Шрифтовые работы
Юному художнику часто поручают всевозможные задания, связанные с исполнением надписей. Если не знать, как строятся буквы шрифта, как разбиваются они в слове, как размечаются строки, работа превращается в муку, а результат ее, честно говоря, никак нельзя назвать художественной работой.
Прежде всего необходимо твердо усвоить: хорошо читается надпись, если ее шрифт прост, лишен каких бы то ни было завитушек и выкрутасов.
Для надписей, рассчитанных на долгий срок, делают макет композиции. В нем необязательно рисовать шрифт, достаточно обозначить полосками высоту, длину и цвет каждой строки. Но задумать рисунок шрифта необходимо.
Кроме простейшего шрифта, так называемого «гротеска», есть еще шрифты капитальные («антиква»). Построение их сложнее, чем «гротесковых», пропорции строже. Они происходят от древнеримских надписей в архитектуре и для торжественных случаев бывают очень уместны.
Главная задача шрифта — сделать текст легко читаемым. Его композиция подчеркивает смысл, выделяет наиболее важное, что придает тексту выразительность. В этом смысле ее можно сравнить с чтением актера. В шрифтовой работе все должно быть сделано «с чувством, с толком, с расстановкой». Но есть еще одно назначение у шрифта — он является своего рода орнаментом, узором. Когда не было печати, мастерство каллиграфа ценилось не меньше, чем рисовальщика. И теперь в рисунке шрифта, в умелом его выборе видят искусство художника и типографского работника.
Если ты хочешь углубить знакомство с теорией шрифта, прочти книгу В.Воронецкого и Э.Кузнецова «Шрифт» (Л., «Художник РСФСР», 1975).
Страница с русским шрифтом из посмертного издания образцов шрифтов Д.Бадони. Парма. 1818 г..
И.Ф. Рерберг. Инициалы из «Десяти книг о зодчестве» Л.Б.Альберти. 1937 г..
Б.В.Воронецкий. Построение шрифта «Гротеск».