Базилика Святого Петра

В Папская базилика Святого Петра в Ватикане (итальянский: Базилика Папале ди Сан-Пьетро в Ватикано), или просто базилика Святого Петра (латинский: Базилика Санкти Петри), является церковью итальянского Высокого Возрождения, расположенной в Ватикане, независимом микрогосударстве, находящемся в анклаве в городе Рим, Италия. Первоначально это было запланировано в 15 веке папой Николаем V, а затем папой Юлием II для замены стареющего Старого собора Святого Петра, который был построен в четвертом веке римским императором Константином Великим. Строительство нынешней базилики началось 18 апреля 1506 года и было завершено 18 ноября 1626 года.

Базилика Святого Петра
Главный фасад и купол собора Святого Петра, вид с площади Святого Петра

Спроектированный в основном Донато Браманте, Микеланджело и Карло Мадерно, с площадью и отделкой Джан Лоренцо Бернини, собор Святого Петра является одним из самых известных произведений итальянской архитектуры эпохи Возрождения и является самой большой церковью в мире по внутренним меркам. Хотя это не материнская церковь Католической церкви и не кафедральный собор Римской епархии (эти эквивалентные титулы принадлежат архибазилии Святого Иоанна Латеранского в Риме), собор Святого Петра считается одной из самых святых католических святынь. Она была описана как «занимающая уникальное положение в христианском мире», и как «величайшая из всех церквей христианского мира».

Католическая традиция гласит, что базилика является местом захоронения святого Петра, главного из апостолов Иисуса, а также первого епископа Рима (папы). Гробница святого Петра находится прямо под главным алтарем базилики, также известным как Алтарь исповеди. По этой причине многие папы, кардиналы и епископы были похоронены в соборе Святого Петра со времен раннего христианства.

Собор Святого Петра известен как место паломничества и своими литургическими функциями. Папа римский председательствует на ряде литургий в течение года как в базилике, так и на прилегающей площади Святого Петра; эти литургии привлекают аудиторию численностью от 15 000 до более чем 80 000 человек. Собор Святого Петра имеет много исторических ассоциаций с раннехристианской церковью, папством, протестантской реформацией и католической контрреформацией и многочисленными художниками, особенно Микеланджело. Как произведение архитектуры, она считается величайшим зданием своего времени. Собор Святого Петра — одна из четырех церквей в мире, имеющих ранг Главной папской базилики, все четыре из которых находятся в Риме, а также одна из Семи паломнических церквей Рима. Вопреки распространенному заблуждению, это не кафедральный собор, потому что это не резиденция епископа; кафедра папы римского как епископа Рима находится в архибазилии Святого Иоанна Латеранского.

Страна Ватикан
Номинал Католический
Традиция Римский обряд
   
История
Статус Папский главная базилика
Посвящение Святой Петр
Освящен 18 ноября 1626 г.
Архитектура
Архитектор (ы)
  • Donato Bramante
  • Антонио да Сангалло Младший
  • Michelangelo
  • Giacomo Barozzi da Vignola
  • Giacomo della Porta
  • Carlo Maderno
  • Gian Lorenzo Bernini
  • Carlo Fontana
Стиль Ренессанс и Барокко
Новаторский 18 апреля 1506 г.
Завершено 18 ноября 1626 г.
Технические характеристики
Длина 220 метров (720 футов)
Ширина 150 метров (490 футов)
Высота 136,6 метра (448 футов)
Высотанефа 46,2 метра (152 фута)
Диаметр купола (внешний) 42 метра (138 футов)
Диаметр купола (внутренний) 41,5 метра (136 футов)

Обзор

Собор Святого Петра — церковь, построенная в стиле Ренессанса, расположенная в Ватикане к западу от реки Тибр, недалеко от холма Яникул и мавзолея Адриана. Его центральный купол возвышается над горизонтом Рима. К базилике можно подойти через площадь Святого Петра, переднюю часть, состоящую из двух секций, обе окружены высокими колоннадами. Первое пространство овальное, а второе трапециевидное. Фасад базилики с гигантским порядком колонн тянется через весь конец площади, к нему ведут ступени, на которых стоят две 5,55-метровые (18,2 фута) статуи римских апостолов первого века, святых Петра и Павла.

Базилика имеет крестообразную форму, с удлиненным нефом в форме латинского креста, но ранние проекты предназначались для централизованно спланированного сооружения, и это все еще заметно в архитектуре. В центральном пространстве как снаружи, так и внутри доминирует один из самых больших куполов в мире. Вход осуществляется через притвор, или вестибюль, который тянется через все здание. Одна из украшенных бронзовых дверей, ведущих из притвора, — это Святая дверь, открывающаяся только во время юбилеев.

Внутренние размеры огромны по сравнению с другими церквями. Один автор написал: «Лишь постепенно до нас доходит – когда мы наблюдаем, как люди приближаются к тому или иному памятнику, странным образом кажется, что они уменьшаются; они, конечно, кажутся карликами по сравнению с масштабами всего, что находится в здании. Это, в свою очередь, ошеломляет нас».

Неф, ведущий к центральному куполу, состоит из трех пролетов, с опорами, поддерживающими бочкообразный свод, самый высокий из всех церквей. Неф обрамлен широкими проходами, рядом с которыми расположено несколько часовен. Купол также окружают часовни. Перемещаясь по базилике по часовой стрелке, это: Баптистерий, Часовня Сретения Пресвятой Богородицы, большая хоровая часовня, алтарь Преображения, часовня Клементины с алтарем Святого Григория, вход в ризницу, Алтарь Лжи, левый трансепт с алтарями Распятия Святого Петра, Святого Иосифа и Святого Фомы, алтарь Святого Сердца, часовня Мадонны Святой Марии. Колонна, алтарь Святого Петра и Паралитика, апсида с креслом Святого Петра, алтарь Святого Петра, поднимающего Табиту, алтарь Святой Петрониллы, алтарь Архангела Михаила, алтарь Навичеллы, правый трансепт с алтарями Святого Эразма, святых Процессо и Мартиниано и Святого Вацлава, алтарь Святого Иеронима, алтарь Святого Василия, григорианская часовня с алтарем Мадонны Помощи, алтарь большая часовня Святого Причастия, Часовня Святой Себастьян и часовня Пьета. Памятники по часовой стрелке: Марии Клементине Собеской, Стюартам, Бенедикту XV, Иоанну XXIII, святому Пию X, Иннокентию VIII, Льву XI, Иннокентию XI, Пию VII, Александру VII, Александру VIII, Павлу III, Урбану VIII, Клименту X, Клименту XIII, Бенедикту XIV, Святому Петру (бронзовая статуя), Григорию XVI, Григорию XIV, Григорию XIII, Матильде Каносской, Иннокентию XII, Пию XII, Пий XI, Кристина Шведская, Лев XII. В центре базилики, под главным алтарем, находится Confessio или Часовня Исповеди, в честь исповедания веры святым Петром, которое привело к его мученической смерти. Две изогнутые мраморные лестницы ведут в эту подземную часовню на уровне Константиновской церкви и непосредственно над предполагаемым местом захоронения святого Петра.

Базилика Святого Петра
Вид с Тибра на Понте Сант-Анджело и базилику. Знаменитый купол возвышается над горизонтом Рима.

Весь интерьер собора Святого Петра щедро украшен мрамором, рельефами, архитектурной скульптурой и позолотой. В базилике находится большое количество гробниц пап и других известных людей, многие из которых считаются выдающимися произведениями искусства. В нишах и часовнях также есть ряд скульптур, в том числе Пьета Микеланджело. Центральным элементом является балдахин, или балдахин над Папским алтарем, спроектированный Джаном Лоренцо Бернини. Апсиду завершает скульптурный ансамбль, также работы Бернини, с символическим креслом святого Петра.

Американский философ Ральф Уолдо Эмерсон описал собор Святого Петра как «украшение земли… возвышенное из прекрасного»

Базилика Святого Петра
Панорама площади Святого Петра

Статус

Базилика Святого Петра — одна из папских базилик (ранее именовавшихся «патриархальными базиликами») и одна из четырех главных базилик Рима, другими главными базиликами (все они также являются папскими) являются базилики Святого Иоанна Латеранского, Святой Марии Большой и Святого Павла за стенами. Ранг главной базилики присваивает базилике Святого Петра приоритет перед всеми второстепенными базиликами мира. Однако, в отличие от всех других Главных папских базилик, она полностью находится на территории и, следовательно, под суверенной юрисдикцией города-государства Ватикан, а не Италии.

Базилика Святого Петра
Епископы на Втором Ватиканском соборе 1962 года

Это самое выдающееся здание в Ватикане. Его купол является частью горизонта Рима и занимает площадь 2,3 га (5,7 акра). Одно из самых святых мест христианства и католической традиции, традиционно это место захоронения его титулованного лица, святого Петра, который был главой двенадцати апостолов Иисуса и, согласно традиции, первым епископом Антиохии, а позже первым епископом Рима, что сделало его первым папой. Хотя в Новом Завете не упоминается мученическая смерть святого Петра в Риме, традиция, основанная на трудах Отцов Церкви, утверждает, что его могила находится под балдахином и алтарем базилики в «Исповеди». По этой причине многие папы с первых лет существования Церкви были похоронены рядом с папой Святым Петром в некрополе под Базиликой. Строительство нынешней базилики над старой Константиновской базиликой началось 18 апреля 1506 года и закончилось в 1615 году. Наконец, 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII торжественно освятил базилику.

Базилика Святого Петра не является ни официальной резиденцией Папы Римского, ни первой по рангу среди главных базилик Рима. Этой чести удостоен папский собор, архибазилия Святого Иоанна Латеранского, церковь-мать всех церквей, находящихся в общении с Католической церковью. Однако собор Святого Петра функционально является главной церковью Папы, поскольку там проходит большинство папских литургий и церемоний из-за его размера, близости к папской резиденции и расположения в пределах собственно Ватикана. «Стул Святого Петра», или кафедра, древний стул, который, как иногда предполагается, использовался самим святым Петром, но который был подарком Карла Лысого и использовался многими папами, символизирует продолжающуюся линию апостольской преемственности от святого Петра к правящему папе. Он занимает возвышенное положение в апсиде базилики, символически поддерживаемый Учителями Церкви и символически просвещаемый Святым Духом.

Как одно из составляющих сооружений исторически и архитектурно значимого города Ватикан, базилика Святого Петра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 году в соответствии с критериями (i), (ii), (iv) и (vi). С внешней площадью 21 095 квадратных метров (227 060 квадратных футов), внутренней площадью 15 160 квадратных метров (163 200 квадратных футов), Базилика Святого Петра является крупнейшим христианским церковным зданием в мире по двум последним показателям и вторым по величине по первому по состоянию на 2016 год. Вершина его купола, достигающая 448,1 фута (136,6 м), также делает его вторым по высоте зданием в Риме по состоянию на 2016 год. Огромная высота купола поместила его в число самых высоких зданий Старого Света, и он продолжает носить титул самого высокого купола в мире. Хотя на момент завершения строительства это был самый большой купол в мире по диаметру, он больше не имеет этого отличия.

История

Место захоронения святого Петра

После распятия Иисуса в библейской книге Деяний Апостолов записано, что один из его двенадцати учеников, Симон, известный как Святой Петр, рыбак из Галилеи, занял лидирующее положение среди последователей Иисуса и сыграл большую роль в основании христианской церкви. Имя Петр — «Петрус» на латыни и «Петрос» на греческом, происходит от петра, что в переводе с греческого означает «камень» или «скала», и является буквальным переводом арамейского «Кепа», имени, данного Симону Иисусом. (Иоанна 1:42 и см. Матфея 16:18)

Базилика Святого Петра
Современная гипотетическая реконструкция относительного расположения цирка, а также средневековой и нынешней базилик Святого Петра

Католическая традиция гласит, что Петр после тридцатичетырехлетнего служения отправился в Рим и принял там мученическую смерть вместе с Павлом 13 октября 64 года нашей эры во время правления римского императора Нерона. Его казнь была одним из многих мученичеств христиан после Великого пожара в Риме. Согласно Иерониму, Петр был распят головой вниз по его собственной просьбе, потому что считал себя недостойным умереть так же, как Иисус. Распятие произошло возле древнеегипетского обелиска в цирке Нерона. Обелиск сейчас стоит на площади Святого Петра и почитается как «свидетель» смерти Петра. Это один из нескольких древних обелисков Рима.

Согласно традиции, останки Петра были похоронены недалеко от цирка, на Ватиканской горе через Виа Корнелия от цирка, менее чем в 150 метрах (490 футов) от места его смерти. Виа Корнелия была дорогой, которая проходила с востока на запад вдоль северной стены Цирка по земле, ныне покрытой южными частями базилики и площадью Святого Петра. Несколько лет спустя на этом месте было построено святилище. Почти триста лет спустя на этом месте была построена Старая базилика Святого Петра.

Территория, которую сейчас занимает Ватикан, была кладбищем в течение нескольких лет до того, как был построен Цирк Нерона. Это было место захоронения многочисленных казней в Цирке и содержало много христианских захоронений, потому что в течение многих лет после погребения святого Петра многие христиане предпочитали быть похороненными рядом с Петром.

В 1939 году, во время правления папы Пия XII, начались 10-летние археологические исследования под криптой базилики в районе, недоступном с девятого века. Раскопки выявили остатки святилищ разных периодов на разных уровнях, от Климента VIII (1594) до Калликста II (1123) и Григория I (590-604), построенных над эдикулой, содержащей фрагменты костей, которые были завернуты в ткань с золотыми украшениями, окрашенную драгоценным мурексом пурпурного цвета. Хотя нельзя было с уверенностью определить, что кости принадлежали Петру, редкие облачения наводили на мысль о захоронении большой важности. 23 декабря 1950 года в своей предрождественской радиопередаче на весь мир папа Пий XII объявил об открытии гробницы Святого Петра.

Старая базилика Святого Петра

Старая базилика Святого Петра была церковью четвертого века, построенной императором Константином Великим между 319 и 333 годами нашей эры. Она имела типичную базиликальную форму, широкий неф и два нефа с каждой стороны и апсидальный конец, с добавлением трансепта или бемы, придававшей зданию форму креста тау. Ее длина составляла более 103,6 метров (340 футов), а входу предшествовал большой атриум с колоннадой. Эта церковь была построена над небольшим святилищем, которое, как считается, обозначало место захоронения святого Петра, хотя гробница была «разбита» в 846 году нашей эры. В ней находилось очень большое количество захоронений и мемориалов, в том числе захоронений большинства пап от Святого Петра до 15 века. Как и все самые ранние церкви Рима, и эта церковь, и ее преемница имели вход с востока и апсиду в западном торце здания. С момента строительства нынешней базилики название Старая базилика Святого Петра использовалось для обозначения ее предшественницы, чтобы различать два здания.

Базилика Святого Петра
Мартен ван Химскерк — Санта-Мария-делла-Февбре, Ватиканский обелиск, строящийся собор Святого Петра (1532)

План восстановления Авиньонское папство

К концу 15 века, будучи заброшенной в период Авиньонского папства, старая базилика пришла в упадок. Похоже, что первым папой, задумавшимся о восстановлении или, по крайней мере, о радикальных изменениях, был папа Николай V (1447-1455). Он заказал работы над старым зданием у Леоне Баттисты Альберти и Бернардо Росселлино, а также попросил Росселлино разработать план совершенно новой базилики или радикальной модификации старой. Его правление было расстроено политическими проблемами, и когда он умер, мало что было достигнуто. Однако он приказал снести Колизей, и к моменту его смерти было перевезено 2522 тележки камня для использования в новом здании. Были завершены работы по закладке фундамента для нового трансепта и хора, образующих куполообразный латинский крест с сохранившимся нефом и боковыми нефами старой базилики. Также были построены некоторые стены для хора.

Базилика Святого Петра
Предположительный вид на Старую базилику Святого Петра Х. У. Брюера, 1891

Папа Юлий II запланировал для собора Святого Петра гораздо больше, чем программа ремонта или модификации Николая V. В то время Юлий планировал создать свою собственную гробницу, которая должна была быть спроектирована и украшена скульптурой Микеланджело и помещена в соборе Святого Петра. В 1505 году Юлий принял решение снести древнюю базилику и заменить ее монументальным сооружением для размещения своей огромной гробницы и «возвеличивания себя в народном воображении». Был проведен конкурс, и ряд проектов сохранился в галерее Уффици. В течение следующих 120 лет сменялась череда пап и архитекторов, в результате их совместных усилий появилось нынешнее здание. Схема, начатая Юлием II, продолжалась в правление Льва X (1513-1521), Адриана VI (1522-1523), Климента VII (1523-1534), Павла III (1534-1549), Юлия III (1550-1555), Марцелла II (1555), Павла IV (1555-1559), Пия IV (1559-1565), Пия V (святого ) (1565-1572), Григорий XIII (1572-1585), Сикст V (1585-1590), Урбан VII (1590), Григорий XIV (1590-1591), Иннокентий IX (1591), Климент VIII (1592-1605), Лев XI (1605), Павел V (1605-1621), Григорий XV (1621-1623), Урбан VIII (1623-1644) и Иннокентий X (1644-1655).

