История архитектуры

В истории архитектуры прослеживаются изменения в архитектуре в зависимости от различных традиций, регионов, общих стилистических тенденций и дат. Считается, что истоками всех  этих  традиций  были  люди,  удовлетворяющие  самую  элементарную потребность в крове и защите. Термин «архитектура» обычно относится к зданиям, но по своей сути гораздо шире, включая области, которые мы сейчас рассматриваем, специализированные формы практики, такие как урбанизм, гражданское строительство, военно-морской, военный, и ландшафтная архитектура.На тенденции в архитектуре, помимо прочих факторов, повлияли технологические инновации, особенно в 19, 20 и 21 веках. Усовершенствование и / или использование стали, чугуна, плитки, железобетона и стекла помогло, например, появлению ар-нуво и сделало изящное искусство более грандиозным.

Палеолит

Люди и их предки создавали различные типы убежищ по меньшей мере сотни тысяч лет, и строительство убежищ, возможно, присутствовало на ранних этапах эволюции гомининов. Все человекообразные обезьяны будут строить «гнезда» для сна, хотя и с разной частотой и степенью сложности. Шимпанзе регулярно строят гнезда из сплетенных вместе пучков веток; они различаются в зависимости от погоды (в прохладное время подстилка у гнезд толще, а в ветреную или сырую погоду строятся с более крупными и прочными опорами). Орангутанги в настоящее время строят самые сложные гнезда из всех человекообразных приматов, в комплекте с крышами, одеялами, подушками и «нарами».

Утверждалось, что практика строительства гнезд имела решающее значение для эволюции человеческого творчества и строительных навыков больше, чем использование инструментов, поскольку гомининам потребовалось строить гнезда не только в уникально адаптированных условиях, но и как форму сигнализации. Сохранение древесных особенностей, таких как очень цепкие руки, для опытного строительства гнезд и укрытий, также пошло бы на пользу ранним гомининам в непредсказуемых условиях и меняющемся климате. Многие гоминины, особенно самые ранние, такие как ардипитек и австралопитек сохранили такие черты и, возможно,

предпочли строить гнезда на деревьях, где это было возможно. Развитие «домашней базы» 2 миллиона лет назад, возможно, также способствовало эволюции строительства убежищ или защищенных тайников. Независимо от сложности строительства гнезд, ранние гоминины, возможно, все еще спали в более или менее «открытых» условиях, если только не была предоставлена возможность укрыться в скале. Эти каменные убежища можно было использовать как есть с немногим большим количеством поправок, чем гнезда и очаги, или, в случае установленных оснований — особенно у более поздних гоминин — их можно было персонализировать с помощью наскальных рисунков (в случае Ласко) или другие типы эстетических сооружений (в случае с пещерой Бруникель у неандертальцев). В случаях сна на открытом грунте голландский этолог Адриан Кортландт однажды предположил, что гоминины могли строить временные вольеры из колючих кустарников для отпугивания хищников, что он поддержал, используя тесты, которые показали, что львы испытывают отвращение к пище, если находятся рядом с колючими ветвями.

В 2000 году археологи из Университета Мэйдзи в Токио заявили, что обнаружили 2 пятиугольных ряда отверстий для столбов на склоне холма недалеко от деревни Чичибу, интерпретировав это как две хижины, возрастом около 500 000 лет, построенные Человеком прямоходящим. В настоящее время самые ранние подтвержденные специально построенные сооружения находятся во Франции на месте Терра Амата, наряду с самыми ранними свидетельствами искусственного разведения огня, около 400 000 лет назад. Из-за скоропортящегося характера убежищ того времени трудно найти свидетельства существования жилищ, кроме очагов и камней, которые могут составлять фундамент жилища. Недалеко от Вади-Хальфы, Судан, на участке Аркин 8 находятся круги из песчаника возрастом 100 000 лет, которые, вероятно, служили опорными камнями для палаток. В восточной Иордании следы от отверстий в почве свидетельствуют о домах, построенных из жердей и соломенных зарослей около 20 000 лет назад. В районах, где кость, особенно кость мамонта, является жизнеспособным материалом, свидетельства строений сохраняются гораздо легче, например, жилища из кости мамонта

среди мальта—буретской культуры 24-15 000 лет назад и в Межириче 15 000 лет назад. Верхний палеолит в целом характеризуется экспансией и культурным ростом анатомически современных людей (а также культурным ростом неандертальцев, несмотря на их неуклонное вымирание в это время), и хотя в настоящее время у нас нет данных о жилищах, построенных до этого времени, в жилищах этой эпохи все чаще появляются признаки эстетической модификации, например, в Межириче, где выгравированные бивни мамонта, возможно, сформировали «фасад» жилища

.

10 000-2000 гг. до н. э.

Архитектурные достижения являются важной частью периода неолита (10 000-2000 гг. до н.э.), в течение которого произошли некоторые из важнейших нововведений в истории человечества. Например, одомашнивание растений и животных привело как к новой экономике, так и к новым отношениям между людьми и миром, увеличению размера и постоянства сообществ, массовому развитию материальной культуры и новым социальным и ритуальным решениям, позволяющим людям жить вместе в этих сообществах. Новые стили отдельных сооружений и их объединение в поселения обеспечили здания,необходимые для нового образа жизни и экономики, а также были важным элементом перемен.

Реконструкция мезолитического дома в Ирландии, парк Ирландского национального наследия
Реконструкция мезолитического дома в Ирландии, парк Ирландского национального наследия

Хотя было обнаружено много жилищ, относящихся ко всем доисторическим периодам, а также несколько глиняных моделей жилищ, что позволило создать точные реконструкции, они редко включали элементы, которые могли бы связать их с искусством. Некоторые исключения составляют настенные украшения и находки, которые в равной степени относятся к неолитическим и энеолитическим обрядам и искусству. В Южной и Юго-Западной Азии неолитические культуры появляются вскоре после 10 000 г. до н.э.,

Реконструкция мезолитического дома в Ирландии, парк Ирландского национального наследия первоначально в Леванте (докончарный неолит A и докончарный неолит B) и оттуда распространились на восток и запад. Ранненеолитические культуры возникли в Юго-Восточной Анатолии, Сирии и Ираке к 8000 году до н.э., а общества, производящие продукты питания, впервые появились в юго-Восточной Европе к 7000 году до н.э., а в Центральной Европе примерно к 5500 году до н.э. (из которых самые ранние культурные комплексы включают Старчево-Корос (Крис), Линейно-бандкерамический и Винча).

Неолитические поселения и «города» включают:

  1. Göbekli Tepe in Turkey, ca. 9,000 BC
  2. Иерихон в Палестине, неолит примерно 8350 г. до н.э., возникший на основе более ранней эпипалеолитической натуфийской культуры Невали Кори в Турции, около 8000 г. до н.э.
  3. Çatalhöyük in Turkey, 7,500 BC Мехргарх в Пакистане, 7000 год до н.э.
  4. Херксхайм (археологический объект) в Германия, 5300 лет до нашей эры Кнап из Ховара и Скара-Бре, Оркнейские острова, Шотландия, с 3500 г. до н.э.
  5. более 3000 поселений кукутенско-трипольской культуры, некоторые с населением до 15 000 жителей, процветали на территории современной Румынии, Молдовы и Украины с 5400 по 2800 год до нашей эры.

Античность

 

Месопотамский период

Колонны с глиняными мозаичными конусами из участка Эанна в Уруке (южная Месопотамия), Пергамский музей, Берлин, Германия, неизвестный архитектор, 3600-3200 гг. до н.э.  Зиккурат Ура, Телль-эль- Мукайяр, провинция Ди-Кар, Ирак, неизвестный архитектор, 21 век до н.э.

Плитка с гильошированной каймой из Северо-Западного дворца в Нимруде (ныне в современном Ираке), Британский музей, Лондон, неизвестный мастер, 883-859 гг. до н.э.

Реконструкция ворот Иштар, Пергамский музей, Берлин, Германия, неизвестный архитектор, ок.605-539 гг. до н.э. Месопотамия наиболее известна своим строительством глинобитных зданий и возведением зиккуратов, занимающих видное место в каждом городе и состоящих из искусственного холма, часто возвышающегося огромными ступенями, увенчанного храмом. Курган, без сомнения, предназначался для того, чтобы возвысить храм до господствующего положения в том, что в остальном было плоской речной долиной. В великом городе Урук было несколько религиозных кварталов, в которых находилось множество храмов, более крупных и амбициозных, чем любые известные ранее здания.

Слово зиккурат является англизированной формой аккадского слова ziqqurratum, названия, данного прочным ступенчатым башням из сырцового кирпича. Оно происходит от глагола zaqaru («быть высоким»). Здания описываются как похожие на горы, соединяющие Землю и небо. Зиккурат Ура, раскопанный Леонардом Вулли, имеет размеры 64 на 46 метров в основании и первоначально около 12 метров в высоту с тремя этажами. Он был построен при Ур-Намму (около 2100 г. до н.э.) и перестроен при Набониде (555-539 гг. до н.э.), когда его высота была увеличена, вероятно, до семи этажей.

 

Древнеегипетский

Современное представление о Древнем Египте находится под сильным влиянием сохранившихся следов монументальной архитектуры. Многие формальные стили и мотивы были созданы на заре государства фараонов, примерно в 3100 году до нашей эры. Самыми знаковыми древнеегипетскими сооружениями являются пирамиды, построенные во времена Старого и Среднего царств (ок.2600-1800 гг. до н.э.) как гробницы для фараона. Однако есть и впечатляющие храмы, такие как Карнакский храмовый комплекс.

Древние египтяне верили в загробную жизнь. Они также верили, что для того, чтобы их душа (известная как ка) могла вечно жить в загробной жизни, их тела должны были вечно оставаться нетронутыми. Итак, им пришлось придумать способ защитить покойного от повреждений и грабителей могил. Так родилась мастаба. Это были саманные строения с плоскими крышами, в которых имелись подземные помещения для гроба, примерно на глубине 30 м. Имхотеп, древнеегипетский жрец и архитектор, должен был спроектировать гробницу для фараона Джосера. Для этого он разместил пять мастаб, одну над другой, создав таким образом первую египетскую пирамиду, пирамиду Джосера в Саккаре (ок.2667-2648 гг. до н.э.), которая представляет собой ступенчатую пирамиду. Первый дом с гладкими стенами был построен фараоном Снофру, который правил между ок.2613 и 2589 годами до нашей эры. Самой впечатляющей из них является Великая пирамида в Гизе, построенная для сына Снофру: Хуфу (ок.2589-2566 гг. до н.э.), являющаяся последним сохранившимся чудом древнего мира и самой большой пирамидой в Египте. Каменные блоки, использованные для строительства пирамид, скреплялись строительным раствором, и вся конструкция была покрыта хорошо отполированным белым известняком, а их вершины были покрыты золотом. То, что мы видим сегодня, на самом деле является основной структурой пирамиды. Внутри узкие проходы вели к царским погребальным камерам. Несмотря на то, что пирамиды тесно связаны с Древним Египтом, они были построены и другими цивилизациями, такими как майя.

Из-за нехватки ресурсов и перехода власти в сторону жрецов древние египтяне отошли от пирамид, и храмы стали центром культового строительства. Как и пирамиды, древнеегипетские храмы также были впечатляющими и монументальными. Они превратились из небольших святилищ, сделанных из скоропортящихся материалов, в крупные комплексы, и к Новому Царству (около 1550-1070 гг. до н.э.) превратились в массивные каменные сооружения, состоящие из залов и внутренних дворов. Храм представлял собой своего рода «космос» в камне, копию первоначального кургана творения, на котором бог мог омолодить себя и мир. Вход представлял собой двойные ворота (пилон), символизирующие холмы горизонта. Внутри были залы с колоннами, символизирующие первобытные заросли папируса. За этим последовала серия коридоров уменьшающегося размера, пока мы не достигли святилища, где была установлена культовая статуя бога. Еще в древние времена храмы окрашивали в яркие цвета, в основном в красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый и белый. Из-за пустынного климата Египта некоторые части этих окрашенных поверхностей хорошо сохранились, особенно в интерьерах.

Архитектурным элементом, характерным для древнеегипетской архитектуры, является каветто карниз (вогнутая лепнина), появившийся к концу Древнего царства. Он широко использовался для подчеркивания верха почти каждого официального здания времен фараонов. Из-за того, как часто он использовался, позже он украсит многие здания и предметы египетского возрождения.

 

Хараппан

Вид на Мохенджо-Даро, показывающий стены и главные улицы города, неизвестный архитектор, ок.2600-1900 гг. до н.э.
Вид на Мохенджо-Даро, показывающий стены и главные улицы города, неизвестный архитектор, ок.2600-1900 гг. до н.э.
Великая баня в возвышенном районе цитадели города, Мохенджо-Даро, провинция Синд, Пакистан, неизвестный архитектор, ок.2600-1900 гг. до н.э.
Великая баня в возвышенном районе цитадели города, Мохенджо-Даро, провинция Синд, Пакистан, неизвестный архитектор, ок.2600-1900 гг. до н.э.

Первая городская цивилизация на Индийском субконтиненте первоначально восходит к цивилизации долины Инда, главным образом в Мохенджодаро и Хараппе, ныне на территории современного Пакистана, а также западных штатов Республики Индия. Самые ранние поселения эпохи неолита обнаружены в Мерхгархе, Белуджистане. Города цивилизации были известны своим городским планированием со зданиями из обожженного кирпича, сложными дренажными и водными системами, а также ремеслами (изделия из сердолика, резьба по печатям). Эта цивилизация перешла от периода неолита к периоду энеолита и далее благодаря своему опыту в металлургии (меди, бронзы, свинца и олова). В их городских центрах, возможно, проживало от 30 000 до 60 000 человек, а сама цивилизация, возможно, насчитывала от одного до пяти миллионов человек.

 

Греческий

С наступлением классической эпохи в Афинах, в 5 веке до нашей эры, классический способ строительства прочно вошел в западное понимание архитектуры и, по сути, в саму цивилизацию. Примерно с 850 г. до н.э. по 300 г. н.э. древнегреческая культура процветала на материковой части Греции, на Пелопоннесе и на островах Эгейского моря. Однако древнегреческая архитектура наиболее известна своими храмами, многие из которых расположены по всему региону, и Парфенон является ярким примером этого. Позже они послужат источником вдохновения для неоклассических архитекторов конца 18-го и 19-го веков. Наиболее известными храмами являются Парфенон и Эрехтейон, оба на Афинском Акрополе. Другим типом важных древнегреческих зданий были театры. И в храмах, и в театрах использовалось сложное сочетание оптических иллюзий и сбалансированных соотношений.

Древнегреческие храмы обычно состоят из основания с непрерывной лестницей в несколько ступеней по краям каждого (известной как крепидома), целлы (или наоса) с культовой статуей внутри, колонн, антаблемента и двух фронтонов, одного с лицевой стороны, а другого с задней. К 4 веку до нашей эры греческие архитекторы и каменщики разработали систему правил для всех зданий, известных как ордена: дорический, ионический и коринфский. Их легче всего узнать по колоннам (особенно по капителям). Дорическая колонна прочная и базовая, ионическая более тонкая и имеет четыре завитки (называемые волютами) по углам капители, а коринфская колонна такая же, как ионическая, но капитель совершенно иная, украшена листьями аканта и четырьмя завитками. Помимо колонн, фриз отличался в зависимости от порядка. В то время как дорический имеет метопы и триглифы с гуттами, ионические и коринфские фризы состоят из одной большой непрерывной полосы с рельефами.

Помимо колонн, храмы были богато украшены скульптурами на фронтонах, на фризах, метопах и триглифах. Украшения, используемые древнегреческими архитекторами и художниками, включают пальметты, растительные или волнообразные завитки, львиные маскароны (в основном на боковых карнизах), зубчики, листья аканта, букрании, фестоны, яйца и дротики, изюм, бусины, меандры и акротерии по углам фронтонов. Довольно часто древнегреческие орнаменты используются непрерывно, в виде полос. Позже они будут использоваться в этрусском, римском и в постсредневековых стилях, которые пытались возродить греко-римское искусство и архитектуру, таких как Ренессанс, барокко, неоклассицизм и т.д.

Глядя на археологические остатки древних и средневековых зданий, легко воспринять их как известняк и бетон серо-коричневого цвета и сделать предположение, что древние здания были монохромными. Однако в большей части Древнего и средневекового мира архитектура была полихромной. Детали одного из самых знаковых древних зданий, Парфенона (ок. 447-432 гг. до н.э.) в Афинах, были окрашены в яркие красные, синие и зеленые тона. Помимо древних храмов, средневековые соборы никогда не были полностью белыми. У большинства были цветные блики на капителях и колоннах. От этой практики раскрашивания зданий и произведений искусства отказались в эпоху раннего Возрождения. Это потому, что Леонардо да Винчи и другие художники эпохи Возрождения, включая Микеланджело, продвигали цветовую палитру, вдохновленную древними греко-римскими руинами, которые из-за запущенности и постоянного разрушения в средние века стали белыми, несмотря на то, что изначально были разноцветными. Пигменты, используемые в древнем мире, были нежными и особенно подвержены атмосферным воздействиям. Без необходимого ухода цвета, подвергшиеся воздействию дождя, снега, грязи и других факторов, со временем исчезали, и таким образом древние здания и произведения искусства становились белыми, какими они являются сегодня и какими были в эпоху Возрождения.

 

Римский

Архитектура Древнего Рима была одной из самых влиятельных в мире. Его наследие очевидно на протяжении всего средневековья и раннего нового времени, а римские здания продолжают повторно использоваться в современную эпоху как в новой классической, так и в постмодернистской архитектуре. На него особенно повлияли греческий и этрусский стили. В республиканские годы (509-27 гг. до н.э.) был разработан ряд типов храмов, модифицированных по сравнению с греческими и этрусскими прототипами. Везде, где побеждала римская армия, они основывали поселки, расширяя свою империю и продвигая свои архитектурные и инженерные достижения. Хотя наиболее важные работы можно найти в Италии, римские строители также находили творческие выходы в западных и восточных провинциях, лучшие сохранившиеся образцы которых находятся в современной Северной Африке, Турции, Сирии и Иордании. Появились экстравагантные проекты, такие как Арка Септимия Севера в Лептис Магна (современная Ливия, построена в 216 г. н.э.), со сломанными фронтонами со всех сторон, или Арка Каракаллы в Тебесте (современный Алжир, построена в ок.214 г. н.э.), с парными колоннами со всех сторон, выступающими антаблементами и медальонами с бюстами богов. В связи с тем, что империя формировалась из представителей множества наций и культур, некоторые здания были результатом сочетания римского стиля с местными традициями. Примером может служить арка Пальмиры (современная Сирия, построена в ок.212-220 гг.), некоторые из ее арок украшены повторяющимся узором из полос, состоящим из четырех овалов внутри круга вокруг розетки, которые имеют восточное происхождение.

Среди многих римских архитектурных достижений были купола (которые создавались для храмов), бани, виллы, дворцы и гробницы. Наиболее известным примером является купол Пантеона в Риме, являющийся самым большим сохранившимся римским куполом с большим окулусом в центре. Еще одним важным нововведением является округлая каменная арка, используемая в аркадах, акведуках и других сооружениях. Помимо греческих ордеров (дорического, ионического и коринфского), римляне изобрели еще два. На тосканский ордер оказал влияние дорический стиль, но с колоннами без канавок и более простым антаблементом без триглифов или канавок, в то время как Композитный представлял собой смешанный ордер, сочетающий спирали капители ионического ордера с листьями аканта коринфского ордера.

Между 30 и 15 годами до нашей эры архитектор и инженер Марк Витрувий Поллион опубликовал крупный трактат «Об архитектуре», который на протяжении веков оказывал влияние на архитекторов всего мира. Как единственный трактат по архитектуре, сохранившийся со времен античности, он со времен Возрождения считался первой книгой по архитектурной теории, а также основным источником по канону классической архитектуры.

Как и греки, римляне тоже строили амфитеатры. Самый большой амфитеатр, когда-либо построенный, Колизей в Риме, вмещал около 50 000 зрителей. Еще одно знаковое римское сооружение, демонстрирующее их точность и технологический прогресс, — это Пон-дю-Гар на юге Франции, самый высокий из сохранившихся римских акведуков.

 


Америка (доколумбовая)

Более чем за 3000 лет до того, как европейцы «открыли» Америку, в Северной, Центральной и Южной Америке уже сформировались сложные общества. Самые сложные из них были в Мезоамерике, особенно у майя, ольмеков и ацтеков, но также у инков в Южной Америке. Сооружения и постройки часто соответствовали астрономическим особенностям или сторонам света.

 

Мезоамерика

Большая часть мезоамериканской архитектуры развивалась благодаря культурному обмену – например, ацтеки многому научились у более ранней архитектуры майя. Многие культуры строили целые города с монолитными храмами и пирамидами, украшенными резьбой с животными, богами и царями. В большинстве этих городов была центральная площадь с правительственными зданиями и храмами, а также общественные площадки для игры в мяч, или тлахтли, на приподнятых платформах. Как и в Древнем Египте, здесь тоже были построены пирамиды, как правило, ступенчатые. Вероятно, они не использовались в качестве погребальных камер, но наверху располагались важные религиозные объекты. У них было мало комнат, поскольку интерьеры имели меньшее значение, чем ритуальное присутствие этих внушительных сооружений и проводимые в них публичные церемонии; поэтому платформы, алтари, лестницы для процессий, скульптуры и резьба были важны.

 

Анды

Архитектура инков возникла из стилей Тиуанако, основанных во 2 веке до н.э. Инки использовали топографию и земельные материалы в своих проектах, и столица Куско до сих пор содержит множество примеров. Знаменитое королевское поместье Мачу-Пикчу является сохранившимся примером, наряду с Саксайуаманом и Ольянтайтамбо. Инки также разработали дорожную систему вдоль западного континента, разместив по пути свою самобытную архитектуру, визуально утверждая свое имперское правление вдоль границы. Другие группы, такие как Муиска, не строили грандиозную архитектуру из материалов на основе камня, а скорее из таких материалов, как дерево и глина.

 

Южная Азия

После падения долины Инда архитектура Южной Азии вступила в период дхармики, в который развивались древнеиндийские архитектурные стили, которые в дальнейшем развились в различные уникальные формы в средние века, наряду с сочетанием исламских стилей, а позже и других мировых традиций.

 

Древний буддийский

Буддийская архитектура развивалась на Индийском субконтиненте в IV и II веках до нашей эры и распространилась сначала в Китае, а затем дальше по Азии. С религиозной архитектурой раннего буддизма связаны три типа сооружений: монастыри (вихары), места поклонения реликвиям (ступы) и святилища или молитвенные залы (чайтьи, также называемые чайтья грихи), которые позже в некоторых местах стали называть храмами. Самым культовым буддийским типом здания является ступа, которая состоит из куполообразного сооружения, содержащего реликвии, используемого как место медитации в память о Будде. Купол символизировал бесконечное пространство неба.

Буддизм оказал значительное влияние на архитектуру Шри-Ланки после его появления, а древняя архитектура Шри-Ланки была в основном религиозной, с более чем 25 стилями буддийских монастырей. Монастыри были спроектированы с использованием Шастры Манджушри Васту Видья, в которой описана планировка сооружения. После падения империи Гуптов буддизм в основном сохранился в Бенгалии при Паласе, и оказал значительное влияние на доисламскую бенгальскую архитектуру того периода.

 

Древнеиндийский

По всему Индийскому субконтиненту индуистская архитектура эволюционировала от простых вырубленных в скале пещерных святилищ до монументальных храмов. С 4-5 веков нашей эры индуистские храмы были приспособлены для поклонения различным божествам и региональным верованиям, а к 6-7 векам более крупные образцы превратились в высокие кирпичные или каменные сооружения, символизирующие священную пятиконечную гору Меру. Под влиянием ранних буддийских ступ архитектура не была предназначена для коллективного богослужения, но имела места, где верующие могли оставлять подношения и совершать ритуалы.

Многие индийские архитектурные стили для таких сооружений, как храмы, статуи, дома, рынки, сады и планировка, соответствуют описанию в индуистских текстах. Архитектурные рекомендации сохранились в санскритских рукописях, а в некоторых случаях и на других региональных языках. К ним относятся Васту-шастры, Шилпа-шастры, Брихат-самхита, архитектурные фрагменты Пуран и Агам, а также региональные тексты, такие как Манасара и другие.

Поскольку этот архитектурный стиль возник в классический период, он оказал значительное влияние на различные средневековые архитектурные стили, такие как гурджары, дравиды, деканцы, одии, бенгальцы и ассамцы.

 

Мару Гурджара

 

Этот стиль североиндийской архитектуры наблюдается в индуистских, а также джайнских местах поклонения и собраний. Он возник в 11-13 веках в период Чаулукья (Соланки). Со временем он стал более популярным среди джайнских общин, которые распространили его в большом регионе и по всему миру. Эти сооружения обладают уникальными особенностями, такими как большое количество выступов на внешних стенах с резко вырезанными статуями и несколько урушрингов со шпилями на главной шикхаре.

 

Гималайский

Гималаи населены различными группами людей, включая пахари, китайско-тибетцев, кашмирцев и многие другие группы. Будучи выходцами из разных религиозных и этнических групп, архитектура также оказала множество влияний. Учитывая материально- технические трудности и более медленный темп жизни в Гималаях, у ремесленников есть время для создания сложной резьбы по дереву и картин, сопровождаемых декоративными изделиями из металла и каменными скульптурами, которые отражены в религиозных, а также гражданских и военных зданиях. Эти стили существуют в разных формах от Тибета и Кашмира до Ассама и Нагаленда. Общая черта наблюдается в наклонных многослойных крышах храмов, мечетей и гражданских зданий.

 

Дравидийский

 

Это архитектурный стиль, возникший в южной части Индийского субконтинента и в Шри-Ланке. К ним относятся индуистские храмы с уникальным стилем, который включает в себя более короткую пирамидальную башню над гарбхагрихой или святилищем, называемым вимана, где на севере есть более высокие башни, обычно загибающиеся внутрь по мере подъема, называемые шикхара. Сюда также входят светские здания, которые могут иметь или не иметь наклонные крыши в зависимости от географического региона. В стране Тамил на этот стиль повлиял период Сангама, а также стили великих династий, правивших им. Этот стиль варьируется в регионе к западу от Кералы, на который влияют географические факторы, такие как торговля с западом и муссоны, которые приводят к появлению наклонных крыш. Дальше на север, стиль Карната Дравида варьируется в зависимости от разнообразия влияний, часто во многом отражая художественные тенденции правителей двенадцати разных династий.

 

Калинга

 

Древний регион Калинга соответствует современным районам восточной Индии Одиша, Западная Бенгалия и северный Андхра-Прадеш. Его архитектура достигла пика между 9 и 12 веками под покровительством династии Сомавамси из Одиши. Храмы Калинги, богато украшенные сотнями фигур, обычно имеют повторяющиеся формы, такие как подковы. В защитных стенах храмового комплекса находятся три основных здания с характерными изогнутыми башнями, называемыми деул или деула, и молитвенные залы, называемые джагмохан.

 

 


Восточная и Юго-Восточная Азия

 

Китайская и конфуцианская культура оказала значительное влияние на искусство и архитектуру в синосфере (в основном, во Вьетнаме, Корее, Японии).

Китай и Вьетнам

То, что сегодня признается китайской культурой, уходит своими корнями в период неолита (10 000-2000 гг. до н.э.), охватывая культурные объекты Яншао, Луншань и Лянчжу в центральном Китае. Участки современного северо-восточного Китая также содержат памятники культуры Хуншань эпохи неолита, в которых проявились аспекты протокитайской культуры. Системы верований коренных китайцев включали натуралистическое, анимистическое и поклонение героям. Как правило, платформы под открытым небом (тан, или алтарь) использовались для поклонения натуралистическим божествам, таким как боги ветра и земли, тогда как официальные здания (мяо, или храм) предназначались для героев и умерших предков. Большинство ранних зданий в Китае были деревянными конструкциями. Колонны с наборами скобок на фасаде зданий, в основном в четном количестве, сделали центральное межколонное пространство самым большим внутренним проемом. Сильно черепичные крыши располагались прямо на деревянном здании со стенами, построенными из кирпича или толченой земли. Распространение буддизма в Китае примерно в 1 веке нашей эры привело к новой эре религиозных практик, а значит, и к появлению новых типов зданий. В Китае появились культовые сооружения в виде пещерных храмов, основанных на индийских, высеченных в скале. Еще одним новым типом зданий, введенным буддизмом, была китайская форма ступы (та) или пагоды. В Индии ступы возводились в память об известных людях или учителях: следовательно, буддийская традиция приспособила сооружение в память о великом учителе, Будде. Китайская пагода имела схожую символику с индийской ступой и была построена при спонсорской поддержке, в основном, императорских покровителей, которые надеялись обрести земные заслуги для следующей жизни. Буддизм достиг своего пика с VI по VIII века, когда в Китае существовало беспрецедентное количество монастырей. Было построено более 4600 официальных и 40 000 неофициальных монастырей. Их размеры варьируются в зависимости от количества находящихся в них галерей — от 6 до 120. Каждый монастырь состоял из главного отдельно стоящего здания — зала, пагоды павильона – и был окружен крытым коридором в прямоугольном здании, обслуживаемом зданием ворот.

 

Япония и Корея

Традиционно японская архитектура делалась из дерева и фусума (раздвижных дверей) вместо стен, что позволяло изменять внутреннее пространство в соответствии с различными целями. Распространение буддизма в середине 6 века через соседнее корейское королевство Пэкче положило начало крупномасштабному строительству деревянных храмов с акцентом на простоту, и большая часть архитектуры была импортирована из Китая и других азиатских культур. К концу этого столетия в Японии строились монастыри в континентальном стиле, в частности храм, известный как Хорю-дзи в Икаруге. В отличие от западной архитектуры, в японских постройках редко используется камень, за исключением определенных элементов, таких как фундаменты. Стены легкие, тонкие, никогда не несут нагрузки и часто подвижны.

 

Кхмерский

С начала 9-го по начало 15-го века кхмерские короли правили обширной индуистско-буддийской империей в Юго-Восточной Азии. Ангкор, в современной Камбодже, был ее столицей, и большинство его сохранившихся зданий представляют собой каменные храмы, обращенные на восток, многие из них построены в пирамидальной, ярусной форме, состоящей из пяти квадратных сооружений с башнями, или прасатов, которые представляют священную пятиконечную гору Меру индуистской, джайнской и буддийской доктрины. Как резиденции богов, храмы строились из прочных материалов, таких как песчаник, кирпич или латерит, глиноподобное вещество, которое сильно высыхает. Чамская архитектура во Вьетнаме также выдержана в схожем стиле.

 


Африка к югу от Сахары

Традиционная архитектура стран Африки к югу от Сахары разнообразна и существенно различается в разных регионах. К традиционным типам домов относятся хижины, иногда состоящие из одной или двух комнат, а также различные более крупные и сложные сооружения.

 

Стили Западной Африки и банту

На большей части территории Западной Африки также традиционно встречаются прямоугольные дома с остроконечными крышами и внутренними дворами, иногда состоящие из нескольких комнат и двориков (иногда украшенные глинобитными рельефами, как у ашанти в Гане, или резными колоннами, как у народа йоруба в Нигерии, особенно во дворцах и жилищах богатых). Помимо обычного прямоугольного типа жилищ с острой крышей, широко распространенного в Западной Африке и Мадагаскаре, существуют и другие типы домов: дома-ульи, сделанные из круга камней, увенчанного куполообразной крышей, и круглого дома с конусообразной крышей. Первый тип, который также существовал в Америке, особенно характерен для Юга Африки. Они использовались говорящими на языке банту группами на юге и в некоторых частях Восточной Африки и были сделаны из глины, жердей, соломы и коровьего навоза (прямоугольные дома были более распространены среди говорящих на языке банту народов региона большого Конго и Центральной Африки). Круглая хижина с конусообразной крышей широко распространена, особенно в Судане и Восточной Африке, но также присутствует в Колумбии и Новой Каледонии, а также в Западном Судане и Сахель регионы Западной Африки, где их иногда объединяют в составные части. Особый стиль традиционной деревянной архитектуры существует у степных народов Камеруна, таких как бамилеке.

 

В нескольких западноафриканских обществах, включая королевство Бенин (и другие народы эдо) и королевства йоруба, Хауса, в таких местах, как Дженне-Джено (доисламский город в Мали), и в других местах, поселки были окружены большими стенами из сырцового кирпича или самана, а иногда и монументальными рвами и земляными укреплениями, такими как Эредо сунгбо (в нигерийском королевстве йоруба Иджебу) и в других местах. Стены Бенина (Нигерийского королевства Бенин). В средневековой южной Африке существовала традиция укрепленных каменных поселений, таких как Великое Зимбабве и Хами.

Знаменитый Бенин-Сити на юго-западе Нигерии (столица Королевства Бенин), разрушенный Карательной экспедицией, представлял собой большой комплекс домов из обожженной глины с шатровыми крышами из черепицы или пальмовых листьев. Во дворце было несколько парадных залов, и он был украшен медными табличками. Он был окружен монументальным комплексом земляных валов и стен, строительство которых, как считается, началось в раннем средневековье.

 

 

Сахелианский

В Западном регионе Сахель исламское влияние было основным фактором, способствующим архитектурному развитию более поздних эпох Королевства Гана. В Кумби Салехе местные жители жили в куполообразных жилищах в королевской части города, окруженных большим ограждением. Торговцы жили в каменных домах в районе, где было 12 красивых мечетей, как описано аль-Бакри, одна из которых была сосредоточена на пятничной молитве  Говорят, что королю принадлежало несколько особняков, один из которых был шестьдесят шесть футов в длину, сорок два фута в ширину, вмещал семь комнат, был двухэтажным и имел лестницу; стены и покои были заполнены скульптурами и картинами. Сахельская архитектура изначально выросла из двух городов Дженне и Тимбукту. Мечеть Санкоре в Тимбукту, построенная из глины на дереве, была похожа по стилю на Великую мечеть Дженне. Расцвет королевств в прибрежном регионе Западной Африки породил архитектуру, основанную на традициях коренных народов, с использованием дерева, сырцового кирпича и самана. Хотя позже этот стиль приобрел исламское влияние, он также имел корни в местных доисламских строительных стилях, таких как те, что были найдены в древних поселениях, таких как Дженне-Джено, Диа, Мали и Дхар Тичитт, в некоторых из которых использовался традиционный сахельский стиль цилиндрического сырцового кирпича.

 

Эфиопский

Большие монолитные церкви, такие как церковь Святого Георгия (Лалибела), были высечены из земли в Эфиопии неизвестным архитектором конца 12 или начала 13 века Эфиопская архитектура (включая современную Эритрею) выросла из аксумского стиля и включила новые традиции по мере расширения эфиопского государства. Стили включали больше дерева и более округлых конструкций во внутреннюю архитектуру в центре страны и на юге, и эти стилистические влияния проявились в строительстве церквей и монастырей. На протяжении всего средневековья сохранялась аксумская архитектура и ее влияние, а также ее монолитные традиции, причем наиболее сильное влияние было в раннее средневековье (поздний аксумит) и периоды загве (когда были высечены в скале монолитные церкви Лалибелы).). На протяжении средневекового периода, и особенно с 10 по 12 века, церкви высекались из камня по всей Эфиопии, особенно в самом северном регионе Тыграй, который был сердцем Аксумской империи. Самым известным примером эфиопской архитектуры, высеченной в скале, являются одиннадцать монолитных церквей Лалибелы, вырезанных из красного вулканического туфа, найденного вокруг города. В ранний современный период в Эфиопии произошло поглощение новых разнообразных влияний, таких как барокко, арабское, турецкое и гуджаратское стиль зародился с прибытием португальских иезуитов в 16-17 веках.

 


Океания

Большинство океанических зданий состоят из хижин, сделанных из дерева и других растительных материалов. Искусство и архитектура часто были тесно связаны — например, склады и молитвенные дома часто украшаются искусной резьбой — и поэтому в этом обсуждении они представлены вместе. Архитектура Тихоокеанских островов была разнообразной, а иногда и масштабной. Здания отражали структуру и заботы обществ, которые их построили, со значительными символическими деталями. Технически большинство зданий в Океании представляли собой не более чем простые конструкции из жердей, скрепленных тростниковыми плетками; только на Каролинских островах были известны сложные методы соединения и привязки. Фахуа шен, Табоа шен и Кухуа шен (тройняшки шен) спроектировали первую архитектуру Океании.

Важным местом археологических раскопок в океане является Нан Мадол из Федеративных Штатов Микронезии. Нан Мадол был церемониальной и политической резиденцией династии Саудлеров, которая объединяла примерно 25 000 человек Понпеи примерно до 1628 года. Расположенный отдельно между главным островом Понпей и островом Темвен, он был ареной человеческой деятельности еще в первом или втором веке нашей эры. К 8 или 9 веку началось строительство островков с возведением характерной мегалитической архитектуры, начиная с 1180-1200 гг. н.э.

Исламская

Из-за масштабов исламских завоеваний исламская архитектура охватывает широкий спектр архитектурных стилей от основания ислама (7 век) до наших дней. На раннюю исламскую архитектуру оказали влияние римская, византийская, персидская, месопотамская архитектура и все другие земли, которые ранние мусульманские завоевания завоевали в VII и VIII веках. Дальше на восток на нее также повлияли китайская и индийская архитектура по мере распространения ислама в Юго-Восточной Азии. Эта широкая и долгая история породила множество местных архитектурных стилей, включая, но не ограничиваясь ими: Омейядский, Аббасидский, персидский, мавританский, Фатимидский, мамлюкский, османский, индоисламский (особенно могольский), китайско-исламский и сахельский архитектурный. Некоторыми отличительными сооружениями исламской архитектуры являются мечети, медресе, гробницы, дворцы, бани и форты. Известные типы исламской религиозной архитектуры включают гипостильные мечети, куполообразные мечети и мавзолеи, сооружения со сводчатыми айванами и медресе, построенные вокруг центральных дворов. В светской архитектуре основными примерами сохранившихся исторических дворцов являются Альгамбра и Дворец Топкапы. Ислам не поощряет поклонение идолам; поэтому архитектура, как правило, украшается арабской каллиграфией (включая коранические стихи или другую поэзию) и более абстрактными мотивами, такими как геометрические узоры, мукарны и арабески, в отличие от иллюстраций сцен и историй.

Европейский

 

Средневековые

 

Сохранившиеся образцы средневековой светской архитектуры в основном служили для обороны в различных частях Европы. Замки и укрепленные стены являются наиболее заметными оставшимися нерелигиозными примерами средневековой архитектуры. В этот период в этом регионе начинают появляться новые типы гражданских, военных, а также религиозных зданий в новых стилях.

Византийский

Византийские архитекторы строили городские стены, дворцы, ипподромы, мосты, акведуки и церкви. Они построили много типов церквей, включая базилику (самый распространенный тип и тот, который достиг наибольшего развития). После раннего периода наиболее распространенной планировкой был крест в квадрате с пятью куполами, также встречавшийся в Москве, Новгороде или Киеве, а также в Румынии, Болгарии, Сербии, Северной Македонии и Албании. Благодаря модификациям и адаптации местного вдохновения византийский стиль будет использоваться в качестве основного источника вдохновения для создания архитектурных стилей во всех восточно- православных странах.  Например, в Румынии Бранковенеский стиль во многом основан на византийской архитектуре, но также имеет индивидуальные румынские особенности. Точно так же, как Парфенон является самым известным зданием древнегреческой архитектуры, Собор Святой Софии остается культовой церковью православного христианства. В греческих и римских храмах внешний вид был наиболее важной частью храма, где приносились жертвы; интерьер, где хранилась культовая статуя божества, в честь которого был построен храм, часто имел ограниченный доступ для широкой публики. Но христианские литургии проводятся внутри церквей, византийские экстерьеры обычно практически не украшены.

Византийская архитектура часто отличалась мраморными колоннами, кессонными потолками и роскошным декором, включая широкое использование мозаики с золотым фоном. Строительным материалом, использовавшимся византийскими архитекторами, больше не был мрамор, который очень ценили древние греки. Они использовали в основном камень и кирпич, а также тонкие алебастровые листы для окон. Мозаикой покрывали кирпичные стены и любые другие поверхности, где фреска не устояла бы. Хорошими примерами мозаик прото византийской эпохи являются Собор Святого Димитрия в Салониках (Греция), базилика Сант-Аполлинаре-Нуово и базилика Сан-Витале, обе в Равенне (Италия), и собор Святой Софии в Стамбуле.

 

Армения

С самого начала формирования феодальных отношений архитектура и градостроительство Армении вступили в новый этап. Древние армянские города переживали экономический упадок; только Арташат и Тигранакерт сохранили свое значение. Возросло значение городов Двин и Карин (Эрзурум). Строительство города Аршакаван царем Великой Армении Аршаком II не было полностью завершено. Христианство вызвало к жизни новую архитектуру культовых сооружений, которая изначально питалась традициями старой, античной архитектуры.

Церкви 4-5 веков — это в основном базилики (Касах, 4-5 века, Аштарак, 5 век, Ахц, 4 век, Егвард, 5 век). Некоторые базилики армянской архитектуры принадлежат к так называемому “западному типу” церквей-базилик. Из них наиболее известными являются церкви Текор (5 век), Ерерук (IV-V вв.), Двин (470), Цицернаванк (IV-5 вв.). Трехнефная базилика Ереруйк стоит на 6-ступенчатом стилобате, предположительно построенном на месте более раннего дохристианского храма. Также сохранились базилики Карнута (5 век), Егварда (5 век), Гарни (IV век), Зовуни (5 век), Цахкаванка (VI век), Двины (553-557), Таллина (5 век) ок.), Танаата (491), Джарджариса (IV-V вв.), Лернакерта (IV-V вв.) и др.

 

Романский стиль

Термин «романский» уходит корнями в 19 век, когда он был придуман для описания средневековых церквей, построенных с 10 по 12 века, до появления круто заостренных арок, летящих контрфорсов и других готических элементов. Этот архитектурный стиль возник почти одновременно в нескольких странах (Франция, Германия, Италия, Испания). Для критиков 19 века романский стиль отражал архитектуру каменщиков, которые, очевидно, восхищались тяжелыми бочкообразными сводами и замысловатыми резными капителями древних римлян, но чья собственная архитектура считалась производной и вырождающейся, лишенной утонченности их классических моделей.

Ученые 21 века менее склонны понимать архитектуру этого периода как «неспособность» воспроизвести достижения прошлого, и гораздо более склонны признавать ее изобилие экспериментальных форм, как серию новых творческих изобретений. Однако в то время исследования ставили под сомнение ценность романского стиля как стилистического термина. На первый взгляд, это удобное обозначение для зданий, которые используют общий словарь округлых арок и толстой каменной кладки, и появляются в период между каролингским возрождением классической древности в 9 веке и стремительной эволюцией готической архитектуры после второй половины 12 века. Однако одна проблема заключается в том, что этот термин охватывает широкий спектр региональных вариаций, некоторые из которых имеют более тесные связи с Римом, чем другие. Следует также отметить, что различие между романской архитектурой и ее непосредственными предшественниками и последователями совсем не четкое. Существует мало свидетельств того, что средневековых зрителей волновали стилистические различия, которые мы наблюдаем сегодня, из-за чего медленную эволюцию средневековой архитектуры трудно разделить на четкие хронологические категории. Тем не менее, романский стиль остается полезным словом, несмотря на его ограничения, потому что оно отражает период интенсивной строительной деятельности, который сохранял некоторую преемственность с классическим прошлым, но свободно переосмысливал древние формы в новой отличительной манере.

Романские соборы легко отличить от готических и византийских, поскольку для них характерно широкое использование толстых опор и колонн, круглых арок и строгости. Здесь возможности аркады с круглой аркой как в структурном, так и в пространственном смысле были еще раз использованы в полной мере. В отличие от остроконечной арки поздней готики, романская круглая арка требовала поддержки массивных опор и колонн. По сравнению с византийскими церквями, романским церквям, как правило, не хватает сложных орнаментов как снаружи, так и внутри. Примером этого является собор Периге (Периге, Франция), построенный в начале 12 века и спроектированный по образцу базилики Святого Марка в Венеции, но без мозаики, что делает его интерьер очень строгим и минималистичным.

Готика

Готическая архитектура началась с серии экспериментов, которые проводились для выполнения конкретных просьб меценатов и размещения постоянно растущего числа паломников, посещающих места, где хранятся драгоценные реликвии. Паломники в эпоху высокого средневековья (примерно с 1000 по 1250 год н.э.) все чаще посещали хорошо известные места паломничества, а также местные места, где местные и национальные святые, как считалось, творили чудеса. Поэтому церкви и монастыри, в которых хранятся важные реликвии, хотели повысить популярность своих святых и построить для них соответствующие святилища. Эти святилища были не просто инкрустированными драгоценными камнями реликвариями, но, что более важно, имели форму мощных архитектурных сооружений, характеризующихся цветным светом, излучаемым большими площадями витражей. Использование витражного стекла, однако, не является единственным определяющим элементом готической архитектуры, как и стрельчатая арка, ребристый свод, окно-роза или летящий контрфорс, поскольку многие из этих элементов так или иначе использовались в предшествующих архитектурных традициях. Скорее, именно сочетание и постоянное совершенствование этих элементов, наряду с быстрой реакцией на быстро меняющиеся строительные технологии того времени, подпитывали готическое движение в архитектуре.

Следовательно, трудно указать на какой-то один элемент или точное место, где впервые возникла готика; однако традиционно начинать обсуждение готической архитектуры принято с базилики Сен-Дени (около 1135-1344) и ее покровителей, аббата Сугера, который начал восстанавливать западный фасад и хоры церкви. Как он писал в своем Административном документе, старое здание больше не могло вместить большое количество паломников, которые приходили поклониться мощам Святого Дениса, и решение для этого было двояким: западный фасад с тремя большими порталами и инновационный новый хор, который объединил амбулаторию с расходящимися часовнями, которые были уникальны, поскольку не были разделены стенами. Вместо этого между часовнями и хоровой аркадой был вставлен ряд тонких колонн для поддержки ребристых сводов. Результат позволил посетителям обойти алтарь и оказаться в пределах досягаемости реликвий, фактически не нарушая алтарного пространства, а также полюбоваться большими витражами в часовнях. Подтверждено Шугер, желание использовать больше витражей заключалось не обязательно в том, чтобы привнести в здание больше дневного света, а скорее в том, чтобы заполнить пространство непрерывным лучом красочного света, скорее похожего на мозаику или драгоценные камни, из-за чего стена исчезла бы. Спрос на все больше витражей и поиск техник, которые поддерживали бы их, постоянны на протяжении всего развития готической архитектуры, что видно из работ Шугера, который был очарован мистическим качеством такого освещения. Кирпичная готика был специфическим стилем готической архитектуры, распространенным в Северо-Восточной и Центральной Европе, особенно в регионах в Балтийском море и вокруг него, где нет ресурсов стоячей породы. Здания в основном построены из кирпича.

 

Ренессанс

 

В период Возрождения Италия состояла из множества государств, и острое соперничество между ними привело к росту технического и художественного развития. Семья Медичи, итальянская банковская семья и политическая династия, известна своей финансовой поддержкой искусства и архитектуры эпохи Возрождения.

Этот период начался примерно в 1452 году, когда архитектор и гуманист Леон Баттиста Альберти (1404-1472) завершил свой трактат De Re Aedificatoria (Об искусстве строительства) после изучения древних руин Рима и книги Витрувия «Об архитектуре». Его труды охватывали многочисленные темы, включая историю, градостроительство, инженерное дело, сакральную геометрию, гуманизм и философию красоты, а также излагали ключевые элементы архитектуры и ее идеальные пропорции. В последние десятилетия 15 века художники и архитекторы начали посещать Рим, чтобы изучить руины, особенно Колизей и Пантеон. Они оставили после себя драгоценные записи о своих исследованиях в виде рисунков. В то время как гуманистический интерес к Риму нарастал более века (начиная, по крайней мере, с Петрарки 14 века), при рассмотрении памятников старины основное внимание уделялось литературной, эпиграфической и исторической информации, а не физическим останкам. Хотя некоторые художники и архитекторы, такие как Филиппо Брунеллески (1377-1446), Донателло (около 1386-1466) и Леон Баттиста Альберти, как сообщается, изучали римскую скульптуру и руины, прямых свидетельств этой работы почти не сохранилось. К 1480-м годам выдающиеся архитекторы, такие как Франческо ди Джорджо (1439-1502) и Джулиано да Сангалло (около 1445-1516), проводили многочисленные исследования древних памятников, которые демонстрировали, что процесс преобразования модели в новый дизайн уже начался. Во многих случаях рисование руин в их фрагментарном состоянии требовало скачка воображения, как охотно признавал сам Франческо в своей аннотации к своей реконструкции Кампидольо, отмечая: «в значительной степени придумано мной, поскольку из руин очень мало что можно понять.

 

Вскоре во Флоренции с использованием нового стиля были построены величественные здания, такие как капелла Пацци (1441-1478) или Палаццо Питти (1458-1464). Эпоха Возрождения началась в Италии, но медленно распространилась на другие части Европы с различными интерпретациями.

Поскольку искусство эпохи Возрождения — это попытка возродить культуру Древнего Рима, в нем используются практически те же орнаменты, что и в древнегреческом и римском. Однако, поскольку большинство, если не все ресурсы, которыми располагали художники эпохи Возрождения, были римскими, в архитектуре и прикладном искусстве эпохи Возрождения широко используются определенные мотивы и орнаменты, характерные для Древнего Рима. Самым знаковым из них является марджент, вертикальное расположение цветов, листьев или свисающих лоз, используемое в пилястрах. Еще одним украшением, связанным с эпохой Возрождения, является круглый медальон, содержащий профиль человека, похожий на древние камеи. Ренессанс, барокко, рококо и другие постсредневековые стили используют путти (пухленьких ангелочков) гораздо чаще по сравнению с греко-римским искусством и архитектурой. Орнамент, вновь введенный в эпоху Возрождения, древнеримского происхождения, который также будет использоваться в более поздних стилях, — это картуш, овальный или продолговатый узор со слегка выпуклой поверхностью, обычно окаймленный орнаментальной завитушкой.


По всему миру

 

Барокко

Барокко возникло в результате Контрреформации как попытки Католической церкви в Риме передать свою мощь и подчеркнуть великолепие Бога. Барокко и его поздний вариант рококо были первыми по-настоящему глобальными стилями в искусстве. Доминировал более двух столетий в искусстве и архитектуре Европы, Латинской Америки и за ее пределами примерно с 1580 по 1800 год. Зародившись в живописных мастерских Болоньи и Рима в 1580-1590-х годах, а также в римских скульптурных и архитектурных мастерских во втором и третьем десятилетиях 17 века, барокко быстро распространилось по Италии, Испании и Португалии, Фландрии, Франции, Нидерландам, Англии, Скандинавии и России, а также в центрах центральной и восточной Европы от Мюнхена (Германия) до Вильнюса (Литва). В португальской, Испанской и Французской империях и голландской торговой сети ведущую роль в распространении двух стилей в Северной

и Южной Америке, колониальной Африке и Азии, в таких местах, как Лима, Мозамбик, Гоа и Филиппины. Из-за его распространения в регионах с разными архитектурными традициями в зависимости от местоположения появилось несколько видов барокко, отличающихся в некоторых аспектах, но похожих в целом. Например, французское барокко по сравнению с ним казалось суровым и отстраненным, вытесняя неоклассицизм и архитектуру эпохи просвещения. Гибридная архитектура барокко коренных американцев и европейцев впервые появилась в Южной Америке (в отличие от Мексики) в конце 17 века, после того, как местные символы и стили, характеризующие этот необычный вариант барокко, сохранялись в течение предыдущего столетия в других средствах массовой информации, очень хорошим примером этого является церковь иезуитов в Арекипе (Перу).

Первыми зданиями в стиле барокко были соборы, церкви и монастыри, к которым вскоре присоединились гражданские здания, особняки и дворцы. Для нее характерен динамизм, впервые стены, фасады и интерьеры изогнуты, хорошим примером является San Carlo alle

Quattro Fontane в Риме. Архитекторы эпохи барокко взяли основные элементы архитектуры эпохи Возрождения, включая купола и колоннады, и сделали их выше, величественнее, украшен нее и драматичнее. Внутренних эффектов часто достигали с помощью квадратичной или объемной живописи в сочетании со скульптурой: взгляд устремлен вверх, создавая иллюзию, что человек смотрит в небеса. Группы скульптурных ангелов и раскрашенных фигур заполняют потолок. Свет также использовался для создания драматического эффекта; он струился с куполов и отражался от обилия позолоты. Часто использовались соломоновы колонны, чтобы создать иллюзию движения вверх, а другие декоративные элементы занимали все доступное пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом. Помимо архитектуры, динамизмом характеризуются также живопись и скульптура в стиле барокко. Это контрастирует с тем, насколько статичным и мирным является искусство эпохи Возрождения.

 

Помимо самого здания, определенную роль сыграло и пространство, в котором оно было размещено. Здания как в стиле барокко, так и в стиле рококо пытаются привлечь внимание зрителей и доминировать над окружающей обстановкой, будь то небольшого масштаба, такие как San Carlo alle Quattro Fontane в Риме, или массивные, такие как новый фасад собора Сантьяго-де-Компостела, спроектированный так, чтобы возвышаться над городом. Проявлению силы и авторитета в самом грандиозном масштабе, городскому планированию и обновлению в стиле барокко способствовали как церковь, так и государство. Это была первая со времен античности эпоха массовой миграции в города, и градостроители приняли идеалистические меры для их регулирования. Наиболее заметным ранним примером была перестройка Доменико Фонтана плана улиц Рима папы Сикста V. Архитекторы экспериментировали с идеализированными городскими схемами со времен раннего Возрождения, примерами являются Леон Баттиста Альберти (1404-1472), планирующий централизованную модель города с улицами, ведущими к центральной площади, или Филарете (Антонио ди Пьетро Авер (u) Лино, ок. 1400-ок. 1469), проектирующий круглый город под названием Сфорцинда (1451-1456) что он основывался на частях человеческого тела в идее о том, что здоровый город должен отражать физиономию его жителей. Однако ни один из этих идеалистических городов так и не был построен. На самом деле, в Европе было реализовано лишь несколько подобных проектов, поскольку новые города были непомерно дорогостоящими, а существующие городские районы с существующими церквями и дворцами не подлежали сносу. Только в Северной и Южной Америке, где у архитекторов часто было чистое пространство для работы, были возможны такие города, как Лима (Перу) или Буэнос-Айрес (Аргентина). Самым ранним идеальным городом в стиле барокко является Замосць, построенный к северо-востоку от Кракова (Польша) итальянским архитектором Бернардо Морандо (ок. 1540-1600), представляющий собой централизованный город с центром в виде площади с расходящимися улицами. Там, где целые города не могли быть восстановлены, меценаты и архитекторы компенсировали это созданием просторных и симметричных площадей, часто с проспектами, расходящихся под перпендикулярными углами и фокусирующихся на фонтане, статуе или обелиске. Хорошим примером этого является площадь Вогезов (бывшая Королевская площадь), построенная по заказу Генриха IV, вероятно, по планам Батиста дю Серсо (1545-1590). Самым известным пространством в стиле барокко в мире является Джанлоренцо Бернини Площадь Святого Петра в Риме. Подобно идеальному городскому планированию, сады в стиле барокко характеризуются прямыми и перестраивающимися проспектами с геометрическими пространствами.

 

Рококо

 Название рококо происходит от французского слова rocaille, которое описывает каменные изделия, покрытые ракушками, и coquille, что означает ракушку. Архитектура в стиле рококо причудлива и текуча, подчеркивает асимметрию, с обильным использованием изгибов, завитков, позолоты и орнаментов. Стиль пользовался большой популярностью у правящей элиты Европы в первой половине 18 века. Оно возникло во Франции из новой моды во внутреннем убранстве и распространилось по всей Европе. Домашнее рококо отказалось от высокого морального тона барокко, его весомых аллегорий и одержимости легитимностью: фактически, его абстрактные формы и беззаботные пасторальные сюжеты больше соответствовали представлениям о прибежище и радости, что создавало более снисходительную атмосферу для вежливых бесед. Комнаты в стиле рококо, как правило, меньше своих аналогов в стиле барокко, что отражает стремление к домашней интимности. Даже более роскошные салоны, используемые для приема гостей, были более скромными по масштабам, поскольку в светских мероприятиях участвовало меньшее количество гостей. Характерными для стиля были мотивы рокайля, заимствованные из раковин, сосулек и наскальных рисунков или декора гротов. Арабески рокайля представляли собой в основном абстрактные формы, симметрично расположенные поверх архитектурных рам и вокруг них. Любимым мотивом была раковина морского гребешка, верхние завитки которой перекликались с основными S- и C-образными рамными завитками арабесок, а извилистые выступы перекликались с общей криволинейностью убранства комнаты. Хотя во Франции было построено мало экстерьеров в стиле рококо, на юге Германии можно найти несколько церквей в стиле рококо. Другие широко используемые мотивы в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре интерьеров включают: акант и другие листья, птиц, букеты цветов, фрукты, элементы, связанные с любовью (путти, колчаны со стрелами и пронзенные сердца), оружейные трофеи, путти, медальоны с лицами, много-много цветов и дальневосточные элементы (пагоды, драконы, обезьяны, причудливые цветы , бамбук и китайцы).

Широко использовались пастельные тона, такие как светло-голубой, мятно-зеленый или розовый. Дизайнеры в стиле рококо также любили зеркала (чем больше, тем лучше), примером может служить Зеркальный зал в Амалиенбурге (Мюнхен, Германия) работы Иоганна Баптиста Циммермана. Как правило, зеркала также украшают камины.

 

Экзотика

Взаимодействие между Востоком и Западом, вызванное колонизаторскими исследованиями, оказало влияние на эстетику. Поскольку некоторые неевропейские стили были чем-то редким и новым для жителей Запада, они по-настоящему ценились в 17, 18 и 19 веках. Некоторые дворяне и короли строили небольшие сооружения, вдохновленные этими стилями, в садах своих дворцов или полностью украшали несколько комнат дворцов, подобных этому. Из-за не полного понимания истоков и принципов, управляющих этой экзотической эстетикой, европейцы иногда создавали гибриды стиля, которые они пытались воспроизвести и которые были тенденциями того времени. Хорошим примером этого является шинуазри, западный декоративный стиль, популярный в 18 веке, который был сильно вдохновлен китайским искусством, но в то же время и рококо. Поскольку путешествие в Китай или другие дальневосточные страны в то время было чем-то трудным и поэтому оставалось загадочным для большинства жителей Запада, европейское воображение подпитывалось восприятием Азии как места богатства и роскоши, и, следовательно, покровители от императоров до купцов соперничали друг с другом в украшении своих жилых помещений азиатскими товарами и их оформлении в азиатском стиле. Там, где азиатские предметы было трудно достать, европейские мастера и живописцы постарались удовлетворить спрос, создав сочетание форм рококо и азиатских фигур, мотивов и техник.

Китайское искусство было не единственным иностранным стилем, с которым экспериментировали европейцы. Другим был исламский. Примерами этого являются Садовая мечеть дворца Шветцинген в Германии (единственный сохранившийся образец европейской садовой мечети 18 века), Королевский павильон в Брайтоне или здания мавританского возрождения 19-го и начала 20-го веков с подковообразными арками и кирпичными узорами. Когда дело дошло до Востока, европейцы также проявили интерес к культуре Древнего Египта. По сравнению с другими примерами экзотики, случай с землей фараонов является самым древним, поскольку древние греки и римляне проявляли к этому интерес в древности. Основными периодами, когда были возведены памятники Египетского возрождения, были начало 19 века, военные кампании Наполеона в Египте, и 1920-е годы, когда в 1922 году была обнаружена гробница Тутанхамона, что вызвало египтоманию, которая привела к появлению ар-деко, иногда использующего мотивы, вдохновленные Древним Египтом. В конце 18-го и начале 19 века неоклассицизм иногда смешивал греко-римские элементы с египетскими. Из-за его ассоциации с фараонами, смертью и вечность, многочисленные гробницы египетского Возрождения или входные ворота на кладбище были построены в этом стиле. Помимо погребальных сооружений, к другим зданиям в этом стиле относятся некоторые синагоги, такие как синагога Карлсруэ или некоторые памятники ампира, построенные во времена правления Неполеона, такие как египетский портик отеля Богарне или Фонтен-дю-Феллах. В 1920-1930-е годы доколумбовая мезоамериканская архитектура представляла большой интерес для некоторых американских архитекторов,

особенно то, что построили майя. Несколько домов Фрэнка Ллойда Райта в Калифорнии были возведены в стиле возрождения майя, в то время как другие архитекторы сочетали мотивы майя с мотивами ар-деко.

 

Неоклассицизм

Неоклассическая архитектура сосредоточилась на древнегреческих и римских деталях, простых белых стенах и величии масштаба. По сравнению с предыдущими стилями, барокко и рококо, неоклассические экстерьеры, как правило, были более минималистичными, с прямыми и угловатыми линиями, но все еще украшенными орнаментом. Чистые линии стиля, чувство баланса и пропорций хорошо подходили как для величественных зданий (таких как Пантеон в Париже), так и для небольших сооружений (таких как Малый Трианон).

Раскопки 18 века в Помпеях и Геркулануме, которые были погребены под вулканическим пеплом во время извержения Везувия в 79 году н.э., вдохновили на возвращение к порядку и рациональности, во многом благодаря трудам Иоганна Иоахима Винкельмана. В середине 18 века античность как никогда ранее считалась стандартом архитектуры. Неоклассицизм был фундаментальным исследованием самих основ архитектурной формы и значения. В 1750-х годах начался союз между археологическими исследованиями и архитектурной теорией, который продолжится в 19 веке. Марк-Антуан Ложье писал в 1753 году, что «всем совершенным архитектура обязана грекам«.

Этот стиль был принят прогрессивными кругами в других странах, таких как Швеция и Россия. Архитектура федерального стиля — это название классицистической архитектуры, построенной в Северной Америке между 1780 и 1830 годами, и особенно с 1785 по 1815 год. Этот стиль имеет общее название со своей эпохой, Федеральным периодом. Этот термин также используется в связи с дизайном мебели в Соединенных Штатах того же периода времени. Стиль в целом соответствует классицизму среднего класса в стиле Бидермайер в немецкоязычных странах, стиле регентства в Великобритании и французскому ампиру. В Центральной и Восточной Европе этот стиль обычно называют классицизмом (немецкий: классицизм, русский: Классицизм), в то время как более новые стили Возрождения 19 века до сегодняшнего дня называются неоклассическими.

Этьен-Луи Булле (1728-1799) был дальновидным архитектором того периода. Его утопические проекты, которые так и не были построены, включали памятник Исааку Ньютону (1784) в виде огромного купола с окуляром, пропускающим свет, создавая впечатление звездного неба. Его проект расширения Королевской библиотеки (1785) был еще более впечатляющим: гигантская арка приютила коллекцию книг. Хотя ни один из его проектов так и не был построен, изображения были широко опубликованы и вдохновили архитекторов того периода выйти за рамки традиционных форм.

Аналогично периодам Возрождения и барокко, в эпоху неоклассицизма также появились городские теории о том, каким должен быть хороший город. Писатели эпохи просвещения 18 века осуждали проблемы Парижа того времени, самой большой из которых было большое количество узких средневековых улочек, застроенных скромными домами. Вольтер открыто критиковал неспособность французской королевской администрации инициировать общественные работы, улучшить качество жизни в городах и стимулировать экономику. «Настало время для тех, кто управляет самой богатой столицей Европы, сделать ее самым комфортным и великолепным из городов. Здесь должны быть общественные рынки, фонтаны, которые действительно обеспечивают водой, и обычные тротуары. Узкие и зараженные улицы должны быть расширены, памятники, которые нельзя увидеть, должны быть открыты, и новые построены на всеобщее обозрение», — настаивал Вольтер в полемическом эссе «Украшения Парижа» в 1749 году. В том же году Этьен Ла Фонт де Сент-Йенн раскритиковал то, что великий восточный фасад Лувра времен Людовика XIV был почти скрыт от посторонних взглядов плотным кварталом скромных домов. Вольтер также говорил, что для того, чтобы превратить Париж в город, который мог бы соперничать с Древним Римом, необходимо было снести больше, чем построить. «Наши города все еще такие, какими они были, масса домов, беспорядочно сгруппированных без системы, планирования или дизайна», Марк-Антуан Ложье жаловался в 1753 году. Десять лет спустя, Пьер Патте продвигал городскую реформу в поисках здравоохранения, социального порядка и безопасности, одновременно используя медицинскую и органическую метафору, в которой операции городского дизайна сравнивались с операциями хирургов. Из-за плохого воздуха и нехватки пресной воды его нынешнее состояние было патологическим, утверждал Патте, призывая установить фонтаны на основных перекрестках и рынках. Рекомендуется, чтобы площади способствовали циркуляции воздуха, и по той же причине следует снести дома на городских мостах. Он также критиковал

 

расположение больниц рядом с рынками и протестовал против продолжающихся захоронений на переполненных городских кладбищах. Помимо городов, новые идеи о том, каким должен быть сад, появились в Англии 18 века, освободив место для английского

ландшафтного сада (он же английский сад), характеризующийся идеализированным видом на природу и использованием греко-римских или готических руин, мостов и другой живописной архитектуры, призванный воссоздать идиллический пасторальный пейзаж. Это была противоположность симметричному и геометрически спланированному саду в стиле барокко (он же французский сад).

 

Возрождение и эклектика

 В 19 веке преобладало большое разнообразие стилистических возрождений, вариаций и интерпретаций. Возрождение в архитектуре — это использование визуальных стилей, которые сознательно повторяют стиль предыдущей архитектурной эпохи. Современные стили Возрождения можно обобщить в рамках новой классической архитектуры, а иногда и под общим термином «традиционная архитектура».

Идея о том, что архитектура может олицетворять славу королевств, восходит к заре цивилизации, но представление о том, что архитектура может нести на себе печать национального характера, — это современная идея, появившаяся в историческом мышлении 18 века и получившая политическое распространение после Французской революции. Поскольку карта Европы постоянно менялась, архитектура использовалась для придания ауры славного прошлого даже самым современным нациям. В дополнение к кредо универсального классицизма в начале 19 века существовало два новых и часто противоречивых отношения к историческим стилям. Плюрализм способствовал одновременному использованию расширенного диапазона стилей, в то время как возрождение считало, что для современной архитектуры подходит единая историческая модель. Появились ассоциации между стилями и типами зданий, например: египетский для тюрем, готический для церквей или возрождение эпохи Возрождения для банков и бирж. Этот выбор был результатом других ассоциаций: фараонов со смертью и вечностью, средневековья с христианством или семьи Медичи с расцветом банковского дела и современной коммерции.

Независимо от того, был ли их выбор классическим, средневековым или Ренессансным, все сторонники возрождения разделяли стратегию пропаганды определенного стиля, основанного на национальной истории, одном из величайших начинаний историков начала 19 века. Утверждалось, что только один исторический период способен предложить модели, основанные на национальных традициях, институтах или ценностях. Вопросы стиля стали государственными. Наиболее известным возрожденческим стилем является неоготика, который появился в середине 18 века в домах ряда богатых антикваров Англии, ярким примером является Strawberry Hill House. Немецкие писатели и архитекторы-романтики были первыми, кто продвигал готику как мощное выражение национального характера и, в свою очередь, использовал ее как символ национальной идентичности на все еще разделенных территориях.

Иоганн Готфрид Гердер задал вопрос: «Почему мы всегда должны подражать иностранцам, как если бы мы были греками или римлянами?».

Вид на Девонпарт, недалеко от Плимута (Великобритания), работы Джона Фоулстона, 1820-е годы, включая "египетскую" библиотеку, "индуистскую" нонконформистскую часовню, "примитивную" ратушу в дорическом стиле и улицу с домами римского коринфского ордера
Вид на Девонпарт, недалеко от Плимута (Великобритания), работы Джона Фоулстона, 1820-е годы, включая «египетскую» библиотеку, «индуистскую» нонконформистскую часовню, «примитивную» ратушу в дорическом стиле и улицу с домами римского коринфского ордера

В истории искусства и архитектуры термин ориентализм относится к работам западных художников, которые специализировались на восточной тематике, созданным во время их путешествий по Западной Азии в 19 веке. В то время художников и ученых называли востоковедами, особенно во Франции. В Индии, во времена британского владычества, развивался новый стиль, индо-сарацинский (также известный как индоготика, моголо- готика, неомугальский или индуистский стиль), который в разной степени включал индийские элементы в западноевропейский стиль. В церквях и монастырях Гоа еще один пример смешения традиционных индийских стилей с западноевропейскими архитектурными стилями. Большинство индо-сарацинских общественных зданий были построены между 1858 и 1947 годами, с пиком в 1880 году. Стиль был описан как «часть движения 19 века за то, чтобы представить себя естественными преемниками Великих Моголов». Они часто строились для современных функций, таких как транспортные станции, правительственные учреждения и суды. Это гораздо более очевидно в центрах британской власти на субконтиненте, таких как Мумбаи, Ченнаи и Калькутта.

 

Изящные искусства

 

Стиль изящных искусств получил свое название от Школы изящных искусств в Париже, где он развивался и где учились многие из основных представителей этого стиля. В связи с тем, что здесь учились иностранные студенты, по всему миру есть здания такого типа второй половины 19 века и начала 20 века, спроектированные такими архитекторами, как Шарль Жиро, Томас Гастингс, Ион Д. Бериндей или Петре Антонеску. Сегодня от Бухареста до Буэнос-Айреса и от Сан-Франциско до Брюсселя стиль изящных искусств сохранился в оперных театрах, общественных сооружениях, памятных знаках университетских городков, роскошных отелях и таунхаусах. На стиль сильно повлиял дом Парижской оперы (1860-1875), спроектированный Шарлем Гарнье, шедевр реконструкции Парижа 19 века, доминирующий над всем его районом и продолжающий удивлять посетителей своей величественной лестницей и приемными залами. Опера стала эстетическим и социальным поворотным моментом во французской архитектуре. Здесь Гарнье продемонстрировал то, что он назвал стилем actuel, на который повлиял дух времени, он же дух времени, и отразил личный вкус дизайнера.

Фасады в стиле боз-ар обычно были украшены орнаментом или накладывались друг на друга классическими элементами или скульптурой. Часто фасады состояли из высокого цокольного этажа в рустовом стиле, за ним несколько этажей высотой, обычно украшенных пилястрами или колоннами, а наверху — мансардный этаж и / или крыша. Архитекторам изящных искусств часто поручали проектировать монументальные гражданские здания, символизирующие уверенность в себе города. Стиль, нацеленный на роскошь барокко благодаря богато украшенным монументальным сооружениям, напоминающим Версаль Людовика XIV. Однако это было не просто возрождение барокко, а скорее синтез классических стилей, таких как Ренессанс, барокко, рококо, неоклассицизм и т.д.

 

Промышленность и новые технологии

 

Из-за промышленной революции и новых технологий, которые она принесла, появились новые типы зданий. К 1850 году железо широко присутствовало в повседневной жизни во всех масштабах, от серийно производимых декоративных архитектурных деталей и объектов многоквартирных и коммерческих зданий до железнодорожных ангаров. Хорошо известным зданием из стекла и железа 19 века является Хрустальный дворец из Гайд-парка (Лондон), построенный в 1851 году для проведения Великой выставки, внешне похожий на оранжерею. Его масштабы были устрашающими.

Торговая площадка впервые использовала железо и стекло для создания архитектуры показа и потребления, которая сделала временную экспозицию всемирных ярмарок постоянной чертой современной городской жизни. Всего через год после демонтажа Хрустального дворца Аристид Бусико открыл то, что историки массового потребления назвали первым универмагом, Le Bon Marché в Париже. По мере расширения магазина его экстерьер приобрел форму общественного памятника, богато украшенного мотивами французского Возрождения. Входы незаметно выходили на тротуар, надеясь привлечь внимание потенциальных клиентов. Между 1872 и 1874 годами интерьер был реконструирован Луи-Шарлем Буало в сотрудничестве с молодой инженерной фирмой Гюстава Эйфеля. Вместо открытого внутреннего двора, необходимого для того, чтобы пропускать больше дневного света внутрь, новое здание было сосредоточено вокруг трех световых атриумов.

 

Art Nouveau