Кафедральный собор Эворы (португальский: Се-де-Эвору) — римско-католическая церковь в городе Эвору, Португалия. Это один из старейших и важнейших местных памятников, расположенный на самом высоком месте города. Это часть исторического центра города и резиденция архиепархии Эворы.
Он был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1988 году.
Религия | |
---|---|
Принадлежность | Римско -католический |
Район | Район Эворы |
Провинция | Алентежу |
Церковный или организационный статус | Кафедральный собор |
Расположение | |
Расположение | Évora, Portugal |
Географические координаты | 38.5718°Северной широты 7.9066°Западной долготы |
Архитектура | |
Тип | Церковь |
Стиль | Романский стиль, Готический, Мануэлин, Барокко |
Новаторский | 1186 |
Завершено | 1746 |
История
Эвору окончательно отвоевал у арабов в 1166 году Джеральдо Сем Павор (Джеральд Бесстрашный), и вскоре после этого новые христианские правители города начали строить собор, посвященный Деве Марии. Это первое здание, построенное между 1186 и 1204 годами, было очень скромным и было расширено примерно в 1280-1340 годах, на этот раз в раннеготическом стиле. Со временем собор получил несколько ценных дополнений, таких как готические монастыри (14 век), часовня Мануэлина Эспорана (начало 16 века) и новая великолепная главная часовня в стиле барокко (первая половина 18 века). Это самый большой из средневековых соборов Португалии и один из лучших образцов готической архитектуры.
Распространено мнение, что флаги флота Васко да Гамы во время его первой экспедиции на Восток были освящены в первом пресвитерии собора в 1497 году.
Самой важной исторической фигурой, связанной с собором, был кардинал-король Энрике (1512-1580), который был архиепископом и кардиналом Эворы. Кардинал Энрике, который был братом короля Иоанна III, должен был сменить Д. Себастьяна на посту короля Португалии после его гибели в битве при Алькасер-Кибире. Король-кардинал правил только между 1578 и 1580 годами.
В 16-17 веках кафедральный собор Эворы был местом расположения так называемой Школы Эворы полифонии, которая сыграла важную роль в музыкальной истории Португалии. Среди композиторов, связанных с собором, — Матеус де Аранда и Мануэль Мендес и его ученики Дуарте Лобо и Филипе де Магальяйнш.
Искусство и архитектура
Внешний вид
Главный фасад Эворского собора, построенный из розового гранита, напоминает Лиссабонский собор. Две его массивные башни, построенные в 16 веке, примыкают к притвору (входной галерее), которая окружает главный портал.
Над притвором находится огромное окно с готическим узором, которое освещает интерьер. Каждая башня имеет свой конический шпиль, одна из них покрыта средневековой цветной плиткой. Как и другие португальские церкви того времени, внешние стены Эворского собора украшены зубчатыми стенами, а также декоративными аркадными карнизами.
Фонарная башня над перекрестком очень живописна. В нем есть ряд окон, которые заливают светом трансепт. Его шпиль, а также шпиль башни над пересечением трансепта, окружен шестью башенками, и каждая башенка является миниатюрной копией самой башни. Дизайн башни напоминает дизайн других церквей в долине Дуэро: собора Самора и Торре дель Галло из Старого собора Саламанки, Санта-Мария-ин-Торо. Мигель Собрино предложил в качестве модели исчезнувший романский купол над собором Сантьяго-де-Компостела.
Главный портал оживаля — шедевр португальской готической скульптуры. Мраморные колонны занимают огромные статуи апостолов, выполненные в 1330-х годах, возможно, скульпторами мастером Перо (Местре Перо) и Тело Гарсией. Это лучшее в своем роде сооружение в Португалии. Такие отдельно стоящие готические скульптуры довольно редки в Португалии. Обычно они ассоциируются с мемориальными могилами.
Интерьер
Кафедральный собор Эворы, построенный в основном между 1280 и 1340 годами, был спроектирован в точном соответствии с поэтажным планом Лиссабонского собора, который был построен во второй половине 12 века в романском стиле. Как и эта церковь, строители Эворского собора спроектировали церковь с латинским крестом с трансептом, нефом выше двух нефов, трифорием (арочной галереей над центральным проходом) и апсидой с тремя часовнями. Пересечение трансепта увенчано куполом, поддерживаемым подвесными двигателями, и восьмиугольным фонарем. Трансепты освещены двумя готическими окнами-розами, одно с утренней звездой, а другое с мистической розой.
Большой неф имеет заостренный бочкообразный свод. Внутреннее пространство подчеркнуто использованием белого строительного раствора на голых высоких стенах, колоннах и сводах.
У входа, в первых двух отсеках, находится высокий хор Мануэлина работы архитектора Диого де Арруды (начало 16 века) с прекрасными готическими сводами. На высоком хоре есть хоры в стиле маньеризма, вырезанные на дубе в 1562 году скульпторами из Антверпена. Они украшены мифологическими скульптурными рельефами и сценами из придворной жизни, охотничьих вечеринок и жизни на ферме. Рядом со входом также находится древний орган, старейший из действующих в Португалии, датируемый примерно 1544 годом и выполненный Хейтором Лобо. С левой стороны от входа находится небольшой баптистерий с фреской, изображающей Крещение Христа, 18 век азулехос и кованые перила Мануэлина 16 века.
В середине центрального нефа находится большой алтарь в стиле барокко с полихромной готической статуей беременной Девы Марии (Носа Сеньора ду О) (15 век); лицом к Богородице стоит полихромная ренессансная статуя Архангела Гавриила, приписываемая Оливье Гентскому (16 век).
Главная часовня была полностью перестроена между 1718 и 1746 годами при поддержке короля Иоанна V. Ответственным архитектором был Жуан Фредерико Людовице, немец, королевский архитектор, ранее спроектировавший монастырь Мафра. Стилем, которому отдавали предпочтение король и его архитектор, было римское барокко с отделкой из полихромного мрамора (зеленый мрамор из Италии, белый мрамор из Монтес-Клароса, красный и черный мрамор из Синтры) и расписными алтарями. Хотя его стиль на самом деле не вписывается в средневековый интерьер собора, главная часовня, тем не менее, является элегантным шедевром в стиле барокко. Главный алтарь украшен скульптурами итальянца Антонио Беллини. Португальский скульптор Мануэль Диаш является автором изображения распятого Иисуса над алтарем по рисунку португальского художника Виейры Лузитано. Роспись главного алтаря была выполнена итальянцем Агостино Масуччи.
13 панелей оригинальной расписной фламандской росписи главной часовни можно увидеть в музее Эворы. Стол был заказан около 1500 года в мастерской в Брюгге епископом Афонсу де Португал.
Часовня (Capela do Esporão) в левом трансепте была перестроена в 1520-х годах в стиле Мануэлина. Теперь в нем есть красивый мраморный портал эпохи Возрождения с мраморной скульптурой Николау Шантерена, готические своды и маньеристский алтарь с картиной «Сошествие с креста» Франсиско Нуньеса (ок.1620). В часовне в правом трансепте находится могила гуманиста Андре де Резенде (16 век). В этих часовнях также похоронены Жуан Мендес де Васконселос, губернатор Луанды во времена правления Мануэля I, и Альваро да Кошта, посол и оружейник короля Мануэля.
Монастыри
В монастырях собора были построены между 1317 и 1340 годами в готическом стиле и снова демонстрируют влияние монастырей Лиссабонского собора. Несмотря на использование позднеготического узора, использование гранита в его конструкции придает ему тяжеловесный вид в целом.
В каждом углу галереи монастыря установлена мраморная готическая статуя одного из Четырех евангелистов. В Капела-ду-Фундадор, погребальной часовне епископа Д. Педро, строителя монастырей, есть его могила с лежащей фигурой, статуя Архангела Гавриила и полихромная статуя Марии. С верхнего этажа монастыря, куда можно подняться по винтовой лестнице, открывается великолепный вид на собор и окружающий ландшафт.
Кафедральный музей
Экспонаты в соборном музее включают:
- скипетр короля-кардинала Энрике, работы ювелира 16 века в стиле Мануэлине
- реликварий 17 века из Санто-Ленхо (святого дерева), предположительно содержащий части Креста Христова из позолоченного серебра и полихромной эмали, инкрустированный 1426 настоящими драгоценными камнями (840 бриллиантов, 402 рубина, 180 изумрудов, два сапфира, один гиацинт и одна камея).
- коллекция канонических книг 17-го и 18-го веков.
- Gregório Lopes