Базилика

В древнеримской архитектуре базилика представляла собой большое общественное здание с множеством функций, которое обычно строилось рядом с городским форумом. Базилика была на Латинском Западе эквивалентом стоа на греческом Востоке. Здание дало свое название архитектурной форме базилики.

Базилика
Цифровая реконструкция базилики Семпрония 2 века до н.э. в Римском форуме

Первоначально базилика была древнеримским общественным зданием, где проводились суды, а также выполнялись другие официальные и общественные функции. Базилики, как правило, представляют собой прямоугольные здания с центральным нефом, по бокам которого расположены два или более продольных прохода, с двухуровневой крышей, которая в центре выше над нефом, чтобы пропускать этажный этаж, и ниже над боковыми проходами. В апсиде на одном конце, реже на обоих концах или сбоку, обычно располагался приподнятый трибунал, занимаемый римскими магистратами. Базилика располагалась в центре каждого римского города, обычно рядом с форумом и часто напротив храма на форумах имперской эпохи. Базилики также строились в частных резиденциях и императорских дворцах и были известны как «дворцовые базилики».

Базилика
Реконструкция базилики Ульпия II века н.э. 19 века, часть форума Траяна, Рим

В поздней античности церковные здания обычно строились либо как мартирия, либо в соответствии с архитектурным планом базилики. Ряд монументальных христианских базилик был построен во время последнего правления Константина Великого. В постникейский период базилики стали стандартной моделью христианских пространств для богослужения по всему Средиземноморью и Европе. С начала 4 века христианские базилики вместе с связанными с ними катакомбами использовались для погребения мертвых.

В дальнейшем это название было применено к христианским церквям, которые приняли тот же базовый план. Оно по-прежнему используется в архитектурном смысле для описания прямоугольных зданий с центральным нефом и проходами, и обычно приподнятой платформой в конце напротив двери. В Европе и Америке базилика оставалась наиболее распространенным архитектурным стилем для церквей всех христианских конфессий, хотя этот план застройки стал менее доминирующим в зданиях, построенных с конца 20 века.

Базилика
Руины базилики Ерерук 4-5 века нашей эры

Католическая церковь стала использовать этот термин для обозначения своих особенно исторических церквей, без привязки к архитектурной форме.

Происхождение

Латинское слово базилика происходит от древнегреческого: βασιλικὴ στοάлатинизированное: базиликḗ стоабукв. «королевская стоа«. Первая известная базилика — базилика Порция на Римском форуме — была построена в 184 году до н.э. Марком Порцием Катоном (Старшим). После строительства базилики Катона Старшего этот термин стал применяться к любому большому крытому залу, использовался ли он в бытовых целях, был коммерческим помещением, военным сооружением или религиозным сооружением.

Базилика
Руины базилики конца 5 века нашей эры в Мушаббаке, Сирия

Пьесы Плавта предполагают, что здания базилики, возможно, существовали до постройки Катона. Пьесы были написаны между 210 и 184 годами до нашей эры и относятся к зданию, которое можно отождествить с Атриумным региумом. Другим ранним примером является базилика в Помпеях (конец 2 века до нашей эры). Вдохновение, возможно, черпалось из прототипов, таких как Афинская Стоа Базилиос или гипостильный зал на Делосе, но архитектурная форма в большей степени заимствована из залов для аудиенций в королевских дворцах диадохских королевств эллинистического периода. Эти помещения обычно представляли собой высокий неф, окруженный колоннадами.

Базилика
Реконструкция базилики в Фано по описанию ее архитектора Витрувия

Эти базилики были прямоугольными, обычно с центральным нефом и проходами, обычно со слегка приподнятой платформой и апсидами на каждом из двух концов, украшенными, возможно, статуей императора, в то время как входы были с длинных сторон. Римская базилика была большим общественным зданием, где можно было решать деловые или юридические вопросы. Еще во времена Августа общественная базилика для ведения бизнеса была частью любого поселения, считавшего себя городом, и использовалась так же, как крытые рыночные дома позднесредневековой северной Европы, где конференц-зал из-за нехватки городского пространства располагался, однако, над аркадами. Хотя их форма была различной, базилики часто содержали внутренние колоннады, которые разделяли пространство, образуя проходы или аркады с одной или обеих сторон, с апсидой на одном конце (или реже на каждом конце), где заседали магистраты, часто на слегка приподнятом помосте. Центральный проход – неф – имел тенденцию быть шире и выше боковых проходов, чтобы свет мог проникать через окна верхнего этажа.

Базилика
Остатки Помпейской базилики, интерьер (120 год до н.э.)

В позднереспубликанскую эпоху базилики становились все более монументальными; Юлий Цезарь заменил базилику Семпрония своей собственной базиликой Юлия, освященной в 46 году до н.э., в то время как базилика Эмилия была перестроена около 54 года до н.э. настолько эффектно, что Плиний Старший писал, что это одно из красивейших зданий в мире (одновременно оно было переименовано в базилику Паули). С тех пор, вплоть до 4 века нашей эры, монументальные базилики в Риме регулярно строились как частными лицами, так и императорами. Эти базилики представляли собой залы для приемов и величественные помещения, в которых избранные лица могли произвести впечатление на гостей и посетительниц, и могли быть пристроены к большой загородной вилле или городскому домусу. Они были проще и меньше, чем гражданские базилики, и их можно идентифицировать по надписям или их положению в археологическом контексте. Домициан построил базилику на Палатинском холме для своего императорского жилого комплекса примерно в 92 году нашей эры, и палатинская базилика была типичной для императорских дворцов на протяжении всего имперского периода.

Римская Республика

Длинные прямоугольные базилики с внутренним перистилем стали квинтэссенцией римского урбанизма, часто образуя архитектурный фон городского форума и используемые для различных целей. Начиная с Катона в начале второго века до нашей эры, политики Римской республики соревновались друг с другом, строя базилики, носящие их имена, в Римском форуме, центре древнего Рима. За пределами города базилики символизировали влияние Рима и стали повсеместным атрибутом римских колоний поздней Республики с ок. 100 г. до н. э.. Самая ранняя из сохранившихся базилик — базилика Помпеи, построенная в 120 году до н.э. Базилики были административными и торговыми центрами крупных римских поселений: «квинтэссенцией архитектурного выражения римской администрации». Рядом с ней обычно располагались различные офисы и комнаты, в которых размещалась курия и святилище для наставницы. Подобно римским общественным баням, базилики обычно использовались как места для демонстрации почетных статуй и других скульптур, дополняя открытые общественные пространства и магистрали.

Базилика
Базилика Помпей, трибунал

Рядом с базиликой Порча на Римском форуме, базилика Эмилия была построена в 179 году до н.э., а базилика Семпрония — в 169 году до н.э. В Республике по всей Италии в середине II-начале I веков до н.э. были построены базилики двух типов: либо они были почти квадратными, как в Fanum Fortunae, спроектированные Витрувиусом, и Cosa, с соотношением ширины и длины 3: 4; либо они были более прямоугольными, как базилика Помпеи, соотношение сторон которой ис 3:7.

Базилика
Остатки базилики Эмилия 2 века до н. э., построенной Джулиано да Сангалло в 15 веке нашей эры

Базилика в Эфесе типична для базилик Римского Востока, которые обычно имеют очень вытянутую форму и соотношение сторон от 1: 5 до 1: 9, с открытыми портиками, обращенными к агоре (Эллинскому форуму); на этот дизайн повлияла существующая традиция длинных стоев в эллинистической Азии. Провинциям на западе не хватало этой традиции, и базилики, построенные там римлянами, были более типично итальянскими, с центральным нефом, отделенным от боковых нефов внутренней колоннадой правильных пропорций.

Ранняя империя

Начиная с Форума Цезаря (лат. forum Iulium) в конце Римской республики, центр Рима был украшен серией императорских форумов, для которых характерно большое открытое пространство, окруженное перистилем, почетными статуями императорской семьи (gens) и базиликой, часто сопровождаемой другими сооружениями, такими как храм, рыночные залы и публичные библиотеки. В имперский период статуи императоров с надписями посвящений часто устанавливались возле трибуналов базилик, как рекомендовал Витрувий. Примеры таких посвятительных надписей известны из базилик в Лукусе Феронии и Велее в Италии и в Куикуле в Проконсолярисе Африки, и надписи всех видов были видны в базиликах и вокруг них.

В Эфесе базилика-стоа имела два этажа и три нефа и увеличивала длину гражданской агоры с северной стороны, в комплекте с колоссальными статуями императора Августа и его императорской семьи.

Базилика
Руины базилики-стоа в Эфесе

Остатки большой подземной неопифагорейской базилики, датируемой 1 веком нашей эры, были найдены недалеко от Порта Маджоре в Риме в 1917 году и известны как базилика Порта Маджоре.

После своего разрушения в 60 году нашей эры Лондиниум (Лондон) получил свой первый форум и базилику при династии Флавиев. Базилика ограничивала северный край форума типичным нефом, проходами и трибуналом, но с нетипичным полуподвалом на западной стороне. В отличие от Галлии, комплексы базилика-форум в Римской Британии обычно не включали храм; вместо этого святыня обычно находилась внутри самой базилики. Однако в Лондиниуме, вероятно, вообще не было храма, пристроенного к первоначальной базилике, но вместо этого поблизости был построен современный храм. Позже, в 79 году нашей эры, надпись ознаменовала завершение строительства базилики 385 на 120 футов (117 м × 37 м) в Веруламиуме (Сент-Олбанс) при губернаторе Гнее Юлии Агриколе; для сравнения, первая базилика в Лондиниуме была всего 148 на 75 футов (45 м × 23 м). Самая маленькая известная базилика в Великобритании была построена Силурами в Кэрвенте и имела размеры 180 на 100 футов (55 м × 30 м).

Базилика
Модель базилики Антонина на холме Бриса, Карфаген

Когда Лондиниум стал колонией, весь город был перепланирован и возведен новый большой комплекс форум-базилика, больше любого другого в Британии. Базилика Лондиниума, длиной более 500 футов (150 м), была самой большой к северу от Альп и такой же длины, как современный собор Святого Павла. Только более поздний комплекс базилика-форум в Тревероруме был больше, в то время как в Риме только базилика Ульпия высотой 525 футов (160 м) превышала лондонские размеры. Вероятно, в ней были аркадные, а не трапециевидные проходы и двойной ряд квадратных офисов на северной стороне, служивших административным центром колонии, а ее размеры и великолепие, вероятно, указывают на решение империи перенести административную столицу Британии из Камулодуна в Лондиниум (Колчестер), поскольку все столицы провинций носили название coloniae. В 300 году базилика Лондиниума была разрушена в результате восстания, возглавляемого Августом отколовшейся Британской империи, Караузиусом. Остатки великой базилики и ее арок были обнаружены во время строительства рынка Лиденхолл в 1880-х годах.

Базилика
Руины Траяновской базилики в Баэло Клаудиа

В Коринфе в 1 веке нашей эры на восточной стороне форума была построена новая базилика. Возможно, именно внутри базилики Апостол Павел, согласно Деяниям апостолов (Деяния 18:12-17), был расследован и признан невиновным консулом-суффектом Луцием Юнием Галлионом Аннеаном, братом Сенеки Младшего, после того, как против него были выдвинуты обвинения членами местной еврейской диаспоры. Современная традиция вместо этого связывает инцидент с надписью под открытым небом bema на самом форуме.

Базилика
Руины северанской базилики в Лептис Магна

Император Траян построил свой собственный императорский форум в Риме в сопровождении своей базилики Ульпия, посвященной в 112 году. Форум Траяна (лат. forum Traiani) был отделен базиликой от Храма Траяна, Библиотеки Ульпиана и его знаменитой колонны, изображающей Дакийские войны. Это был особенно величественный пример, особое симметричное расположение которого с апсидой на обоих концах повторялось в провинциях в качестве характерной формы. Для улучшения качества римского бетона, используемого в базилике Ульпия, были импортированы вулканические отложения из Неаполитанского залива и Везувия, которые, хотя и тяжелее, были прочнее, чем пемза, доступная ближе к Риму. Ульпия Бейлика, вероятно, является ранним примером стяжек для ограничения боковой тяги бочкообразного свода, опирающегося на колоннаду; как стяжки, так и шлакоблоки использовались в современных работах в Банях Траяна, а позже в Адриановом купольном своде Пантеона.

Базилика
Руины базилики в Волюбилисе, 217 /’8. (После анастилеза)

В начале 123 года августа и вдова императора Траяна, Помпея Плотина умерла. Адриан, преемник Траяна, обожествил ее и построил в ее честь базилику в южной Галлии.

В базилике Илариана (построена ок. 145-155) был разработан культ Кибелы.

Самая большая базилика, построенная за пределами Рима, была построена при династии Антонинов на холме Бирса в Карфагене. Базилика была построена вместе с форумом огромных размеров и была современна большому комплексу общественных бань и новой системе акведуков протяженностью 82 мили (132 км), на тот момент самой длинной в Римской империи.

Базилика в Лептис Магна, построенная Септимием Севером столетие спустя, примерно в 216 году, является примечательным примером традиционного типа в III веке нашей эры, наиболее заметным среди работ, на которые повлияла базилика Ульпия. Базилика в Лептисе была построена в основном из известняка тесаного камня, но апсиды на обоих концах были сделаны только из известняка во внешних секциях и построены в основном из бутовой кладки, облицованной кирпичом, с рядом декоративных панелей в стиле opus reticulatum. . Базилика стояла на новом форуме и сопровождалась программой северанских работ в Лептисе, включая термы, новую гавань и общественный фонтан. В Волюбилисе, главном городе Мавритании Тингитаны, базилика, построенная по образцу Лептис Магна, была достроена во время короткого правления Макрина.

Базилики на Римском форуме

  • Базилика Порча: первая базилика, построенная в Риме (184 г. до н.э.), возведенная по личной инициативе и при финансировании цензора Марка Порция Катона (Катона Старшего) в качестве официального здания для трибунов плебса
  • Базилика Эмилия, построенная цензором Эмилием Лепидом в 179 году до нашей эры
  • Базилика Семпрония, построенная цензором Тиберием Семпронием Гракхом в 169 году до нашей эры
  • Базилика Опимия, возведенная, вероятно, консулом Луцием Опимием в 121 году до н.э., в то же время, когда он восстанавливал храм Согласия (Платнер, Эшби, 1929)
  • Базилика Юлия, первоначально освященная в 46 году до н. э. Юлием Цезарем и завершенная Августом с 27 по 14 год до н. э.
  • Аргентинская базилика, возведенная при Траяне, императоре с 98 по 117 год нашей эры
  • Базилика Максенция и Константина (построена между 308 и 312 годами нашей эры)

Поздняя античность

Базилика
Бюст Августа из стоа базилики в Эфесе, украшенный христианским крестом

План проходного зала базилики был принят рядом религиозных культов в поздней античности. В Сардисе в монументальной базилике разместилась городская синагога, обслуживающая местную еврейскую диаспору. Новым религиям, таким как христианство, требовалось место для совместного богослужения, и ранняя Церковь приспособила базилику для богослужений. Поскольку они могли вместить большое количество людей, базилики были приняты для христианского богослужебного использования после Константина Великого. Ранние церкви Рима были базиликами с апсидальным сводом и использовали те же методы строительства колонн и деревянной кровли.

Базилика
Евфразиева базилика, Пореч, середина 6 века

В начале IV века в Риме произошли изменения в погребальной и заупокойной практике, отойдя от прежних предпочтений в отношении захоронения на кладбищах, популярных со 2–го и 3–го веков нашей эры, к более новой практике захоронения в катакомбах и ингумации внутри самих христианских базилик. И наоборот, новые базилики часто возводились на месте существующих раннехристианских кладбищ и мартирий, связанных с верой в телесное воскресение, и культ священных мертвецов стал монументализироваться в форме базилики. Традиционные гражданские базилики и булевтерии перестали использоваться с ослаблением класса куриалов (лат. curiales) в IV и V веках, в то время как их структуры хорошо соответствовали требованиям конгрегационных литургий. Преобразование зданий этого типа в христианские базилики также имело символическое значение, утверждая господство христианства и заменяя старую политическую функцию общественного пространства и центра города решительным христианским социальным заявлением. Традиционные монументальные гражданские объекты, такие как гимназияпалестра и термы также вышли из употребления и стали излюбленными местами для строительства новых церквей, включая базилики.

Базилика
Церковь Ахейропойетоса с аркадными боковыми нефами

При Константине базилика стала самым престижным стилем церковного строительства, была «нормативной» для церковных зданий к концу IV века и была широко распространена в Западной Азии, Северной Африке и большей части Европы к концу VII века. Христиане также продолжали проводить службы в синагогах, домах и садах и продолжали практиковать крещение в реках, прудах и римских банях.

Базилика
Трапезная церкви Рождества Христова с двойными боковыми нефами

Развитие христианских базилик началось еще до правления Константина: глинобитный дом 3-го века в Акабе стал христианской церковью и был перестроен как базилика. Внутри находился прямоугольный актовый зал с фресками, а в восточном конце — амвон, кафедра и алтарь. Также в церкви были катекуменон (для оглашенных), баптистерий, диаконникон и протезис: все черты, типичные для церквей-базилик более позднего IV века. Христианское сооружение, включавшее прототип триумфальной арки в восточной части более поздних константиновских базилик. Известная как церковь Мегиддо, она была построена в Кефар-Отнае в Палестине, возможно, около 230 г., для римской армии, дислоцированной в Легио (позже Ладжун). Его дарственные надписи включают имена женщин, которые внесли свой вклад в строительство здания и были его главными покровителями, а также мужские имена. Ряд зданий, ранее считавшихся константиновскими или 4-го века, были переоценены как относящиеся к более поздним периодам, а некоторые образцы базилик 4-го века распределены по Средиземноморскому миру неравномерно. Христианские базилики и Мартирии, относящиеся к 4 веку, редки на материковой Греции и на Кикладах, в то время как христианские базилики Египта, Кипра, Сирии, Трансиордании, Испании и Галлии почти все относятся к более позднему времени. Базилика у Магнезиальных ворот Эфеса, епископальная церковь в Лаодикии на Ликусе и две заочные церкви в Сардисах — все они считались постройками 4 века, но на основании слабых доказательств. Разработка хронологий керамики для поздней античности помогла решить вопросы датировки базилик того периода.

Предполагается, что существовали три примера дископертной базилики или «гипаэтральной базилики» без крыши над нефом. Анонимный паломник из Пьяченцы 6 века описал «базилику, построенную с четырехугольником, с открытым средним атриумом» в Хевроне, в то время как в Пече и недалеко от Салоны два разрушенных здания 5-го века, интерпретация которых вызывает споры, могли быть либо базиликами без крыши, либо просто внутренними дворами с экседрой в конце. Старая теория Эйнара Дыггве о том, что они были архитектурным посредником между христианским мартириумом и классическим героном, является больше не зачислен.

Базилика
Руины домашней базилики на Вилле Романа дель Казале, Пьяцца Армерина, 4 век

Великолепие раннехристианских базилик отражало покровительство императора и напоминало о его императорских дворцах, а также отражало королевские ассоциации базилики с эллинистическими королевствами и даже более ранними монархиями, такими как Египет времен фараонов. Точно так же название и ассоциация перекликались с христианскими притязаниями на царственность Христа – согласно Деяниям Апостолов, первые христиане собрались в королевском храме Соломона в Иерусалиме, чтобы утвердить царское наследие Иисуса. Для ранних христиан Библия содержала доказательства того, что Первый храм и дворец Соломона оба были гипостильными залами и чем-то напоминали базилики. Гипостильные синагоги, часто строившиеся с апсидами в Палестине к VI веку, имеют общее происхождение с христианскими базиликами в гражданских базиликах и в доримском стиле гипостильных залов в бассейне Средиземного моря, особенно в Египте, где доклассические гипостили продолжали возводиться в имперский период и сами были преобразованы в церкви в VI веке. Другие влияния на эволюцию христианских базилик, возможно, оказали элементы домашней и дворцовой архитектуры доконстантиновского периода христианства, в том числе зал приемов или аула (древнегреческий: αὐλήлатинизированный: aulḗбукв.«внутренний двор») и атрии и триклинии элитных римских жилищ. Универсальность формы базилики и ее изменчивость по размерам и орнаменту понравились ранней христианской церкви: базилики могли быть грандиозными, как базилика Максенция на Римском форуме, или более практичными, как так называемая базилика Бахира в Босре, в то время как Константинианская базилика на Латеранском холме была среднего масштаба. Эта базилика, построенная в 313 году, была первой имперской христианской базиликой. Императорские базилики были впервые построены для христианской евхаристической литургии во времена правления Константина.

Церкви базилики не были экономически бездействующими. Подобно нехристианским или гражданским базиликам, церкви базилики выполняли коммерческую функцию, неотъемлемую от местных торговых путей и экономики. Амфоры, обнаруженные в базиликах, свидетельствуют об их экономическом использовании и могут выявить их положение в более широких сетях обмена. В Дионе недалеко от горы Олимп в Македонии, ныне археологическом парке, кладбищенская базилика конца 5 века, небольшая церковь, изобиловала черепками со всего Средиземноморья, что свидетельствует о том, что там велась обширная экономическая деятельность.Аналогично, в Марони Петрера на Кипре амфоры, обнаруженные археологами в церкви базилики 5 века, были привезены из Северной Африки, Египта, Палестины и Эгейского бассейна, а также из соседней Малой Азии.

Согласно Вегецию, написанному около 390 года, базилики были удобны для тренировки солдат поздней римской армии в ненастную погоду.

Базилика Максенция

Базилика Максенция 4 века, начатая Максенцием между 306 и 312 годами и, согласно Аврелию Виктору, De Caesaribus, завершенная Константином I, была нововведением. Более ранние базилики в основном имели деревянные крыши, но в этой базилике обошлись без деревянных ферм и вместо них использовали поперечные своды, сделанные из римского кирпича и бетона, чтобы создать одно из крупнейших в древнем мире крытых пространств: 80 м в длину, 25 м в ширину и 35 м в высоту. Вершины поперечных сводов, самых больших римских образцов, составляли 35 м. Свод опирался на мраморные монолитные колонны высотой 14,5 м. Глубина фундамента достигает 8 м. Свод поддерживался кирпичными решетчатыми ребрами жесткости (лат. bipedalis), образующими решетчатое оребрение, раннюю форму ребристого свода, и равномерно распределяющими нагрузку по пролету свода. Подобные кирпичные ребра использовались в банях Максенция на Палатинском холме, где они поддерживали стены поверх свода. Также известная как базилика Константиниана, «Базилика Константина» или базилика Нова, «Новая базилика», она оказалась последней гражданской базиликой, построенной в Риме.

Базилика
Остатки базилики Максенция и Константина в Риме. Северный проход здания — это все, что осталось.

Внутри базилики в центральный неф вели пять дверей, открывающихся из вестибюля на восточной стороне и заканчивающихся апсидой на западном конце. Другая, более пологая апсида с нишами для статуй была пристроена к центру северной стены во время второй кампании строительства, в то время как в западной апсиде находилась колоссальная акролитическая статуя императора Константина на троне. Фрагменты этой статуи сейчас находятся во дворе Дворца консерваторов на Капитолийском холме, части Капитолийских музеев. Напротив северной апсиды на южной стене был пристроен еще один монументальный вход с портиком из порфировых колонн. Одна из оставшихся мраморных внутренних колонн была демонтирована в 1613 году папой Павлом V и установлена в качестве почетной колонны за пределами Санта-Мария-Маджоре.

Базилика
Поэтажный план базилики Максенция и Константина

Константиновский период

В начале 4 века Евсевий использовал слово базилика (древнегреческий: βασιλικήлатинизированный: базиликḗ) для обозначения христианских церквей; в последующие века, как и прежде, слово базилика по-гречески обозначало гражданские, нецерковные здания и лишь в редких исключениях церкви. Церкви, тем не менее, были базиликанскими по форме, с апсидой или трибунами в конце нефа с двумя или более типичными проходами. К входу можно было добавить притвор (иногда с экзонартексом) или вестибюль вместе с атриумом, а внутри могли быть трансепты, пастофорий и галереи, но базовая схема с окнами верхнего этажа и деревянной стропильной крышей оставалась наиболее типичным типом церкви до конца XIX века. 6 век. Неф будет оставаться свободным для литургических процессий духовенства, а миряне будут находиться в галереях и проходах по обе стороны.

Базилика
Базилика Константина 4 века в Трире была палатинской базиликой, используемой для приема политических клиентов Константина. Окна апсиды на самом деле меньше боковых окон, что создает оптическую иллюзию еще большего размера и расстояния.

 Функция христианских церквей была аналогична функции гражданских базилик, но сильно отличалась от храмов современного греко-римского политеизма: в то время как языческие храмы посещались в основном священниками, и поэтому их великолепие было видно снаружи, в христианских базиликах основные украшения были видны прихожанам, допущенным внутрь. Христианские священники не взаимодействовали с посетителями во время ритуалов, которые проходили через определенные промежутки времени, в то время как языческие священники должны были совершать жертвоприношения отдельных лиц в более хаотичной обстановке на территории храма, на фоне фасада храма. В базиликах, построенных для христианских нужд, интерьер часто украшался фресками, но деревянная крыша этих зданий часто ветшала и не могла сохранить хрупкие фрески внутри. Таким образом, была утрачена важная часть ранней истории христианского искусства, которая должна была донести раннехристианские идеи до преимущественно неграмотного позднеантичного общества. Снаружи церковные комплексы базилики включали кладбища, баптистерии и купели, которые «определяли ритуальный и литургический доступ к священному», повышали социальный статус церковной иерархии и дополняли развитие христианского исторического ландшафта; Константин и его мать Елена была покровительницей базилик в важных христианских местах в Святой Земле и Риме, а также в Милане и Константинополе.

Базилика
Аула Палатина, базилика Константина в Трире, ок. 310

Около 310 года, все еще будучи самопровозглашенным августом, непризнанным в Риме, Константин начал строительство Константинианской базилики или Aula Palatina, «палатинского зала», в качестве зала для приемов своей императорской резиденции в Трире (Augusta Treverorum), столице Прима-Бельгии. Снаружи палатинская базилика Константина была простой и утилитарной, но внутри была очень пышно украшена.

Во времена правления Константина I для папы была построена базилика в бывших казармах Equites singulares Augusti, кавалерийского подразделения Преторианской гвардии.(Константин распустил преторианскую гвардию после победы над их императором Максенцием и заменил их другим телохранителем, Палатинской школой.) В 313 году Константин начал строительство Константинианской базилики на Латеранском холме. Эта базилика стала кафедральным собором Рима, известным как церковь Святого Иоанна Латеранского, и была более богато украшена и больше любого предыдущего христианского сооружения. Однако из-за своего удаленного расположения от Римского форума на окраине города он не соединялся со старыми императорскими базиликами на форумах Рима. За пределами базилики находилась Конная статуя Марка Аврелия, редкий пример античной статуи, которая никогда не находилась под землей.

Согласно Liber Pontificalis, Константин также отвечал за богатое внутреннее убранство Латеранского баптистерия, построенного при папе Сильвестре I (р. 314-335), расположенного примерно в 50 метрах (160 футов). Латеранский баптистерий был первым монументальным отдельно стоящим баптистерием, и в последующие столетия христианские церкви-базилики часто оснащались такими баптистериями.

В Цирте христианская базилика, возведенная Константином, была захвачена его противниками, донатистами. После неспособности Константина разрешить спор донатистов путем принуждения между 317 и 321 годами, он позволил донатистам, которые доминировали в Африке, сохранить базилику и построить новую для Католической церкви.

Первоначальными титульными церквями Рима были те, которые были частными резиденциями и которые были пожертвованы для переоборудования в места христианского богослужения. Над первоначально построенной виллой 1 века нашей эры и примыкающими к ней позже складом и Митреумом к 350 году была возведена большая церковь-базилика, которая превратила более ранние сооружения под ней в склеп. Базилика была первой церковью Сан-Клементе-аль-Латерано. Точно так же в Санти–Джованни-э–Паоло-аль-Челио целый древний городской квартал — островок 2-го века на Целийском холме — был погребен под базиликой 4-го века. Это место уже почиталось как мартириум трех раннехристианских захоронений, и часть островка была оформлена в стиле, предпочитаемом христианскими общинами, часто посещавшими ранние катакомбы Рима.

К 350 году в Сердице (София, Болгария) была возведена монументальная базилика – церковь Святой Софии, охватывающая более ранние сооружения, включая христианскую часовню, молельню и кладбище, датируемые ок. 310. Другой крупной базиликой этого периода в этой части Европы является Великая базилика в Филиппополе (Пловдив, Болгария) 4 века нашей эры.

Валентиниано–Феодосийский период

В конце IV века спор между никейским и арианским христианством разгорелся в Медиолануме (Милан), где Амвросий был епископом. На Пасху в 386 году арианская партия, предпочитаемая Феодосийской династией, пыталась отобрать использование базилики у никейского сторонника Амвросия. Согласно Августину Гиппонскому, спор привел к тому, что Амвросий организовал «ортодоксальную» сидячую забастовку в базилике и организовал чудесное изобретение и перевод мучеников, чьи скрытые останки были явлены в видении. Во время сидячей забастовки Августин приписывает Амвросию введение из «восточных регионов» антифонного пения, чтобы воодушевить православную паству, хотя на самом деле музыка, вероятно, была частью христианского ритуала со времен посланий Павла. Прибытие и перезахоронение нетленных останков мучеников в базилике к празднованию Пасхи было расценено как мощный шаг к божественному одобрению.

В Филиппах рынок, примыкающий к форуму 1 века, был снесен и заменен христианской базиликой. Гражданские базилики по всей Малой Азии стали христианскими местами поклонения; примеры известны в Эфесе, Аспендосе и в Магнезии на Меандре. Великая базилика в Антиохии Писидийской — редкая христианская базилика, надежно датированная 4 веком, которая была кафедральным собором города. Мозаики на полу посвящены епископу Оптимусу. Оптимус был современником Василия Кесарийского и переписывался с ним около 377 года. Оптимус был делегатом города на Первом Константинопольском соборе в 381 году, поэтому одноапсидная базилика длиной 70 м у городских стен, должно быть, была построена примерно в то же время.  Писидии было построено несколько христианских базилик, особенно в бывшей булевтерии, как в Сагалассосе, Сельге, Педнелиссусе, в то время как гражданская базилика была переоборудована для использования христианами в Кремне.

В Халкидоне, напротив Константинополя на Босфоре, мощи Евфимии – предполагаемой христианской мученицы Диоклетиановых гонений – были размещены в мартириуме, сопровождаемом базиликой. Базилика уже существовала, когда Эгерия проезжала через Халкидон в 384 году, а в 436 году Мелания Младшая посетила церковь во время своего путешествия в Святую Землю. Из описания Евагрия Схоластика церковь идентифицируется как базилика с нефами, примыкающая к мартириуму, перед которой находится атриум. Халкидонский собор (8-31 октября 451 г.) проходил в базилике, которая, должно быть, была достаточно большой, чтобы вместить более двухсот епископов, присутствовавших на его третьей сессии, вместе со своими переводчиками и слугами; всего на Соборе присутствовало около 350 епископов. В экфразисе в своей одиннадцатой проповеди, Астерий Амасийский описал икону в церкви, изображающую мученическую смерть Евфимии. Церковь была восстановлена под патронажем патриции и дочери Олибрия, Анисии Юлианы. Папа Вигилий бежал туда из Константинополя во время спора из трех глав. Базилика, которая находилась за стенами Халкидона, была разрушена персами во время византийско–Сасанидской войны 602-628 годов во время одной из сасанидских оккупаций города в 615 и 626 годах. Сообщается, что мощи Евфимии были переведены в новую церковь Святой Евфимии в Константинополе в 680 году, хотя Кирилл Манго утверждал, что перевод так и не состоялся. Впоследствии проповедь Астерия О мученичестве святой Евфимии была выдвинута в качестве аргумента в пользу иконодулизма на Втором Никейском соборе в 787 году.

В конце 4 века в Эфесе в бывшей южной стое (коммерческой базилике) храма Адриана Олимпиоса была построена большая церковь-базилика, посвященная Марии, матери Иисуса. Эфес был центром римской провинции Азия, и в городе находился знаменитый храм Артемиды, одно из Семи чудес Древнего мира. Он также был центром римского императорского культа в Азии; Эфес трижды объявлялся неокоросом (букв.  «смотритель храма») и построил храм Севастии для династии Флавиев. Базилика Девы Марии, вероятно, была местом проведения Эфесского собора 431 года и Второго Эфесского собора 449 года, оба были созваны Феодосием II. В какой-то момент во время христианизации римского мира христианские кресты были вырезаны на лицах колоссальных статуй Августа и Ливии, которые стояли в базилике-стоа Эфеса; возможно, кресты предназначались для изгнания демонов в процессе, сродни крещению. На восточном кладбище Иераполиса рядом с церковью базилики был построен восьмиугольный мартириум Филиппа Апостола пятого века, в то время как в Мире Базилика Святого Николая была построена на могиле святого Николая.

В Константинополе самые ранние церкви-базилики, такие как базилика 5 века в монастыре Стадиос, были в основном оборудованы небольшим крестообразным склепом (древнегреческий: κρυπτήлатинизированный: криптḗбукв. «скрытый»), пространством под церковным полом под алтарем. Как правило, доступ к этим склепам осуществлялся изнутри апсиды, хотя и не всегда, как в церкви Святого Иоанна 6 века в Хебдомоне, куда доступ был снаружи апсиды. В Салониках римская баня, где по преданию принял мученическую смерть Деметрий из Салоник, был помещен под базилику 5 века Святого Деметрия, образуя склеп.

Крупнейшие и старейшие церкви-базилики в Египте находились в Пбоу, общежительном монастыре, основанном Пахомием Великим в 330 году. Базилика 4 века была заменена большим зданием 5 века (36 × 72 м) с пятью нефами и внутренними колоннадами из колонн розового гранита, вымощенных известняком. Этот монастырь был административным центром Пахомианского ордена, где монахи собирались два раза в год и в библиотеке которого, возможно, хранилось множество сохранившихся рукописей библейских, гностических и других текстов на греческом и коптском языках. В Северной Африке позднеантичные базилики часто строились по двойному плану. В 5 веке базилики с двумя апсидами, несколькими нефами и сдвоенными церквями были обычным явлением, включая примеры соответственно в Суфетуле, Типасе и Джемиле. Как правило, алтари североафриканских базиликальных церквей находились в нефе, а основным строительным материалом был opus africanum из местного камня, а сполия использовалась нечасто.

Совет Церкви Востока в Селевкии-Ктесифоне был созван императором Сасанидов Яздегердом I в его столице в Ктесифоне; согласно Восточному синодику, император приказал восстановить и перестроить бывшие церкви в империи Сасанидов, освободить тех священнослужителей и аскетов, которые были заключены в тюрьму, и разрешить их христианским несторианским общинам свободно циркулировать и открыто практиковать.

В восточной Сирии Церковь Востока развивалась по типичному образцу церквей-базилик. В южной или северной стене были установлены отдельные входы для мужчин и женщин; внутри восточный конец нефа был отведен для мужчин, в то время как женщины и дети стояли позади. В нефе находилась бема, с которой можно было читать Священное Писание, вдохновленные аналогами в синагогах и упорядоченные Антиохийской церковью. Собор 410 года постановил, что в воскресенье архидиакон будет читать Евангелия из бемы. Стоя возле бемы, миряне могли нараспев отвечать на чтение, а если расположиться рядом с шкаконой («обнесенный стеной проход на уровне пола, соединяющий бему с алтарной зоной»), могли попытаться поцеловать или прикоснуться к Евангелию, когда его передавали из комнаты дьяконов в бему, а оттуда к алтарю. Около десяти восточных церквей в восточной Сирии были тщательно исследованы с помощью археологии.

Христианская базилика была построена в первой половине 5 века в Олимпии, где статуя Зевса работы Фидия была отмечена как одно из семи чудес Древнего мира еще со 2 века до н.э. Список составлен Антипатром Сидонским. Культурный туризм процветал в Олимпии, и древнегреческая религия продолжала практиковаться там вплоть до 4 века. В Никополе в Эпире, основанном Августом в ознаменование его победы в битве при Акциуме в конце Последней войны Римской республики, в эпоху поздней античности были построены четыре раннехристианские базилики, остатки которых сохранились до настоящего времени. В 4-5 веке Никополь был окружен новой городской стеной.

Базилика
Руины монастыря Стадиос с античной колоннадой verd и косматеским полом in situ

Период Леонида

На Крите римские города пострадали от неоднократных землетрясений в IV веке, но между 450 и 550 годами было построено большое количество христианских базилик. На протяжении всей поздней античности Крит был провинцией Македонской епархии, управлявшейся из Салоник.

Девять церквей собора были построены в Неа-Анхиалос, древние Phthiotic Фивы (греч: Θηβαι Φθιώτιδεςлатинизируется: Thḗbai Phthiṓtides), который был в период своего расцвета основной порт Фессалии. Епископский престол был трехнефной базиликой А, церковью святого Димитрия Солунского, и похож на церковь Ахейропоэтос в Салониках. Его атриум, возможно, имел пару башен с обеих сторон, а его строительство датируется концом 5-го — началом 6-го века. Базилика Элпидиос – Базилика B – была того же возраста, и в городе находился большой комплекс церковных зданий, включая базилику G, с ее роскошными мозаичными полами и надписью середины 6 века, провозглашающей покровительство епископа Петра. За оборонительной стеной находилась базилика D, кладбищенская церковь 7 века.

Стоби, (древнегреческий: ΣτόΒοιлатинизированный: Stóboi) столица провинции Македония II Салутарис, существовавшая с конца 4 века, в поздней античности имела многочисленные базилики и шесть дворцов. В Старой базилике было два этапа геометрических покрытий, на втором этапе которых епископ Евстафий был покровителем ремонтных работ. Более новая епископальная базилика была построена епископом Филиппом поверх остатков более раннего сооружения, и еще две базилики находились внутри стен. Центральная базилика заменила синагогу на месте, снесенном в конце 5 века, а также была Северная базилика и другие базилики без стен. Там были найдены различные мозаики и скульптурные украшения, и хотя город пострадал от остготов в 479 году и землетрясения в 518 году, после чего перестал быть крупным городом, он оставался епископством до конца VII века, а в базилике Филиппа был восстановлен темплон в VIII веке.

Небольшая базилика в Филиппополе (Пловдив, Болгария) во Фракии была построена во второй половине 5 века нашей эры.

Юстинианский период

Юстиниан I построил в Эфесе большую церковь-базилику, базилику Святого Иоанна, над предполагаемой могилой апостола Иоанна. Церковь представляла собой купольную крестообразную базилику, построенную в 535/6 году; огромная и богато украшенная, она была построена в том же стиле, что и церковь святых апостолов Юстиниана в Константинополе. Юстинианская базилика заменила более раннее, меньшее по размеру сооружение, которое Эгерия планировала посетить в 4 веке, а остатки ответвления акведука длиной 2130 футов (650 м), построенного для снабжения комплекса водой, вероятно, датируются правлением Юстиниана.  Обе эфесяские базилики Святой Марии и Святого Иоанна были оборудованы баптистериями с наполнительными и сливными трубами: обе купели находились на одном уровне с полом и непригодны для крещения младенцев. Как и в большинстве юстинианских баптистериев на Балканах и в Малой Азии, баптистерий в базилике Святого Иоанна находился на северной стороне нефа базилики; баптистерий площадью 734 м2 был отделен от базилики коридором шириной 3 м. Согласно сирийскому писателю 6-го века Иоанну Эфесскомусирийскому ортодоксальному христианину, неортодоксальные миафизиты считали, что службы рукоположения во внутреннем дворе базилики Святого Иоанна под покровом ночи. Несколько за пределами древнего города на холме Сельчук, Юстинианская базилика стала центром города после арабо–византийских войн 7 века.

В Константинополе Юстиниан построил самую большую купольную базилику: на месте церкви-базилики Святой Мудрости 4 века император приказал построить огромную купольную базилику, которая сохранилась до настоящего времени: Собор Святой Софии. Эта базилика, которая «продолжает оставаться одной из самых визуально впечатляющих и архитектурно смелых церквей Средиземноморья», была Константинопольским кафедральным собором и патриаршей церковью Константинопольского патриарха. Собор Святой Софии, первоначально основанный Константином, находился в социальном и политическом центре Константинополя, недалеко от Большого дворца, Терм Зевксиппа и Константинопольского ипподрома, в то время как штаб-квартира Вселенского патриархата находилась в непосредственной близости от базилики.

Епископ Поречский середины 6 века (латынь: Parens или Parentium; древнегреческий: πάρενθοςлатинизированный: Парентос) заменил базилику более раннего 4 века великолепной Евфразиевой базиликой в стиле современных базилик в Равенне. Некоторые капители колонн были из мрамора из Греции, идентичного мрамору в базилике Сан-Витале, и, должно быть, были импортированы из византийского центра вместе с колоннами и некоторыми из opus sectile. В трех апсидах базилики есть мозаика из раковин, а прекрасный opus sectile на стене центральной апсиды «исключительно хорошо сохранился».

Базилика церкви Святой Софии 4 века в Сердице (София, Болгария) была перестроена в 5 веке и в конечном итоге заменена новой монументальной базиликой в конце 6 века, а некоторые этапы строительства продолжались до 8 века. Эта базилика была кафедральным собором Сердики и была одной из трех базилик, которые, как известно, находились за пределами городских стен; еще три церкви находились в пределах города-крепости, из которых церковь Святого Георгия была бывшей римской баней, построенной в 4 веке, а другая была бывшим Митреумом. Базилики ассоциировались с кладбищами с христианскими надписями и захоронениями.

Другой базиликой того периода в Болгарии была Беловская базилика (6 век нашей эры).

Миафизит, обращенный из Церкви Востока, Ахудемме построил новую базилику около 565 года, посвященную святому Сергию в ʿАйн Кеное (или ʿАйн Кена, согласно Бар Гебреусу) после рукоположения в епископа Бет-Арбайе Джейкобом Барадеусом и во время обращения в свою веру среди бедуинов из Арбайистана в империи Сасанидов. По словам биографа Ахудеммеха, эта базилика и ее мартириум в верхней части долины Тигра должны были быть копией базилики святого Сергия в Сергиополисе (Ресафа), в среднем течении Евфрата, чтобы арабам не приходилось путешествовать так далеко в паломничестве. Более вероятно, что при поддержке Хосрова I в ее строительстве и защите от несториан, которые были соперниками миафизитов, базилика была частью попытки контролировать пограничные племена и ограничить их контакты с римской территорией Юстиниана, который согласился в 562 году по Пятидесятилетнему мирному договору ежегодно выплачивать Хосрову 30 000 номисмата в обмен на демилитаризацию границы после последней фазы римско-персидских войн. После упоминания в 828 и 936 годах базилика в ʿАйн Кенойе исчез из письменной истории, хотя, возможно, оставался занятым на протяжении веков, и был вновь открыт как руины Карстеном Нибуром в 1766 году. Название современного места Каср-Серидж происходит от посвящения базилики святому Сергию. Строительство Каср–Сериджа, возможно, было частью политики терпимости, которую Хосров и его преемники проводили в отношении миафизитства — в отличие от преследования Юстинианом неортодоксальности в Римской империи. Сама эта политика побудила многие племена поддержать дело персов, особенно после смерти в 569 году короля-миафизита королевства Гассанидов аль-Харита ибн Джабалы (латынь: Флавий Арета, древнегреческий: Ἀρέθας) и подавления римлянами династии его преемников в 584 году.

Дворцовые базилики

В период Римской империи (примерно после 27 года до н.э.) базилики для большой аудитории также стали украшением дворцов. В 3 веке христианской эры правящая элита реже появлялась на форумах.

Теперь они, как правило, доминировали в своих городах из роскошных дворцов и загородных вилл, расположенных немного в стороне от традиционных центров общественной жизни. Однако эти резиденции были скорее убежищем от общественной жизни, чем форумом, сделанным частным.

— Питер Браун, в фильме Пола Вейна, 1987

Сидя на трибуне своей базилики, великий человек каждое утро встречался со своими зависимыми клиентами.

Базилика
Поэтажный план христианской церкви базиликальной формы, часть трансепта заштрихована. Либо часть нефа, расположенная к западу на схеме, либо хоры могут иметь вместо этого структуру зала. Хор также может быть бесшумным.

Базилика Константина в Трире, Аула Палатина (306 г. н.э.), все еще стоит. Частная базилика, раскопанная в Булла Регия (Тунис), в «Доме охоты», датируется первой половиной 5 века. Зал для приемов или аудиенций представляет собой длинное прямоугольное пространство, похожее на неф, по бокам от которого расположены вспомогательные помещения, которые в основном также открываются друг в друга, заканчивающиеся полукруглой апсидой с соответствующими пространствами трансепта. Сгруппированные колонны подчеркивали «пересечение» двух осей.

Христианское принятие формы базилики

В 4 веке, как только имперские власти декриминализировали христианство с помощью Миланского эдикта 313 года и деятельности Константина Великого и его матери Елены, христиане были готовы строить более крупные и красивые здания для богослужений, чем тайные места встреч (такие как Сенакль, пещерные церкви, домашние церкви, такие как церковь мучеников Иоанна и Павла), которые они использовали. Архитектурные формулы для храмов были неподходящими из-за их языческих ассоциаций, а также потому, что языческие культовые церемонии и жертвоприношения происходили на открытом воздухе, на виду у богов, на фоне храма, в котором находились культовые фигуры и сокровищница. Подходящей моделью, когда Константин хотел увековечить свое императорское благочестие, была знакомая традиционная архитектура базилик.

Базилика
Структурные элементы готической базилики.
Варианты: Там, где крыши имеют низкий уклон, галерея трифорий может иметь собственные окна или отсутствовать.

Существовало несколько вариаций основного плана светской базилики, всегда это был какой-то прямоугольный зал, но тот, который обычно использовался для церквей, имел центральный неф с одним проходом с каждой стороны и апсиду на одном конце, противоположном главной двери на другом конце. Внутри (а часто и перед) апсиды находилась приподнятая платформа, на которой располагался алтарь и откуда священнослужители совершали богослужения. В светском строительстве этот план чаще использовался для небольших аудиенц-залов императоров, губернаторов и очень богатых людей, чем для больших общественных базилик, функционирующих как судебные инстанции и в других общественных целях. Константин построил базилику такого типа в своем дворцовом комплексе в Трире, позже ее очень легко было использовать в качестве церкви. Это длинный прямоугольник высотой в два этажа, с рядами арочных окон, расположенных одно над другим, без проходов (в этой императорской базилике не было торговой биржи), а в дальнем конце за огромной аркой — апсида, в которой Константин правил государством.

Сравнение поперечных сечений церквей

Разработка

Установка алтаря вместо трона, как это было сделано в Трире, создала церковь. Базилики такого типа были построены в Западной Европе, Греции, Сирии, Египте и Палестине, то есть в любом раннем центре христианства. Хорошими ранними примерами архитектурной базилики являются церковь Рождества Христова в Вифлееме (6 век), церковь Святого Ильи в Фессалониках (5 век) и две великие базилики в Равенне.

Базилика
Успение Пресвятой Богородицы в Бад-Кенигсгофене (Франкония, Германия) — псевдобазилика

Первые базилики с трансептами были построены по приказу императора Константина, как в Риме, так и в его «Новом Риме», Константинополе:

Около 380 года Григорий Назианзен, описывая Константиновскую церковь Святых Апостолов в Константинополе, был первым, кто указал на ее сходство с крестом. Поскольку культ креста распространялся примерно в то же время, это сравнение имело ошеломляющий успех.

— Yvon Thébert, in Veyne, 1987

Таким образом, христианская символическая тема была совершенно естественно применена к форме, заимствованной из гражданских полуобщественных прецедентов. Первая великая христианская базилика, спонсируемая Империей, — это базилика Святого Иоанна Латеранского, которая была подарена Константином епископу Рима непосредственно перед Миланским эдиктом в 313 году или около него и была освящена в 324 году. В конце 4 века в Риме были построены другие христианские базилики: Санта-Сабина и собор Святого Павла за стенами (4 век), а позже Святой Климент (6 век).

Христианская базилика 4-5 века стояла за полностью закрытым передним двором, окруженным колоннадой или аркадой, подобно стое или перистилю, которые были ее предками, или подобно монастырю, который был ее потомком. В этот привокзальный двор можно было попасть снаружи через ряд зданий вдоль общественной улицы. Это был архитектурный план базилики Святого Петра в Риме, пока в 15 веке его не снесли, чтобы освободить место для современной церкви, построенной по новому плану.

В большинстве базилик центральный неф выше проходов, образуя ряд окон, называемых этажами. Некоторые базилики на Кавказе, особенно в Армении и Грузии, имеют центральный неф лишь немного выше двух нефов и односкатную крышу, покрывающую все три. В результате получается гораздо более темный интерьер. Этот план известен в Центральной Европе как «восточная базилика», или «псевдобазилика». Особый тип базилики, известный как базилика с тремя церквями, был разработан в раннесредневековой Грузии и отличался центральным нефом, который полностью отделен от проходов сплошными стенами.

Постепенно, в раннем средневековье, появились массивные романские церкви, которые все еще сохраняли основной план базилики.

В Средневековой Болгарии Великая базилика была закончена около 875 года. Архитектурный комплекс в Плиске, первой столице Первой Болгарской империи, включал в себя кафедральный собор, дворец архиепископа и монастырь. Базилика была одним из величайших христианских соборов в Европе того времени, площадью 2920 квадратных метров (31 400 квадратных футов). Все еще используемая церковь Святой Софии в Охриде — еще один пример из средневековой Болгарии.

В Румынии слово, обозначающее церковь и как здание, и как учреждение, — biserică, производное от термина базилика.

В Соединенных Штатах стиль был скопирован с отклонениями. Американская церковь, построенная в подражание архитектуре раннехристианской базилики, церковь Святой Марии (немецкой) в Пенсильвании, была снесена в 1997 году.

Католические базилики

В католической церкви базилика — это большое и важное церковное здание. Это обозначение может быть сделано Папой или может датироваться незапамятными временами. Церкви-базилики отличаются церемониальными целями от других церквей. Здание не обязательно должно быть базиликой в архитектурном смысле. Базилики бывают либо главными, которых всего четыре, все в епархии Рима, либо второстепенными, которых по состоянию на 2019 год насчитывалось 1810 по всему миру. Умбракул отображается в базилике справа (т. Е. Со стороны Послания) от алтаря, чтобы указать, что церкви присвоен ранг базилики.

Базилика
Собор Святого Петра, Ватикан, главная базилика Католической церкви, представляет собой здание центральной планировки, увеличенное за счет базиликального нефа
Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий