Георгианская архитектура — это название, которое в большинстве англоязычных стран дают набору архитектурных стилей, существовавших в период с 1714 по 1830 год. Она названа в честь первых четырёх британских монархов из Ганноверской династии, Георга I, Георга II, Георга III и Георга IV, которые правили непрерывно с августа 1714 по июнь 1830 года.
Грузинскими городами Британских островов были Эдинбург, Бат, до обретения независимости Дублин и Лондон, и в меньшей степени Йорк и Бристоль. Стиль был возрожден в конце 19 века в Соединенных Штатах как архитектура колониального возрождения и в начале 20 века в Великобритании как неогрузинская архитектура; в обоих случаях его также называют архитектурой грузинского возрождения.
В Соединенных Штатах термин грузинский обычно используется для описания всех зданий того периода, независимо от стиля; в Великобритании он обычно ограничивается зданиями, которые являются «архитектурными по замыслу», и имеют стилистические характеристики, типичные для того периода, хотя и охватывают широкий диапазон.
Грузинский стиль весьма разнообразен, но отличается симметрией и пропорциями, основанными на классической архитектуре Греции и Рима, возрожденной в архитектуре эпохи Возрождения. Орнамент также обычно выдержан в классических традициях, но обычно сдержан, а иногда почти полностью отсутствует снаружи. Этот период привнес лексику классической архитектуры в здания меньшего размера и скромнее, чем это было раньше, заменив английскую народную архитектуру (или став новым народным стилем) почти для всех новых домов среднего класса и общественных зданий к концу периода.
Грузинская архитектура характеризуется своими пропорциями и сбалансированностью; для определения высоты окна по отношению к его ширине или формы комнаты в виде двойного куба использовались простые математические соотношения. Регулярность, как и в случае с каменной кладкой из тесаного камня (равномерно ограненной), была решительно одобрена, придавая симметрию и следование классическим правилам: отсутствие симметрии, когда к более ранним конструкциям добавлялись георгианские пристройки, остававшиеся видимыми, глубоко ощущалось как недостаток, по крайней мере, до того, как Джон Нэш начал внедрять ее в различные стили. Правильность расположения фасадов домов вдоль улицы была желательной чертой грузинского градостроительства. До начала возрождения готики в начале 19 века грузинский дизайн обычно укладывался в классические архитектурные порядки и использовал декоративную лексику, заимствованную из древнего Рима или Греции.
Характеристики
В городах, которые значительно расширились за этот период, землевладельцы превратились в застройщиков, и ряды одинаковых домов с террасами стали нормой. Даже богатых убедили жить в них в городе, особенно если перед домом был квадратный сад. В тот период во всем англоязычном мире было построено огромное количество зданий, и стандарты строительства, как правило, были высокими. Там, где они не были снесены, большое количество зданий в георгианском стиле пережило два столетия или более, и они по-прежнему составляют значительную часть ядра таких городов, как Лондон, Эдинбург, Дублин, Ньюкасл-апон-Тайн и Бристоль.
В этот период сформировалась отдельная и специализированная профессия архитектора. До середины XIX века «громкое звание «архитектор» присваивалось любому, кому это сходило с рук». [5] Это контрастировало с более ранними стилями, которые в основном распространялись среди ремесленников благодаря непосредственному опыту обучения. Но большинство зданий по-прежнему проектировались совместно строителями и землевладельцами, и широкое распространение георгианской архитектуры и георгианских стилей дизайна в целом стало возможным благодаря распространению книг с образцами и недорогих наборов гравюр. Такие авторы, как плодовитый Уильям Халфпенни (работал в 1723–1755 годах), издавались как в Америке, так и в Великобритании.
Аналогичное явление можно наблюдать в распространённости типовых проектов домов в Канаде и Соединённых Штатах (хотя и в более широком разнообразии стилей) с XIX века по 1950-е годы, когда профессиональные архитекторы составляли книги с образцами, которые распространялись лесозаготовительными компаниями и хозяйственными магазинами среди подрядчиков и застройщиков.
С середины XVIII века георгианские стили были включены в архитектурный язык, который стал неотъемлемой частью обучения каждого архитектора, дизайнера, строителя, плотника, каменщика и штукатура от Эдинбурга до Мэриленда.
Стили
Грузинский язык пришел на смену английскому барокко сэра Кристофера Рена, сэра Джона Ванбру, Томаса Арчера, Уильяма Талмана и Николаса Хоксмура; фактически это продолжалось по крайней мере до 1720-х годов, накладываясь на более сдержанный георгианский стиль. Архитектор Джеймс Гиббс был переходной фигурой, его ранние здания выполнены в стиле барокко, отражающем время, которое он провел в Риме в начале 18 века, но он скорректировал свой стиль после 1720 года. Главными архитекторами, способствовавшими смене направления от барокко, были Колен Кэмпбелл, автор влиятельной книги «Витрувий Британик» (1715-1725); Ричард Бойл, 3-й граф Берлингтон и его протеже Уильям Кент; Исаак Уэр; Генри Флиткрофт и венецианец Джакомо Леони, который большую часть своей карьеры провел в Англии.
Среди других выдающихся архитекторов раннего георгианского периода — Джеймс Пейн, Роберт Тейлор и Джон Вуд-старший. В этот период для состоятельных заказчиков стало очень распространённым путешествие по Европе, и итальянское влияние оставалось доминирующим, хотя в начале этого периода Ганноверская площадь в Вестминстере (с 1713 года), застроенная и заселённая сторонниками вигов из новой династии, по-видимому, намеренно заимствовала немецкие стилистические элементы в их честь, особенно вертикальные полосы, соединяющие окна.
Возникшие в результате стили можно разделить на несколько категорий. В основе георгианского стиля лежали как палладианская архитектура, так и её причудливые альтернативы — готика и шинуазри, которые были эквивалентом европейского рококо в англоязычном мире. С середины 1760-х годов в моде был ряд неоклассических стилей, связанных с британскими архитекторами Робертом Адамом, Джеймсом Гиббсом, сэром Уильямом Чемберсом, Джеймсом Уайаттом, Джорджем Дэнсом-младшим, Генри Холландом и сэром Джоном Соаном. Джон Нэш был одним из самых плодовитых архитекторов позднего георгианского периода, известного как стиль Регентства. Он спроектировал большие территории в Лондоне. Архитектура в стиле греческого возрождения была добавлена в репертуар примерно в 1750 году, но стала популярной после 1800 года. Ведущими представителями этого стиля были Уильям Уилкинс и Роберт Смайрк.
В Великобритании почти всегда используется кирпич или камень; кирпич часто покрывают штукатуркой. Например, георгианские террасы в Дублине почти всегда построены из красного кирпича, в то время как аналогичные террасы в Эдинбурге построены из камня. В Америке и других колониях дерево по-прежнему было очень распространено, так как его доступность и соотношение цены и качества были более выгодными. Пока Ричард Пеннант, 1-й барон Пенрин не возглавил развитие сланцевой промышленности в Уэльсе в 1760-х годах, крыши в основном покрывались глиняной черепицей, которая к концу века стала обычным материалом.
Типы зданий
Дома
Версии возрожденной палладианской архитектуры доминировали в архитектуре английского загородного дома. Дома все чаще размещались в величественных ландшафтных условиях, а большие дома, как правило, делались широкими и относительно неглубокими, в основном для того, чтобы выглядеть более впечатляюще издалека. Высота обычно была самой высокой в центре, и барочного акцента на угловых павильонах, часто встречающихся на континенте, обычно избегали. В величественных домах прихожая вела к ступенькам, ведущим на фортепианный зал или мезонин, где находились основные приемные. Обычно цокольный этаж или «деревенский», с кухнями, офисами и зонами обслуживания, а также гостями мужского пола в грязных ботинках, располагался на некотором расстоянии над землей и освещался окнами, которые были высоко внутри, но чуть выше уровня земли снаружи. Типичным был отдельный квартал, возможно, с небольшой площадкой для экипажей спереди, огороженной перилами и воротами, но редко с каменной сторожкой или боковыми крыльями вокруг двора.
Окна во всех типах зданий были большими и регулярно размещались на решетке; отчасти это было сделано для минимизации налога на окна, который действовал на протяжении всего периода в Великобритании. Впоследствии некоторые окна были заложены кирпичом. Их высота все больше варьировалась в зависимости от этажа, и в основных комнатах они все чаще начинались ниже уровня талии, что делало желательным небольшой балкон. До этого внутренний план и назначение комнат, как правило, нельзя было определить снаружи. Для открытия этих больших окон створчатое окно, разработанное уже к 1670-м годам, получило очень широкое распространение. коридоров стали универсальными в больших домах.
Внутренние дворы стали встречаться реже, за исключением тех, что примыкали к конюшням, а функциональные части здания располагались по бокам или в отдельных зданиях неподалёку, скрытых деревьями. Основное внимание уделялось фасаду и задней части главного здания, а боковые подходы обычно были менее важны. Крыша, как правило, была невидима с земли, хотя в более крупных зданиях иногда можно было увидеть купола.Линия крыши обычно была без украшений, за исключением балюстрады или верхней части фронтона. Колонны или пилястры, часто увенчанные фронтоном, были популярны в качестве декоративного элемента внутри и снаружи зданий, а другие декоративные элементы, как правило, имели геометрическую или растительную форму, а не изображали человека.
Внутреннее убранство было гораздо более роскошным и иногда могло поражать воображение. Камин по-прежнему оставался главным элементом интерьера, но теперь ему придавали классическую форму и всё чаще украшали картиной или зеркалом. Оштукатуренные потолки, резное дерево и смелые цветовые решения на стенах служили фоном для всё более богатых коллекций мебели, картин, фарфора, зеркал и произведений искусства всех видов. Деревянные панели, очень распространённые примерно с 1500 года, вышли из моды примерно в середине века, а обои включали в себя очень дорогие импортные из Китая.
Небольшие дома в сельской местности, такие как дома приходских священников, представляли собой простые прямоугольные блоки с заметными скатными крышами и центральным дверным проёмом, который часто был единственным украшенным элементом. Подобные дома, которые часто называют «виллами», стали распространёнными на окраинах крупных городов, особенно в Лондоне, а отдельные дома в городах оставались распространёнными, хотя только очень богатые люди могли позволить себе жить в них в центре Лондона.
В городах даже самые обеспеченные люди жили в таунхаусах, которые, как правило, выходили прямо на улицу, часто с несколькими ступеньками, ведущими к двери. Часто там было открытое пространство, огороженное железными перилами и спускающееся к цокольному этажу, с незаметным входом с улицы для прислуги и доставки товаров; это место известно как «территория». Это означало, что первый этаж был изолирован и защищён от улицы, что позволило перенести туда основные приёмные комнаты с верхнего этажа. Часто, когда прокладывалась новая улица или несколько улиц, дорогу и тротуары поднимали, а сады или дворы за домами оставались на более низком уровне, обычно на том же, что и раньше.
Городские дома с террасами для всех социальных слоев оставались решительно высокими и узкими, каждое жилище занимало всю высоту здания. Это контрастировало с зажиточными континентальными жилищами, которые уже начали формироваться из просторных квартир, занимающих всего один или два этажа здания; такое расположение было типичным только для Англии, когда размещались группы бэтчелоров, как в колледжах Оксбриджа, юристов в судебных гостиницах или Олбани после его преобразования в 1802 году. В рассматриваемый период только в Эдинбурге были распространены специально построенные для рабочего класса многоквартирные дома, хотя жильцы были обычным явлением в других городах. Изогнутый полумесяц, часто выходящий в сады или парк, был популярен для террас, где хватало места. В ранних и центральных схемах застройки участки продавались и застраивались по отдельности, хотя часто предпринимались попытки обеспечить некоторое единообразие, но по мере дальнейшего развития схемы все чаще строились по единой схеме, а затем продавались.
В конце георгианской эпохи появился двухквартирный дом, спроектированный по чёткому плану как пригородный компромисс между городскими домами с террасами и отдельно стоящими «виллами» на окраинах, где земля была дешевле. В средневековье в центре городов тоже были такие дома. Большинство ранних пригородных домов были большими и располагались на окраинах Центрального Лондона, но тогда эти районы только застраивались. Блэкхит, Чок-Фарм и Сент-Джонс-Вуд входят в число районов, претендующих на звание родины полуквартир. Сэр Джон Саммерсон отдал предпочтение поместью Эйр в Сент-Джонс-Вуд. Существует план застройки, датированный 1794 годом, где «вся застройка состоит из пар полуквартир. Насколько мне известно, это первая зарегистрированная схема такого рода». На самом деле Французские войны положили конец этой схеме, но когда строительство наконец началось, оно сохранило полураздельную форму, «революцию поразительной значимости и далеко идущих последствий».
Церкви
До Закона о церковном строительстве 1818 года в этот период в Великобритании было построено относительно мало церквей, которые и без того были хорошо обеспечены, хотя в более поздние годы того периода спрос на нонконформистские и римско-католические места отправления культа значительно возрос. Англиканские церкви, которые были построены, были спроектированы внутри так, чтобы обеспечить максимальную слышимость и обзорность для проповеди, поэтому главный неф, как правило, был шире и короче, чем на средневековых планах, и часто боковых проходов не было. Галереи были обычным явлением в новых церквях. Особенно в загородных приходах внешний вид, как правило, сохранял знакомые обозначения готической церкви с башней или шпилем, большим западным фасадом с одной или несколькими дверями и очень большими окнами вдоль нефа, но все с любым орнаментом, заимствованным из классического словаря. Там, где позволяют средства, на западном фасаде можно использовать классический храмовый портик с колоннами и фронтоном. Внутреннее убранство, как правило, было целомудренным; однако стены часто украшались мемориальными досками и памятниками более зажиточным членам общины.
В колониях, безусловно, требовались новые церкви, и в целом повторялись те же формулы. Британские нонконформистские церкви часто были более классическими по стилю и, как правило, не нуждались в башнях или шпилях.
Типичным образцом георгианской архитектуры является церковь Святого Мартина-в-полях в Лондоне (1720 г.), построенная Гиббсом, который смело добавил к классическому фасаду храма на западной стороне большую колокольню на вершине башни, слегка отстоящей от главного фасада. Эта формула шокировала пуристов и иностранцев, но стала общепринятой и получила широкое распространение как в стране, так и в колониях, например, в церкви Святого Андрея в Ченнаи в Индии. А в Дублине очень похожая церковь Святого Георгия в Дублине.
Законом 1818 года были выделены некоторые государственные деньги на новые церкви, необходимые для отражения изменений в численности населения, и создана комиссия для их выделения. Строительство комиссарских церквей набирало обороты в 1820-х годах и продолжалось до 1850-х годов. Ранние церкви, относящиеся к грузинскому периоду, демонстрируют высокую долю зданий в стиле готического возрождения, наряду с классическими постройками.
Общественные здания
Общественные здания, как правило, варьировались от простых коробок с решётчатыми окнами до итальянских дворцов эпохи позднего Ренессанса, в зависимости от бюджета. Сомерсет-хаус в Лондоне, спроектированный сэром Уильямом Чемберсом в 1776 году для правительственных учреждений, был таким же великолепным, как и любой загородный дом, хотя так и не был достроен до конца из-за нехватки средств. Казармы и другие менее престижные здания могли быть такими же функциональными, как мельницы и фабрики, которые к концу периода становились всё более крупными. Но по мере того, как этот период подходил к концу, многие коммерческие проекты становились достаточно масштабными и хорошо финансируемыми, чтобы стать «архитектурными по замыслу», а не просто «проектами геодезистов».
Колониальная грузинская архитектура
Георгианская архитектура получила широкое распространение в английских колониях в эпоху Георга I. Американские здания георгианского периода очень часто строились из дерева и обшивались досками; даже колонны изготавливались из древесины, обшивались и обрабатывались на токарном станке большого размера. В начале этого периода из-за трудностей с добычей и транспортировкой кирпича или камня они были распространены только в крупных городах или там, где их можно было достать на месте. Дартмутский колледж, Гарвардский университет и Колледж Вильгельма и Марии являются ведущими образцами георгианской архитектуры в Северной Америке.
В отличие от пришедшего ему на смену стиля барокко, который в основном использовался для дворцов и церквей и был мало представлен в британских колониях, более простые георгианские стили широко использовались высшим и средним классами. Возможно, лучшим сохранившимся домом является нетронутый дом Хаммонда-Харвуда (1774) в Аннаполисе, Мэриленд, спроектированный колониальным архитектором Уильямом Баклендом по образцу Виллы Пизани в Монтаньяне, Италия, как изображено в книге Андреа Палладио «I quattro libri dell’architettura» («Четыре книги по архитектуре»).
После обретения независимости в бывших американских колонияхархитектура в федеральном стиле представляла собой аналог архитектуры эпохи Регентства, с которой у неё было много общего.
В Канаделоялисты Объединённой империи переняли георгианскую архитектуру в знак своей преданности Великобритании, и георгианский стиль доминировал в стране на протяжении большей части первой половины XIX века. Грейндж, например, представляет собой георгианское поместье, построенное в Торонто в 1817 году. В Монреале архитектор английского происхождения Джон Остелл работал над множеством примечательных сооружений в георгианском стиле, таких как Старая таможня Монреаля и Гранд-семинар в Монреале.
В Австралии в период с 1810 по 1840 гг. были разработаны старые колониальные георгианские жилыенежилые стили.
События после Грузии
Примерно после 1840 года от грузинских условностей постепенно отказались, поскольку ряд стилей возрождения, включая готику, которые возникли в грузинский период, развивались и оспаривались в викторианской архитектуре, а в случае с готикой стали лучше изучены и ближе к своим оригиналам. Неоклассическая архитектура оставалась популярной и была противником готики в битве стилей раннего викторианского периода. В Соединенных Штатах федералистский стиль содержал много элементов георгианского стиля, но включал революционную символику.
В первые десятилетия двадцатого века, когда росла ностальгия по чувству порядка, этот стиль был возрожден и адаптирован, и в Соединенных Штатах он стал известен как Колониальное возрождение. Возрожденный георгианский стиль, возникший в Великобритании в тот же период, обычно называют неогрузинским; работы Эдвина Лютьенса и Винсента Харриса включают несколько примеров. Британский город Уэлвин-Гарден-Сити, основанный в 1920-х годах, является примером пастиша или неогеоргианской застройки начала XX века в Великобритании. Версии неогеоргианского стиля широко использовались в Великобритании для определённых типов городской архитектуры вплоть до конца 1950-х годов. Хорошим примером является здание полицейского участка Bradshaw Gass & Hope в Солфорде 1958 года. Такие архитекторы, как Рэймонд Эрит и Дональд МакМорран, были одними из немногих, кто продолжал использовать неогеоргианский стиль вплоть до 1960-х годов. Как в Соединённых Штатах, так и в Великобритании георгианский стиль до сих пор используется такими архитекторами, как Куинлан Терри, Джулиан Бикнелл, Бен Пентрит, Robert Adam Architects, а также Фэрфаксом и Сэммонсом для частных резиденций. В коммерческих жилых комплексах, особенно в пригороды, известен в Великобритании как псевдогрузинский.