Архитектура — это искусство и техника проектирования и строительства, в отличие от навыков, связанных со строительством. Это и процесс, и продукт составления эскизов, зачатия, планирования, проектирования и строительства зданий или других сооружений. Термин происходит от латинского архитектура; от греч ἀρχιτέκτων (arkhitéktōn) «архитектор», от ἀρχι- (архи-) , главный и τέκτων (téktōn) ‘творец’. Архитектурные произведения в материальной форме зданий часто воспринимаются как культурные символы и как произведения искусства. Исторические цивилизации часто отождествляются с их сохранившимися архитектурными достижениями. Практика, зародившаяся в доисторическую эпоху, использовалась как способ выражения культуры цивилизациями на всех семи континентах. По этой причине архитектура считается формой искусства. Тексты по архитектуре писались с древних времен. Самым ранним сохранившимся текстом по архитектурным теориям является трактат 1 века нашей эры «Об архитектуре» римского архитектора Витрувия, согласно которому хорошее здание воплощает в себе firmitas, utilitas и venustas (долговечность, полезность и красоту). Столетия спустя Леон Баттиста Альберти развил свои идеи дальше, рассматривая красоту как объективное качество зданий, проявляющееся в их пропорциях. В 19 веке Луи Салливан заявил, что «форма следует за функцией». «Функция» начала заменять классическую «полезность» и понималась как включающая не только практические, но и эстетические, психологические и культурные аспекты. Идея устойчивой архитектуры была представлена в конце 20 века.
Архитектура начиналась как сельская, устная народная архитектура, которая развивалась методом проб и ошибок до успешного воспроизведения. Древняя городская архитектура была занята строительством религиозных сооружений и построек, символизирующих политическую власть правителей, пока греческая и римская архитектура не переключила внимание на гражданские добродетели. Индийская и китайская архитектура оказали влияние на формы по всей Азии, а буддийская архитектура, в частности, приобрела разнообразные местные вкусы. В течение средневековья возникли общеевропейские стили романских и готических соборов и аббатств, в то время как Ренессанс отдавал предпочтение классическим формам, реализованным архитекторами, известными по имени. Позже роли архитекторов и инженеров были разделены.
Современная архитектура зародилась после Первой мировой войны как авангардное движение, которое стремилось разработать совершенно новый стиль, соответствующий новому послевоенному социальному и экономическому порядку, ориентированному на удовлетворение потребностей среднего и рабочего классов. Особое внимание было уделено современным технологиям, материалам и упрощенным геометрическим формам, что проложило путь к высотным надстройкам. Многие архитекторы разочаровались в модернизме, который они воспринимали как неисторический и антиэстетичный, и развились постмодерн и современная архитектура. С годами область архитектурного строительства расширилась, включив в себя все — от дизайна судов до оформления интерьеров.
- Определения
- Теория
- Исторические трактаты
- Современные концепции
- История
- Доисторическая архитектура
- Классическая эпоха
- Азиатская архитектура
- Исламская архитектура
- Европейская средневековая архитектура
- Архитектура эпохи Возрождения
- Ранний модерн и индустриальный век
- Модернизм
- Постмодернизм
- Архитектура сегодня
- Типы
- Жилая архитектура
- Коммерческая архитектура
- Промышленная архитектура
- Ландшафтная архитектура
- Архитектура интерьера
- Городской дизайн
- Другие типы архитектуры
- Военно — морская архитектура
- Метафорические «архитектуры»
- Сейсмическая архитектура
Определения
Архитектура может означать:
- Общий термин для описания зданий и других физических сооружений.
- Искусство и наука проектирования зданий и (некоторых) несущих конструкций.
- Стиль дизайна и метод строительства зданий и других физических сооружений.
- Объединяющая или согласованная форма или структура.
- Знания об искусстве, науке, технологиях и человечности.
- Проектная деятельность архитектора, от макроуровня (городской дизайн, ландшафтная архитектура) до микроуровня (строительные детали и мебель). Практика архитектора, где архитектура означает предложение или оказание профессиональных услуг в связи с проектированием и строительством зданий или застроенной среды.
Теория
Философия архитектуры — это раздел философии искусства, занимающийся эстетической ценностью архитектуры, ее семантикой и в связи с развитием культуры. Многие философы и теоретики от Платона до Мишеля Фуко, Жиля Делеза, Роберта Вентури и Людвига Витгенштейна интересовались природой архитектуры и тем, отличается ли архитектура от строительства.
Исторические трактаты
Самая ранняя сохранившаяся письменная работа на тему архитектуры – «De architectura» римского архитектора Витрувия в начале 1 века нашей эры. Согласно Витрувию, хорошее здание должно удовлетворять трем принципам firmitas, utilitas, venustas, широко известным по оригинальному переводу — твердость, товарность и наслаждение. Эквивалентом в современном английском языке было бы:
- Долговечность – здание должно прочно стоять и оставаться в хорошем состоянии
- Полезность – она должна подходить для целей, для которых она используется
- Красота – это должно быть эстетично
Согласно Витрувию, архитектор должен стремиться как можно лучше соответствовать каждому из этих трех атрибутов. Леон Баттиста Альберти, который развивает идеи Витрувия в своем трактате «Об эдификаториях», рассматривал красоту прежде всего как вопрос пропорции, хотя орнамент также играл определенную роль. Для Альберти правилами пропорции были те, которые определяли идеализированную человеческую фигуру, золотую середину. Таким образом, наиболее важным аспектом красоты была неотъемлемая часть объекта, а не что-то поверхностно применяемое и основанное на универсальных, узнаваемых истинах. Понятие стиля в искусстве не было разработано до 16 века, когда его написал Джорджо Вазари. К 18 веку его Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов были переведены на итальянский, французский, испанский и английский языки.
В 16 веке итальянский архитектор-маньерист, художник и теоретик Себастьяно Серлио написал Tutte L’Opera D’Architettura et Prospetiva (Полное собрание сочинений по архитектуре и перспективе). Этот трактат оказал огромное влияние по всей Европе, став первым справочником, в котором особое внимание уделялось практическим, а не теоретическим аспектам архитектуры, и он был первым, в котором был составлен каталог пяти орденов.
В начале 19 века Огастес Уэлби Нортмор Пугин написал «Контрасты» (1836), в котором, как следует из названия, противопоставил современный индустриальный мир, который он презирал, идеализированному образу неосредневекового мира. Готическая архитектура, по мнению Пугина, была единственной «истинно христианской формой архитектуры». Английский искусствовед 19 века Джон Рескин в своих «Семи светильниках архитектуры», опубликованных в 1849 году, был гораздо более узким во взглядах на то, что представляет собой архитектура. Архитектура была «искусством, которое так располагает и украшает здания, возведенные человеком … что их вид» способствует «его психическому здоровью, силе и удовольствию». Для Раскина эстетика имела первостепенное значение. Далее в его работе утверждается, что здание на самом деле не является произведением архитектуры, если оно каким-либо образом не «украшено». Для Раскина хорошо построенное, пропорциональное, функциональное здание нуждалось в курсах или, по крайней мере, в рустовке.
О разнице между идеалами архитектуры и простым строительством известный архитектор 20 века Ле Корбюзье писал: «Вы используете камень, дерево и бетон, и из этих материалов вы строите дома и дворцы: это и есть строительство. Изобретательность в действии. Но внезапно ты трогаешь мое сердце, делаешь мне добро. Я счастлив и говорю: это прекрасно. Это архитектура «. Современник Ле Корбюзье Людвиг Мис ван дер Роэ, как говорят, заявил в интервью 1959 года, что «архитектура начинается, когда вы аккуратно складываете два кирпича вместе. С этого все и начинается».
Современные концепции
Известный архитектор небоскребов 19 века, Луи Салливан, выдвинул главную заповедь архитектурного проектирования: «Форма следует за функцией». Хотя представление о том, что структурные и эстетические соображения должны быть полностью подчинены функциональности, было встречено как с популярностью, так и со скептицизмом, это привело к введению понятия «функция» вместо «полезности» Витрувия. «Функция» стала рассматриваться как охватывающая все критерии использования, восприятия и наслаждения зданием, не только практические, но и эстетические, психологические и культурные.
Нунция Ронданини заявила: «Благодаря своему эстетическому измерению архитектура выходит за рамки функциональных аспектов, которые у нее есть общего с другими гуманитарными науками. Благодаря своему особому способу выражения ценностей, архитектура может стимулировать социальную жизнь и влиять на нее, не предполагая, что сама по себе она будет способствовать социальному развитию…. Ограничивать значение (архитектурного) формализма искусством ради искусства не только реакционно; это также может быть бесцельным стремлением к совершенству или оригинальности, которое превращает форму в простой инструмент».
Среди философий, оказавших влияние на современных архитекторов и их подход к проектированию зданий, — рационализм, эмпиризм, структурализм, постструктурализм, деконструкция и феноменология.
В конце 20 века к тем, что включены в компас структуры и функций, была добавлена новая концепция, учитывающая устойчивость, следовательно, устойчивую архитектуру. Чтобы соответствовать современному духу, здание должно быть построено экологически чистым способом с точки зрения производства материалов, их воздействия на естественную и искусственную среду окружающей местности и требований, которые оно предъявляет к природной среде в отношении отопления, вентиляции и охлаждения, использования воды, отходов и освещения.
История
Строительство впервые возникло из динамики между потребностями (кров, безопасность, богослужения и т.д.) И средствами (доступные строительные материалы и навыки обслуживающего персонала). По мере развития человеческих культур и формализации знаний посредством устных традиций и практик строительство стало ремеслом, и «архитектура» — это название, данное наиболее высоко формализованным и уважаемым вариантам этого ремесла. Широко распространено мнение, что архитектурный успех был результатом процесса проб и ошибок, с постепенным сокращением числа проб и увеличением тиражирования по мере того, как результаты процесса оказывались все более удовлетворительными. То, что называется народной архитектурой, продолжает создаваться во многих частях мира.
Доисторическая архитектура
Ранние поселения людей были в основном сельскими. Следовательно, экономия затрат привела к созданию протогородов или городских районов, которые в некоторых случаях росли и развивались очень быстро, таких как Чаталхойюк в Анатолии и Мохенджо-Даро цивилизации долины Инда в современном Пакистане.
Неолитические поселения и «города» включают Гебекли-Тепе и Чаталхойюк в Турции, Иерихон в Леванте, Мехргарх в Пакистане, поселения Кукутени-трипольской культуры в Румынии, Молдове, а в Шотландии гораздо меньшие по размеру Скара-Брей, Оркнейские острова.
Классическая эпоха
Во многих древних цивилизациях, таких как Египет и Месопотамия, архитектура и урбанизм отражали постоянное взаимодействие с божественным и сверхъестественным, и многие древние культуры прибегали к монументальности в архитектуре, чтобы символически представлять политическую власть правителя или само государство.
Архитектура и урбанизм классических цивилизаций, таких как греческая и римская, развивались на основе гражданских идеалов, а не религиозных или эмпирических, и появились новые типы зданий. Как архитектурный «стиль», сложившийся в форме классических ордеров. Римская архитектура находилась под влиянием греческой архитектуры, поскольку они включили много греческих элементов в свои строительные практики.
Тексты по архитектуре писались с древних времен. В этих текстах содержались как общие советы, так и конкретные формальные предписания или каноны. Некоторые примеры канонов можно найти в трудах римского архитектора 1 века до н.э. Витрувия. Некоторые из наиболее важных ранних примеров канонической архитектуры носят религиозный характер.
Азиатская архитектура
Архитектура разных частей Азии развивалась иначе, чем в Европе; и каждая буддийская, индуистская и сикхская архитектура имела свои особенности. В отличие от индийской и китайской архитектуры, которые оказали большое влияние на окружающие регионы, японская архитектура этого не сделала. Некоторые азиатские архитектурные сооружения демонстрировали большое региональное разнообразие, в частности, буддийская архитектура. Более того, другими архитектурными достижениями Азии является индуистская храмовая архитектура, которая развивалась примерно с 5 века нашей эры, теоретически регулируется концепциями, изложенными в Шастрах, и направлена на выражение макромира и микрокосма.
Во многих азиатских странах пантеистическая религия привела к появлению архитектурных форм, которые были разработаны специально для улучшения природного ландшафта. Кроме того, самые величественные дома до недавнего времени представляли собой относительно легкие конструкции, в основном из дерева, и сохранилось мало древних построек. Буддизм был связан с переходом к каменным и кирпичным религиозным сооружениям, вероятно, начинавшимся как архитектура, высеченная в скале, которая часто очень хорошо сохранилась.
Ранние азиатские труды по архитектуре включают Каогун Цзи из Китая VII–V вв. до н.э.; Шилпа шастры древней Индии; Манджушри Васту Видья шастры из Шри-Ланки и Аранико из Непала.
Исламская архитектура
Исламская архитектура зародилась в VII веке, включив в себя архитектурные формы древнего Ближнего Востока и Византии, но также развивая черты в соответствии с религиозными и социальными потребностями общества. Примеры можно найти по всему Ближнему Востоку, Турции, Северной Африке, Индийскому субконтиненту и в некоторых частях Европы, таких как Испания, Албания и Балканские государства, в результате расширения Османской империи.
Европейская средневековая архитектура
В Европе в период средневековья ремесленники создавали гильдии для организации своих ремесел, и сохранились письменные контракты, особенно в отношении церковных зданий. Роль архитектора обычно совпадала с ролью мастера-каменщика, или магистра латоморума, как их иногда описывают в современных документах.
Основными архитектурными начинаниями были здания аббатств и соборов. Примерно с 900 года движения как священнослужителей, так и торговцев разносили архитектурные знания по всей Европе, в результате чего появились общеевропейские стили романский и готический.
Кроме того, значительную часть архитектурного наследия средневековья составляют многочисленные укрепления по всему континенту. От Балкан до Испании и от Мальты до Эстонии эти здания представляют собой важную часть европейского наследия.
Архитектура эпохи Возрождения
В Европе эпохи Возрождения примерно с 1400 года происходило возрождение классического образования, сопровождавшееся развитием гуманизма эпохи Возрождения, в котором большее внимание уделялось роли личности в обществе, чем это было в средневековый период. Здания приписывались конкретным архитекторам – Брунеллески, Альберти, Микеланджело, Палладио – и начался культ личности. До сих пор не существовало разделительной линии между художником, архитектором и инженером или какой-либо из смежных профессий, и название часто выбиралось исходя из региональных предпочтений.
Возрождение классического стиля в архитектуре сопровождалось развитием науки и техники, что повлияло на пропорции и структуру зданий. На этом этапе художник все еще мог спроектировать мост, поскольку уровень задействованных структурных расчетов находился в пределах компетенции специалиста широкого профиля.
Ранний модерн и индустриальный век
Новые знания в научных областях и появление новых материалов и технологий, архитектура и инженерия начали разделяться, и архитектор начал концентрироваться на эстетике и гуманистических аспектах, часто в ущерб техническим аспектам проектирования зданий. Также наблюдался расцвет «архитектора-джентльмена», который обычно имел дело с богатыми клиентами и концентрировался преимущественно на визуальных качествах, обычно заимствованных из исторических прототипов, типичными для многих загородных домов Великобритании, созданных в стилях неоготики или шотландских баронств. Формальное архитектурное образование в 19 веке, например, в Школе изящных искусств во Франции, уделяло большое внимание созданию красивых рисунков и мало — контексту и осуществимости.
Между тем, Промышленная революция открыла двери для массового производства и потребления. Эстетика стала критерием для среднего класса, поскольку орнаментированные изделия, некогда принадлежавшие к области дорогого мастерства, стали дешевле при машинном производстве.
Народная архитектура становилась все более декоративной. Строители домов могли использовать современный архитектурный дизайн в своей работе, комбинируя элементы, найденные в книгах с образцами и архитектурных журналах.
Модернизм
Примерно в начале 20 века всеобщее недовольство акцентом на возрожденческую архитектуру и тщательно продуманный декор породили множество новых направлений мысли, которые послужили предшественниками современной архитектуры. Среди них следует отметить Deutscher Werkbund, образованный в 1907 году для производства предметов машинного производства более высокого качества. Здесь обычно рассказывается о расцвете профессии промышленного дизайна. Следуя этому примеру, школа Баухауз, основанная в Веймаре, Германия, в 1919 году, пересмотрела архитектурные границы, ранее установленные на протяжении всей истории, рассматривая создание здания как окончательный синтез – вершину искусства, ремесла и технологии.
Когда современная архитектура впервые зародилась, это было авангардное движение с моральными, философскими и эстетическими основами. Сразу после Первой мировой войны архитекторы-модернисты-первопроходцы стремились разработать совершенно новый стиль, соответствующий новому послевоенному социальному и экономическому порядку, ориентированный на удовлетворение потребностей среднего и рабочего классов. Они отвергли архитектурную практику академической утонченности исторических стилей, которая служила быстро приходящему в упадок аристократическому порядку. Подход архитекторов-модернистов заключался в том, чтобы свести здания к чистым формам, убрав исторические отсылки и орнаменты в пользу функциональных деталей. Здания демонстрировали свои функциональные и структурные элементы, обнажая стальные балки и бетонные поверхности вместо того, чтобы прятать их за декоративными формами. Такие архитекторы, как Фрэнк Ллойд Райт, разработали органическую архитектуру, в которой форма определялась окружающей средой и назначением, с целью содействия гармонии между жилищем человека и миром природы, яркими примерами которой являются Robie House и Fallingwater.
Такие архитекторы, как Мис ван дер Роэ, Филип Джонсон и Марсель Брейер, работали над созданием красоты, основанной на неотъемлемых качествах строительных материалов и современных строительных технологиях, заменяя традиционные исторические формы упрощенными геометрическими формами, прославляя новые средства и методы, ставшие возможными благодаря промышленной революции, включая строительство стальных каркасов, которые привели к появлению высотных надстроек. Разработка Фазлуром Рахманом Ханом трубчатой конструкции стала технологическим прорывом в строительстве все более высоких зданий. К середине века модернизм превратился в Международный стиль, эстетическое воплощение которого во многом воплотили башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, спроектированные Минору Ямасаки.
Постмодернизм
Многие архитекторы сопротивлялись модернизму, находя его лишенным декоративного богатства исторических стилей. Поскольку первое поколение модернистов начало умирать после Второй мировой войны, второе поколение архитекторов, включая Пола Рудольфа, Марселя Брейера и Ээро Сааринена, попыталось расширить эстетику модернизма с помощью брутализма, зданий с выразительными скульптурными фасадами из незаконченного бетона. Но еще более молодое послевоенное поколение критиковало модернизм и брутализм за то, что они были слишком строгими, стандартизированными, монотонными и не учитывали богатство человеческого опыта, предлагаемого в исторических зданиях во все времена, в разных местах и культурах.
Одной из таких реакций на холодную эстетику модернизма и брутализма является школа метафорической архитектуры, которая включает в себя такие понятия, как биоморфизм и зооморфная архитектура, в обеих используется природа как основной источник вдохновения и дизайна. Хотя некоторые считают это всего лишь аспектом постмодернизма, другие считают это самостоятельной школой и более поздним развитием экспрессионистской архитектуры.
Начиная с конца 1950-х и 1960-х годов, архитектурная феноменология возникла как важное движение в ранней реакции против модернизма, с такими архитекторами, как Чарльз Мур в Соединенных Штатах, Кристиан Норберг-Шульц в Норвегии и Эрнесто Натан Роджерс и Витторио Греготти, Микеле Валори, Бруно Цеви в Италии, которые коллективно популяризировали интерес к новой современной архитектуре, направленной на расширение человеческого опыта, используя исторические здания в качестве моделей и прецедентов. Постмодернизм породил стиль, который сочетал современные строительные технологии и дешевые материалы с эстетикой старых досовременных и немодернистских стилей, от высокой классической архитектуры до популярных или народных региональных строительных стилей. Роберт Вентури, как известно, определил архитектуру постмодерна как «декорированный сарай» (обычное здание, функционально спроектированное внутри и украшенное снаружи) и защитил его от модернистских и бруталистских «уток» (зданий с излишне выразительными тектоническими формами).
Архитектура сегодня
С 1980-х годов, когда сложность зданий начала возрастать (с точки зрения структурных систем, услуг, энергии и технологий), область архитектуры стала междисциплинарной со специализацией для каждого типа проекта, технологической экспертизы или методов реализации проекта. Более того, произошло большее разделение архитектора-проектировщика от архитектора-проектировщика, который следит за тем, чтобы проект соответствовал требуемым стандартам, и занимается вопросами ответственности. Подготовительные процессы к проектированию любого крупного здания становятся все более сложными и требуют предварительного изучения таких вопросов, как долговечность, устойчивость, качество, деньги и соблюдение местных законов. Большое сооружение больше не может быть проектом одного человека, оно должно быть работой многих. Модернизм и Постмодернизм подвергся критике со стороны некоторых представителей архитектурной профессии, которые считают, что успешная архитектура — это не личное, философское или эстетическое стремление индивидуалистов; скорее, она должна учитывать повседневные потребности людей и использовать технологии для создания пригодной для жизни среды, при этом процесс проектирования основывается на исследованиях поведенческих, экологических и социальных наук.
Устойчивость окружающей среды стала основной проблемой, оказавшей глубокое влияние на профессию архитектора. Многие разработчики, те, кто поддерживает финансирование зданий, получили образование, позволяющее поощрять содействие экологически устойчивому дизайну, а не решениям, основанным в первую очередь на сиюминутных затратах. Основные примеры этого можно найти в дизайне зданий с пассивной солнечной энергией, более экологичных конструкциях крыш, биоразлагаемых материалах и большем внимании к энергопотреблению конструкции. Этот серьезный сдвиг в архитектуре также заставил архитектурные школы уделять больше внимания окружающей среде. Увеличилось количество зданий, которые стремятся соответствовать принципам зеленого строительства устойчивого дизайна. Устойчивые практики, которые лежали в основе народной архитектуры, все чаще служат источником вдохновения для создания современных экологически и социально устойчивых технологий. Рейтинговая система Совета по экологическому строительству США LEED (Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании) сыграла важную роль в этом.
Одновременно с этим недавние движения Нового урбанизма, метафорической архитектуры, дополнительной архитектуры и новой классической архитектуры продвигают устойчивый подход к строительству, который ценит и развивает разумный рост, архитектурные традиции и классический дизайн. Это в отличие от модернистской и единообразной во всем мире архитектуры, а также от одиночных жилых комплексов и разрастания пригородов. Стеклянные навесные стены, которые были отличительной чертой ультрасовременной городской жизни во многих странах, появились даже в развивающихся странах, таких как Нигерия, где международные стили были представлены с середины 20 века, в основном из-за пристрастий архитекторов с иностранным образованием.
Типы
Жилая архитектура
Жилая архитектура — это дизайн, функционально соответствующий образу жизни пользователя при соблюдении строительных норм и законов о зонировании.
Коммерческая архитектура
Коммерческая архитектура — это дизайн коммерческих зданий, который обслуживает потребности предприятий, правительства и религиозных учреждений.
Промышленная архитектура
Промышленная архитектура — это проектирование специализированных промышленных зданий, основным направлением деятельности которых является проектирование зданий, которые могут выполнять свои функции, обеспечивая при этом безопасное перемещение рабочей силы и товаров на объекте.
Ландшафтная архитектура
Ландшафтная архитектура — это проектирование открытых общественных зон, достопримечательностей и сооружений для достижения экологических, социально-поведенческих или эстетических результатов. Это включает в себя систематическое исследование существующих социальных, экологических и почвенных условий и процессов в ландшафте, а также разработку мероприятий, которые приведут к желаемому результату. Сфера применения профессии включает в себя ландшафтный дизайн; планирование; регулирование ливневых вод; экологическому восстановлению; — парки отдыха и планирования; визуальное управление ресурсами; зеленый инфраструктуры, планирование и обеспечение; а частная усадьба и резиденция пейзаж сводного планирования и проектирования; все на разных уровнях проектирования, планирования и управления. Специалист в области ландшафтной архитектуры называется ландшафтным архитектором.
Архитектура интерьера
Архитектура интерьера — это дизайн пространства, которое было создано структурными границами и взаимодействием людей в пределах этих границ. Это также может быть первоначальный дизайн и план использования, затем переработанный в соответствии с изменившимся назначением, или значительно переработанный дизайн для адаптивного повторного использования оболочки здания. Последнее часто является частью практики устойчивой архитектуры, позволяющей экономить ресурсы за счет «переработки» структуры путем адаптивного редизайна. Обычно называемая пространственным искусством экологического дизайна, формы и практики, архитектура интерьера — это процесс, посредством которого проектируются интерьеры зданий, учитывающий все аспекты использования человеком структурных пространств.
Городской дизайн
Городской дизайн — это процесс проектирования и формирования физических характеристик городов, поселков и деревень. В отличие от архитектуры, которая фокусируется на проектировании отдельных зданий, городской дизайн имеет дело с более масштабными группами зданий, улицами и общественными пространствами, целыми кварталами и микрорайонами, а также целыми городами с целью сделать городские районы функциональными, привлекательными и устойчивыми.
Городской дизайн — это междисциплинарная область, в которой используются элементы многих профессий, связанных с искусственной средой, включая ландшафтную архитектуру, городское планирование, архитектуру, гражданское строительство и муниципальную инженерию. Специалисты во всех этих дисциплинах обычно занимаются городским дизайном. В последнее время появились различные области городского дизайна, такие как стратегический городской дизайн, ландшафтный урбанизм, чувствительный к воде городской дизайн и устойчивый урбанизм.
Другие типы архитектуры
Военно-морская архитектура, также известная как военно-морская инженерия, — это инженерная дисциплина, занимающаяся процессом инженерного проектирования, судостроением, техническим обслуживанием и эксплуатацией морских судов и сооружений. Военно-морская архитектура включает фундаментальные и прикладные исследования, проектирование, разработку, оценку конструкции и расчеты на всех этапах жизненного цикла морского транспортного средства. Предварительный проект судна, его детальный проект, постройка, испытания, эксплуатация и техническое обслуживание, спуск на воду и сухой док — вот основные виды деятельности. Расчеты конструкции судна также требуются для модифицируемых судов (путем переоборудования, перестройки, модернизации или ремонта). Военно-морская архитектура также включает в себя формулирование правил безопасности и контроля повреждений, а также утверждение и сертификацию конструкций судов в соответствии с законодательными и неуставными требованиями.
Метафорические «архитектуры»
«Архитектура» используется как метафора для обозначения многих современных методов или областей структурирования абстракций. К ним относятся:
- Компьютерная архитектура, набор правил и методов, описывающих функциональность, организацию и реализацию компьютерных систем, при этом программная архитектура, аппаратная архитектура и сетевая архитектура охватывают более конкретные аспекты.
- Бизнес-архитектура, определяемая как «план предприятия, который обеспечивает общее понимание организации и используется для согласования стратегических целей и тактических требований», Архитектура предприятия — это еще один термин.
- Когнитивная архитектура теории о структуре человеческого разума
- Системная архитектура — это концептуальная модель, которая определяет структуру, поведение и другие представления любого типа системы.