Народная архитектура (также народная архитектура) — это здание, построенное вне каких-либо академических традиций и без профессионального руководства. Это не конкретное архитектурное направление или стиль, а скорее широкая категория, охватывающая широкий спектр типов зданий с различными методами строительства со всего мира, как исторических, так и сохранившихся, классических и современных. Народная архитектура составляет 95% застроенной среды в мире, по оценке в 1995 году Амоса Рапопорта, в сравнении с небольшим процентом новых зданий, ежегодно проектируемых архитекторами и возводимых инженерами.
Народная архитектура обычно обслуживает непосредственные местные потребности, ограничена материалами, доступными в конкретном регионе, и отражает местные традиции и культурную практику. При изучении народной архитектуры изучаются не получившие формального образования архитекторы, а дизайнерские навыки и традиции местных строителей, которым редко указывали авторство работ. Совсем недавно дизайнеры и строительная индустрия изучали народную архитектуру в попытке более бережно относиться к современному дизайну и строительству — в рамках более широкого интереса к устойчивому дизайну.
По состоянию на 1986 год даже среди ученых, публикующихся в этой области, точные границы понятия «народный язык» были неясны.
- Этот вопрос с определением, кажущийся таким простым, оказался одной из самых серьезных проблем для сторонников исследований народной архитектуры и ландшафтов. Простого, убедительного, авторитетного определения пока не предложено. Народная архитектура — это явление, которое многие понимают интуитивно, но которое немногие способны определить. Таким образом, литература по этому вопросу полна того, что можно было бы назвать отсутствием определений. Народная архитектура — это здания не высокого стиля, это те сооружения, которые не спроектированы профессионалами; это не монументально; это не изощренно; это просто здание; это, по словам выдающегося историка Николауса Певзнера, не архитектура. Те, кто придерживается более позитивного подхода, полагаются на такие прилагательные, как обычный, повседневный и банальный. Хотя эти термины не столь уничижительны, как другие описательные фразы, которые иногда применяются к местному наречию, они также не очень точны. Например, небоскребы Манхэттена являются произведениями архитектуры высокого стиля, но они также являются обычным явлением на Манхэттене. Разве они не являются логически народными зданиями Нью-Йорка?
Народная архитектура, как правило, упускается из виду в традиционных историях дизайна. Это не стилистическое описание, не говоря уже об одном конкретном стиле, поэтому его нельзя обобщить в терминах простых для понимания шаблонов, характеристик, материалов или элементов. Из—за использования традиционных методов строительства и местных строителей здания на народном языке считаются выражением культуры — аборигенной, коренной, наследственной, сельской, этнической или региональной — в той же степени, что и архитектурные артефакты.
- Эволюция фразы
- Народный язык и архитектор
- Влияние на народный язык
- Климат
- Культура
- Жилища кочевников
- Постоянные жилища
- Окружающая среда, строительные элементы и материалы
- Юридические аспекты
- Галерея
- Африка
- Анатолия
- Центральная Азия
- Ближний Восток
- Южная Азия
- Восточная Азия
- Юго-Восточная Азия и Австронезия
- Австралия и Новая Зеландия
- Европа
- Северная Америка
- Южная Америка
- Типы и примеры по регионам
Эволюция фразы
Термин просторечный означает «домашний, туземный, коренной», от verna «коренной раб» или «домашний раб». Слово, вероятно, происходит от более древнего этрусского слова.
Термин заимствован из лингвистики, где просторечие относится к использованию языка, характерному для определенного времени, места или группы.
Фраза датируется по крайней мере 1857 годом, когда она была использована сэром Джорджем Гилбертом Скоттом в первой главе его книги «Замечания о светской и домашней архитектуре, настоящем и будущем», и в документе, прочитанном архитектурному обществу в Лестере в октябре того же года. Будучи сторонником движения возрождения готики в Англии, Скотт использовал этот термин как уничижительный для обозначения «преобладающей архитектуры» в Англии того времени, всей ее целиком, в отличие от готики, которую он хотел представить. В эту категорию «народная» Скотт включил собор Святого Павла, Гринвичскую больницу в Лондоне и замок Говард, хотя и признал их относительное благородство.
Термин был популяризирован с положительными коннотациями на выставке 1964 года в Музее современного искусства, Нью-Йорк, спроектированной архитектором Бернардом Рудофски, с последующей книгой. Обе назывались Архитектура без архитекторов. Выставка, на которой были представлены впечатляющие черно-белые фотографии народных зданий по всему миру, пользовалась огромной популярностью. Рудофски привлек внимание общественности и к основной архитектуре, а также оставил определения свободными: он написал, что выставка «пытается разрушить наши узкие представления об искусстве строительства, представляя незнакомый мир нестандартной архитектуры. Она настолько малоизвестна, что у нас даже нет для нее названия. За неимением общего ярлыка мы будем называть это народным, анонимным, спонтанным, коренным, сельским, в зависимости от обстоятельств.» Книга была напоминанием о законности и «с трудом добытых знаниях», присущих народным зданиям, от польских соляных пещер до гигантских сирийских водяных колес и марокканских крепостей в пустыне, и в то время считалась иконоборческой.
Термин «коммерческий народный язык» был популяризирован в конце 1960-х годов после публикации книги «Учимся в Лас-Вегасе» Роберта Вентури и Дениз Скотт Браун, относящейся к американским пригородам 20-го века и коммерческой архитектуре.
Хотя народная архитектура может быть разработана людьми, имеющими некоторое образование в области дизайна, в 1971 году Рональд Бранскилл, тем не менее, определил народную архитектуру как:
… здание, спроектированное любителем без какой-либо подготовки в области дизайна; человек будет руководствоваться рядом условностей, сложившихся в его местности, уделяя мало внимания тому, что может быть модным. Функция здания будет доминирующим фактором, эстетические соображения, хотя и присутствуют в некоторой степени, будут весьма минимальными. Местные материалы будут использоваться как само собой разумеющееся, другие материалы будут выбираться и импортироваться в исключительных случаях.
В Энциклопедии народной архитектуры мира, отредактированной в 1997 году Полом Оливером из Оксфордского института устойчивого развития. Оливер утверждал, что народная архитектура, учитывая то понимание, которое она дает в вопросах адаптации к окружающей среде, будет необходима в будущем для «обеспечения устойчивости как в культурном, так и в экономическом плане в краткосрочной перспективе». Энциклопедия определила область народной архитектуры как:
включает жилища и все другие постройки людей. В зависимости от условий окружающей среды и имеющихся ресурсов, они обычно построены собственниками или сообществом с использованием традиционных технологий. Все формы народной архитектуры построены для удовлетворения конкретных потребностей, с учетом ценностей, экономики и образа жизни культур, которые их порождают.
В 2007 году Аллен Нобл написал пространное обсуждение соответствующих терминов в книге «Традиционные здания: глобальный обзор структурных форм и культурных функций». Нобл пришел к выводу, что «народная архитектура» строится «лицами, не имеющими профессионального образования в строительном искусстве». «Народная архитектура» принадлежит «простым людям», но может быть построена подготовленными профессионалами с использованием местных, традиционных конструкций и материалов. «Традиционная архитектура» — это архитектура, передаваемая от человека к человеку, из поколения в поколение, особенно устно, но на любом уровне общества, а не только обычными людьми. «Примитивная архитектура» — это термин, который Благородный человек не рекомендует использовать. Термин «народная архитектура» чаще используется в Восточной Европе и является синонимом народной или просторечной архитектуры.
Народный язык и архитектор
Архитектура, спроектированная профессиональными архитекторами, обычно не считается народной. Действительно, можно утверждать, что сам процесс сознательного проектирования здания делает его не народным. Пол Оливер в своей книге «Жилища» утверждает: «утверждается, что «популярная архитектура», разработанная профессиональными архитекторами или коммерческими строителями для массового использования, не укладывается в рамки народного языка». Оливер также предлагает следующее простое определение народной архитектуры: «архитектура народа и людьми, но не для людей».
Фрэнк Ллойд Райт описал народную архитектуру как «Народное здание, растущее в ответ на реальные потребности, вписанное в окружающую среду людьми, которые не знали ничего лучшего, кроме как соответствовать им с учетом местных чувств». предполагая, что это примитивная форма дизайна, лишенная разумной мысли, но он также заявил, что «для нас это более достойное изучения, чем все крайне застенчивые академические попытки создать прекрасное по всей Европе».
По крайней мере, со времен Движения искусств и ремесел многие современные архитекторы изучали здания на народном языке и утверждали, что черпают в них вдохновение, включая аспекты народного языка в свои проекты. В 1946 году египетский архитектор Хасан Фатхи был назначен проектировать город Новая Гурна недалеко от Луксора. Изучив традиционные нубийские поселения и технологии, он включил в свои проекты традиционные своды из сырцового кирпича нубийских поселений. Эксперимент провалился по целому ряду социальных и экономических причин.
Архитектор из Шри-Ланки Джеффри Бава считается пионером регионального модернизма в Южной Азии. Наряду с ним современными сторонниками использования народного языка в архитектурном дизайне являются Чарльз Корреа, известный индийский архитектор; Мужарул Ислам и Баширул Хак, всемирно известные бангладешские архитекторы; Балкришна Доши, еще один индиец, основавший Фонд Васту-Шилпа в Ахмедабаде для исследования народной архитектуры региона; и Шейла Шри Пракаш, которая использовала сельскую индийскую архитектуру как источник вдохновения для инноваций в области охраны окружающей среды и социально-экономического развития. экономически устойчивое проектирование. Голландский архитектор Альдо ван Эйк также был сторонником народной архитектуры, как и Сэмюэл Мокби, Кристофер Александер и Паоло Солери.
Оливер утверждает, что:
До сих пор не существует четко определенной и специализированной дисциплины для изучения жилищ или более широкого охвата народной архитектуры. Если бы такая дисциплина возникла, то, вероятно, это была бы такая дисциплина, которая сочетала бы некоторые элементы как архитектуры, так и антропологии с аспектами истории и географии.
Архитекторы вновь проявили интерес к народной архитектуре как модели устойчивого дизайна. Современная дополнительная архитектура во многом основана на народной архитектуре.
Влияние на народный язык
На народную архитектуру влияет множество различных аспектов поведения человека и окружающей среды, что приводит к различным формам зданий практически для любого контекста; даже в соседних деревнях могут быть несколько разные подходы к строительству и использованию своих жилищ, даже если на первый взгляд они кажутся одинаковыми. Несмотря на эти различия, каждое здание подчиняется одним и тем же законам физики и, следовательно, будет демонстрировать значительное сходство в структурных формах.
Климат
Одним из наиболее значительных факторов, влияющих на народную архитектуру, является макроклимат района, в котором построено здание. Здания в холодном климате неизменно имеют высокую тепловую массу или значительное количество изоляции. Обычно они герметизируются, чтобы предотвратить потерю тепла, а отверстия, такие как окна, как правило, маленькие или даже вообще отсутствуют. Здания в странах с теплым климатом, напротив, как правило, строятся из более легких материалов и обеспечивают значительную перекрестную вентиляцию через отверстия в конструкции здания.
Здания для континентального климата должны быть способны выдерживать значительные колебания температуры и даже могут быть изменены их обитателями в зависимости от времени года. В жарких засушливых и полузасушливых регионах народные сооружения обычно включают в себя ряд отличительных элементов для обеспечения вентиляции и контроля температуры. По всему Ближнему Востоку эти элементы включали такие конструктивные особенности, как сады во внутренних дворах с водными объектами, экранированные стены, отраженный свет, машрабия (характерное эркерное окно с деревянной решеткой) и бад-гирс (ветроуловители).
Здания принимают разные формы в зависимости от уровня осадков в регионе, что приводит к появлению жилищ на сваях во многих регионах с частыми наводнениями или сезонами дождливых муссонов. Например, Квинслендер — это дом из флюгера с наклонной жестяной крышей, построенный в начале 19 века как решение проблемы ежегодных наводнений, вызванных муссонными дождями в северных штатах Австралии. Плоские крыши редко встречаются в районах с высоким уровнем осадков. Аналогичным образом, районы с сильными ветрами приведут к созданию специализированных зданий, способных справиться с ними, а здания, как правило, представляют минимальную площадь поверхности для преобладающих ветров и часто расположены низко в ландшафте, чтобы минимизировать потенциальный ущерб от шторма.
Климатические влияния на народную архитектуру существенны и могут быть чрезвычайно сложными. Средиземноморский язык и язык большей части Ближнего Востока часто включают внутренний двор с фонтаном или прудом; воздух, охлаждаемый водяным туманом и испарениями, проходит через здание благодаря естественной вентиляции, созданной формой здания. Точно так же североафриканский народный язык часто имеет очень высокую тепловую массу и маленькие окна для поддержания прохлады внутри, и во многих случаях также включает дымоходы, но не для разжигания огня, а для подачи воздуха во внутренние помещения. Такие специализации не разрабатываются, а изучаются методом проб и ошибок на протяжении поколений строителей зданий, часто существующих задолго до появления научных теорий, объясняющих, почему они работают. Народная архитектура также используется в интересах местных жителей.
Культура
Образ жизни жильцов зданий и то, как они используют свои убежища, оказывает большое влияние на формы зданий. Размер семейных единиц, кто какие помещения делит, как готовится и употребляется пища, как взаимодействуют люди и многие другие культурные факторы влияют на планировку и размер жилищ.
Например, семейные ячейки нескольких восточноафриканских этнических общин живут в семейных поселениях, окруженных отмеченными границами, в которых построены отдельные однокомнатные жилища для размещения разных членов семьи. В полигамных сообществах могут быть отдельные жилища для разных жен и, в большей степени, для сыновей, которые слишком стары, чтобы делить пространство с женщинами семьи. Социальное взаимодействие в семье регулируется разделением структур, в которых живут члены семьи, и обеспечивается конфиденциальность. В отличие от этого, в Западной Европе такое разделение осуществляется внутри одного жилого помещения путем разделения здания на отдельные комнаты.
Культура также оказывает большое влияние на внешний вид местных зданий, поскольку жильцы часто украшают здания в соответствии с местными обычаями и верованиями.
Жилища кочевников
Во всем мире существует множество культур, которые включают в себя те или иные аспекты кочевой жизни, и все они разработали народные решения для удовлетворения потребности в жилье. Все они включают соответствующие реакции на климат и обычаи их жителей, включая практичность простых конструкций, таких как хижины, и, при необходимости, транспорт, такой как палатки.
У инуитов есть несколько различных форм укрытий, соответствующих разным сезонам года и географическим местоположениям, включая иглу (для зимы) и тупик (для лета). Саамы Северной Европы, которые живут в климате, сходном с климатом инуитов, построили различные убежища, соответствующие их культуре включая лавву и гоахти. Разработка различных решений в схожих обстоятельствах из-за культурных влияний типична для народной архитектуры.
Многие кочевые народы используют материалы, распространенные в местной среде, для строительства временных жилищ, например, пунаны из Саравака, которые используют пальмовые листья, или пигмеи Итури, которые используют саженцы и листья монгонго для строительства хижин с куполами. Другие культуры повторно используют материалы, перенося их с собой по мере перемещения. Примерами этого являются племена Монголии, которые носят с собой свои юрты или черные пустынные палатки кашгаи в Иране. Примечательным в каждом случае является значительное влияние доступности материалов и наличия вьючных животных или других видов транспорта на конечную форму убежищ.
Все убежища приспособлены к местному климату. Монгольские юрты, например, достаточно универсальны, чтобы в них было прохладно жарким континентальным летом и тепло при минусовых температурах монгольской зимы, и включают закрывающееся вентиляционное отверстие в центре и дымоход для печи. Здание, как правило, не часто переезжает, и поэтому оно прочное и безопасное, включая деревянную входную дверь и несколько слоев покрытия. Традиционную берберскую палатку, напротив, можно перемещать ежедневно, она намного легче и быстрее монтируется и демонтируется, а из–за климата, в котором она используется, не требуется обеспечивать такую же степень защиты от непогоды.
Постоянные жилища
Тип конструкции и материалы, используемые для строительства жилища, различаются в зависимости от того, насколько оно постоянное. Часто перемещаемые кочевые постройки будут легкими и простыми, более постоянные — менее. Когда люди поселяются где-то на постоянной основе, архитектура их жилищ меняется, отражая это.
Используемые материалы станут тяжелее, прочнее и долговечнее. Они также могут усложниться и подорожать, поскольку капитал и рабочая сила, необходимые для их изготовления, являются единовременными затратами. Постоянные жилища часто обеспечивают большую степень защиты и укрытия от непогоды. Однако в некоторых случаях, когда жилые помещения подвергаются суровым погодным условиям, таким как частые наводнения или сильные ветры, здания могут быть намеренно «спроектированы» так, чтобы они выходили из строя и подлежали замене, вместо того, чтобы требовать неэкономичных или даже невозможных конструкций, необходимых для их защиты. Обрушение относительно хлипкой, легкой конструкции также с меньшей вероятностью может привести к серьезным травмам, чем тяжелой конструкции.
Со временем архитектура жилых помещений может стать отражать очень специфический географический регион.
Окружающая среда, строительные элементы и материалы
Местная окружающая среда и строительные материалы, которые она может предоставить, определяют многие аспекты народной архитектуры. В районах, богатых деревьями, будет преобладать деревянный язык, в то время как в районах без большого количества древесины могут использоваться глина или камень. В ранней Калифорнии водонапорные башни из красного дерева, поддерживающие резервуары из красного дерева и обнесенные сайдингом из красного дерева (танкхаусы), были частью автономной ветряной системы бытового водоснабжения. На Дальнем Востоке принято использовать бамбук, поскольку его много и он универсален. Народный язык, почти по определению, является устойчивым и не исчерпывает местные ресурсы. Если она не является устойчивой, она не подходит для местного контекста и не может быть народной.
Строительные элементы и материалы, часто встречающиеся в народных зданиях, включают:
- Саман – тип сырцового кирпича, часто покрытого побелкой, обычно используемый в Испании и испанских колониях
- Початок – разновидность штукатурки, изготовленной из грунта с добавлением волокнистого материала для придания дополнительной прочности
- Машрабия (также известная в Ираке как шанашоль) – тип эркерного окна с деревянной решеткой, предназначенный для обеспечения вентиляции, обычно встречается в Ираке и Египте в домах высшего класса
- Сырцовые кирпичи – суглинок или песок, смешанный с водой и растительными веществами, такими как солома
- Утрамбованная земля часто используется в фундаментах
- Крыша с откидной спинкой
- Солома – сухая растительность, используемая в качестве кровельного материала
- Ветроуловитель – тип дымохода, используемый для обеспечения естественной вентиляции без использования кондиционера, обычно встречается в Иране, Ираке и других частях Ближнего Востока
- Вихерт – смесь белой земли и глины
Юридические аспекты
Поскольку во многих юрисдикциях вводятся более жесткие строительные нормы и правила и зонирования, «народные архитекторы» иногда оказываются в конфликте с местными властями.
Случай, ставший новостью в России, касался архангельского предпринимателя Николая П. Сутягина, который построил для себя и своей семьи самый высокий в мире деревянный дом на одну семью, но только для того, чтобы увидеть, что он признан пожароопасным. 13-этажное, высотой 44 м (144 фута) сооружение, известное в округе как «Небоскреб Сутягина» (Небоскрёб Сутягина), было признано нарушающим строительные нормы Архангельска, и в 2008 году суды постановили снести здание к 1 февраля 2009 года. 26 декабря 2008 года башня была снесена, а остальное демонтировалось вручную в течение следующих нескольких месяцев.
Галерея
Африка
Анатолия
Центральная Азия
Ближний Восток
Южная Азия
Восточная Азия
Юго-Восточная Азия и Австронезия
Австралия и Новая Зеландия
Европа
Северная Америка
Южная Америка
Типы и примеры по регионам
Межрегиональная
- Палатка бендера — временное жилище, используемое кочевыми народами
- Дом на сваях – приподнятый дом, встречающийся в муссонных регионах, особенно в муссонной Южной Азии или других районах, подверженных наводнениям
Бразилия
- Басти – жилище, построенное из отходов, часто ассоциирующееся с трущобами Индии или фавеллами Бразилии
Канада
- Стиль канадской железной дороги – Железнодорожные станции, построенные в Канаде в 19 и начале 20 веков, часто представляли собой простые деревянные конструкции, лишенные декоративных элементов. Некоторые из этих станций сохранились до наших дней, но не в качестве действующих железнодорожных станций.
Ирак
- Замки в пустыне – (по-арабски, известные как к’сар) укрепленные дворцы или замки, построенные в период Омейядов, руины которых сейчас разбросаны по полузасушливым районам северо-востока Иордании, Сирии, Израиля, Палестины и Ирака. Они часто служили охотничьими домиками для знатных семей.
- Мудхиф — традиционное здание, полностью построенное из тростника и обычное для болотных арабов южного Ирака. Многие из них были разрушены Саддамом Хусейном, но с 2003 года арабские общины возвращаются к своим традиционным домам и образу жизни.
Германия
- Дом в заливе
- Нижненемецкий дом
- Средненемецкий дом
- Старый фризский фермерский дом
Индонезия
Израиль
- Сукка – временное жилище для использования во время еврейского праздника Суккот. Сукка должна быть сделана из органических материалов, иметь три стены и крышу, частично открытую небу. Крыша обычно делается из веток или соломы.
- Дом из четырех комнат – Сооружения железного века, построенные из глины и камня.
- Стиль облицовки Wild Bau – практика перепрофилирования обломков израильских сооружений, разрушенных во время войн и террористических атак, в каменную кладку, особенно в Катамоне.
Италия
- Альпийские «амбарные» дома – жилища, построенные этажом выше первого этажа, в которых зимой содержался скот
- Даммузо (Dammusu) – сухое каменное здание Пантеллерии
- Сасси–ди- Матера — пещерные жилища
- Трулло – сухой каменный дом в форме хижины с конической крышей
Норвегия
Филиппины
- Спальный дом Торогана в Минданао, Филиппины
Шотландия
- Бастл–хаус — многоэтажный укрепленный фермерский дом со сложными мерами безопасности, предназначенный для обеспечения защиты от частых набегов вдоль шотландской границы.
- Блэкхаус – традиционное здание с стенами из сухого камня, крытое соломой из дерна, полом из плитняка и центральным очагом, предназначенное для размещения скота и людей, разделенных перегородкой.
- Коттедж фермеров — простая конструкция из каменных стен, заполненных землей для изоляции, соломенной или дерновой крыши и каменных плит, установленных в середине комнаты для разведения торфа, который обеспечивал некоторую форму центрального отопления. Необычный фермерский дом Brotchie’s Steading, Даннет, был построен из пар китовых костей.
- Крестообразный дом – средневековое сооружение, спроектированное для решения проблемы нехватки длиннопролетной древесины. В каркасе конструкции используются «силосы» или «пары» (разновидность вилки) для торцевых стен. Стены не поддерживают крышу, которая вместо этого держится на каркасе из бруса. Этот тип зданий распространен по всей Англии, Шотландии и Уэльсу, хотя сохранилось лишь несколько неповрежденных образцов.
- Обшивка – тип временной хижины (или совокупности хижин), построенной из камня, дерна и дерна, используемой в качестве жилища в летние месяцы, когда горцы перегоняли свой скот на возвышенность в поисках нового пастбища.
- Дом–башня или башня пил — средневековое здание, как правило, из камня, построенное аристократическими классами в качестве пригодной для обороны резиденции.
- Дом из дерна – например, Восточный Эйршир, средневековый дом из дерна
Испания
- Саманный дом – здания из глинобитного кирпича, найденные в Испании и испанских колониях
США
- Креольская архитектура в Соединенных Штатах – тип дома или коттеджа, распространенный вдоль побережья Мексиканского залива и связанных с ним рек, особенно в южной Луизиане и Миссисипи.
- Earth lodge – подземное жилище, используемое коренными американцами Великих равнин
- Хоган – традиционное жилище народа навахо
- Эрл А. Янг (родился 31 марта 1889 – 24 мая 1975) был американским архитектором, риэлтором и страховым агентом. За 52 года он спроектировал и построил 31 сооружение в Шарлевуа, штат Мичиган, но никогда не был зарегистрированным архитектором. Он работал в основном с камнем, используя известняк, полевой камень, и валуны, которые он находил по всему Северному Мичигану. Дома обычно называют домами гномов, грибными домиками или домами хоббитов. Его конструкции дверей, окон, крыши и камина были очень четкими из-за использования им изогнутых линий. Целью Янга было показать, что небольшой каменный дом может быть таким же впечатляющим, как замок. Янг также помог превратить Шарлевуа в оживленный летний курортный город, каким он является сегодня.