В Акведук Кариока (португальский: Aqueduto da Carioca), также известный как Аркос-да-Лапа, является акведуком в городе Рио-де-Жанейро, Бразилия. Акведук был построен в середине 18 века для снабжения населения города пресной водой из реки Кариока. Это типичный пример колониальной архитектуры и инженерного искусства.
Акведук Кариока расположен в центре города, в районе Лапа. С конца 19 века акведук служит мостом для трамвайной линии Санта-Тереза, которая соединяет центр города с районом Санта-Тереза в гору.
Координаты | 22 °54’45,34″ю.ш. 43 °10’47,46″З.д. |
---|---|
Характеристики | |
Общая длина | 270 метров (890 футов) |
Высота | 64 метра (210 футов) |
История | |
Начало строительства | 1718 |
Открыт | 1750 |
История
На заре истории Рио-де-Жанейро ядро города было окружено болотами с водой плохого качества, и пресную воду приходилось доставлять вручную из ручьев, расположенных относительно далеко от города. По крайней мере с 1602 года планировалось построить систему каналов для доставки воды из истока реки Кариока, расположенного на холме Санта-Тереза, в Рио-де-Жанейро. Колониальные власти пытались строить каналы, но строительству всегда препятствовали технические и финансовые трудности. К концу 17 века было завершено прокладка каналов протяженностью всего в несколько сотен метров.
После 1706 года власти придали новый импульс строительству акведука. Во время правления губернатора Айреса де Салданья (1719-1725) было решено, что каналы, которые в то время доходили до Кампо-да-Аджуда (сегодняшняя площадь Синеландия), должны доходить до площади Санто-Антонио (сегодняшняя Ларго-да-Кариока), которая была ближе к центру города. Строительство первого акведука было завершено в 1723 году, и чистая вода потекла прямо в декоративный барочный фонтан на площади Санто-Антонио, к облегчению жителей Рио-де-Жанейро.
Этот первый акведук был в плохом состоянии уже к 1744 году, когда губернатор Гомес Фрейре де Андраде (1733-1763) приказал построить новое, более крупное сооружение. Работы были поручены португальскому военному инженеру Жозе Фернандешу Пинту Альпоиму, которого вдохновили аналогичные сооружения в Португалии, такие как акведук Агуас Ливрес в Лиссабоне. Акведук был открыт в 1750 году.
Самой впечатляющей особенностью акведука является трасса, соединяющая холмы Санта-Тереза и Санто-Антонио в современном районе Лапа. Этот сегмент акведука простирается на 270 метров и состоит из двух этажей монументальных арок — всего 42 — с максимальной высотой 17,6 метра.
В колониальные времена вода из акведука Кариока достигала нескольких фонтанов, разбросанных по Рио-де-Жанейро, в том числе на площади Санто-Антонио, площади Аджуда (Чинеландия) и Террейру-ду-Пасу (сегодняшняя площадь XV). В конце 18 века, поскольку воды реки Кариока было недостаточно для питания акведука, вода из других ручьев также была отведена в его каналы.
Трамвайная линия
Акведук был отключен в конце 19 века, когда были разработаны новые альтернативы для снабжения Рио водой. Сооружение было приспособлено в 1896 году для использования в качестве виадука для трамвайной линии – Бонде-де-Санта-Тереза (Santa Teresa Tramway), которая перевозит пассажиров между центром Рио и холмистым районом Санта-Тереза. Живописная поездка пользуется популярностью как среди местных жителей, так и среди туристов. Санта-Тереза бонде (или бондиньо, что означает «маленький трамвай») — единственный трамвай, который все еще работает в Рио-де-Жанейро, хотя открытая в 2016 году система легкорельсового транспорта Рио-де-Жанейро на некоторых участках похожа на трамвай.
В 1960-х годах несколько домов, построенных рядом с акведуком, были снесены, что улучшило визуальный эффект памятника.
В августе 2011 года произошла авария, в результате которой, по-видимому, отказали тормоза, в результате которой погибли пять человек. В ответ все обслуживание было приостановлено на неопределенный срок, но впоследствии были утверждены планы по перестройке линии и замене старых трамвайных вагонов (на искусственно винтажные копии). Ограниченное обслуживание на участке линии, в том числе через бывший акведук, снова заработало в июле 2015 года.