Архитектурный стиль

"Мечта архитектора" Томаса Коула (1840) демонстрирует видение зданий в исторических стилях западной традиции, включая древнеегипетский, древнегреческий, древнеримский и готический.

Архитектурный стиль — это классификация зданий (и незастроенных сооружений), основанная на наборе характеристик и особенностей, включая общий внешний вид, расположение компонентов, метод строительства, используемые строительные материалы, форму, размер, конструктивное решение и региональный характер.

"Мечта архитектора" Томаса Коула (1840) демонстрирует видение зданий в исторических стилях западной традиции, включая древнеегипетский, древнегреческий, древнеримский и готический.
«Мечта архитектора» Томаса Коула (1840) демонстрирует видение зданий в исторических стилях западной традиции, включая древнеегипетский, древнегреческий, древнеримский и готический.

Архитектурные стили часто ассоциируются с исторической эпохой (стиль Ренессанса), географическим положением (стиль итальянской виллы) или более ранним архитектурным стилем (неоготический стиль),  и находятся под влиянием соответствующего более широкого художественного стиля и «общего состояния человека». Генрих Вельффлин даже провел аналогию между зданием и костюмом: «архитектурный стиль отражает отношение и передвижение людей в соответствующий период.

В строительстве 21 века используется множество стилей, которые иногда объединяют в «современную архитектуру», основанную на общей черте крайней зависимости от автоматизированного архитектурного проектирования.

Народная архитектура (также «народная архитектура») — это не стиль, а применение местных обычаев к мелкомасштабному строительству без четкой идентификации застройщика.

Стили в истории архитектуры

Концепция архитектурного стиля изучается в истории архитектуры как один из подходов («стиль и период»), которые используются для организации истории архитектуры (Лич перечисляет пять других подходов как «биографию, географию и культуру, тип, технику, тему и аналогию»). Стиль обеспечивает дополнительную взаимосвязь между разрозненными в остальном зданиями, тем самым служа «защитой от хаоса».

Понятие стиля было чуждо архитекторам до 18 века. До эпохи Просвещения архитектурная форма в основном считалась неподвластной времени, либо как божественное откровение, либо как абсолютная истина, вытекающая из законов природы, и великим архитектором был тот, кто понимал этот «язык». Новая интерпретация истории провозгласила каждый исторический период этапом роста человечества (ср. Иоганна Готфрида Гердера Volksgeist, который гораздо позже превратился в Дух времени). Этот подход позволил классифицировать архитектуру каждой эпохи как одинаково обоснованный подход, «стиль» (использование слова в этом смысле утвердилось к середине 18 века).

Стиль был предметом обширных дебатов, по крайней мере, с 19 века. Многие архитекторы утверждают, что понятие «стиль» не может адекватно описать современную архитектуру, оно устарело и пропитано историзмом. По их мнению, концентрируясь на внешнем виде здания, классификация стилей упускает из виду скрытые от глаз идеи, которые архитекторы вложили в форму. Изучение истории архитектуры без опоры на стили обычно опирается на «канон» важных архитекторов и зданий. Второстепенные объекты при таком подходе не заслуживают внимания: «Сарай для велосипедов — это здание; Линкольнский собор — это произведение архитектуры» (Николаус Певзнер, 1943). Тем не менее, традиционный и популярный подход к истории архитектуры основан на хронологии стилей, с изменениями, отражающими эволюцию материалов, экономики, моды и верований.

Произведения архитектуры вряд ли будут сохранены только из-за их эстетической ценности; при практическом изменении назначения первоначальный замысел архитектора, иногда сама его личность, могут быть забыты, и стиль здания становится «незаменимым историческим инструментом».

Эволюция стиля

Стили возникают из истории общества. В любое время в моду могут входить несколько стилей, и когда стиль меняется, это обычно происходит постепенно, по мере того как архитекторы учатся и адаптируются к новым идеям. Новый стиль иногда является всего лишь бунтом против существующего стиля, такого как архитектура постмодерна (что означает «после модернизма»), который в 21 веке нашел свой собственный язык и разделился на ряд стилей, получивших другие названия.

Архитектурные стили часто распространяются в другие места, так что стиль, стоящий у его истоков, продолжает развиваться по-новому, в то время как другие страны следуют его примеру со своими изюминками. Например, идеи Возрождения возникли в Италии около 1425 года и распространились по всей Европе в течение следующих 200 лет, при этом французское, немецкое, английское и испанское ренессансы демонстрируют узнаваемый стиль, но с уникальными характеристиками. Архитектурный стиль также может распространяться в результате колониализма либо в результате того, что иностранные колонии учатся у своей родной страны, либо в результате переезда поселенцев на новую землю. Одним из примеров является испанские миссии в Калифорнии, привезенные испанскими священниками в конце 18 века и построенные в уникальном стиле.

После того, как архитектурный стиль вышел из моды, могут произойти возрождения и переинтерпретации. Например, классицизм возрождался много раз и обретал новую жизнь как неоклассицизм. Каждый раз, когда он возрождается, он отличается. Стиль испанской миссии был возрожден 100 лет спустя как Возрождение миссии, и вскоре он превратился в Испанское колониальное возрождение.

История понятия архитектурного стиля

Ранние работы по истории архитектуры, начиная с работ Витрувия в 1 веке до н.э., рассматривали архитектуру как наследие, которое было передано следующему поколению архитекторов их предками. Джорджо Вазари в 16 веке перенес повествование на биографии великих художников в своих «Жизнеописаниях самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов».

Построение схем исторических стилей искусства и архитектуры того периода было главной заботой ученых 19 века в новой и первоначально преимущественно немецкоязычной области истории искусств. Важные авторы широкой теории стиля, включая Карла Фридриха фон Румера, Готфрида Земпера и Алоиса Ригля в его «Стилфрагене» 1893 года, вместе с Генрихом Вельфлином и Полом Франклом продолжили дебаты в 20 веке. Пол Якобсталь и Йозеф Стржиговский относятся к числу историков искусства, которые вслед за Риглем предложили грандиозные схемы, прослеживающие передачу элементов стилей в больших масштабах во времени и пространстве. Этот вид истории искусства также известен как формализм, или изучение форм в искусстве. Вельффлин объявил цель формализма как немецкого: Kunstgeschichtliche Grundbegriffe, «история искусства без имен», где работа архитектора занимает место в истории, независимое от ее автора. Предметом изучения больше не были идеи, которые Борромини позаимствовал у Мадерно, который, в свою очередь, учился у Микеланджело, вместо этого вопросы теперь касались преемственности и изменений, наблюдавшихся при переходе архитектуры от Ренессанса к барокко.

Земпер, Вельффлин и Франкл, а позже Аккерман, имели опыт работы в истории архитектуры, и, как и многие другие термины для обозначения стилей того периода, «романский» и «готический» изначально были придуманы для описания архитектурных стилей, где основные изменения между стилями могут быть более четкими и их легче определить, не в последнюю очередь потому, что стиль в архитектуре легче воспроизвести, следуя набору правил, чем стиль в изобразительном искусстве, таком как живопись. Термины, возникшие для описания архитектурных периодов, впоследствии часто применялись к другим областям изобразительного искусства, а затем еще шире — к музыке, литературе и культуре в целом. В архитектуре стилистические изменения часто следуют за открытием новых техник или материалов и становятся возможными благодаря им, от готического ребристого свода до современных металлических и железобетонных конструкций. Основной областью дискуссий как в истории искусств, так и в археологии была степень, в которой стилистические изменения в других областях, таких как живопись или керамика, также являются реакцией на новые технические возможности или имеют свой собственный импульс для развития (the художественный музей Ригля), или изменения в ответ на социальные и экономические факторы, влияющие на покровительство и условия жизни художника, как склонно подчеркивать современное мышление, используя менее жесткие версии марксистской истории искусства.

Хотя стиль прочно утвердился как центральный компонент искусствоведческого анализа, рассматривать его как доминирующий фактор в истории искусства вышло из моды после Второй мировой войны, поскольку развивались другие способы взгляда на искусство, и реакция на акцент на развитии стиля; для Светланы Алперс «обычное обращение к стилю в истории искусства действительно удручающее дело». Согласно Джеймсу Элкинсу «В конце 20 века критика стиля была направлена на дальнейшее уменьшение гегелевских элементов концепции при сохранении ее в форме, которую было бы легче контролировать».

Практические вопросы

В середине 19 века множество эстетических и социальных факторов вынудили архитекторов проектировать новые здания, используя набор стилей по образцу исторических (работая «в любом стиле или ни в одном»), и определение стиля стало практическим вопросом. Выбор подходящего стиля был предметом тщательных дискуссий; например, Кембриджское общество Кэмдена утверждало, что церкви в новых британских колониях должны быть построены в нормандском стиле, чтобы местные архитекторы и строители могли пройти этапы, повторяющие архитектурную историю Англии.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий