Архитектура Таиланда

Тайско-китайский храм, перестроенный во времена правления короля Рамы III, расположенный в Ват Ратчаоротсарам, Бангкок

Архитектура Таиланда (тайский: สถาปัตยกรรมไทย) является важной частью культурного наследия страны и отражает как проблемы жизни в порой экстремальном климате Таиланда, так и историческую важность архитектуры для чувства общности тайцев и религиозных убеждений. Под влиянием архитектурных традиций многих культур Таиланда, в его народных и религиозных постройках также развились значительные региональные различия. Хотя Сиам призывал идентифицировать себя как модернизированное государство, западная культура и влияние были нежелательны и неизбежны. В попытке выделиться правящая элита Таиланда стремилась к выборочной модернизации, чтобы избежать нежелательного западного влияния.

Фрески в храме Ват Пхра Кео, изображающие дворцовый комплекс, построенный в тайском стиле
Фрески в храме Ват Пхра Кео, изображающие дворцовый комплекс, построенный в тайском стиле

История

 

Эпоха Дваравати (7-11 века н.э.)

Архитектура Дваравати встречается в центральном регионе Таиланда. В ней использовались глиняные кирпичи, а иногда и латерит. Пагоды имели квадратное основание и форму перевёрнутого колокола, увенчанного шпилем. В этот период на территории современного Таиланда существовало королевство Лаво.

Эпоха Ангкора (11-13 века н.э.)

В этот период Кхмерская империя оккупировала королевство Лаво. Архитектура этой эпохи переняла кхмерский стиль, который можно увидеть в храмах Ганеши. В этом стиле предпочитали использовать кирпич, песчаник и латерит. Изначально кирпич и песчаник использовались для строительства домов и замков, а латерит — для фундаментов.

Эпоха Сукхотаи (XIII-XIV века н. э.)

Искусство Сукхотаи зародилось в 1780 году н. э., когда король Индрадитья основал королевство Сукхотаи. Отличительной чертой архитектуры Сукхотаи являются украшения, призванные продемонстрировать буддийскую веру путём придания зданиям символических форм.

Пхум Кхао Бин Чеди из Ват Махатхат, исторический парк Сукхотай
Пхум Кхао Бин Чеди из Ват Махатхат, исторический парк Сукхотай

Эпоха Утонг Аюттхая (XIV–XV века н. э.)

Архитектура Аутонга объединила в себе искусство цивилизации Таваравади, например, стиль строительства Пхра Пранг в храме Шри Раттана Махаи.

Эпоха Аютии (XV–XVIII века н. э.)

Самобытность архитектуры этого периода была призвана демонстрировать мощь и богатство, поэтому она имеет большие размеры и внешний вид. В храмах в Аюттхае редко строили карнизы, простирающиеся от главного входа. Доминирующей чертой этого стиля является солнечный свет, проникающий в здания. Во второй половине периода Аюттхая архитектура считалась высшим достижением, которое отвечало требованиям людей и выражало грациозность тайцев. Но развитию архитектуры пришлось остановиться, потому что Аюттхая потерпела поражение в войне в Бирме в 1767 году.

Эпоха Раттанакосин

Во время правления короля Рамы III тайское искусство и архитектура находились под влиянием Китая благодаря торговле и дипломатии.  Здания в китайском стиле, называемые Кенг (тайский: เก๋ง) или Кенг Чин (тайский: เก๋งจีน), произошли от Теочью  (гэн, «дворец, храм, святилище»). Кенг уже существовал в период Аютии, но большинство из них было разрушено из-за войны с бирманцами. Короли Рама IV, Рама V и Рама VI часто строили в западном или гибридном стиле.

Традиционные тайские дома

Одним из универсальных аспектов традиционной архитектуры Таиланда является расположение зданий на сваях, чаще всего на высоте примерно по пояс. Пространство под домом используется для хранения вещей, занятий рукоделием, отдыха в дневное время, а иногда и для содержания домашнего скота, например, кур или уток. Дома возводились на сваях из-за того, что многие тайские деревни расположены вокруг рек и каналов, которые затапливаются в сезон дождей. Тайские традиции строительства и жизни часто основаны на суевериях и религиозных убеждениях. Многие другие факторы, такие как наличие местных материалов, климат и сельское хозяйство, во многом определяют стиль.

Традиционный тайский дом в университете Чулалонгкорн
Традиционный тайский дом в университете Чулалонгкорн

Тайские дома строят из разных пород дерева, и часто их возводят всего за один день, так как сборные деревянные панели изготавливают заранее и собирают на месте под руководством мастера-строителя. Многие дома также строят из бамбука — материала, который легко возводить и для которого не нужны профессиональные строители. Большинство домов изначально строятся как дома для одной семьи, а когда дочь выходит замуж, на участке строят дополнительный дом для её новой семьи. Хотя дом строят из сборных панелей, которые легко переставлять, существуют табу на перестановку в доме.

Традиционный дом обычно строится как группа физически отдельных комнат, расположенных вокруг большой центральной террасы. Терраса — самая большая отдельная часть дома, поскольку она составляет до 40% квадратных метров и до 60%, если включить веранду. Участок в середине террасы часто оставляют открытым, чтобы дерево могло прорасти сквозь конструкцию, обеспечивая желанную тень. Выбранное дерево часто цветущее или душистое.

Для тайцев важно рисовать в естественной среде обитания, расставляя растения в горшках по всей террасе. В прошлом существовали строгие табу относительно того, какие растения можно размещать непосредственно вокруг дома (в настоящее время ими часто пренебрегают ради эстетики). Уровень пола меняется по мере перехода из комнаты на террасу, обеспечивая широкий выбор положений для сидения или безделья в жилых помещениях.

Мебели мало, она включает в себя платформу для кровати, обеденный стол и свободные подушки для сидения. Спальные зоны расположены таким образом, что кровати расположены на одной линии с более коротким концом комнаты (поскольку спать параллельно длине — все равно что лежать в гробу). Направление, в которое указывает голова, никогда не может быть западом, поскольку именно в таком положении тела укладывают перед кремацией.

Кути

Кути — это небольшое строение, построенное на сваях, предназначенное для проживания монаха. Его надлежащий размер определен в Сангхатисеп, Правило 6, как 12 на 7 кубов (или 4,013 на 2,343 метра). Этот крошечный след призван помочь монаху в духовном путешествии, препятствуя накоплению материальных благ. Обычно монастырь состоит из нескольких таких зданий, сгруппированных вместе на общей террасе, либо в виде группы, обращенной внутрь, либо выстроенных в ряд. Часто эти сооружения включали в себя отдельное здание, называемое хор трай, используемое для хранения священных писаний.

Религиозные сооружения

В Таиланде много буддийских храмов, что отражает распространённость буддийских традиций в стране. Хотя термин «ват» правильно использовать только для обозначения буддийского храма с монахами-жителями, на практике он применяется в широком смысле и обычно относится к любому месту поклонения, кроме исламских мечетей на юге Таиланда.

Лак Муанг

Лак Муанг или городской колонны — это храм (тайский: ศาลหลักเมือง), которые тоже верили в доме Чао Пхо лак Муанг (เจ้าพ่อหลักเมือง), в город дух божества. Он был построен потому, что продолжение древних традиций и обычаев брахманов считало, что это как-то связано с состоявшейся церемонией установки единого городского столба (проводится “Лак Муанг”), который изготавливается из дерева акации (Чайяпхрук) перед строительством города с главной целью — построить город и стать центром души для горожан.

Лак Муанг из провинции Накхоннайок
Лак Муанг из провинции Накхоннайок

Сала Тайский

Сала Тай — открытый павильон, используемый как место встреч и для защиты людей от солнца и дождя. Большинство из них открыто со всех четырех сторон.

Общественные места

Плавучий рынок

Плавучий рынок — это торговая площадка, где товары продаются с лодок. Он был построен для соединения рек. К берегу плавучего рынка примыкали буддийский храм и тайский дом на сваях.

Культурное использование внутреннего пространства Таиланда

Освящение внутреннего пространства Таиланда

Дома являются одним из важнейших факторов в жизни людей. По словам Нуттини Карчанапорн,  «дом всегда был первой линией обороны от опасностей и угроз». Она утверждает, что то, как строятся тайские дома и как в них живут, может многое рассказать о «культурном страхе». Тайское представление о страхе связано с «духовным миром», таким как «призраки, невидимые силы и злые духи». Тайцы в значительной степени полагаются на «сверхъестественные силы» для защиты в домашних условиях.

Пара домов духа в Бангкоке
Пара домов духа в Бангкоке

Традиционные тайские дома строятся в соответствии с тремя древними принципами: «подготовка материалов, строительство и обустройство» (Прайя Ануманраджатон, цитируется в Карнчанапорне). Материалы, в том числе место и ориентация, вкус и запах почвы, названия деревьев, которые будут использоваться для строительства домов, и так далее, тщательно выбираются. Во-вторых, строительство должно быть продуманным. Например, только человек, обладающий признанной духовной силой, может провести ритуал при установке первой колонны в землю. Время, отведённое для этого ритуала, должно быть точно рассчитано и зафиксировано. Точно так же важно построить дом для духа-хранителя и правильно провести церемонию новоселья. Третий принцип — правильное поведение в построенном доме. Например, считается, что порог населён «духом-хранителем дома», поэтому наступать на него запрещено. Если жильцы дома не будут следовать этому правилу, духовная защита исчезнет. Другой пример: считается, что если кто-то спит под балками, то призраки будут мешать ему дышать. В совокупности все эти обряды служат цели сделать дома священными местами и угодить «добрым» духам, чтобы получить их защиту от «злых» духов.

В последнее время популярность строительства домов в соответствии с традиционными ритуалами снизилась из-за западного влияния. Тем не менее, тайцы по-прежнему считают, что домашние места должны быть священными. Карнчанапорн объяснил, что в прошлом ритуалы освящения дома обычно соблюдались автоматически, а способы их проведения передавались из поколения в поколение. Владельцы домов чувствовали себя защищёнными благодаря сложным традиционным практикам. В отличие от них, современные люди считают, что «неправильный ритуал может нарушить духовную защиту» и, следовательно, привести к катастрофе. Некоторые люди пытаются изменить ритуалы, чтобы они соответствовали их образу жизни. Например, владелец не использует дом духа-хранителя, а вместо этого решает использовать порог в качестве альтернативного места для подношений. Другая владелица вообще не проводит никаких ритуалов, так как боится, что неправильное выполнение ритуалов может вызвать проблемы. Вместо этого она просто молится духам, чтобы выразить свою благодарность за их защиту.

В целом, Карнчанапорн утверждает, что освящение дома — это «палка о двух концах», и оно может быть как благом, так и ловушкой. С одной стороны, оно успокаивает людей, устраняя их страхи перед неизвестными силами. С другой стороны, оно ложно убеждает людей не брать на себя ответственность за плохие последствия, вызванные их собственными действиями в доме.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий