Купола были характерным элементом архитектуры Древнего Рима и его средневекового продолжения, Византийской империи. Они оказали широкое влияние на современные и более поздние стили, от русской и османской архитектуры до итальянского ренессанса и современного возрождения. Обычно купола были полусферической формы, хотя также известны восьмиугольные и сегментированные формы, и они менялись по форме, использованию и структуре на протяжении веков. Ранние образцы располагались непосредственно на стенах круглых комнат ротонды и имели центральное окуляр для вентиляции и освещения. Подвески стали обычным явлением в византийский период, обеспечивали поддержку куполов над квадратными пространствами.
Ранние деревянные купола известны только из литературных источников, но использование деревянной опалубки, бетона и неквалифицированного труда позволило возвести купола монументальных размеров в поздний республиканский и ранний имперский периоды, такие как так называемый банный зал «Храма Меркурия» в Байе. Нерон ввел купол в архитектуру римского дворца в 1 веке, и такие помещения служили государственными банкетными залами, залами для аудиенций или тронными залами. Купол Пантеона, самый большой и известный образец, был построен из бетона во 2 веке и, возможно, служил залом аудиенций для Адриана. Императорские мавзолеи, такие как Мавзолей Диоклетиана, были куполообразными, начиная с 3 века. Некоторые купола меньшего размера были построены с использованием керамических труб вместо деревянных опор для бетона или в качестве постоянной конструкции, встроенной в бетон, но светлый кирпич стал предпочтительным строительным материалом в течение 4-5 веков. Кирпичные ребра позволили сделать конструкцию тоньше и облегчили использование окон в несущих стенах, заменив необходимость в окуляре в качестве источника света.
Христианские баптистерии и святыни были покрыты куполами в 4 веке, такими как Латеранский баптистерий и, вероятно, деревянный купол над церковью Гроба Господня. Восьмиугольная церковь Константина в Антиохии, возможно, была прецедентом для подобных зданий на протяжении веков спустя. Первая купольная базилика, возможно, была построена в 5 веке, причем церковь на юге Турции является самым ранним предложенным примером, но архитектура Юстиниана 6 века сделала купольную церковную архитектуру стандартом на всем римском востоке. Его собор Святой Софии и церковь Святых Апостолов вдохновили на создание копий в последующие века.
Крестообразные церкви с куполами на их пересечениях, такие как церкви Святой Софии в Салониках и Святого Николая в Мире, были типичны для архитектуры VII и VIII веков, и крепление купола с бочкообразными сводами с четырех сторон стало стандартной конструктивной системой. Купола над оконными барабанами цилиндрической или многоугольной формы были стандартными после 9 века. В более поздний период империи строились церкви меньшего размера с куполами меньшего диаметра, обычно менее 6 метров (20 футов) после 10 века. Исключения включают восьмиугольники с куполами 11 века Хосиоса Лукаса и Неа Мони, а также церковь Хора 12 века и другие. План крест в квадрате с одним куполом на пересечении или пятью куполами в виде квинкунса, как в церкви Святого Пантелеймона, был самым популярным типом с 10 века до падения Константинополя в 1453 году.
- Обзор
- История
- Поздний республиканский и раннеимперский периоды
- Первый век
- Второй век
- Третий век
- Четвертый век
- Пятый век
- Шестой век
- Седьмой век
- Восьмой век
- Девятый век
- Десятый век
- Одиннадцатый век
- Двенадцатый век
- Тринадцатый век
- Четырнадцатый и пятнадцатый века
- Влияние
- Армения
- Балканы
- Однако его конструктивные особенности напоминают римские мавзолеи III и IV веков, возможно, из-за ассоциации этих сооружений с имперской идеей.
- Романская Европа
- Православная Африка и Европа
- Итальянский Ренессанс
- Османская империя
- Современное возрождение
Обзор
Округлые арки, своды и купола отличают римскую архитектуру от архитектуры Древней Греции, чему способствовало использование бетона и кирпича. Изменяя вес заполнителя в бетоне, можно изменять вес бетона, позволяя укладывать более легкие слои поверх бетонных куполов. Но бетонные купола также требовали возведения и поддержания на месте в процессе отверждения дорогостоящей деревянной опалубки, также называемой опалубкой, которую обычно приходилось разрушать для демонтажа. Опалубку для кирпичных куполов не нужно долго держать на месте, ее легче использовать повторно. Раствор и заполнитель римского бетона были приготовлены горизонтальными слоями, уложенными вручную на деревянную опалубку, толщина слоев определялась продолжительностью рабочего дня, а не заливались в форму, как бетон сегодня. Таким образом, римские бетонные купола были построены аналогично более ранним поясным куполам Средиземноморского региона, хотя они имеют другие структурные характеристики. Заполнителем, используемым римлянами, часто был щебень, но легкий заполнитель на верхних уровнях служил для снижения нагрузок. Пусто «вазы и кувшины»могли быть спрятаны внутри, чтобы уменьшить вес. Сухие бетонные смеси, используемые римлянами, уплотнялись таранами для устранения пустот, а добавленная кровь животных действовала как восстановитель воды. Поскольку римский бетон был слабым при растяжении, он не давал никаких структурных преимуществ перед использованием кирпича или камня. Но, поскольку его можно было построить с использованием неквалифицированного рабского труда, это давало конструктивное преимущество и облегчало возведение крупномасштабных куполов.
Римские купола использовались в банях, виллах, дворцах и гробницах. Глаза были общими чертами. Обычно они имели полусферическую форму и были частично или полностью скрыты снаружи. Чтобы укрепить горизонтальные выступы большого полусферического каменного купола, несущие стены были возведены за пределами основания, по крайней мере, до краев купола, и затем купол также иногда покрывался конической или многоугольной крышей. Также иногда использовались различные другие формы, включая неглубокие блюдцеобразные купола, сегментарные купола и ребристые купола. Каменные или кирпичные ребра обычно располагались на одном уровне с внутренней поверхностью римских куполов, где их не было бы видно. Залы для аудиенций многих императорских дворцов были куполообразными. Купола также были очень распространены над многоугольными садовыми павильонами. Купола были «тесно связаны с сенаторскими, императорскими и спонсируемыми государством покровителями» и широко распространились в столицах и других городах, связанных с империей. Строительство и застройка куполов на западе пришли в упадок с упадком западной части империи.
В византийской архитектуре несущая конструкция из четырех арок с подвесами между ними позволяла расширить пространство под куполами. Подвесные механизмы позволяли концентрировать весовые нагрузки всего в четырех точках на более практичном квадратном плане, а не по кругу. До 9 века купола были низкими с толстыми подпорками и не сильно выступали за экстерьер своих зданий. Барабаны при использовании были цилиндрическими, а также низкими и толстыми. После 9 века купола стали строить выше и использовали многоугольные барабаны, украшенные зацепленными колоннами и аркадами. К 12 веку внешняя отделка купола стала более сложной и включала в себя зацепленные колонны, а также ниши, глухие аркады и струнные ряды. Наличие нескольких куполов в одном здании было нормой.
Купола были важными элементами баптистериев, церквей и гробниц. Обычно они имели полусферическую форму и, за редкими исключениями, барабаны с окнами. Кровля для куполов варьировалась от простой керамической плитки до более дорогих, более прочных и более облегающих свинцовых листов. В купола и барабаны обычно вставлялись деревянные натяжные кольца на нескольких уровнях, чтобы противостоять деформации строительного раствора и обеспечивать более быстрое строительство. Металлические зажимы между каменными карнизными блоками, металлические тяги и металлические цепи также использовались для стабилизации купольных зданий. Деревянные пояса в основаниях куполов помогли стабилизировать стены под ними во время землетрясений, но сами купола оставались уязвимыми для обрушения. Сохранившиеся примеры ребристых или тыквенных куполов в Константинополе конструктивно эквивалентны, и эти методы использовались взаимозаменяемо, с количеством проемов, соответствующим количеству окон. Учитывая небольшой масштаб церквей после 6 века, такие ребристые купола могли быть построены с использованием опалубки только для ребер. Тыквенные купола могли быть построены из самонесущих колец, а небольшие купольные своды были эффективно перекрыты карнизами, что полностью исключало использование опалубки.
История
Поздний республиканский и раннеимперский периоды
Римские бани сыграли ведущую роль в развитии купольного строительства в целом и монументальных куполов в частности. Скромные купола в банях, датируемые 2 и 1 веками до нашей эры, можно увидеть в Помпеях, в холодильных камерах Терме Стабиане и Терме дель Форо. Эти купола очень конической формы, похожие на те, что изображены на ассирийском барельефе, найденном в Ниневии. В тепидарии римской эпохи в Кабрера-де-Мар, Испания, был идентифицирован купол середины 2 века до нашей эры, в котором использовалась усовершенствованная версия конструкции параллельной арки, найденной в более раннем эллинистическом куполе бани на Сицилии. Согласно Витрувию, температуру и влажность теплых помещений под куполом можно было регулировать, поднимая или опуская бронзовые диски, расположенные под окулусом. Купола особенно хорошо подходили для горячих помещений круглых в плане бань, чтобы обеспечить равномерное нагревание стен. Однако широкое использование куполов произошло не ранее 1 века нашей эры.
В книге Варрона о сельском хозяйстве описывается вольер с деревянным куполом, украшенным восемью ветрами, который сравнивается по аналогии с восемью ветрами, изображенными на Башне ветров, которая была построена в Афинах примерно в то же время. Этот вольер с деревянным куполом может представлять полностью развитый тип. Деревянные купола в целом допускали бы очень широкие пролеты. Их более раннее использование, возможно, вдохновило на разработку и внедрение больших каменных куполов беспрецедентных ранее размеров. Сложные деревянные формы были необходимы для центрирования и поддержки купола во время строительства, и, похоже, со временем они стали более эффективными и стандартизированными. «Так называемая гробница Уммидии
» представляет собой куполообразное греческое крестообразное сооружение, датируемое либо 1 веком до нашей эры, либо 1 веком нашей эры. Полусферический купол был сделан из больших каменных блоков тесаного дерева, прорезанных четырьмя отверстиями со стержнями, простирающимися по диагонали до внешней поверхности.Купола достигли монументальных размеров в римский имперский период. Хотя отпечатки самой опалубки не сохранились, деформации от идеала до 22 сантиметров (8,7 дюйма) в так называемом «Храме Меркурия» в Байе предполагают центрирование восьми расходящихся рам с горизонтальными соединителями, поддерживающими радиальную опалубку для неглубокого купола. Здание, фактически представляющее собой бетонный бассейн-фригидарий для бани, относится либо к поздней Римской республике, либо к правлению первого императора Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.), что делает его первым большим римским куполом. В куполе пять отверстий: круглое окуляр и четыре квадратных световых люка. Купол имеет пролет 21,5 метра (71 фут) и является самым большим известным куполом, построенным до Пантеона. Это также самый ранний сохранившийся бетонный купол.
Первый век
Хотя есть более ранние примеры в республиканский период и раннеимперский период, рост купольного строительства увеличился при императоре Нероне и Флавианах в 1 веке нашей эры и во 2 веке. Централизованно спланированные залы становятся все более важными частями планировок дворцов и дворцовых вилл, начиная с 1 века, служа государственными банкетными залами, залами для аудиенций или тронными залами. Опалубка располагалась горизонтально или радиально, но сохранившихся свидетельств 1-го и 2-го веков недостаточно, чтобы сказать, что было типичным.
Роскошная дворцовая архитектура императора Нерона (54-68 гг. н.э.) знаменует собой важное событие. Есть свидетельства существования купола в его Доме Перехода на пересечении двух коридоров, опирающегося на четыре больших опоры, в центре которых, возможно, было окулус. В Золотом доме Нерона, или «Золотом доме», спроектированном Севером и Целером, стены большой восьмиугольной комнаты переходят в восьмиугольный купольный свод, который затем переходит в купол с окулусом. Это самый ранний известный пример купола в самом городе Риме.
Золотой дом был построен после 64 года нашей эры, а диаметр купола превышал 13 метров (43 фута). Этот восьмиугольный и полукруглый купол сделан из бетона, а окуляр — из кирпича. Радиальные стены окружающих комнат поддерживают купол, позволяя восьмиугольным стенам непосредственно под ним содержать большие отверстия под плоскими арками, а самому помещению быть необычайно хорошо освещенным. Поскольку нет никаких указаний на то, что мозаика или другой облицовочный материал когда-либо наносились на поверхность купола, возможно, он был скрыт за тканевым навесом, похожим на шатер, как шатры-павильоны эллинистических (и более ранних персидских) правителей. Окулус необычайно велик, занимает более двух пятых площади помещения, и, возможно, служил для поддержки легкой конструкции фонаря или толона, который закрывал бы отверстие. Круглые каналы на верхней поверхности окуляра также подтверждают идею о том, что этот фонарь, возможно, сам куполообразный, был вращающимся куполом, упоминаемым в письменных источниках.
Согласно Светонию, у Золотого дома был купол, который постоянно вращался на своем основании, имитируя небо. В 2009 году сообщалось, что недавно обнаруженный фундамент круглого помещения может быть фундаментом столовой с вращающимся куполом. В современных источниках также сообщается о потолке над обеденным залом во дворце, оборудованном трубами, чтобы с потолка стекали духи, хотя неизвестно, было ли это особенностью того же купола. Дорогое и роскошное убранство дворца вызвало такой скандал, что вскоре после смерти Нерона оно было заброшено, и на этом месте были построены общественные здания, такие как Бани Тита и Колизей.
Единственный неповрежденный купол времен правления императора Домициана — это образец шириной 16,1 метра (53 фута) в том, что, возможно, было нимфеем на его вилле в Альбано. Сейчас это церковь Санта-Мария-делла-Ротонда
. Дом Домициана в 92 году н.э. Domus Augustana установил апсидальный полукупол в качестве имперского мотива. Квадратные покои в его дворце на Палатинском холме использовали маятники для поддержки куполов. Его дворец состоял из трех куполов, опирающихся на стены с чередующимися апсидами и прямоугольными отверстиями. Во внутреннем крыле имелся восьмиугольный зал с куполом. В отличие от аналогичного восьмиугольного купола Нерона, его сегменты простирались до самого окулуса. Обеденный зал этого частного дворца, называемый Coenatio Jovis, или Обеденный зал Юпитера, имел вращающийся потолок, подобный тому, который построил Нерон, но со звездами, расположенными на имитированном небе.Второй век
Во времена правления императора Траяна купола и полукупола над экседрами были стандартными элементами римской архитектуры, возможно, благодаря усилиям архитектора Траяна, Аполлодора Дамасского, который славился своими инженерными способностями. Две ротонды диаметром 20 метров (66 футов) были закончены в 109 году нашей эры как часть Бань Траяна, построенных над Золотым домом, и экседры шириной 13 и 18 метров (43 и 59 футов) были построены как часть рынков к северо-востоку от его форума. Архитектура преемника Траяна, Адриана, продолжила этот стиль. Три экседры шириной 100 футов (30 м) в банях Траяна имеют узоры обшивки, которые, как и в более позднем Пантеоне, совпадают с нижними нишами только по осям и диагоналям, и, также как и в Пантеоне, это выравнивание иногда происходит по ребрам между сундуками, а не по самим сундукам.
Пантеон в Риме, построенный императором Адрианом как часть Бань Агриппы, имеет самый известный, лучше всего сохранившийся и самый большой римский купол. Его диаметр был более чем в два раза шире любого известного ранее купола. Хотя Пантеон считается примером адриановой архитектуры, есть кирпичная кладка свидетельства того, что восстановление Пантеона в его нынешнем виде было начато при Траяне. Предположение о том, что архитектором Пантеона был Аполлодор, не доказано, хотя между его большими кессонными полукуполами в банях Траяна и куполом Пантеона есть стилистическая общность. Другими признаками того, что дизайнером был либо Аполлодор, либо кто-то из его окружения, кто был «ближе по художественному восприятию к эпохе Траяна, чем Адриана», являются монументальные размеры и включение крошечных проходов в конструкцию. Размеры здания, похоже, отсылают к трактату Архимеда О сфере и цилиндре, в куполе могут использоваться ряды из 28 сундуков, потому что пифагорейцы считали 28 совершенным числом, а конструкция уравновешивает его сложность с лежащей в основе геометрической простотой. Построенный во 2 веке, это неармированный бетонный купол шириной 43,4 метра (142 фута), опирающийся на круглую стену, или ротонду, толщиной 6 метров (20 футов). Эта ротонда, выполненная из облицованного кирпичом бетона, содержит большое количество облегчающих арок и пустот. Семь внутренних ниш и входной проем конструктивно разделяют стену на восемь практически независимых опор. Эти отверстия и дополнительные пустоты составляют четверть объема стены ротонды. Единственное отверстие в куполе — облицованный кирпичом глазок наверху диаметром 9 метров (30 футов), который обеспечивает освещение и вентиляцию интерьера.
Неглубокий кессон в куполе позволяет уменьшить массу купола менее чем на пять процентов и носит в основном декоративный характер. Заполнитель, вручную укладываемый в бетон, наиболее тяжелый у основания купола и заменяется более легкими материалами по мере увеличения высоты, что значительно снижает напряжения в готовой конструкции. Фактически, многие комментаторы приводили Пантеон в качестве примера революционных возможностей для монолитной архитектуры, предоставляемых использованием римского бетона пуццолана. Однако вертикальные трещины, похоже, появились очень рано, так что на практике купол действует как совокупность арок с общим замковым камнем, а не как единое целое. Внешние ступенчатые кольца, используемые для сжатия «корней» купола, в чем не было бы необходимости, если бы купол представлял собой монолитную конструкцию, могут быть подтверждением этого самими строителями. Такие укрепления были распространены в Римской арки в строительстве. Трещины в куполе видны из верхних внутренних помещений ротонды, но были закрыты путем повторного рендеринга внутренней поверхности купола и латания снаружи здания. Крыша Пантеона первоначально была покрыта позолоченной бронзовой плиткой, но она была снята в 663 году императором Константом II и заменена свинцовой кровлей.
Функция Пантеона остается открытым вопросом. Как ни странно для храма, в его надписи, которая приписывает это третье здание на этом месте строителю первого, Марку Агриппе, не упоминается ни один бог или группа богов. Его название, Пантеон, происходит от греческого, означающего «все боги», но является неофициальным, и он не был включен в список храмов, восстановленных Адрианом в Истории Августа. Круглые храмы были небольшими и редкими, а в римских храмах традиционно допускалось присутствие только одного божества в комнате. Пантеон больше напоминает сооружения, встречающиеся в императорских дворцах и банях. Считается, что Адриан вершил суд в ротонде, используя главную апсиду напротив входа в качестве трибуны, что может объяснить ее очень большой размер. Более поздние римские здания, похожие на Пантеон, включают храм Асклепия Сотера
(ок. 145) в старом эллинистическом городе Пергам и так называемый «Круглый храм» в Остии (ок. 230-240), который, возможно, был связан с имперским культом. Купол Пергама был около 80 римских футов в ширину по сравнению с примерно 150 для Пантеона и сделан из кирпича над ротондой из граненого камня. Купол Остии имел ширину 60 римских футов и был сделан из бетона с кирпичной облицовкой. Ни один более поздний купол, построенный в имперскую эпоху, и близко не подходил к размаху Пантеона. Он оставался самым большим куполом в мире более тысячелетия и по-прежнему является самым большим в мире куполом из неармированного бетона.Использование бетона способствовало созданию сложной геометрии восьмиугольного купольного зала в Небольших термальных ваннах II века на вилле Адриана в Тиволи. Свод рухнул, но виртуальная реконструкция предполагает, что стены восьмиугольного зала, которые чередуются плоскими и выпуклыми, слились в сферический колпак. Сегментированные купола, сделанные из радиально вогнутых клиньев или чередующихся вогнутых и плоских клиньев, появились при Адриане во 2 веке, и большинство сохранившихся образцов стиля относятся к этому периоду. Примеры виллы Адриана есть на Пьяцца Д’Оро и в полудоме Серапеума. Записанные детали отделки сегментированного купола на Пьяцца Д’Оро позволяют предположить, что он был сделан в виде вздымающегося шатра, возможно, в подражание навесам, которые использовали эллинистические короли. Другие примеры есть в Адриановых банях Отриколи и так называемом «Храме Венеры» в Байе. Этот стиль купола требовал сложной центрирующей и радиально ориентированной опалубки для создания его крутых изгибов, и самое раннее сохранившееся прямое свидетельство радиальной опалубки найдено в кальдарии Больших бань на вилле Адриана. Адриан был архитектором-любителем, и, по-видимому, подобные Адриану купола архитектор Траяна, Аполлодор Дамасский, насмешливо называл «тыквами» до того, как Адриан стал императором. Согласно Диону Кассию, память об этом оскорблении способствовала тому, что Адриан как император сослал и убил Аполлодора.
В середине 2 века некоторые из самых больших куполов были построены недалеко от современного Неаполя как часть крупных банных комплексов, использующих вулканические горячие источники в этом районе. В банном комплексе в Байе есть остатки рухнувшего купола высотой 26,3 метра (86 футов), называемого «Храмом Венеры», и более крупного полуразрушенного купола высотой 29,5 метра (97 футов), называемого «Храмом Дианы». Видно, что купол «Храма Дианы», который, возможно, был нимфеем как частью банного комплекса, имел оживальную секцию, сделанную из горизонтальных слоев цементного кирпича и покрытую легким туфом. Он датируется второй половиной 2 века и является третьим по величине куполом, известным в римском мире. Вторым по величине является разрушенный «Храм Аполлона», построенный неподалеку на берегу озера Аверн. Пролет невозможно точно измерить из-за его разрушенного состояния, но он был более 36 метров (118 футов) в диаметре.
Восьмиугольные помещения Бань Антонина в Карфагене были перекрыты монастырскими сводами и датируются 145-160 годами.
Во второй половине II века в Северной Африке был разработан отличительный тип формы сопловой трубы в традициях терракотового трубчатого купола в банях эллинистической эпохи Моргантина, идея, которая сохранилась при использовании сцепленных терракотовых горшков для крыш печей. Эту трубку можно было массово производить на гончарных кругах и соединять между собой для образования постоянного центрирования бетонных куполов, полностью отказавшись от использования деревянных центрирований. Это распространилось в основном в западном Средиземноморье.
Хотя подвесной купол использовался редко, он был известен в римской архитектуре 2 века и, возможно, раньше, в погребальных памятниках, таких как Седия дей Дьяволо и Торрасио делла Сеччина на Виа Номентана. Подвесные купола использовались бы гораздо шире в византийский период. «Римская гробница в Палестине в Куср-эн-Неуйхисе» имела подвесной купол над квадратным пересечением крестообразных бочкообразных сводов и датируется 2 веком. Небольшой купол на сферических подвесах в Бери-Богуэ в департаменте Кот-д’Ор Франции датируется 2-м или 3-м веком. Каменный купол вуссуар над кальдарием Западной бани Джераша датируется вторым веком.
Третий век
Большая ротонда Терм Агриппы, старейших общественных бань Рима, датируется северанским периодом в начале III века, но неизвестно, является ли это дополнением или просто реконструкцией более ранней купольной ротонды.
В III веке императорские мавзолеи начали строить в виде купольных ротонд, а не курганных сооружений или других типов, по примеру аналогичных памятников, построенных частными лицами. Языческие и христианские мавзолеи с куполами того времени можно различить по тому, что конструкции зданий также отражают их религиозные функции. Языческие здания, как правило, представляют собой двухэтажные, тускло освещенные отдельно стоящие сооружения с нижней зоной склепа для останков и верхней зоной для религиозных жертвоприношений. Христианские мавзолеи с куполами содержат единственное хорошо освещенное пространство и обычно пристроены к церкви. Первая базилика Святого Петра позже была построена рядом с ранее существовавшей купольной ротондой начала III века, которая, возможно, была мавзолеем. В 5 веке ротонду посвятили святому Андрею и присоединили к мавзолею Гонория.
Примеры 3 века включают кирпичный купол Мавзолея Диоклетиана и мавзолея на Вилле Гордиани. На вилле Гордиани также сохранились остатки овального зазубренного купола. В Мавзолее Диоклетиана используются небольшие арочные выступы из кирпича, построенные на круглом основании в виде перекрывающихся чешуек, называемых «ступенчатыми выступами купола». Чешуйчатый узор был популярным эллинистическим мотивом, перенятым парфянами и сасанидами, и такие купола, вероятно, связаны с персидскими «косыми сводами». Помимо мавзолея, в Дворце Диоклетиана также есть ротонда недалеко от центра комплекса, которая, возможно, служила тронным залом. Он имеет боковые ниши, похожие на ниши восьмиугольного мавзолея, но располагался в конце зала с бочкообразным сводом, похожего на те, что были найдены в более поздних сасанидских дворцах.
Каменные купола были менее распространены в римских провинциях, хотя «Храм Венеры» 3 века в Баальбеке был построен с каменным куполом диаметром 10 метров (33 фута). Каменный купол с козырьком шириной 5,806 метров (19,05 фута), позже известный как «Артурово поле», был расположен в Шотландии в трех километрах к северу от форта Фолкерк на Стене Антонина и, возможно, был римским памятником победы времен правления Караузия. Он был разрушен в 1743 году.
Техника возведения легких куполов из взаимосвязанных полых керамических труб получила дальнейшее развитие в Северной Африке и Италии в конце III-начале IV веков. К 4 веку тонкие и легкие трубчатые своды стали самостоятельной техникой возведения сводов, а не просто служили постоянным центрированием бетона. Он использовался в раннехристианских зданиях Италии. Расположение этих терракотовых труб по непрерывной спирали создало купол, который был недостаточно прочным для очень больших пролетов, но требовал лишь минимального центрирования и опалубки. Примером может служить более поздний купол Баптистерия Неона в Равенне.
Четвертый век
В 4 веке римские купола получили широкое распространение из-за изменений в способах их возведения, включая достижения в технике центрирования и использовании кирпичных ребристостей. Например, в так называемом «Храме Минервы Медики» использовались кирпичные ребра вместе со ступенчатыми кольцами и легким пемзовым заполнителем из бетона для формирования десятиугольного купола. В IV и V веках выбор строительного материала постепенно перешел от камня или бетона к более легкому кирпичу в тонкой оболочке. Использование ребер придало жесткость конструкции, позволив сделать купола тоньше при менее массивных несущих стенах. В этих стенах часто использовались окна, которые заменяли окуляр в качестве источника света, хотя иногда были необходимы подпорки, чтобы компенсировать большие проемы. В Мавзолее Санта-Костанца есть окна под куполом и ничего, кроме парных колонн под ним, использующих окружающий бочкообразный свод для укрепления конструкции.
24-метровый (79 футов) купол Мавзолея Галерия был построен около 300 года нашей эры недалеко от императорского дворца либо как мавзолей, либо как тронный зал. Он был преобразован в церковь в 5 веке. Также в Салониках, во тетрархическом дворце, было раскопано восьмиугольное здание с пролетом 24,95 метра, которое, возможно, использовалось как тронный зал. Известно, что он не использовался как церковь и был непригоден в качестве мавзолея и использовался в течение некоторого периода примерно с 311 года до того, как был разрушен примерно до 450 года. Восьмиугольный «Золотой дом», или «Золотой восьмиугольник», построенный императором Константином в 327 году в императорском дворце Антиохии, также имел куполообразную крышу, предположительно из дерева и покрытую позолоченным свинцом. Он был посвящен через два года после Никейского собора «Гармонии, божественной силе, объединяющей Вселенную, Церковь и Империю». Возможно, это был как Антиохийский собор, так и придворная церковь Константина, а также прецедент для более поздних церквей восьмиугольного плана рядом с дворцами святых Сергия и Вакха и собора Святой Софии Юстиниана и Ахенского собора Карла Великого. Купол был перестроен в 537-8 годах с дерево кипариса дерево из Дафны после пожара. Большинство куполов церквей в сирийском регионе были построены из дерева, как и у более поздних Купол скалы в Иерусалиме и Золотой дом пережили серию землетрясений в 6 веке, которые разрушили остальную часть здания. Нет записей о восстановлении церкви после землетрясения 588 года, возможно, из-за общего заброшения многих общественных зданий в том месте, которое больше не было столицей империи.
Централизованные здания круглого или восьмиугольного плана также стали использоваться для крестильен и реликвариев из-за пригодности этих форм для сборки вокруг единого объекта. Баптистерии начали строить на манер купольных мавзолеев в 4 веке в Италии. Восьмиугольный Латеранский баптистерий или баптистерий Гроба Господня, возможно, был первым, и стиль распространился в 5 веке. Во второй половине четвертого века в регионе Северная Италия, недалеко от Милана, появились восьмиугольные баптистерии с куполами, похожие по форме на современные императорские мавзолеи. Примеры включают Баптистерий Сан-Джованни-ин-Фонте в Милане
(конец 4 века), баптистерий с куполом в Неаполе (4-6 века) и баптистерий в Аквилее (конец 4 века). Кирпичная церковь Святого Георгия в Софии, являющаяся частью банного комплекса, построенного в начале IV века, была кальдарием, который был преобразован в середине V века. Это ротонда с четырьмя апсидными нишами по углам. Наиболее хорошо сохранившийся образец римской архитектуры в городе, на протяжении веков он использовался как баптистерий, церковь, мечеть и мавзолей. Купол возвышается примерно на 14 м от пола и имеет диаметр около 9,5 м. Его первоначальная функция как гипокаустического зала оспаривается, и, судя по его форме, здание, возможно, первоначально было христианским мартириумом. Он был наполовину разрушен гуннами в 447 году и был восстановлен в 11 веке.В середине 4 века в Риме были построены купола как часть бань Константина и бань Елены
. В это время также были перестроены купола над кальдерией, или горячими помещениями, старых бань Агриппы и Бань Каракаллы. Между второй половиной IV века и серединой V века купольные мавзолеи для богатых семей были построены при новом типе базилики мученичества, прежде чем захоронения внутри самой базилики, ближе к останкам мученика, сделали такие пристроенные здания устаревшими. Языческая ротонда этого периода, расположенная на Виа Сакра, позже была включена в базилику святых Космы и Дамиана как вестибюль около 526 года. В часовне Сан-Сатиро в Милане был построен купол с использованием гончарной техники Равенны, а позже был соединен с базиликой Сант-Амброджо.Христианские мавзолеи и святыни превратились в тип «централизованной церкви», часто с куполом над приподнятым центральным пространством. В Церкви святых апостолов, или Апостолейоне, вероятно, спланированном Константином, но построенном его преемником Констанцием в новой столице Константинополе, конгрегационалистская базилика сочеталась с централизованным святилищем. План, аналогичный плану церкви Святого Симеона Столпника, с четырьмя нефами, выступающими из центральной ротонды, содержащей гробницу Константина и места для гробниц двенадцати Апостолов. Над центром, возможно, находился клересторий с деревянным куполом, покрытым бронзовой обшивкой и золотыми вставками. Продолговатый десятиугольник сегодняшней базилики Святого Гереона в Кельне, Германия, был построен на необычном и богато украшенном римском здании 4 века. с апсидой, полукупольными нишами и куполом. Церковь, построенная на северном кладбище города, ее первоначальное посвящение неизвестно. Возможно, она была построена Юлианом, губернатором Галлии с 355 по 360 год, который позже стал императором, как мавзолей для своей семьи. Овальное пространство, возможно, было построено по образцу императорских аудиенц-залов или зданий, таких как храм Минервы Медики.
Крупнейшая по центральной планировке раннехристианская церковь, миланская Сан-Лоренцо Маджоре, была построена в середине IV века, когда этот город служил столицей Западной империи, и, возможно, имела купол из легкого материала, такого как дерево или тростник. Существуют две теории о форме этого купола: купол в византийском стиле на сферических подвесах с кольцом окон, похожих на купола эпохи позднего Юстиниана, или восьмиугольный монастырский свод в римском стиле. тенденции и, например, свод над современной часовней Святого Орла, возможно, построенной из сводчатых труб, фрагменты которых были найдены при раскопках. Хотя показано, что эти трубы относятся к средневековой реконструкции, есть свидетельства, подтверждающие использование римского бетона в оригинале. Альтернативно, центральное покрытие могло быть квадратным сводом для паха. Здание, возможно, было церковью близлежащего императорского дворца и предполагалось построить между 355 и 374 годами при арианском епископе Авксентии Миланском, который позже «пострадал от своего рода damnatio memoriae от рук его ортодоксальных преемников», может объяснить отсутствие записей об этом. Пожары 1071 и 1075 годов повредили здание, а центральное покрытие рухнуло в 1103 году. Оно было перестроено в романском стиле. купол, который просуществовал до 1573 года, когда он рухнул и был заменен нынешним сооружением. Первоначально своды были скрыты снаружи квадратным барабаном, а не современным восьмиугольником, который датируется 16 веком.
Император Феодосий завершил строительство восьмиугольной купольной церкви, посвященной Иоанну Крестителю в Гебдомоне пригороде Константинополя около 392 года. Он содержал реликвию в виде головы Иоанна Крестителя и служил местом коронации ряда императоров. Останки были уничтожены в 1965 году, и точная планировка неизвестна, но, возможно, это был восьмиугольник с двойной оболочкой, похожий на базилику Сан-Витале в Равенне.
Церковь Гроба Господня в Иерусалиме, вероятно, была построена с деревянным куполом над святыней к концу IV века. Ротонда диаметром 33,7 метра (111 футов) с центром на могиле Христа, состояла из центральной комнаты с куполом, окруженной амбулаторией. Купол возвышался над цокольным этажом, галереей и подсобным помещением и, возможно, имел окулус. Ширина купола составляла около 21 метра (69 футов). Разрушенный до основания в 1009 году Фатимидским халифом, он был перестроен в 1048 году императором Константином IX Мономахом, как сообщается, с мозаикой, изображающей Христа и двенадцать апостолов. Нынешний купол был реконструирован в 1977 году из тонкого железобетона.
Пятый век
К 5 веку по всему христианскому миру существовали сооружения с мелкомасштабными планами купольных крестов. Примеры включают Мавзолей Галлы Плацидии, мартириум при базилике Сан-Симплициано, а также церкви в Македонии и на побережье Малой Азии. В Италии баптистерий Сан-Джованни в Неаполе и церковь Санта-Мария-делла-Кроче в Касарано сохранились раннехристианские купола. В Толентино мавзолей Катервуса был построен по образцу Пантеона, но в в масштабе одной четверти и с тремя выступающими апсидами, около 390-410 годов. Баптистерий Неона в Равенне был завершен в середине 5 века, а в баптистериях в Падуле и Новаре были купола 5 века. Небольшие кирпичные купола также встречаются в башнях наземных стен Константинополя начала 5 века. Подземные цистерны в Константинополе, такие как Цистерна Филоксена и Цистерна базилики, состояли из сетки колонн, поддерживающих небольшие купола, а не из сводов паха. Квадратный отсек с верхним парусиновым сводом или куполом на подвесных двигателях стал основной единицей архитектуры в ранневизантийские века, встречаясь в различных сочетаниях.
Ранние образцы византийских куполов существовали над шестиугольным залом дворца Антиохоса, шестиугольником в Гюльхане, мартириумом святых Карпоса и Папилоса и ротондой в Мирелаионе. В 5 веке церковь Святой Марии в Эфесе имела небольшие прямоугольные боковые комнаты с парусиновыми сводами, выполненными из арочных кирпичных рядов. Кирпичный купол баптистерия в церкви Святой Марии состоял из ряда плотно изогнутых меридиональных секций. Церковь Святого Симеона Столпника, вероятно, имела деревянный многоугольный купол над центральным восьмиугольником шириной 27 метров (89 футов).
Известно, что в городе Риме по меньшей мере 58 куполов в 44 зданиях были построены до окончания строительства купола в середине 5 века. Последним императорским мавзолеем с куполом в городе был мавзолей императора Гонория, построенный в 415 году рядом с базиликой Святого Петра. Он был снесен в 1519 году в рамках перестройки собора Святого Петра, но имел купол шириной 15,7 метра, и его внешний вид известен по некоторым изображениям. Последней купольной церковью в городе Риме на протяжении веков была Санто-Стефано-аль-Монте-Челио около 460 года. У него был необычный централизованный план и купол шириной 22 метра, сделанный из сводчатых труб
, техника, которая, возможно, была импортирована из новой западной столицы Равенны. Хотя их продолжали строить в других частях Италии, в Риме купола не строили снова до 1453 года. Другие итальянские купола 5 века могут включать церковь в Казаранелло (первая половина 5 века), часовня Сан-Витторе в Милане в базилике Сант-Амброджо, часовня Святой Марии Матер Домини в церкви Сан-Феличе и Фортунато в Виченце , а также сицилийская Куба в Мальванье (5 или 6 век) и Сан-Пьетро-ад-Байас (5 или 6 век).В Иерусалиме церковь Сиона была построена с деревянным куполом между 456 и 460 годами. Церковь Кафизмы была построена вдоль дороги из Иерусалима в Вифлеем около 456 года с восьмиугольной планировкой. Он был построен на месте скалы, которая, как говорят, использовалась в качестве сиденья Девой Марией, когда она путешествовала в Вифлеем, будучи беременной Иисусом, что соответствует истории, рассказанной в Протоевангелии Иакова. Внешний диаметр был таким же, как у церкви Гроба Господня, и составлял 26-27 метров, а самый внутренний восьмиугольник поддерживал купол шириной 15,5 метра.
Шестой век
6 век знаменует собой поворотный момент в купольной церковной архитектуре. Централизованно спланированные купольные церкви строились с 4 века для очень специфических функций, таких как дворцовые церкви или мартирия, с небольшим расширением использования примерно в 500 году нашей эры, но большинство церковных зданий на плане базилики представляли собой залы с деревянными крышами. Церковь Святого Полиевкта в Константинополе (524-527), возможно, была построена как большая и роскошная базилика с куполом, похожая на церковь Мериамлик пятидесятью годами ранее — и на более поздний Собор Святой Ирины императора Юстиниана — Анисией Юлианой, потомком бывшего императорского дома, хотя линейные стены предполагают деревянную крышу, а не кирпичный купол. Существует история о том, что она использовала взнос в государственные фонды, который обещала Юстиниану при его восшествии на престол, для покрытия своей церкви золотом. На церкви была надпись, восхваляющая Юлиану за то, что она «превзошла Соломона» в строительстве, и, возможно, именно с учетом этого Юстиниан позже скажет о своем соборе Святой Софии: «Соломон, я победил тебя!».
Во второй трети VI века при строительстве церкви императором Юстинианом в монументальном масштабе использовался купольный крест, что соответствовало акценту Юстиниана на смелых архитектурных инновациях. В его церковной архитектуре подчеркивался центральный купол, а его архитекторы сделали центральный план с кирпичными сводами стандартным для всего римского востока. Это расхождение с римским западом со второй трети VI века можно считать началом «византийской» архитектуры. Базилики с деревянными крышами, которые ранее были стандартной церковной формой, сохранялись и на средневековом западе.
Самым ранним из существующих зданий Юстиниана с куполами, возможно, является церковь святых Сергия и Вакха центрального плана в Константинополе, построенная к 536 году. Сегодня она называется «Малой мечетью Святой Софии», но, возможно, строительство было начато на пять лет раньше этого здания. Купол опирается на восьмиугольное основание, образованное восемью арками на опорах, и разделен на шестнадцать секций. Те участки над плоскими сторонами восьмиугольника плоские и содержат окно в основании, чередующееся с участками по углам восьмиугольника, которые имеют зубчатую форму, создавая необычный вид тыквенного купола. Даты его строительства оспариваются и, возможно, начались в 532 году. Чередующиеся зубчатые и плоские поверхности нынешнего купола напоминают поверхности полукупольного Серапеума Адриана в Тиволи, но, возможно, заменили оригинальный барабан и купол, подобные тем, что над базиликой Сан-Витале в Равенне. Здание было построено на территории дворца Хормистас, резиденции Юстиниана до его восшествия на престол в 527 году, и включает надпись с упоминанием «Юстиниана со скипетром» и «Увенчанной Богом Феодоры».
После того, как восстание Ники разрушило большую часть Константинополя в 532 году, включая церкви Святой Софии («Святая мудрость») и Святой Ирины («Святой мир»), у Юстиниана появилась возможность отстроиться заново. Обе церкви были базиличного плана, и обе были перестроены как базилики с куполами, хотя собор Святой Софии был перестроен в гораздо большем масштабе. Построенный Анфемием Траллесским и Исидором Милетским в Константинополе между 532 и 537 годами, собор Святой Софии был назван величайшим зданием в мире. Это оригинальный и инновационный дизайн, не имеющий известных прецедентов в том, как он охватывает план базилики с куполом и полукуполами. Периодические землетрясения в регионе вызвали три частичных обрушения купола и потребовали ремонта. Точная форма первоначального центрального купола, построенного в 537 году, значительно отличалась от нынешней и, по свидетельствам современников, была намного смелее.
Прокопий писал, что первоначальный купол, казалось, «не покоился на сплошной каменной кладке, а покрывал пространство своим золотым куполом, подвешенным к небесам». Византийский хронист Джон Малалас сообщил, что этот купол был на 20 византийских футов ниже, чем его замена. Одна из теорий заключается в том, что первоначальный купол продолжил изгиб существующих подвесных механизмов (которые были частично реконструированы после его обрушения), создав массивный парусиновый свод, пронизанный кольцом окон. Это хранилище должно было быть частью теоретической сферы диаметром 46 метров (151 фут) (расстояние от основания одного подвеса до основания противоположного), что на 7 процентов больше пролета купола Пантеона. Другая теория предполагает неглубокую крышку этого купола (часть над тем, что сегодня является подвесными механизмами) на относительно коротком утопленном барабане, содержащем окна. Этот первый купол частично обрушился из-за землетрясения в 558 году, и затем дизайн был пересмотрен до нынешнего профиля. Землетрясения также вызвали частичные обрушения купола в 989 и 1346 годах, так что нынешний купол состоит из частей, датируемых 6 веком на северной и южной сторонах, и частей 10 и 14 веков на западной и восточной сторонах соответственно. Там, где эти сектора пересекаются, есть неровности.
Нынешний центральный купол, расположенный над подвесами, имеет толщину около 750 миллиметров (30 дюймов). Он имеет ширину около 32 метров (105 футов) и содержит 40 радиальных ребер, которые выходят из 40 окон в его основании. Четыре окна были заблокированы в рамках ремонта в 10 веке. Кольцо окон в основании центрального купола находится в той части, где ожидалось наибольшее натяжение обруча, и поэтому они, возможно, использовались для уменьшения растрескивания по меридианам. Железные скобы между мраморными блоками его карниза помогли уменьшить толчки наружу у основания и ограничить растрескивание, подобно деревянным натяжным кольцам, используемым в других византийских кирпичных куполах. Купол и подвески поддерживаются четырьмя большими арками, исходящими из четырех опор. Кроме того, два огромных полукупола одинаковой пропорции расположены на противоположных сторонах центрального купола и сами содержат полукупола меньшего размера между дополнительными четырьмя опорами. Собор Святой Софии, как Константинопольский собор, так и церковь соседнего Большого дворца Константинополя, имеет форму восьмиугольного плана.
Город Равенна, Италия, служил столицей Западной Римской империи после Милана с 402 года и столицей последующих королевств Одоакра и Теодориха до отвоевания Юстинианом в 540 году. Восьмиугольное здание в Равенне, начатое при Теодорихе в 525 году, было завершено византийцами в 547 году как базилика Сан-Витале и содержит терракотовый купол. Возможно, оно принадлежит архитектурной школе Милана 4-5 веков. Здание похоже на византийскую церковь святых Сергия и Вакха и более поздний Хрисотриклинос, или тронный зал и дворцовую церковь Константинополя, и оно будет использовано в качестве модели для дворцовой часовни Карла Великого в Экс-ла-Шапель. Полые амфоры были вставлены друг в друга, чтобы обеспечить легкую конструкцию купола и избежать дополнительных укреплений. Его диаметр составляет 18 метров (59 футов). Амфоры были расположены по непрерывной спирали, что требовало минимального центрирования и опалубки, но было недостаточно прочным для больших пролетов. Купол был покрыт деревянной крышей, что было излюбленной практикой архитекторов позднего средневековья в Италии, хотя в то время это было необычно.
В Константинополе Юстиниан также снес ветхую церковь Святых апостолов и перестроил ее в более грандиозных масштабах между 536 и 550 годами. Первоначальное здание представляло собой крестообразную базилику с мавзолеем с центральным куполом. Замена Юстиниана, по-видимому, была такой же крестообразной, но с центральным куполом и четырьмя боковыми куполами. Центральный купол над перекрестием имел подвески и окна в основании, в то время как четыре купола над рукоятями креста имели подвески, но без окон. Купола, по-видимому, были радикально изменены между 944 и 985 годами за счет добавления барабанов с окнами под всеми пятью куполами и поднятия центрального купола выше остальных. Вторая по значимости церковь в городе после собора Святой Софии, она пришла в упадок после латинской оккупации Константинополя между 1204 и 1261 годами и была сровнена с землей Мехмедом Завоевателем в 1461 году, чтобы построить на этом месте свою мечеть Фатих. Базилика святого Иоанна Юстиниана в Эфесе и базилика Святого Марка в Венеции являются производными от святых апостолов. В более широком смысле, собор Святого Фронта и базилика Святого Антония Падуанского также происходят от этой церкви.
Ризница базилики Святых Феличе и Фортунато
в Виченце, Италия, является частью более старой крестообразно-купольной церкви, построенной генералом Нарсесом в 554 году. Стиль церкви был характерен для византийских церквей Равенны.Юстиниан и его преемники модернизировали пограничные укрепления на протяжении столетия. Особенно впечатляет пример в Каср ибн Вардане (564) в пустыне восточной Сирии, где находятся дворец губернатора, казармы и церковь, построенные с использованием техники и планов, возможно, импортированных из Константинополя. Церковный купол необычен тем, что подвески исходят из восьмиугольного барабана, а не из четырех главных арок, и тем, что он был сделан из кирпича, что было редкостью в Сирии.
Золотой триклиний, или Хрисотриклинос, Большого Константинопольского дворца служил залом аудиенций для императора, а также дворцовой часовней. Ничего из этого не сохранилось, кроме описаний, которые указывают на то, что у него был купол в виде тыквы с шестнадцатью окнами в переплетениях и что купол поддерживался арками из восьми ниш, соединяющихся с соседними комнатами в вероятном круглом плане здания. Альтернативно, здание могло быть восьмиугольным в плане, а не круглым. Здание не было отдельно стоящим и располагалось на пересечении общественной и частной частей дворца. Окна меньшего размера, заполненные тонкими листами алебастра, возможно, существовали над каждой из занавешенных боковых ниш и под карнизом у основания купола. Похоже, что на куполе были перепонки, которые чередовались прямыми и вогнутыми, как на куполе церкви святых Сергия и Вакха Юстиниана, и, возможно, были построены примерно через 40 лет после этой церкви. Она была начата при императоре Юстине II, завершена его преемником Тиберием II и продолжала совершенствоваться последующими правителями. Он был соединен с императорскими жилыми помещениями и использовался для собраний перед религиозными праздниками, повышений в должности и консультаций, как банкетный зал, часовня для императора и тронный зал. Никогда полностью не описанный ни в одном из своих частых упоминаний в византийских текстах, зал был предназначен только для членов двора и «иностранцев с самым высоким рейтингом». В 10 веке трон в восточной нише находился прямо под иконой восседающего на троне Христа.
Другие примеры купольных сооружений 6 века могут включать Ностра Сеньора де Месумунду в Силиго, Сардиния (до 534 г.), Сант-Анджело в Перудже, Сан-Мизерино
около Сан-Доначи (6 или 7 век) и Тригона Читтаделла около Ното (6 или 7 век).Седьмой век
Период иконоборчества, примерно соответствующий VII-IX векам, плохо документирован, но его можно считать переходным периодом. У Софийского собора нет точной даты постройки, начиная с последних лет правления Юстиниана и заканчивая серединой VII века, поскольку Балканы были потеряны для славян и булгар. Он сочетает в себе цилиндрический крестообразный план базилики с пересекающимся куполом, скрытым снаружи барабаном. Он напоминает некоторые романские церкви более поздних веков, хотя этот тип не был бы популярен в более поздней византийской архитектуре.
Разрушения в результате землетрясений или захватчиков в VII-IX веках, по-видимому, способствовали развитию каменных куполов и экспериментам со сводчатыми сооружениями над базиликами в Анатолии. Сиврихисар Кызыл Килисе имеет купол над восьмиугольным барабаном с окнами на квадратной платформе и был построен около 600 года, до сражений в регионе в 640-х годах. Купольная церковь Марии в Эфесе, возможно, была построена в конце шестого или первой половине седьмого века из повторно использованного кирпича. Меньшая церковь Успения Пресвятой Богородицы Гиацинтового монастыря в Никее имела купол, опирающийся на четыре узкие арки, и датировалась до 727 года. Лопастной купол церкви Святого Климента в Анкире поддерживался подвесами, которые также включали изогнутые арки, что, возможно, свидетельствует о незнании строителями подвесов. Верхняя часть церкви Святого Николая в Мире была разрушена, но над нефом у нее был купол на маятниках, который, возможно, был построен между 602 и 655 годами, хотя его относят к концу восьмого или началу девятого веков.
Восьмой век
Часть базилики Святой Марии в Эфесе пятого века, по-видимому, была перестроена в восьмом веке в виде крестово-купольной церкви, что является развитием, типичным для VII-VIII веков, и похоже на крестово-купольные образцы Собора Святой Софии в Салониках, Святого Николая в Мире, собора Святого Климента в Анкаре и церкви Коймесиса в Никее.
С сокращением ресурсов империи после потери населения и территории, купола в византийской архитектуре использовались как часть более скромных новых зданий. Однако крупные церкви Византии содержались в хорошем состоянии. Верхняя часть церкви Святой Ирины была полностью перестроена после землетрясения в Константинополе в 740 году. Неф был заново перекрыт эллиптическим купольным сводом, скрытым снаружи низким цилиндром на крыше, вместо более раннего бочкообразного сводчатого потолка, а первоначальный центральный купол эпохи Юстиниана был заменен на купол, установленный на барабане с высокими окнами. Бочкообразные своды, поддерживающие эти два новых купола, также были расширены над боковыми проходами, создавая крестово-купольные конструкции. Скрепляя купол широкими арками со всех четырех сторон, крестово-купольный блок обеспечил более надежную конструктивную систему. Эти блоки, с большинством куполов, поднятых на барабанах, стали стандартным элементом меньшего масштаба в поздневизантийской церковной архитектуре, и все купола, построенные после переходного периода, были скреплены двусторонней симметрией. Купол над церковью Архангелов в Сидже был заменен в 19 веке, но оригинал датировался 18 веком 780 годом.
Небольшая монашеская община унисекс в Вифинии, недалеко от Константинополя, возможно, построила церковь в плане крест в квадрате в иконоборческий период, что объясняет небольшой масштаб плана и единый наос. Разрушенная церковь Святого Иоанна в монастыре Пелекете является ранним примером. Монахи поддерживали использование икон, в отличие от назначенного правительством светского духовенства, и монашество становилось все более популярным. Новый тип городского монастыря, финансируемого из частных источников, развивался с 9 века, что может помочь объяснить небольшие размеры последующего здания.
Девятый век
Базилики с деревянными крышами, которые были стандартной формой до VI века, были вытеснены купольными церквями начиная с IX века. В средневизантийский период (ок. 843-1204) купола обычно строились так, чтобы подчеркивать отдельные функциональные пространства, а не как модульные потолочные блоки, которыми они были ранее. Опорные купола на круглых или многоугольных барабанах, пронизанных окнами, в конечном итоге стали стандартным стилем с региональными особенностями.
План «крест в квадрате» с одним куполом на пересечении или пятью куполами в виде квинканса стал широко популярен в средневизантийский период. Примеры включают церковь начала 9 века в Тирилье, ныне называемую мечетью Фатих. Неа Экклесия императора Василия I была построена в Константинополе около 880 года в рамках масштабной программы реконструкции и строительства зданий во время его правления. У него было пять куполов, которые известны из литературных источников, но были предложены различные варианты их расположения по крайней мере в четырех разных планах. Купола одного из них расположены в крестообразной форме, как у современной церкви Святого Андрея в Перистераи или гораздо более древней церкви Святых Апостолов в Константинополе. Другие размещают их в виде квинканса, с четырьмя второстепенными куполами по углам квадрата и большим пятым в центре, как часть плана с крестовым куполом или крестом в квадрате. Часто предполагается, что пятиглавый дизайн Святого Пантелеймона в Нерези, датируемый 1164 годом, основан на дизайне Неа Экклесии.
Десятый век
В средневизантийский период появляются более сложные планы, такие как интегрированные часовни Богородицы Липской, монастырской церкви в Константинополе, построенной около 907 года. Он включал в себя четыре небольшие часовни на уровне галереи второго этажа, которые, возможно, были куполообразными.
Крест в квадрате — наиболее распространенный план церкви с 10 века до падения Константинополя в 1453 году. Этот тип плана с четырьмя колоннами, поддерживающими купол на пересечении, лучше всего подходил для куполов шириной менее 7 метров (23 фута), а с 10 по 14 века типичный византийский купол имел диаметр менее 6 метров (20 футов). Для куполов большей ширины требовались изменения в плане, такие как использование опор вместо колонн и включение дополнительных укреплений вокруг ядра здания.
Дворцовая часовня Мирелии в Константинополе была построена около 920 года как церковь с крестом на квадрате и остается хорошим примером. Самым ранним квадратным крестом в Греции является церковь Панагия в монастыре Хосиос Лукас, датируемая концом 10 века, но вариации этого типа можно найти от южной Италии до России и Анатолии. Они выполняли самые разные церковные функции, включая домашние, приходские, монашеские, дворцовые и погребальные.
Отличительный волнистый дизайн карнизов для крыш куполов появился в 10 веке. В материковой Греции наиболее распространенными стали круглые или восьмиугольные барабаны.
Одиннадцатый век
В Константинополе барабаны с двенадцатью или четырнадцатью сторонами были популярны начиная с 11 века. Высеченные в скале церкви Каппадокии 11 века, такие как Каранлик Килисе и Эльмали Килисе в Гереме, имеют неглубокие купола без барабанов из-за тусклого естественного освещения пещерных интерьеров.
План с куполообразным восьмиугольником является вариантом плана «крест в квадрате». Самым ранним сохранившимся примером является католикон в монастыре Хосиос Лукас с куполом шириной 9 метров (30 футов), построенным в первой половине 11 века. Этот полусферический купол был построен без барабана и поддерживался удивительно открытой конструктивной системой, при этом вес купола распределялся на восемь опор, а не на четыре, а карнизы использовались, чтобы избежать концентрации веса на их углах. Использование перекосов для перехода от этих восьми опор к основанию купола привело к предположению о происхождении дизайна в арабской, сасанидской или кавказской архитектуре, хотя и с византийской интерпретацией. Подобная открытость в дизайне использовалась в более ранней церкви Мирелаион в том виде, в каком она была построена изначально, но католикон Хосиоса Лукаса, пожалуй, самый сложный дизайн со времен собора Святой Софии. Меньшая монастырская церковь в Дафни, около 1080 года, использует более простую версию этого плана.
Католикон Неа Мони, монастыря на острове Хиос, был построен где-то между 1042 и 1055 годами и представлял собой девятигранный ребристый купол, возвышающийся на 15,62 метра (51,2 фута) над полом (он рухнул в 1881 году и был заменен на нынешнюю версию, немного более высокую). Переход от квадратного наоса к круглому основанию барабана осуществляется восемью раковинами, причем те, что расположены над плоскими сторонами наоса, относительно неглубокие, а те, что по углам, относительно узкие. Новизна этой техники в византийской архитектуре привела к тому, что ее назвали типом «островного восьмиугольника», в отличие от типа «материкового восьмиугольника» Хосиоса Лукаса. Предположения о влиянии дизайна варьировались от арабского влияния, переданного через недавно построенные восьмиугольные часовни с куполами в храме Гроба Господня в Иерусалиме или мечеть Аль-Хаким в исламском Каире, до кавказских зданий, таких как Армянский собор Святого Креста. Более поздние копии Неа Мони с изменениями включают церкви Святого Георгиоса Сикусиса, Святой Апостоли в Пирги, Панагия Крина и церковь Метаморфозы в Хортиатис.
Двенадцатый век
Больший масштаб некоторых византийских зданий 12 века требовал более устойчивой опорной конструкции для куполов, чем могли обеспечить четыре тонкие колонны типа «крест в квадрате». Византийские церкви, которые сегодня называются мечетью Календерхане, мечетью Гюля и мечетью Энез Фатих, имели купола более 7 метров (23 фута) в диаметре и использовали опоры как часть больших крестообразных планов, практика, которая вышла из моды на протяжении нескольких столетий. Вариант креста в квадрате, «так называемый атрофированный план греческого креста», также обеспечивает большую поддержку купола, чем типичный план креста в квадрате, за счет использования четырех опор, выступающих из углов квадратного naos, а не четырех колонн. Этот дизайн использовался в Константинопольской церкви Хора в 12 веке после того, как предыдущее сооружение в виде креста в квадрате было разрушено землетрясением.
Монастырский комплекс Пантократора 12 века (1118-36) был построен при императорской поддержке как три соседние церкви. Южная церковь, представляющая собой крест в квадрате, имеет ребристый купол над наосом, купольные своды по углам и тыквенный купол над галереей притвора. Северная церковь также имеет форму креста в квадрате. Средняя церковь, третья по счету, заполняет длинное пространство между двумя более ранними церквями двумя овальными куполами тыквенного и ребристого типов над тем, что кажется отдельными функциональными помещениями. Западное пространство представляло собой императорский мавзолей, тогда как восточный купол прикрывал литургическое пространство.
Существует письменный отчет Николаса Месаритеса о куполе мукарнас в персидском стиле, построенном как часть императорского дворца конца 12 века в Константинополе. Названный «Залом Мушрутас», он, возможно, был построен в рамках ослабления напряженности между двором Мануила I Комнина и Килидж Арслана II из Султаната Рум около 1161 года, что свидетельствует о сложном характере отношений между двумя государствами. Рассказ, написанный Николасом Месаритом незадолго до Четвертого крестового похода, является частью описания попытки государственного переворота, предпринятой Иоанном Комнином в 1200 году, и, возможно, был упомянут как риторический прием, чтобы унизить его.
Тринадцатый век
Поздневизантийский период, с 1204 по 1453 год, имеет неурегулированную хронологию зданий, особенно во время латинской оккупации. Фрагментация империи, начавшаяся в 1204 году, нашла отражение в фрагментации церковного дизайна и региональных инновациях.
Церковь Святой Софии в Трапезундской империи датируется между 1238 и 1263 годами и имеет вариацию плана квинканкса. Кирпичные подвески и барабан купола, украшенные традиционными деталями из Малой Азии и, возможно, армянским или грузинским влиянием, остаются византийскими.
После 1261 г.новая церковная архитектура в Константинополе состояла в основном из пристроек к существующим монастырским церквям, таким как Липский монастырь и церковь Паммакаристос, и в результате строительные комплексы частично отличаются асимметричным набором куполов на крышах. Этот эффект, возможно, был имитацией более раннего монастырского комплекса с тремя церквями Пантократор.
В деспотате Эпир, церковь Паригоритиссы (1282-9) является наиболее сложным примером, с куполообразным восьмиугольным ядром и куполообразной амбулаторией. Построенный в столице Арте, его внешний вид напоминает кубический дворец. Притвор и галереи верхнего уровня имеют пять куполов, а средний купол притвора представляет собой открытый фонарь. Этот восьмиугольный дизайн с греческим крестом, похожий на более ранний пример в Дафни, является одним из нескольких среди различных византийских княжеств. Другой находится в соборе Святой Феодоры в Мистре (1290-6).
Четырнадцатый и пятнадцатый века
Мистрой правили из Константинополя после 1262 года, затем был сюзереном деспотата Мореи с 1348 по 1460 год. В Мистре есть несколько церквей плана базилики с купольными галереями, которые создают пятиглавый крест в квадрате над планом базилики на уровне земли. Афентико в монастыре Бронтохион был построен около 1310-22 гг., а более поздняя церковь монастыря Пантанасса (1428) того же типа. Возможно, Афентико изначально планировался как церковь с крестом в квадрате, но в нем сочетаются элементы продольного и центрального плана, с интерьером, разделенным на неф и проходы, как в базилике. Бочкообразный неф и перекладины на пересечении имеют купол, а угловые пролеты галерей также имеют куполообразную форму, образующую квинканкс. Реконструкция церкви Метрополии в Мистре создала дополнительный пример. Пантанасса включает в себя западные элементы в том смысле, что купола на ее крыльце с колоннадой скрыты снаружи, а ее купола имеют ребра прямоугольного сечения, аналогичные ребрам в Салерно, Равелло и Палермо.
В Салониках в первые два десятилетия 14 века появился особый тип церковного купола. Для него характерен многоугольный барабан с закругленными колоннетками по углам, полностью кирпичная конструкция и грани с тремя арками, отступающими друг в друга вокруг узкого «окна с одним светом». Одной из отличительных черт фессалоникийских церквей был план купольного наоса с перистоном, обернутым с трех сторон. Церкви Святого Пантелеймона, Святой Екатерины и Святой Апостолы имеют купола на этих амбулаторных портиках. Пять куполов Святой Апостольской церкви в Салониках (ок. 1329) делают ее примером пятиглавой церкви с крестом на квадрате в поздневизантийском стиле, как и монастырь Грачаница, построенный около 1311 года в Сербии. Архитектор и ремесленники монастырской церкви Грачаница, вероятно, были родом из Салоник, и ее стиль отражает византийское культурное влияние. Говорят, что церковь представляет собой «кульминацию поздневизантийского архитектурного дизайна».
В рассказе русского путешественника 15 века о посещении Константинополя упоминается заброшенный зал, предположительно с куполом, «в котором солнце, луна и звезды сменяли друг друга, как на небесах».
Влияние
Армения
Культурное влияние Константинополя простиралось от Сицилии до России. Армения, как пограничное государство между римско-византийской и Сасанидской империями, находилась под влиянием обеих. Точная связь между византийской архитектурой и архитектурой Кавказа неясна. В 7 веке в Грузии и Армении было построено множество зданий с куполами центральной планировки, и после затишья во время арабских нашествий архитектура снова расцвела в средневизантийский период. Купола армянской церкви изначально были деревянными конструкциями. Эчмиадзинский собор (ок. 483) первоначально имел деревянный купол, покрытый деревянной пирамидальной крышей, прежде чем его заменили каменным сооружением в 618 году. Церкви с каменными куполами стали стандартным типом после VII века, возможно, благодаря возможному исходу камнерезов из Сирии, но стилистически сохранились давние традиции деревянного строительства. Некоторые примеры из камня, выполненные еще в 12 веке, являются подробными имитациями явно деревянных прототипов., как ответственный за восстановление купола собора Святой Софии в Константинополе после землетрясения 989 года, вызвавшего частичное обрушение центрального купола.Трдат Армянский источник 11 века называет армянского архитектора, (9-й и 10-й века).Церковь Мастара (629-40) и Кафедральный собор Мрена (662-85), церковь в Т’Алинне (ок. 600), a Птгни в Птгнаванке Другие примеры с куполами включают. церковь в Текоре с 608 по 615 год и Двинский собор Купола и поперечины были добавлены к продольным. Купола поддерживались либо косогорами (которые использовались в империи Сасанидов, но редко в Византии), либо подвесами, подобными тем, что были в Византии, и на сочетание плана куполообразного креста с планом зала-церкви могла повлиять архитектура Юстиниана. Армянское церковное строительство было процветающим в конце VI и VII веках, и к VII веку церкви, как правило, представляют собой либо центральные планы, либо комбинации центральных и продольных планов. Хотя косогоры были более распространенной системой поддержки, используемой для поддержки армянских куполов, подвески всегда использовались под куполами, приписываемыми Трдату, к которым относятся монастыри 10 века Мармасен, Санаин и Хелпат, а также патриарший собор Аргины (ок. 985), собор Ани (989-1001) и дворцовая часовня короля Гагика II (ок. 1001-1005).
Балканы
На Балканах, где византийское правление ослабло в VII и VIII веках, купольная архитектура может представлять византийское влияние или, в случае с централизованно спланированными церквями IX века Однако его конструктивные особенности напоминают римские мавзолеи III и IV веков, возможно, из-за ассоциации этих сооружений с имперской идеей.
Однако его конструктивные особенности напоминают римские мавзолеи III и IV веков, возможно, из-за ассоциации этих сооружений с имперской идеей.
Византийская архитектура была представлена русскому народу в 10 веке, а церкви после обращения в христианство киевского князя Владимира были построены по образцу константинопольских, но из дерева. Русский луковичный купол был более поздним развитием. Самая ранняя архитектура Киева, подавляющее большинство которой было сделано из дерева, погибла в огне, но к 12 веку каменные купола на низких барабанах в Киеве и Владимире-Суздале мало отличались от византийских куполов, хотя и были изменены в сторону типа «шлема» с небольшим заострением. Софийский собор в Киеве (1018-37) отличался наличием тринадцати куполов для Иисуса и двенадцати апостолов, но с тех пор они были реконструированы в стиле барокко и дополнены дополнительными восемью куполами. Пирамидальное расположение куполов было византийской характеристикой, хотя, как крупнейшее и, возможно, самое важное здание 11 века в византийской традиции, многие детали этого здания имеют спорное происхождение. Луковичные купола-луковички на высоких барабанах были развитием северной России, возможно, из-за сильного гололеда и снегопадов, а также более быстрых инноваций, допускаемых акцентом Новгородского региона на деревянную архитектуру. Центральный купол Софийского собора (1045-62) в Новгороде датируется 12 веком и демонстрирует переходный этап. Другие церкви, построенные примерно в это время, — это церкви Святого Николая (1113), Рождества Богородицы (1117) и Святого Георгия (1119-30).
Романская Европа
В романской Италии византийское влияние наиболее отчетливо прослеживается в базилике Святого Марка в Венеции примерно с 1063 года, но также в купольных церквях южной Италии, таких как собор Каноза (1071) и старый собор Мольфетта
(ок. 1160). В нормандской Сицилии архитектура представляла собой сплав византийских, исламских и романских форм, но купол Палатинской капеллы ( 1132-43) в Палермо был украшен византийской мозаикой, как и церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо (1140-е годы). Необычное использование куполов на подвесах в серии из семидесяти романских церквей в регионе Аквитания во Франции убедительно свидетельствует о византийском влиянии. Базилика Святого Марка была построена по образцу ныне утраченной византийской церкви Святых Апостолов в Константинополе, а собор Периге в Аквитании (ок. 1120) также имеет пять куполов на подвесах в виде греческого креста. Другие примеры включают купольные нефы Ангулемского собора (1105-28), собора Каор (ок. 1100-1119) и церкви аббатства Сент-Мари в Суйаке (ок. 1130).Православная Африка и Европа
Тронный зал Донголы, построенный в 9 веке в Старой Донголе, использовался королями Макурии, самого могущественного королевства средневековой Африки, в течение 450 лет до 1317 года. На верхнем этаже, вероятно, находилась крестообразная комната с небольшим куполом в центре, имитирующая залы для аудиенций византийских императоров. У болгарских царей были похожие залы.
Соседние с Византией православные державы в Европе стали самостоятельными архитектурными центрами в поздневизантийский период. В болгарском городе Несебр церкви похожи на те, что сейчас находятся в Константинополе. Стиль и своды в Несебрских крестово-квадратных церквях Христа Пантократора и Святого Иоанна Алитургетоса, например, аналогичны примерам в Константинополе. После строительства монастыря Грачаница в архитектуре Сербии использовался «так называемый афонский план», например, в Раванице (1375-7). В Румынии на Валахию повлияла сербская архитектура, а в Молдавии она была более оригинальной, например, в монастыре Воронец с его небольшим куполом. Москва стала важнейшим центром архитектуры после падения Константинополя в 1453 году. В Успенском соборе (1475-79), построенном в Кремле для хранения иконы Владимирской Божьей Матери, итальянский архитектор спроектировал его в традиционном русском стиле.
Итальянский Ренессанс
Бернини (1579–80), Часовня Палладио в Мазере Примеры включают и вдохновил на строительство купольных ротонд с крыльцами перед храмами во всей западной архитектуре вплоть до современной эпохи. Базилика Святого Петра.Подробно изученный со времен раннего Возрождения, он был явной точкой отсчета для купола Купол Пантеона, как символ Рима и его монументального прошлого, особенно прославлялся и ему подражали, хотя и копировали лишь частично. Техника использования двойных оболочек для куполов, хотя и возродилась в эпоху Возрождения, зародилась в византийской практике. было обычной практикой в византийской архитектуре.Filippo Brunelleschi Техника использования деревянных натяжных колец на нескольких уровнях внутри куполов и барабанов для сопротивления деформации, часто считается более поздним изобретением .Аббатство Санта-Джустина используется оконный куполами в византийском стиле, а также часто в шахматном порядке договоренности, в их церквей, построенных между 1490 и 1546, таких как Собрание Cassinese Архитектура итальянского Возрождения сочетала римские и романские практики с византийскими структурами и декоративными элементами, такими как купола с подвесами над квадратными нишами.Церковь Святой Марии дель Ассунционе Бернини (1662-4), Библиотечная ротонда Университета Вирджинии (1817-26) и церковь Святой Марии на Мальте (1833-60). Другие примеры включают церковь Сан-Симеоне Пикколо в Венеции (1718-38), церковь Гран-Мадре-ди-Дио в Турине (1818-31) и церковь Сан Франческо ди Паола, Неаполь
Османская империя
Османская архитектура приняла византийскую форму купола и продолжала ее развивать. Один тип мечети был создан по образцу церкви Сергия и Вакха Юстиниана с куполом над восьмиугольником или шестиугольником, заключенным в квадрат, такой как мечеть Юч Шерефели (1437-47). В частности, были воспроизведены и усовершенствованы купола собора Святой Софии. «Универсальный дизайн мечети», основанный на этой разработке, распространился по всему миру. Первой османской мечетью, в которой использовалась схема купольных и полукупольных нефных сводов, подобная схеме собора Святой Софии, была мечеть Беязита II. Только две другие были смоделированы аналогичным образом: мечеть Кылыч Али-паша и мечеть Сулеймание (1550-57). Другие османские мечети, хотя и внешне похожи на собор Святой Софии, были описаны как критические замечания по его конструкции. Когда Мимар Синан вознамерился построить купол больше, чем у собора Святой Софии с мечетью Селимие (1569-74), он использовал более устойчивую восьмиугольную несущую конструкцию. Мечеть Селимие относится к типу церкви Сергия и Вакха. Три другие императорские мечети в Стамбуле, построенные в этом «классическом стиле» собора Святой Софии, включают в себя четыре больших полукупола вокруг центрального купола, а не два: Шехзаде Камии, султан Ахмед I Камии (завершено в 1616 году), и последняя построенная: Ени Ками (1597-1663).
Современное возрождение
В 19-20 веках появился архитектурный стиль византийского возрождения. Ранним примером стиля возрождения в России был храм Христа Спасителя (1839-84), который был одобрен царем как образец для других церквей в империи. Популярность стиля распространилась благодаря научным публикациям, выпущенным после независимости Греции и Балкан от Османской империи. Он использовался по всей Европе и Северной Америке, достигнув пика популярности между 1890 и 1914 годами. Примерами являются греческий православный Софийский собор (1877-79) и Римско-католический Вестминстерский собор (начат в 1895 году), оба в Лондоне. Тронный зал замка Нойшванштайн (1885-86) был построен королем Людвигом II в Баварии. В конце 19 века собор Святой Софии стал широко распространенной моделью для греческих православных церквей. В юго-восточной Европе монументальные национальные соборы, построенные в столицах бывших территорий Османской Империи, использовали неоклассический или неовизантийский стили. Софийский собор Александра Невского и Белградская церковь Святого Саввы являются примерами и использовали собор Святой Софии в качестве модели из-за их больших размеров. Синагоги в Соединенных Штатах строились в самых разных стилях, как и в Европе (и часто со смесью элементов разных стилей), но стиль византийского возрождения был самым популярным в 1920-х годах. Примеры с куполами включают Храм в Кливленде (1924), синагогу КАМ Исайя Израэль (1924) в Чикаго, основанную на Сан-Витале в Равенне и соборе Святой Софии в Стамбуле, и синагогу Конгрегации Эмануэль (1926) в Сан-Франциско.
В Соединенных Штатах греческие православные церкви, начиная с 1950-х годов, как правило, использовали большой центральный купол с кольцом окон у основания, напоминающий центральный купол собора Святой Софии, а не более поздние или исторически более распространенные византийские типы, такие как планы восьмиугольника с греческим крестом или пятиглавый квинканкс. Примеры включают Греческую православную церковь Благовещения, построенную в 1961 году, но спроектированную Фрэнком Ллойдом Райтом в 1957 году, Вознесенский греческий православный собор в Окленде (1960) и Благовещенский греческий православный собор в Атланте (1967). Использование большого центрального купола в американских греческих православных церквях продолжалось в 1960-х и 1970-х годах, прежде чем перейти к меньшим средневизантийским куполам или версиям раннехристианских базилик.