Древнеримская архитектура приняла внешний язык классической древнегреческой архитектуры для целей древних римлян, но отличалась от греческих зданий, став новым архитектурным стилем. Эти два стиля часто считаются одним целым классической архитектуры. Римская архитектура процветала в Римской республике и в еще большей степени при Империи, когда было построено подавляющее большинство сохранившихся зданий. В ней использовались новые материалы, в частности римский бетон, и более новые технологии, такие как арка и купол, чтобы здания, как правило, были прочными и хорошо спроектированными. Большое их количество сохранилось в той или иной форме по всей бывшей империи, иногда полностью и используется до сих пор.
Римская архитектура охватывает период с основания Римской республики в 509 году до н.э. примерно до 4 века нашей эры, после чего она переклассифицируется в позднеантичную или византийскую архитектуру. Сохранилось несколько существенных примеров примерно до 100 года до нашей эры, и большинство основных памятников относятся к более поздней империи, примерно после 100 года нашей эры. Римский архитектурный стиль продолжал оказывать влияние на строительство в бывшей империи на протяжении многих веков, и стиль, используемый в Западной Европе примерно с 1000 года, называется романской архитектурой, чтобы отразить эту зависимость от основных римских форм.
Римляне начали добиваться значительной оригинальности в архитектуре только примерно в начале имперского периода, после того, как они объединили аспекты своей изначально этрусской архитектуры с другими, заимствованными из Греции, включая большинство элементов стиля, который мы сейчас называем классической архитектурой. Они перешли от трамбованной конструкции, основанной в основном на колоннах и перемычках, к конструкции, основанной на массивных стенах, подчеркнутых арками, а позже куполами, которые значительно развились при римлянах. Классические ордена теперь стали в основном декоративными, а не структурными, за исключением колоннад. Стилистические разработки включали тосканский и составной ордеры; первый представлял собой укороченный, упрощенный вариант дорического ордера, а Составной — высокий ордер с цветочным декором коринфского ордена и завитками ионического. В период примерно с 40 г. до н.э. по 230 г. н.э. было достигнуто большинство величайших достижений, прежде чем кризис Третьего века и более поздние смуты сократили богатство и организационную мощь центральных правительств.
Римляне построили массивные общественные здания и объекты гражданского строительства и были ответственны за значительные изменения в жилищном строительстве и общественной гигиене, например, за их общественные и частные бани и уборные, полы с подогревом в виде гипокауста, остекление из слюды (примеры в Ostia Antica) и трубопроводы горячей и холодной воды (примеры в Помпеях и Остии).
- Обзор
- Происхождение
- Римская архитектурная революция
- Купола
- Влияние на более позднюю архитектуру
- Материалы
- Камень
- Римский кирпич
- Римский бетон
- Типы зданий
- Амфитеатр
- Базилика
- Цирк
- Форум
- Horreum
- Insula
- Маяки
- Термы
- Храмы
- Театры
- Вилла
- Водяные мельницы
- Декоративные сооружения
- Монолиты
- Обелиски
- Римские сады
- Триумфальные арки
- Инфраструктура
- Дороги
- Акведук
- Мосты
- Каналы
- Цистерны
- Плотины
- Оборонительные стены
- Архитектурные особенности
- Мозаики
- Гипокауст
- Римские крыши
- Винтовая лестница
- Городская архитектура
- Значимые здания и площади
- Общественные здания
- Частная архитектура
- Гражданское строительство
- Военная инженерия
Обзор
Несмотря на технические достижения римлян, которые уводили их здания далеко от основной греческой концепции, где колонны были необходимы для поддержки тяжелых балок и крыш, они неохотно отказывались от классических порядков в официальных общественных зданиях, хотя они стали по сути декоративными. Однако они не чувствовали себя полностью ограниченными греческими эстетическими соображениями и относились к заказам со значительной свободой.
Инновации начались в III или II веке до нашей эры с разработки римского бетона в качестве легкодоступного дополнения или замены камня и кирпича. Вскоре последовали более смелые здания с огромными колоннами, поддерживающими широкие арки и купола. Свобода бетона также вдохновила на колоннаду экрана, ряд чисто декоративных колонн перед несущей стеной. В архитектуре меньшего масштаба прочность бетона освободила план этажа от прямоугольных ячеек к более свободной среде.
Такие факторы, как богатство и высокая плотность населения в городах, вынудили древних римлян открывать собственные новые архитектурные решения. Использование сводов и арок в сочетании с глубокими знаниями строительных материалов позволили им добиться беспрецедентных успехов в строительстве внушительной инфраструктуры общественного пользования. Примеры включают акведуки Рима, Термы Диоклетиана и Термы Каракаллы, базилики и Колизей. Они были воспроизведены в меньшем масштабе в самых важных городах империи. Некоторые сохранившиеся сооружения почти завершены, такие как городские стены Луго в Испании Тарраконенсис, ныне северная Испания. Административная структура и богатство Империи сделали возможными очень крупные проекты даже в местах, удаленных от основных центров, как и использование рабского труда, как квалифицированного, так и неквалифицированного.
Особенно во времена империи архитектура часто выполняла политическую функцию, демонстрируя мощь римского государства в целом и конкретных лиц, ответственных за строительство. Римская архитектура, возможно, достигла своего пика во времена правления Адриана, многие достижения которого включают восстановление Пантеона в его нынешнем виде и оставление своего следа в ландшафте северной Британии благодаря Стене Адриана.
Происхождение
Хотя многое заимствовано из предыдущей этрусской архитектуры, например, использование гидравлики и возведение арок, Римская престижная архитектура прочно оставалась под влиянием древнегреческой архитектуры и классических порядков. Первоначально это произошло из Великой Греции, греческих колоний на юге Италии, и косвенно из-за греческого влияния на этрусков, но после римского завоевания Греции непосредственно из лучших классических и эллинистических образцов в греческом мире. Влияние очевидно во многих отношениях; например, во введении и использовании триклиния на римских виллах в качестве места и способа трапезы. Римские строители нанимали греков на многих должностях, особенно во время великого строительного бума в ранней империи.
Римская архитектурная революция
Римская архитектурная революция, также известная как «бетонная революция», заключалась в широком использовании в римской архитектуре ранее малоиспользуемых архитектурных форм арки, свода и купола. Впервые в истории их потенциал был полностью использован при строительстве широкого спектра гражданских инженерных сооружений, общественных зданий и военных объектов. К ним относились амфитеатры, акведуки, бани, мосты, цирки, плотины, купола, гавани, храмы и театры. Согласно Готфриду Земперу, римская архитектура была «идеей мирового господства, выраженной в камне».
Решающим фактором в этом развитии, которое привело к тенденции к монументальной архитектуре, было изобретение римского бетона (opus caementicium), что привело к освобождению форм от диктата традиционных материалов камня и кирпича.
Это позволило построить множество акведуков по всей Римской империи, таких как акведук Сеговии, Пон-дю-Гар и одиннадцать акведуков Рима. На основе одних и тех же концепций были построены многочисленные мосты, некоторые из которых до сих пор используются в повседневной жизни, например, Пуэнте Романо в Мериде в Испании, а также Пон-Жюльен и мост в Везон-ла-Ромен, оба в Провансе, Франция. Купол позволил построить сводчатые потолки без поперечных балок и сделал возможными большие крытые общественные пространства, такие как общественные бани и базилики, такие как Пантеон Адриана, Термы Диоклетиана и Термы Каракаллы, все в Риме. Римляне впервые переняли арку у этрусков и внедрили ее в своем собственном здании. Использование арок, поднимающихся непосредственно из верхушек колонн, было римской разработкой, наблюдаемой с 1 века нашей эры, которая была очень широко принята в средневековой западной, византийской и исламской архитектуре.
Купола
Римляне были первыми строителями в истории архитектуры, реализовавшими потенциал куполов для создания больших и четко очерченных внутренних пространств.Купола были введены в ряде римских типов зданий, таких как храмы, термы, дворцы, мавзолеи, а позже и в церквях. Полукупола также стали излюбленным архитектурным элементом и были приняты в качестве апсид в христианской сакральной архитектуре.
Монументальные купола начали появляться в 1 веке до нашей эры в Риме и провинциях вокруг Средиземного моря. Наряду с сводами они постепенно заменили традиционную конструкцию столбов и перемычек, в которой используются колонны и архитрав. Строительству куполов значительно способствовало изобретение бетона, процесс, который был назван римской архитектурной революцией. Их огромные размеры оставались непревзойденными до появления каркасов из конструкционной стали в конце 19 века.
Влияние на более позднюю архитектуру
Римская архитектура обеспечила базовый словарь дороманской и романской архитектуры и распространилась по христианской Европе далеко за пределы старых границ империи, например, в Ирландию и Скандинавию. На Востоке византийская архитектура разработала новые стили церквей, но большинство других зданий оставались очень близкими к позднеримским формам. То же самое, в свою очередь, можно сказать о исламской архитектуре, где римские формы долгое время сохранялись, особенно в частных зданиях, таких как жилые дома и турецкая баня, и гражданском строительстве, таком как укрепления и мосты.
В Европе итальянский Ренессанс ознаменовался сознательным возрождением правильных классических стилей, изначально основанных исключительно на римских примерах. Витрувий был уважительно переосмыслен рядом авторов-архитекторов, а тосканский и Составной ордена впервые были формализованы, чтобы дать пять, а не три ордена. После расцвета архитектуры барокко, неоклассическая архитектура 18 века возродила более чистые версии классического стиля и впервые добавила прямое влияние греческого мира.
Развились многочисленные местные классические стили, такие как архитектура палладио, георгианская архитектура и архитектура эпохи Регентства в англоязычном мире, федеральная архитектура в Соединенных Штатах, а позже раздетый классицизм и PWA Moderne.
Римское влияние можно обнаружить вокруг нас сегодня, в банках, правительственных зданиях, больших домах и даже небольших домиках, возможно, в форме крыльца с дорическими колоннами и фронтоном, в камине или мозаичном полу для душа, заимствованном из римского оригинала, часто из Помпеи или Геркуланума. Могучие колонны, купола и арки Рима отдаются эхом и в Новом Свете, где в Вашингтоне, Округ Колумбия стоят здание Капитолия, Белый дом, Мемориал Линкольна и другие правительственные здания. По всей территории США здания региональных органов власти обычно строились в великих традициях Рима, с огромными пролетами каменных ступеней, ведущими к высоким портикам с колоннами, с огромными куполами, позолоченными или украшенными внутри в тех же или похожих темах, которые были популярны в Риме.
За последние пять столетий в Великобритании с аналогичным энтузиазмом были построены тысячи зданий в неоклассическом стиле, как гражданских, так и бытовых, и многие из самых величественных загородных домов и особняков выполнены в чисто классическом стиле, очевидным примером чего является Букингемский дворец.
Материалы
Камень
Мрамор встречается не особенно близко к Риму и редко использовался там до Августа, который, как известно, хвастался, что нашел Рим кирпичным и оставил его мраморным, хотя в основном это было в качестве облицовки для кирпича или бетона. Храм Геркулеса Победителя конца 2 века до нашей эры — самое раннее сохранившееся исключение в Риме. Со времен правления Августа каменоломни в Карраре были широко развиты для столицы, и использовались другие источники по всей империи, особенно престижный греческий мрамор, такой как парианский. Травертин известняк был найден гораздо ближе, вокруг Тиволи, и использовался с конца Республики; Колизей в основном построен из этого камня, обладающего хорошей несущей способностью, с кирпичной сердцевиной. По всей империи использовались другие более или менее местные камни.
Римляне любили роскошный импортный цветной мрамор с причудливыми прожилками, и интерьеры наиболее важных зданий часто облицовывались такими плитами, которые сейчас обычно демонтируют даже там, где здание сохранилось. Импорт из Греции для этой цели начался во 2 веке до нашей эры.
Римский кирпич
Римляне усовершенствовали производство кирпича в течение первого столетия своей империи и использовали его повсеместно, как в общественном, так и в частном строительстве. Они повсюду применяли свои навыки изготовления кирпича, знакомя с этим ремеслом местное население. В римских легионах, которые управляли собственными печами, кирпичи были завезены во многие части Империи; на кирпичах часто стоит знак легиона, который контролировал их производство. Использование кирпича, например, в южной и западной Германии, можно проследить до традиций, уже описанных римским архитектором Витрувием. На Британских островах за внедрением древними римлянами римского кирпича последовал разрыв в производстве основного кирпича на 600-700 лет.
Римский бетон
Бетон быстро вытеснил кирпич в качестве основного строительного материала, и вскоре последовали более смелые здания с большими колоннами, поддерживающими широкие арки и купола, а не плотные ряды колонн, подвешивающих плоские наличники. Свобода бетона также вдохновила на колоннаду экрана, ряд чисто декоративных колонн перед несущей стеной. В архитектуре меньшего масштаба прочность бетона освободила план этажа от прямоугольных ячеек к более свободной среде. Большинство этих разработок описаны Витрувием, писавшим в первом веке до нашей эры в своей работе «Об архитектуре».
Хотя бетон в Месопотамии использовался в незначительных масштабах, римские архитекторы усовершенствовали римский бетон и использовали его в зданиях, где он мог стоять сам по себе и выдерживать большой вес. Впервые римляне применили бетон в городе Коза примерно после 273 года до нашей эры. Древнеримский бетон представлял собой смесь известкового раствора, заполнителя, пуццолана, воды и камней и был прочнее, чем ранее использовавшиеся бетоны. Древние строители помещали эти ингредиенты в деревянные рамы, где они затвердевали и приклеивались к облицовке камнями или (чаще) кирпичами. Используемые заполнители часто были намного крупнее, чем в современном бетоне, и представляли собой щебень.
Когда каркас был демонтирован, новая стена была очень прочной, с шероховатой поверхностью из кирпича или камней. Эту поверхность можно было сгладить и облицовать привлекательной штукатуркой или тонкими панелями из мрамора или других цветных камней, называемыми «облицовкой». Бетонное строительство оказалось более гибким и менее затратным, чем строительство монолитных каменных зданий. Материалы были легкодоступны и их не составляло труда транспортировать. Деревянные каркасы можно было использовать несколько раз, что позволяло строителям работать быстро и эффективно. Бетон, возможно, является римским вкладом, наиболее актуальным для современной архитектуры.
Типы зданий
Амфитеатр
Амфитеатр был вместе с триумфальной аркой и базиликой единственным крупным зданием нового типа, разработанным римлянами. Одними из самых впечатляющих светских зданий являются амфитеатры, которых известно более 200, и многие из которых хорошо сохранились, например, в Арле, а также его прародитель, Колизей в Риме. Они использовались для гладиаторских состязаний, публичных показов, публичных собраний и боев быков, традиция которых до сих пор сохранилась в Испании и Португалии. Их типичная форма, функции и название отличают их от римских театров, которые имеют более или менее полукруглую форму; от цирков (похожих на ипподромы), чьи гораздо более длинные трассы были предназначены в основном для соревнований на лошадях или колесницах; и от небольших стадионов, которые в первую очередь предназначались для легкой атлетики и беговых дорожек.
Самые ранние римские амфитеатры датируются серединой первого века до нашей эры, но большинство из них были построены при императоре, начиная с периода Августа (27 г. до н.э.–14 г. н.э.). Императорские амфитеатры строились по всей Римской империи; самый большой вмещал 40 000-60 000 зрителей, а самые сложные отличались многоэтажными аркадными фасадами и были искусно украшены мрамором, лепниной и скульптурами. После окончания гладиаторских игр в 5 веке и убийств животных в 6 веке большинство амфитеатров пришли в упадок, а их материалы были добыты или переработаны. Некоторые из них были снесены, а другие превращены в укрепления. Некоторые продолжали служить удобными открытыми местами для встреч; в некоторых из них были расположены церкви.
С архитектурной точки зрения они, как правило, являются примером использования римлянами классических ордеров для украшения больших бетонных стен, прорезанных через определенные промежутки времени, где колоннам нечего поддерживать. Однако с эстетической точки зрения формула удачна.
Базилика
Римская базилика была большим общественным зданием, где можно было решать деловые или юридические вопросы. Обычно они были местом, где магистраты вершили суд, и использовались для других официальных церемоний, выполняя многие функции современной ратуши. Первые базилики не имели религиозной функции. Еще во времена Августа общественная базилика для ведения бизнеса была частью любого поселения, считавшего себя городом, и использовалась так же, как крытые рыночные дома позднего средневековья в северной Европе, где конференц-зал из-за нехватки городского пространства располагался над аркадами. Хотя их форма была различной, базилики часто содержали внутренние колоннады, которые разделяли пространство, образуя проходы или аркады с одной или обеих сторон, с апсидой на одном конце (или реже на каждом конце), где заседали магистраты, часто на слегка приподнятом помосте. Центральный проход, как правило, был широким и располагался выше боковых проходов, чтобы свет мог проникать через этажные окна.
Старейшая известная базилика, базилика Порча, была построена в Риме в 184 году до н.э. Катоном Старшим в то время, когда он был цензором. Другие ранние примеры включают базилику в Помпеях (конец 2 века до нашей эры). После того, как христианство стало официальной религией, форма базилики была признана подходящей для первых крупных общественных церквей, с целью избежать реминисценций греко-римской формы храма.
Цирк
Римский цирк был большой площадкой под открытым небом, используемой для проведения публичных мероприятий в древней Римской империи. Цирки были похожи на древнегреческие ипподромы, хотя цирки служили разным целям и отличались дизайном и конструкцией. Наряду с театрами и амфитеатрами цирки были одним из главных развлекательных заведений того времени. Цирки были местами проведения гонок на колесницах, скачек, и там проводились представления, посвященные важным событиям Империи. Из-за мероприятий, связанных с реконструкцией морских сражений, цирк был затоплен водой.
Пространство для выступлений римского цирка обычно представляло собой, несмотря на его название, продолговатый прямоугольник из двух линейных участков гоночной трассы, разделенных срединной полосой, проходящей по длине примерно на две трети трассы, соединенной на одном конце с полукруглой секцией, а на другом конце с неразделенным участком трассы, закрытым (в большинстве случаев) характерными стартовыми воротами, известными как каркасы, создавая тем самым трассу для гонок.
Форум
В годы Республики Август утверждал, что «построил город из кирпича и оставил его в мраморе». Хотя велика вероятность того, что это было преувеличением, есть что сказать в пользу притока мрамора на Римский форум начиная с 63 года до нашей эры. Во время правления Августа Форум был описан как «более просторное и свободное пространство, чем Форум имперских времен». Форум начал претерпевать еще большие изменения с прибытием Юлия Цезаря, который разработал обширные планы рыночного центра. Хотя смерть Цезаря наступила преждевременно, его идеи, а также идеи Августа в отношении Форума оказались самыми влиятельными на долгие годы. Согласно книге Уолтера Деннисона «Римский форум, каким его видел Цицерон», автор пишет, что «перенос общественных дел на более крупные и великолепные императорские форумы, возведенные поблизости, привел к отказу от общего дизайна Римского форума».
В каждом городе был по крайней мере один форум разного размера. В дополнение к своей стандартной функции рыночной площади, форум был местом сбора, имеющим большое социальное значение, и часто ареной разнообразных мероприятий, включая политические дискуссии, рандеву, собрания и т.д. Наиболее известным примером является Римский форум, самый ранний из нескольких в Риме. В новых римских городах форум обычно располагался на пересечении главных улиц север–юг и восток–запад (кардо и декуманус) или недалеко от них. На всех форумах в северной части был бы Храм Юпитера, а также другие храмы, а также базилика; общественная таблица мер и весов, чтобы покупатели на рынке могли убедиться, что им не продают короткие меры; и часто поблизости были бы бани.
Horreum
Хорреум был типом общественного склада, использовавшегося в древнеримский период. Хотя латинский термин часто используется для обозначения зернохранилищ, римские хореи использовались для хранения многих других видов расходных материалов; гигантские хореи-гальбы в Риме использовались не только для хранения зерна, но и оливкового масла, вина, продуктов питания, одежды и даже мрамора. К концу имперского периода в Риме насчитывалось почти 300 хорреа для удовлетворения своих потребностей. Самые большие были огромными даже по современным стандартам; в отеле Horrea Galbae было 140 комнат только на первом этаже, занимавших площадь около 225 000 квадратных футов (20 900 квадратных метров).
Первые хорреи были построены в Риме ближе к концу 2 века до нашей эры, причем первый известный общественный хорреум был построен злополучным трибуном Гаем Гракхом в 123 году до нашей эры. Это слово стало применяться к любому месту, предназначенному для хранения товаров; таким образом, оно часто использовалось для обозначения подвалов (horrea subterranea), но оно также могло быть применено к месту, где хранились произведения искусства, или даже к библиотеке. Некоторые общественные хранилища функционировали в некотором роде как банки, где можно было хранить ценности, но наиболее важным классом хранилищ были те, где государством хранились и распределялись продукты питания, такие как зерно и оливковое масло.
Считается, что само слово имеет лингвистические корни, связанные со словом hordeum, что в переводе с латыни означает ячмень. В издательстве Университета Джона Хопкинса, The Classical Weekly говорится, что «Плиний Старший действительно проводит различие между этими двумя словами. Он описывает хорреум как сооружение из кирпича, стены которого были толщиной не менее трех футов; в нем не было окон или отверстий для вентиляции». Кроме того, на складах также хранились масло и вино, а также использовались большие кувшины, которые могли служить тайниками для большого количества продуктов. Эти склады также использовались для хранения крупных сумм денег и использовались так же, как личные хранилища сегодня. «Эти хорреи были разделены, так что можно было арендовать только столько места, сколько хотелось, целую комнату (cella), чулан (armarium) или только сундук или сейф (arca, arcula, locus, loculus)».
Insula
Многоэтажные жилые дома, называемые insulae, удовлетворяли самые разные жилые потребности. Самые дешевые номера были наверху из-за невозможности сбежать в случае пожара и отсутствия водопровода. Окна в основном были маленькими, выходили на улицу, с железными защитными решетками. Изоляторы часто были опасны, нездоровы для здоровья и подвержены пожарам из-за перенаселенности и бессистемного приготовления пищи. В римском портовом городе Остия есть примеры, относящиеся ко времени правления Траяна, но, похоже, они были найдены в основном в Риме и нескольких других местах. Другие авторы сообщают о них как о чем-то замечательном, но Ливий и Витрувий ссылаются на них в Риме. Внешние стены были выполнены в opus reticulatum, а интерьеры — в opus incertum, которые затем оштукатуривались и иногда окрашивались.
Чтобы осветлить небольшие темные комнаты, некоторые жильцы могут позволить себе покрасить стены красочными фресками. Были найдены примеры сцен джунглей с дикими животными и экзотическими растениями. Имитацию окон (trompe-l’œil) иногда раскрашивали, чтобы комнаты казались менее тесными.
В Древнем Риме были тщательно продуманные и роскошные дома, принадлежавшие элите. Обычный дом или городская квартира простолюдина или плебея не содержал много предметов роскоши. В domus, или резиденции на одну семью, жили только состоятельные люди в Риме, причем большинство из них имели планировку закрытого помещения, состоящего из одной или двух комнат. Между 312 и 315 годами нашей эры в Риме было 1781 дом и 44 850 квартир.
Инсулы были предметом дискуссий историков римской культуры, определяющих различные значения этого слова. nsula было словом, используемым для описания многоквартирных домов или самих квартир, означающим квартиру или жилую комнату, демонстрируя, насколько маленькими были квартиры для плебеев. Первоначально городские кварталы представляли собой уличные кварталы, а позже начали разделяться на более мелкие подразделения, при этом слово insula относится как к кварталам, так и к более мелким подразделениям. В островке находились сенакулы, таберны, складские помещения под лестницей и магазины на нижнем этаже. Другим типом жилья для плебеев был ценакулум, квартира, разделенная на три отдельные комнаты: кубикулум, экседра и медианум. Обычные римские квартиры представляли собой в основном скопление строений меньшего и большего размера, многие с узкими балконами, которые представляют загадку в отношении их использования, без дверей для доступа к ним, и им не хватало чрезмерного убранства и демонстрации богатства, присущих домам аристократов. Роскошь в домах была редкостью, поскольку жизнь обычного человека не заключалась в том, чтобы находиться в своих домах, поскольку вместо этого они ходили в общественные бани и занимались другими общественными делами.
Маяки
Многие маяки были построены по всему Средиземноморью и на побережьях империи, включая башню Геркулеса в Ла-Корунье на севере Испании, сооружение, сохранившееся до наших дней. Маяк меньшего размера в Дувре, Англия, также существует в виде руин, примерно вдвое меньших высоты оригинала. Свет должен был обеспечиваться огнем на вершине сооружения.
Термы
Во всех римских городах была по крайней мере одна терма, популярное место для общественных купаний, физических упражнений и общения. Физические упражнения могли включать борьбу и поднятие тяжестей, а также плавание. Купание было важной частью римского дня, где можно было провести несколько часов по очень низкой цене, субсидируемой правительством. Более состоятельных римлян часто сопровождал один или несколько рабов, которые выполняли любые необходимые задачи, такие как принесение прохладительных напитков, охрана ценностей, предоставление полотенец, а в конце сеанса наносили оливковое масло на тела своих хозяев, которое затем соскребали стригилом, скребком из дерева или кости.
Римские бани также были предусмотрены для частных вилл, таунхаусов и фортов. Обычно они снабжались водой из соседней реки или ручья или по акведуку. Дизайн терм обсуждается Витрувием в De architectura.
Храмы
Римские храмы были одними из самых важных и богатых зданий римской культуры, хотя лишь немногие сохранились в сколько-нибудь законченном виде. Их строительство и техническое обслуживание были важной частью древнеримской религии, и во всех городах любого значения был по крайней мере один главный храм, а также святыни поменьше. В главном помещении (целла) размещалось культовое изображение божества, которому был посвящен храм, и часто небольшой алтарь для благовоний или возлияний. За целлой находилась комната или комнаты, используемые служителями храма для хранения оборудования и подношений.
Сохранились остатки многих римских храмов, прежде всего в самом Риме, но относительно немногие почти завершенные образцы были почти все преобразованы в христианские церкви, обычно спустя значительное время после первоначального триумфа христианства при Константине. Упадок римской религии был относительно медленным, и сами храмы не были переданы правительством до указа императора Гонория в 415 году. Некоторые из старейших сохранившихся храмов включают Храм Геркулеса Победителя (середина 2 века до н.э.) и Храм Портунуса (120-80 годы до н.э.), оба стоят на форуме Боариум. Оригинальные мраморные колонны храма Януса в римском форуме Холиториум, посвященные Гаем Дуилием после его морской победы в битве при Милях в 260 г. до н.э., до сих пор стоят как компонент внешней стены церкви Сан-Никола-ин-Карсере эпохи Возрождения.
Форма римского храма была в основном заимствована из этрусской модели, но с использованием греческих стилей. Римские храмы подчеркивали фасад здания, который следовал моделям греческого храма и обычно состоял из широких ступеней, ведущих к портику с колоннами, пронаосу и обычно треугольному фронтону наверху, который был заполнен скульптурами в самых грандиозных образцах; это было так же часто из терракоты, как и из камня, и никаких примеров не сохранилось, кроме фрагментов. Однако, в отличие от греческих моделей, которые обычно уделяли равное внимание всем сторонам храма, которые можно было осмотреть и приблизиться со всех сторон, боковые и задняя части римских храмов могли быть в значительной степени не украшены (как в Пантеоне, Риме и храме Вик), недоступны по ступеням (как в Мезон Карре и Вик) и даже переходить в другие здания. Как и в Доме Карре, боковые колонны могут быть зацепленными колоннами, выходящими из стены («зацепленными» в архитектурной терминологии). Платформа, на которой располагался храм, в римских образцах обычно поднималась выше, чем в греческих, на десять, двенадцать или более ступеней, а не на три, типичные для греческих храмов; Храм Клавдия был поднят на двадцать ступеней. Обычно эти ступени были только спереди и, как правило, не по всей ширине.
Греческие классические порядки во всех их деталях были тщательно соблюдены на фасадах храмов, как и в других престижных зданиях. Однако идеализированные пропорции между различными элементами, изложенные единственным выжившим значительным римским писателем об архитектуре, Витрувием, и последующими писателями итальянского Возрождения, не отражают реальной римской практики, которая могла быть очень изменчивой, хотя всегда стремилась к балансу и гармонии. Следуя эллинистической тенденции, коринфский ордер и его вариант Составной ордер были наиболее распространены в сохранившихся римских храмах, но для небольших храмов, подобных тому, что в Алькантаре, можно было использовать простой тосканский ордер.
Существовали значительные местные различия в стиле, поскольку римские архитекторы часто пытались включить элементы, которые население ожидало увидеть в своей священной архитектуре. Особенно это было характерно для Египта и Ближнего Востока, где различным традициям строительства больших каменных храмов насчитывалось уже тысячелетия. Романо-кельтский храм был простым стилем для небольших храмов, встречавшихся в Западной империи, и, безусловно, наиболее распространенным типом в Римской Британии. В ней часто отсутствовали какие-либо отличительные классические черты, и, возможно, она имела значительную преемственность с доримскими храмами кельтской религии.
Театры
Римские театры были построены во всех областях империи, от Испании до Ближнего Востока. Из-за способности римлян влиять на местную архитектуру по всему миру было построено множество театров с уникальными римскими атрибутами.
Эти здания были полукруглыми и обладали определенными присущими им архитектурными структурами, с незначительными отличиями в зависимости от региона, в котором они были построены. Фронтальные сцены представляли собой высокую заднюю стену сцены, поддерживаемую колоннами. Авансцена представляла собой стену, которая поддерживала передний край сцены с богато украшенными нишами по бокам. Влияние эллинизма проявляется в использовании авансцены. В римском театре также был подиум, который иногда поддерживал колонны scaenae frons. Сцены изначально не были частью самого здания, а были построены только для того, чтобы обеспечить достаточный фон для актеров. Со временем он стал частью самого здания, сделанного из бетона. Сам театр был разделен на сцену (оркестр) и зону для сидения (зрительный зал). Вомитория, или входы и выходы, были предоставлены аудитории.
Вилла
Римская вилла была загородным домом, построенным для высшего класса, в то время как domus был домом богатой семьи в городе. В империи было много видов вилл, не все из них богато украшены мозаичными полами и фресками. В провинции любой загородный дом с некоторыми декоративными элементами в римском стиле современные ученые могут назвать «виллой». Некоторые, например, вилла Адриана в Тиволи, были дворцами удовольствий, такими как те, что располагались на прохладных холмах в пределах легкой досягаемости от Рима, или, как Вилла папирусов в Геркулануме, в живописных местах с видом на Неаполитанский залив. Некоторые виллы были больше похожи на загородные дома Англии, видимого средоточия власти местного магната, такие как знаменитый дворец, вновь открытый в Фишборне в Сассексе.
Также были известны пригородные виллы на окраинах городов, такие как виллы Средней и Поздней республиканской формации, которые примыкали к Марсовому полю, в то время находившемуся на окраине Рима, и которые также можно увидеть за городскими стенами Помпеи, включая Виллу мистерий, известную своими фресками. Эти ранние загородные виллы, такие как та, что находится на территории римского зрительного зала или в Гроттароссе в Риме, демонстрируют древность и наследие виллы субурбана в Центральной Италии. Вполне возможно, что эти ранние загородные виллы также на самом деле были средоточием власти (возможно, даже дворцами) региональных лидеров или глав важных семей (gentes).
Виллы третьего типа служили организационным центром крупных фермерских поместий, называемых латифундиями; таким виллам могло не хватать роскоши. К 4 веку вилла могла означать просто сельскохозяйственное поместье или ферму: Иероним перевел Евангелие от Марка (xiv, 32) хорион, описывающий оливковую рощу Гефсимании с виллой, без вывода о том, что там были какие-либо жилища (Католическая энциклопедия «Гефсимания»).
С колоссальным дворцом Диоклетиана, построенным в сельской местности, но позже превращенным в укрепленный город, возникает форма жилого замка, предвосхищающая средневековье.
Водяные мельницы
Первоначальное изобретение водяной мельницы, по-видимому, произошло в эллинизированном восточном Средиземноморье после завоеваний Александра Македонского и расцвета эллинистической науки и техники. В последующую римскую эпоху использование водной энергии было диверсифицировано и появились различные типы водяных мельниц. К ним относятся все три варианта вертикального водяного колеса, а также горизонтального водяного колеса. Помимо основного применения для помола муки, энергия воды также применялась для растирания зерна, дробления руды, распиливания камней и, возможно, валки и мехов для железных печей.
Декоративные сооружения
Монолиты
В архитектуре монолит — это сооружение, которое было извлечено как единое целое из окружающей матрицы или обнажения породы. Монолиты встречаются во всех типах римских зданий. Они были либо: добыты в карьере без перемещения; либо добыты в карьере и перемещены; либо добыты в карьере, перемещены и подняты с земли на свое место (например, архитравы); либо добыты в карьере, перемещены и установлены в вертикальном положении (например, колонны).
Транспортировка осуществлялась по суше или воде (или сочетанием того и другого), в более позднем случае часто на специально построенных судах, таких как носители обелисков. Для подъемных операций древние краны использовались с 515 г. до н.э., например, при строительстве колонны Траяна.
Обелиски
Обелиск — это высокий, четырехгранный, узко сужающийся памятник, который заканчивается пирамидальной формой наверху. Первоначально строители, древние египтяне, называли их «техену». Греки, которые их видели, использовали для их описания греческое «obeliskos», и это слово перешло в латынь, а затем в английский. Римляне заказывали обелиски в древнеегипетском стиле. Примеры включают:
- Арль, Франция – Арльский обелиск, на Площади Республики, римский обелиск 4 века
- Беневенто, Италия – три римских обелиска
- Munich – obelisk of Titus Sextius Africanus, Staatliches Museum Ägyptischer Kunst, Kunstareal, 1st century AD, 5.80 m
- Рим – в Риме есть пять древнеримских обелисков.
Римские сады
На римские сады оказали влияние египетские, персидские и греческие методы садоводства.В Древнем Лациуме сад был частью каждой фермы. Согласно Катону Старшему, каждый сад должен находиться рядом с домом и иметь цветочные клумбы и декоративные деревья. Гораций писал, что в его время цветочные сады стали национальной прихотью.
Сады не предназначались для особо богатых. Раскопки в Помпеях показывают, что сады, прилегающие к жилым домам, были уменьшены, чтобы соответствовать пространственным ограничениям дома среднестатистического римлянина. Модифицированные версии римских садовых проектов были приняты в римских поселениях в Африке, Галлии и Британии. Поскольку городские дома были заменены высокими изолятами (многоквартирными домами), эти городские сады были заменены оконными коробками или садами на крышах.
Триумфальные арки
Триумфальная арка — монументальное сооружение в форме арочного прохода с одним или несколькими арочными проходами, часто предназначенными для перекрытия дороги. Происхождение римской триумфальной арки неясно, за исключением временных сооружений, внешний вид которых неизвестен, возведенных для римских триумфов при Римской республике и позже. В римском мире были предшественники постоянной триумфальной арки; в Италии этруски использовали искусно украшенные одиночные арки в качестве ворот или порталов в свои города. Сохранившиеся образцы этрусских арок до сих пор можно увидеть в Перудже и Вольтерре. Два ключевых элемента триумфальной арки – арка с круглым верхом и квадратный антаблемент — долгое время использовались как отдельные архитектурные элементы в Древней Греции.
Инновацией римлян было использование этих элементов в единой отдельно стоящей конструкции. Колонны стали чисто декоративными элементами на внешней стороне арки, в то время как антаблемент, освобожденный от своей роли опоры здания, стал обрамлением для гражданских и религиозных посланий, которые хотели передать строители арки. Мало что известно о том, как римляне смотрели на триумфальные арки. Плиний Старший, писавший в первом веке нашей эры, был единственным древним автором, обсуждавшим их. Он писал, что они были предназначены для «возвышения над обычным миром» образа уважаемого человека, обычно изображаемого в виде статуи с квадригой.
Большинство римских триумфальных арок были построены в имперский период. К четвертому веку нашей эры в Риме насчитывалось 36 таких арок, из которых сохранились три – арка Тита (81 г. н.э.), Арка Септимия Севера (203-205) и арка Константина (312). Многочисленные арки были построены в других частях Римской империи. Наиболее распространенной была одинарная арка, но также было построено множество тройных арок, из которых Триумфальная арка Оранжа (ок. 21 г. н.э.) является самым ранним сохранившимся примером. Со 2 века нашей эры было построено множество примеров квадрифронов arcus – квадратной триумфальной арки, возведенной над перекрестком, с арочными проемами со всех четырех сторон, особенно в Северной Африке. Арочное строительство в Риме и Италии уменьшилось после правления Траяна (98-117 гг. н.э.), но оставалось широко распространенным в провинциях во 2 и 3 веках нашей эры; их часто возводили в ознаменование императорских визитов.
Орнамент арки должен был служить постоянным визуальным напоминанием о триумфе и триумфаторе. Фасад был украшен мраморными колоннами, а простенки и чердаки — декоративными карнизами. Скульптурные панно изображали победы и достижения, подвиги триумфатора, захваченное оружие врага или само триумфальное шествие. На шпандрелях обычно изображались летающие Победы, в то время как на чердаке часто имелась дарственная надпись, называющая и восхваляющая триумфатора. Опоры и внутренние проходы также были украшены рельефами и отдельно стоящими скульптурами. Хранилище было украшено сундуками. Некоторые триумфальные арки были увенчаны статуей или currus triumphalis, группой статуй, изображающих императора или полководца в квадриге.
Надписи на римских триумфальных арках сами по себе были произведениями искусства, с очень тонко вырезанными, иногда позолоченными буквами. Форма каждой буквы и расстояние между ними были тщательно продуманы для максимальной ясности и простоты, без каких-либо декоративных завитушек, подчеркивая римский вкус к сдержанности и порядку. Эта концепция того, что позже стало искусством типографии, остается фундаментально важной и по сей день.
Инфраструктура
Дороги
Римские дороги были жизненно важны для поддержания и развития Римского государства и строились примерно с 500 г. до н.э. в ходе расширения и консолидации Римской Республики и Римской империи. Они обеспечивали эффективные средства передвижения по суше армий, должностных лиц и гражданских лиц, а также перевозки официальных сообщений и торговых товаров по внутренним водам. На пике развития Рима от столицы расходилось не менее 29 крупных военных магистралей, а 113 провинций Поздней империи были соединены 372 магистралями. Римские дорожники ориентировались на нормативную ширину (см. Законы и стандарты выше), но фактическая ширина была измерена на уровне от 3,6 фута (1,1 м) до более чем 23 футов (7,0 м). Сегодня бетон истерся в местах вокруг камней, создавая впечатление очень ухабистой дороги, но первоначальная практика заключалась в создании поверхности, которая была бы гораздо ближе к ровной.
Акведук
Римляне построили многочисленные акведуки, чтобы доставлять воду из отдаленных источников в свои города, снабжая общественные бани, отхожие места, фонтаны и частные дома. Сточные воды удалялись сложными канализационными системами и сбрасывались в близлежащие водоемы, поддерживая города в чистоте и без стоков. Акведуки также обеспечивали водой горнодобывающую промышленность, мукомольную промышленность, фермы и сады.
Акведуки перемещали воду только под действием силы тяжести, строясь с небольшим уклоном вниз по каналам из камня, кирпича или бетона. Большинство из них были погребены под землей и повторяли ее контуры; препятствующие вершины обходили стороной или, реже, прокладывали туннели. Там, где пересекались долины или низменности, трубопровод прокладывался по мостовым конструкциям или его содержимое подавалось в свинцовые, керамические или каменные трубы высокого давления и перекачивалось через них. Большинство систем акведуков включали отстойники, шлюзы и распределительные резервуары для регулирования подачи по мере необходимости.
Первый акведук Древнего Рима – Аква Аппиа – снабжал водой фонтан, расположенный на городском рынке крупного рогатого скота в четвертом веке до нашей эры. К третьему веку нашей эры в городе было одиннадцать акведуков, которые поддерживали население более миллиона человек за счет экономии воды; большая часть воды снабжала многочисленные общественные бани города. Города и муниципалитеты по всей Римской империи подражали этой модели и финансировали акведуки как объекты общественного интереса и гражданской гордости, «дорогую, но необходимую роскошь, к которой все могли стремиться и стремились».
Большинство римских акведуков оказались надежными и долговечными; некоторые сохранялись до раннего нового времени, а некоторые до сих пор частично используются. Методы обследования и строительства акведуков отмечены Витрувием в его работе «Об архитектуре» (1 век до н.э.). Генерал Фронтин в своем официальном отчете дает более подробную информацию о проблемах, использовании и злоупотреблениях общественным водоснабжением Императорского Рима. Известные примеры архитектуры акведуков включают опорные опоры Акведука Сеговии и подпитываемые акведуком цистерны Константинополя.
Мосты
Римские мосты, построенные древними римлянами, были первыми большими и долговечными мостами. Римские мосты были построены из камня и имели арку в качестве основной конструкции. Также чаще всего используется бетон, который римляне первыми начали использовать для мостов.
Римские арочные мосты обычно были полукруглыми, хотя некоторые были сегментными (например, мост Альконетар). Сегментарная арка — это арка меньше полукруга. Преимущества сегментарного арочного моста заключались в том, что он пропускал под собой большое количество паводковой воды, что предотвратило бы снос моста во время наводнений, а сам мост мог бы быть более легким. Как правило, римские мосты имели клиновидные первичные арочные камни (вуссуары) одинакового размера и формы. Римляне строили как однопролетные, так и длинные многоарочные акведуки, такие как Пон-дю-Гар и акведук Сеговии. Их мосты с самого раннего времени имели отверстия для затопления в опорах, например, в понсе Фабрициуса в Риме (62 г. до н.э.), одном из старейших сохранившихся крупных мостов в мире. Римские инженеры были первыми и до промышленной революции единственными, кто построил мосты из бетона, которые они назвали opus caementicium. Снаружи обычно облицовывали кирпичом или тесаным деревом, как на мосту Алькантара.
Римляне также внедрили сегментные арочные мосты в мостостроение. Мост Лимира длиной 330 м на юго-западе Турции имеет 26 сегментных арок со средним отношением пролета к высоте 5,3: 1, придавая мосту необычайно плоский профиль, непревзойденный более тысячелетия. Мост Траяна через Дунай представлял собой открытые сегментные арки из дерева (стоящие на бетонных опорах высотой 40 м). Это должен был быть самый длинный арочный мост за тысячу лет как по общей, так и по отдельным пролетам, в то время как самый длинный из сохранившихся римских мостов — Пуэнте Романо длиной 790 м в Мериде.
Каналы
Римские каналы, как правило, были многоцелевыми сооружениями, предназначенными для орошения, дренажа, мелиорации земель, борьбы с наводнениями и навигации, где это было возможно. Некоторые судоходные каналы были зафиксированы древними географами и до сих пор прослеживаются современной археологией. Каналы, которые обслуживали потребности городского водоснабжения, приведены в Списке акведуков Римской империи.
Цистерны
Водохранилища с пресной водой обычно устраивались на концах акведуков и их ответвлений, снабжавших городские домохозяйства, сельскохозяйственные угодья, императорские дворцы, термы или военно-морские базы римского флота.
Плотины
Строительство римской плотины началось всерьез в ранний имперский период. По большей части она была сосредоточена на полузасушливых окраинах империи, а именно в провинциях Северная Африка, Ближний Восток и Испания. Относительное обилие испанских плотин, приведенных ниже, частично объясняется более интенсивными полевыми работами там; для Италии засвидетельствованы только плотины Субьяко, созданные императором Нероном (54-68 гг. н.э.) в рекреационных целях. Однако эти плотины заслуживают внимания своей необычайной высотой, которая оставалась непревзойденной нигде в мире вплоть до позднего средневековья.
Наиболее частыми типами плотин были насыпные плотины с земляным или каменным наполнением и каменные гравитационные плотины. Они служили широкому спектру целей, таких как орошение, борьба с наводнениями, отвод рек, удержание почвы или сочетание этих функций.Непроницаемость римских плотин была повышена за счет внедрения водонепроницаемого гидравлического раствора и особенно opus caementicium в бетонной революции. Эти материалы также позволили возводить более крупные сооружения, такие как плотина озера Хомс, возможно, самая большая водная преграда на сегодняшний день, и прочная плотина Харбака, обе из которых состоят из бетонного ядра.
Римские строители первыми осознали стабилизирующий эффект арок и контрфорсов, которые они интегрировали в свои конструкции плотин. Ранее неизвестные типы плотин, введенные римлянами, включают арочно-гравитационные плотины, арочные плотины,контрфорсные плотины, и многоарочные контрфорсные плотины.
Оборонительные стены
Римляне обычно укрепляли города, а не крепости, но есть несколько укрепленных лагерей, таких как саксонские береговые форты, например, замок Порчестер в Англии. Городские стены уже имели большое значение в этрусской архитектуре, и в борьбе за контроль над Италией при ранней Республике было построено гораздо больше с использованием различных технологий. Они включали плотно прилегающие массивные блоки неправильной многоугольной формы, по форме точно подобранные так, чтобы напоминать более поздние работы инков. Римляне называли простую крепостную стену аггером; в то время в большой высоте не было необходимости. Сербская стена вокруг Рима была амбициозным проектом начала 4 века до нашей эры. Местами стена достигала 10 метров (33 фута) в высоту, 3,6 метра (12 футов) в ширину у основания, 11 км (6,8 миль) в длину, и, как полагают, имела 16 главных ворот, хотя многие из них упоминаются только в письменных источниках, других известных останков нет. У некоторых из них спереди была ямка или ров, а сзади выступ, и этого было достаточно, чтобы сдержать Ганнибала. Позже ее заменила стена Аврелия, окружив разросшийся город и используя более сложные конструкции с небольшими фортами через определенные промежутки времени.
Римляне обнесли стеной крупные города в районах, которые они считали уязвимыми, и части многих стен остаются включенными в более поздние оборонительные укрепления, как в Кордове (2 век до н.э.), Честере (земля и дерево в 70-х годах нашей эры, камень с 100ок.) и Йорке, ,, (с 70-х годов нашей эры). Стратегические стены на открытой местности встречались гораздо реже, и Стена Адриана (из 122) и Стена Антонина (из 142, заброшенная всего через 8 лет после завершения) являются наиболее значимыми примерами, как на пиктской границе Римской Британии.
Архитектурные особенности
Мозаики
По возвращении из кампаний в Греции генерал Сулла вернул то, что, вероятно, является самым известным элементом раннего имперского периода: мозаику, украшение из разноцветных каменных осколков, вставленных в цемент. Этот метод укладки плитки взял империю штурмом в конце первого и во втором веках, и в римском доме присоединился к хорошо известной фреске, украшая полы, стены и гроты геометрическими и живописными узорами.
В греко-римской мозаике использовались две основные техники. Opus vermiculatum использовал крошечные мозаики, обычно кубики размером 4 миллиметра или меньше, и производился в мастерских в виде относительно небольших панелей, которые доставлялись на место, приклеенные к какой-либо временной опоре. Крошечные мозаики допускали очень мелкие детали и подход к иллюзионизму живописи. Часто небольшие панно, называемые эмблематами, вставлялись в стены или в качестве основных элементов более крупной напольной мозаики более грубой работы. Обычной техникой, однако, был opus tessellatum с использованием мозаик большего размера, которые были уложены на месте. Существовал особый исконно итальянский стиль с использованием черного на белом фоне, что, без сомнения, было дешевле, чем полностью цветная работа.
Особый жанр римской мозаики получил название асаротон (по-гречески «неубранный пол»). Она представляла собой оптическую иллюзию остатков пиршества на полу богатых домов.
Гипокауст
Гипокауст был древнеримской системой подогрева полов, используемой для обогрева зданий горячим воздухом. Римский архитектор Витрувий, пишущий о конце 1 века до нашей эры, приписывает свое изобретение Сергию Орате. Многие остатки римских гипокаустов сохранились по всей Европе, Западной Азии и северной Африке. Гипокауст был изобретением, улучшившим гигиену и условия жизни горожан, и был предшественником современного центрального отопления.
Гипокаусты использовались для обогрева горячих ванн (терм), жилых домов и других построек, как общественных, так и частных. Пол был приподнят над землей столбами, называемыми штабелями пилы, со слоем черепицы, затем слоем бетона, затем еще одной черепицей сверху; а внутри стен были оставлены промежутки, чтобы горячий воздух и дым из печи проходили через эти закрытые помещения и выходили из дымоходов в крыше, тем самым обогревая, но не загрязняя интерьер помещения.
Римские крыши
В Великой Греции стропильные крыши предположительно появились еще в 550 году до н.э. Их потенциал был полностью реализован в римский период, когда стропильные крыши шириной более 30 метров охватывали прямоугольные пространства монументальных общественных зданий, таких как храмы, базилики, а позже церкви. Такие пролеты были в три раза шире самых широких подпорных крыш и превосходили их только самые большие римские купола.
Самая большая по размаху стропильная крыша Древнего Рима покрывала Aula Regia (тронный зал), построенный для императора Домициана (81-96 гг. н.э.) на Палатинском холме, Рим. Ширина деревянной стропильной крыши составляла 31,67 м, что немного превышало постулируемый предел в 30 м для римских кровельных конструкций. Стропильные фермы позволяли иметь гораздо большие пролеты, чем более старая система опор и перемычек и даже бетонные своды. Девять из десяти крупнейших прямоугольных пространств в римской архитектуре были соединены таким образом, единственным исключением была базилика Максенция со сводчатым потолком.
Винтовая лестница
Винтовая лестница — это тип лестницы, которая из-за своей сложной винтовой конструкции была введена в архитектуру относительно поздно. Хотя самый старый пример датируется 5 веком до нашей эры, только после влиятельного дизайна Колонны Траяна этот компактный новый тип навсегда закрепился в римской архитектуре.
Помимо триумфальных колонн в имперских городах Риме и Константинополе, другие типы зданий, такие как храмы, термы, базилики и гробницы, также были оборудованы винтовыми лестницами. Их заметное отсутствие в башнях стены Аврелиана указывает на то, что, хотя они использовались в средневековых замках, они еще не занимали видного места в римской военной инженерии. К поздней античности отдельные лестничные башни были построены рядом с основными башнями. здания, как в базилике Сан-Витале.
Строительство винтовых лестниц перешло как к христианской, так и к исламской архитектуре.
Городская архитектура
Древние римляне использовали правильные ортогональные конструкции, на основе которых они формировали свои колонии. Вероятно, они были вдохновлены греческими и эллинскими примерами, а также регулярно планируемыми городами, которые были построены этрусками в Италии. Римляне использовали сводную схему городского планирования, разработанную для военной обороны и гражданского удобства. Основной план состоял из центрального форума с городскими службами, окруженного компактной прямолинейной сеткой улиц и обнесенного стеной для защиты. Чтобы сократить время в пути, две диагональные улицы пересекали квадратную сетку, проходя через центральную площадь. Через город обычно протекала река, обеспечивающая водоснабжение, транспорт и канализацию. Римлянами по всей их империи были построены сотни поселков.
Во многих европейских городах, таких как Турин, сохранились остатки этих схем, которые показывают очень логичный способ, которым римляне проектировали свои города. Они планировали улицы под прямым углом в виде квадратной сетки. Все дороги были равны по ширине и длине, за исключением двух, которые были немного шире остальных. Одна из них проходила с востока на запад, другая – с севера на юг, и они пересекались посередине, образуя центр сетки. Все дороги были сделаны из тщательно подогнанных плитняков и засыпаны более мелкими, плотно утрамбованными камнями и галькой. Мосты строились там, где это было необходимо. Каждая площадь, отмеченная четырьмя дорогами, называлась insula, римский эквивалент современного городского квартала. Каждый островок имел площадь 80 ярдов (73 м), с разделенной землей внутри него. По мере развития города каждый островок со временем заполнялся зданиями различных форм и размеров и пересекался проселочными дорогами и переулками. Большинство инсуланов были переданы первым поселенцам римского города, но каждый человек должен был заплатить за строительство собственного дома.
Город был окружен стеной, чтобы защитить его от захватчиков и обозначить границы города. Территории за пределами города были оставлены открытыми под сельскохозяйственные угодья. В конце каждой главной дороги были большие ворота со сторожевыми башнями. Опускная решетка закрывала проход, когда город был в осаде, и вдоль городских стен были построены дополнительные сторожевые башни. За городскими стенами был построен акведук.
Развитие греческой и римской урбанизации хорошо известно, поскольку существует относительно много письменных источников, и этому вопросу уделяется большое внимание, поскольку римляне и греки обычно считаются главными предками современной западной культуры. Однако не следует забывать, что у этрусков было много значительных городов, а в Европе существовали и другие культуры с более или менее городскими поселениями, в первую очередь кельтского происхождения.
Значимые здания и площади
Общественные здания
- Бани Траяна – это были массивные термы, комплекс для купания и отдыха, построенный в Древнем Риме начиная с 104 года нашей эры и посвященный во время Календов июля 109 года.
- Бани Диоклетиана – в Древнем Риме это были самые грандиозные общественные бани (термы), построенные сменявшими друг друга императорами
- Бани Каракаллы
- Колизей
- Колонна Траяна в Риме
- Большой цирк, в Риме
- Курия Враждебности (Здание Сената) в Риме
- Золотой дом (бывшее здание)
- Форум Августа
- Вилла Адриана
- Пантеон
- Башня Геркулеса
- Tropaeum Traiani
- Арена Вероны, в Верона
- Церковь-ротонда Святого Георгия, Сердика, София, Болгария
- Римский театр Филиппополя, Пловдив, Болгария
- Римский стадион, Филиппополь, Пловдив, Болгария
- Римские бани, Одесс, Варна, Болгария
- Римские городские стены Диоклетианополиса (Фракия), Хисарья, Болгария
- Римская гробница, Приморско, Болгария
- Толос
Частная архитектура
- Алискамп – некрополь в Арле, Франция, один из самых известных некрополей древнего мира
- Domus
- Катакомбы Рима
- Римская вилла
- Вилла рустика
- Помпеи
- Геркуланум
- Стабии
Гражданское строительство
- Римская инженерия – римляне славятся своими передовыми инженерными достижениями, хотя некоторые из их собственных изобретений были улучшениями старых идей, концепций и изобретений.
- Римская водяная мельница
Военная инженерия
- Каструм
- Стена Антонина
- Стена Адриана
- Limes Germanicus