Архитектура Филиппин

Национальный музей изящных искусств (Манила) — это здание в неоклассическом стиле, построенное в американский период.

В архитектуре Филиппин отражены исторические и культурные традиции страны. На большинство выдающихся исторических сооружений архипелага оказали влияние австронезийская и американская архитектуры.

Бахай-на-бато ("каменный дом") - тип здания, возникший во времена испанского колониального периода Филиппин.
Бахай-на-бато («каменный дом») — тип здания, возникший во времена испанского колониального периода Филиппин.

В течение трехсот тридцати лет испанской колонизации в архитектуре Филиппин доминировало испанское влияние. Монахи-августинцы, наряду с другими религиозными орденами, построили множество величественных церквей и соборов по всем Филиппинским островам. В этот период возник традиционный филиппинский бахай-на-бато (по-филиппински «каменный дом») стиль для больших домов. Это были большие дома, построенные из камня и дерева, сочетающие элементы филиппинского, испанского и китайского стилей.

После того, как Филиппины были переданы Соединенным Штатам в результате испано–американской войны в 1898 году, архитектура Филиппин находилась под влиянием американской эстетики. В этот период был разработан план современного города Манила, в котором знаменитыми американскими и филиппинскими архитекторами было построено множество зданий в неоклассическом стиле и ар-деко. Во время Второй мировой войны значительная часть Интрамуроса и Манилы была разрушена; многие исторические районы в провинциях были сожжены японцами до окончания войны. В период реконструкции после Второй мировой войны многие разрушенные здания были восстановлены, однако большинство объектов культурного наследия, особенно в провинциях, были утрачены и никогда не восстанавливались. Большинство утраченных сооружений считаются основными объектами бывшего наследия городов.

В конце XX века появилась современная архитектура с прямыми линиями и функциональными элементами, особенно в бруталистской архитектуре, характерной для правительственных зданий, построенных в период правления Маркоса. В этот период многие старые здания пришли в упадок из-за введения военного положения. После возвращения демократии в 1986 году в филиппинской архитектуре начался новый период — модернизм. В начале XXI века возродилось уважение к традиционным филиппинским элементам в архитектуре.

Были выдвинуты предложения по созданию политики, в соответствии с которой в каждом муниципалитете и городе будет действовать постановление, обязывающее при строительстве и реконструкции на такой территории придерживаться архитектурных и ландшафтных стилей муниципалитета или города, чтобы сохранить исчезающие памятники наследия страны, которые быстро разрушались из-за урбанизации, культурно-безответственного развития и отсутствия архитектурного видения городов.

Предложение выступает за использование и переосмысление местных, колониальных и современных архитектурных стилей и ландшафтного дизайна, которые распространены или были распространены раньше в данном городе или муниципалитете. Предложение направлено на содействие возрождению ландшафтного дизайна Филиппин, особенно в сельской местности, которая может быть легко преобразована в новые города архитектурного наследия в течение 50-летнего периода. К сожалению, многим экспертам по архитектуре и инженерному делу на Филиппинах не хватает чувства сохранения городских пейзажей наследия, как, например, в Маниле, где коммерческие предложения по строительству сооружений, не соответствующих архитектурным стилям Манилы, постоянно принимались и строились такими экспертами, фактически разрушая архитектурный облик Манилы по одному зданию за раз. Только в городе Виган действует постановление об архитектурной политике, которое привело к его объявлению объектом ЮНЕСКО в 1999 году и присуждению различных наград за сохранение его уникальных архитектурных стилей и ландшафтного дизайна.

Чтобы помочь разработать национальную архитектурную политику, в 2016 году в Сенат и Палату представителей были поданы законопроекты о создании Департамента культуры.

Гражданские работы

Рисовые террасы

Рисовые террасы Ифугао, построенные около 2000 лет назад, представляют собой иллюстрацию древней цивилизации на Филиппинах.
Рисовые террасы Ифугао, построенные около 2000 лет назад, представляют собой иллюстрацию древней цивилизации на Филиппинах.

В течение многих лет горная провинция Ифугао тщательно обрабатывалась террасными полями. Эти рисовые террасы иллюстрируют способность человеческой культуры адаптироваться к новым социальным и климатическим нагрузкам, а также внедрять и развивать новые идеи и технологии. Они также олицетворяют гармоничные, устойчивые отношения между людьми и окружающей средой. Первоначальные строители сооружений использовали каменные и глинобитные стены, чтобы тщательно вырезать и соорудить террасы, на которых могли располагаться затопленные пруды для выращивания риса. Они также создали систему полива этих участков, собирая воду из лесов на вершинах гор. Эти инженерные достижения были выполнены вручную, как и само сельское хозяйство.

Уход за рисовыми террасами отражает, в первую очередь, совместный подход всего сообщества, основанный на детальном знании богатого разнообразия биологических ресурсов, существующих в агроэкосистеме Ифугао, точно настроенной годовой системе, учитывающей лунные циклы, зонирование и планирование, интенсивное сохранение почвы и овладение сложным режимом борьбы с вредителями, основанным на обработке различных трав, сопровождаемом религиозными ритуалами и культурой племени.

Хотя в народе они известны и внесены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия, возраст которых, как считается, превышает 2000 лет, недавние исследования показывают, что террасам на самом деле может быть около 400 лет.

Дворцы

Маранао тороган

Тороган (букв.«место отдыха« или «спальное место«) — традиционный дворец королевской семьи Маранао в Ланао, Минданао. Тороган был символом высокого социального статуса. Такая резиденция когда-то была домом для султана или дату в сообществе Маранао. В настоящее время бетонные дома встречаются по всему Маранао, но остаются тороганы столетней давности. Наиболее известные из них находятся в Даяване и Марави. Тороган возвышается над землей с помощью колонн, вырезанных из деревьев огромного обхвата. Его стены покрыты фанерными палками, а крыша покрыта сушеными кокосовыми листьями. Внутренней перегородки нет, поэтому здание выглядит как огромный зал. Помимо основных элементов этого сооружения, на нем причудливо выгравированы плавные окир геометрические мотивы и листва. Тороган не будет полным без легендарной птицы сариманок, выставленной внутри. Мебель также распространена среди маранау.

Деревни

  • В деревне Камхатик находятся раскопанные останки тысячелетнего барангая (термин, используемый для обозначения государственного устройства в классическую эпоху), найденные в джунглях горы Маклайяо в Ситио Камхантик в пределах охраняемого ландшафта Буэнависта в Муланае, Кесон, Филиппины. Широко распространено мнение, что доколониальный тагальский народ был ответственен за создание гробниц. Он состоит из пятнадцати известняковых гробов, которые могут быть датированы периодом с 10 по 14 века на основе одного из ведущих археологов Национального музея «сложный археологический объект с остатками жилья и захоронений примерно с 10 по 14 век … первая в своем роде на Филиппинах, где высечены гробницы из известняка «.
  • Архитектура классического периода Филиппин основана на народной архитектуре на протяжении большей части своих столетий в некоторых прибрежных районах на юге, а также во внутренних районах Ланао, после 13 века.

Укрепления

Архитектура ранних филиппинских государств также отражена в исторических военных сооружениях страны. Между талассократическими государствами архипелага часто возникала конкуренция в торговле. Соседние королевства часто воевали друг с другом, чтобы получить контроль над торговлей и территорией. Укрепления были необходимы для защиты их подданных и интересов. Из-за нападений извне и колонизации сохранилось лишь несколько таких крепостей. Однако многие города страны, такие как Манила, были построены на месте укреплений, существовавших ещё до основания колонии.

Во время колонизации Филиппин иностранные державы также строили укрепления, чтобы установить политический контроль над островами. Испанцы, например, использовали свои форты для защиты от нападений китайских и мороских пиратов, а также голландцев и британцев. Эти форты были почти полностью построены из камня, поэтому некоторые из них пережили многочисленные войны и стоят по сей день.

Кута

До колонизации в стране сохранились такие формы укреплений, как кута (крепость) и муг (башня). Слово кута родственно малайскому кота, которое в современном языке означает «город». Помимо военного назначения, эти сооружения также служили дворцами для местных правителей. Обычно они строились из камня и дерева и окружались траншеями.

Кута в частности, использовались мусульманами для защиты от иностранных захватчиков. Говорят, что султанат Магинданао на пике своего могущества покрыл территорию вокруг Западного Минданао такими укреплениями, чтобы предотвратить продвижение испанцев в регион. Однако султанат был в конечном итоге покорен после дальнейших испанских кампаний в регионе, и большая часть куты была демонтирована. Во время американской оккупации повстанцы все еще строили крепости, и султаны часто укрепляли их.[14] Многие из этих фортов были разрушены во время американских атак, поэтому до наших дней сохранились очень немногие.

Примечательная кута:

  • Кота Селудонг: основание города Манила
  • Каинта была укрепленным государством в верховьях реки, которое занимало оба берега рукава реки Пасиг. Он был расположен недалеко от того места, где река Пасиг впадает в Лагуна-де-Бей, и предполагается, что это нынешнее место муниципалитета Каинта, Ризал[15]
  • Котабато: «каменный форт»; каменное укрепление, основанное в современном Котабато, Бангсаморо
  • Кота- Суг/ Холо: столица и резиденция султаната Сулу; превращен испанцами в город- крепость после оккупации в 1870 — х годах

Форты Игорот

В Игороте около 2000 г. до н.э. были построены форты из каменных стен, которые в среднем имели несколько метров в ширину и примерно в два-три раза превышали ширину в высоту.[16][

Иджанг

Укрепления военного времени также были построены иватанами на островах Батанес. Они построили иджанг, который представлял собой разновидность цитадели на холмах и возвышенностях. Эти сооружения были спроектированы таким образом, что вход был доступен только с помощью веревочной лестницы, которую опускали только для жителей деревни в ущерб врагам.

Мечети

До появления традиционной исламской архитектуры мечетей, которую можно увидеть в Аравии и современной архитектуре, филиппинские мечети строились в стиле хижин и пагод, которые были очень распространены до конца XIX века. Большинство мечетей на Филиппинах сегодня имеют общую исламскую архитектуру, заимствованную из Аравии и сочетающуюся с современным стилем, хотя на Минданао до сих пор можно увидеть некоторые мечети в народном стиле пагод, например, Масджид Дату Унтонг Балабаран в Тавиране в Дату Один Синсуат, Магинданао-дель-Норте. Были предложения включить исторические мечети Филиппин в предварительный список Филиппин для включения в список ЮНЕСКО объектов Всемирного наследия в будущем. Были выдвинуты предложения включить в список исторические мечети Филиппин (мечеть в Симунуле), включить в список народные мечети Филиппин (мечети в стиле лангга/рангга и пагоды) или объединить их и включить в предварительный список ЮНЕСКО.

Bahay kubo

Бахаи кубо — это термин, обозначающий хижины, построенные из нипы. Эти типы зданий были характерны для того, как коренные жители Филиппин строили дома до прихода испанских колонизаторов. Они все еще используются сегодня, особенно в сельской местности. У разных этнолингвистических групп в стране встречаются разные архитектурные решения, хотя большинство домов, построенных вдоль береговой линии, представляют собой дома на сваях, похожие на те, что можно увидеть в соседних странах, таких как Индонезия, Малайзия и других странах Юго-Восточной Азии.

Бахай-кубо — разновидность домов на сваях, распространённых на Филиппинах, особенно в сельской местности.
Бахай-кубо — разновидность домов на сваях, распространённых на Филиппинах, особенно в сельской местности.

Разработанный филиппинским населением низменностей на основе знаний предков, возникших в доиспанской австронезийской архитектуре, он интегрировался с новым христианизированным образом жизни испанского правления. Дома строились более или менее похожим образом, точно так же, как поселения строились у рек и ручьев. Дома были построены рядом с рисовыми полями и кокосовыми рощами и фруктовыми садами. Дома стоят на столбах, приподнятых над землей. Комнаты были небольшими и, как правило, представляли собой единую многофункциональную комнату, в которой между зонами в домах были выделены только места для приготовления пищи. Существует особое архитектурное сооружение под названием баталан, которое часто находится в задней части дома и используется для домашней работы, такой как стирка, купание, хранение воды и т.д. Дома были сделаны из сырья, такого как дерево и бамбук. Дома на деревьях или дома, построенные на стволах деревьев, приросших к земле, рассматривались как выгодное положение.

Двери домов обычно были ориентированы на восток, куда восходит солнце, и никогда не выходили на запад. Эта архитектурная традиция объясняется ценностями и верованиями первых жителей этой земли.

Позднее изобретение различных инструментов позволило изготавливать шалаши и дома на деревьях. Ранние классические дома представляли собой прямоугольные конструкции, приподнятые на сваях и покрытые объёмными соломенными крышами, украшенными фронтонами, которые можно было поднять целиком и перенести на новое место.

Испанская эпоха

Bahay na bato

Прибытие испанцев в 1571 году принесло на Филиппины европейскую колониальную архитектуру. Хотя европейская архитектура не была специально адаптирована для жарких тропиков, она была перенесена через Акапулько в Мексике в уникальный филиппинский стиль.

В эту эпоху хижина нипа или бахаи кубо уступила место бахаи на бато (каменному дому) и стала типичным домом знатных филиппинцев. В бахай-на-бато, колониальном филиппинском доме, были применены такие элементы, как открытая вентиляция и квартиры на возвышенности. Наиболее очевидным различием между двумя домами были бы материалы, которые использовались при их строительстве.

Бахай-на-Бато — это филиппинские колониальные дома испанского периода. На фото — храм Ризала в Каламбе, Лагуна.
Бахай-на-Бато — это филиппинские колониальные дома испанского периода. На фото — храм Ризала в Каламбе, Лагуна.

Бахай-на-бато был построен из кирпича и камня, а не из традиционного бамбука, тембра и других деревянных материалов, которые возвышают дом. Это смесь коренных филиппинских, испанских и китайских влияний. В течение 19 века богатые филиппинцы построили несколько прекрасных домов, обычно с прочным каменным фундаментом или кирпичными нижними стенами, а также нависающим деревянным верхним этажом с балюстрадами и раздвижными оконными рамами из ракушечника и черепичной крышей. Превосходно сохранившимися образцами этих домов знаменитых филиппинцев можно полюбоваться в Вигане, Илокос-Сур. Сохранившиеся образцы «бахай-на-бато» также можно найти в Таале, Батангасе и Боаке, Мариндуке на юге Лусона, Илоило и Каркаре, Себу в Висайях и Дапитане, Замбоанга-дель-Норте .

Во время Второй мировой войны многие исторические районы и города за пределами метро Манилы были сильно разрушены и повреждены американскими и японскими бомбами. Также поступали сообщения о преднамеренном поджоге колониальных построек японскими солдатами. Большинство разрушенных или поврежденных объектов культурного наследия никогда не восстанавливались и сейчас лежат в руинах или были заменены лачугами или бетонными конструкциями, не имеющими значительной архитектурной эстетики. Многие ученые отстаивали ответственность Японии и Америки за разрушение многих филиппинских архитектурных ландшафтов и городов, но безрезультатно.

Реестр стилей Интрамуроса и Бахаи-на- Бато

В Реестре стилей Интрамуроса является основным архитектурным кодексом Интрамуроса, исторического ядра города Манила, Филиппины. Реестр стилей предписывает Бахаи-на-бато в качестве стиля по умолчанию для новых построек в Интрамуросе. Он явно признавал Бахаи-на-Бато доминирующей архитектурной типологией Интрамуроса в испан-скую колониальную эпоху вплоть до разрушения города-крепости в 1945 году во время Второй мировой войны.

Реестр стал частью президентского указа № 1616 с поправками, когда он был опубликован в Официальном вестнике Филиппин 17 июня 2022 года. Администрация Интрамуроса является агентством правительства Филиппин, ответственным за реализацию Реестра стилей.

Интрамурос в Маниле — единственный район на Филиппинах, где по культурным причинам использование, высота, масштаб и эстетика всех новых построек и зданий заранее определены и строго регулируются в соответствии с национальным законодательством. Реестр стилей, являющийся неотъемлемой частью президентского указа № 1616, является основным юридическим документом, предписывающим и регулирующим применение довоенных архитектурных колониальных стилей в Интрамуросе.

Реестр стилей — первый документ, подробно описывающий исторические стили Интрамуроса. Автором проекта был Ранчо Арсилья, который в то время был архивариусом внутренней администрации, и по инициативе Гиллера Асидо, бывшего администратора Интрамуроса. Являясь неотъемлемой частью Президентского указа № 1616, Реестр стилей является единственным на Филиппинах справочником архитектурных стилей, имеющим силу национального закона.

По своей форме городской ландшафт Интрамуроса в основном не имел разрывов между зданиями, которые в основном представляли собой террасы (рядные дома). Внутренние дворы или задние дворы были исключительно хорошо приспособлены к климату. По стилю Интрамурос описывался как народный и космополитичный. В то время как церковные и государственные здания были ориентированы на Европу, хотя и адаптированы и локализованы, большинство зданий, расположенных внутри его стен, представляли собой тропические народные постройки, примером которых является Bahay na bato. Церкви, крепости и дворцы, построенные в европейском стиле, хотя и немногочисленные, стали иконами и объектами народного воображения. В отличие от них, народный стиль бахай-на-бато, который использовался в большинстве зданий, преобладал по количеству построек.

Согласно Интрамуросскому реестру стилей, новые постройки в Интрамуросе, не соответствующие типологии Бахай-на-Бато, могут быть разрешены только в определённых местах, где, как известно, уже есть постройки, не соответствующие типологии Бахай-на-Бато (например, неоклассические здания). В остальных случаях новые постройки должны соответствовать типологии Бахай-на-Бато.

Церкви

Орден августинцев, Филиппинская августинская провинция Святого Имени Иисуса, построил множество церквей по всей территории Филиппин. Церковь Паоай в Илокос-Норте — один из самых известных типов таких церквей. Этот уникальный образец филиппинской архитектуры, называемый филиппинским барокко, был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь была построена монахами-августинцами с 1694 по 1710 год. Здесь представлена архитектура в стиле барокко, устойчивая к землетрясениям. Колокольня служила наблюдательным пунктом в 1896 году для катипунерос во время филиппинской революции против испанцев, а также для филиппинских партизан во время японской оккупации во время Второй мировой войны. Нынешнее здание является третьим на этом месте и пережило семь крупных землетрясений и войны в Маниле. Церковь по-прежнему находится под опекой августинцев, которые её основали. В церкви также хранятся останки испанских конкистадоров Мигеля Лопеса де Легаспи, Хуана де Сальседо и Мартина де Гоити, которые похоронены в усыпальнице под церковью. Вместе с тремя другими древними церквями страны она была внесена в список объектов Всемирного наследия «Церкви Филиппин в стиле барокко» в 1993 году.

Церковь Паоай является примером филиппинской архитектуры в стиле барокко.
Церковь Паоай является примером филиппинской архитектуры в стиле барокко.

Колониальные укрепления

Форт Сантьяго

Форт Сантьяго (Фуэрза-де-Сантьяго) — оборонительная крепость, основанная в 1571 году испанским конкистадором Мигелем Лопесом де Легаспи. Это была цитадель Интрамуроса, построенная на месте дворца и раджи Сулеймана. который был разрушен испанцами в 1570 году во время участия в нескольких сражениях с тагальцами.

Форт Сантьяго в Интрамурос, Манила
Форт Сантьяго в Интрамурос, Манила

Интрамурос

Интрамурос был обнесенным стенами городом Манила на южном берегу реки Пасиг. Он был создан, чтобы заменить Кота Селудонг, резиденцию власти королевства Майнила, которая была защищена земляной крепостью, оснащенной частоколами, зубчатыми стенами и пушками.

Исторический город когда-то был домом для многих колониальных церквей, школ, монастырей, правительственных зданий и резиденций. Многие из этих произведений испанской архитектуры были разрушены во время Второй мировой войны. Из всех зданий в городе площадью 67 акров только одно, церковь Сан-Агустин, пережило войну.

Период Америки и Содружества

С приходом американцев в 1898 году на Филиппинах появились новые архитектурные сооружения. Самым значительным вкладом американцев в развитие страны стало создание гражданского правительства. Это привело к возведению правительственных зданий от города до муниципального уровня. Эти правительственные здания, спроектированные в самом респектабельном стиле, напоминали греческую или римскую архитектуру.

Национальный музей изящных искусств (Манила) — это здание в неоклассическом стиле, построенное в американский период.
Национальный музей изящных искусств (Манила) — это здание в неоклассическом стиле, построенное в американский период.

Период возрождения, популярный на рубеже веков, стал главным архитектурным направлением эпохи, о чём свидетельствуют такие здания, как, например, в Маниле при Филиппинской комиссии. Образование масс также стало приоритетом американской оккупации, поэтому было учреждено государственное образование, главным представителем которого является Филиппинский университет. После того как американское правление прочно утвердилось на Филиппинах, военное правительство того времени пригласило известного архитектора и градостроителя Дэниела Бёрнема вместе с Уильямом Пирсом Андерсоном (архитектором из Чикаго) для развития Манилы.  Приезд Бёрнема привёл к созданию плана Бёрнема, согласно которому Манила считалась уникальным европейским городом в тропиках и, как таковой, не должна была развиваться в соответствии с существующим стилем. Стиль архитектуры, как и предполагалось, мало чем отличается от существовавшей в то время архитектуры, примером которой является отель «Манила». В новых зданиях продолжали использовать традиционные мотивы, но они были построены из более прочных материалов, таких как бетон. Этот стиль архитектуры преобладал даже после начала XX века.

Отель «Лунета», расположенный на авеню Калау, является одним из сохранившихся зданий, переживших освобождение Манилы в 1945 году. Строительство отеля было завершено в 1918 году. По словам декана Джозефа Фернандеса из Университета Санто-Томас, отель был спроектирован испанским архитектором и инженером Сальвадором Фарре. На сегодняшний день это здание является единственным сохранившимся образцом архитектуры французского Ренессанса с филиппинской стилизованной архитектурой в стиле боз-ар на Филиппинах. Другими известными американскими архитекторами на Филиппинах были Уильям Э. Парсонс (архитектор-консультант, обучавшийся у Дэниела Бёрнема), который известен такими зданиями, как отель «Манила», особняк в Багио и школьные здания в Габалдоне, а также использованием пустотелых блоков и устойчивой к термитам филиппинской твёрдой древесины. В 1916 году его сменил архитектор Джордж Корнер Фенхаген. Некоторые сооружения, построенные до Второй мировой войны или во время оккупации американцами Филиппин, были фабрикой по производству льда на островах, спроектированной архитектором Эдгаром К. Борном, который также работал с Дэниелом Бёрнхемом. В Дальневосточном университете (FEU) в Квиапо, Манила пять зданий в стиле ар-деко на территории кампуса были спроектированы национальным художником Pablo Antonio. Три из них были построены до Второй мировой войны и два — после. Хотя здания FEU были полностью повреждены во время войны, сразу после этого университет был восстановлен в своем первоначальном дизайне в стиле ар-деко. В 2005 году университету была присуждена премия ЮНЕСКО Азиатско-Тихоокеанского региона в области культурного наследия за выдающуюся сохранность его сооружений в стиле ар-деко.

Здания в стиле ар-деко

Первое объединенное здание
Первое объединенное здание

Во время расцвета кинематографа на Филиппинах как формы досуга в 1930–1950-х годах было построено несколько кинотеатров в стиле ар-деко, спроектированных выдающимися архитекторами, которые сейчас признаны национальными художниками. Метрополитен-театр в Маниле — это здание в стиле ар-деко, спроектированное филиппинским архитектором Хуаном М. Арельяно и построенное в 1935 году. Ещё одним прекрасным образцом ар-деко является Старая муниципальная ратуша Джаро в Илоило, построенная в 1934 году филиппинским архитектором Хуаном М. Арельяно. Позже она стала полицейским участком округа Джаро, а после полной реставрации стала региональным филиалом Национального музея. Во время освобождения Манилы объединёнными американскими и филиппинскими войсками в 1945 году театр был полностью разрушен. После реконструкции американцами он постепенно вышел из употребления в 1960-х годах. В следующем десятилетии его тщательно отреставрировали, но он снова пришёл в упадок. Скульптуры на фасаде театра созданы итальянским скульптором Франческо Риккардо Монти, который жил в Маниле с 1930 года до своей смерти в 1958 году и тесно сотрудничал с Хуаном М. Арельяно. Сильно стилизованная рельефная резьба по филиппинским растениям, выполненная художником Изабело Тампингко украшает стены вестибюля и внутренние поверхности здания. Кампус Дальневосточного университета в Маниле — это живой художественный музей со зданиями и аудиторией, являющимися наследием Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — Азиатско-Тихоокеанского региона, выполненными в стиле ар-деко.

Ниже приведены филиппинские архитекторы, которые внесли свой вклад и руководили проектированием классических филиппинских театров:

  • Хуан Накпил, национальный художник Филиппин по архитектуре
  • Pablo Antonio
  • Хуан М. Арельяно

Остров Эль-Фраиле

Остров Эль-Фраиле или Форт Драм, также известный как «бетонный линкор», представляет собой сильно укрепленный остров, расположенный в устье Манильского залива на Филиппинах, к югу от острова Коррехидор. Железобетонная крепость в форме линкора была построена Соединенными Штатами в 1909 году как одно из укреплений гавани у более широкого входа в залив через Южный канал в американский колониальный период. Он был захвачен и оккупирован японцами во время Второй мировой войны и был отбит США после воспламенения нефти и бензина в форте, в результате чего он навсегда вышел из строя.

Форт Драм построен американцами для защиты близлежащих островов от захватчиков.
Форт Драм построен американцами для защиты близлежащих островов от захватчиков.

Церкви Иглесии Ни Кристо (INC)

Во время американского колониального правления на Филиппинах существовало множество сельских антиколониальных движений, часто с религиозным подтекстом,  и американские протестантские миссионеры предложили несколько альтернатив Римско-католической церкви, официальной церкви в испанский колониальный период.  Иглесиа-ни-Кристо в первую очередь служат местами поклонения и используются для других религиозных целей. 

Антрополог Фернандо Накпил-Зьяльсита  сказал, что церкви INC можно безошибочно узнать по «изобильному использованию причудливых форм и орнаментов». Церкви в этом стиле начали строить в конце 1940-х — начале 1950-х годов, а первая бетонная часовня была построена в Сампалоке, Манила в 1948 году. На первые бетонные конструкции церкви в основном повлияли неоготика и ар-деко, а некоторые были построены в стиле ар-деко в чистом виде.

В Центральном храме INC, который открылся 27 июля 1984 года, могут разместиться до 7000 человек, а его стоимость составляет около 2 миллионов долларов США. В Центральном храме есть восьмиугольные шпили, «изящные решетки» и ребристые окна. Недавние здания представляют собой вариации проекта Карлоса А. Сантоса-Виолы Центрального храма. Они рассчитаны на размещение от 250 до 1000 человек, в то время как более крупные церкви в метро Манилы и столицах провинций могут вместить до 3000 человек. Выдающиеся архитекторы, такие как Хуан Накпиль и Карлос Рауль Вильянуэва, участвовали в проектировании церквей INC, в то время как Инженерно-строительный департамент INC следит за единообразием в дизайне церковных зданий INC с 1971 года.

Современный период

Последствия Второй мировой войны привели к масштабным разрушениям, особенно в столице Маниле, и началось время восстановления. В филиппинской архитектуре наступила современная эпоха, в которой простые прямые линии международного стиля модерн стали основным способом самовыражения.  К 1970-м годам появилась новая форма филиппинской архитектуры — филиппинизация архитектуры. Филиппинский стиль нашёл своё отражение в возрождении традиционных мотивов. Бахай-кубо и бахай-на-бато стали популярными формами, которые копировали и модернизировали, например, Батасанг Памбанса и Национальный театр. К 1980-м годам архитектурная идеология страны была охвачена волной постмодернизма, своего рода возвращением к классической архитектуре. Сегодня архитектура на Филиппинах продолжает развиваться, и по мере того, как страна открывается миру, появляется всё больше первоклассных архитектурных сооружений.

Комплекс Культурного центра Филиппин

Культурный центр Филиппин включает в себя Национальный театр (Тангалан Памбанса). Театр является центральным элементом комплекса искусств и культуры площадью 77 гектаров (190 акров), расположенного вдоль бульвара Рохас в Маниле. Строительство Национального театра, спроектированного Леандро В. Локсином, началось в 1966 году и было завершено в 1969 году. Театр является ярким примером фирменного стиля архитектора, известного как «плавающий объём». Эту черту можно увидеть в сооружениях, характерных для Филиппин, таких как хижины нипа. В нём находятся три концертных зала, один кинотеатр для показа фильмов, галереи, музей, а также библиотека и архивы центра.

Культурный центр Филиппин.
Культурный центр Филиппин.

Фасад Национального театра является примером бруталистской архитектуры. Над ним возвышается двухэтажный блок из травертина высотой 12 метров (39 футов), поддерживаемый глубокими вогнутыми консолями с трёх сторон. Здание построено на массивном подиуме, а вход осуществляется по пандусу для автомобилей перед приподнятым вестибюлем и по пешеходному боковому входу с северо-западной стороны. Перед Национальным театром и под пандусом находится восьмиугольный зеркальный бассейн с фонтанами и подводными огнями. Помимо Национального театра, в комплексе CCP находятся Тангаланг Никанор Абелардо, или Главный театр, Тангаланг Аурелио Толентино, или Малый театр, Народный художественный театр и Манильский киноцентр.

Приход Святого Жертвоприношения — это знаковая католическая часовня в Филиппинском университете Дилиман. Известная своим архитектурным дизайном, церковь признана национальным историческим памятником и культурным достоянием Национальным историческим институтом и Национальным музеем соответственно. В проекте участвовали пять национальных художников. Здание было спроектировано покойным национальным художником в области архитектуры Леандро Локсином. Альфредо Хуинио был инженером-конструктором проекта. Вокруг часовни расположены пятнадцать больших фресок, написанных Висенте Манансалой и изображающих Крестный путь. Мраморный алтарь и большой деревянный крест над ним были созданы Наполеоном Абуэвой. Мозаичный пол с изображением «Реки жизни» был спроектирован Артуро Лусом.

Церковь Антиполо

Образ «Богоматери мира и доброго пути» на протяжении веков почитался в церкви Антиполо. Старая церковь, в которой находилась статуя Девы Марии, была разрушена в феврале 1945 года, когда объединённые американские и филиппинские войска бомбили Антиполо в рамках кампании по освобождению Манилы. В 1954 году была построена новая церковь по проекту известного филиппинского архитектора Хосе де Окампо. Церковь Антиполо имеет куполообразную форму и посвящена Деве Марии. Она является центром паломничества в Антиполо.

Конференц-центр Илоило

Конференц-центр Илоило (также известный как I-Con) — это ультрасовременный конференц-центр в бизнес-парке Илоило в Мандурриао, город Илоило, Филиппины. Его строительство было завершено в сентябре 2015 года как раз к проведению АТЭС 2015. Он построен на участке площадью 1,7 гектара в районе Мандурриао, подаренном корпорацией Megaworld. Управление туристической инфраструктуры и зон предпринимательства (TIEZA) выделило 200 миллионов фунтов стерлингов на строительство конференц-центра, в то время как еще 250 миллионов фунтов стерлингов были получены из Фонда содействия приоритетному развитию сенатора Франклина Дрилона.

Ультрасовременный конференц-центр, спроектированный архитектором Илонго Уильямом Косколлуэлой. Дизайн был вдохновлен фестивалями Iloilo’s Dinagyang и Paraw Regatta. Paraw — местная парусная лодка с двойными выносными опорами в регионе Висайя, используемая в ежегодной гонке парусников на фестивале Paraw Regatta. Абстрактные рисунки знаменитого фестиваля Динагьянг представлены на стеклянных стенах центра. Это двухэтажное здание общей площадью 11 832 квадратных метра. Главный зал на первом этаже вмещает 3700 человек, а на втором этаже есть конференц-залы на 500 человек. Крыша площадью 1500 квадратных метров доступна для проведения мероприятий на открытом воздухе.

В Скоростная автомагистраль Себу–Кордова, также известная как мост Себу–Кордова, является скоростным платным мостом в метро Себу, который соединяет Себу Сити и Кордову, Себу. Он открылся для публики 27 апреля 2022 года, став самым длинным мостом на Филиппинах на 8,9 километра, превосходя виадук Кандаба на Лусоне. Мост был впервые предложен мэром Кордовы Аделино Ситоем, чтобы соединить его муниципалитет и материковую часть Себу в Себу-Сити, г. Себу.. После проведенных многочисленных исследований подразделения местных органов власти Кордовы и Себу заключили государственно-частное партнерство с Metro Pacific Tollways Development Corp . (MPTDC).

Народные стили по регионам

Площадь Рисаль в Биньяне, Лагуна, демонстрирующая типичную планировку города или посёлка побласьон
Площадь Рисаль в Биньяне, Лагуна, демонстрирующая типичную планировку города или посёлка побласьон

Низменные и прибрежные регионы в основном делятся на христианские и мусульманские, а высокогорные регионы в значительной степени являются коренными.

Христианская архитектура низменностей, охватывающая большую часть архипелага от северного Лусона до прибрежного Минданао, имеет несколько характерных черт: города (колониальные пуэбло) построены по плану в виде сетки с центральной площадью (пласа), на которой расположены ратуша (трибунал), церковь (симбахан, реже иглесия), монастырь, школа и другие общественные здания, а также скопления больших домов богатой землевладельческой элиты (бахай-на-бато). Испанская колониальная политика ввела частное землевладение (tbe). Форты (fuerza или kuta) обычно строились, особенно в прибрежных городах, для защиты от сезонных набегов мародёрствующих флотилий из Сулу и Магинданао (известных как моросы), которые были распространены на протяжении большей части колониального периода, и иногда сочетались с церковью, которая служила убежищем. Многие города, особенно расположенные вдоль водных объектов, таких как реки, озёра и каналы, были построены на месте прежних доколониальных поселений — Манила и Тондо являются известными примерами.

Иватан

Архитектура Иватан встречается как на самых северных островах Батанес, так и на Бабуяне, и некоторые элементы архитектуры его народного дома общего пользования (синадумпаран) уникальны в стране своей преимущественно каменной структурой — защитным, долговечным элементом от особенно штормовых и сейсмических воздействий ландшафта региона.

Тем не менее, многие другие дома иватан и другие сооружения по-прежнему построены полностью из когона, как в доколониальные времена. Майхурахед — общий термин для обозначения таких домов, хотя в Итбаяте, в частности, есть нириндин, в котором используются раздвижные панели. Обычно в качестве временных убежищ используются чивувухунг или джинджин для рыбаков — они могут стать домами в зависимости от наличия дощатого настила. Рахаунг — это временные, необорудованные убежища, которые служат либо для хранения под открытым небом, либо для другой деятельности, в то время как лагатити представляют собой простые навесы с двухскатной крышей. Раньше доколониальное общество Иватан было основано на кланах и было разделено небольшими, сплоченными поселениями из домов когонов и защищалось террасными цитаделями из камня и земли, называемыми иджанг, обычно на вершинах холмов и хребтов для обороны во время клановых войн. В испанский период была введена каменная кладка и импортировано большое количество извести, положив начало большей части каменной архитектуры, которой сегодня известен регион.

Города-наследие (1942-1945)

Исторический город Виган, один из Новых городов 7 чудес
Исторический город Виган, один из Новых городов 7 чудес

На Филиппинах расположено множество исторических поселков, многие из которых были намеренно разрушены японцами с помощью огневой тактики во время Второй мировой войны и американцами в результате бомбардировок во время той же войны. После войны правительство Японской империи воздержалось от выделения Филиппинам средств на восстановление разрушенных ими исторических городов, фактически уничтожив любые шансы на восстановление, поскольку довоенная экономика Филиппин была опустошена и имела ограниченное денежное предложение. С другой стороны, Соединенные Штаты выделили минимальное финансирование только для двух из сотен разрушенных ими городов, а именно Манилы и Багио. Сегодня в большинстве обширных исторических городов страны сохранились только центры (poblacion или даунтауны) филиппинских поселков, относящихся к наследию. Тем не менее, некоторые города-наследие в их былой славе до войны все еще существуют, например, город Виган, внесенный в список ЮНЕСКО, который был единственным городом-наследием, спасенным от американских бомбардировок, японского огня и тактики камикадзе. В настоящее время в стране отсутствует закон об особом архитектурном стиле города. Из-за этого неэстетичные цементные или трущобные конструкции ежегодно заменяют здания, относящиеся к историческому наследию, разрушая многие городские пейзажи, ранее принадлежавшие к историческому наследию. Некоторые исторические здания были снесены или проданы корпорациям и заменены коммерческими структурами, такими как торговые центры, кондоминиумы или недавно меблированные здания в современном стиле, что полностью разрушает старую эстетику многих бывших исторических поселков. Это одна из причин, по которой ЮНЕСКО с 1999 года неоднократно отказывалась от включения других филиппинских городов, являющихся объектами культурного наследия, в Список Всемирного наследия. Только в историческом городе Виган действует городской закон, гарантирующий, что его уникальная архитектура (колониальный стиль Виган) всегда будет использоваться при строительстве и реконструкции. В Силае, Илоило-Сити и Сан-Фернандо-де-Пампанга действуют постановления, предоставляющие определенные налоговые льготы владельцам исторических домов. В 2010 году вступил в силу Закон о культурном наследии Филиппин, эффективно обеспечивающий защиту всех объектов культурного наследия Филиппин. Однако, несмотря на его принятие, многие владельцы родовых поместий продолжают одобрять снос родовых построек. В некоторых случаях инициаторами сноса выступали сами государственные органы.

К другим примечательным городам и поселениям относятся города и поселения ЮНЕСКО Манила, Банауэ, Майояо, Хунгдуань, Кианган, Багио, Паоай, Санта-Мария и Санта-Крус, Миагао, Пуэрто-Принцеса, Тугая и Мати. 

Филиппинские национальные художники по архитектуре

  • Леандро В. Локсин (1928–1994) был одним из современных архитекторов, сформировавших современную филиппинскую архитектуру. За свою карьеру он построил пять церквей, более 30 различных зданий, более 70 жилых домов и главные достопримечательности Филиппин, в том числе Культурный центр Филиппин.
  • Хуан Ф. Накпил (26 мая 1899 — 7 мая 1986) был филиппинским архитектором, преподавателем и общественным деятелем. В 1973 году он был назван одним из национальных художников в области архитектуры. Его считали деканом филиппинских архитекторов.
  • Пабло Антонио (25 января 1901 — 14 июня 1975) был филиппинским архитектором. Будучи пионером современной филиппинской архитектуры, он в некоторых кругах считался ведущим филиппинским архитектором-модернистом своего времени.
  • Хосе Мария Сарагоса (6 декабря 1912 — 1994) был филиппинским архитектором, известным своим европейским стилем в эпоху, когда на Филиппинах использовалась американская архитектура.
  • Дон Томас Баутиста Мапуа (21 декабря 1888 — 22 декабря 1965) был филиппинским архитектором, педагогом и бизнесменом. Он также является основателем и первым президентом Технологического института Мапуа, который в настоящее время известен как Университет Мапуа.

Объединенные архитекторы Филиппин

Объединенные архитекторы Филиппин, образованные в 1975 году (официально известные как Интегрированная и аккредитованная профессиональная организация архитекторов), являются официальной архитектурной ассоциацией Филиппин. Это первая профессиональная организация, аккредитованная Комиссией по профессиональному регулированию, и в настоящее время в ней насчитывается 38 000 членов.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий