощников, в первую очередь Николас Хоксмур. Пройдя путь от чиновника до правой руки Рена, Хоксмур также сыграл важную роль в реализации видений драматурга, ставшего архитектором сэра Джона Ванбру в замке Говард и Бленхеймском дворце. Хоксмур, однако, наиболее известен за шесть церквей, которые он построил по всему Лондону в рамках Комиссии 1711 года по строительству пятидесяти новых церквей. В этих церквях смешались влияния, начиная от родной готики, до ближневосточной и даже египетской архитектуры. Церковь Христа, Спиталфилдс, с ее драматическим западным фронтоном и любопытным готическим шпилем, захватила воображение поколений лондонцев. Однако, прежде чем Церкви Хоксмура были закончены, барокко вышло из моды. Палладианский вкус, проиллюстрированный работой Ричарда Бойля, 3-го графа Берлингтона (1694-1753), пришел в английскую архитектуру на протяжении большей части восемнадцатого века; Достижения хоксмура, в частности, не признавались и даже высмеивались за их эксцентричность и чрезмерность.

Последняя стадия, Рококо

Рококо было последней стадией барокко и во многих отношениях довело фундаментальные качества барокко-иллюзию и драму-до логических крайностей. В самых сложных, многослойных работах Гуарини, например, здание по-прежнему определяется выражением структуры, идея которой восходит к эпохе Возрождения. Даже испанский Чурригереско , плотный орнамент которого, по-видимому, бросает вызов архитектурной структуре, на самом деле стремился подчинить ее, оставив ее фундаментальную архитектурную и интеллектуальную структуру нетронутой. В отличие даже от позднего барокко, рококо стремилось превзойти эту приверженность структурному выражению. Орнамент, каким бы плотным он ни был, больше не был просто дополнением к основному каркасу; вместо этого он стал фундаментальным организующим принципом пространства. Самые чистые пространства рококо были задуманы как непрерывные поверхности-взаимодействие света; блестящие, часто пастельные материалы; и, конечно же, свободный свет и богато позолоченный орнамент притягивали взгляд во всех направлениях, подавляя чувства. Хотя есть некоторые важные баварские Церкви рококо, такие как замечательные примеры в Бирнау (1746-9) и вис (1745-54), которые повторили новаторскую базилику Ноймана в Вьерзенхайлигене и, в любом случае, могут фактически рассматриваться как позднее барокко, рококо чаще всего ассоциируется со светскими зданиями, главным образом большие дворцы и салоны, где образованные элиты встречались, чтобы обсудить литературные и философские идеи. Одним из самых ранних и самых известных творений рококо был дворец Цвингер в Дрездене, Германия, начатый в 1711 году по проектам Маттеуса Даниэля Пеппельмана (1662-1736) для Августа Сильного, курфюрста Саксонии (1694-1733). Цвингер должен был простираться к реке Эльбе и обеспечить роскошную обстановку для театрализованных представлений, включая трибуну рядом с оранжереей. Хотя он остался незавершенным, роскошная архитектура с орнаментом, наложенным поверх орнамента, вызывает соответствующие ассоциации зрелища и фантазии. Возможно, самые большие дворцы эпохи рококо были спроектированы в России итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, особенно Зимний дворец в Санкт-Петербурге,

Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Зимний дворец в Санкт-Петербурге

где декоративные эффекты рококо оживляют длинный царственный фасад. Рококо пронизывало весь спектр изобразительного искусства. Художники, такие как Жан-Антуан Ватто и Франсуа Буше, часто изображали пасторальные сюжеты в мягких пастельных тонах с нежной кистью, в то время как Франсуа де Кювилье, Жюст-Орель Мейсонье, Томас Чиппендейл и Томас Джонсон, среди прочих, расширили колоритные и часто извилистые формы рококо в мебель и прикладной дизайн.

 

Оцените статью
Art-Grea
Добавить комментарий