Архитектура брутализма — это архитектурный стиль, возникший в 1950-х годах в Соединенном Королевстве среди проектов реконструкции послевоенной эпохи. Здания бруталиста характеризуются минималистскими конструкциями, которые демонстрируют голые строительные материалы и конструктивные элементы поверх декоративного дизайна. В стиле обычно используются открытые, неокрашенные бетонные или кирпичные, угловатые геометрические формы и преимущественно монохромная цветовая палитра; также представлены другие материалы, такие как сталь, древесина и стекло.
Считается, что брутализм, происходящий от модернистского движения, является реакцией на ностальгию по архитектуре 1940-х годов. Происходит от шведского словосочетания нибрутализм, термин «новый брутализм» впервые был использован британскими архитекторами Элисон и Питером Смитсонами за их новаторский подход к дизайну. Стиль получил дальнейшую популяризацию в эссе 1955 года архитектурного критика Рейнера Банхэма, который также связал это движение с французскими фразами béton brut («необработанный бетон») и art brut («необработанное искусство»). Стиль, разработанный такими архитекторами, как Смитсоны, венгр по происхождению Эрно Голдфингер и британская фирма Чемберлин, Пауэлл и Бон, был частично предвосхищен модернистскими работами других архитекторов, таких как франко-швейцарский Ле Корбюзье, эстонско-американский Луи Кан, немецко-американский Мис ван дер Роэ и финский Алвар Аалто.
В Соединенном Королевстве брутализм проявился в дизайне утилитарного недорогого социального жилья под влиянием социалистических принципов и вскоре распространился на другие регионы мира, получив отражение в аналогичных стилях, например, в Восточной Европе. Бруталистские конструкции стали наиболее часто использоваться при проектировании институциональных зданий, таких как законодательные органы провинций, проекты общественных работ, университеты, библиотеки, суды и мэрии. Популярность движения начала снижаться в конце 1970-х, и некоторые ассоциировали этот стиль с городским упадком и тоталитаризмом. Популярность брутализма в социалистических и коммунистических странах объясняется тем, что традиционные стили ассоциировались с буржуазией, тогда как бетон подчеркивал равенство.
Брутализм исторически поляризовался; конкретные здания, а также движение в целом, вызывали ряд критических замечаний (часто их описывали как «холодные» или «бездушные»), но также вызывали поддержку со стороны архитекторов и местных сообществ (многие здания в стиле брутализма стали культурными иконами, иногда получая охраняемый статус).
История
Термин нибрутализм (новый брутализм) был введен шведским архитектором Хансом Асплундом для описания Виллы Гет, современного кирпичного дома в Уппсале, спроектированного в январе 1950 года его современниками Бенгтом Эдманом и Леннартом Холмом. Демонстрируя подход к дизайну «как найдено», который позже лег в основу брутализма, в доме видны двутавровые балки над окнами, открытый кирпич внутри и снаружи, а в нескольких комнатах залит бетон, где виден узор из досок, использованных для изготовления форм. Термин был подхвачен летом 1950 года группой приглашенных английских архитекторов, включая Майкла Вентриса, Оливера Кокса и Грэма Шенкленда, где он, по-видимому, «распространился подобно лесному пожару и [был] впоследствии принят определенной группой молодых британских архитекторов».
Первое опубликованное употребление фразы «новый брутализм» произошло в 1953 году, когда Элисон Смитсон использовала его для описания плана их недостроенного дома в Сохо, который появился в ноябрьском номере Architectural Design. Далее она заявила: «В этом здании мы намерены выставить конструкцию полностью напоказ, без внутренней отделки, где это практически возможно». Школа Ханстентона Смитсонов, построенная в 1954 году в Норфолке, и дом Сагдена, построенный в 1955 году в Уотфорде, представляют собой самые ранние примеры нового брутализма в Соединенном Королевстве. Школа Ханстентона, вероятно, вдохновленная Мемориальным залом выпускников Миса ван дер Роэ 1946 года в Иллинойском технологическом институте в Чикаго, США, примечательна как первое завершенное здание в мире, получившее от своих архитекторов звание «нового бруталиста». В то время его описывали как «самое по-настоящему современное здание в Англии».
Термин получал все более широкое признание, когда британский историк архитектуры Рейнер Банхам использовал его для обозначения как этического, так и эстетического стиля в своем эссе 1955 года «Новый брутализм». В эссе Банхэм описал Ханстентон и Сохо-хаус как «эталон, по которому можно определить новый брутализм в архитектуре». Рейнер Банхэм также впервые связал термин «новый брутализм» с ар брут и бетон брут, что по-французски означает «необработанный бетон». Наиболее известная архитектура бетон брут — это прото-бруталистская работа швейцарско-французского архитектора Ле Корбюзье, в частности его Единое жилище 1952 года в Марселе, Франция; Капитолийский комплекс Чандигарха 1951-1961 годов в Индии; и церковь Нотр-Дам-дю-О 1955 года в Роншане, Франция.
Банхэм еще больше расширил свои мысли в книге 1966 года «Новый брутализм: этика или эстетика?», чтобы охарактеризовать несколько недавно сформировавшийся кластер архитектурных подходов, особенно в Европе. В книге Банхэм говорит, что конкретная работа Ле Корбюзье была источником вдохновения и помогла популяризировать движение, предполагая, что «если и есть одна-единственная словесная формула, которая сделала концепцию брутализма приемлемой в большинстве западных языков мира, так это то, что сам Ле Корбюзье назвал эту конкретную работу «бетон-брут»». Далее он заявляет, что «слова «Новый брутализм» уже циркулировали и приобрели некоторую глубину значения благодаря сказанному и сделанному, помимо широко признанной связи с бетоном брутом. Однако фраза по-прежнему «принадлежала» Смитсонам, и именно их деятельность, прежде всего, придавала концепции брутализма отличительные качества».
Мотив
Новый брутализм — это не только архитектурный стиль; это также философский подход к архитектурному дизайну, стремление создавать простые, честные и функциональные здания, соответствующие их назначению, обитателям и местоположению. Стилистически брутализм — это строгий модернистский язык дизайна, который, как говорят, является реакцией на архитектуру 1940-х годов, большая часть которой характеризовалась ретроспективной ностальгией. Питер Смитсон считал, что ядром брутализма является почтение к материалам, выраженное честно, заявив, что «Брутализм связан не с материалом как таковым, а скорее с качеством материала», и «восприятие материалов такими, какие они есть: древесность дерева; песчанистость песка». Архитектор Джон Фолькер объяснил, что «новый брутализм» в архитектуре «нельзя понять с помощью стилистического анализа, хотя когда-нибудь может появиться понятный стиль», поддерживая описание Смитсонами движения как «этичного, а не эстетического». Рейнер Банхам чувствовал, что фраза «новый брутализм» существует как отношение к дизайну, так и описательный ярлык для самой архитектуры и что она «ускользает от точного описания, оставаясь при этом живой силой». Он попытался систематизировать движение на систематическом языке, настаивая на том, что бруталистская структура должна удовлетворять следующим условиям: «1. Формальная разборчивость плана; 2. четкое представление структуры и 3. оценка материалов по присущим им качествам «как найденных»». Также важным был эстетический «образ», или «согласованность здания как визуального объекта».
Здания в стиле брутализма обычно строятся из повторяющихся модульных элементов, представляющих определенные функциональные зоны, четко артикулированных и сгруппированных в единое целое. Часто делается акцент на графических выражениях во внешних фасадах и в архитектурном плане всего участка в отношении основных функций и потоков людей в зданиях. В зданиях могут использоваться такие материалы, как бетон, кирпич, стекло, сталь, древесина, грубо отесанный камень и габионы, среди прочего. Однако из-за своей низкой стоимости часто используется необработанный бетон, который раскрывает основную природу его конструкции с шероховатыми поверхностями с деревянной «опалубкой», полученной при отливке форм на месте. Примеры часто массивны по своему характеру (даже если они невелики) и бросают вызов традиционным представлениям о том, как должно выглядеть здание, уделяя особое внимание не только внешнему виду, но и внутренним пространствам.
Общей темой в дизайне бруталиста является демонстрация внутренней работы здания — начиная от его структуры и услуг и заканчивая использованием человеком — во внешней части здания. В Бостонской ратуше, спроектированной в 1962 году, разительно отличающиеся друг от друга спроектированные части здания указывают на особый характер помещений за этими стенами, таких как офис мэра или помещения городского совета. С другой точки зрения, дизайн школы Ханстентон включал размещение резервуара для воды, который обычно является скрытым элементом обслуживания, на видном месте в башне. Вместо того, чтобы быть скрытыми в стенах, водоснабжение и электроснабжение Ханстентона осуществлялось по хорошо видимым трубам.
Брутализм как архитектурная философия часто ассоциировался с социалистической утопической идеологией, которую, как правило, поддерживали ее дизайнеры, особенно Элисон и Питер Смитсон, на пике развития стиля. Действительно, их работа была направлена на то, чтобы подчеркнуть функциональность и связать архитектуру с тем, что они считали реалиями современной жизни. Среди их ранних работ были «улицы в небе», в которых движение транспорта и пешеходов было строго разделено, еще одна тема, популярная в 1960-х годах. Этот стиль занимал прочные позиции в архитектуре европейских коммунистических стран с середины 1960-х до конца 1980-х (Болгария, Чехословакия, Восточная Германия, СССР, Югославия). В Чехословакии брутализм был представлен как попытка создать «национальный», но также и «современный социалистический» архитектурный стиль. Такие сборные здания социалистической эпохи называются панельными.
Ратуша Мариетты, построенная в 1979 году, служит образцом архитектуры брутализма. Разработан архитектурной фирмой Bridges, Haley and Howard в сотрудничестве с Bridges, Chegwidden, Dorsey, Holmes и построен C.W. Matthews Contracting Company, Inc. Здание, представляющее эстетику брутализма, характеризуется внушительным кирпичным фасадом без покрытия и строгим функциональным дизайном, воплощающим акцент архитектурного движения на утилитаризме. Однако непривлекательный характер мэрии Мариетты, о чем свидетельствует ее внешний вид, подчеркивает противоречивую природу архитектуры брутализма, отражающую ее поляризующее влияние на общественное восприятие.
Дизайнеры
В Соединенном Королевстве архитекторы, связанные со стилем брутализма, включают Эрно Голдфингера, супругов Элисон и Питера Смитсонов, некоторые работы сэра Бэзила Спенса, Отдела архитекторов Совета Лондонского графства / Совета Большого Лондона, Оуэна Людера , Джона Бэнкрофта и, возможно, сэра Дениса Ласдуна, сэра Лесли Мартина, сэра Джеймса Стирлинга и Джеймса Гоуэна с их ранними работами. Некоторые известные примеры архитектуры под влиянием брутализма в британской столице включают Барбикан-центр (Чемберлин, Пауэлл и Бон) и Национальный театр (Денис Ласдун).
В Соединенных Штатах Пол Рудольф и Ральф Рапсон оба были известными бруталистами. Эвансу Вуллену III, законодателю моды среди архитекторов на Среднем Западе, приписывают внедрение архитектурных стилей брутализма и модернизма в Индианаполисе, штат Индиана. Вальтер Нетш известен своими академическими зданиями в стиле брутализма. Марсель Брейер был известен своим «мягким» подходом к стилю, часто используя изгибы, а не углы. В Атланте, штат Джорджия, архитектурный стиль был представлен в богатом районе Бакхед на Пичтри-роуд кондоминиумами Plaza Towers, спроектированными Тедом Леви, и Park Place on Peachtree. Многие станции Вашингтонского метрополитена, особенно старые, были построены в стиле брутализма. Историк архитектуры Уильям Джорди говорит, что, хотя Луи Кан был «склонен к тому, что он считал мускулистой позой большинства бруталистов», некоторые его работы «несомненно, были вдохновлены некоторыми из тех же идей, которые на мгновение сосредоточились на позиции бруталиста».
В Австралии примерами стиля брутализма являются художественная галерея Квинсленда Робина Гибсона, библиотека Фишера Кена Вулли в Университете Сиднея (еще одно здание его государственного офиса), Высокий суд Австралии и Гражданский центр Уорринга Кристофера Крингаса, здание MUSE (также называемое C7A MUSE), которое было первоначальной библиотекой в Университете Маккуори до того, как его заменила новая библиотека, и причал Всемирного торгового центра (WTC Wharf), а также (Всемирный торговый центр в Мельбурне). Джона Эндрюса в Австралии также демонстрируют этот стиль.
Канада обладает многочисленными примерами архитектуры брутализма. В годы, предшествовавшие 100-летию Конфедерации в 1967 году, федеральное правительство профинансировало строительство многих общественных зданий. Основные примеры брутализма, не все построенные в рамках Столетия Канады, включают Большой театр Квебека, Академию Мари-Гийар (ранее Complex-G), Отель Согласия и большую часть кампуса Университета Лаваля в Квебеке; Habitat 67, Площадь Бонавентуры, Дом радио Канады и несколько станций метро на зеленой линии Монреальского метрополитена; Центр Конфедерации Квебека Искусств в Шарлоттауне; в Национальном центре искусств в Оттаве; в больнице Отель-Дье в Кингстоне; в Научном центре Онтарио, библиотеке Робартса, колледже Рочдейл в Торонто; Королевском театральном центре Манитобы и здании Канадской зерновой комиссии в Виннипеге; и церкви Вестминстерского аббатства в Британской Колумбии.
В Сербии Божидар Янкович был представителем так называемой «Белградской школы проживания», которую можно определить по ее функционалистским отношениям на основе квартиры и подробно разработал архитектуру. Известный пример, Западные городские ворота, также известные как Genex Tower, представляют собой 36-этажный небоскреб в Белграде, Сербия, который был спроектирован в 1977 году Михаилом Митровичем. Он образован двумя башнями, соединенными двухэтажным мостом, и вращающимся рестораном наверху. Его высота составляет 117 м (384 фута), (с рестораном 135-140 м (443-459 футов)) и это вторая по высоте высотка в Белграде после башни Ушче. Здание было спроектировано в стиле брутализма с некоторыми элементами структурализма и конструктивизма. Он считается ярким представителем архитектуры брутализма в Сербии и одним из лучших в своем стиле, построенных в 1960-х и 1970-х годах в мире. Обработка формы и деталей слегка ассоциирует здание с постмодернизмом, и сегодня оно является одним из редких сохранившихся представителей раннего периода этого стиля в Сербии. Художественное воплощение ворот ознаменовало целую эпоху в сербской архитектуре.
В Вьетнаме архитектура бруталиста особенно популярна среди старых общественных зданий и ассоциируется с эпохой бао цп (букв. субсидирование), периодом, в течение которого страна следовала экономическому планированию советского типа. Многие советские архитекторы, в первую очередь Гарол Исакович, были отправлены во Вьетнам в то время, чтобы помочь обучать новых архитекторов, и на протяжении десятилетий играли влиятельную роль в формировании архитектурных стилей страны. Исакович себя также разработали некоторые из наиболее заметных брутального зданий во Вьетнаме, в том числе вьетнамо-советской дружбы Дворца культуры и Труда (1985). в его поздние годы, Исакович, которой было присвоено Героя Труда вьетнамским правительством в 1976 году, как говорят, отошел от брутального стиля и принял традиционного вьетнамского стилей в его конструкции, который был передан в некоторых вьетнамских архитекторов, Chủ nghĩa hiện đại địa phương (лит: местные модернизм) и hậu hiện đại (постмодернизм). В бывшем Южном Вьетнаме известные здания, которые, как говорят, несут элементы брутализма, включают Дворец независимости (1966) спроектированный Нго Вит Тхе, первый азиатский архитектор , ставший почетным членом Американского института архитекторов. Однако вопрос о том, была ли архитектура Южного Вьетнама до 1975 года брутализмом или нет, остается предметом спора, и некоторые архитекторы утверждали, что на самом деле это был модернизм. В последние годы общественное отношение во Вьетнаме к архитектуре брутализма изменилось негативно, но, как говорят, этот стиль недавно вернулся.
В университетских городках
Ранним примером архитектуры брутализма в британских университетах была пристройка к архитектурному факультету в Кембриджском университете в 1959 году под влиянием Лесли Мартина, заведующего кафедрой, по проекту Колина Сент-Джона Уилсона и Алекса Харди при участии студентов университета. Это вдохновило на создание новых зданий в стиле брутализма в Кембридже, включая Университетский центр, внесенный в список II степени, и колледж Черчилля, внесенный во второй класс. Здание исторического факультета, включенное в список II степени *, второе здание в Красной трилогии архитектора Джеймса Стирлинга (наряду с [59] и зданием Флори в Королевском колледже Оксфорда,
Строительство новых университетов в Великобритании в 1960-х годах открыло новые возможности для архитекторов-бруталистов. Первым был построен Университет Сассекса по проекту Бэзила Спенса, центральным зданием которого был назван Фалмер-Хаус I степени. Здание было описано как «встреча декоративно-прикладного искусства с модернизмом», с такими элементами, как кирпичи ручной работы, которые контрастируют с быстровозводимыми постройками других кампусов 1960-х годов, и колоннады из голых бетонных арок с досками на кирпичных опорах, вдохновленных Колизеем. Он также считается одним из «ключевых зданий брутализма» Королевским институтом британских архитекторов.
Работа Дениса Ласдуна в Университете Восточной Англии, включающая шесть связанных жилых помещений, обычно называемых «зиккуратами», считается одним из лучших примеров университетского городка в стиле брутализма 1960-х годов. Другие известные примеры включают лекционный корпус II класса в Университете Брунеля, который использовался в качестве локации в фильме Стэнли Кубрика 1971 года «Заводной апельсин», и Центральный зал Йоркского университета с прилегающими колледжами, спроектированный Робертом Мэтью, Johnson-Marshall & Partners, которые впоследствии построили университеты Бата, Стирлинга и Ольстера.
Примечательная пара зданий кампуса в стиле брутализма находится в Даремском университете, с мостом Кингсгейт, включенным в список I класса Уве Арупа (1963), одним из шести зданий, построенных после 1961 года, которые были отнесены к I классу к 2017 году, и домом Данелм Хаус, включенным в список II класса (Ричард Рейнс из Совместного партнерства архитекторов; 1964-66), описанным в своем списке как «передовое здание студенческого союза послевоенной эпохи в Англии » но спасен от сноса только в 2021 году после пятилетней кампании Общества двадцатого века.
Одним из самых ранних зданий в стиле брутализма в США было здание искусства и архитектуры, построенное Полом Рудольфом в 1963 году в Йельском университете, где в качестве заведующего кафедрой он был одновременно заказчиком и архитектором, что давало ему уникальную свободу исследовать новые направления. Проект Рудольфа 1964 года для Массачусетского Дартмутского университета является редким примером целого кампуса, спроектированного в стиле брутализма, и, по его мнению, был «наиболее полной реализацией его экспериментов с урбанизмом и монументальностью». Уолтер Нетш аналогичным образом спроектировал весь кампус Иллинойского университета в Чикаго Серкл (ныне Восточный кампус Иллинойского университета в Чикаго) в рамках единого бруталистского дизайна. Нетч также спроектировал бруталистскую библиотеку Джозефа Ригенштейна для Чикагского университета и Библиотеки Северо-Западного университета. Колледж Крафтон-Хиллз в Калифорнии был спроектирован архитектором в стиле модерн в пустыне Э. Стюартом Уильямсом в 1965 году и построен между 1966 и 1976 годами. Бруталистский дизайн Уильямса контрастирует с крутым рельефом местности и был выбран отчасти потому, что он обеспечивал защиту от пожара от окружающей среды.
Одним из самых известных зданий в стиле брутализма в Соединенных Штатах является библиотека Гейзеля в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Спроектированный Уильямом Перейрой и построенный в 1969-70 годах, он, как говорят, «представляет собой захватывающую связь между брутализмом и футуризмом», но изначально задумывался как модернистское здание из стали и стекла, прежде чем соображения стоимости привели к тому, что конструктивные элементы были переделаны из бетона и вынесены наружу здания. Мемориальный зал бруталиста Клоуза Эванса Вуллена III, центр исполнительских искусств, который открылся в 1963 году в кампусе Университета Батлера в Индианаполисе. В кампусе Университета Миннесоты на Западном берегу находится Центр Рариг, место проведения исполнительских искусств Ральфа Рапсона 1971 года постройки, которое было названо «лучшим примером в городах-побратимах стиля, называемого брутализмом». Фанер-холл в Университете Южного Иллинойса в Карбондейле долгое время вызывал споры из-за использования брутализма и считался бельмом на глазу в кампусе, сам университет считает, что у него «фасад, который может любить только мать».
В библиотеке Джозефа Марка Лауингера, главной библиотеке библиотечной системы Джорджтаунского университета, был спроектирован Джоном Карлом Варнеке и открыт в 1970 году. Первоначально задуманный с традиционным дизайном, похожим на другие здания Джорджтаунского университета, окончательный дизайн библиотеки Лауингера отражает брутализм и задумывался как современная интерпретация близлежащего Хили Холла, здания во фламандском романском стиле. Здание однажды получило награду за заслуги от Американского института архитекторов в 1976 году за выдающиеся достижения в области библиотечной архитектуры. Однако в последние годы, когда общественное отношение к брутализму изменилось, библиотеку стали называть одним из «самых уродливых» зданий в Джорджтауне и Вашингтоне, округ Колумбия.
Примеры бруталистских университетских городков можно найти и в других странах. Библиотека Робартса в Университете Торонто была спроектирована Уорнером, Бернсом, Тоаном и Лунде и построена между 1968 и 1973 годами. Хотя его называли «венцом бруталистского движения», его открытие в 1974 году произошло после того, как общественные настроения обратились против брутализма, что привело к его осуждению как «грубейшей ошибки самого большого масштаба». Университет Рэнда Африкаанса в Йоханнесбурге, Южная Африка (ныне кампус Кингсуэй в Окленд-парке, Университет Йоханнесбурга) в значительной степени бруталистский, задуманный как выражение африканской идентичности. Несколько университетов Юго-Восточной Азии также имеют бруталистский дизайн, в том числе в Медицинско-фармацевтическом университете Хошимина, в Королевском университете Пномпеня и в Индустриальном колледже Хюэ.
Прием
В статье 2014 года в The Economist отмечается ее непопулярность у общественности, отмечается, что кампания по сносу здания обычно направлена против бруталистского. В 2005 году британская телепрограмма Demolition провела общественное голосование, чтобы выбрать двенадцать зданий, которые следует снести, и восемь из выбранных были бруталистскими зданиями.
Один из аргументов заключается в том, что эта критика существует отчасти потому, что бетонные фасады плохо стареют во влажном, облачном морском климате, таком как в северо-западной Европе и Новой Англии. В этих климатических условиях бетон покрывается разводами от воды, а иногда мхом и лишайником, а также пятнами ржавчины от стальных арматурных стержней.
Критики стиля находят его непривлекательным из-за его «холодного» внешнего вида, создающего атмосферу тоталитаризма, а также ассоциации зданий с городским упадком из-за того, что материалы плохо выветриваются в определенных климатических условиях, а поверхности подвержены вандализму из-за граффити. Несмотря на это, стиль ценится другими, и в Соединенном Королевстве предпринимаются усилия по его сохранению.
Современный брутализм
Хотя движение бруталистов в значительной степени прекратилось к концу 1970-х- началу 1980-х, в значительной степени уступив место структурному экспрессионизму и деконструктивизму, с 2015 года к нему возродился интерес благодаря публикации множества руководств и книг, в том числе Brutal London (Zupagrafika, 2015), Brutalist London Map (2015), This Brutal World (2016), SOS Brutalism: глобальный обзор (2017) и роскошного Атласа архитектуры бруталиста ( Файдон, 2018).
Многие определяющие аспекты стиля были смягчены в новых зданиях: бетонные фасады часто подвергаются пескоструйной обработке для создания поверхности, похожей на камень, покрытой штукатуркой или состоящей из сборных элементов с рисунком. Эти элементы также встречаются при реконструкции старых зданий в стиле брутализма, таких как перепланировка Парк-Хилл в Шеффилде.
Вилла Гет была внесена в список исторически значимых административным советом округа Уппсала 3 марта 1995 года. Нескольким зданиям в стиле брутализма в Соединенном Королевстве был присвоен внесенный в список статус исторических, а другие, такие как Гиллеспи, Кидд и Койя Семинария Святого Петра, названная по результатам опроса архитекторов журнала Prospect величайшим послевоенным зданием Шотландии, стали предметом кампаний по сохранению. Подобные здания были признаны в Соединенных Штатах, такие как здание Pirelli Tire Building в Лонг-Уорф Нью-Хейвена. Общество двадцатого века безуспешно проводило кампанию против сноса британских зданий, таких как Tricorn Centre и многоэтажная автостоянка на Тринити-сквер, но успешно в случае с гаражом Preston bus Station, лондонской галереей Хейворд и другими.
Известные здания, которые были снесены, включают сады Робин Гуда Смитсона (2017) в Восточном Лондоне, Центральную библиотеку Бирмингема Джона Мэдина Джона Мэдина (2016), здание Американского института прессы Марселя Брейера в Рестоне, Вирджиния, Третью церковь Христа Аралдо Коссутты, «Ученый» в Вашингтоне, округ Колумбия (2014), и автостоянку на Уэлбек-стрит в Лондоне (2019).