Романский стиль в архитектуре и раннее христианство

Романский стиль

Раннее христианство



С миланским эдиктом 313 года н. э. римский император Константин (р. 306-37) узаконил христианское богослужение по всей империи. Христианству было, конечно, уже более 300 лет к этому времени, но из-за их преследования христиане поклонялись в тайне, и поэтому их места поклонения оставались скрытыми. Хотя христианство было принято в качестве официальной государственной религии империи только после его правления, Константин поддержал его посредством как политической, так и правовой реформы и строительства ряда важных церквей, в том числе Базилики Святого Петра на месте Св. Похороны Петра в Риме. О Храмовой форме с ее явными языческими коннотациями, конечно, не могло быть и речи как о модели зданий, предназначенных для христианского богослужения. Форма базилики, большого колоннадного зала, обычно используемого для ведения бизнеса, была, с другой стороны, хорошо приспособлена для адаптации к христианским целям, и именно этот тип здания лег в основу многих ранних церквей, включая церковь Святого Петра.
Константинополь во время Миланского эдикта Константин был императором только западной половины империи, положение, которое он обеспечил благодаря своему поражению Максенция в 312 году. Восточная половина империи находилась под властью Лициния,с которым Константин издал эдикт. Нелегкое перемирие между ними длилось недолго, и Константин наконец победил Лициния в 324 году, чтобы вновь объединить Римскую Империю. Вскоре после этого Константин перенес столицу империи в древнегреческий город Византию, который он вновь назвал Новым Римом. Город стал известен как Константинополь. В то время как западная часть империи вскоре была захвачена вторгшимися германскими ордами, восточная половина, хотя постепенно уменьшалась в масштабах и важности на протяжении веков, выжила до своего падения в Османской империи в 1453 году. От первоначального и быстрого строительства Константином своей новой столицы Византийская империя развила свое собственное искусство и архитектуру отражение изменения литургической практики и богословия. В значительной степени возникнув из римского искусства, византийское искусство постепенно отходило от натуралистической основы первого, создавая образы, граничащие с абстракцией. Окрашенные в насыщенные цвета и украшенные золотом или выполненные в мозаике, византийские «иконы», изображавшие Христа или другие святые фигуры, стали важными объектами религиозного почитания. (Однако они также подвергались систематическому разрушению, называемому иконоборчеством, теми, кто верил, что они вдохновляют идолопоклонство.) Византийские церкви были также богато украшены золотом и мозаикой, но главным отличием их от более ранних церквей, построенных Константином, несомненно, было появление, начиная с VI века, централизованного пространства, увенчанного часто пересекающимися куполами – форма, которая достигла своего апофеоза в Великой церкви Святой Софии.
Западная Европа Великий Раскол 1054 года безвозвратно разделил то, что стало известно как Римско-католическая и православная церкви, но задолго до этого, когда Западная Империя была в значительной степени захвачена, архитектура на Западе уже пошла своим собственным путем. Из относительно немногих сохранившихся произведений в Западной Европе в период между пятым и восьмым веками мало что можно вывести в плане последовательного стиля. То, что сохранилось, указывает на свободное продолжение плана базиликана и спорадическое и несколько примитивное подражание классическим порядкам. Основные исключения произошли в период правления Карла Великого (р. 800-814), который был коронован императором Священной Римской Империи в 800 году Папой Римским, первым в течение трех столетий, и руководил согласованным возрождением древней науки и культуры. Палатинская капелла (освященная в 805 году) является единственным сохранившимся компонентом его большого дворца в Ахене.

Романский стиль в архитектуре и раннее христианство
Палатинская капелла в Ахене

После смерти Карла Великого его империя была вскоре раздроблена, но социальные и экономические основы средневекового периода уже закладывались, что привело к появлению в течение одиннадцатого века стиля, известного как романский.

Выбор Константином Византии

Выбор Константином Византии в качестве места новой имперской столицы был во многом обусловлен ее стратегическим положением на Босфоре; она имела естественную гавань и была хорошо расположена для отражения германских племен на севере и персов на востоке. По периметру города были возведены огромные стены, а также построен церемониальный центр с форумом, ипподромом, дворцом, Сенатом и различными памятниками, включая большую колонну (все еще сохранившуюся, хотя и перемещенную), увенчанную статуей самого Константина. Он основал большую церковь Святой Ирины, а соседняя церковь Святой Софии была построена вскоре после его смерти. Ничего из первоначальных церквей не сохранилось, хотя можно предположить, что они имели базиликанскую, типично раннехристианскую форму, которую Константин построил в Риме. Нынешние купольные сооружения датируются шестым веком и, особенно в случае Собора Святой Софии, представляют собой апофеоз византийской архитектуры. В то время как базиликанские церкви были адаптацией и продолжением римского типа здания, купольная византийская церковь была заметным развитием и отходом от более ранних форм. Пантеон в Риме был, конечно, неизбежной точкой отсчета для любого купольного пространства и собственной церкви Константина Гроба Господня в Иерусалиме использовали аналогичную централизованную планировку, хотя и гораздо меньшую, купольного устройства. Но византийский купол несся на подвесных арках, которые имели важное преимущество покрытия квадратного, а не круглого пространства. Кроме того, в отличие от базиликанской формы, в которой центральный неф был ограничен колоннадами с обеих сторон, купольная византийская церковь имела гораздо большие пространства поверхности стен, которые могли быть украшены всевозможными мозаиками и другими украшениями. В то время как здание в основном нетронуто, внутреннее убранство собора Святой Софии было повреждено во время периодов иконоборчества и преобразования церкви в мечеть после падения Константинополя османами в 1453 году. Лучшим сохранившимся примером византийской архитектуры является церковь Святого Витале в Равенне, Италия. Он был построен примерно в то же время, что и Собор Святой Софии во времена правления Юстиниана I, который изображен вместе с императрицей Феодорой в его роскошных мозаиках. Хотя Византийская империя в значительной степени будет изгнана из Италии в течение двух столетий, ее влияние осталось, чему способствовали продолжающиеся торговые связи, особенно с Венецией, где Базилика Святого Марка (начало ок. 1063) продолжение византийской традиции.

Романский стиль

Что принципиально отличает Романский стиль – буквально означающий «похожий на Римский» — от архитектуры предшествующего периода, так это его пространственная организация. С конца десятого века чувство пространственной согласованности и единства стало возникать благодаря планированию, например, во втором аббатстве в Клюни (освященном в 981 году) и немного более поздней церкви Святого Михаила в Хильдесхайме.

Романский стиль в архитектуре и раннее христианство
Собор св. Михаила

В отличие от монотонности плана базиликана, в этих церквях устанавливается четкий ритм через повторяющееся расстояние между пирсами и колоннами, которое перемежается пересечением, что является характерной чертой романского стиля. Норманны играли центральную роль как в развитии, так и в распространении этих новых идей. Ключевым нововведением в дизайне собора, которое норманны ввели в Англию после победы в битве при Гастингсе в 1066 году и последующего завоевания, был залив. Внутренние возвышения были составлены из сложенных аркад круглых арок, опирающихся на массивные пирсы, которые были связаны между собой вспомогательными вертикальными шахтами, служившими для определения бухт как отдельных объектов, так и части коллективного целого. Многие ранние романские соборы имели потолочные перекрытия, хотя туннельные своды были также довольно распространены по всей Европе в начале двенадцатого века. Паховые своды были изобретены римлянами, но
они редко использовались после упадка Римской Империи из-за их геометрической сложности. Однако каменщики в Даремском соборе в Англии чувствовали себя достаточно уверенно, чтобы использовать их для нефа, предпочитая Готику по форме, если не по структуре. Прикладные ребра свода паха связывают противоположные возвышения вместе, создавая когерентное пространственное отношение. Экстерьеры раннехристианских и византийских церквей часто оставались голыми и неразборчивыми. В романской архитектуре экстерьеру уделялось гораздо больше внимания. Все чаще башни отмечали пересечение нефа и трансепта. Однако самым большим внешним нововведением, несомненно, является двухбашенный Западный фронт, замеченный, например, в нормандских аббатствах Ла-Трините (начало ок. 1062) и Сент-Этьен (начало ок. 1067), оба в Кане (хотя они и не являются самыми ранними примерами). Различные регионы создали свои собственные версии романского стиля, поскольку стиль распространился по всей Европе, часто через паломнические маршруты;

Романский стиль в архитектуре и раннее христианство
Романский собор в Сантьяго-де-Компостела

романский собор в Сантьяго-де-Компостела в Испании был важным местом для паломников. С приходом Крестовых походов в конце одиннадцатого века, растущий обмен архитектурными идеями будет видеть романский скоро уступить место готики.

Оцените статью
Art-Grea
Добавить комментарий