В Италии очень широкий и разнообразный архитектурный стиль, который нельзя просто классифицировать по периодам или регионам из-за того, что до 1861 года Италия была разделена на множество небольших государств. Это привело к большому разнообразию и эклектичности архитектурных решений. Италия известна своими значительными архитектурными достижениями, такими как строительство акведуков, храмов и подобных сооружений во времена Древнего Рима, основания архитектурного движения эпохи Возрождения в конце 14-16 века и является родиной палладианства, стиля строительства, который вдохновил такие движения, как неоклассическая архитектура, и повлиял на проекты, по которым дворяне строили свои загородные дома по всему миру, особенно в Соединенном Королевстве, Австралии и Соединенных Штатах Америки. Америка конца 17-начала 20 веков.
Несколько лучших произведений западной архитектуры, таких как Колизей, Миланский кафедральный собор, Моле Антонеллиана в Турине, Флорентийский собор и проекты зданий Венеции, находятся в Италии. В Италии насчитывается в общей сложности около 100 000 памятников всех видов (музеи, дворцы, здания, статуи, церкви, художественные галереи, виллы, фонтаны, исторические дома и археологические находки). Сейчас Италия находится в авангарде модернизма и устойчивого дизайна благодаря таким архитекторам, как Ренцо Пьяно и Карло Моллино.
Итальянская архитектура также оказала большое влияние на архитектуру мира. Более того, итальянская архитектура, популярная за рубежом с 19 века, использовалась для описания иностранной архитектуры, построенной в итальянском стиле, особенно по образцу архитектуры эпохи Возрождения.
- Великая Греция и этруски
- Древний Рим
- Раннехристианская и византийская архитектура
- Романская архитектура
- Готическая архитектура
- Архитектура эпохи Возрождения и маньеризма
- Архитектура в стиле барокко и рококо
- Архитектура в стиле неоклассицизма и 19 века
- Современная архитектура
- Архитектура в стиле модерн (Либерти)
- Фашистская архитектура
- Послевоенная архитектура и модернизм
Великая Греция и этруски
Наряду с доисторической архитектурой, первыми людьми в Италии, которые по-настоящему начали разрабатывать проекты, были греки и этруски. В Северной и Центральной Италии именно этруски были лидерами в архитектуре того времени. Этрусские здания были построены из кирпича и дерева, поэтому в Италии сейчас сохранилось лишь несколько этрусских архитектурных памятников, за исключением нескольких в Вольтерре, Тоскана и Перудже, Умбрия. Этруски строили храмы, форумы, общественные улицы, акведуки и городские ворота, которые оказали значительное влияние на римскую архитектуру.
На юге Италии, начиная с 8 века до нашей эры, греческие колонисты, создавшие то, что было известно как Великая Греция, строили свои здания в своем собственном стиле. Они строили большие, лучшие и технологически продвинутые дома, которые также повлияли на римскую архитектуру. Тем не менее, к 4 веку до нашей эры, эпохе эллинизма, меньше внимания уделялось строительству храмов, гораздо больше времени тратилось на строительство театров. Театры были полукруглыми и имели зрительный зал и сцену. Раньше они строились только на холмах, в отличие от римлян, которые искусственно сооружали зрительские места.
Греческие храмы были известны тем, что в них были громоздкие каменные или мраморные колонны. Сегодня в Италии сохранилось несколько памятников греческой архитектуры, особенно в Калабрии, Апулии и Сицилии. Храмы в Валле дей Темпли, которые в настоящее время являются объектами ЮНЕСКО, являются прекрасным примером.
Древний Рим
Под влиянием греческой архитектуры (которая оставила важные следы в Великой Греции, в храмах Агридженто, Селинунте и Пестуме) и этрусской архитектуры (которая привлекла внимание Витрувия) римская архитектура приобрела свои собственные характеристики.
Римляне впитали греческое влияние, очевидное во многих аспектах, тесно связанных с архитектурой; например, это можно увидеть во введении и использовании триклиния на римских виллах как места и способа трапезы. Римляне точно так же были в долгу перед своими соседями-этрусками, которые снабдили их обширными знаниями, необходимыми для будущих архитектурных решений, таких как гидравлика и при возведении арок.
Социальные элементы, такие как богатство и высокая плотность населения в городах, заставляли древних римлян находить собственные новые (архитектурные) решения. Использование сводов и арок в сочетании с глубокими знаниями строительных материалов позволили им добиться беспрецедентных успехов в строительстве внушительных сооружений общественного назначения. Известные примеры включают акведуки Рима, Бани Диоклетиана и Колизей. Они были воспроизведены в меньших масштабах в крупных городах по всей империи, при этом некоторые сооружения сохранились почти полностью нетронутыми, такие как городские стены Луго в Испании Тарраконенсис.
Раннехристианская и византийская архитектура
Раннехристианская эпоха сильно повлияла на Италию, когда Рим стал новой резиденцией папы. После отвоевания Италии Юстинианом несколько зданий, дворцов и церквей были построены в римско-византийском стиле.
Христианская концепция базилики была изобретена в Риме. Они были известны своими длинными прямоугольными зданиями, построенными почти в древнеримском стиле, часто богатыми мозаикой и украшениями. Искусство и архитектура ранних христиан также были во многом вдохновлены искусством римлян-язычников; статуи, мозаики и картины украшали все их церкви. Позднехристианские фрески можно легко увидеть в некоторых из многочисленных катакомб в Риме.
Византийская архитектура также была широко распространена в Италии. Когда Западная Римская империя пала в 476 году нашей эры, византийцы были мировыми лидерами в области культуры, искусства, музыки, литературы, моды, науки, технологий, бизнеса и архитектуры. Византийцы, которые технически были жителями Восточной Римской империи, сохранили римские принципы архитектуры и искусства, но придали им более восточный оттенок и были известны своими немного более плоскими куполами и более богатым использованием позолоченной мозаики и икон, а не статуй. Поскольку византийцы некоторое время проживали на Сицилии, их архитектурное влияние все еще можно увидеть сегодня, например, в кафедральном соборе Чефалу, Палермо или Монреале с их богато украшенными церквями. Базилика Святого Марка в Венеции также является примером византийской архитектуры в Италии.
Романская архитектура
Между византийским и готическим периодами существовало романское движение, которое продолжалось примерно с 800 по 1100 год нашей эры. Это был один из самых плодотворных и творческих периодов в итальянской архитектуре, когда было построено несколько шедевров, таких как Пизанская башня на площади Мираколи и базилика Сант-Амброджо в Милане. Стиль был назван «римским» из-за использования римских арок, витражей, а также изогнутых колонн, которые обычно встречаются в монастырях.
Романская архитектура в Италии сильно различалась как по стилю, так и по конструкции. Возможно, самым художественным был тоскано-романский стиль, особенно флорентийский и пизанский, но сицилийский, на который также оказали значительное влияние нормандские поселенцы. Ломбардско-романский стиль, безусловно, был более прогрессивным в структурном отношении, чем тосканский, но менее художественным.
Романская архитектура в Италии прекратила строительство деревянных крыш в церквях, а также экспериментировала с использованием рёберных сводов или барабанов. Из-за веса зданий они прогибались снаружи, и для их поддержки использовались контрфорсы. Стены церквей в романском стиле были громоздкими и тяжёлыми, чтобы выдерживать крышу, однако это означало, что интерьеры романских церквей в Италии были гораздо более банальными и скучными, чем в раннехристианский и византийский периоды. Раньше они состояли из мрамора или камня и почти не украшались, в отличие от богатых мозаик, которые можно увидеть в итальянских византийских архитектурных сооружениях.
Главным новшеством итальянской романской архитектуры стало хранилище, которого никогда раньше не видели в истории западной архитектуры.
Готическая архитектура
Готическая архитектура появилась в Италии в 12 веке. Итальянская готика всегда сохраняла своеобразную характеристику, которая отличала ее эволюцию от эволюции во Франции, где она зародилась. В частности, смелые архитектурные решения и технические новшества французской готики так и не появились: итальянские архитекторы предпочитали сохранять строительные традиции, заложенные в предыдущие века. С эстетической точки зрения в Италии вертикальное развитие редко имело значение.
Готическая архитектура была импортирована в Италию, как и во многие другие европейские страны. Орден бенедиктинцев цистерцианцев благодаря своим новым зданиям стал основным носителем этого нового архитектурного стиля. Она распространилась из Бургундии (на территории нынешней восточной Франции), их первоначальной территории, по остальной части Западной Европы.
Возможная хронология развития готической архитектуры в Италии может включать:
- первоначальное развитие цистерцианской архитектуры
- фаза «ранней готики» (ок. 1228-1290)
- «зрелая готика» 1290-1385 годов
- фаза поздней готики с 1385 по 16 век, когда ранее было начато завершение строительства великих готических зданий, таких как Миланский собор и базилика Сан-Петронио в Болонье.
Архитектура эпохи Возрождения и маньеризма
Италия XV века, и в частности город Флоренция, была родиной эпохи Возрождения. Именно во Флоренции зародился новый архитектурный стиль, который не развивался постепенно, как готика выросла из романского стиля, а был сознательно создан отдельными архитекторами, стремившимися возродить порядок, царивший в прошлом «золотом веке». Научный подход к античной архитектуре совпал с общим возрождением образования. На это повлиял ряд факторов.
Итальянские архитекторы всегда предпочитали четко очерченные формы и структурные элементы, выражающие их назначение. Многие здания в тосканском романском стиле демонстрируют эти характеристики, как это видно в Флорентийском баптистерии и Пизанском соборе.
Италия никогда полностью не перенимала готический стиль архитектуры. Помимо Миланского собора, в основном работы немецких строителей, в немногих итальянских церквях подчеркивается вертикальность, сгруппированные шахты, витиеватый узор и сложные ребристые своды, которые характеризуют готику в других частях Европы.
Наличие, особенно в Риме, древних архитектурных остатков, демонстрирующих упорядоченный классический стиль, вдохновляло художников в то время, когда философия также обращалась к классике.
- Купол Флорентийского собора
Переход от готики к архитектуре эпохи Возрождения совпадает со строительством купола Флорентийского собора, выполненного Филиппо Брунеллески между 1420 и 1436 годами. Собор, построенный Арнольфо ди Камбио, остался недостроенным к концу 14 века; в центре, там, где должен был находиться купол, зияла огромная дыра. Конкурс на его строительство выиграл Брунеллески, который построил самый большой купол со времен Римской империи.
- Базилика Сан-Лоренцо
Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции была спроектирована Брунеллески с использованием всего того, чему он научился, изучая архитектуру Древнего Рима. В нем есть арки, колонны и окна с круглыми верхушками в римском стиле. Он выглядит совершенно иначе, чем остроконечные церкви готического периода. Строительство здания с перестройками было завершено только после его смерти.
- Базилика Сант-Андреа
Когда римские императоры возвращались с победы в битве, они построили триумфальную арку как памятник самим себе. В Риме, а также в других частях Италии есть несколько таких памятников, и общий дизайн представляет собой большую арку в центре и меньшую нижнюю арку или дверной проем с обеих сторон. Архитектор Леон Баттиста Альберти приспособил римскую триумфальную арку к церковному фасаду базилики Сант-Андреа в Мантуе. Он использовал ту же схему высоких и арочных, низких и квадратных конструкций и внутри церкви. Это было скопировано многими другими архитекторами. Это также было первое здание, в котором использовались колонны в гигантском порядке.
- Дворец Медичи Риккарди
Когда дело дошло до строительства дворцов, у богатых людей эпохи Возрождения были иные потребности, чем у римских императоров, поэтому архитекторам пришлось использовать правила, чтобы построить новое грандиозное здание. Эти дворцы эпохи Возрождения, прекрасным примером которых является Палаццо Медичи Риккарди, обычно трехэтажные и довольно простые снаружи. Внутри есть внутренний двор, окруженный красивыми колоннами и окнами. Такие архитекторы, как Микелоццо, который работал на Козимо Медичи, искали вдохновения в римском Колизее.
- Собор Святого Петра
Самой известной церковью в Риме была Старая базилика Святого Петра, построенная над небольшим святилищем, которое, как считается, отмечает место захоронения святого Петра. К концу 15 века старая базилика пришла в упадок. В 1505 году папа Юлий II принял решение снести древнюю базилику и заменить ее новой. В течение следующих 120 лет сменялась череда пап и архитекторов, в результате их совместных усилий появилось нынешнее здание. К тому времени, когда проект был закончен, многие известные художники работали над дизайном, который кардинально изменился, став скорее барочным, чем ренессансным. Среди архитекторов, присутствующих на сайте, были Донато Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело, Пирро Лигорио, Джакомо Бароцци да Виньола, Джакомо делла Порта и Карло Мадерно. Здесь один из самых великолепных куполов в мире, который был скопирован во многих странах.
Архитектура в стиле барокко и рококо
Одним из самых оригинальных произведений архитектуры позднего барокко является Дворец качча ди Ступиниджи (Охотничий домик Ступиниджи), построенный в 18 веке. Благодаря высокоразвитому растению, основанному на кресте Святого Андрея, оно было спроектировано Филиппо Юваррой, который также построил базилику Суперга недалеко от Турина.
В тот же период в Венето произошло сближение с архитектурой Палладио, очевидное в Вилле Пизани в Стра (1721) и церкви Сан-Симеоне-Пикколо в Венеции (завершена в 1738).
В Риме одними из наиболее значительных достижений являются Испанская лестница и фонтан Треви, в то время как фасад Сан-Джованни-ин-Латерано работы Алессандро Галилея имеет более строгие, классические черты.
В Неаполитанском королевстве архитектор Луиджи Ванвителли начал в 1752 году строительство Королевского дворца Казерты. В этом большом комплексе грандиозные интерьеры и сады в стиле барокко контрастируют с более сдержанной застройкой, которая, кажется, предвосхищает мотивы неоклассического стиля. Гигантским размерам дворца вторит Оспедале Альберго-Реале-деи-Повери в Неаполе, построенный в те же годы Фердинандо Фуга.
Архитектура в стиле неоклассицизма и 19 века
Возврат к более классическим архитектурным формам как реакция на стиль рококо можно обнаружить в начале 18 века, наиболее ярко представленный в архитектуре палладио. В конце 18-го и начале 19 веков Италия находилась под влиянием неоклассического архитектурного движения. Все, начиная с вилл, дворцов, садов, интерьеров и произведений искусства, стало основываться на древнеримских и греческих сюжетах, и здания были широко оформлены на вилле Капра «Ла Ротонда», шедевре Андреа Палладио. До открытия затерянных городов Помпеи и Геркуланум, здания были оформлены в стиле Древнего Рима и классических Афин, но позже были вдохновлены этими археологическими памятниками.
включают Арко делла ПачеЛуиджи Каньолы (Милан), Театр Сан-Карло (Неаполь, 1810), Сан-Франческо ди Паола (Неаполь, 1817), кафе Педрокки (Падуя, 1816), Темпио Кановиано (Посаньо, 1819), Театр Карло Феличе (Генуя, 1827) и Цистерноне (Ливорно, 1829).
Италия в середине 19 века также была хорошо известна некоторыми относительно авангардными сооружениями. Галерея Витторио Эмануэле II в Милане, построенная в 1865 году, была первым зданием из железа, стекла и стали в Италии и старейшей в мире специально построенной торговой галереей, которая позже оказала влияние на галерею Умберто I в Неаполе.
Современная архитектура
Архитектура в стиле модерн (Либерти)
Модерн, известный в Италии как стиль Свободы, имел своих главных и наиболее оригинальных представителей в Джузеппе Соммаруге и Эрнесто Базиле. Первый был автором Палаццо Кастильони в Милане, в то время как второй проектировал расширение Палаццо Монтечиторио в Риме. В 1920-е и последующие годы был введен новый архитектурный язык, Razionalismo. Пионером этой формы футуристической архитектуры был Антонио Сант’Элиа и, следовательно, Группа 7, образованная в 1926 году. После распада группы ее взяли на вооружение такие художники-одиночки, как Джузеппе Террагни (Дом Фасцио, Комо), Адальберто Либера (Вилла Малапарте на Капри) и Джованни Микелуччи (железнодорожный вокзал Санта-Мария-Новелла во Флоренции).).
В фашистский период Razionalismo уступил место итальянскому новеченто, который отверг авангардные темы и вместо этого стремился возродить искусство прошлого. Его наиболее важными представителями в области архитектуры были Джио Понти, Пьетро Ашьери и Джованни Муцио. Это движение вдохновило Марчелло Пьячентини на создание им «упрощенного неоклассицизма», связанного с повторным открытием императорского Рима. Пьячентини был автором нескольких работ во многих городах Италии, наиболее важной из которых является спорное создание Виа делла Конкилиационе в Риме.
Фашистская архитектура
Рационалистически-фашистская архитектура был итальянским архитектурным стилем, разработанным во времена фашистского режима и, в частности, начиная с конца 1920-х годов. Первоначально ее продвигала и практиковала группа Gruppo 7, архитекторами которой были Луиджи Фигини, Гвидо Фретте, Себастьяно Ларко, Джино Поллини, Карло Энрико Рава, Джузеппе Террагни, Убальдо Кастаньола и Адальберто Либера. Были выделены две ветви: модернистская, наиболее видным представителем которой был Джузеппе Террагни, и консервативная, из которых наиболее влиятельными были Марчелло Пьячентини и группа La Burbera.
Фашистские стили часто напоминают древний Рим, но могут распространяться и на современную эстетику. Здания в стиле фашизма часто строятся с особым вниманием к симметрии и простоте. Фашистские архитектурные стили — это направление модернистской архитектуры, ставшее популярным в начале XX века. На итальянский фашистский стиль также сильно повлияло рационалистическое движение в Италии в 1920-х годах. Рационалистическая архитектура при поддержке итальянского правительства ознаменовала новую фашистскую эпоху культуры и государственного управления в Италии.
Послевоенная архитектура и модернизм
Два итальянских архитектора получили Притцкеровскую архитектурную премию: Альдо Росси (1990) и Ренцо Пьяно (1998). Некоторыми из главных архитекторов, работавших в Италии в период с конца 20-го по начало 21-го века, являются Ренцо Пьяно, Массимилиано Фуксас и Гай Ауленти. Работы Пиано включают стадион Сан-Никола в Бари, аудиторию Музыкального парка в Риме, работы по реконструкции Старого порта Генуи и паломническую церковь Падре Пио в Сан-Джованни-Ротондо. Среди проектов Фуксаса (по состоянию на январь 2011 г.) — штаб-квартира региона Пьемонт и конференц-центр Roma Convention Center — La Nuvola в EUR, Рим. Итальянские работы Гая Ауленти включают работы по реконструкции Палаццо Грасси в Венеции и станции «Музей» Неаполитанского метро.
Другими замечательными фигурами современной архитектуры Италии являются швейцарец Марио Ботта (Музей современного искусства Тренто и Роверето, реконструкция Ла Скала в Милане), Микеле Валори (it: Corviale), Заха Хадид (Национальный музей искусств 21 века в Риме, небоскреб «Ло Сторто» в Милане), Ричард Мейер (Юбилейная церковь и покровное здание Ара Пацис, оба в Риме ), Норман Фостер (железнодорожный вокзал Флоренции Бельфиоре), Даниэль Либескинд (небоскреб «Il Curvo» в Милане) и Арата Исодзаки (Олимпийский дворец в Турине вместе с Пьером Паоло Маджора и Марко Бризио; небоскреб «Il Dritto» в Милане).