Архитектура России относится к архитектуре современной России, а также к архитектуре как первоначальной Киевской Руси, так и русских княжеств и Императорской России. Из-за географических размеров современной и имперской России это обычно относится к архитектуре, построенной в Европейской части России, а также к архитектуре под европейским влиянием на завоеванных территориях Империи.
Народная архитектура уходит корнями в традиции деревянного строительства, а монументальные каменные постройки начали появляться в эпоху Киевской Руси на территории современной Украины. После монгольского нашествия на Русь русская архитектурная традиция продолжилась в княжествах Новгородском, Владимиро-Суздальском, Псковском, Московском и последующих государствах Русского царства.
Большая часть ранних архитектурных традиций в России проистекает из иностранных влияний и стилей. Среди характерных стилей, присутствующих в русской архитектуре, — византийский стиль возрождения церквей Киевской Руси и последующих княжеств, московский стиль, барокко, неоклассицизм, эклектика, модерн, а также характерные стили советского периода.
- Дохристианская архитектура
- Раннесредневековая архитектура и Киевская Русь
- Киев
- Новгород
- Псков
- Галерея
- Московский период
- Происхождение Москвы
- Московский стиль
- Итальянское влияние
- Галерея
- Российская империя
- Барокко
- Нарышкинское барокко
- Петровское барокко и Санкт-Петербург
- Позднее барокко
- Неоклассицизм
- Историзм и эклектика
- Галерея
- Советский период
- Послереволюция
- Послевоенный период
- Постсоветский период и современность
Дохристианская архитектура
Русская архитектура представляет собой смесь восточно-римской и языческой архитектуры. Некоторые черты, заимствованные из славянских языческих храмов, — это наружные галереи и множество башен.
Раннесредневековая архитектура и Киевская Русь
Киев
Во времена правления Владимира Великого в 988 году нашей эры Киевская Русь обратилась в православие из своих предыдущих языческих религий, и последующая монументальная архитектура была в основном церковной. Согласно легенде, обращение в православие, а не в другую религию произошло из-за красоты Собора Святой Софии в Константинополе. Архитектурный стиль, доминировавший в то время, смешивал славянский и византийский стили, с преобладающими церквями, построенными из кирпича и камня с использованием византийских форм искусства, первоначально построенных импортированными греческими и византийскими мастерами, но перенятых местными мастерами и слегка модифицированных. Результаты раскопок двадцатого века в Десятинной церкви, фундаменте первоначального плана церкви, свидетельствуют о византийском плане «вписанного креста». Эта типология вписанного креста, заимствованная из византийской архитектуры, послужила основным прототипом сковороды этих киевских каменных церквей. По мере адаптации византийского прототипа он начал приобретать собственный стиль. В отличие от византийских церквей, на которых они были основаны, каменные церкви Киевской Руси имели более выраженные силуэты, были более массивными и имели меньшие окна, создавая более таинственную атмосферу внутри.
Масштабные архитектурные работы приостановились после смерти Владимира, но возобновились около 1030 г. при Ярославе. При его правлении был построен собор, посвященный Святой Софии, также известный как собор Святой Софии, в котором митрополит должен был находиться следующие 200 лет. Раскопки показали, что первоначальный план церкви также соответствовал типологии вписанного креста (церковь была значительно изменена с момента своего строительства из-за того, что она пришла в упадок во время монгольского владычества). В церкви также присутствует множество куполов, хотя неясно их стилистическое происхождение (хотя деревянные церкви имеют сложную конструкцию крыш, четкое происхождение не установлено). Внутри церкви сохранилось несколько средневековых киевских мозаик, созданных греческими мастерами, которые демонстрируют провинциальный византийский стиль. Сама церковь построена из камня и кирпича по технологии opus mixtum, которая подразумевает чередование рядов камня и плоского кирпича, или плинфы, то есть измельчённого кирпича на известковом растворе. Снаружи церковь была не такой богато украшенной, как внутри, и опиралась на массив здания. Она была розового цвета, который позже был покрыт белой штукатуркой. Однако это единственное сооружение того периода, которое в основном сохранило свой первоначальный интерьер и поэтому может служить примером для интерьеров ранних киевских церквей.
Тем временем в других городских центрах средневековой Руси также начали появляться каменные церкви. По мере роста благосостояния монастырей и городских центров деревянные церкви начали заменяться каменными. По мере строительства новых церквей в типологию крестообразных оснований были внесены небольшие изменения, а также сделан больший акцент на вертикальность. Из-за масштабов строящихся церквей внутренние мозаики и фрески продолжали создаваться приглашёнными византийскими и греческими мастерами, а не местными ремесленниками, и, таким образом, продолжали использоваться византийские мотивы. Однако вклад местных мастеров в строительство означал, что вносились изменения, в результате чего появился киевский стиль церковной архитектуры, в котором византийский прототип подвергся влиянию Болгарии, Грузии и Армении.
Многие из этих церквей пришли в упадок после монгольского нашествия и поэтому были значительно перестроены в последующие столетия.
Новгород
После обращения Киевской Руси в христианство во время правления Владимира епископ Иоаким Херсонский построил в Новгороде первую каменную церковь (не сохранилась), а также первую деревянную церковь Святой Софии. Византийский стиль церквей, завезённый из Киева, был адаптирован к характерному новгородскому стилю в церковных постройках, возведённых князьями в XI и XII веках.
Своим самобытным стилем средневековая архитектура Новгорода обязана адаптации византийского и киевского стилей к местным условиям. Поскольку поблизости не было источника облицовочного камня, а возможности для производства кирпича в этом регионе были ограничены, при строительстве новгородских каменных церквей использовался метод кладки из необработанного местного камня, такого как известняк, с добавлением измельчённого кирпича и известкового цемента, в результате чего получалась розовая поверхность, похожая на ту, что использовалась в современных киевских церквях, но с более грубой текстурой. В отличие от собора в Киеве, у новгородского Софийского собора всего пять главных куполов, а не 13, как в Киеве (символизирующих Христа и двенадцать апостолов). В XII веке центральный купол был переделан снаружи и стал луковичным. Эти луковичные купола являются отличительной чертой русской архитектуры. Уникальная форма куполов, которая, скорее всего, была выбрана из-за своих эстетических качеств, также предотвращает скопление снега. Хотя церкви, построенные в XII веке, не могли сравниться с собором Святой Софии по масштабу или сложности, князья продолжали демонстрировать свою власть в своих архитектурных проектах.
Собор Святого Георгия из Юрьева монастыря был построен в 1119 году князем Всеволодом Псковским и является еще одним примером одной из таких княжеских церквей. Архитектор был известен как мастер Питер, один из немногих архитекторов, которые были зарегистрированы в это время в России. Для экстерьера характерны узкие окна и двойные углубленные ниши, которые ритмично проходят по всему фасаду; внутренние стены достигают высоты 20 метров (66 футов). Его колонны расположены близко друг от друга, подчеркивая высоту сводчатых потолков. Интерьер был покрыт фресками из мастерских князя, в том числе некоторыми из самых редких русских картин того времени.
Ещё три церкви демонстрируют стиль княжеских церквей, построенных в это время: собор Святого Николая в Ярославовом дворище (1113), церковь Рождества Богородицы в Антониевом монастыре (1117–1119) и церковь Иоанна Крестителя в Петрятине (1127–1130). В этих церквях присутствуют некоторые характерные черты, и они представляют собой более упрощённую версию Софийского собора.
После вторжения монголов Новгород пострадал меньше, чем его коллега Киев. Однако строительство каменных церквей застопорилось на несколько лет. После того, как отношения с новыми монгольскими владыками стабилизировались в середине-конце четырнадцатого века, в Новгороде произошло возрождение архитектурного стиля и инноваций, а также возобновление строительства каменных церквей. Первой из этих церквей была церковь Святого Николая в Липно (1292), расположенная на юго-востоке Новгорода. Несмотря на небольшие размеры (10х10м), он имел несколько особенностей, которые были новыми и использовались в построенных позже каменных церквях. Церковь была сильно повреждена во время Второй мировой войны. Следующие новгородские церкви (например, церковь Преображения Господня на улице Ильина, построенная в 1374 году) имеют крутую крышу и грубо вырезаны; в некоторых сохранились средневековые фрески.
Светская архитектура Киевской Руси редко сохранилась. До 20 века только Золотые ворота Владимира, несмотря на значительную реставрацию 18 века, можно было рассматривать как подлинный памятник домонгольского периода. В 1940-х годах археолог Николай Воронин обнаружил хорошо сохранившиеся остатки дворца Андрея Боголюбского в Боголюбово (датируется 1158-1165 годами).
Псков
В Пскове, хотя и менее процветающем, чем в Новгороде, в пятнадцатом веке также произошло возрождение каменного церковного строительства. Отчасти это можно объяснить его расположением на севере, который не был захвачен монголами. Псков также перенял стиль светской кладки, хотя ресурсы в основном направлялись на церковное строительство. Основным материалом для строительства этих церквей был местный плитняк с кирпичным цоколем и тонким слоем штукатурки для защиты нижележащих слоев. Как цементный грунт, так и известняковая побелка, использованные для покрытия стен, содержали примеси, которые придавали церкви типичные светло-желтые и розовые тона экстерьера. Несколько церквей, построенных в этот период, все еще существуют, но в тех, что остались, есть несколько изменений. Одно из них включает использование деревянных досок в качестве предпочтительного кровельного материала, что способствовало созданию типично плоской конструкции крыши в отличие от трилистника, который стал обычным явлением в Новгороде.
После присоединения к Москве Псков оказался в гораздо лучшем положении, чем Новгород, и в 1510 году объявил о принятии московского владычества.
Галерея
Московский период
Происхождение Москвы
Домонгольская Москва редко встречается в исторических источниках, первое упоминание о ней содержится в письме Юрия Долгорукого своему союзнику князю Святославу Черниговскому в 1147 году. В 1156 году Юрий Долгорукий построил деревянное укрепление на земляном валу, защищавшем скопление мастерских и торговых рядов. В настоящее время на месте этих оригинальных укреплений стоит Кремль, а на месте этих оригинальных зданий — универмаг. После этого строительства осталось мало упоминаний о Москве. В 1176 году есть хроника, в которой отмечается, что город был сожжен во время набега соседнего княжества, а в январе 1238 года он был захвачен монгольскими войсками Батыя по пути к Владимиру. Однако разграбление территории монголами было настолько тщательным, что у столиц десятилетиями не было ресурсов для строительства каменных церквей.
Во время монгольского владычества Москва постепенно росла. Население увеличивалось за счёт иммигрантов из соседних, более уязвимых территорий, а сотрудничество между московскими князьями и монгольской ордой означало, что она была безопаснее многих соседних столиц. Таким образом, Москва превратилась из небольшого городка в более крупную столицу, у которой было больше ресурсов для реализации архитектурных проектов.
Московский стиль
В Москве сохранилось несколько примеров ранних московских каменных церквей, а ранние образцы чаще встречаются в окрестных городах. Одним из таких мест является небольшое село Каменское, чья небольшая церковь из известняка датируется второй половиной четырнадцатого века. Она имеет более простой стиль, чем другие церкви, построенные в тот же период, и была лишь частично отреставрирована с момента своего строительства. Предполагается, что карниз первоначально заканчивался декоративной точкой закомары. Интерьер демонстрирует черты балканской архитектуры, демонстрируя сербское влияние, преобладающее в московской и русской архитектуре этого периода, например, опоры, прикрепленные к внутренним углам (вместо того, чтобы быть отдельно стоящими).
Более крупные примеры этих ранних московских церквей появляются в Звенигороде, примерно в 60 км к западу от Москвы. Записи относят Звенигород к московским владениям в четырнадцатом веке, а к концу его Юрий подарил ему монастырь под руководством монаха Саввы. Это Саввино-Сторожевский монастырь, и центр города развивался параллельно с его строительством. Соборы, построенные в этом монастыре, отличаются от домонгольских каменных церквей, построенных Владимиром. Он имеет более простой дизайн, с повторяющимися мотивами и отходом от стилей орнаментации. Стиль отмечен заостренными формами (в противоположность закомарам и округлым аркам) и тенденцией к орнаментализму. Звенигородские соборы послужили прототипами для многих церквей, построенных в пятнадцатом веке.
В XV и начале XVI веков продолжалось развитие московской кирпичной кладки, при этом производство кирпича стало более заметным в середине XV века. В 1474 году Иван III пригласил в Москву строителей из Пскова (Псков был спасён от разорения монгольской ордой и, таким образом, обладал более передовыми строительными знаниями, чем Москва), и они адаптировали псковский метод строительства из каменных плит к кирпичной кладке последующих церквей, а также включили в них несколько характерных для псковских церквей элементов, таких как конхи, церковные крыльца, наружные галереи и колокольни. Кирпичная кладка, а также новая московская тенденция к смелому архитектурному орнаменту представлены в церкви Святого Духа (1476), которая украшена фризом из глазурованной керамической плитки, напоминающим орнаментальные полосы Новгорода, Пскова и Суздаля. Другие церкви, построенные псковскими мастерами в этот период, демонстрируют большее влияние псковского стиля, например, орнаментальная кирпичная кладка на фасаде церкви Положения риз (1484-1485). Помимо церквей, многие другие сооружения относятся к периоду правления Ивана III. К ним относятся укрепления (Китай-город, Кремль (его нынешние башни были построены позже), Ивангород), башни (Колокольня Ивана Великого) и дворцы (Грановитая палата и Угличский дворец).
XVI веке ключевым событием стало появление шатровой крыши в кирпичной архитектуре. Считается, что эта русская традиция является продолжением деревянного зодчества в каменной форме и полностью отличается от общепринятых православных форм. Первой шатровой кирпичной церковью стала Вознесенская церковь в Коломенском (1531), построенная в честь рождения Ивана Грозного. Его дизайн вызывает споры; вероятно, этот стиль (никогда не встречавшийся в других православных странах) символизировал амбиции зарождающегося Российского государства и освобождение русского искусства от византийских канонов после захвата Константинополя турками. Этот стиль церквей также известен как «башенные церкви».
После Смутного времени церковь и государство обанкротились и не могли финансировать какие-либо строительные работы. Инициативу взяли на себя богатые купцы из Ярославля, расположенного на Волге. В XVII веке они построили множество больших соборов с пятью луковичными куполами, окружив их шатрами колоколен и приделами. Сначала композиция церквей была резко асимметричной, с разными частями, уравновешивающими друг друга по принципу «маятника» (например, церковь Ильи Пророка, 1647–1650). Впоследствии ярославские церкви стали строго симметричными, с куполами, превышающими высоту самого здания, и обильно украшенными полихромной плиткой (например, церковь Иоанна Златоуста на Волге, 1649–1654). Кульминацией волжской архитектуры стала церковь Иоанна Предтечи (построена в 1671–1687 годах) — самая большая в Ярославле, с 15 куполами и более чем 500 фресками. Кирпичный фасад церкви, от куполов до высоких крыльцов, был искусно вырезан и украшен изразцами.
Московские церкви 17 века также богато украшены, но намного меньше по размерам. В начале века москвичи все еще предпочитали шатровые сооружения. Одной из любимых церквей была Успенская церковь в Угличе (1627): в ней стояли в ряд три изящных шатра, напоминающих три горящие свечи. Эта композиция использовалась в церкви Одигитрии в Вязьме (1638) и церкви Рождества Христова в Путинках, Москва (1652). Предполагая, что такие сооружения противоречат традиционному византийскому типу, патриарх Никон объявил их неканоническими. Он поощрял строительство сложных церковных резиденций (таких как Ростовский кремль на озере Неро, в котором было пять высоких церквей, множество башен, дворцов и палат). Никон спроектировал свою новую резиденцию в Новоиерусалимском монастыре, над которым возвышался собор, похожий на ротонду, первый в своем роде в России.
Поскольку шатры были запрещены, московским архитекторам пришлось заменить их несколькими рядами кокошников («кокошниками»), и этот декоративный элемент стал отличительной чертой московского стиля XVII века. Ранним примером этого стиля является Казанский собор на Красной площади (1633–1636). К концу века в Москве было построено более 100 церквей в этом стиле. Другими примерами являются московские церкви Святой Троицы в Никитниках (1653), Святого Николая в Хамовниках (1682) и Святой Троицы в Останкине (1692). Одним из самых ярких представителей этого стиля была церковь Святого Николая («Большой крест») в Китай-городе, которая была снесена при Сталине.
Итальянское влияние
Первые итальянские архитекторы прибыли в Москву в 1475 году. Российскому посланнику в Италии во время правления Ивана III Семену Толбузину удалось завербовать болонского архитектора Аристотеля Фиораванти (1420-85), а также его сына и помощника. Фиораванти ранее работал в северной Италии, а также вместе с Антонио Аверлино Филарете для семьи Сфорца в Милане. В Москве он руководил демонтажем оставшихся стен Успенского собора и их восстановлением. Фундаменты этих новых стен были самыми глубокими в Москве, построенными до тех пор, и вместо них использовалась бутовая засыпка, а стены были построены из монолитной кладки, в результате чего стены стали тоньше, чем это было типично для московской кладки. Помимо внедрения новых строительных технологий, он также основал кирпичный завод, на котором производились более прочные кирпичи, чем те, которые ранее использовались в Москве. Фиораванти также представил Итальянский Ренессанс рационализм в структурной гармонии плана в соответствии с геометрическими правилами, приведший к отказу от церкви с крестом, которая на протяжении веков была базовым планом московских и русских церквей. Эта новая структурная гармония присутствует в новом плане Успенского собора. За проектированием собора наблюдало российское духовенство, которое могло вмешаться, если оно будет сочтено слишком “латинским” на православный вкус.
Стены Кремля также являются производными от устаревшего на тот момент стиля итальянской фортификационной инженерии. Стены были переделаны между 1485 и 1516 годами с использованием кирпича, заменив первоначальные известняковые стены, пришедшие в негодность. Несколько пристроек к Кремлю были построены Пьетро Антонио Солари, другим итальянцем, например, четырьмя въездными башнями, Арсенальной башней и кремлевской стеной, выходящей на Красную площадь. Другой итальянский архитектор, Алевизо Нови, построил Михайловский собор в Кремле (1505-09). Он включил несколько итальянских деталей в фасад и убранство собора, но сохранил традиционный прототип плана.
Собор Архангела Михаила (1505) был одной из последних церквей, построенных по заказу Ивана III. Он был спроектирован архитектором Алевизом Новым. Возможно, он также архитектор “Альвизе Ламберти да Монтаньяна”, который был известен как ученик венецианского архитектора Мауро Кодусси. Собор Архангела Михаила больше выполнен в венецианском стиле, в отличие от ломбардского стиля Фиораванти.
Галерея
Российская империя
Барокко
Нарышкинское барокко
Нарышкинское барокко, также известное как московское барокко, зародилось в Москве в конце XVII века. Первые из этих сооружений были построены в усадьбе боярина Нарышкина, отсюда и название «нарышкинское барокко». Для нарышкинского барокко характерно сочетание западных европейских влияний с традиционными русскими формами. Оно в основном представлено в церковной архитектуре, но есть и несколько светских примеров. Нарышкинское барокко представляет собой эволюцию предыдущих, казалось бы, «барочных» примеров, которые могли казаться барочными по декору, но при этом сохраняли традиционную структурную форму. Для этих более поздних сооружений характерны несколько компонентов, таких как акцент на балансе симметрии, резные карнизы из известняка, приставные колонны и более классический стиль.
Некоторые из этих церквей похожи на башни, демонстрируя возвращение к русскому предпочтению вертикального силуэта с кубическими и восьмиугольными этажами, расположенными друг над другом (Спасская церковь в Уборах, 1697); другие имеют лестничную композицию с колокольней, возвышающейся над самой церковью (Покровская церковь в Филях, 1695). Характерное для этого стиля убранство также отличалось большим количеством элементов (например, Троицкая церковь в Лыково, 1696). Одним из самых впечатляющих сооружений в стиле нарышкинского барокко была многокупольная Успенская церковь на Покровке в Москве (построена в 1696–1699 годах, снесена в 1929 году). Его архитектор также отвечал за «красно-белую» реконструкцию нескольких московских монастырских построек, в частности Новодевичьего монастыря и Донского монастыря.
Петровское барокко и Санкт-Петербург
Петровское барокко получило такое название из-за того, что Пётр I отдавал предпочтение этому стилю. Стиль петровского барокко отражает предпочтение более скромных стилей скандинавского и голландского барокко со стороны Петра. Строительство в этом стиле наиболее заметно в Санкт-Петербурге, основанном Петром I в 1703 году в качестве новой столицы. Три радиальные улицы городского плана были основаны на Версальском плане, а город также пересекали каналы, обсаженные деревьями, по образцу каналов Амстердама. Чтобы освободить место для новой столицы в стиле петровского барокко, Пётр в 1714 году запретил каменное строительство в других частях страны, чтобы обеспечить более стабильные поставки материалов и рабочей силы для строительства в городе. На строительство города были призваны сорок тысяч крестьян, а также шведские военнопленные.
Одним из главных архитекторов на раннем этапе развития города был Доменико Трезини, итало-швейцарский архитектор, который тесно сотрудничал с Петром при проектировании нового города. Трезини начал с того, что руководил строительством Кроншлотского бастиона, где продемонстрировал свои инженерные навыки, а затем ему было поручено перестроить укрепления в Нарве, и проектирование Петропавловской крепости оставалось одной из его основных обязанностей. Затем Трезини спроектировал собор Святых Петра и Павла, который стал полной противоположностью русской церковной архитектуре, существовавшей за шесть веков до этого. Вместо типичного крестообразного храма он спроектировал базилику с башней, а не скромным куполом в качестве главного элемента. Вместо маленьких окон в соборе были большие окна, которые хорошо освещали внутреннее пространство, что было ещё одним отходом от типичного прототипа русской церкви. Трезини также спроектировал архитектуру Александро-Невского монастыряв стиле, который был явно светским и больше напоминал административные здания и дворцы, такие как Двенадцать коллегий на Васильевском острове (также спроектированные Трезини). Среди других его работ — проектирование типовых домов, которые должны были строиться по всему городу, и объединение планов города с архитектурными видами, которые должны были получиться в результате.
Трезини также спроектировал для Петра первый, более скромный Зимний дворец в городе, который впоследствии был включён в состав более крупного Зимнего дворца, построенного позже. Многие из этих первых дворцов Петра, построенных в Санкт-Петербурге, были либо снесены, либо включены в состав более крупных сооружений в последующие десятилетия. Другие примеры таких дворцов можно найти в окрестностях Санкт-Петербурга, в том числе Летний дворец (1711–1714, спроектирован Трезини), Меншиковский дворец (1710–1720-е, спроектирован Джованни Марио Фонтана и Готфридом Иоганном Шеделем). Эти загородные дворцы также служат нетронутыми образцами ранней петровской дворцовой архитектуры.
Другим значительным архитектором был французский архитектор Жан-Батист Александр Ле Блон, который был учеником ландшафтного архитектора Андре Ленотра (ландшафтный архитектор дворцовых садов Версаля), и в июне 1716 года Петр нанял его в качестве «генерального архитектора» Санкт-Петербурга. Он спроектировал первоначальный главный дворец, Петергоф, который затем был расширен более поздними архитекторами и правителями.
Одно из главных отличий петровского барокко от предыдущего русского архитектурного строительства заключалось в том, что здесь также было крупномасштабное светское развитие, а не только церковное строительство. Это отражало идеалы Петра Великого и развитие его новой столицы. Были предприняты крупные проекты для военной, гражданской администрации и дворцовой архитектуры, и центральными фигурами в их строительстве были те же самые импортированные архитекторы.
Позднее барокко
После смерти Петра Великого и восшествия на престол императрицы Анны строительство в стиле барокко в Санкт-Петербурге продолжилось, на этот раз под руководством итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. В юности он переехал в Санкт-Петербург со своим отцом, скульптором Карло Растрелли, в 1715 году, но их карьера застопорилась из-за соперничества между Карло Растрелли и архитектором Ле Блонде. В 1730 году они переехали в Москву, куда столица была временно перенесена, и либо Франческо, либо его отец были назначены придворным архитектором (неясно, кто именно из Растрелли это был), и им было поручено спроектировать два деревянных дворца (ни один не сохранился). Это были Зимний Анненхоф и Летний Анненхоф. Оба послужили предшественниками его более поздних работ в Санкт-Петербурге после переноса столицы обратно. Затем он продолжил работу над Зимним дворцом в Санкт-Петербурге, который стал самой внушительной резиденцией в городе после завершения строительства в 1735 году. У него было бы два фасада-близнеца, один с видом на Неву, а другой — на площадь, внушительные, симметрия которых была бы нарушена только дважды выступающими нишами. В плане дворец представлял бы собой вытянутый прямоугольник, окружающий центральный двор.
После смерти императрицы Анны в 1740 году и воцарения императрицы Елизаветы было короткое затишье в получении новых заказов для Растрелли, но поскольку он оставался единственным архитектором, способным выполнять крупномасштабные королевские заказы, его звание главного архитектора было восстановлено несколько лет спустя. Он продолжал переходить по стилю от позднего барокко к стилю рококо, что проявилось в его дизайне Летнего дворца в Летнем саду, и ознаменовало дальнейший разрыв с более скромным петровским барокко. Декоративные элементы в стиле рококо будут присутствовать в его будущих проектах, таких как Петергоф и Царское Село, и некоторые историки утверждают о связи между полихроматизмом его проектов (в которых было больше цвета, чем в его европейских аналогах) с полихроматизмом, присутствующим в большей части русской архитектурной традиции, предшествовавшей импорту стиля барокко. Несколько проектов Растрелли были переработаны при Екатерине Великой, но многие помещения до сих пор сохраняют первоначальный дизайн.
Неоклассицизм
После Екатерины традиция императорского строительства продолжилась при Александре I, который отдавал предпочтение неоклассическому стилю архитектуры ампир, который был популярен в тот период, и продолжил французское влияние в архитектуре того времени. Архитектор Андрей Никифорович Воронихин был учеником Уэйлли в Париже и проектировал собор Казанской Богородицы в Санкт-Петербурге (1801-1811) с купольным центром, обрамленным четырехугольной колоннадой. Стиль греческого возрождения также прослеживается в его проекте для Горной академии (1806-1811), который имеет портик в десятистильном стиле из пестовых дорических колонн. Другой архитектор, француз Томас де Томом спроектировал Большой театр (1802-1805, разрушен в 1813) по образцу Французского театра в Париже. Среди других зданий были здание Нового Адмиралтейства (1806-1823, спроектировано родившимся в России архитектором с французским образованием Адрианом Дмитриевичем Захаровым), Ново-Михайловский дворец (1819-1825, спроектирован Карлом Ивановичем Росси, сегодня Русский музей) и Исаакиевский собор (1817-1857, спроектирован Огюстом Рикаром де Монферраном).
Историзм и эклектика
В 1830-х годах Николай I ослабил регулирование в архитектуре, открыв рынок для нескольких направлений раннего эклектизма. Псевдорусские проектыКонстантина Тона стали предпочтительным выбором при церковном строительстве (храм Христа Спасителя, 1832-1883), в то время как его общественные здания следовали традициям Ренессанса, примером чего являются Большой Кремлевский дворец (1838-49) и Оружейная палата Кремля (1844-1851). Последующие правления Александра II и Александра III способствовали развитию русского византийского стиля в церковной архитектуре, в то время как гражданское строительство следовало тому же эклектичному стилю, что и во всех европейских странах; при этом постоянно росли тенденции национального возрождения, народные и воображаемые.
В период с 1895 по 1905 год в архитектуре на короткое время доминировал русский стиль модерн, наиболее распространённый в Москве (Лев Кекушев, Фёдор Шехтель и Уильям Уолкот). Несмотря на то, что он оставался популярным до начала Первой мировой войны, в 1905–1914 годах он уступил место русскому неоклассическому возрождению, объединившему стиль ампир и палладианскую традицию с современными строительными технологиями.
Галерея
Советский период
Послереволюция
В первый год советской власти все архитекторы, отказывающиеся эмигрировать (и новое поколение), отвергли любое классическое наследие в своих работах и начали пропагандировать формализм, самую влиятельную из всех возрожденческих тем. Были составлены грандиозные планы для крупных, технически развитых городов. Самым амбициозным из всех был Памятник Третьему интернационалу, спроектированный в 1919 году Владимиром Татлиным (1885-1953), а 400-метровая спираль, намотанная вокруг наклонной центральной оси с вращающимися стеклянными камерами. Башня Татлина, невозможная в реальной жизни, вдохновила поколение архитекторов-конструктивистов в России и за рубежом. Шуховская башня, возвышающаяся на 160 метров (520 футов) над Москвой, была достроена в 1922 году. Согласно первоначальным планам, гиперболоидная башня работы Владимира Шухова высотой 350 метров (1150 футов) имела расчетную массу 2200 тонн (2200 000 кг), в то время как Эйфелева башня в Париже (высотой 350 метров (1150 футов)) весит 7300 тонн (7300 000 кг).
Жильцов многоквартирных домов уплотняли, подселяя новых жильцов. Так называемая коммуналка стала самым распространённым типом жилья для жителей крупных городов. В каждой коммунальной квартире одна комната принадлежала одной семье, а ванная, туалет и кухня были общими. Такая схема была распространена до середины 1950-х годов, а в некоторых городах коммуналок больше. В то же время в 1930-х годах для пожилых людей начали строить дома с отдельными квартирами со спальнями, где одной семье выделялась целая квартира. Примером такого дома является Дом на набережной (Дом на набережной в Москве), построенный в 1927–1931 годах.
Важным приоритетом в послереволюционный период была массовая реконструкция городов. В 1918 году Алексей Щусев (1873–1949) и Иван Жолтовский основали архитектурную мастерскую Моссовета, где осуществлялось комплексное планирование реконструкции Москвы как новой советской столицы. В мастерской работали молодые архитекторы, которые впоследствии стали лидерами авангарда. В то же время архитектурное образование, сосредоточенное во ВХУТЕМАСе, разделилось на классическое и модернистское.
В 1919 году в Петрограде существовала аналогичная система планирования и образования, возглавляемая опытным возрожденцем Иваном Фоминым (1872-1936). Другие города последовали этому примеру, и результаты проведенной там работы должны были внести кардинальные изменения в традиционную планировку российских городов. Там были нарисованы первые шаблоны крупномасштабной застройки (генеральный план). Город планировался как серия новых широких проспектов, массивных общественных сооружений и улучшение жилищных условий рабочих с помощью отопления и водопровода. Первый многоквартирный дом этого периода был построен в 1923 году, за которым последовал всплеск строительства государственного жилья в 1925-1929 годах.
В Петрограде с 1917 по 1919 год на Марсовом поле был построен первый образец нового стиля — памятник «Борцам революции», спроектированный Львом Рудневым (1886–1956). Этот комплекс, состоящий из ряда простых выразительных гранитных монолитов, стал отправной точкой для дальнейшего развития советской скульптурной и мемориальной архитектуры. Однако самым известным сооружением того времени был Мавзолей Ленина архитектора Алексея Щусева. Изначально это было временное деревянное строение, увенчанное пирамидой, с двумя крыльями (для входа и выхода). В 1930 году его заменили нынешним зданием, построенным из камня. Сочетание тёмно-красного и чёрного лабрадорита подчёркивало его изящную, точную конструкцию.
Быстрое развитие технологических процессов и материалов также повлияло на конструктивистские элементы в дизайне зданий. Во время возведения Волховской ГЭС (1918-26, архитекторы О. Мунц и В. Покровский) все еще используются традиционные очертания оконных арок (несмотря на то, что в строительстве использовался бетон). Днепровская гидроэлектростанция (1927-32), построенная коллективом архитекторов во главе с Виктором Весниным (1882-1950), имеет инновационный дизайн, представляющий собой изогнутую плотину с ритмичным рисунком фундаментов. Творческие союзы играли большую роль в архитектурной жизни России 1920-х годов. Одной из них была Ассоциация новых архитекторов (ASNOVA), образованная в 1923 году, которая продвигала идею синтеза архитектуры и других видов творчества для придания зданиям почти скульптурного вида. Эти здания должны были служить визуальными точками для ориентации человека в пространстве. Члены ASNOVA также спроектировали первые московские небоскребы, ни один из которых не был реализован в то время (1923-1926).
Еще одним нововведением послереволюционной России стал новый тип общественных зданий: Рабочий клуб и Дворец культуры. Они стали новым направлением деятельности архитекторов, которые использовали визуальное выражение крупных элементов в сочетании с индустриальными мотивами. Самым известным из них был Зуевский рабочий клуб (1927-29) в Москве работы Ильи Голоса (1883-1945), композиция которого основывалась на динамичном контрасте простых форм, плоскостей, сплошных стен и застекленных поверхностей.
Символическое выражение в строительстве было характерно для работ, спроектированных Константином Мельниковым (1890–1974), в частности для Рабочего клуба Русакова (1927–1929) в Москве. Визуально здание напоминает часть шестерни; каждый из трёх консольных бетонных «зубцов» — это балкон главного зрительного зала, который можно использовать по отдельности или объединить в большой театральный зал. Резкость его композиции и «переход» внутреннего пространства (названный Мельниковым «напряжённой мышцей») сделали его одним из важнейших образцов советской архитектуры.
Послевоенный период
Сталинская архитектура делала упор на консервативный монументализм. В 1930-е годы в результате политики Сталина происходила стремительная урбанизация, и в то время в Москве проходил международный конкурс на строительство Дворца Советов. После 1945 года основное внимание уделялось как восстановлению зданий, разрушенных во время Второй мировой войны, так и возведению новых: семь высотных зданий были построены в символических местах в Москве. Строительство Московского университета (1948–1953) под руководством Льва Руднева и его коллег особенно примечательно использованием пространства. Другой пример — Выставочный центр в Москве, построенный для второй Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в 1954 году. Он состоял из нескольких павильонов, каждый из которых был оформлен в характерном стиле. Другие известные примеры — станции Московского и Санкт-Петербургского метрополитенов, построенные в 1940-х и 1950-х годах и известные своим экстравагантным дизайном и яркой отделкой. В целом сталинская архитектура изменила облик многих послевоенных городов; многое сохранилось до наших дней на центральных проспектах и в общественных зданиях.
После смерти Сталина в 1953 году страну потрясли социальные и политические перемены; приоритеты строительства и архитектура также были затронуты. В 1955 году Никита Хрущев, столкнувшись с медленными темпами жилищного строительства, призвал к решительным мерам по ускорению этого процесса. Это потребовало разработки новой технологии массового производства и устранения «декоративных излишеств» со зданий. На специальных заводах, которые были построены в каждом крупном городе, было налажено производство специальных бетонных блоков с готовыми проемами для дверей и окон, из которых были построены дома. Эти сборные блоки были привезены с завода в готовом виде и установлены на стальной каркас дома. Дома, построенные таким образом, назывались блочными домами. Все проекты таких домов стали стандартизированными и были сведены в несколько серий (например, II-32 серии), по которым были построены жилые дома. Проекты по выкупу построенных школ, детских садов и больниц также были типичными. Это фактически положило конец сталинской архитектуре; однако переход был медленным. К 1955 году это непосредственно затронуло большинство проектов, находившихся в стадии планирования или в стадии строительства; в результате порой целые площади становились эстетически асимметричными. Хорошо известный пример произошел при послевоенной реконструкции столицы Украины Киева (ныне Киев), в ходе которой планируемый Крещатик проспект и его центральная площадь (площадь Калинина) должны были образовать единое богатое пространство, окруженное сталинской архитектурой. Поскольку здания, окружающие последнюю, находились в стадии завершения, архитекторы были вынуждены изменить свои планы, и район оставался недостроенным до начала 1980-х годов. В частности, гостиница Украина, которая должна была венчать площадь, придавая ей вид, похожий на одну из московских «Семи сестер», была оставлена в виде цельной формы без верхнего шпиля или какого-либо богатого внешнего убранства.
Тем не менее, по мере того, как здания становились более квадратными и простыми, они приобретали новый стиль, обусловленный космической эрой: функциональность. Государственный Кремлёвский дворец — это дань уважения более ранней попытке объединить быстро меняющиеся стили, продиктованные государством. Останкинская башня, спроектированная Николаем Никитиным, символизирует технологический прогресс и будущее. Помимо более простых зданий, 1960-е годы запомнились масштабными жилищными программами. Типичный проект предусматривал использование бетонных панелей для строительства простого пятиэтажного дома. Эти пятиэтажки стали преобладающим типом жилья. Несмотря на то, что они строились быстро, их качество было низким по сравнению с более ранним жильём; их однообразный внешний вид способствовал формированию серого и унылого стереотипа, характерного для социалистических городов.
С началом 1970-х Леонид Брежнев предоставил архитекторам больше свободы; вскоре было построено жилье разнообразного дизайна. Многоквартирные дома были более высокими и украшенными, назывались Брежневка; характерной чертой стали большие мозаики по бокам. Почти во всех случаях они строились не как самостоятельное сооружение, а как часть крупных поместий, известных как микрорайоны. которые вскоре стали центральной чертой советских городов. В отличие от домов, построенных в 1950-1960–е годы, которые имели до 5 этажей, новые жилые здания были выше и могли иметь до девяти и более этажей, хотя продолжали строить дома с меньшим количеством этажей. Каждый комплекс включает в себя обширную территорию с двором для прогулок, детскую площадку с качелями, песочницу для игр и площадки для парковки транспортных средств, которые часто дополняются гаражами для автомобилей, выстроенными отдельно от жилых зданий. Этот принцип сохраняется и сегодня. Общественные здания строились в самых разных стилях. Некоторые (например, Белый дом России) напрямую связаны с архитектурой более ранних 1950-х годов, с фасадом, облицованным белым мрамором, и большими барельефами на крыльях.
Постсоветский период и современность
Когда Советский Союз распался, многие его проекты были приостановлены, а некоторые и вовсе отменены. Однако впервые больше не было никакого контроля над тем, какую тематику должно иметь здание и какой оно должно быть высоты. В результате при общем улучшении финансовых условий архитектура росла высокими темпами. Впервые были применены современные методы строительства небоскребов, в результате чего появился амбициозный Московский международный деловой центр. В других случаях архитекторы возвращались к успешным проектам сталинской архитектуры, в результате чего появились такие здания, как Триумфальный дворец в Москве. Новая классическая архитектура также более последовательно появляется по всей современной России, при этом для Санкт-Петербурга предлагается построить большой комплекс