Финансирование с помощью индульгенций

Одним из методов финансирования строительства базилики Святого Петра было предоставление индульгенций в обмен на пожертвования. Основным сторонником этого метода сбора средств был Альбрехт, архиепископ Майнца и Магдебурга, которому пришлось погасить долги перед Римской курией, внеся свой вклад в программу восстановления. Чтобы облегчить это, он назначил немецкого доминиканского проповедника Иоганна Тецеля, чье умение продавать спровоцировало скандал.

Архитектура

Последовательные планы

Проект папы Юлия для самого грандиозного здания в христианском мире был предметом конкурса, ряд работ на который сохранился в галерее Уффици, Флоренция. Был выбран проект Донато Браманте, для которого в 1506 году был заложен первый камень в фундамент. Этот план был выполнен в форме огромного греческого креста с куполом, вдохновленным куполом огромного круглого римского храма, Пантеона. Основное различие между дизайном Браманте и Пантеона заключается в том, что там, где купол Пантеона поддерживается сплошной стеной, купол новой базилики должен был поддерживаться только на четырех больших опорах. Эта особенность была сохранена в окончательном дизайне. Купол Браманте должен был быть увенчан фонарем с собственным небольшим куполом, но в остальном очень похожим по форме на фонарь раннего Возрождения Флорентийского собора, спроектированный для купола Брунеллески Микелоццо.

Браманте предполагал, что центральный купол будет окружен четырьмя нижними куполами по диагональным осям. Равные алтарь, неф и трансепт должны были состоять из двух пролетов, заканчивающихся апсидой. На каждом углу здания должно было стоять по башне, так что общий план был квадратным, с апсидами, выступающими по сторонам света. Каждая апсида имела два больших радиальных контрфорса, которые подчеркивали ее полукруглую форму.

Когда папа Юлий умер в 1513 году, Браманте был заменен на Джулиано да Сангалло и фра Джокондо, которые оба умерли в 1515 году (сам Браманте умер годом ранее). Рафаэль был утвержден архитектором собора Святого Петра 1 августа 1514 года. Основным изменением в его плане стал неф из пяти отсеков с рядом сложных апсидальных часовен по обе стороны от нефов. План Рафаэля для алтаря и трансептов сделал прямоугольность наружных стен более определенной за счет уменьшения размеров башен, а полукруглые апсиды более четко очерчены за счет окружения каждой амбулаторией.

В 1520 году Рафаэль также умер в возрасте 37 лет, и его преемник Бальдассаре Перуцци сохранил предложенные Рафаэлем изменения внутреннего устройства трех главных апсид, но в остальном вернулся к плану греческого креста и другим особенностям Браманте. Этот план не был реализован из-за различных трудностей как Церкви, так и государства. В 1527 году Рим был разграблен императором Карлом V. Перуцци умер в 1536 году, так и не реализовав свой план.

На этом этапе Антонио да Сангалло Младший представил план, который сочетает в себе черты Перуцци, Рафаэля и Браманте в своем дизайне и расширяет здание до короткого нефа с широким фасадом и портиком динамической проекции. Его предложение о куполе было гораздо более сложным как по структуре, так и по отделке, чем у Браманте, и включало ребра жесткости снаружи. Как и Браманте, Сангалло предложил увенчать купол фонарем, который он изменил, придав ему большую и гораздо более сложную форму. Основным практическим вкладом Сангалло было укрепление опор Браманте, которые начали трескаться.

1 января 1547 года, в правление папы Павла III, Микеланджело, которому тогда было за семьдесят, сменил Сангалло Младшего на посту «Капомаэстро», руководителя строительной программы в соборе Святого Петра. Его следует рассматривать как главного проектировщика большей части здания в том виде, в каком оно стоит сегодня, и как доведшего строительство до такой степени, что его можно было довести до конца. Он взялся за эту работу не с удовольствием; она была навязана ему папой Павлом, разочарованным смертью выбранного им кандидата, Джулио Романо и отказом Якопо Сансовино покинуть Венецию. Микеланджело писал: «Я берусь за это только из любви к Богу и в честь Апостола». Он настаивал на том, что ему следует предоставить свободу действий для достижения конечной цели любыми средствами, которые он сочтет подходящими.

Вклад Микеланджело

Микеланджело занял строительную площадку, на которой за уцелевшим нефом старой базилики возвышались четыре опоры, огромных, каких не строили со времен древнего Рима. Он также унаследовал многочисленные схемы, разработанные и переработанные некоторыми из величайших архитектурных и инженерных умов 16 века. В этих схемах были определенные общие элементы. Все они требовали, чтобы купол был равен куполу, спроектированному Брунеллески столетием ранее и который с тех пор доминирует над горизонтом Флоренции эпохи Возрождения, и все они требовали строго симметричного плана либо в форме греческого креста, как в культовой базилике Святого Марка в Венеции, либо в форме латинского креста с трансептами, идентичными по форме алтарю, как в Флорентийском соборе.

Несмотря на то, что за 40 лет работа продвинулась лишь немного, Микеланджело не просто отверг идеи предыдущих архитекторов. Он опирался на них при разработке грандиозного видения. Прежде всего, Микеланджело признал существенное качество оригинального дизайна Браманте. Он вернулся к греческому кресту и, как выразилась Хелен Гарднер: «Не разрушая центральных черт плана Браманте, Микеланджело несколькими росчерками пера превратил его снежинчатую сложность в массивное, сплоченное единство».

В нынешнем виде собор Святого Петра был расширен за счет нефа Карло Мадерно. Это алтарный конец (церковный «Восточный конец») с его огромным куполом, расположенным в центре, который является работой Микеланджело. Из-за его расположения на территории государства Ватикан и из-за того, что проекция нефа скрывает купол из виду при приближении к зданию с площади перед ним, работы Микеланджело лучше всего оценить на расстоянии. Становится очевидным, что архитектор значительно уменьшил четко очерченные геометрические формы плана Браманте в виде квадрата с квадратными выступами, а также плана Рафаэля в виде квадрата с полукруглыми выступами. Микеланджело размыл определение геометрии, придав внешней кладке массивные пропорции и заполнив каждый угол небольшой ризницей или лестничной клеткой. Создаваемый эффект представляет собой сплошную поверхность стены, которая изогнута или изломана под разными углами, но не имеет прямых углов, которые обычно определяют изменение направления по углам здания. Этот фасад окружен гигантский ордер коринфских пилястр, установленных под немного разными углами друг к другу, в соответствии с постоянно меняющимися углами поверхности стены. Над ними огромный карниз колышется непрерывной полосой, создавая впечатление, что все здание находится в состоянии сжатия.

Купол: последовательные и окончательные проекты

Купол собора Святого Петра возвышается на общую высоту 136,57 метра (448,1 фута) от пола базилики до вершины внешнего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метра (136,1 фута), что немного меньше двух из трех других огромных куполов, которые ему предшествовали, куполов Пантеона Древнего Рима, 43,3 метра (142 фута), и Флорентийского собора раннего Возрождения, 44 метра (144 фута). Ее диаметр примерно на 30 футов (9,1 м) больше, чем у константинопольской церкви Святой Софии, построенной в 537 году. Именно к куполам Пантеона и дуомо Флоренции архитекторы собора Святого Петра искали решения относительно того, как приступить к строительству того, что с самого начала задумывалось как величайший купол христианского мира.

Браманте и Сангалло, 1506 и 1513

Купол Пантеона возвышается на круглой стене без входов и окон, за исключением единственной двери. Все здание такое же высокое, как и широкое. Его купол построен из цельного панциря из бетона, который стал легким благодаря включению большого количества вулканических камней туфа и пемзы. Внутренняя поверхность купола глубоко кессонирована, что создает эффект создания как вертикальных, так и горизонтальных ребер при одновременном снижении общей нагрузки. На вершине находится глазное отверстие диаметром 8 метров (26 футов), которое обеспечивает освещение внутри.

Базилика Святого Петра
Медаль 1506 года работы Кристофоро Фоппы с изображением дизайна Браманте, включая четыре обрамляющих купола меньшего размера

Флорентийский собор

Перистиль

План Сангалло (1513), большая деревянная модель которого сохранилась до сих пор, похож на обоих этих предшественников. Он осознал ценность как сундука в Пантеоне, так и внешних каменных ребер во Флорентийском соборе. Он укрепил и расширил перистиль Браманте, превратив его в ряд арочных и упорядоченных проемов вокруг основания, со второй такой аркадой, расположенной ярусом выше первой. В его руках довольно изящная форма фонаря, похожая на таковую во Флоренции, превратилась в массивное сооружение, окруженное выступающим основанием, перистилем и увенчанное шпилем конической формы. По словам Джеймса Лис-Милна дизайн был «слишком эклектичным, слишком капризным и слишком безвкусным, чтобы иметь успех».

Микеланджело и Джакомо делла Порта, 1547 и 1585

Микеланджело переделал купол в 1547 году, приняв во внимание все, что было сделано раньше. Его купол, как и купол Флоренции, построен из двух кирпичных оболочек, внешняя из которых имеет 16 каменных ребер, что вдвое больше, чем во Флоренции, но намного меньше, чем в проекте Сангалло. Как и в проектах Браманте и Сангалло, купол поднимается с опор на барабане. Окружающий перистиль Браманте и аркада Сангалло сведены к 16 парам коринфских колонн, каждая высотой 15 метров (49 футов), которые гордятся зданием и соединены аркой. Визуально кажется, что они поддерживают каждое из ребер, но конструктивно они, вероятно, довольно избыточны. Причина этого в том, что купол имеет яйцевидную форму, круто поднимается, как купол Флорентийского собора, и, следовательно, оказывает меньшее воздействие наружу, чем полусферический купол, такой как у Пантеона, которому, хотя он и не подкреплен, противостоит направленный вниз выступ тяжелой каменной кладки, выступающий над кольцевой стеной.

Базилика Святого Петра
Главный фасад и купол собора Святого Петра, вид с площади Святого Петра

Яйцевидный профиль купола был предметом многочисленных спекуляций и исследований на протяжении последнего столетия. Микеланджело умер в 1564 году, оставив барабан купола завершенным, а опоры Браманте намного громоздче, чем планировалось изначально, каждая 18 метров (59 футов) в поперечнике. После его смерти работы продолжились под руководством его помощника Якопо Бароцци да Виньолы с Джорджо Вазари, назначенным папой Пием V наблюдателем, чтобы убедиться, что планы Микеланджело были выполнены в точности. Несмотря на то, что Виньола знал о намерениях Микеланджело, в этот период мало что произошло. В 1585 году энергичный папа Сикст V назначил Джакомо делла Порта, которому должен был помогать Доменико Фонтана. За пятилетнее правление Сикста строительство шло быстрыми темпами.

Базилика Святого Петра
Купол был завершен Джакомо делла Порта и Фонтаной.

Микеланджело оставил несколько рисунков, в том числе ранний рисунок купола и некоторые детали. Были также подробные гравюры, опубликованные в 1569 году Стефаном дю Пераком, который утверждал, что они были окончательным решением мастера. Микеланджело, как и Сангалло до него, также оставил большую деревянную модель. Впоследствии Джакомо делла Порта несколько изменил эту модель. Основное изменение восстановило более ранний дизайн, в котором внешний купол, кажется, возвышается над землей, а не опирается непосредственно на основание. Большинство других изменений носили косметический характер, например, добавление львиных масок поверх нашивок на барабане в честь папы Сикста и добавление кольца из навершийных элементов вокруг шпиля в верхней части фонаря, как предложил Сангалло.

Рисунок Микеланджело указывает на то, что его ранние намерения были направлены на создание яйцевидного купола, а не полусферического. На гравюре из трактата Галассо Альгизи (1563) купол может быть представлен в виде овоида, но перспектива неоднозначна. На гравюре Стефана дю Перрака (1569) изображен полусферический купол, но, возможно, это была неточность гравера. Профиль деревянной модели более яйцевидный, чем у гравюр, но меньше, чем у готового изделия. Было высказано предположение, что Микеланджело на смертном одре вернулся к более заостренной форме. Однако Лис-Милн цитирует Джакомо делла Порта как взявшего на себя полную ответственность за изменения и указавшего папе Сиксту, что Микеланджело не хватало научного понимания, на которое он сам был способен.

Хелен Гарднер предполагает, что Микеланджело внес изменения в полусферический купол более низкого профиля, чтобы установить баланс между динамичными вертикальными элементами опоясывающего гигантского ордера пилястр и более статичным и внушающим доверие куполом. Гарднер также комментирует: «Создание архитектуры [Микеланджело] … здесь простирается от земли через чердачные этажи и переходит в барабан и купол, все здание объединяется в единое целое от основания до вершины «.

Именно это ощущение того, что здание вылеплено, объединено и «стянуто воедино» опоясывающей полосой глубокого карниза, привело Энеиду Миньякку к выводу, что яйцевидный профиль, видимый сейчас в конечном изделии, был неотъемлемой частью первой (и последней) концепции Микеланджело. Скульптор / архитектор, образно говоря, взял в руки все предыдущие проекты и сжал их контуры, как если бы здание было куском глины. Кажется, что купол должен подниматься вверх из-за кажущегося давления, создаваемого сглаживанием углов здания и ограничением его выступов. Если это объяснение правильное, то профиль купола — это не просто структурное решение, как его воспринимает Джакомо делла Порта; это часть комплексного дизайнерского решения, направленного на визуальное натяжение и сжатие. В каком-то смысле может показаться, что купол Микеланджело оглядывается на готический профиль Флорентийского собора и игнорирует классицизм эпохи Возрождения, но, с другой стороны, возможно, больше, чем любое другое здание 16 века, он является прообразом архитектуры барокко.

Завершение строительства

Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана завершили строительство купола в 1590 году, в последний год правления Сикста V. Его преемник, Григорий XIV, видел, как Фонтана достроил фонарь, и сделал надпись в честь Сикста V, размещенную вокруг его внутреннего отверстия. Следующий папа, Климент VIII, водрузил крест на место, событие, которое заняло весь день и сопровождалось звоном колоколов всех церквей города. В руках креста установлены две свинцовые шкатулки, в одной из которых находится фрагмент Истинного Креста и реликвия Святого Андрея, а в другой — медальоны Святого Агнца.

В середине 18 века в куполе появились трещины, поэтому между двумя корпусами были установлены четыре железные цепи, чтобы скрепить его, подобно кольцам, предохраняющим бочку от разрыва. В разное время было установлено до десяти цепей, самая ранняя, возможно, была запланирована самим Микеланджело в качестве меры предосторожности, как это сделал Брунеллески во Флорентийском соборе.pPst. Базилика Петра. Базилика Петра.

Вокруг внутренней части купола написано буквами высотой 1,4 метра (4,6 фута):

ТВ-ЭС-ПЕТРВС И СВПЕР ХАНК ПЕТРАМ ЭДИФИКАБО ЭККЛЕЗИАМ МЕАМ И ТИБИ ДАБО КЛАВЕС РЕГНИ КАЭЛОРВМ
(«… ты — Петр, и на этой скале Я построю церковь Мою. … и я дам тебе ключи от царства Небесного …» Вульгата, Матфея 16:18-19.)

Под фонарем находится надпись:

S. PETRI GLORIAE SIXTVS PP. V. A. M. D. XC. PONTIF. V.
(Во славу святого Петра; Сикст V, папа римский, в 1590 году, на пятом году своего понтификата.)

Открытие проекта Микеланджело

7 декабря 2007 года в архивах Ватикана был обнаружен фрагмент рисунка красным мелом части купола базилики, почти наверняка выполненный рукой Микеланджело. На чертеже показан небольшой, точно составленный участок плана антаблемента над двумя радиальными колоннами барабана купола. Известно, что Микеланджело уничтожил тысячи своих рисунков перед смертью Редкое сохранение этого примера, вероятно, связано с его фрагментарным состоянием и тем фактом, что подробные математические расчеты были сделаны поверх рисунка.

Добавление нефа и фасада

18 февраля 1606 года при папе Павле V начался демонтаж оставшихся частей Константиновской базилики. Мраморный крест, установленный на вершине фронтона папой Сильвестром и Константином Великим, был опущен на землю. Древесина была спасена для крыши дворца Боргезе, а две редкие колонны из черного мрамора, самые большие в своем роде, были бережно сохранены и позже использованы в притворе. Были вскрыты гробницы различных пап, изъяты сокровища и составлены планы повторного погребения в новой базилике. Папа назначил Карло Мадерно в 1602 году. Он был племянником Доменико Фонтана и проявил себя как динамичный архитектор. Идея Мадерно состояла в том, чтобы окружить здание Микеланджело часовнями, но папа не решался отклоняться от плана мастера, хотя тот был мертв уже сорок лет. Фабриканты или строительный комитет, группа представителей разных национальностей, которую в целом презирала курия, считавшая базилику принадлежащей Риму, а не христианскому миру, оказались в затруднительном положении относительно того, как следует вести строительство. Одним из вопросов, повлиявших на их мышление, было Контрреформация, которая все больше ассоциировала план с греческим крестом с язычеством и рассматривала латинский крест как истинный символ христианства. Центральный план также не имел «доминирующей ориентации на восток».

Базилика Святого Петра
План Микеланджело расширился за счет нефа и притвора Мадерно

Еще одним влиянием на мышление как Фабрикантов, так и Курии было определенное чувство вины за снос древнего здания. Земля, на которой так долго стояли она и различные связанные с ней часовни, ризницы и ризницы, была освящена. Единственным решением было построить неф, охватывающий все пространство. В 1607 году был созван комитет из десяти архитекторов, и было принято решение расширить здание Микеланджело до нефа. Планы Мадерно как для нефа, так и для фасада были приняты.

Строительство нефа началось 7 мая 1607 года и шло большими темпами, при этом была задействована армия из 700 рабочих. В следующем году было начато строительство фасада, в декабре 1614 года были внесены последние штрихи в лепнину свода, а в начале 1615 года была снесена перегородка между двумя секциями. Все обломки были вывезены, и неф был готов к использованию к Вербному воскресенью.

Фасад Мадерно

Фасад, спроектированный Мадерно, имеет ширину 114,69 метра (376,3 фута) и высоту 45,55 метра (149,4 фута) и построен из камня травертин, с гигантским порядком коринфских колонн и центральным фронтоном, возвышающимся перед высоким чердаком, увенчанным тринадцатью статуями: Христос в окружении одиннадцати Апостолов (кроме Святого Петра, статуя которого находится слева от лестницы) и Иоанн Креститель. Надпись под карнизом на фризе высотой 1 метр (3,3 фута) гласит:

IN HONOREM PRINCIPIS APOST PAVLVS V BVRGHESIVS ROMANVS PONT MAX AN MDCXII PONT VII
(В честь князя апостолов, Павла V Боргезе, римского верховного понтифика, в 1612 году, седьмом году его понтификата)

(Павел V (Камилло Боргезе), родившийся в Риме, но в сиенской семье, любил подчеркивать свою «романтизм».)

Базилика Святого Петра
Фасад Мадерно со статуями святого Петра (слева) и Святого Павла (справа) по бокам входной лестницы

Фасад часто называют наименее удовлетворительной частью дизайна собора Святого Петра. Причины этого, по словам Джеймса Лис-Милна, заключаются в том, что папа и комитет не уделили этому достаточного внимания из-за желания побыстрее завершить строительство в сочетании с тем фактом, что Мадерно не решался отклоняться от схемы, установленной Микеланджело на другом конце здания. Лис-Милн описывает проблемы фасада как слишком широкие для его высоты, слишком стесненные в деталях и слишком тяжелые на чердаке. Ширина обусловлена изменением плана с целью установки башен с обеих сторон. Эти башни никогда не выполнялись выше линии фасада, потому что было обнаружено, что грунт недостаточно устойчив, чтобы выдержать вес. Одним из эффектов фасада и удлиненного нефа является заслонение вида на купол, так что здание спереди не имеет вертикальных очертаний, кроме как на расстоянии.

Башни Бернини

Папа Урбан долгое время критиковал предшественника Бернини, Карло Мадерно. Его неодобрение работы архитектора во многом было вызвано проектом Мадерно для продольного нефа собора Святого Петра, который широко осуждался за то, что закрывал купол Микеланджело. Поэтому, когда папа поручил Бернини, он попросил представить на рассмотрение новый проект колоколен фасада. Балдинуччи описывает башню Бернини как состоящую из «двух порядков колонн и пилястр, первый из которых коринфский» и «третьего, или мансардного, этажа, образованного пилястрами и двумя колоннами по обе стороны от открытой арки в центре».

Папа Урбан пожелал, чтобы строительство башен было завершено к совершенно определенной дате: 29 июня 1641 года, в день праздника, посвященного святым Петру и Павлу. С этой целью был издан приказ, в котором говорилось, что «все работы должны занимать второе место после работ на колокольне». Южная башня была достроена в срок, даже несмотря на эти проблемы, но записи показывают, что после открытия папа не был доволен увиденным и приказал убрать верхний уровень башни Бернини, чтобы сделать сооружение еще величественнее. Башня продолжала расти, и по мере того, как строительство начало оседать, начали появляться первые трещины, за которыми последовало печально известное публичное предостережение Урбана своему архитектору.

В 1642 году все работы над обеими башнями были остановлены. Бернини пришлось оплатить стоимость сноса; в конечном итоге от идеи достройки колоколен отказались.

Притвор и порталы

Базилика Святого Петра
Притвор

За фасадом собора Святого Петра простирается длинный портик или «притвор», такой, какой иногда встречается в итальянских церквях. Это та часть дизайна Мадерно, которой он был больше всего доволен. Его длинный бочкообразный свод украшен богато украшенной лепниной и позолотой и удачно освещен маленькими окнами между подвесными механизмами, в то время как богато украшенный мраморный пол пронизан светом, отражающимся от площади. На каждом конце притвора находится театральное пространство, обрамленное ионическими колоннами, и внутри каждой установлена статуя, конная статуя Карла Великого (18 век) работы Корнаккини в южной части и Видение Константина (1670) работы Бернини в северной части.

В базилику ведут пять порталов, три из которых обрамлены огромными сохранившимися античными колоннами. На центральном портале есть бронзовая дверь, созданная Антонио Аверулино около 1440 года для старой базилики и несколько увеличенная, чтобы соответствовать новому пространству.

Неф Мадерно

К единственной бухте Греческого креста Микеланджело Мадерно добавил еще три бухты. Он немного изменил размеры бухты Микеланджело, таким образом определив, где встречаются два архитектурных произведения. Мадерно также слегка наклонил ось нефа. Это было не случайно, как предполагали его критики. Древний египетский обелиск был установлен на площади снаружи, но не совсем соответствовал зданию Микеланджело, поэтому Мадерно компенсировал это, чтобы он, по крайней мере, совпадал с фасадом базилики.

Базилика Святого Петра
Неф Мадерно, обращенный к алтарю, роспись Панини, 1731 год

В нефе установлены огромные парные пилястры, соответствующие творчеству Микеланджело. Размер интерьера настолько «колоссально велик», что внутри здания трудно ощутить масштаб. Четыре херувима, которые порхают у первых опор нефа, неся между собой два таза со святой водой, кажутся вполне нормальных херувимских размеров, пока к ним не приблизятся. Затем становится очевидно, что высота каждого из них превышает 2 метра и что настоящие дети не смогут дотянуться до бассейнов, если не вскарабкаются по мраморным драпировкам. В каждом проходе есть две часовни поменьше и большая прямоугольная часовня, Часовня Причастия и Хоровая часовня. Они щедро украшены мрамором, лепниной, позолотой, скульптурой и мозаикой. Примечательно, что все большие алтарные изображения, за исключением «Святой Троицы» Пьетро да Кортоны в часовне Святых Причастий, были воспроизведены мозаикой. Две драгоценные картины из старой базилики, «Богоматерь Вечной помощи» и «Богоматерь Колонны», до сих пор используются в качестве алтарных экспонатов.

Последней работой Мадерно в соборе Святого Петра было проектирование пространства, похожего на склеп, или «Исповедальни» под куполом, куда кардиналы и другие привилегированные лица могли спускаться, чтобы быть ближе к месту захоронения апостола. Ее мраморные ступени являются остатками старой базилики, а вокруг балюстрады установлены 95 бронзовых светильников.

Влияние на церковную архитектуру

Дизайн базилики Святого Петра, и в частности ее купола, оказал большое влияние на церковную архитектуру в Западном христианском мире. В Риме огромная купольная церковь Сант-Андреа-делла-Валле была спроектирована Джакомо делла Порта до завершения строительства базилики Святого Петра, а впоследствии над ней работал Карло Мадерно. За этим последовали купола Сан-Карло-ай-Катинари, Сант-Аньезе-ин-Агоне и многих других. Купол Кристофера Рена в соборе Святого Павла (Лондон, Англия), купола Карлскирхе (Вена, Австрия), церковь Святого Николая (Прага, Чехия) и Пантеон (Париж, Франция) отдают дань уважения базилике Святого Петра.

Архитектурное возрождение 19-го и начала 20-го веков привело к строительству большого количества церквей, которые в большей или меньшей степени имитируют элементы собора Святого Петра, включая церковь Святой Марии Ангелов в Чикаго, базилику Святого Иосафата в Милуоки, собор Непорочного Сердца Марии в Питтсбурге и собор Марии, королевы мира в Монреале, который повторяет многие аспекты собора Святого Петра в меньшем масштабе. Постмодернизм видел свободные адаптации собора Святого Петра в базилике Богоматери Личенской и базилике Богоматери Мира Ямусукро.

Мебель Бернини

Папа Урбан VIII и Бернини

В детстве Джан Лоренцо Бернини (1598-1680) посетил собор Святого Петра вместе с художником Аннибале Карраччи и заявил о своем желании построить «величественный трон для апостола». Его желание сбылось. Будучи молодым человеком, в 1626 году он получил покровительство папы Урбана VIII и работал над украшением базилики в течение 50 лет. Назначенный преемником Мадерно в 1629 году, он должен был считаться величайшим архитектором и скульптором периода барокко. Работы Бернини в соборе Святого Петра включают балдахин (baldaquin, от итальянского: baldacchino), часовню Причастия, план ниш и лоджий в простенках купола и кафедру Святого Петра.

Базилика Святого Петра
Апсиду собора Святого Петра поддерживают четыре Доктора Церкви

Балдахины и ниши

Первой работой Бернини в соборе Святого Петра было проектирование балдаккино, похожего на павильон сооружения высотой 28,74 метра (94,3 фута), которое считается самым большим в мире изделием из бронзы, которое стоит под куполом и над алтарем. Его дизайн основан на кибориуме, которых много в церквях Рима, они служат для создания своего рода священного пространства над столом, на который возлагается Причастие для Евхаристии, и вокруг него, подчеркивая важность этого ритуала. Эти чибории, как правило, из белого мрамора с инкрустацией цветным камнем. Концепция Бернини заключалась в чем-то совсем другом. Он черпал вдохновение частично из балдахина, или балдахина, который несли над головой папы во время процессий, и частично из восьми древних колонн, которые были частью экрана в старой базилике. Их скрученная форма из ячменного сахара имела особое значение, поскольку они были созданы по образцу Иерусалимского храма и подарены императором Константином. На основе этих колонн Бернини создал четыре огромные бронзовые колонны, переплетенные и украшенные лавровыми листьями и пчелами, которые были эмблемой папы Урбана.

Базилика Святого Петра
Алтарь с балдахином Бернини

Балкон

Кафедра Петри и часовня Святых Дар

Раздел редактирования: Кафедра Петри и часовня Святых Дар

Бронзовый реликварий в форме стула, в котором находится трон Святого Петра, намного больше обычного стула, имеет богато украшенную форму и украшен рельефной скульптурой и сусальным золотом. «Глория», которая окружает круглое окно, представляет собой скульптуру облаков и солнечных лучей в окружении ангелов, вся она покрыта сверкающим золотым листом.

Затем Бернини обратил свое внимание на другую драгоценную реликвию, так называемую кафедру Петри или «трон Святого Петра» — стул, который, как часто утверждали, использовался апостолом, но, похоже, датируется 12 веком. Поскольку сам стул быстро приходил в упадок и больше не был пригоден для использования, папа Александр VII решил придать ему подобающее великолепие как объекту, на котором была основана линия преемников Петра. Бернини создал большой бронзовый трон, в котором он был размещен, высоко поднятый на четырех петлевых опорах, которые легко удерживались массивными бронзовыми статуями четырех Докторов Церкви, святых Амвросия и Августина, представляющих Латинскую церковь, и Афанасия и Иоанна Златоуста, Греческой церкви. Четыре фигуры динамичны в широких одеждах и выражениях обожания и экстаза. Позади кафедры и над ней через окно из желтого алебастра проникает яркий свет, освещающий в ее центре Голубя Святого Духа. Пожилой художник Андреа Сакки убедил Бернини сделать фигуры большими, чтобы их было хорошо видно с центрального портала нефа. Кресло было установлено в его новом доме с большим празднованием 16 января 1666 года.

Базилика Святого Петра
Кафедра Петри и Глории Бернини

Последней работой Бернини для собора Святого Петра, выполненной в 1676 году, было украшение часовни Причастия. Для проведения таинства причастия он спроектировал миниатюрную версию из позолоченной бронзы Темпьетто Браманте, маленькой часовни, которая отмечает место смерти святого Петра. По обе стороны от нее изображены ангелы, один смотрит с восторженным обожанием, а другой приветствует зрителя. Бернини умер в 1680 году на 82-м году жизни.

Площадь Святого Петра

Базилика Святого Петра
Базилика Святого Петра и пьяцца ночью

К востоку от базилики находится Пьяцца ди Сан-Пьетро, (площадь Святого Петра). Нынешнее сооружение, построенное между 1656 и 1667 годами, является вдохновением Бернини в стиле барокко, который унаследовал место, уже занятое египетским обелиском, который был расположен в центре (с некоторыми ухищрениями) фасада Мадерно. Обелиск, известный как «Свидетель», высотой 25,31 метра (83,0 фута) и общей высотой, включая основание и крест наверху, 40 метров (130 футов), является вторым по величине стоящим обелиском и единственным, который остался стоять с момента его вывоза из Египта и повторного возведения в Цирке Нерона в 37 году нашей эры, где, как считается, он был свидетелем распятия святого Петра. Его перенос на нынешнее место по приказу папы Сикста V и спроектированный Доменико Фонтана 28 сентября 1586 года, был операцией, сопряженной с трудностями и едва не закончившейся катастрофой, когда веревки, удерживающие обелиск, начали дымиться от трения. К счастью, эту проблему заметил Бенедетто Бреска, моряк из Сан-Ремо, и за его быстрое вмешательство его городу была предоставлена привилегия поставлять пальмы, которые используются в базилике каждое вербное воскресенье.

Базилика Святого Петра
Один из двух фонтанов, образующих ось площади

Другим объектом на старой площади, с которым Бернини пришлось бороться, был большой фонтан, спроектированный Мадерно в 1613 году и установленный сбоку от обелиска, образуя линию, параллельную фасаду. План Бернини использует эту горизонтальную ось как главную особенность его уникального, пространственно динамичного и в высшей степени символичного дизайна. Наиболее очевидными решениями были либо прямоугольная площадь огромных размеров, чтобы обелиск стоял в центре и можно было разместить фонтан (и соответствующий компаньон), либо трапециевидная площадь, которая веером расходилась от фасада базилики, как перед Палаццо Пабблико в Сиене. Проблемы квадратного плана заключаются в том, что необходимая ширина для размещения фонтана повлекла бы за собой снос многочисленных зданий, включая часть Ватикана, и свела бы к минимуму эффект фасада. С другой стороны, Трапециевидный план максимально увеличил бы видимую ширину фасада, что уже воспринималось как недостаток дизайна.

Базилика Святого Петра
Вечерний вид с высоты птичьего полета на площадь и фасад

Оригинальное решение Бернини заключалось в создании площади из двух секций. Та часть, которая ближе всего к базилике, имеет трапециевидную форму, но вместо того, чтобы расходиться веером от фасада, она сужается. Это создает эффект противодействия визуальной перспективе. Это означает, что со второй части площади здание выглядит ближе, чем оно есть на самом деле, ширина фасада сведена к минимуму, а его высота кажется больше пропорционально ширине. Вторая секция площади представляет собой огромный эллиптический цирк, который плавно спускается к обелиску в ее центре. Две отдельные зоны обрамлены колоннадой, образованной сдвоенными парами колонн, поддерживающих антаблемент простого Тосканского ордера.

Часть колоннады, которая находится вокруг эллипса, не опоясывает его полностью, а простирается двумя дугами, символизирующими руки «католической церкви, протягивающиеся навстречу своим прихожанам». Обелиск и фонтан Мадерно отмечают самую широкую ось эллипса. Бернини уравновесил схему другим фонтаном в 1675 году. Раньше подход к площади вел через нагромождение старых зданий, что добавляло элемент неожиданности к виду, открывавшемуся при прохождении через колоннаду. В настоящее время длинная широкая улица, Via della Conciliazione, построенная Муссолини после заключения Латеранских договоров, ведет от реки Тибр к площади Пьяцца, откуда при приближении посетителя открывается отдаленный вид на собор Святого Петра, а базилика выступает в качестве конечной перспективы.

Преобразование сайта Бернини полностью выдержано в стиле барокко. Там, где Браманте и Микеланджело задумали здание, стоящее в «самодостаточной изоляции», Бернини заставил весь комплекс «экспансивно соотноситься с окружающей средой». Банистер Флетчер говорит: «Ни один другой город не позволил себе такого широкого подхода к своему кафедральному собору, ни один другой архитектор не смог бы создать более благородный проект … (это) величайший из всех атриумов перед величайшей из всех церквей христианского мира».

Базилика Святого Петра
Вид на Рим с купола базилики Святого Петра

Часы

В верхней части фасада базилики Святого Петра установлены два часовых механизма и несколько скульптур. Часы были созданы для замены колоколен Бернини, которые пришлось снести из-за недостаточной опоры. Левые часы показывают римское время, правые — среднее европейское. Статуи Христа-Искупителя, святого Иоанна Крестителя и 11 Апостолов. Слева: святой Фадей, Святой Матфей, Святой Филипп, Святой Фома, святой Иаков Великий, святой Иоанн Креститель, Искупитель, святой Андрей, святой Иоанн Евангелист, святой Иаков Меньший, Святой Варфоломей, Святой Симеон и святой Матиас. Над римскими часами находится герб города-государства Ватикан, который с 1931 года держат два ангела.

Колокола

В базилике 6 колоколов, размещенных в комнате под римскими часами, только 3 из них видны с уровня земли, в то время как остальные скрыты за бурдоном. Они варьируются от самых маленьких, весящих 260 кг, до массивных бурдонов, которые весят примерно 9 тонн. С 1931 года колокола приводятся в действие электричеством, что позволяет звонить на расстоянии даже в самый большой колокол. Самый старый колокол Рота датируется 1288 годом, а в колокольню под названием Кампаноне звонят на Рождество и Пасху, в День святых Петра и Павла, и каждый раз, когда папа произносит благословение «Urbi et Orbi» городу и всему миру. Кампаноне также объявляет об избрании нового папы римского.

Колокол# Имя Месса Дата литой
1 Campanella 260 кг 1825
2 Аве Мария 280 кг 1932
3 Predica 850 кг 1893
4 Расписание 2 т 1288
5 Кампанончино (Меццана, Бенедиттина) 4 т 1725
6 Кампаноне 9 тонн 1785

Сокровища

Гробницы и реликвии

В базилике Святого Петра насчитывается более 100 гробниц (сохранившихся в разной степени), многие из которых расположены под базиликой. Среди них 91 папа римский, святой Игнатий Антиохийский, император Священной Римской Империи Оттон II и композитор Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Здесь похоронены изгнанные члены королевской семьи Великобритании-католики Джеймс Фрэнсис Эдвард Стюарт и двое его сыновей, Чарльз Эдвард Стюарт и Генри Бенедикт Стюарт, кардинал-епископ Фраскати, которым папа Климент XI предоставил убежище. Здесь также похоронены Мария Клементина Собеска, жена Джеймса Фрэнсиса Эдварда Стюарта, королева Кристина Шведская, которая отреклась от престола, чтобы перейти в католицизм, и графиня Матильда Тосканская, сторонница папства во время спора об инвеституре. Самым последним погребением был папа Бенедикт XVI, 5 января 2023 года. Внизу, рядом с криптой, находится недавно обнаруженная сводчатая «Гробница Юлиев четвертого века». (Некоторые описания гробниц см. Ниже).

Базилика Святого Петра
Вентиляционные отверстия для склепа в базилике Святого Петра

Произведения искусства

Башни и притвор

  • На башнях по обе стороны фасада установлены два часовых механизма. Часы слева приводятся в действие электричеством с 1931 года. Самый старый колокол датируется 1288 годом.
  • Одним из самых важных сокровищ базилики является мозаика, установленная над центральной внешней дверью. Называемая «Навичелла», она основана на проекте Джотто (начало 14 века) и представляет собой корабль, символизирующий христианскую церковь. Мозаика в основном представляет собой копию оригинала Джотто 17 века.
  • На каждом конце притвора — конная фигура, на севере — Константин Великий работы Бернини (1670), а на юге — Карл Великий работы Корнаккини (18 век).
  • Из пяти порталов, ведущих из притвора внутрь, три содержат примечательные двери. Центральный портал украшен бронзовой дверью эпохи Возрождения работы Антонио Аверулино (называемой Филарете) (1455), увеличенной, чтобы соответствовать новому пространству. Южная дверь, Дверь мертвых, была спроектирована скульптором 20 века Джакомо Манцу и включает в себя портрет папы Иоанна XXIII, стоящего на коленях перед распятой фигурой Святого Петра.
  • Самая северная дверь — это «Святая дверь», которая, по традиции, замурована кирпичами и открывается только в священные годы, такие как Юбилейный год папы Римского. Нынешняя дверь изготовлена из бронзы и была спроектирована Vico Consorti в 1950 году и отлита во Флоренции на художественно-литейном заводе Фердинандо Маринелли. Над ней надписи, посвященные открытию двери: PAVLVS V PONT MAX ANNO XIII и GREGORIVS XIII PONT MAX.

Недавно установленные памятные таблички над дверью гласят::

ПАВЕЛ VI ПОНТ МАКС ХВИВС ПАТРИАРШИЙ ВАТИКАН, БАЗИЛИКА, ВОРОТА СВЯТИЛИЩА АПОСТОЛА Павла И КЛАВСИТ АННО IVБИЛАЕЙ MCMLXXV
(Павел VI, Верховный понтифик, открыл и закрыл святые врата этой патриаршей ватиканской базилики в юбилейный 1975 год.)

ИОАНН Павел II П.М. ПОРТАМ СВЯТИЛИЩА АННО ИВБИЛАЭЙ МАКМЛХХВИ, А Павел П.П. VI ЗАПОВЕДНИКАМ И КЛАВСАМАМ АПЕРВИТ И КЛАВСИТ АННО ИВБ ХВМАНЕ РЕДЕМП МАКМЛХХХИИИ–МАКМЛХХХИВ
(Иоанн Павел II, Верховный понтифик, открыл и снова закрыл святую дверь, закрытую и отделенную папой Павлом VI в 1976 году, в юбилейный год искупления человечества 1983-1984.)

ИОАНН Павел II П.М. ИТЕРВАМ, ПОРТАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА И КЛАВСИТА, АННО МАГНИ ИВБИЛАИ В ВОПЛОЩЕНИИ ГОСПОДНЕМ, MM–MMI
(Иоанн Павел II, Верховный понтифик, снова открыл и закрыл святую дверь в год великого юбилея от воплощения Господа 2000-2001.)

ФРАНЦИСК, стр. PORTAM SANCTAM ANNO MAGNI IVB MM–MMI A IOANNE PAVLO PP. II РЕЗЕРВАТАМ И КЛАВСАМ, АПЕРВИТ И КЛАВСИТ, IVB MISERICORDIAE MMXV–MMXVI
(Папа Франциск снова открыл и закрыл святую дверь, закрытую и отделенную папой Иоанном Павлом II в год великого юбилея 2000-2001, в юбилейный год Милосердия 2015-2016.)

Старые памятные таблички удаляются, чтобы освободить место для новой таблички, когда святая дверь открыта и опечатана.

Неф

  • На первых ярусах нефа расположены два бассейна со Святой водой, которые держат пары херувимов высотой по 2 метра каждый, по заказу папы Бенедикта XIII дизайнера Агостино Корнаккини и скульптора Франческо Модерати (1720-е).
  • Вдоль пола нефа расположены указатели, показывающие сравнительную длину других церквей, начиная от входа.
  • На декоративных пилястрах опор нефа расположены медальоны с рельефным изображением 56 первых пап.
  • В нишах между пилястрами нефа установлены статуи, изображающие 39 основателей религиозных орденов.
  • У северо-восточного пирса купола установлена статуя Святого Петра на троне, иногда приписываемая скульптору конца 13 века Арнольфо ди Камбио, некоторые ученые датируют ее пятым веком. Одна ступня статуи в значительной степени стерта паломниками, целовавшими ее на протяжении веков.
  • В затонувшей Исповедальне, ведущей к гротам Ватикана, находилась большая коленопреклоненная статуя Кановы папы Пия VI, который был схвачен и подвергся жестокому обращению со стороны армии Наполеона Бонапарта. Теперь он перенесен в дальний (восточный) конец гротов.
  • В Исповедальне находится Ниша паллия («Ниша палантинов»), в которой находится бронзовая урна, подаренная папой Бенедиктом XIV, для хранения белых палантинов, расшитых черными крестами и сотканных из шерсти ягнят, благословленных в день святой Агнессы.
  • Высокий алтарь увенчан балдахином Бернини. 
  • В нишах внутри четырех опор, поддерживающих купол, установлены статуи большего размера, связанные с основными святыми реликвиями базилики: Святая Елена, держащая Истинный Крест и Святые Гвозди, работы Андреа Больги; Святой Лонгин, держащий копье, пронзившее бок Иисуса, работы Бернини (1639); Святой Андрей с Андреевским крестом, работы Франсуа Дюкеснуа и Святая Вероника, держащая свою вуаль с изображением лица Иисуса , автор Франческо Моти.

Северный придел

  • В первой часовне северного придела находится Пьета Микеланджело.
  • На первом пирсе в правом проходе находится памятник королеве Швеции Кристине, которая отреклась от престола в 1654 году, чтобы перейти в католичество.
  • Вторая часовня, посвященная Святому Себастьяну, содержит статуи пап Пия XI и Пия XII. Пространство под алтарем раньше было местом упокоения папы Иннокентия XI, но его останки были перенесены в Алтарь Преображения 8 апреля 2011 года. Это было сделано, чтобы освободить место для тела папы Иоанна Павла II. Его останки были помещены под алтарь 2 мая 2011 года.
  • Большая часовня в правом проходе — это часовня Святого Причастия, в которой находится дарохранительница работы Бернини (1664), напоминающая Темпьетто Браманте в Сан-Пьетро-ин-Монторио, поддерживаемая двумя коленопреклоненными ангелами, а за ней картина Святой Троицы работы Пьетро да Кортона.
  • Рядом с алтарем Богоматери-Спасительницы находятся памятники папам Григорию XIII работы Камилло Рускони (1723) и Григорию XIV.
  • В конце прохода находится алтарь с мощами Святой Петрониллы и с алтарным изображением Погребения святой Петрониллы работы Гверчино (Джованни Франческо Барбьери), 1623.

Южный придел

  • Первая часовня в южном проходе — баптистерий, построенная по заказу папы Иннокентия XII по проекту Карло Фонтаны (внучатого племянника Доменико Фонтаны). Купель была вырезана из крышки саркофага из пурпурного порфира, в котором когда-то хранились останки императора Адриана, и увенчана позолоченной бронзовой фигурой «Агнца Божьего». Переработанный шрифт с крышкой саркофага из порфира Фонтаны заменил более ранний шрифт, который был перенят из саркофага Проба, префекта Рима четвертого века, и который использовался для крещений с 15 века до конца 17 века, когда работа Фонтаны была завершена.
  • У первого причала прохода находится Памятник королевским Стюартам: Джеймсу Стюарту, известному как «Старый самозванец», и его сыновьям, Чарльзу Эдварду, известному как «Прекрасный принц Чарли», и Генри, кардиналу. Гробница выполнена по неоклассическому проекту Кановы и была открыта в 1819 году. Напротив нее находится памятник жене Джеймса Фрэнсиса Эдварда Стюарта, Марии Клементине Собеской.
  • Вторая часовня — это часовня Сретения Пресвятой Богородицы, в которой находятся памятники папе Бенедикту XV и папе Иоанну XXIII.
  • Напротив опор находятся гробницы папы Пия X и папы Иннокентия VIII.
  • Большая часовня у южного прохода — это Хоровая капелла, в которой находится алтарь Непорочного Зачатия.
  • У входа в ризницу находится гробница папы Пия VIII
  • В южном трансепте находятся алтари Святого Фомы, святого Иосифа и Распятия святого Петра.
  • Гробница Фабио Киджи, папы Александра VII, в конце прохода, является работой Бернини и названа Лис-Милном «одной из величайших гробниц эпохи барокко». Он занимает неудобное положение, поскольку расположен в нише над дверным проемом в небольшую ризницу, но Бернини символически использовал дверной проем. Папа Александр преклоняет колени на своей могиле лицом наружу. Гробница покоится на большом задрапированном саване из красного мрамора с рисунком, и ее поддерживают четыре женские фигуры, из которых полностью видны только две спереди. Они олицетворяют Милосердие и Истину. Стопа Истины покоится на земном шаре мира, ее палец символически пронзен шипом протестантской Англии. Из дверного проема, как будто это вход в гробницу, выходит похожая на скелет крылатая фигура Смерти, ее голова скрыта под саваном, но правая рука с песочными часами протянута вверх к коленопреклоненной фигуре папы Римского.

Протоиереи с 1053 года

Список протоиереев Ватиканской базилики:

  • Giovanni (1053)
  • Deusdedit (1092)
  • Azzo (1103–1104)
  • Rustico de’ Rustici (c. 1128 – c. 1131)
  • Гриффоне (1138-1139)
  • Pietro (c. 1140?–1144)
  • Бернард (1145?-1176?)
  • Giovanni da Sutri (1176/78–1180)
  • Ugolino di Segni (c. 1191 – c. 1200–1206)
  • Guido Pierleoni (1206/7–1228)
  • Stefano Conti (1229–1254)
  • Riccardo Annibaldi (1254–1276)
  • Giovanni Gaetano Orsini (1276–1277)
  • Matteo Orsini Rosso (1278–1305)
  • Napoleone Orsini Frangipani (1306–1342)
  • Annibaldo di Ceccano (1342–1350)
  • Guillaume de La Jugie (1362–1365)
  • Rinaldo Orsini (1366–1374)
  • Hugues de Saint-Martial (1374–1378)
  • Philippe d’Alençon (1378–1397)
  • Cristoforo Maroni (1397–1404)
  • Angelo Acciaioli (1404–1408)
  • Antonio Calvi (1408–1411)
  • Pedro Fernandez de Frias (1412–1420)
  • Antonio Correr (1420–1429)
  • Lucido Conti (1429–1434)
  • Giordano Orsini (1434–1438)
  • Giuliano Cesarini (1439–1444)
  • Pietro Barbo (1445–1464)
  • Ричард Оливье (1464-1470)
  • Giovanni Battista Zeno (1470–1501)
  • Juan López (1501)
  • Ippolito d’Este (1501–1520)
  • Marco Cornaro (1520)
  • Franciotto Orsini (1520–1530)
  • Francesco Cornaro (1530–1543)
  • Алессандро Фарнезе (1543-1589)
  • Giovanni Evangelista Palotta (1589–1620)
  • Scipione Caffarelli-Borghese (1620–1633)
  • Francesco Barberini (1633–1667)
  • Carlo Barberini (1667–1704)
  • Francesco Nerli (iuniore) (1704–1708)
  • Annibale Albani (1712–1751)
  • Генри Бенедикт Стюарт (1751-1807)
  • Romualdo Braschi-Onesti (1807–1817)
  • Alessandro Mattei (1817–1820)
  • Пьетро Франческо Галлеффи (6 мая 1820 – 18 июня 1837)
  • Джакомо Джустиниани (1 июля 1837 – 24 февраля 1843)
  • Марио Маттеи (11 марта 1843 – 7 октября 1870)
  • Никкола Параччани Кларелли (8 октября 1870 – 7 июля 1872)
  • Эдоардо Борромео (10 июля 1872 – 30 ноября 1881)
  • Эдвард Генри Говард (12 декабря 1881 – 16 сентября 1892)
  • Франческо Риччи Параччани (6 октября 1892 – 9 марта 1894)
  • Мариано Рамполла дель Тиндаро (21 марта 1894 – 16 декабря 1913)
  • Рафаэль Мерри дель Вал (12 января 1914 – 26 февраля 1930)
  • Эудженио Пачелли (25 марта 1930 – 2 марта 1939)
  • Федерико Тедескини (14 марта 1939 – 2 ноября 1959)
  • Доменико Тардини (14 ноября 1959 – 30 июля 1961)
  • Паоло Марелла (14 августа 1961 – 8 февраля 1983)
  • Аурелио Сабаттани (8 февраля 1983 – 1 июля 1991)
  • Вирджилио Ноэ (1 июля 1991 г. – 24 апреля 2002 г.)
  • Франческо Маркизано (24 апреля 2002 г. – 31 октября 2006 г.) Анджело Комастри (31 октября 2006 – 20 февраля 2021)
    • 5 февраля 2005 года Комастри был назначен протоиереем-коадъютором
  • Мауро Гамбетти (20 февраля 2021 — настоящее время)

Технические характеристики

  • Стоимость строительства базилики: более 46 800 052 дукатов
  • Географическая ориентация: алтарь на запад, неф на восток
  • Общая длина: 730 футов (220 м)
  • Общая ширина: 500 футов (150 м)
  • Внутренняя длина, включая вестибюль: 693,8 фута (211,5 м), более 18 миль.
  • Длина трансептов внутри: 451 фут (137 м)
  • Ширина нефа: 90,2 фута (27,5 м)
  • Ширина трибуны: 78,7 футов (24,0 м)
  • Внутренняя ширина в трансептах: 451 фут (137 м)
  • Внутренняя высота нефа: 151,5 футов (46,2 м) в высоту
  • Общая площадь: 227 070 квадратных футов (21 095 м2), более 5 акров (20 000 м2).
  • Внутренняя площадь: 163 182,2 квадратных фута (3,75 акра; 15 160 12 м2)
  • Высота от тротуара до вершины креста: 448,1 фута (136,6 м)
  • Фасад: 167 футов (51 м) в высоту и 375 футов (114 м) в ширину
  • Вестибюль: 232,9 фута (71,0 м) в ширину, 44,2 фута (13,5 м) в глубину и 91,8 фута (28,0 м) в высоту
  • Внутренние колонны и пилястры: 92 фута (28 м) в высоту
  • Окружность центральных опор: 240 футов (73 м)
  • Внешний диаметр купола: 137,7 футов (42,0 м)
  • Барабан купола: 630 футов (190 м) в окружности и 65,6 футов (20,0 м) в высоту, возвышающийся на 240 футов (73 м) от земли
  • Фонарь: 63 фута (19 м) в высоту
  • Мяч и крест: 8 и 16 футов (2,4 и 4,9 м) соответственно
  • Площадь Святого Петра: 1115 футов (340 м) в длину, 787,3 фута (240,0 м) в ширину
  • Каждый рукав колоннады: 306 футов (93 м) в длину и 64 фута (20 м) в высоту
  • В колоннадах 284 колонны, 88 пилястр и 140 статуй
  • Обелиск: 83,6 фута (25,5 м). Общая высота с основанием и крестом — 132 фута (40 м).
  • Вес обелиска: 360,2 коротких тонны (326 800 кг; 720 400 фунтов)

 

 

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий