Архитектура Мьянмы

Храм Дхаммаянгьи, крупнейший в Багане

Архитектура Мьянмы (ранее известной как Бирма) в Юго-Восточной Азии включает в себя архитектурные стили, отражающие влияние соседних стран и Запада, а также модернизацию. Самые известные здания страны включают буддийские пагоды, ступы и храмы, британские колониальные здания, а также современные постройки и сооружения. Традиционная архитектура Мьянмы в основном используется для поклонения, паломничества, хранения буддийских реликвий, политической деятельности и туризма.

Период Пью

Большая часть архитектуры Мьянмы связана с древней индийской архитектурой и восходит к самым ранним известным жителям страны. В период Пью были построены цилиндрические ступы с четырьмя арками — часто с хти (зонтиком) на вершине. Монцы и пю были первыми двумя влиятельными группами, переселившимися в Мьянму, и первыми индо-китайскими приверженцами буддизма Тхеравады. В Бейктхано, одном из первых центров пю, сохранились городские постройки, в том числе монастырь и ступы. Эти ступы пю, первые индийские постройки в Мьянме, были возведены с 200 г. до н. э. по 100 г. н. э. и иногда использовались для захоронений. Ранние ступы, храмы и пагоды увенчаны хтисами и шпилями, символизирующими трансцендентность буддизма Тхеравады.

Баганский период

К 9 веку народ Бамар основал королевство с центром в Багане. В 11 веке король Анаврахта объединил регион долины Иравади и основал Языческую империю. Баган, насчитывающий более 10 000 ступ и пагод из красного кирпича в Мьянме, стал центром буддийской архитектуры к середине 12 века. В этот период ступы в стиле Пью были преобразованы в памятники, напоминающие чаши для подаяний или купола в форме тыквы, необожженный кирпич, сужающиеся и поднимающиеся крыши, ниши Будды, многолопастные арки и декоративные дверные проемы под влиянием индийской империи Пала и ее памятников. Штукатурка широко использовалась в Багане, особенно народом мон. Лепные элементы сооружений Багана включают гирлянды, языки пламени или лучи солнца, перья из павлиньего хвоста и мифических существ.

Пагода Дхаммадхамика по плану похожа на тантрическую ступу Пахарпур в Индии. У неё нет квадратного основания, как у многих ступ Багана; вместо этого у неё пятиугольное основание с радиальными залами и низким полом.

Храм Ананда (построенный в 1090 году), один из первых храмов, возведённых в Багане, был создан под влиянием индийской архитектуры. Сводчатый храм представляет собой Тхераваду, ветвь буддизма, которая была официальной религией Багана на момент постройки. Архитектурные особенности храма включают кирпичные сводчатые залы, статуи Будды, конические крыши и отсутствие террас. В храме впервые была использована пиаттхат, или многоярусная крыша, которая указывает на наличие внутри трона. Многие изображения в храме, несущие как королевскую, так и религиозную символику, изображают Будду, сидящего перед нечетным количеством ярусов пиаттхат.

Многие исторические памятники Багана хорошо сохранились из-за сухого климата. Баган, с одним из крупнейших скоплений храмов в мире, является одним из важнейших мест паломничества в Мьянме.[13] Многие картины и фрески храмов все еще видны. Известные архитектурные достопримечательности Багана включают пагоду Бупайя, храмы Дхаммаянги, Гавдавпалин и Хтиломинло, ступу Инн-хпайя, храм Махабодхи, пагоду Мингалазеди, группу ступ Минохантха, монастырь Таунг Кьяунг, храм Натлаунг Кьяунг, ступу Нга-киве-на-даунг, Храмы Пахто Тамья и Швегуджи, пагода Швезигон и храмы Суламани и Тхатбьинню.

Эпоха Конбаунга

Бирманские династии на протяжении долгого времени строили города по регулярному плану вдоль долины Иравади в период с XIV по XIX век. Городское планирование в досовременной Бирме достигло своего расцвета в период Конбаун с такими городами, как Амарапура и Мандалай. Алаунпхая руководил многими градостроительными инициативами, строя укреплённые города с мощными оборонительными сооружениями, в том числе город Янгон, основанный в 1755 году как крепость и морская гавань. Город имел неправильную форму с частоколами из тиковых брёвен на земляном валах. В Рангуне было шесть городских ворот, у каждых из которых стояли массивные кирпичные башни с типичными зубцами и крестообразными бойницами. Город был основан недалеко от старого монского города Дагон, а существовавшие ранее ступы Шведагон, Суле и Ботатаунг располагались за пределами городских стен. В городе были главные дороги, вымощенные кирпичом, и водостоки по бокам.

В этот период также наблюдался рост числа ступ и храмов, а также развитие техники лепки из штукатурки. Деревянные монастыри этого периода, искусно украшенные резьбой по дереву из «Сказок Джатаки», являются одними из наиболее ярких примеров традиционной бирманской архитектуры, сохранившихся до наших дней. Одним из ярких примеров является монастырь Швеинбин, построенный в 1895 году в традициях бирманской архитектуры из тикового дерева.  Строительство монастыря строго соответствует традиционным правилам бирманской монастырской архитектуры и включает в себя все обозначенные павильоны с пиятта-крышами.

Колониальная эпоха

Бирма была частью Британской империи к концу 1880-х годов, и это положило начало периоду колониальной архитектуры. Рангун, ныне известный как Янгон, стал многонациональной столицей. Поскольку по всему городу были построены большие здания в колониальном стиле, социальные потрясения в Бирме породили националистические митинги и антиколониальные протесты.

Центральный деловой район Янгона, расположенный вдоль реки Янгон, включает в себя множество зданий колониальной эпохи. Одним из примеров является здание Министерства, построенное в 1902 году как Секретариатское здание для размещения британской администрации. Другими сооружениями в центре города являются рынок Богиок (бывший рынок Скотта) и отель «Стрэнд», построенный в 1896 году Авиэтом и Тиграном Сарки. Среди примечательных зданий — мэрия Янгона, построенная в период с 1926 по 1936 год; здание таможни; здание Верховного суда (построенное в 1914 году и преобразованное в головной офис Верховного суда в 1962 году); здание Управления внутреннего водного транспорта 1920 года и бывшая штаб-квартира Мьянманских железных дорог.

Примечательные сооружения

Пагода Шведагон

Пагода Шведагон в Янгоне — это ступа и центр буддизма в Мьянме. Ступа высотой 99,4 метра (326 футов)  покрыта сусальным золотом и пластинами.  Она окружена небольшими святилищами и увенчана инкрустированным драгоценными камнями сейнбу (алмазным цветком) и семиярусным хти, символизирующим бирманскую духовность. Каждые четыре-пять лет её золото ремонтируют или заменяют. Считается, что в ступе, построенной буддийским обществом Тхеравады, хранятся пряди волос Будды.

Построенный для прогулок, посетители проходят мимо астрологических представлений о восьми днях бирманской недели. Платформа включает в себя религиозные центры по сторонам света и десятки ступ меньшего размера, включая Золотую Старейшину. Деревья Бодхи, изображения Будды и других духовных фигур, а также 16-тонный колокол Сингу Мин (ранее известный как колокол Маха Ганда) украшают экстерьер.

Пагода была центром буддийской веры и площадкой для политической активности. Во время антиколониальных демонстраций националистической партии Такин в 1938 и 1939 годах вокруг пагоды были организованы «забастовочные центры». В 1988 году, когда Бирманская партия социалистической программы пришла в упадок, Шведагон стал площадкой для политических демонстраций в поддержку демократии. 26 августа 1988 года Аун Сан Су Чжи выступила перед большой аудиторией с речью о демократии у западных ворот пагоды.

Мандалайский дворец

Дворец Мандалай является примером деревянной архитектуры в Мьянме, в которой акцент делается на внешней эстетике, а не на внутреннем пространстве. Дворец Мандалай был построен в 1857–1859 годах Миндоном Мином в рамках основания Мандалая. Большая часть дворца была перестроена из дворца в Амарапуре, который был перенесён в новый город. Генеральный план предусматривал создание города, состоящего из 144 квадратных кварталов, в центре которого располагался королевский дворец площадью 16 квадратных кварталов на холме Мандалай. Королевский дворец площадью 413 гектаров был окружён четырьмя стенами длиной 2 км (6666 футов) и рвом шириной 64 м (210 футов) и глубиной 4,5 м (15 футов). Вдоль стены располагались бастионы со шпилями с золотыми наконечниками с интервалом 169 м (555 футов). В стенах было по три ворота с каждой стороны, всего двенадцать, на каждом изображен знак зодиака. В цитадели было пять мостов для пересечения рва. Некоторые характеристики дворца (такие как кардинально расположенные ворота и центральное дворцовое сооружение) восходят к раннему периоду Пью. Основная ось восток-запад была создана из самих дворцовых построек. На иллюстрациях пагана 11 века изображены деревянные здания, похожие на дворцовые, и изделия ручной работы, позже найденные в Мандалае.

Большой зал для аудиенций, Мандалайский дворец, 1903
Большой зал для аудиенций, Мандалайский дворец, 1903

После пожара 1945 года сохранилась только часть первоначального дворца с примерами традиционной штукатурки, использовавшейся в бирманском строительстве. Дворцовый центр распространения цветов содержит несколько деревянных полукруглых арок, которые, возможно, были вдохновлены европейскими зданиями 19 века. Лепнина на этих арках, по-видимому, представляет лучи солнечного света или лепестки лотоса.

В дополнение к резьбе по дереву и лепнине, особенностью дворца являются многоярусные крыши (пятиярусные). Внутри крытые коридоры ведут в небольшой тронный зал, увенчанный пятиглавием. Многие пятницы во дворце, как и в других бирманских сооружениях, параллельны монастырям и тронным залам. Над Большим залом для аудиенций также есть пятиугольник. Из-за тропического климата потребовался частый ремонт дворца из дерева и лепнины; часть его первоначального тикового дерева была укреплена бетоном.

Характеристики

Лепнина и резьба по дереву

Штукатурка, появившаяся в период Багана, тесно связана с монским наследием. Резьба по дереву в Мьянме — традиционное искусство, которое сохранилось на протяжении веков. Из-за тропического климата (требующего реконструкции многих зданий) это ремесло передавалось из поколения в поколение. Без этих ремонтных работ искусство резьбы по дереву было бы утрачено и восстановить традиционные черты было бы невозможно.

Резьба по тику в монастыре Швенандо
Резьба по тику в монастыре Швенандо

Использование золота

Золотая облицовка является особенностью традиционной бирманской архитектуры, обычно заметной на позолоченных или покрытых золотом фасадах. Пагоды Бупая, Шведагон, Швезигон и Лауканда имеют золотые элементы.

Угрозы

Во время Второй мировой войны многие исторические сооружения были утрачены или повреждены; большая часть Мандалайского дворца была уничтожена в результате пожара ближе к концу войны. В 1962 году по предполагаемому приказу Не Вин Студенческий союз Рангунского университета был снесен (хотя в главном кампусе все еще находятся лекционные и жилые залы колониального периода). С конца 1980-х годов многие колониальные постройки (включая блок кинотеатров) были снесены для нового строительства.

Сохранение и реконструкция

В Мьянме сохранилось всего несколько зданий колониальной эпохи и около 2200 храмов и пагод. В результате этих потерь многие группы объединились, чтобы сохранить оставшиеся сооружения.

Комитет по развитию города Янгон, созданный в 1990 году, сотрудничал с Государственным советом мира и развития над восстановлением многих буддийских памятников с планами создания новых и более сложных конструкций. Пагоды и храмы были отремонтированы для продвижения «монументального буддизма», обновления буддийской архитектуры для придания ощущения подлинности. Эти новые буддийские памятники, представляющие собой сочетание современного и традиционного бирманского стиля, встречаются по всей Мьянме и включают в себя монастыри, пагоды и Международный буддийский миссионерский университет Тхеравады. Коронный зонтик на вершине пагоды Шведагон, подаренный королем Миндоном в 1871 году, был заменен весной 1999 года.

Фонд наследия Янгона, созданный в 2012 году, — это неправительственная организация, занимающаяся сохранением исторической архитектуры Янгона. Благодаря своим кампаниям по информированию общественности фонд добился нескольких успехов в сохранении исторических зданий. Благодаря соглашениям с государственными чиновниками были спасены здания бывшего посольства Индии и США, а также зал Ганди.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий