Роспись темперой

Мадонна гарпий , темпера по дереву Андреа дель Сарто, 1517; в галерее Уффици, Флоренция. 2,07 × 1,78 м.

Роспись темперой

Роспись выполнена пигментным грунтом в смешивающейся с водой среде. Слово темпера изначально произошло от глагола нрава, «довести до нужной консистенции.» Сухие пигменты сделаны пригодными к употреблению путем «закалки» их со связывающим и клеевым средством. Такая картина отличалась от фресковой живописи, цвета для которой не содержали связующего. В конце концов, после появления масляной живописи, слово приобрело свое нынешнее значение.

Распятие , темпера и сусальное золото на деревянной панели мастера Кодекса Святого Георгия, ок. 1340-45; в музее Метрополитен, Нью-Йорк.
Распятие , темпера и сусальное золото на деревянной панели мастера Кодекса Святого Георгия, ок. 1340-45; в музее Метрополитен, Нью-Йорк.

Темпера — древняя техника, постоянно использовавшаяся в большинстве мировых культур, пока она не была постепенно вытеснена масляными красками в Европе во время Ренессанса. Темпера была оригинальной росписью средней древних династий в Египте, Вавилоне, микенской Греции и Китая, и была использована для украшения раннехристианских катакомб. Темперой работали на различных поверхностях, от каменной стелы (или мемориальных столбов), мумий, папируса древнего Египта до деревянных панелей, Византийские иконы и алтари и пергаментные листья средневековых иллюминированных рукописей.

Банкетная сцена с музыкантами, темперная роспись на гипсе из гробницы Небамуна в Фивах, 18-я династия ( ок. 1400 г. ДО Н.Э. ); в Британском музее, Лондон.
Банкетная сцена с музыкантами, темперная роспись на гипсе из гробницы Небамуна в Фивах, 18-я династия ( ок. 1400 г. ДО Н.Э. ); в Британском музее, Лондон.

Настоящая темпера изготовлена ​​в смеси с желтков свежих яиц, хотя в рукописных осветителях часто использовался яичный белок, а в некоторые мольберты добавляли целое яйцо. Другие эмульсии — такие как казеиновый клей с льняным маслом, яичный желток с камедью и льняным маслом и яичный белок с льняным или маковым маслом — также использовались. Отдельные художники экспериментировали с другими рецептами, но немногие из них оказались успешными; например, все более поздние темперные картины Уильяма Блейка на медных листах потемнели и испортились, и считается, что он смешал свой пигмент с клеем плотника.

Чумка 

Это грубая форма темперы, полученная смешиванием сухого пигмента в пасту с водой, которую разбавляют нагретым клеем во время работы, или путем добавления пигмента к белку (смесь мелкого помола и мелкого размера). Используется для сценических полноразмерных подготовительных карикатур для фресок и гобеленов. При высыхании его цвета имеют бледную, матовую, пудровую пастель с похожей тенденцией к размытию. Действительно, поврежденные карикатуры были ретушированы мелками в пастельных тонах.

Яичная темпера 

Это самая долговечная форма среды, на которую обычно не влияют влажность и температура. Она быстро высыхает, образуя прочную пленку, которая служит защитной оболочкой для опоры. В обработке, по разнообразию прозрачных и непрозрачных эффектов и по атласному блеску отделки он напоминает современные эмульсионные краски на основе акриловой смолы.

Традиционная темперная живопись

Это длительный процесс. Его опоры — это гладкие поверхности, такие как строганая древесина, тонкая штукатурка, камень, бумага, пергамент, канва и современные композиционные плиты из прессованной древесины или бумаги. Белье обычно приклеивается к поверхности опор панелей, дополнительные полосы маскируют швы между скрученными деревянными досками. Джессо, смесь гипса из Парижа (или гипса) с размером, является традиционной почвой. Первый слой — гипсо гроссо, смесь грубой негашеной штукатурки. Это обеспечивает шероховатую абсорбирующую поверхность для 10 или более тонких слоев гипсоотила, гладкой смеси по размеру и тонкой штукатурки, предварительно гашенной в воде для замедления высыхания. Эта трудоемкая подготовка приводит к непрозрачной, блестящей белой, светоотражающей поверхности, похожей по текстуре на твердую плоскую сахарную пудру.

Дизайн для большой темперной картины традиционно выполнялся в темпере на плотной бумажной карикатуре. Контуры были процарапаны перфорирующим колесом, так что, когда карикатура была наложена на поверхность опоры, линейный рисунок переносился перетаскиванием или «отбрасыванием» перфораций с помощью муслинового мешка с порошковым углем. Пунктирные контуры, были затем закреплены в краске. Средневековые темперные художники панно и рукописей щедро использовали сусальное золото на фонах и для символических особенностей, таких как гало и лучи небесного света. Области набрасывали конструкции предназначены для позолоты первой построена в невысоком рельефе с левкасом Duro, менее впитывающим гипсом такое соединение также используется для сложных молдингов кадров. Фоновые поля часто текстурировались путем впечатывания gesso duro, перед тем как оно устанавливалось, с небольшими резными, глубокими деревянными блоками для создания рельефных, пупырчатых и стеганых повторяющихся узоров, которые блестели при золочении. Листья тонко взбитого золота прижимали к липкой морилке (клеевой состав) или к влажному боле (красновато-коричнево-землистый пигмент), который давал больше тепла и глубины, когда позолоченные участки шлифовались.

Цвета наносились кистями соболя в последовательных широких размахах или смывках полупрозрачной темперы. Они быстро высыхали, предотвращая тонкие градации тона, возможные с помощью акварельных или масляных красок; эффекты затененных моделирований, следовательно, должны были быть получены с помощью методики штриховки тонких кистевых штрихов. По словам итальянского художника Ченнино Ченнини, темперские художники раннего Ренессанса наносили цветные краски на полностью смоделированную монохромную окраску в terre vert (оливково-зеленый пигмент), метод, который позже развился в технику смешанной среды для подкрашивания темперы с последующей прозрачной масляной глазурью.

Яркая гипсовая основа темперной живописи в сочетании с кумулятивным эффектом наложенных цветовых стирок создает уникальную глубину и интенсивность цвета. Краски темперы высыхают легче, но их первоначальная тональность может быть восстановлена ​​путем последующего нанесения воска или лака. Другими характерными качествами темперной живописи, вытекающими из ее быстросохнущего свойства и дисциплинированной техники, являются ее крутые линии и четкие края, дотошные детали и богатые линейные текстуры, а также общий акцент на декоративном плоском узоре смелых цветовых масс.

Великая византийская традиция темперной живописи была развита в Италии в 13-м и 14-м веках Дуччо ди Буонинсенья и Джотто. Их сплющенное пространство изображения, щедро обогащенное полями и текстурами сусального золота, было расширено перспективами глубины Ренессанса на картинах Джованни Беллини, Пьеро делла Франческа, Карло Кривелли, Сандро Боттичелли и Витторе Карпаччо. К тому времени масляная живопись уже оспаривала первенство темперы, Боттичелли и некоторые из его современников, очевидно, добавляли масло в темперную эмульсию или покрывали ее глазурью масляным цветом.

Следуя господству масляной среды в последующие периоды западной живописи, в 20-м веке было возрождено темперное искусство таких американских художников, как Бен Шах, Эндрю Уайет и Джейкоб Лоуренс, а также британских художников Эдварда Уодсворта и Люсьена Фрейда. Вероятно, это было бы также актуально и для более поздних художников — абстракционистов, если бы новые краски из акриловой смолы не оказались более легкими и быстрыми в обращении.

Под деревьями , холст, темпера Эдуард Вюйар, c. 1894; в музее искусств Кливленда, Кливленд, штат Огайо.
Под деревьями , холст, темпера Эдуард Вюйар, c. 1894; в музее искусств Кливленда, Кливленд, штат Огайо.

 

Оцените статью
Art-Grea
Добавить комментарий