Капитель (архитектура)

Иллюстрация коринфской капители колонны Марциана середины 5 века с пульвино над ней.

В архитектуре капитель (от латинского caput, или «голова») или капитель образует самый верхний элемент колонны (или пилястры). Он является посредником между колонной и давящей на нее нагрузкой, расширяя площадь опорной поверхности колонны. Капитель, выступающая с каждой стороны по мере подъема для поддержки счетов, соединяет обычно квадратные счеты и обычно круглую ось колонны. Капитель может быть выпуклой, как в дорическом ордере; вогнутой, как в перевернутом колоколе коринфского ордера; или выкручивающейся, как в ионическом ордере. Они образуют три основных типа, на которых основаны все капители в классической традиции. Составной ордер, установленный в 16 веке по подсказке Арки Тита, добавляет ионические спирали к коринфским листьям аканта.

Благодаря хорошо заметному положению, которое она занимает во всех монументальных зданиях с колоннадами, капитель часто выбирают для украшения; и часто она является самым ярким показателем архитектурного порядка. Обработка его деталей может указывать на дату постройки здания.

Несколько примеров капителей в разных стилях: Египетский Составной, Древнегреческий Дорический, Древнегреческий Ионический, Римский Коринфский, Византийский в форме корзины, Исламский, Готический, Рококо и Art Nouveau

Доклассическая древность

Египетский

Двумя самыми ранними по значимости египетскими заглавными буквами являются те, которые основаны на растениях лотос и папирус соответственно, и они, вместе с заглавной буквой пальма, были основными типами, использовавшимися египтянами, пока при Птолемеях в III-I веках до н.э. также использовались различные другие речные растения, и традиционная заглавная буква лотоса претерпела различные модификации.

Многие мотивы египетского орнамента являются символическими, такими как скарабей, или священный жук, солнечный диск и гриф. Другие распространенные мотивы включают пальмовые листья, растение папирус, а также бутоны и цветы лотоса.

Одними из самых популярных типов капителей были Хатхор, лотос, папирус и египетский композит. Большинство типов основаны на растительных мотивах. Капители некоторых колонн были выкрашены в яркие цвета.

Армянский

От дохристианского до христианского периода заглавная буква была очень популярна в армянской архитектуре. В 4-7 веках капители армянских архитектурных фасадов и каменная кладка фасадов представляли собой высокие прямоугольные камни общего объема, которые с помощью колокола превращались в плиту. В сооружениях раннего периода (Эреруйк, Текор, Цопк и др.) на них были изображены растения и животные, пальмы. В 10 веке и в последующие столетия капители в основном образовывались комбинацией цилиндра и плиты. Строения армянских дворцов, церквей, внутренних дворов (Двин, Арух, Звартноц, Ишхан, Банак, Ахпат, Санаин, строения Ани) разнообразны и уникальны.

Гарни храм в Армении армянского бога Михра
Гарни храм в Армении армянского бога Михра
Вершина Ахеменидской персидской колонны из Персеполя
Вершина Ахеменидской персидской колонны из Персеполя

Ассирийский

На ассирийских барельефах изображена какая-то спиралевидная заглавная буква, но ассирийская заглавная буква так и не была найдена; обогащенные основания, выставленные в Британском музее, не были первоначально ошибочно истолкованы как заглавные буквы.

Персидский

В столице персии Ахеменидов на кронштейнах вырезаны два сильно украшенных животных, стоящих спиной к спине, выступающих вправо и влево для поддержки архитрава; на спинах у них другие кронштейны под прямым углом для поддержки поперечных балок. Наиболее распространен бык, но есть также львы и грифоны. Капитель простирается ниже дальше, чем в большинстве других стилей, с декором, заимствованным из многих культур, завоеванных Персидской империей, включая Египет, Вавилон и Лидию. Есть двойные спирали вверху и, перевернутые, внизу длинной простой рифленой секции, которая имеет квадратную форму, хотя стержень колонны круглый и также рифленый.

Собор Звартноц
Собор Звартноц

Эгейское море

Самая ранняя капитель Эгейского моря изображена на фресках в Кноссе на Крите (1600 г. до н.э.); она была выпуклой формы, вероятно, покрыта штукатуркой. Капители второго, вогнутого типа, включают богато украшенные резьбой образцы колонн, обрамляющих Гробницу Агамемнона в Микенах (ок. 1100 г. до н.э.): они украшены резьбой в виде шеврона и вогнутым апофигом, на котором вылеплены бутоны некоторых цветов.

Протоэолический

Спиральные капители, также известные как протоэоличные капители, встречаются в Южном Леванте железного века и древнем Кипре, многие из них в королевских архитектурных контекстах в королевствах Израиля и Иудеи, начиная с 9 века до нашей эры, а также в Моаве, Аммоне и на кипрских объектах, таких как город-государство Тамассос в архаический период.

Капитель - собор Святого Григория в Двине
Капитель — собор Святого Григория в Двине

Классическая античность

Порядки, структурные системы организации составных частей, сыграли решающую роль в поисках греками совершенства соотношения сил. Греки и римляне различали три классических ордера архитектуры: дорический, ионический и коринфский ордена; у каждого были разные типы капителей на колоннах их гипостиля и трапециевидных монументальных зданий. Во всем Средиземноморском бассейне, на Ближнем Востоке и в более широком эллинистическом мире, включая Греко-Бактрийское королевство и Индогреческое королевство, многочисленные вариации этих и других конструкций капители сосуществовали с обычными классическими орденами. Единственный сохранившийся архитектурный трактат классической древности — это «Об архитектуре» римского архитектора 1 века до н.э. Витрувия, который обсудил различные пропорции каждого из этих ордеров и дал рекомендации относительно того, как должны быть сконструированы капители колонн каждого ордена и в каких пропорциях. В римском мире и в Римской империи использовался тосканский орден, родом из Италии, с заглавной буквой, похожей на греческие дорические капители, в то время как в период римской империи появился Составной ордер с гибридной капителью, разработанной из ионических и коринфских элементов. Тосканские и коринфские колонны были причислены к классическому канону ордеров архитекторами архитектуры эпохи Возрождения и неоклассической архитектуры.

Площадь Республики в Ереване, Министерство внешней торговли
Площадь Республики в Ереване, Министерство внешней торговли

Греческий

Дорическая капитель — самый простой из пяти классических ордеров: он состоит из абака над овальной лепниной и астрагал воротничка, установленного внизу. Он был разработан на землях, занятых дорийцами, одним из двух основных подразделений греческой расы. Он стал предпочтительным стилем материковой Греции и западных колоний (южной Италии и Сицилии). В храме Аполлона, Сиракузы (около 700 г. до н.э.) эхинацея лепнина приобрела более определенную форму: в Парфеноне она достигает своей кульминации, когда выпуклость вверху и внизу образует изящный объединяющий изгиб. Наклонная сторона эхинацеи становится более плоской в более поздних примерах, а в Колизее в Риме образует четверть круга. В версиях, где фриз и другие элементы проще, та же форма капитала описывается как выполненная в тосканском ордере. Дорический стиль достиг своего пика в середине 5 века до нашей эры и был одним из орденов, принятых римлянами. Его характерными чертами являются мужественность, сила и солидность.

Дорическая капитель состоит из подушкообразной выпуклой формы, известной как эхинус, и квадратной плиты, называемой счетами.

Иллюстрация дорической капители Парфенона в книге под названием Справочник архитектурных стилей, написанной в 1898 году
Иллюстрация дорической капители Парфенона в книге под названием Справочник архитектурных стилей, написанной в 1898 году

 

Ионическая 

Ионическая капитель Эрехтейона, с повернутой спиралью в углу
Ионическая капитель Эрехтейона, с повернутой спиралью в углу

В ионной капители между счетами и оволо вставлены спирально свернутые спирали. Этот ордер, по-видимому, был разработан одновременно с дорическим, хотя он не вошел в обиход и не принял своей окончательной формы до середины 5 века до нашей эры. Этот стиль преобладал на ионических землях, сосредоточенных на побережье Малой Азии и островах Эгейского моря. Форма ордена была гораздо менее устоявшейся, чем дорическая, с местными вариациями, сохранявшимися на протяжении многих десятилетий. В ионических капителях архаичного храма Артемиды в Эфесе (560 г. до н.э.) ширина абака в два раза больше его глубины, следовательно, самая ранняя известная ионическая капитель была фактически заглавной скобкой. Столетие спустя в храме на Илиссе счеты стали квадратными. По словам римского архитектора Витрувия, основными характеристиками ионического ордена были красота, женственность и стройность, основанные на пропорциях женщины.

Спирали ионической капители опираются на эхинацею, почти неизменно вырезанную из яиц и дротиков. Над свитками были счеты, более мелкие, чем в дорических образцах, и снова украшенные яйцами и дротиками.

Тарелка ионического ордера из Руин изящных памятников Греции, изготовленная в 1770 году Жюльеном-Давидом Леруа
Тарелка ионического ордера из Руин изящных памятников Греции, изготовленная в 1770 году Жюльеном-Давидом Леруа

 

Коринфский

Было высказано предположение, что листва греческой коринфской капители была основана на Acanthus spinosus, римской — на Acanthus mollis. Однако не вся архитектурная листва так реалистична, как у Айзека Уэра (иллюстрация справа). Листья обычно вырезаны в два «ряда» или полосы, как одна чашечка из листьев, вставленная в другую. Коринфские капители из Толоса в Эпидавре (400 г. до н.э.) иллюстрируют переход между более ранней греческой капители, такой как в Бассах, и римской версией, которую унаследовали и усовершенствовали архитекторы эпохи Возрождения и современности.

В римской архитектурной практике капители кратко рассматриваются в их надлежащем контексте среди подробностей, присущих каждому из «Ордеров», в единственном полном учебнике архитектуры, сохранившемся с классических времен, «De architectura» Марка Витрувия Поллиона, более известного как Витрувий, посвященном императору Августу. Различные ордена обсуждаются в книгах Витрувия iii и iv. Витрувий описывает римскую практику практическим образом. Он рассказывает несколько историй об изобретении каждого из орденов, но не дает жесткого набора канонических правил исполнения капителей.

Еще два, специфически римских архитектурных ордера имеют свои характерные капители: прочные и примитивные тосканские капители, обычно используемые в военных зданиях, похожие на греческие дорические, но с меньшим количеством мелких лепных элементов в профиле, и изобретенные композитные капители, о которых даже не упоминает Витрувий, которые сочетали ионические спирали и коринфские акантовые капители, в порядке, который в остальном был очень похож по пропорциям на коринфский, сам по себе порядок, который римляне использовали гораздо чаще, чем греки.

Растущее распространение композитных капителей обозначило тенденцию к более свободным, изобретательным (и часто более грубо вырезанным) капителям в поздней античности.

Анта

Капитель анта — это не капитель, установленная на вершине колонны, а скорее на анте, структурном столбе, встроенном в передний конец стены, например, в переднюю часть боковой стены храма.

Верх анты часто сильно украшен, обычно полосами с цветочными мотивами. Дизайн часто соответствует порядку расположения колонн, но обычно с другим набором принципов дизайна. Чтобы не выступать чрезмерно за поверхность стены, эти сооружения, как правило, имеют довольно плоскую поверхность, образуя капители в форме кирпича, называемые «анта-капителями». Капители Анта известны со времен дорического ордера.

Анта-капитель иногда можно квалифицировать как «диванную» капитель или «софовую анта-капитель», когда стороны капители расширяются вверх по форме, напоминающей кушетку или диван.

Капители Anta иногда трудно отличить от капителей из пилястр, которые скорее декоративны и не выполняют той же структурной роли, что капители anta.

Капитель с коринфскими пилястрами, поддерживаемая протомами из пегасов, из внутренней части целлы Храма Марса Ультора на Форуме Августа, ныне в Музее Истории Империи, Рим
Капитель с коринфскими пилястрами, поддерживаемая протомами из пегасов, из внутренней части целлы Храма Марса Ультора на Форуме Августа, ныне в Музее Истории Империи, Рим

Римский

Истоки тосканского ордена связаны с этрусками и найдены на их гробницах. Хотя римляне воспринимали ее как сугубо итальянскую, тосканская капитель, изображенная на римских памятниках, на самом деле ближе к греческому дорическому ордеру, чем к этрусским образцам, поскольку ее капитель практически идентична дорическому.

Композитный

Римляне изобрели Составной ордер, объединив коринфский ордер с ионической капителью, возможно, еще во времена правления Августа. Однако во многих версиях спирали составного ордера крупнее, и, как правило, по центру между спиралями размещается какой-либо орнамент. Несмотря на это происхождение, очень многие составные капители на самом деле рассматривают две спирали как разные элементы, каждый из которых вырастает с одной стороны их листового основания. В этом, а также в наличии отдельного орнамента между ними, они напоминают архаичный греческий эоличный ордер, хотя, похоже, это не было путем их развития в раннем императорском Риме. Точно так же, там, где греческая ионическая спираль обычно изображается сбоку как единое целое неизменной ширины между передней и задней частями колонны, составные спирали обычно рассматриваются как четыре разных более тонких элемента, по одному в каждом углу капители, выступающих примерно под углом 45 ° к фасаду.

Индианки

Львиная капитель Ашоки; около 3 века до н.э.; полированный песчаник; высота: 2,2 м; Музей Сарнатха (Саранатх, недалеко от Варанаси, Уттар-Прадеш, Индия)
Львиная капитель Ашоки; около 3 века до н.э.; полированный песчаник; высота: 2,2 м; Музей Сарнатха (Саранатх, недалеко от Варанаси, Уттар-Прадеш, Индия)

Львиная капитель Ашоки — культовая капитель, состоящая из четырех азиатских львов, стоящих спина к спине на тщательно продуманном основании, включающем других животных. Ее графическое изображение было принято в качестве официальной эмблемы Индии в 1950 году. Эта мощно вырезанная львиная капитель из Сарнатха возвышалась на вершине колонны с указами императора Ашоки. Как и большинство столиц Ашоки, она блестяще отполирована. Расположенный на месте первой проповеди Будды и формирования буддийского ордена, он нес имперские и буддийские символы, отражающие вселенский авторитет слов как императора, так и Будды. Капитель сегодня служит эмблемой Республики Индия. За вычетом перевернутого колокольчика в форме лотоса, он был принят в качестве Национальной эмблемы Индии, если смотреть под другим углом, на нем изображены лошадь слева и бык справа от Ашока Чакры в круглом основании, на котором спина к спине стоят четыре индийских льва. На показанной здесь стороне изображены бык и слон; лев занимает другое место. Колесо «Ашока Чакра» от его основания было помещено в центр Национального флага Индии

Индо-ионические капители

В Столице Паталипутры находится монументальная прямоугольная капитель с волютами, которая была обнаружена в руинах дворца древней империи Маурьев, столицы Паталипутры (современная Патна, северо-восточная Индия). Он датируется 3 веком до нашей эры. Верх выполнен из группы розеток, всего одиннадцать для фасадов и четыре для боковых сторон. Ниже изображена полоса с узором из бусин и катушек, затем под ней полоса волн, обычно справа налево, за исключением задней части, где они расположены слева направо. Далее ниже изображена полоса с узором в виде яиц и дротиков, с одиннадцатью «язычками» или «яйцами» спереди и только семью сзади. Ниже показан основной мотив, пальметта с пламенем, растущая среди гальки.

Капитель Сарнатха — это капитель колонны, иногда также описываемая как «каменная скоба», обнаруженная при археологических раскопках на древнем буддийском месте Сарнатх. На колонне изображены ионические спирали и пальметты. Его по-разному датировали 3 веком до нашей эры в период империи Маурьев, до 1 века до нашей эры, в период империи Сунга.

Индо-коринфские капители

Некоторые капители с сильным греческим и персидским влиянием были обнаружены на северо-востоке Индии в дворце империи Маурьев в Паталипутре, построенном в 4-3 веках до нашей эры. Такие примеры, как капитель Паталипутры, принадлежат к ионическому ордеру, а не к более позднему коринфскому ордеру. Они являются свидетелями отношений между Индией и Западом с тех давних времен.

Индо-коринфские капители соответствуют гораздо более распространенным капителям в коринфском стиле, венчающим колонны или пилястры, которые можно найти на северо-западе Индийского субконтинента, особенно в Гандхаре, и обычно сочетают в себе эллинистические и индийские элементы. Эти капители обычно датируются первым веком до нашей эры и представляют собой важные элементы греко-буддийского искусства.

Фигура Будды в центре коринфской капители, сделанная во времена древнего государства Гандхара, с 1 по 3 век н.э., найдена в Джамал Гархи
Фигура Будды в центре коринфской капители, сделанная во времена древнего государства Гандхара, с 1 по 3 век н.э., найдена в Джамал Гархи

Классический дизайн часто адаптировался, обычно принимая более вытянутую форму, а иногда сочетаясь со свитками, как правило, в контексте буддийских ступ и храмов. Индо-коринфские капители также включали фигуры Будды или бодхисаттв, обычно в качестве центральных фигур, окруженных роскошной листвой коринфских узоров и часто находящихся в их тени.

Поздняя античность

Византийский

Византийские капители сильно различаются, в основном развиваясь по сравнению с классическими коринфскими, но, как правило, имеют ровную поверхность, с орнаментом, вырезанным сверлами. Каменный блок остался необработанным, когда его доставили из каменоломни, и скульптор разработал новые рисунки по своему усмотрению, так что редко встретишь много повторений одного и того же рисунка. Одним из самых замечательных дизайнов являются листья, вырезанные так, словно их обдувает ветер; лучший пример находится в соборе Святой Софии (Салоники) 8 века. Те, что находятся в соборе Святого Марка, Венеция (1071), особенно привлекли воображение Джона Раскина. Другие появляются в Сант-Аполлинаре-ин-Класс, Равенна (549).

Капитель в Сан-Витале, Равенна (547), над ней изображен доссерет, необходимый для несения арки, выступ которой был намного шире, чем абак капители. На восточных капителях иногда вырезают орла, льва и ягненка, но с ними обращаются традиционно.

Коринфская капитель "Колонны Помпея", самой высокой монолитной колонны римского мира, возведенной в честь августа Диоклетиана (р. 284-305)
Коринфская капитель «Колонны Помпея», самой высокой монолитной колонны римского мира, возведенной в честь августа Диоклетиана (р. 284-305)

В соборе Святой Софии используются два типа капителей: композитные и ионические. Составная капитель, возникшая во времена Поздней Византийской империи, в основном в Риме, сочетает в себе Коринфский и ионический стили. Композитные капители выстилают основное пространство нефа. Ионические капители используются за ними в боковых пространствах, в зеркальном положении относительно коринфских или композитных ордеров (как это было с их судьбой в 19 веке, когда здания впервые были спроектированы в монументальном ионическом порядке). Однако в соборе Святой Софии это не стандартные имперские заявления. Капители заполнены листвой во всевозможных вариациях. В некоторых случаях маленькие пышные листья, кажется, захвачены вращением свитков – очевидно, в дизайне преобладает иная, неклассическая чувствительность.

Капители в базилике Сан-Витале в Равенне (Италия) украшены волнистыми и нежными цветочными узорами, похожими на украшения на пряжках ремней и лезвиях кинжалов. Их перевернутая пирамидальная форма имеет вид корзины.

Средние века

В оба периода небольшие колонны часто использовались близко друг к другу группами, часто вокруг опоры, которая фактически представляет собой одну большую колонну, или вдоль поверхности стены. Таким образом, структурная важность отдельной колонки значительно снижается. В оба периода, хотя и существовали общие типы, ощущение строгого порядка с правилами не поддерживалось, и, когда позволял бюджет, резчики могли потакать своей изобретательности. Заглавные буквы иногда использовались для изображения фигур и сюжетных сцен, особенно в романском стиле.

В романской архитектуре и готической архитектуре капители по всей Западной Европе представляют такое же разнообразие, как и на Востоке, и по той же причине, что скульптор развивал свой дизайн в соответствии с блоком, который он вырезал, но на западе разнообразие идет дальше из-за скопления колонн и опор.

Самый ранний тип капители в Ломбардии и Германии известен как колпачок-подушка, в котором нижняя часть кубического блока была срезана, чтобы соответствовать круглому стержню. Эти типы, как правило, сначала расписывались геометрическими узорами, а затем вырезались.

Лучшая резьба происходит из Франции, особенно из окрестностей Парижа. Самые разнообразные были вырезаны в 1130-1170 годах.

В Великобритании и Франции фигуры, введенные в заглавные буквы, иногда полны характера, их называют историзированными (или фигурными заглавными буквами). Эти капители, однако, не равны капителям ранней английской готики, в которых с листвой обращаются так, словно она скопирована с металлических изделий, и они бесконечно разнообразны, их можно найти как в небольших деревенских церквях, так и в соборах.

Эпоха Возрождения и постренессанс

В период Возрождения эта особенность приобрела наибольшее значение, а ее разнообразие стало почти таким же большим, как в романском и готическом стилях. Плоская пилястра, которая широко использовалась в этот период, требовала плоского изображения капители, выполненного в горельефе. Это повлияло на дизайн капителей. Традиционный вариант составной капители 15 века поворачивает спирали внутрь над резьбой по жестким листьям. В новых сочетаниях Ренессанса в капительных узорах большая часть орнамента восходит к классическим римским источникам.

Иллюстрации французских капителей в стиле барокко, в Музее дизайна Купера Хьюитта, Смитсоновский институт дизайна (Нью-Йорк)
Иллюстрации французских капителей в стиле барокко, в Музее дизайна Купера Хьюитта, Смитсоновский институт дизайна (Нью-Йорк)

«Ренессанс» был в такой же степени переосмыслением, как и возрождением классических норм. Например, спирали древнегреческих и римских ионических капителей располагались в той же плоскости, что и архитрав над ними. Это создало неудобный переход на углу, где, например, проектировщик храма Афины Ники на Акрополе в Афинах выдвинул внешнюю спираль концевых капителей вперед под углом 45 градусов. Эта проблема была более удовлетворительно решена архитектором 16 века Себастьяно Серлио, который направил наружу все спирали своих ионических капителей. С тех пор использование античных ионических капителей вместо версии Серлио придало всему контексту архаичный вид, как в греческом возрождении.

Богато украшенная капитель колонны в монастыре Ургьен Санаг Чолинг. Долина Пин, Спити.
Богато украшенная капитель колонны в монастыре Ургьен Санаг Чолинг. Долина Пин, Спити.

Существует множество недавно изобретенных ордеров, иногда называемых одноразовыми ордерами, где ключевым элементом обычно является другое оформление капители. В рамках приличия определенная игра с изобретательством всегда была приемлема в рамках классической традиции. Они стали все более распространенными после эпохи Возрождения. Когда Бенджамин Латроб перепроектировал вестибюль Сената в Капитолии Соединенных Штатов в 1807 году, он представил шесть колонн, которые «американизировал», заменив листья европейского аканта початками кукурузы. Как сообщил Латроб Томасу Джефферсону в августе 1809 года,

Эти капители во время летней сессии вызвали у членов Конгресса больше аплодисментов, чем все работы масштаба или сложности, которые их окружают. Они окрестили их «капителями кукурузных початков».
Капитель колонны. Яркендская мечеть
Капитель колонны. Яркендская мечеть

Другой пример — Делийский ордер, изобретенный британским архитектором Эдвином Лютьенсом для центрального дворца Нью-Дели, Дома вице-короля, ныне президентской резиденции Раштрапати Бхаван, с использованием элементов индийской архитектуры. Здесь у капители была полоса вертикальных гребней, с колокольчиками, висящими на каждом углу вместо спиралей. Делийский орден вновь появляется в некоторых более поздних зданиях Лютьенса, включая Кэмпион-холл в Оксфорде.

 

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий