Творчество гражданского инженера Крячкова теории и практики

Творчество гражданского инженера Крячкова в контексте теории и практики архитектуры конца XIX- начала XX в.

Творчество гражданского инженера Крячкова в контексте теории и практики архитектуры конца XIX- начала XX в.

Основные выводы и результаты работы:

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:

Основные результаты работы заключаются в следующем:

 

  1. В свете анализа творческой деятельности автора была оценена и проанализирована направленность образовательной деятельность Института гражданских инженеров в Петербурге, в годы обучения профессии, А.Д. Крячкова. Рассмотрены учебные программы тех лет, где органично сочеталась художественная и инженерная подготовка:

■ важными принципами архитектурного образования в Институте гражданских инженеров являлся обязательный органичный синтез художественных и инженерных знаний, учёт требований органичного — как пользы, так и красоты в архитектурном произведении, художественная направленность в архитектуре — педагоги Института гражданских инженеров, несомненно, склоняли своих учеников к выбору рационального направления в стилистике зодчества эпохи модерна.

 

  • полученные А.Д. Крячковым навыки, во время овладения профессией в ИГИ при проектировании в различных стилях и, прежде всего в неоклассике, позволило зодчему перейти к стилистически высокопрофессионально решенному классицистическому декору зданий: Реального училища (1908), Коммерческого клуба (1911-1914), здания Глухово-Богородской мануфактуры (1914-1916), Дом инвалидов войны (1915-1916г.г.|, Сибирского подворья (проект 1923г.).

 

  • высокие технические навыки, приобретённые Крячковым в ИГИ активно использовались им в объемно-пространственном решении его новониколаевских построек — применения современных железобетонных конструкций перекрытий, металлических элементов лестничных маршей и перекрытий, крупные оконные проёмы, высококачественная кирпичная кладка стеновых конструкций.

 

  • образ специалистов, выпускников ИГИ, который справедливо закрепился в профессиональном сообществе за гражданскими инженерами русской дореволюционной школы — пытливый творческий ум, добросовестное отношение к порученному делу, необычайное прилежание, глубокое знания лучших образцов мирового и отечественного зодчества в сочетании с самостоятельным взглядом на архитектуру и учёта региональных особенностей в своей архитектурно строительной деятельности.

 

  1. В свете дальнейшей творческой деятельности Крячкова рассмотрена проектная практика его непосредственных учителей — Китнера Иеронима Севастьяновича и Виктора Александровича Шретера, оказавших значительное влияние на творческую позицию в архитектуре А.Д. Крячкова. Основные принципы, которых, в последствии придерживался А.Д. Крячков, в том числе в его проектных работах в Новониколаевске: отмечается использование, так называемого, варианта «кирпичного стиля», рационально применявшего сочетания неоштукатуренного кирпича, естественного камня и минимальных фрагментов оштукатуренных поверхностей в облицовке и композиции фасадов, что нашло применение в Новониколаевской проектной деятельности АД Крячкова — Городской торговый корпус, 12 школьных зданий, Дома инвалидов.

 

  1. Установлено что ведущим стилем в архитектуре Санкт — Петербурга начала ХХ в., периода окончания А.Д. Крячкова ИГИ, был «северный модерн». Стилистика которого, характеризовалась сдержанностью архитектурного декора, компактным рациональным решением объёмно-пространственной схемы архитектурного объекта, а так же учётом в проекте региональных особенностей, места его возведения. В частности, выявлены характерные особенности архитектуры начала XX века в СПБ, решенной в стиле «северного модерна», «скандинавского модерна», «северогерманского югендстиля, стилистические приёмы которых, А. Д. Крячков активно использовал в своей архитектурной практике.

 

  1. Отмечается что, по окончанию ИГИ гражданский инженер АД Крячков выбирает именно сибирский регион и в частности старинный сибирский губернский город Томск где в конце XIX — начале XX века ведётся активное строительство крупных учебных и научных центров. Установлено что наибольшее влияние на становление профессионализма Андрея Дмитриевича Крячкова в томской губернии оказали зодчие, с кем А.Д. Крячков наиболее тесно работал в начальный период своей профессиональной деятельности, младшим архитектором Западно -Сибирского учебного округа, а именно:

 

■ Фортунат Фердинандович Гут — как наставник и учитель А. Д. Крячкова, в первые его годы профессиональной архитектурно-строительной практике при строительстве учебных зданий и сооружений Томского университета и Технологического института;

■   Константин Константинович Лыгин, активно применявший в своих постройках неоштукатуренный кирпич и естественный камень в сдержанном декоре фасадов его построек в Томске. Так же являвшийся ведущим архитектором построек на Среднесибирском участке Великого железнодорожного пути, в частности один из авторов собора св. Александра Невского в Новониколаевске.

■ Викентий Флорентинович Оржешко — архитектор-художник, уроженец Томска, хорошо знавший местные климатические условия, автор деревянных особняков, выполненных в духе «северного, скандинавского модерна», оказавший влияние на творческую деятельность А.Д Крячкова. участник архитектурных конкурсов, в которых они принимали совместное участие .Установлено, что фактором выбор Крячковым дерева, материала характерного для местного народного зодчества, массовой городской архитектуры Сибири « северного модерна», для строительства своего особняка в Томске является определённое стилистическое влияние В.Ф. Оржешко. Отмечается, что результаты творческой командировки АД. Крячкова за границу, в частности в Германию, также отразились в стилистических пристрастиях А.Д. Крячкова к «северному варианту стилистики модерна», характеризовавшегося им самим как «модернизированная готика», что нашло отражение в его новониколаевских постройках — начальные городские училища, Городской торговый корпус.

 

  1. Отмечается, что Архитектурная деятельность АДЖрячкова в Новониколаевске начального периода, разделяется на два стилистических направления эпохи модерна — «рационалистический модерн» и «неоклассицизлл»:

■ в стиле «рационалистического модерна» А.Д. Крячков составляет проект реального училища, 12 школ. Выявлено что особенностью стилистического направления в архитектуре, являлось северное, петербургское направление архитектуры, которое близко к стилистике -«северного, скандинавского модерна». В сформировавшейся стилистике и характере фасадов значимую роль сыграл опыт его предшественников В.Шретера и ИЖитнера, Р.Р.Марфельда, а также наставников Крячкова-сибирских зодчих К. К. Лыгина и Ф. Ф. Гута.

■ со стилем «неоклассицизм» связана вторая волна проектов А.Д. Жрячкова в Новониколаевске в дореволюционный период. Это Реальное училище (1908), здание Коммерческого клуба (1911-1914), здания Глухово-Богородской мануфактуры (1914-1916), Дом инвалидов войны (1915-1916г.г.), Сибирского подворья (проект 1923 г.). В данном случае свою положительную роль сыграло высокое профессиональное мастерство в области освоения классики — как основной обязательной методической базы, которое приобрёл А.Д. Крячков в годы обучения в ИГИ в Петербурге, а так же, ему был хорошо известен опыт ведущих его современников в этой области — ведущих зодчих Санкт — Петербурга строивших в стиле неоклассицизма — В.А. Шуко, А.Н. Бенуа, Ф. И. Лидваля, М. М Перетятковича.

Диплом

 

Оцените статью
Art-Grea
Добавить комментарий