Архитектура эпохи Возрождения

Афинская школа (1509-1511) автор Рафаэль

Архитектура эпохи Возрождения — это европейская архитектура периода между началом 15 и началом 16 веков в разных регионах, демонстрирующая сознательное возрождение и развитие определенных элементов древнегреческой и римской мысли и материальной культуры. Стилистически архитектура эпохи Возрождения следовала за готической архитектурой, а на смену ей пришли архитектура барокко и неоклассическая архитектура. Стиль Ренессанса, впервые разработанный во Флоренции, с Филиппо Брунеллески в качестве одного из новаторов, быстро распространился на другие итальянские города. Этот стиль был перенесен в другие части Европы в разное время и с разной степенью воздействия.

Tempietto del Bramante, San Pietro in Montorio, Rome, 1502, by Donato Bramante. Этот небольшой храм отмечает место, где был распят святой Петр.
Tempietto del Bramante, San Pietro in Montorio, Rome, 1502, by Donato Bramante. Этот небольшой храм отмечает место, где был распят святой Петр.

Стиль эпохи Возрождения делает акцент на симметрии, пропорции, геометрии и правильности расположения деталей, что продемонстрировано в архитектуре классической античности и, в частности, древней римской архитектуре, сохранилось множество примеров. Упорядоченное расположение колонн, пилястр и перемычек, а также использование полукруглых арок, полусферических куполов, ниш и эдикул заменили более сложные пропорциональные системы и неправильные профили средневековых зданий.

Историография

Слово «Ренессанс» происходит от термина rinascita, что означает возрождение, впервые появившегося в книге Джорджо Вазари «Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов», 1550 год.

Храм Весты в Риме послужил образцом для Темпьетто Браманте.
Храм Весты в Риме послужил образцом для Темпьетто Браманте.

Хотя термин «Ренессанс» был впервые использован французским историком Жюлем Мишле, более точное определение ему дал швейцарский историк Якоб Буркхардт, чья книга «Цивилизация возрождения в Италии», 1860, оказала влияние на развитие современной интерпретации итальянского Возрождения. Фолиант измеренных рисунков «Здания современного Рима»; ou, Обзор дворцов, мезонов, церквей, кувентов и других памятников («Здания современного Рима»), впервые опубликованный в 1840 году Полем Летаруйи, также сыграл важную роль в возрождении интереса к этому периоду. Эрвин Панофски, Ренессанс и возрождения в западном искусстве, (Нью-Йорк: Харпер энд Роу, 1960) Стиль Возрождения был признан современниками под термином «all’antica», или «в древней манере» (римлян).

Основные этапы

Историки часто делят эпоху Возрождения в Италии на три этапа. В то время как историки искусства могут говорить о периоде раннего Возрождения, в который они включают достижения в живописи и скульптуре 14 века, в истории архитектуры это обычно не так. Мрачные экономические условия конца 14 века не привели к созданию зданий, которые считаются частью эпохи Возрождения. В результате слово Ренессанс среди историков архитектуры обычно применяется к периоду с 1400 по г. 1525 г. или позже, в случае неитальянского Возрождения.

Афинская школа (1509-1511) автор Рафаэль
Афинская школа (1509-1511) автор Рафаэль

Историки часто используют следующие обозначения:

  • Quattrocento (c. 1400–1500)

Во время Кватроченто, иногда известного как раннее Возрождение, были исследованы концепции архитектурного порядка и сформулированы правила. Изучение классической античности привело, в частности, к использованию классических деталей и орнаментов. Пространство, как элемент архитектуры, использовалось иначе, чем в средние века. Пространство было организовано пропорциональной логикой, его форма и ритм подчинялись геометрии, а не создавались интуицией, как в средневековых зданиях. Ярким примером этого является базилика Сан-Лоренцо, Флоренция работы Филиппо Брунеллески (1377-1446).

Гравюра Палладио с изображением Темпьетто Браманте
Гравюра Палладио с изображением Темпьетто Браманте
  • Высокий Ренессанс (ок. 1500-1525)

Во время Высокого Возрождения концепции, заимствованные из классической древности, разрабатывались и использовались с большей уверенностью. Наиболее представительным архитектором является Донато Браманте (1444-1514), который расширил применимость классической архитектуры к современным зданиям. Его храм Сан-Пьетро-ин-Монторио (1503) был непосредственно вдохновлен круглыми римскими храмами. Однако он вряд ли был рабом классических форм, и именно его стиль должен был доминировать в итальянской архитектуре 16 века.

  • Маньеризм (ок. 1520-1600)

В период маньеризма архитекторы экспериментировали с использованием архитектурных форм, чтобы подчеркнуть целостность и пространственные отношения. Ренессансный идеал гармонии уступил место более свободным и творческим ритмам. Самым известным архитектором, связанным со стилем маньеризма, был Микеланджело (1475-1564), который часто использовал гигантский ордер в своей архитектуре — большую пилястру, которая тянется снизу доверху от фасада. Он использовал это в своем дизайне для площади Пьяцца дель Кампидольо в Риме. До 20 века термин маньеризм имел негативные коннотации, но сейчас он используется для описания исторического периода в более общих, непредвзятых терминах.

План Темпьетто Браманте в Монторио
План Темпьетто Браманте в Монторио
  • От Ренессанса к барокко

По мере распространения нового стиля архитектуры из Италии в большинстве других европейских стран развивался своего рода проторенессансный стиль, предшествовавший строительству полностью оформленных зданий эпохи Возрождения. Затем каждая страна, в свою очередь, привила к новому стилю свои собственные архитектурные традиции, так что здания эпохи Возрождения по всей Европе разнообразны в зависимости от региона. В Италии эволюция архитектуры эпохи Возрождения в маньеризм с широко расходящимися тенденциями в творчестве Микеланджело, Джулио Романо и Андреа Палладио привела к стилю барокко, в котором одна и та же архитектурная лексика использовалась для совершенно разной риторики. За пределами Италии архитектура барокко была более распространена и полностью развита, чем стиль Возрождения, со значительными зданиями вплоть до Мексики и Филиппин.

The Piazza del Campidoglio
The Piazza del Campidoglio

История

 

Развитие в Италии

Италия 15 века, и город Флоренция в частности, были родиной эпохи Возрождения. Именно во Флоренции зародился новый архитектурный стиль, который не развивался медленно так, как готика выросла из романского стиля, а сознательно был создан конкретными архитекторами, стремившимися возродить порядок прошлого «Золотого века». Научный подход к архитектуре античности совпал с общим возрождением образования. На это повлиял ряд факторов.

Романский Флорентийский баптистерий был объектом исследований перспективы Брунеллески
Романский Флорентийский баптистерий был объектом исследований перспективы Брунеллески

Архитектурный

Итальянские архитекторы всегда предпочитали четко определенные формы и конструктивные элементы, выражающие их назначение. Многие здания в тосканском романском стиле демонстрируют эти характеристики, как это видно в Флорентийском баптистерии и Пизанском соборе.

Италия никогда полностью не перенимала готический стиль архитектуры. Помимо Миланского собора (под влиянием французской районной готики), в немногих итальянских церквях подчеркивается вертикаль, сгруппированные шахты, витиеватый узор и сложные ребристые своды, которые характеризуют готику в других частях Европы.

Наличие, особенно в Риме, древних архитектурных остатков, демонстрирующих упорядоченный классический стиль, вдохновляло художников в то время, когда философия также обращалась к классике.

Политический

В 15 веке Флоренция и Венеция распространили свою власть на большую часть территории, которая их окружала, сделав возможным передвижение художников. Это позволило Флоренции оказать значительное художественное влияние на Милан и через Милан, Франция.

В 1377 году возвращение папы из Авиньонского папства и восстановление Папского двора в Риме принесли богатство и значимость этому городу, а также возобновление значения Папы в Италии, которое было еще более усилено Констанцским собором в 1417 году. Сменявшие друг друга папы, особенно Юлий II, 1503-13, стремились распространить светскую власть папства на всю Италию.

Коммерческая

В раннем Возрождении Венеция контролировала морскую торговлю товарами с Востока. Крупные города Северной Италии процветали благодаря торговле с остальной Европой, Генуя была морским портом для товаров Франции и Испании; Милан и Турин были центрами сухопутной торговли и поддерживали значительную металлообрабатывающую промышленность. Торговля доставляла шерсть из Англии во Флоренцию, идеально расположенную на реке для производства тонких тканей — отрасли, на которой было основано ее богатство. Доминируя над Пизой, Флоренция приобрела морской порт и стала самым могущественным государством Тосканы. В этом коммерческом климате одна семья, в частности, переключила свое внимание с торговли на прибыльный бизнес по кредитованию. Медичи стали главными банкирами принцев Европы, фактически став при этом самими принцами как из-за богатства, так и из-за влияния. Вдоль торговых путей, обеспечивая, таким образом, некоторую защиту коммерческих интересов, перемещались не только товары, но и художники, ученые и философы.

Религиозный

Возвращение папы Григория XI из Авиньона в сентябре 1377 года и вытекающий из этого новый акцент на Риме как центре христианской духовности вызвали такой всплеск строительства церквей в Риме, какого не было почти тысячу лет. Это началось в середине 15 века и набрало обороты в 16 веке, достигнув своего пика в период барокко. Строительство Сикстинской капеллы с ее уникальными украшениями и полная перестройка базилики Святого Петра, одной из самых значительных церквей христианского мира, были частью этого процесса.

Папа Сикст IV, 1477, строитель Сикстинской капеллы. Фреска Мелоццо да Форли в Ватиканском дворце.
Папа Сикст IV, 1477, строитель Сикстинской капеллы. Фреска Мелоццо да Форли в Ватиканском дворце.

В богатой Флорентийской республике толчок к строительству церквей был скорее гражданским, чем духовным. Незавершенное состояние огромного Флорентийского собора, посвященного Пресвятой Деве Марии, не делало чести городу, находящемуся под ее покровительством. Однако, поскольку были найдены технологии и финансы для ее завершения, восходящий купол сделал честь не только Деве Марии, его архитектору и Церкви, но и Синьории, гильдиям и секторам города, из которых были привлечены рабочие силы для его строительства. Купол вдохновил на дальнейшие религиозные работы во Флоренции.

Философский

Развитие печатных книг, повторное открытие древних писаний, расширение политических и торговых контактов и исследование мира — все это увеличило знания и стремление к образованию.

Четыре философа-гуманиста под покровительством Медичи: Марсилио Фичино, Кристофоро Ландино, Анджело Полициано и Деметриус Халкондилес. Фреска Доменико Гирландайо.
Четыре философа-гуманиста под покровительством Медичи: Марсилио Фичино, Кристофоро Ландино, Анджело Полициано и Деметриус Халкондилес. Фреска Доменико Гирландайо.

Прочтение философских учений, которые не были основаны на христианском богословии, привело к развитию гуманизма, благодаря которому стало ясно, что, хотя Бог установил и поддерживал порядок во Вселенной, устанавливать и поддерживать порядок в обществе — задача человека.

Гражданское строительство

Благодаря гуманизму гражданская гордость и содействие гражданскому миру и порядку рассматривались как признаки гражданственности. Это привело к строительству таких сооружений, как Больница невинных Брунеллески с ее элегантной колоннадой, образующей связующее звено между благотворительным зданием и городской площадью, и Библиотека Лаврентия, где ученые могли ознакомиться с коллекцией книг, созданной семьей Медичи.

Некоторые крупные церковные строительные работы также были заказаны не церковью, а гильдиями, представляющими богатство и мощь города. Купол Брунеллески во Флорентийском соборе больше, чем любое другое здание, принадлежал населению, потому что строительство каждого из восьми сегментов осуществлялось в разных кварталах города.

Покровительство

Как и в Платоновской академии в Афинах, сторонники гуманистического понимания считали, что те люди, которые имеют преимущество в виде богатства и образования, должны способствовать стремлению к обучению и созданию того, что было прекрасным. С этой целью богатые семьи — Медичи во Флоренции, Гонзага в Мантуе, Фарнезе в Риме, Сфорца в Милане — собрали вокруг себя образованных и способных людей, продвигая навыки и создавая рабочие места для самых талантливых художников и архитекторов своего времени.

Козимо де Медичи Старший, глава Банка Медичи, спонсировал программы гражданского строительства. Посмертный портрет Понтормо.
Козимо де Медичи Старший, глава Банка Медичи, спонсировал программы гражданского строительства. Посмертный портрет Понтормо.

Расцвет архитектурной теории

В эпоху Возрождения архитектура стала не только вопросом практики, но и предметом теоретического обсуждения. Печать сыграла большую роль в распространении идей.

  • Первым трактатом по архитектуре был De re aedificatoria («О предмете строительства»), написанный Леоном Баттистой Альберти в 1450 году. Это в какой-то степени зависело от книги Витрувия «Об архитектуре«, рукопись которой была обнаружена в 1414 году в библиотеке в Швейцарии. De re aedificatoria в 1485 году стала первой печатной книгой по архитектуре.
  • Себастьяно Серлио (1475 – ок. 1554) подготовил следующий важный текст, первый том которого появился в Венеции в 1537 году; он назывался Regole generali d’architettura («Общие правила архитектуры»). Она известна как «Четвертая книга» Серлио, поскольку была четвертой в первоначальном плане трактата Серлио в семи книгах. Всего было опубликовано пять книг.
  • В 1570 году Андреа Палладио (1508-1580) опубликовал I quattro libri dell’architettura («Четыре книги по архитектуре») в Венеции. Эта книга была широко напечатана и в значительной степени способствовала распространению идей эпохи Возрождения по Европе. Все эти книги предназначались для чтения и изучения не только архитекторами, но и меценатами.

Распространение эпохи Возрождения в Италии

В 15 веке дворы некоторых других итальянских государств стали центрами распространения философии, искусства и архитектуры эпохи Возрождения.

В Мантуе при дворе Гонзага Альберти спроектировал две церкви: базилику Сант-Андреа и Сан-Себастьяно.

Церковь Чертоза-ди-Павия, Ломбардия
Церковь Чертоза-ди-Павия, Ломбардия

Урбино был важным центром, а герцогский дворец был построен для Федерико да Монтефельтро в середине 15 века. Герцог нанял Лучано Лорану из Далмации, известного своим опытом в фортификации. Дизайн включает в себя большую часть более раннего средневекового здания и необычный трехэтажный фасад с башенками. Лоране помогал Франческо ди Джорджо Мартини. Более поздние части здания явно выполнены во флорентийском стиле, особенно внутренний двор, но неизвестно, кто был дизайнером.

Феррара при Эсте была расширена в конце 15 века, было построено несколько новых дворцов, таких как Палаццо деи Диаманти и Палаццо Скифанойя для Борсо д’Эсте.

Scuola Grande di San Marco, Венеция
Scuola Grande di San Marco, Венеция

В Милане при Висконти была завершена Чертоза ди Павия, а затем при Сфорце был построен замок Сфорцеско.

Архитектура венецианского Возрождения приобрела особенно характерный характер из-за местных условий. Сан-Заккария получила свой ренессансный фасад руками Антонио Гамбелло и Мауро Кодусси, строительство которого началось в 1480-х годах. Джованни Мария Фальконетто, веронский архитектор-скульптор, представил Падуе архитектуру эпохи Возрождения с помощью лоджии и Одео Корнаро в саду Альвизе Корнаро.

На юге Италии мастера эпохи Возрождения были призваны в Неаполь Альфонсо V Арагонским после его завоевания Неаполитанского королевства. Наиболее заметными примерами архитектуры эпохи Возрождения в этом городе являются Капелла Караччоло, приписываемая Браманте, и Палаццо Орсини ди Гравина, построенный Габриэле д’Анджело между 1513 и 1549 годами.

Характеристики

Классические заказы были проанализированы и реконструированы для использования в новых целях. Хотя очевидные отличительные черты классической римской архитектуры были переняты архитекторами эпохи Возрождения, формы и назначение зданий менялись со временем, как и структура городов. Одними из самых ранних зданий возрожденного классицизма были церкви того типа, которые римляне никогда не строили. Также не было моделей для больших городских жилищ, которые требовались богатым купцам 15 века. И наоборот, не было необходимости в огромных спортивных сооружениях и общественных банях, таких, какие строили римляне.

Неиспользованный план Рафаэля для базилики Святого Петра
Неиспользованный план Рафаэля для базилики Святого Петра

План

Планы зданий эпохи Возрождения имеют квадратный, симметричный вид, пропорции которого обычно основаны на модуле. Внутри церкви модуль часто имеет ширину прохода. Необходимость интеграции дизайна плана с фасадом была представлена как проблема в работе Филиппо Брунеллески, но он так и не смог воплотить этот аспект своей работы в жизнь. Первым зданием, продемонстрировавшим это, была базилика Сант-Андреа, Мантуя работы Леоне Баттисты Альберти. Разработка плана в светской архитектуре должна была состояться в 16 веке и завершилась работой Палладио.

Façade

Фасады симметричны вокруг своей вертикальной оси. Фасады церквей обычно увенчаны фронтоном и организованы системой пилястр, арок и антаблементов. Колонны и окна показывают движение к центру. Одним из первых настоящих фасадов эпохи Возрождения был собор Пьенцы (1459-62), который приписывают флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известному как Росселлино), а Леоне Баттиста Альберти, возможно, также нес некоторую ответственность за его дизайн.

Фасад Сант-Агостино, Рим, построен в 1483 году Джакомо ди Пьетрасантой
Фасад Сант-Агостино, Рим, построен в 1483 году Джакомо ди Пьетрасантой

Внутренние здания часто увенчаны карнизом. На каждом этаже регулярно повторяются проемы, а расположенная по центру дверь отмечена такой особенностью, как балкон или рустованное обрамление. Ранним и во многом скопированным прототипом был фасад Палаццо Ручеллаи (1446 и 1451) во Флоренции с его тремя рядами пилястр.

Колонны и пилястры

Используются римские и греческие порядки колонн: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный. Ордера могут быть либо структурными, поддерживающими аркаду или архитрав, либо чисто декоративными, примыкающими к стене в виде пилястр. В эпоху Возрождения архитекторы стремились использовать колонны, пилястры и антаблементы как единую систему. Одно из первых зданий, в котором пилястры использовались как единая система, было в Старой ризнице (1421-1440) Брунеллески.

Классические ордена, гравюра из Энциклопедии, том 18. 18 век.
Классические ордена, гравюра из Энциклопедии, том 18. 18 век.

Арки

Арки бывают полукруглыми или (в стиле маньеризма) сегментарными. Арки часто используются в аркадах, опирающихся на опоры или колонны с капителями. Между капителью и выступом арки может быть участок антаблемента. Альберти был одним из первых, кто использовал арку в монументальном масштабе в базилике Сант-Андреа, Мантуя.

Своды

Своды не имеют ребер. Они полукруглые или сегментарные и имеют квадратную форму в плане, в отличие от готических сводов, которые часто бывают прямоугольными. Бочкообразный свод возвращается в архитектурный словарь, как в церкви Святого Андрея в Мантуе.

Купола

Купол часто используется как очень крупная конструктивная деталь, которая видна снаружи, а также как средство перекрытия небольших помещений, где они видны только изнутри. После успеха купола в проекте Брунеллески для Флорентийского собора и его использования в плане Браманте для базилики Святого Петра (1506) в Риме купол стал незаменимым элементом церковной архитектуры, а позже даже для светской архитектуры, такой как Вилла Ротонда Палладио.

Купол собора Святого Петра, Рим.
Купол собора Святого Петра, Рим.

Потолки

Крыши оборудованы плоскими или кессонными потолками. Их не оставляют открытыми, как в средневековой архитектуре. Их часто окрашивают или украшают.

Двери

Двери обычно имеют квадратные перемычки. Они могут быть установлены в виде арки или увенчаны треугольным или сегментарным фронтоном. Проемы, в которых нет дверей, обычно арочные и часто имеют большой или декоративный замковый камень.

Windows

Окна могут быть парными и располагаться внутри полукруглой арки. Они могут иметь квадратные перемычки и треугольные или сегментарные фронтоны, которые часто используются поочередно. Символичным в этом отношении является Палаццо Фарнезе в Риме, строительство которого было начато в 1517 году.

В период маньеризма использовалась палладианская арка с высоким полукруглым верхним отверстием, обрамленным двумя нижними отверстиями с квадратными верхушками. Окна используются для подачи света в здание и во внутренней архитектуре, чтобы открывать виды. Витражи, хотя иногда и присутствуют, не являются особенностью.

Внутренний двор Палаццо Строцци, Флоренция
Внутренний двор Палаццо Строцци, Флоренция

Стены

Внешние стены, как правило, возводятся из кирпича, обработанного или облицованного камнем в виде хорошо обработанной тесаной кладки, уложенной прямыми рядами. Углы зданий часто подчеркиваются рустованными стенами. Подвалы и цокольные этажи часто были рустованными, как в Палаццо Медичи Риккарди (1444-1460) во Флоренции. Внутренние стены гладко оштукатурены и покрыты известковым раствором. Для более формальных помещений внутренние поверхности украшены фресками.

Подробные сведения

Курсы, лепнина и все декоративные детали вырезаны с большой точностью. Изучение и освоение деталей древних римлян было одним из важных аспектов теории Возрождения. Для каждого из разных заказов требовались разные наборы деталей. Некоторые архитекторы были более строги в использовании классических деталей, чем другие, но в решении проблем также было много инноваций, особенно на углах. Лепнина выделяется вокруг дверей и окон, а не утоплена, как в готической архитектуре. Скульптурные фигуры могут быть установлены в нишах или на постаментах. Они не являются неотъемлемой частью здания, как в средневековой архитектуре.

Ранний Ренессанс

Ведущими архитекторами раннего Возрождения или Кватроченто были Филиппо Брунеллески, Микелоццо и Леон Баттиста Альберти.

Brunelleschi

Человеку, которому обычно приписывают возрождение ренессансного взгляда на архитектуру, является Филиппо Брунеллески (1377-1446). Основной чертой творчества Брунеллески был «порядок».

В начале 15 века Брунеллески начал смотреть на мир, чтобы понять, какие правила регулируют чей-либо взгляд. Он заметил, что то, как человек видит регулярные сооружения, такие как Флорентийский баптистерий и окружающие его плиточные тротуары, подчиняется математическому порядку – линейной перспективе.

Здания, оставшиеся среди руин древнего Рима, по-видимому, соблюдали простой математический порядок так, как этого не делали готические здания. Одно неоспоримое правило регулировало всю древнеримскую архитектуру – полукруглая арка ровно в два раза шире, чем ее высота. Фиксированная пропорция с последствиями такого масштаба нигде не встречалась в готической архитектуре. Готическую стрельчатую арку можно было вытянуть вверх или сгладить до любой пропорции, которая соответствовала местоположению. Арки с разными углами наклона часто возникали в пределах одного сооружения. Никаких установленных правил пропорции не применялось.

Ospedale degli Innocenti in Florence.
Ospedale degli Innocenti in Florence.

Из наблюдения за архитектурой Рима возникло стремление к симметрии и тщательной пропорции, при которых форма и композиция здания в целом и всех его вспомогательных деталей имеют фиксированные взаимосвязи, каждая секция пропорциональна следующей, а архитектурные особенности служат для точного определения этих правил пропорции. Брунеллески заручился поддержкой ряда богатых флорентийских покровителей, включая Гильдию шелководов и Козимо Медичи.

Флорентийский собор

Первым крупным архитектурным заказом Брунеллески был проект огромного кирпичного купола, закрывающего центральное пространство Флорентийского собора, спроектированного Арнольфо ди Камбио в 14 веке, но оставленного без крыши. Хотя его часто называют первым зданием эпохи Возрождения, в смелом дизайне Брунеллески используются остроконечная готическая арка и готические ребра, которые, по-видимому, были спланированы Арнольфо. Однако представляется несомненным, что, хотя стилистически купол готический, в соответствии со зданием, которое он венчает, на самом деле он находится под структурным влиянием великого купола Древнего Рима, который Брунеллески вряд ли мог игнорировать в поисках решения. Это купол Пантеона, круглого храма, ныне церкви.

Купол Флорентийского собора
Купол Флорентийского собора

Внутри монолитного бетонного купола Пантеона находится кессон, который значительно снижает вес. Вертикальные перегородки кессона эффективно служат ребрами жесткости, хотя визуально эта особенность не доминирует. На вершине купола Пантеона находится отверстие диаметром 8 метров. Брунеллески знал, что купол огромных размеров на самом деле может быть спроектирован без замкового камня. Купол во Флоренции поддерживается восемью большими ребрами и еще шестнадцатью внутренними, удерживающими кирпичную оболочку, при этом кирпичи расположены в виде елочки. Хотя используемые технологии различны, на практике оба купола состоят из толстой сети ребер, поддерживающих гораздо более легкое и тонкое заполнение. И у обоих вверху большое отверстие.

Сан-Лоренцо

Новая архитектурная философия эпохи Возрождения лучше всего демонстрируется в церквях Сан-Лоренцо и Санто-Спирито, Флоренция. Спроектированные Брунеллески примерно в 1425 и 1428 годах соответственно, оба имеют форму латинского креста. Каждый из них имеет модульную планировку, каждая часть кратна площади прохода. Эта же формула определяла и вертикальные размеры. В случае с Санто-Спирито, который полностью правильный в плане, трансепты и алтарь идентичны, в то время как неф представляет собой их расширенную версию. В 1434 году Брунеллески спроектировал первое здание централизованной планировки эпохи Возрождения, Санта-Мария-дельи-Анджели, Флоренция. Он состоит из центрального восьмиугольника, окруженного восемью меньшими часовнями. Начиная с этой даты по этим проектам были построены многочисленные церкви.

Церковь Сан-Лоренцо
Церковь Сан-Лоренцо

Микелоццо

Микелоццо Микелоцци (1396-1472) был еще одним архитектором, находившимся под патронажем семьи Медичи, его самой известной работой является Палаццо Медичи Риккарди, спроектировать который ему было поручено Козимо де Медичи в 1444 году. Десять лет спустя он построил Виллу Медичи во Фьезоле. Среди других его работ для Козимо — библиотека в монастыре Сан-Марко, Флоренция. На некоторое время он отправился в изгнание в Венецию со своим покровителем. Он был одним из первых архитекторов, работавших в стиле Ренессанса за пределами Италии, построив дворец в Дубровнике.

Палаццо Медичи Риккарди является классическим в деталях своих окон с фронтонами и встроенных дверей, но, в отличие от работ Брунеллески и Альберти, здесь нет классических порядков колонн. Вместо этого Микелоццо уважал пристрастие флорентийцев к рустованному камню. Он, по-видимому, создал три ордера из трех определенных рустованных уровней, все они увенчаны огромным карнизом в римском стиле, который выступает над улицей на 2,5 метра.

Палаццо Медичи Риккарди работы Микелоццо. Флоренция, 1444 год.
Палаццо Медичи Риккарди работы Микелоццо. Флоренция, 1444 год.

Alberti

Леон Баттиста Альберти, родившийся в Генуе (1402-1472), был важным гуманистом, теоретиком и дизайнером, чья книга об архитектуре De re Aedificatoria имела длительный эффект. Аспектом гуманизма эпохи Возрождения был акцент на анатомии природы, в частности на форме человека, науке, впервые изученной древними греками. Гуманизм сделал человека мерой вещей. Альберти воспринимал архитектора как человека с большой социальной ответственностью.

Он спроектировал ряд зданий, но, в отличие от Брунеллески, не видел себя строителем в практическом смысле и поэтому оставил надзор за работами другим. Чудесным образом один из его величайших проектов, проект базилики Сант-Андреа в Мантуе, был доведен до конца, практически сохранив свой характер. Не так с церковью Сан-Франческо в Римини, перестройкой готического сооружения, которое, как и Сант-Андреа, должно было иметь фасад, напоминающий римскую триумфальную арку. Это, к сожалению, осталось незавершенным.

Базилика Сант-Андреа, Мантуя, фасад
Базилика Сант-Андреа, Мантуя, фасад

Сант-Андреа — чрезвычайно динамичное здание как снаружи, так и внутри. Его триумфальный фасад отличается резкими контрастами. Проекция порядка пилястр, которые определяют архитектурные элементы, но по сути нефункциональны, очень неглубокая. Это контрастирует с зияющей глубоко утопленной аркой, которая образует огромный портик перед главной дверью. Размер этой арки прямо контрастирует с двумя низкими проемами с квадратными верхушками, которые ее обрамляют. Свет и тень драматично играют на поверхности здания из-за неглубокости его лепнины и глубины крыльца. В интерьере Альберти отказался от традиционного нефа и проходов. Вместо этого наблюдается медленное и величественное чередование высоких арок и низких квадратных дверных проемов, повторяющих мотив фасада «триумфальной арки».

Два самых известных здания Альберти находятся во Флоренции, в Палаццо Ручеллаи и в Санта-Мария-Новелла. Для дворца Альберти применил классические порядки колонн к фасаду на трех уровнях, 1446-51. В Санта-Мария-Новелла ему было поручено завершить отделку фасада. Он завершил проект в 1456 году, но работа была завершена только в 1470 году.

Фасад Санта-Мария-Новелла, 1456-70
Фасад Санта-Мария-Новелла, 1456-70

В нижней части здания были готические ниши и типичная отделка из полихромного мрамора. В конце нефа было большое окулярное окно, которое необходимо было учитывать. Альберти просто уважал то, что уже было на месте, и флорентийскую традицию многоцветия, которая была прочно закреплена в баптистерии Сан-Джованни, самом почитаемом здании в городе. Отделка, выполненная в основном из полихромного мрамора, в основном очень плоская по своей природе, но своего рода порядок устанавливается правильными отделениями и круглыми мотивами, которые повторяют форму круглого окна. Впервые Альберти соединил нижние крыши нефов с нефом, используя два больших свитка. Они должны были стать стандартным устройством эпохи Возрождения для решения проблемы разной высоты крыши и объединения пространства между горизонтальными и вертикальными поверхностями.


Высокий Ренессанс

В конце 15-го и начале 16 века такие архитекторы, как Браманте, Антонио да Сангалло Младший и другие, продемонстрировали мастерство в возрожденном стиле и умение применять его к таким зданиям, как церкви и городские палаццо, которые сильно отличались от сооружений древних времен. Стиль стал более украшенным и орнаментальным, скульптуры, купола и главки стали очень заметны. Архитектурный период известен как «Высокое возрождение» и совпадает с эпохой Леонардо, Микеланджело и Рафаэля.

Браманте

Донато Браманте (1444-1514) родился в Урбино и перешел от живописи к архитектуре, найдя свое первое важное покровительство у Людовико Сфорца, герцога Миланского, для которого он построил ряд зданий за 20 лет. После падения Милана французами в 1499 году Браманте отправился в Рим, где добился большого успеха под покровительством папы.

Лучшим архитектурным достижением Браманте в Милане является пристройка креста и хора к церкви аббатства Санта-Мария-делле-Грацие (Милан). Это кирпичное строение, форма которого во многом обязана североитальянской традиции квадратных купольных баптистериев. Новое здание спланировано почти централизованно, за исключением того, что из-за расположения алтарь простирается дальше рукавов трансепта. Полусферический купол примерно 20 метров в поперечнике возвышается, скрытый внутри восьмиугольного барабана, пронизанного на верхнем уровне арочными классическими проемами. Весь экстерьер имеет четкие детали, украшенные местным терракотовым орнаментом. С 1488 по 1492 год он работал у Асканио Сфорца над собором Павии, на который он наложил схему центрального плана и построил несколько апсид и склеп, вдохновленный термальными ваннами римской эпохи.

Пересечение Санта-Мария-делла-Грацие, Милан (1490)
Пересечение Санта-Мария-делла-Грацие, Милан (1490)

В Риме Браманте создал то, что было описано как «совершенная архитектурная жемчужина», Темпьетто в монастыре Сан-Пьетро-ин-Монторио. Этот небольшой круглый храм отмечает место, где святой Петр принял мученическую смерть, и, таким образом, является самым священным местом в Риме. Здание адаптировано к стилю, характерному для остатков Храма Весты, самого священного места Древнего Рима. Он окружен монастырем, который его окружает, и находится в пространственном контрасте с ним. При приближении со стороны монастыря, как на картинке выше, он виден обрамленным аркой и колоннами, форма которых повторяется в его отдельно стоящей форме.

Браманте продолжил работу над Апостольским дворцом, где он спроектировал Cortile del Belvedere. В 1506 году был выбран его проект для перестройки папой Юлием II базилики Святого Петра, и был заложен первый камень в фундамент. После смерти Браманте и множества изменений плана, Микеланджело, как главный архитектор, вернулся к чему-то более близкому к первоначальному предложению Браманте.

Sangallo

Антонио да Сангалло Младший (1485-1546) был из семьи военных инженеров. Его дядя, Джулиано да Сангалло был одним из тех, кто представил план восстановления собора Святого Петра и некоторое время был содиректором проекта вместе с Рафаэлем.

Антонио да Сангалло также представил план собора Святого Петра и стал главным архитектором после смерти Рафаэля, которого сменил Микеланджело.

Палаццо Фарнезе, Рим (1534-1545). Разработан Антонио да Сангалло Младшим и Микеланджело.
Палаццо Фарнезе, Рим (1534-1545). Разработан Антонио да Сангалло Младшим и Микеланджело.

Его слава основана не на его связи с собором Святого Петра, а на его строительстве дворца Фарнезе, «самого грандиозного дворца этого периода», строительство которого было начато в 1530 году. Впечатление величия отчасти заключается в его огромных размерах (56 м в длину и 29,5 м в высоту) и в его возвышенном расположении с видом на широкую площадь. Необычно для такого большого и роскошного дома того времени, что он был построен в основном из оштукатуренного кирпича, а не из камня. На фоне гладких розовых стен каменные выступы по углам, массивный рустованный портал и повторяющиеся мелко проработанные окна создают элегантный эффект. Верхний из трех этажей одинакового размера был пристроен Микеланджело. Травертин для его архитектурных деталей был взят не из каменоломни, а из Колизея.

Рафаэль

Рафаэль (1483-1520), родившийся в Урбино, обучавшийся у Перуджино в Перудже до переезда во Флоренцию, некоторое время был главным архитектором собора Святого Петра, работая совместно с Антонио Сангалло. Он также спроектировал ряд зданий, большинство из которых были достроены другими. Его самая влиятельная работа — Палаццо Пандольфини во Флоренции с двумя этажами сильно сочлененных окон типа «дарохранительница», каждое из которых окружено упорядоченными пилястрами, карнизом и чередующимися арочными и треугольными фронтонами.

Палаццо Пандольфини, Флоренция, работы Рафаэля
Палаццо Пандольфини, Флоренция, работы Рафаэля
 

Маньеризм

Маньеризм в архитектуре был отмечен широко расходящимися тенденциями в творчестве Микеланджело, Джулио Романо, Бальдассаре Перуцци и Андреа Палладио, что привело к появлению стиля барокко, в котором одна и та же архитектурная лексика использовалась для совершенно разной риторики.

Palazzo Massimo alle Colonne.
Palazzo Massimo alle Colonne.

Peruzzi

Бальдассаре Перуцци, (1481-1536), был архитектором, родившимся в Сиене, но работавшим в Риме, чьи работы соединяют Высокое Возрождение и период маньеризма. Его вилла Фарнезина 1509 года постройки представляет собой очень правильный монументальный куб из двух равных этажей, ниши которого четко обозначены рядами пилястр. Здание необычно своими фресками на стенах.

Самая известная работа Перуцци — Палаццо Массимо алле Колонне в Риме. Необычные особенности этого здания заключаются в том, что его фасад плавно изгибается вокруг извилистой улицы. На первом этаже здания находится темный центральный портик, идущий параллельно улице, но представляющий собой полузакрытое пространство, а не открытую лоджию. Над этим возвышаются три недифференцированных этажа, два верхних с одинаковыми маленькими горизонтальными окнами в тонких плоских рамах, которые странно контрастируют с глубоким крыльцом, которое со времени своего строительства служило убежищем для городской бедноты.

Giulio Romano

Джулио Романо (1499-1546) был учеником Рафаэля, помогая ему в различных работах для Ватикана. Романо также был очень изобретательным дизайнером, работая у Федерико II Гонзага в Мантуе над Палаццо Те (1524-1534), проектом, который объединил его навыки архитектора, скульптора и живописца. В этой работе, включающей садовые гроты и обширные фрески, он использует иллюзионистические эффекты, удивительные сочетания архитектурных форм и текстур, а также частое использование элементов, которые кажутся несколько непропорциональными или неровными. Общий эффект жуткий и тревожный. Илан Рахум называет Романо «одним из первых пропагандистов маньеризма».

Palazzo Te, Mantua
Palazzo Te, Mantua

Michelangelo

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) был одним из гигантов творчества, чьи достижения знаменуют Высокий Ренессанс. Он преуспел в каждой из областей живописи, скульптуры и архитектуры, и его достижения привели к значительным изменениям в каждой области. Его архитектурная слава связана главным образом с двумя зданиями: интерьерами Лаврентийской библиотеки и ее вестибюля в монастыре Сан-Лоренцо во Флоренции и базиликой Святого Петра в Риме.

Собор Святого Петра был «величайшим творением эпохи Возрождения», и огромное количество архитекторов вложили в него свое мастерство. Но по завершении проекта в нем было больше от Микеланджело, чем от любого другого архитектора, как до, так и после него.

Собор Святого Петра

План, который был принят при закладке первого камня в 1506 году, был разработан Браманте. Различные изменения в плане произошли в череде архитекторов, сменивших его, но Микеланджело, когда он принял проект в 1546 году, вернулся к плану греческого креста Браманте и переработал опоры, стены и купол, придав нижним несущим элементам массивные пропорции и устранив окружающие проходы из алтаря и идентичных рукавов трансепта. Хелен Гарднер говорит: «Микеланджело несколькими росчерками пера превратил сложность снежинки в массивное, сплоченное единство».

Базилика Святого Петра
Базилика Святого Петра

Купол Микеланджело был шедевром дизайна с использованием двух каменных оболочек, расположенных одна внутри другой и увенчанных массивным фонарем на крыше, опирающимся, как и во Флоренции, на ребра жесткости. Для экстерьера здания он спроектировал гигантский ордер, который определяет каждый внешний пролет, весь участок удерживается вместе широким карнизом, который проходит непрерывной волнистой лентой вокруг всего здания.

Существует деревянная модель купола, показывающая его внешнюю оболочку в виде полусферы. Когда Микеланджело умер в 1564 году, здание достигло высоты барабана. Архитектором, сменившим Микеланджело, был Джакомо делла Порта. Построенный купол имеет гораздо более крутой выступ, чем купол модели. Обычно предполагается, что именно делла Порта внес это изменение в дизайн, чтобы уменьшить внешнюю направленность. Но на самом деле неизвестно, кто внес это изменение, и в равной степени возможно и стилистически вероятно, что человеком, который выбрал более динамичный план, был сам Микеланджело в какой-то момент в те годы, когда он руководил проектом.

Лаврентийская библиотека

Микеланджело проявил наибольший маньеризм в дизайне вестибюля Лаврентийской библиотеки, также построенной им для размещения коллекции книг Медичи в монастыре Сан-Лоренцо, Флоренция, того самого Сан-Лоренцо, в котором Брунеллески переделал церковную архитектуру по классическим образцам и установил четкую формулу использования классических ордеров и их различных компонентов.

Вестибюль Лаврентьевской библиотеки
Вестибюль Лаврентьевской библиотеки

Микеланджело берет все компоненты Брунеллески и подчиняет их своей воле. Библиотека находится наверху. Это длинное низкое здание с декоративным деревянным потолком, полом в тон и множеством загонов, построенных по проекту Микеланджело. Но это светлая комната, естественное освещение проникает через длинный ряд окон, которые кажутся буквально втиснутыми между рядами пилястр, идущих вдоль стены. Вестибюль, с другой стороны, высокий, выше, чем в ширину, и перегружен большой лестницей, которая вытекает из библиотеки в виде того, что Николаус Певзнер называет «потоком лавы», и разливается в трех направлениях, когда встречается с балюстрадой лестничной площадки. Это устрашающая лестница, сделанная тем более, что подъем лестницы в центре круче, чем с двух сторон, и вмещает всего восемь ступеней из девяти.

Пространство переполнено, и следует ожидать, что пространство стен будет разделено пилястрами низкого выступа. Но Микеланджело предпочел использовать парные колонны, которые вместо того, чтобы смело выделяться из стены, он утопил глубоко в нишах внутри самой стены. В базилике Сан-Лоренцо неподалеку Брунеллески использовал маленькую консоль прокрутки скобки, чтобы разорвать строго горизонтальную линию трассы над аркадой. Микеланджело позаимствовал мотивы Брунеллески и установил каждую пару затонувших колонн на паре сдвоенных консольных кронштейнов. Певзнер говорит, что «Лауренциана […] раскрывает маньеризм в его самой возвышенной архитектурной форме».

Giacomo della Porta

Джакомо делла Порта (ок. 1533-1602) был известен как архитектор, воплотивший в реальность купол собора Святого Петра. Изменение очертаний купола в том виде, в каком он изображен на модели, и купола в том виде, в каком он был построен, вызвало предположения о том, были ли эти изменения произведены делла Порта или самим Микеланджело.

Il Gesù, designed by Giacomo della Porta, 1568-84
Il Gesù, designed by Giacomo della Porta, 1568-84

Делла Порта провел почти всю свою трудовую жизнь в Риме, проектируя виллы, палаццо и церкви в стиле маньеризма. Одна из его самых известных работ — фасад церкви Джезу, проект, который он унаследовал от своего учителя Якопо Бароцци да Виньола. Большинство характеристик оригинального дизайна сохранены, слегка преобразованы, чтобы придать больший вес центральной секции, где делла Порта использует, среди прочих мотивов, низкий треугольный фронтон, наложенный на сегментный над главной дверью. Верхний этаж и его фронтон создают впечатление сжатия нижнего. Центральная часть, как и Сант-Андреа в Мантуе, основана на триумфальной арке, но имеет два четких горизонтальных разделения, как Санта-Мария-Новелла. Проблема соединения проходов с нефом решена с использованием свитков Альберти, в отличие от решения Виньолы, которое предусматривало гораздо меньшие кронштейны и четыре статуи, возвышающиеся над парными пилястрами, визуально утяжеляющие углы здания. Влияние дизайна можно увидеть в церквях в стиле барокко по всей Европе.

Андреа Палладио

Андреа Палладио, (1508-80), «самый влиятельный архитектор всего Возрождения», был каменщиком, которого поэт Джанджорджио Триссино познакомил с гуманизмом. Его первым крупным архитектурным заказом была реконструкция базилики Палладиана в Виченце, в Венето, где ему предстояло проработать большую часть своей жизни.

Палладио должен был преобразовать архитектурный стиль как дворцов, так и церквей, по-другому взглянув на понятие классицизма. В то время как архитекторы Флоренции и Рима обращались к таким сооружениям, как Колизей и Арка Константина, чтобы найти формулы, Палладио обращался к классическим храмам с их простой формой перистиля. Когда он использовал мотив триумфальной арки в виде большого арочного проема с нижними квадратными проемами с обеих сторон, он неизменно применял его в небольших масштабах, таких как окна, а не в больших, как Альберти использовал у Сант-Андреа. Этот древнеримский мотив часто называют Палладианской аркой.

Villa Capra "La Rotonda"
Villa Capra «La Rotonda»

Наиболее известным из домашних зданий Палладио является Вилла Капра, иначе известная как «Ла Ротонда», дом централизованной планировки с куполообразным центральным залом и четырьмя идентичными фасадами, каждый с портиком, похожим на храм, как у Пантеона в Риме. На вилле Корнаро выступающий портик северного фасада и утопленная лоджия садового фасада состоят из двух упорядоченных этажей, верхний из которых образует балкон.

Подобно Альберти, делла Порта и другим, при проектировании фасада церкви Палладио столкнулся с проблемой визуальной связи проходов с нефом при сохранении и определении структуры здания. Решение Палладио полностью отличалось от того, которое использовал делла Порта. В церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции он накладывает высокий храм, его колонны подняты на высокие постаменты, на другой низкий широкий фасад храма, его колонны поднимаются из подвалов, а узкие перемычки и пилястры проступают за гигантским ордером центрального нефа.

Переход от раннего Возрождения к барокко

В Италии, по-видимому, наблюдается плавный переход от архитектуры раннего Возрождения через Высокий ренессанс и маньеризм к стилю барокко. Певзнер комментирует вестибюль Лаврентьевской библиотеки так: «часто говорили, что мотивы стен показывают Микеланджело как отца барокко».

Хотя преемственность может иметь место в Италии, это не обязательно было так в других местах. Принятие архитектурного стиля эпохи Возрождения в некоторых областях происходило медленнее, чем в других, как можно видеть, например, в Англии. Действительно, когда папа Юлий II сносил Старую базилику Святого Петра, чтобы освободить место для новой, король Англии Генрих VII пристраивал к Вестминстерскому аббатству великолепную новую часовню в перпендикулярном готическом стиле.

Краеугольный камень с профилем мужчины, Палаццо Джусти, Верона, Италия
Краеугольный камень с профилем мужчины, Палаццо Джусти, Верона, Италия

Аналогичным образом, стиль, который впоследствии стал известен как барокко, развился в Италии в начале 17 века, примерно в то время, когда в Гринвиче и Уайтхолле в Англии были построены первые здания в стиле полного Возрождения, после длительного периода экспериментов с классическими мотивами, применяемыми к местным архитектурным формам, или, наоборот, принятия структурных форм эпохи Возрождения в самом широком смысле при отсутствии формул, регулирующих их использование. В то время как англичане только открывали для себя, что такое правила классицизма, итальянцы экспериментировали с методами их нарушения. В Англии после реставрации монархии в 1660 году архитектурный климат изменился, и вкусы сместились в сторону барокко. Вместо того, чтобы развиваться, как это было в Италии, она стала полноценной.

Аналогичным образом, во многих частях Европы, где было мало чисто классических и упорядоченных зданий, таких как Санто-Спирито Брунеллески и дворец Медичи Риккарди Микелоццо, архитектура в стиле барокко казалась почти неожиданной, следуя по пятам за своего рода местным стилем прото-Ренессанса. Распространение барокко и его замена традиционной и более консервативной архитектурой эпохи Возрождения были особенно очевидны при строительстве церквей в рамках Контрреформации.

Распространение в Европе

В 16 веке наблюдалось экономическое и политическое господство Франции, Испании и Португалии, затем подъем Англии, Польши, России и Голландской Республики. Результатом стало то, что эти места начали импортировать стиль эпохи Возрождения как показатель их нового культурного положения. Это также означало, что признаки архитектурного стиля эпохи Возрождения начали появляться за пределами Италии только примерно в 1500 году и позже.

Хотя итальянские архитекторы пользовались большим спросом, такие как Себастьяно Серлио во Франции, Аристотель Фиораванти в России и Франческо Фиорентино в Польше, вскоре не итальянцы стали изучать итальянскую архитектуру и переводить ее на свой собственный язык. К ним относились Филиберт де л’Орм (1510-1570) во Франции, Хуан Баутиста де Толедо (умер в 1567 году) в Испании, Иниго Джонс (1573-1652) в Англии и Элиас Холл (1573-1646) в Германии.

Книги или гравюры с выгравированными иллюстрациями, демонстрирующими планы и орнамент, сыграли очень важную роль в распространении стилей эпохи Возрождения в Северной Европе, причем среди наиболее важных авторов были Андруэ дю Серсо во Франции и Ханс Вредеман де Фриз в Нидерландах, и Вендель Диттерлин, автор книги «Архитектура» (1593-94) в Германии.

Страны Балтии

Ренессанс поздно возник на территории современных Эстонии, Латвии и Литвы, так называемых Прибалтийских государств, и не произвел большого впечатления в архитектурном плане. Это было политически неспокойное время, отмеченное упадком государства Тевтонского ордена и Ливонской войной.

Дом Черноголовых в Риге, Латвия
Дом Черноголовых в Риге, Латвия

В Эстонии художественное влияние оказали голландские, шведские и польские источники. Здание Братства черноголовых в Таллине с фасадом, спроектированным Арентом Пассером, является единственным по-настоящему ренессансным зданием в стране, сохранившимся более или менее нетронутым. Примечательно, что для этих смутных времен единственными другими примерами являются чисто военные здания, такие как пушечная башня Толстой Маргарет, также в Таллине.

Архитектура латвийского Возрождения находилась под влиянием польско-литовского и голландского стилей, с маньеризмом, вытекающим из готики без посредников. Церковь Святого Иоанна в столице Латвии Риге является примером более ранней готической церкви, которая была реконструирована в 1587-89 годах голландским архитектором Гертом Фрезе (Joris Phraeze). Ярким примером архитектуры эпохи Возрождения в Латвии является богато украшенный Дом Черноголовых, перестроенный из более раннего средневекового сооружения в его нынешние маньеристские формы еще в 1619-25 годах архитекторами А. и Л. Янсен. Он был разрушен во время Второй мировой войны и восстановлен в 1990-х годах.

Литва тем временем образовала большое дуальное государство с Польшей, известное как Речь Посполитая. Влияние эпохи Возрождения усилилось во время правления Сигизмунда I Старого и Сигизмунда II Августа. В Дворце великих князей литовских (разрушен в 1801 году, копия построена в 2002-2009 годах) прослеживается итальянское влияние. В стране работали несколько архитекторов итальянского происхождения, в том числе Бернардино Заноби де Джанотис, Джованни Чини и Джованни Мария Моска.

Богемия

Стиль Возрождения впервые появился в Короне Богемии в 1490-х годах. Таким образом, Богемия вместе с присоединенными к ней землями, особенно Моравией, входит в число областей Священной Римской империи с самыми ранними известными образцами архитектуры эпохи Возрождения.

Королевский летний дворец в Праге считается чехами самой чистой архитектурой эпохи Возрождения за пределами Италии.
Королевский летний дворец в Праге считается чехами самой чистой архитектурой эпохи Возрождения за пределами Италии.

Земли Чешской короны никогда не были частью древней Римской империи, поэтому они упустили свое собственное древнее классическое наследие и были вынуждены зависеть в основном от итальянских моделей. Как и в других странах Центральной Европы, готический стиль сохранил свои позиции, особенно в церковной архитектуре. Традиционная готическая архитектура считалась неподвластной времени и поэтому способной выражать святость. Архитектура эпохи Возрождения сосуществовала с готическим стилем в Богемии и Моравии до конца 16 века (например, жилая часть дворца была построена в стиле современного Возрождения, но его часовня была спроектирована с элементами готики). Фасады чешских зданий эпохи Возрождения часто украшались сграффито (фигурным или орнаментальным).

Во время правления Рудольфа II, императора Священной Римской Империи и короля Богемии, город Прага стал одним из важнейших европейских центров искусства позднего Возрождения (так называемого маньеризма). Тем не менее, с того времени сохранилось не так уж много архитектурно значимых зданий.

Хорватия

В 15 веке Хорватия была разделена на три государства: северная и центральная часть Хорватии и Славония находились в союзе с Королевством Венгрия, в то время как Далмация, за исключением независимой Республики Рагуза, находилась под властью Венецианской Республики. Собор Святого Иакова в Шибенике был построен в 1441 году в готическом стиле Джорджо да Себенико (Юрай Далматинац). В его необычной конструкции не используется строительный раствор, каменные блоки, пилястры и ребра скреплены с помощью стыков и пазов, как это было обычно в деревянных конструкциях. В 1477 году работа была незакончена и продолжена при Никколо ди Джованни Фиорентино, который уважал способ строительства и план бывшего архитектора, но продолжил работу, которая включает в себя верхние окна, своды и купол в стиле Ренессанса. Сочетание высокого бочкообразного свода с более низкими полукочкообразными сводами над проходами придает фасаду характерную форму трилистника. Собор был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2001 году.

Собор Святого Иакова, Šibenik
Собор Святого Иакова, Šibenik

Англия

После некоторых первых усилий королей и придворных, большинство из которых ныне исчезли, таких как Ричмондский дворец Генриха VII (ок. 1501 г.), Несухой дворец Генриха VIII и первый Сомерсет-хаус в Лондоне, в Англии во время правления Елизаветы I возник местный стиль архитектуры эпохи Возрождения, на который большое влияние оказали Нидерланды, где среди прочих особенностей он приобрел версии голландского фронтона и фламандской обвязки в геометрических узорах, украшающих стены. Новый стиль, как правило, проявлялся в больших квадратных великолепных домах, таких как Longleat House.

Елизаветинский дом вундеркиндов, Хардвик-холл (1590-1597).
Елизаветинский дом вундеркиндов, Хардвик-холл (1590-1597).

Первым великим представителем классицизма итальянской архитектуры эпохи Возрождения в Англии был Иниго Джонс (1573-1652), который изучал архитектуру в Италии, где влияние Палладио было очень сильным. Джонс вернулся в Англию, полный энтузиазма по отношению к новому движению, и сразу же приступил к проектированию таких зданий, как Дом королевы в Гринвиче в 1616 году и Банкетный дом в Уайтхолле тремя годами позже. Эти работы с их чистыми линиями и симметрией были революционными в стране, все еще очарованной средниками, зубцами и башенками.

Франция

В первые годы 16 века французы участвовали в войнах в северной Италии, привезя во Францию не только сокровища искусства эпохи Возрождения в качестве своей военной добычи, но и стилистические идеи. В долине Луары прокатилась волна строительства, и в это время появилось множество замков эпохи Возрождения, самым ранним примером является замок Амбуаз (ок. 1495), в котором Леонардо да Винчи провел свои последние годы. Стиль стал доминирующим при Франциске I.

French Renaissance: Château de Chambord (1519–39)
French Renaissance: Château de Chambord (1519–39)

Германия

Возрождение в Германии было вдохновлено сначала немецкими философами и художниками, такими как Альбрехт Дюрер и Йоханнес Рейхлин, посетившими Италию. Важными ранними примерами этого периода являются, в частности, резиденция Ландсхут, Гейдельбергский замок, дворец Йоханнисбург в Ашаффенбурге, замок Вайльбург, ратуша и дома Фуггеров в Аугсбурге и церковь Святого Михаила в Мюнхене. Особой формой архитектуры эпохи Возрождения в Германии является Везерский ренессанс, с такими яркими примерами, как Бременская ратуша и Юлеум в Хельмштедте.

В июле 1567 года городской совет Кельна одобрил проект Вильгельма Вернуккена в стиле Ренессанса для двухэтажной лоджии для Кельнской ратуши. Святой Михаил в Мюнхене — крупнейшая церковь эпохи Возрождения к северу от Альп. Он был построен Вильгельмом V, герцогом Баварским между 1583 и 1597 годами как духовный центр Контрреформации и был вдохновлен церковью Джезу в Риме. Архитектор неизвестен. Многие примеры кирпичных зданий эпохи Возрождения можно найти в ганзейских старых городах, таких как Штральзунд, Висмар, Любек, Люнебург, Фридрихштадт и Штаде. Среди известных немецких архитекторов эпохи Возрождения — Фридрих Сустрис, Бенедикт Рейт, Абрахам ван ден Блок, Элиас Холл и Ханс Крамппер.

Джульеум в Хельмштедте, Германия (пример Везерского возрождения)
Джульеум в Хельмштедте, Германия (пример Везерского возрождения)

Венгрия

Одним из первых мест, испытавших влияние стиля архитектуры эпохи Возрождения, было Королевство Венгрия. Стиль появился после женитьбы короля Матиаса Корвина и Беатриче Неаполитанской в 1476 году. Многие итальянские художники, ремесленники и каменщики прибыли в Буду вместе с новой королевой. Важные остатки летнего дворца короля Матьяша раннего Возрождения можно найти в Вишеграде. Османское завоевание Венгрии после 1526 года прервало развитие архитектуры эпохи Возрождения в стране и уничтожило ее самые известные образцы. Сегодня единственным полностью сохранившимся произведением венгерской архитектуры эпохи Возрождения является часовня Бакоч (по заказу венгерского кардинала Тамаша Бакоча), ныне являющаяся частью базилики Эстергом.

Габсбургские Нидерланды

Как и в живописи, архитектуре эпохи Возрождения потребовалось некоторое время, чтобы достичь Габсбургских Нидерландов, и она не полностью вытеснила готические элементы. Архитектором, оказавшим непосредственное влияние на итальянских мастеров, был Корнелис Флорис де Вриендт, который спроектировал ратушу Антверпена, построенную в 1564 году. Этот стиль иногда называют стилем фламандско-итальянского Возрождения, а также известен как стиль Флориса. В этом стиле общая структура была похожа на позднеготические здания, но с большими окнами и большим количеством витиеватых украшений и детализации в стиле Ренессанса. Этот стиль приобрел широкое влияние по всей Северной Европе, например, в елизаветинской архитектуре, и является частью более широкого движения Северного маньеризма.

Ратуша Антверпена (закончена в 1564 году)
Ратуша Антверпена (закончена в 1564 году)

Голландская республика

В начале 17 века Голландская республика, Хендрик де Кейзер сыграл важную роль в развитии стиля «Амстердамский ренессанс», который имеет местные особенности, включая преобладание высоких узких таунхаусов, трапециевидный или голландский фронтон и использование декоративных треугольных фронтонов над дверями и окнами, вершина которых поднимается гораздо круче, чем в большинстве других архитектурных сооружений эпохи Возрождения, но в соответствии с профилем фронтона. Резные каменные детали часто имеют низкий профиль, в обвязке, напоминающей кожевенную работу, стилистической особенности, зародившейся в Школе Фонтенбло. Эта особенность была экспортирована в Англию.

Вестеркерк В Амстердаме
Вестеркерк В Амстердаме

Польша

Архитектура польского Возрождения делится на три периода: Первый период (1500-50) является так называемым «итальянским», поскольку большинство зданий эпохи Возрождения того времени были спроектированы итальянскими архитекторами, в основном из Флоренции, включая Франческо Фиорентино и Бартоломео Берреччи. Известные архитекторы из Южной Европы стали востребованы во время правления Сигизмунда I Старого и его жены итальянского происхождения, королевы Боны Сфорца. Известные примеры этого периода включают внутренний двор Вавельского замка и часовню Сигизмунда.

Внутренний двор Вавельского замка иллюстрирует первый период польского Возрождения
Внутренний двор Вавельского замка иллюстрирует первый период польского Возрождения

Во второй период (1550-1600) архитектура эпохи Возрождения стала более распространенной с зарождением маньеризма и под влиянием Нидерландов, особенно в северной Польше и Померании, но также и в некоторых частях Малой Польши. К зданиям такого рода относятся Суконный зал в Кракове и мэрии Тарнува и Сандомира. Самый известный пример — Познанская ратуша 16 века, спроектированная Джованни Баттиста ди Квадро.

В третий период (1600-50) растущая мощь спонсируемых иезуитами и контрреформацией дала толчок развитию архитектуры маньеризма и барокко. Наиболее заметным примером этого периода является парк Кальвария Зебжидовская, маньеристский архитектурно-парково-ландшафтный комплекс и паломнический парк, который состоит из базилики Святой Марии и 42 часовен, построенных по образцу и названных в честь мест в Иерусалиме и Святой Земле. Это объект ЮНЕСКО. Еще одним замечательным примером этого периода является замок Красичин, который представляет собой палаццо в Фортецце с уникальными сграффито настенными украшениями, общая площадь которых составляет около 7000 квадратных метров.

Португалия

Принятие стиля Возрождения в Португалии было постепенным. Так называемый стиль Мануэлина (ок. 1490-1535) объединил элементы эпохи Возрождения с готическими сооружениями с поверхностным применением пышного орнамента, подобного изабеллинской готике Испании. Примеры Мануэлино включают башню Белен, оборонительное сооружение готической формы, украшенное лоджиями в стиле Ренессанса, и монастырь Херонимуш, порталы, колонны и крытые галереи которого украшены ренессансными орнаментами.

Монастырь монастыря Христа, Томар, Португалия, (1557-1591), Диого де Торральва и Филиппо Терци.
Монастырь монастыря Христа, Томар, Португалия, (1557-1591), Диого де Торральва и Филиппо Терци.

Первые «чистые» сооружения эпохи Возрождения появляются при короле Иоанне III, такие как часовня Носа-Сеньора-да-Консейсан в Томаре (1532-40), Особые ворота в соборе Коимбры и церковь Носа-Сеньора-да-Граса (Эвора) (ок. 1530-1540), а также монастыри собора Визеу (ок. 1528 -1534) и монастыря Христа в Томаре (Иоанн III Монастыри, 1557-1591). В Лиссабоне здания церкви Сан-Роке (1565-87) и маньеристский монастырь Сан-Висенте-де-Фора (1582-1629) оказали сильное влияние на религиозную архитектуру как Португалии, так и ее колоний в последующие столетия.

Россия

Князь Иван III представил в России архитектуру эпохи Возрождения, пригласив ряд архитекторов из Италии, которые принесли с собой новые строительные технологии и некоторые элементы стиля Ренессанс, в целом следуя традиционным проектам русской архитектуры. В 1475 году болонский архитектор Аристотель Фиораванти приехал восстанавливать Успенский собор в Московском Кремле, поврежденный в результате землетрясения. Фиораванти получил в качестве образца Успенский собор во Владимире XII века и создал дизайн, сочетающий традиционный русский стиль с ренессансным чувством простора, пропорций и симметрии.

В 1485 году Иван III заказал строительство королевского Теремного дворца в Кремле, а Алоизио да Милано был архитектором первых трех этажей. Алоизио да Милано, как и другие итальянские архитекторы, также внес большой вклад в строительство кремлевских стен и башен. Малый банкетный зал русских царей, называемый Граненым дворцом из-за своего фасетного верхнего этажа, является работой двух итальянцев, Марко Руффо и Пьетро Соларио, и выдержан в более итальянском стиле.

В 1505 году итальянец, известный в России как Алевиз Новый, построил двенадцать церквей для Ивана III, включая Архангельский собор, здание, замечательное удачным сочетанием русских традиций, православных требований и стиля Ренессанса.

Грановитый дворец на Соборной площади Московского Кремля.
Грановитый дворец на Соборной площади Московского Кремля.

Скандинавия

Архитектура эпохи Возрождения, пришедшая в Скандинавию, находилась под влиянием фламандской архитектуры и включала высокие фронтоны и атмосферу замка, что продемонстрировано в архитектуре дворца Фредериксборг. Следовательно, большая часть неоренессанса, который можно найти в скандинавских странах, заимствована из этого источника.

В Дании архитектура эпохи Возрождения процветала во времена правления Фридриха II и особенно Кристиана IV. Вдохновленные французскими замками того времени, фламандские архитекторы спроектировали такие шедевры, как замок Кронборг в Хельсингере и замок Фредериксборг в Хиллереде. Замок Фредериксборг (1602-1620) — крупнейший дворец эпохи Возрождения в Скандинавии.

Скандинавский Ренессанс: дворец Фредериксборг (1602-20)
Скандинавский Ренессанс: дворец Фредериксборг (1602-20)

В других частях Швеции с приходом к власти Густава Васы и началом протестантской реформации строительство церквей и аристократических зданий практически остановилось. В этот период времени появилось несколько великолепных так называемых «замков Васа». Они были возведены в стратегически важных местах для контроля над страной, а также для размещения путешествующего королевского двора. Замок Грипсхольм, замок Кальмар и замок Вадстена известны сочетанием средневековых элементов с архитектурой эпохи Возрождения.

На архитектуру Норвегии частично повлияло распространение чумы в эпоху Возрождения. После Черной смерти монументальное строительство в Норвегии остановилось. В Норвегии есть несколько примеров архитектуры эпохи Возрождения, наиболее известными из которых являются реконструкции средневековой башни Розенкранц в Бергене, баронства Розендаль в Хардангере и современного поместья Аустрат недалеко от Тронхейма и частей крепости Акерсхус.

Существует мало свидетельств влияния эпохи Возрождения на финскую архитектуру.

Испания

В Испании Ренессанс начал прививаться к готическим формам в последние десятилетия 15 века. Новый стиль называется Plateresque из-за чрезвычайно украшенного фасада, который напоминает декоративные мотивы замысловатой работы серебряных дел мастеров, Plateros. Классические ордена и мотивы канделябров (канделяри) свободно сочетались. По прошествии десятилетий влияние готики исчезло, и исследования ортодоксального классицизма достигли высокого уровня. Хотя Платереско — широко используемый термин для определения большей части архитектурного творчества конца 15-го и первой половины 16-го века, некоторые архитекторы приобрели более сдержанный индивидуальный стиль, например, Диего Силоэ и Андрес де Вандельвира в Андалусии, а также Алонсо де Коваррубиас и Родриго Хиль де Гонтаньон в Кастилии. Эта фаза испанского Возрождения называется пуризмом. С середины шестнадцатого века при таких архитекторах, как Педро Мачука, Хуан Баутиста де Толедо и Хуан де Эррера, наблюдалось более тесное следование искусству древнего Рима, иногда предвосхищавшее маньеризм, примерами которого являются дворец Карла V в Гранаде и Эль Эскориал. Этот эррерианский стиль или Архитектурная архитектура эррерианы была разработана в последней трети 16 века во времена правления Филиппа II (1556-1598), и продолжала действовать в 17 веке, но была преобразована стилем барокко того времени.

Эскориал (1563–1584), Мадрид
Эскориал (1563–1584), Мадрид
 

Распространена в Колониальной Америке

Боливия

Архитектура эпохи Возрождения распространилась на колониальную Боливию, примерами чего являются церковь Курауара-де-Карангас, построенная между 1587 и 1608 годами, известная боливийцам как «Сикстинская капелла Анд» за богатое внутреннее убранство в стиле маньеризма; и базилика Богоматери Копакабана, построенная между 1601 и 1619 годами по проекту испанского архитектора Франсиско Хименеса де Сигуэнса.

Кафедральный собор Сальвадора в Бразилии, построенный между 1657 и 1746 годами, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Кафедральный собор Сальвадора в Бразилии, построенный между 1657 и 1746 годами, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Бразилия

Наиболее известными примерами архитектуры эпохи Возрождения в колониальной Бразилии являются кафедральный собор Сальвадора в стиле маньеризма, построенный между 1657 и 1746 годами и францисканский монастырь Санто-Антонио в Жуан-Пессоа, построенный между 1634 и 1779 годами.

Доминиканская Республика

Дом пяти медальонов — исторический дом, построенный в 1540 году, расположенный в Санто-Доминго, в нем сохранился платересковый фасад эпохи Возрождения.

Кафедральный собор Лимы в Лиме, построенный между 1602 и 1797 годами, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Кафедральный собор Лимы в Лиме, построенный между 1602 и 1797 годами, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эквадор

Большая базилика и монастырь Сан-Франциско, Кито, построенный между 1535 и 1650 годами, выполнен в стиле маньеризма эпохи Возрождения.

Мексика

Ярким примером архитектуры эпохи Возрождения в Новой Испании является кафедральный собор Мериды, Юкатан, один из старейших соборов Америки, построенный между 1562 и 1598 годами по проекту Педро де Аулестиа и Хуана Мигеля де Агуэро.

Перу

Несколько церквей города Куско были построены в период Возрождения, в том числе кафедральный собор Куско (1539). Многие другие выполнены в стиле барокко.

Наследие

Многие стили архитектуры позднего Возрождения и маньеризма довольно легко перешли в местные стили архитектуры барокко; в других областях изменения были более резкими. Барокко и неоклассическая архитектура доминировали в конце 17 и 18 веков в большинстве районов и сохранялись вплоть до 19 века во многих местах и отдельных зданиях.

В течение 19 века происходило сознательное возрождение стиля в архитектуре Возрождения эпохи Возрождения, которое шло параллельно с готическим возрождением. В то время как теоретики архитектуры воспринимали готический стиль как наиболее подходящий стиль для церковного строительства, палаццо эпохи Возрождения был хорошей моделью для городских светских зданий, требующих достойного внешнего вида и надежности, таких как банки, джентльменские клубы и многоквартирные дома. Здания, которые стремились произвести впечатление, такие как Дворец Гарнье, часто были более маньеристскими или в стиле барокко. Архитекторы фабрик, офисных зданий и универмагов продолжали использовать форму ренессансного палаццо в 20 веке в архитектуре в стиле средиземноморского возрождения с акцентом на итальянский Ренессанс.

Многие концепции и формы архитектуры эпохи Возрождения можно проследить по последующим архитектурным течениям — от Ренессанса к Высокому Возрождению, к маньеризму, к барокко (или рококо), к неоклассицизму и к эклектике. Хотя стиль и мотивы эпохи Возрождения были в значительной степени вычищены из модернизма, они были вновь представлены в некоторой постмодернистской архитектуре. Влияние архитектуры эпохи Возрождения все еще можно увидеть во многих современных стилях и правилах архитектуры сегодня.

 

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий