Китайская архитектура является воплощением архитектурного стиля, который развивался на протяжении тысячелетий в Китае и оказал влияние на архитектуру всей Восточной Азии. С момента своего появления в раннюю древнюю эпоху структурные принципы его архитектуры остались в значительной степени неизменными. Основные изменения коснулись разнообразных декоративных деталей. Начиная с династии Тан, Китайская архитектура оказала большое влияние на архитектурные стили соседних стран Восточной Азии, таких как Япония, Корея, Вьетнам и Монголия, в дополнение к незначительному влиянию на архитектуру Юго-Восточной и Южной Азии, включая такие страны, как Малайзия, Сингапур, Индонезия, Шри-Ланка, Таиланд, Лаос, Камбоджа и Филиппины.
Китайская архитектура характеризуется двусторонней симметрией, использованием закрытых открытых пространств, фэн-шуй (например, направленной иерархией), горизонтальным акцентом и намеком на различные космологические, мифологические или вообще символические элементы. Китайская архитектура традиционно классифицирует сооружения по типу, начиная от пагод и заканчивая дворцами. Из-за частого использования дерева, относительно скоропортящегося материала, а также небольшого количества монументальных сооружений, построенных из более прочных материалов, большая часть исторических знаний о китайской архитектуре почерпнута из сохранившихся миниатюрных моделей из керамики и опубликованных схем и спецификаций. Хотя объединяющие аспекты существуют, китайская архитектура сильно различается в зависимости от статуса или принадлежности, например, были ли сооружения построены для императоров, простолюдинов или в религиозных целях. Другие вариации китайской архитектуры представлены в народных стилях, связанных с разными географическими регионами и различным этническим наследием. Архитектура Китая так же стара, как и китайская цивилизация. Из любого источника информации — литературной, графической, образцовой — есть убедительные доказательства, свидетельствующие о том, что китайцы всегда пользовались местной системой строительства, которая сохранила свои основные характеристики с доисторических времен до наших дней. На огромной территории от китайского Туркестана до Японии, от Маньчжурии до северной половины французского Индокитая распространена одна и та же система строительства; и это была зона китайского культурного влияния. То, что эта система строительства могла сохраняться более четырех тысяч лет на такой огромной территории и все еще оставаться живой архитектурой, сохраняя свои основные характеристики, несмотря на неоднократные иностранные вторжения — военные, интеллектуальные и духовные, — является явлением, сравнимым только с непрерывностью цивилизации, неотъемлемой частью которой она является.
В последнее время Китай стал самой быстро модернизирующейся страной в мире. За последние несколько десятилетий такие города, как Шанхай, полностью изменили свой облик: некоторые из самых высоких небоскребов в мире усеивают горизонт. Китай также обладает одной из самых разветвленных сетей высокоскоростных железных дорог, соединяющих его многочисленное население и позволяющих ему путешествовать более эффективно.
Китайская архитектура
На протяжении всего 20 века китайские архитекторы пытались привнести традиционный китайский дизайн в современную архитектуру. Более того, потребность в городском развитии по всему Китаю требует высокой скорости строительства и большего соотношения площадей: таким образом, в городах спрос на традиционные китайские здания (которые обычно менее 3 уровней) снизился в пользу высотных зданий. Однако традиционные навыки китайской архитектуры, включая крупное и мелкое плотницкое дело, каменную кладку и каменотесную работу, используются при строительстве народной архитектуры в сельских районах Китая.
- История
- Неолит и ранняя античность
- 20 век
- География
- Характеристики
- Двусторонняя симметрия
- Приложение
- Иерархия
- Горизонтальный акцент
- Космологические концепции
- Архитектурные типы
- Простолюдины
- Имперская
- Религиозная
- Городское планирование
- Строительство
- Материалы и история
- Структура
- Классификация по структуре
- Миниатюрные модели
- Культура
- Конфуций
- Космическое пространство
- Культура
- Влияние извне Китая
- Влияние за пределами Китая
- Региональные различия
- Архитектура в стиле Хуэй Архитектура Шаньси
- Лингнаньская (кантонская) архитектура
- Архитектура Миньнаня (Хоккиена)
- Архитектура Теочью
- Архитектура Хакка
- Архитектура Ган
- Архитектура Суй
- Архитектура Яодуна
- Ранняя архитектура
- Исламская архитектура
- Прочее
История
Неолит и ранняя античность
Китайские цивилизации и культуры развивались на равнинах вдоль многочисленных рек Китая, которые впадали в заливы Бохай и Хунчжоуский. На самых известных из этих рек, Хуанхэ и Янцзы, было много деревень. Климат был теплее и влажнее, чем сегодня, что позволяло выращивать просо на севере и рис на юге. Однако китайская цивилизация не имеет единого «происхождения». Вместо этого между 4000 и 2000 годами до нашей эры она характеризовалась постепенным многоядерным развитием – от деревенских общин до того, что антропологи называют культурами, до государств.
Двумя наиболее важными культурами были культура Хуншань (4700-2900 гг. до н.э.) к северу от Бохайского залива во Внутренней Монголии и провинции Хэбэй и современная культура Яншао (5000-3000 гг. до н.э.) в провинции Хэнань. Между ними и развивавшейся позже была культура Луншань (3000-2000 гг. до н.э.) в центральной и нижней части долины Желтой реки. Эти объединенные территории дали начало тысячам небольших / протогосударств к 3000 году до н.э. У некоторых был общий ритуальный центр, который связывал их с единым символическим порядком, но другие развивались более независимо. Появление городов-крепостей в это время является четким свидетельством того, что политический ландшафт часто был нестабильным.
Культура Хуншань Внутренней Монголии (расположенная вдоль рек Лаоха, Инцзинь и Далин, впадающих в Бохайский залив) была разбросана по большой территории, но имела единый ритуальный центр, состоящий по меньшей мере из 14 курганов и алтарей на нескольких хребтах. Он датируется примерно 3500 годом до н.э., а возможно, и раньше. Хотя никаких свидетельств о деревенских поселениях поблизости нет, его размер намного больше, чем может содержать один клан или деревня. Другими словами, хотя там проводились ритуалы для элиты, большая площадь подразумевает, что аудитория ритуала должна была охватить все деревни Хуншаня. Как священный ландшафт, центр, возможно, привлекал просителей еще издалека.
20 век
Земляное строительство было как практически, так и идеологически важно во время быстрого строительства нефтяного месторождения Дацин и связанного с ним развития Дацина. : 55 «Дух Дацина» олицетворял глубокую личную приверженность достижению национальных целей, самодостаточную и экономную жизнь и комплексное землепользование между городом и сельской местностью.
Говорили, что городско-сельский ландшафт Дацина воплощает идеальное коммунистическое общество, описанное Карлом Марксом, потому что он устранил (1) разрыв между городом и деревней, (2) разрыв между рабочими и крестьянами и (3) разрыв между физическим и умственным трудом.
Опираясь на опыт Дацина, Китай поощрял строительство из насыпного грунта в середине 1960-х годов.: 55 Начиная с 1964 года, Мао Цзэдун выступал за «движение революции массового дизайна». : 55 В контексте китайско-советского раскола Мао призвал планировщиков избегать использования сборных материалов советского образца и вместо этого принять пролетарский дух строительства на месте с использованием насыпного грунта.: 55 Коммунистический Партия продвигала использование строительства из утрамбованного грунта как недорогой метод, который был исконно китайским и требовал небольших технических навыков.: 55
Железобетон, кирпичная кладка и сборные материалы все чаще использовались после Движения за реформу стен 1973-1976 годов и пропагандировались в таких публикациях, как Architectural Journal.: 56 В 2014 году город Датун начал восстанавливать древнюю городскую стену Датун и здания традиционной архитектуры, хотя к тому времени горожане отнеслись к этому скептически и воспротивились, многие похвалили мэра за возвращение традиционной китайской эстетики позже.
География
Народная китайская архитектура демонстрирует вариации, связанные с местным рельефом и климатом.
Характеристики
Двусторонняя симметрия
Важной особенностью китайской архитектуры является ее акцент на артикуляции и двусторонней симметрии, что здесь означает баланс. Они встречаются в китайской архитектуре повсюду, от дворцовых комплексов до скромных фермерских домов. Второстепенные элементы расположены по обе стороны от основных сооружений в виде крыльев для поддержания общей симметрии. Здания обычно планируются с четным количеством колонн, чтобы образовать нечетное количество отсеков (間). Размещение главной двери в центральном отсеке поддерживает симметрию.
В отличие от зданий, китайские сады, как правило, асимметричны. Сады спроектированы так, чтобы обеспечивать постоянный поток. Дизайн классического китайского сада основан на
идеологии «Природы и человека в одном», в отличие от самого дома, который показывает человеческую сферу, сосуществующую с природой, но отдельную от нее. Цель состоит в том, чтобы люди чувствовали себя окруженными природой и в гармонии с ней. Два основных элемента сада — камни и вода. Камни символизируют стремление к бессмертию, в то время как вода олицетворяет пустоту и существование. Гора принадлежит ян (статичная красота), а вода принадлежит инь (динамичное чудо). Они зависят друг от друга и дополняют друг друга.
Приложение
Во многих китайских архитектурах здания или строительные комплексы окружают открытые пространства. Эти замкнутые пространства бывают двух форм:
Внутренний двор (院): Открытые внутренние дворы являются общей чертой многих проектов. Лучше всего это видно в Сихэюане: он состоял из пустого пространства, окруженного зданиями, соединенными друг с другом либо напрямую, либо через веранды.
«Небесный колодец» (井井): Хотя большие открытые дворы реже встречаются в архитектуре юга Китая, концепцию «открытого пространства», окруженного зданиями, можно увидеть в южной строительной конструкции, известной как «небесный колодец». Это сооружение, по сути, представляет собой относительно закрытый внутренний двор, сформированный из пересечений близко расположенных зданий и предлагающий небольшое отверстие в небо через пространство на крыше.
Эти ограждения помогают регулировать температуру и вентиляцию. Северные дворы обычно открыты и выходят окнами на юг, чтобы окна и стены здания максимально освещались солнцем, защищая от холодных северных ветров. Южные небесные колодцы относительно небольшие и собирают дождевую воду с крыш. Они выполняют те же функции, что и римский имплювий, ограничивая количество солнечного света, попадающего в здание. Небесные колодцы также выпускают горячий воздух ввысь, который вытягивает прохладный воздух из нижних помещений и снаружи. Страна чудес Фанху в Старом Летнем дворце.Он был разрушен англо-французскими союзными войсками в 1860 году. (Фанху — одна из стран чудес на море в китайских мифах. Это то же самое, что Фанчжан. «方壶»,同»方丈»,是中国传说中海上三仙山之一。)
Иерархия
Проектируемая иерархия, важность и использование зданий в китайской архитектуре основаны на строгом размещении зданий в объекте недвижимости / комплексе. Здания с дверями, выходящими на фасад объекта, считаются более важными, чем те, которые выходят по бокам. Здания, обращенные в сторону от фасада, наименее важны. Здания, выходящие на южную сторону в задней части здания и более приватные зоны с более высоким воздействием солнечного света, пользуются большим уважением и зарезервированы для старейшин или мемориальных досок предков. Здания, выходящие окнами на восток и запад, обычно предназначены для младших членов или ветвей семьи, в то время как здания рядом с фасадом обычно предназначены для слуг и наемной прислуги.
Фасадные здания в задней части домов используются для проведения праздничных обрядов и размещения залов предков и мемориальных досок. В комплексах с несколькими дворами центральные дворы и их здания считаются более важными, чем периферийные, последние обычно предназначены для складирования, помещений для прислуги или кухонь.
Горизонтальный акцент
Классические китайские здания, особенно богатых слоев населения, строятся с упором на ширину и в меньшей степени на высоту, с закрытой тяжелой платформой и большой крышей, которая нависает над этим основанием, при этом вертикальные стены не подчеркиваются. Здания, которые были слишком высокими и большими, считались неприглядными, и поэтому их обычно избегали. Китайская архитектура подчеркивает визуальное воздействие ширины зданий, используя сам масштаб, чтобы внушать благоговейный трепет. Это предпочтение контрастирует с западной архитектурой, которая, как правило, подчеркивает высоту и глубину. Это часто означало, что пагоды возвышались над другими зданиями.
Залы и дворцы в Запретном городе имеют довольно низкие потолки по сравнению с аналогичными величественными зданиями на Западе, но их внешний вид свидетельствует о всеобъемлющем характере императорского Китая. Эти идеи нашли свое отражение в современной западной архитектуре, например, благодаря работам Йорна Утзона.
Космологические концепции
Китайская архитектура использовала концепции из китайской космологии, такие как фэн-шуй (геомантия) и даосизм для организации строительства и планировки. К ним относятся: Экранируйте стены, обращенные к главному входу, что проистекает из веры в то, что зло движется по прямым линиям.
Талисманы и образы удачи: Дверные боги изображаются на дверных проемах, чтобы отгонять зло и поощрять удачу На видном месте изображены три антропоморфные фигуры, представляющие звезды Фу Лу Шоу ( _BOS_祿壽 фу-лу-шоу), иногда с надписью «присутствуют три звезды» (яп Животные и фрукты, символизирующие удачу и процветание, такие как летучие мыши и гранаты соответственно. Ассоциация часто создается с помощью ребусов.
Ориентирование сооружения спиной к возвышенному ландшафту и размещение воды спереди. В сооружение встроены пруды, бассейны, колодцы и другие источники воды.
Выравнивание здания по оси север–юг так, чтобы здание было обращено на юг (на север, где зимой ветер самый холодный). Две стороны обращены на восток и запад соответственно. Задняя часть здания, как правило, без окон. Использование определенных цветов, цифр и сторон света отражало веру в некую имманентность, когда природа вещи может быть полностью выражена в ее собственной форме.
Модель китайского Сихэюаня в Пекине, которая демонстрирует симметрию, закрытую тяжелую платформу и большую крышу, нависающую над этим основанием, при этом вертикальные стены подчеркнуты не так хорошо. Пекин и Чанъань являются примерами традиционного китайского градостроительства, которые представляют эти космологические концепции.
Архитектурные типы
Типы китайской архитектуры могут относиться к использованию сооружений, например, были ли они построены для членов королевской семьи, простолюдинов или религиозных деятелей.
Простолюдины
Из-за преимущественно деревянного строительства и плохого обслуживания сохранилось гораздо меньше примеров домов простолюдинов по сравнению с домами знати. Корман утверждал, что дом среднестатистического простолюдина не сильно изменился даже спустя столетия после установления универсального стиля: дома начала 20 века были похожи на дома поздней и средней империи.
Эти дома, как правило, следовали установленному шаблону: центр здания был святилищем для божеств и предков, а также использовался во время празднеств. По двум его сторонам располагались спальни для старших; два крыла (известные как «драконы-хранители») предназначались для младших членов клуба, а также гостиная, столовая и кухня, хотя иногда гостиная располагалась близко к центру.
Иногда расширенные семьи становились настолько большими, что приходилось строить одну или две дополнительные пары «крыльев». В результате получалась U-образная форма с подходящим внутренним двором (например, для работы на ферме). Торговцы и бюрократы предпочитали закрывать фасад внушительными воротами. Все здания регулировались законом, и закон требовал, чтобы количество этажей, длина здания и цветовая гамма здания отражали класс владельца.
Некоторые простолюдины, живущие в районах, пострадавших от бандитов, построили для защиты общественные крепости под названием Тулоу. Дизайн Тулоу, который часто предпочитают Хакка в Фуцзяни и Цзянси, демонстрирует древнюю философию гармонии между людьми и окружающей средой. Люди использовали местные материалы, часто возводя стены из утрамбованной земли. На двух нижних этажах ни одно окно не выходило наружу (для защиты), но внутри был общий внутренний двор, где могли собираться люди.
Имперская
Определенные архитектурные особенности были зарезервированы для зданий, построенных для императора Китая. Одним из примеров является использование желтой (императорского цвета) черепицы на крыше. Желтая черепица до сих пор украшает большинство зданий в Запретном городе. Только император мог использовать шатровые крыши с уклоном со всех четырех сторон. Два типа шатровой крыши были односкатными и двухскатными. Зал высшей гармонии является архетипическим примером двойного карниза. В Храме Неба используется голубая черепица, символизирующая небо. Крыши почти всегда поддерживаются кронштейнами («дугун«), что характерно только для самых больших религиозных зданий. Деревянные колонны здания, как и поверхности стен, как правило, красного цвета. В пагодах часто используется черный. Считалось, что черный цвет вдохновил богов посетить землю. Дракон с пятью когтями, принятый императором Хунву (первым императором династии Мин) для личного использования, использовался для украшения балок, колонн и дверей в имперской архитектуре. Любопытно, что дракон никогда не использовался на крышах императорских зданий.
Только зданиям, использовавшимся императорской семьей, разрешалось иметь девять цзянь ( 間 , пространство между двумя колоннами); только ворота, используемые императором, могли иметь пять арок, причем центральная арка предназначалась для императора. Древние китайцы отдавали предпочтение красному цвету.
Пекин стал столицей Китая после монгольского нашествия 13 века, завершив миграцию китайской столицы на восток, начатую при династии Цзинь. Восстание династии Мин в 1368 году восстановило авторитет Китая и сделало Пекин центром императорской власти на следующие пять столетий. Император и императрица жили во дворцах на центральной оси Запретного города, наследный принц — на восточной стороне, а наложницы — сзади (императорских наложниц часто называли «Задними дворцами Трех тысяч»). В середине династии Цин резиденция императора была перенесена в западную часть комплекса. Говорить об оси в западном смысле визуального перспективного упорядочивания фасадов — заблуждение. Китайская ось — это линия привилегий, на которой обычно строится, регулирующая доступ — вместо перспектив используется ряд ворот и павильонов. Цюэ 闕 возвышается вдоль стен Чанъаня эпохи Тан, как изображено на этой фреске 8 века из гробницы принца Ли Чунжруна в мавзолее Цяньлин в Шэньси Нумерология повлияла на имперскую архитектуру, отсюда использование девяти (наибольшего однозначного числа) в большинстве строительных работ и причина, по которой в Запретном городе в Пекине, как говорят, 9 999,9 комнат — чуть меньше мифических 10 000 комнат рая. Важность Востока (направления восходящего солнца) в ориентации и размещении императорских зданий — это форма поклонения Солнцу, встречающаяся во многих древних культурах, отражающая связь Правителя с Солнцем. Гробницы и мавзолеи членов императорской семьи, такие как гробницы династии Тан 8-го века в мавзолее Цяньлин, можно считать частью императорской традиции. Эти надземные земляные насыпи и пирамиды имели подземные сооружения в виде шахт и сводов, которые были облицованы кирпичными стенами, по крайней мере, со времен периода Воюющих царств (481-221 гг. до н.э.).
Религиозная
Вообще говоря, буддийская архитектура соответствует имперскому стилю. В большом буддийском монастыре обычно есть парадный зал со статуями Четырех Небесных царей, за которым следует большой зал со статуями Будд. Жилые помещения расположены с двух сторон. Некоторые из величайших примеров этого относятся к храму Пунин 18 века и храму Путуо Цзунчэн. В буддийских монастырях иногда также есть пагоды, в которых могут храниться реликвии Гаутамы Будды; старые пагоды, как правило, четырехсторонние, в то время как более поздние обычно имеют восемь сторон.
Даосская архитектура обычно соответствует стилю простолюдинов. Главный вход, однако, обычно находится сбоку, из суеверия о демонах, которые могут попытаться проникнуть в помещение (см. Фэн- шуй.) В отличие от буддистов, в даосском храме главное божество расположено в главном зале спереди, а божества поменьше — в заднем зале и по бокам. Это потому, что китайцы верят, что даже после смерти тела Храм Наньчань (Утай), построенный в конце 8 века во времена династии Тан душа все еще жива. Судя по дизайну могилы Хань, она показывает силы космической инь / ян, две силы неба и земли, создающие вечность.
Самое высокое досовременное здание в Китае было построено как для религиозных, так и для военных целей. Пагода Ляоди 1055 года нашей эры имеет высоту 84 м (276 футов), и хотя она служила венчающей пагодой монастыря Кайюань в старом Динчжоу, Хэбэй, она также использовалась в качестве военной сторожевой башни для солдат династии Сун для наблюдения за потенциальными передвижениями войск династии Ляо. Архитектура мечетей и гунбэй усыпальниц китайских мусульман часто сочетает в себе традиционные китайские стили с ближневосточными влияниями. Королевские и некоролевские гробницы, найденные в III-VI веках, восходят к ханьскому строительству. Некоторые гробницы считались двухкамерными помещениями, где фокусом была центральная колонна пагоды. Этой фокусной точкой служило то, что буддисты называют пагодой, которая является символом Будды и его смерти. В планировке таких гробниц труп находится в задней камере, поскольку расположение колонны указывает на смерть Будды. Иногда внутреннее убранство гробницы изображало бессмертный или божественный смысл. Купольные потолки в IV и VII веках были изображением небес. Это происходит из римского Деревянный зал, построенный в 857 году во времена династии Тан, расположенный в буддийском храме Фогуан на горе Вутай, Шаньси провинциального искусства и древнего Египта. Поскольку большинство этих изображений круглые, присутствуют и другие формы: трехугольник, восьмиугольник и квадрат. Многие пещеры 4-7 веков, вероятно, были вырезаны в период Хань и Тан.
Галерея
Городское планирование
Городское планирование Китая основано на геомантии фэншуй и системе разделения земель с колодцами, которые использовались со времен неолита. На базовую диаграмму поля скважины наложен луошу, магический квадрат, разделенный на 9 подквадратиков и связанный с китайской нумерологией.[33] При династии Южная Сун (1131 г. н.э.) дизайн города Хунцунь в Аньхое был основан на «гармонии между человеком и природой», обращен на юг и окружен горами и водой. Согласно фэншуй, это тщательно спланированная древняя деревня, демонстрирующая концепцию комплексного экологического планирования между человеком и природой.
Поскольку на севере Китая часто происходили войны, многие люди переехали в южный Китай. Метод строительства дома во внутреннем дворе был адаптирован к южному Китаю. Деревня Тунъюань в провинции Фуцзянь является хорошим примером спланированного поселения, которое демонстрирует элементы фэн–шуй — психологическую самозащиту и структуру здания – в форме материальной самообороны.
Строительство
Материалы и история
Дерево обычно использовалось в качестве основного строительного материала. Кроме того, китайская культура утверждает, что жизнь связана с природой и что люди должны взаимодействовать с одушевленными предметами. Напротив, камень ассоциировался с домами мертвых. Однако, в отличие от других строительных материалов, деревянные конструкции менее долговечны. Пагода Сонгьюэ (построена в 523 году) — старейшая из сохранившихся пагод Китая; использование кирпича вместо дерева позволило ей простоять столетия. Начиная с династии Тан (618-907), кирпичная и каменная архитектура постепенно становилась все более распространенной. Самые ранние примеры этого перехода можно увидеть в строительных проектах, таких как мост Чжаочжоу, построенный в 605 году, или пагода Сюми, построенная в 636 году. Некоторые каменные и кирпичные сооружения использовались в подземной архитектуре гробниц более ранних династий.
В начале 20 века еще не существовало известных полностью деревянных зданий династии Тан; самым старым из обнаруженных на сегодняшний день была находка павильона Гуаньинь в монастыре Дуле, сделанная в 1931 году, датированная 984 годом правления династии Сун.[40] Более поздние историки архитектуры Лян Сичэн, Линь Хуэйинь, Мо Цзунцзян обнаружили, что Большой Восточный зал храма Фогуан на горе Утай в Шаньси датируется 857 годом. Первый этаж этого монастырского зала имеет размеры 34 на 17,66 м (111,5 на 57,9 футов). Главный зал близлежащего храма Наньчань на горе Утай позже был датирован 782 годом. К 21 веку было найдено шесть деревянных зданий эпохи Тан. Старейшей неповрежденной полностью деревянной пагодой является пагода храма Фогун времен династии Ляо, расположенная в уезде Ин в Шаньси. В то время как Восточный зал храма Фогуан имеет в своей конструкции семь типов кронштейнов, пагода храма Фогун 11 века насчитывает пятьдесят четыре. Самые ранние стены и платформы использовали утрамбованную земляную конструкцию. В древних участках Великой китайской стены использовались кирпич и камень, хотя Великая стена из кирпича и камня, которую мы видим сегодня, является реконструкцией династии Мин. Здания общественного назначения и для элиты обычно состояли из земли, смешанной с кирпичами или камнями, на приподнятых платформах, что позволяло им выживать. Самое раннее сооружение такого рода было построено во времена династии Шан (ок. 1600 – 1046 гг. до н.э.)
Структура
Потолки: Наибольший интерес представляла форма английского свода или купола. Потолок имел вид сложенных из плоских балок, диагональных опорных досок (сечэн банлян), ломаной клиновидной формы со вставленной доской, шпунтовых соединений, бочкообразного свода или куполообразного свода. Большая часть этого сооружения будет выполнена из дерева.
Фундамент: В большинстве зданий в качестве фундамента обычно используются приподнятые платформы (臺基). Вертикальные балки конструкции могут опираться на каменные пьедесталы (柱础), которые иногда опираются на сваи. В строительстве низшего класса платформы сооружаются из утрамбованной земли, либо грунтовой, либо вымощенной кирпичом или керамикой. В простейших случаях в землю вбиваются вертикальные конструктивные балки. Постройки высшего класса обычно стоят на приподнятых, вымощенных камнем утрамбованных земляных или каменных фундаментах с богато вырезанными тяжелыми каменными пьедесталами для поддержки больших вертикальных конструктивных балок. Балки остаются на своих опорах исключительно за счет трения и веса конструкции здания.
Обрамление: деревянное обрамление, датируемое 5-6 веками, заметно в пещерных храмах, таких как Могао, Юнган, Майджишань и Тяньлуншань. В большинстве этих пещер используется один и тот же метод: восьмигранные колонны, капители из двух пластин и чередующиеся кронштейны и V-образные скобы. Наличие или отсутствие определенных конструктивных опор полностью зависело от выбора мастеров. За этими рисунками не было никакого символического значения.
Конструкционные балки: Большие конструкционные бревна поддерживают крышу. Древесина, обычно большие обрезанные бревна, используются в качестве несущих колонн и боковых балок. Эти балки соединены друг с другом напрямую или, в конструкциях большего размера и более высокого класса, с помощью кронштейнов. Эти конструкционные бревна заметно видны в готовых конструкциях. Точно неизвестно, как древние строители установили колонны в нужное положение.
Структурные соединения: Деревянные каркасы обычно изготавливаются с помощью столярных изделий и дюбелей, редко с помощью клея или гвоздей. Эти типы полужестких конструкционных соединений позволяют деревянной конструкции противостоять изгибу и кручению при высоком сжатии. Устойчивость конструкции повышается за счет использования тяжелых балок и крыш. Отсутствие клея или гвоздей в столярных изделиях, использование нежестких опор, таких как дугун, и использование дерева в качестве элементов конструкции позволяют зданиям скользить, изгибаться и шарнирно закрепляться, поглощая удары, вибрацию и сдвиги грунта от землетрясений без значительных повреждений. Богатые украшали Дугун ценными материалами, чтобы продемонстрировать свое богатство. Простые люди использовали произведения искусства, чтобы выразить свою признательность дому.
Стены: Навесные стены или дверные панели разграничивали комнаты или ограждали здание, при этом в большинстве конструкций более высокого класса общий акцент на несущих стенах не делался. Однако более поздние династии столкнулись с нехваткой деревьев, что привело к использованию несущих стен в неправительственном или религиозном строительстве из кирпича и камня.
Крыши: Плоские крыши встречаются редко, в то время как остроконечные крыши встречаются повсеместно. Крыши либо строятся на поперечных балках крыши, либо опираются непосредственно на вертикальные конструктивные балки. В строительстве более высокого класса балки крыши поддерживаются с помощью сложных систем кронштейнов dougong, которые косвенно соединяют их с основными конструкционными балками. Существуют три основных типа крыш:
Прямой наклон: Крыши с одним уклоном. Они наиболее экономичны и наиболее распространены в обычных постройках.
Многосклонные: Крыши с 2 или более участками наклона. Такие крыши используются в конструкциях более высокого класса.
Широкие: Крыши с широким изгибом, поднимающиеся по углам. Этот тип обычно используется для храмов и дворцов, хотя его также можно встретить в домах богатых. В первых случаях гребни крыш обычно сильно украшены керамическими фигурками.
Вершина крыши: Вершина крыши большого зала обычно увенчана гребнем из черепицы и статуй в декоративных целях, а также для утяжеления черепицы для устойчивости. Эти гребни часто хорошо украшены, особенно для религиозных или дворцовых сооружений. В некоторых регионах гребни иногда удлиняются или встраиваются в стены здания, образуя матуцян (стены в виде конских голов), которые служили средством защиты от разлетающихся углей.
Украшения на крыше: Символику можно найти в цветах карнизов, кровельных материалах и украшениях крыши. Золото / желтый — благоприятный (хороший) цвет, императорские крыши золотые или желтые. Зеленые крыши символизируют бамбуковые стволы, которые, в свою очередь, символизируют молодость и долголетие.
Узоры, отделка, проработка и орнамент: все признаки, восходящие к китайской архитектуре 5-го и 6-го веков. Многие пещерные храмы демонстрируют такую практику. Исследования показывают, что определенные узоры часто повторялись в разных местах при разных династиях. Также было обнаружено, что узоры, найденные в искусстве Западной Азии, перекликались с узорами, найденными в китайской древесине.
Классификация по структуре
Китайские классификации архитектуры включают:
亭 (Китайский: 亭; пиньинь: Тин) тин (китайские павильоны)
臺 (упрощенный китайский: 台; традиционный китайский: 臺; пиньинь: Тайский) тай (террасы)
樓 (упрощенный китайский: 楼; традиционный китайский: 樓; пиньинь: Лоу) лу (многоэтажные здания)
閣 (упрощенный китайский: 阁; традиционный китайский: 閣; пиньинь: Gé) ge (двухэтажные павильоны)
Модели сторожевых башен и других зданий, сделанные во времена династии Восточная Хань (25-220 гг. н.э.); хотя эти модели были сделаны из керамики, настоящие версии были сделаны из легко портящегося дерева и не сохранились.
Вырезанный из камня столб- ворота, или цюэ (闕), общей высотой 6 м (20 футов), расположенный в гробнице Гао И в Яане, провинция Сычуань, династия Восточная Хань (25- 220 гг. н.э.); обратите внимание на резные украшения карнизов из черепицы, несмотря на то, что каменный цюэ династии Хань (часть ограждающих конструкций вокруг входов в гробницы) не имел деревянных или керамических компонентов (но часто имитировал деревянные здания с керамической черепицей на крыше).
Эти утрамбованные земляные руины зернохранилища в крепости Хэцан (китайский:仓仓城; Пиньинь: Hécāngchéng),
расположенные примерно в 11 км (7 милях) к северо–востоку от перевала Юмен, были построены во времена Западной Хань (202 г. до н.э. — 9 г. н.э.) и значительно перестроены во времена Западной Цзинь (280-316 гг. н.э.).
軒 (轩) сюань (веранды с окнами)
塔 та (китайские пагоды)
榭 се (павильоны или дома на террасах)
屋 ву (Комнаты вдоль крытых коридоров)
斗拱 (Китайский: 斗拱; пиньинь: DǒUgǒNg) дугун, соединяющий деревянные кронштейны, часто используемые группами для поддержки крыш и добавления украшений.
藻井 Кессонный куполообразный или кессонный потолок
宮 (упрощенный китайский: 宫; традиционный китайский: 宮; пиньинь: Гун) дворцы, более крупные здания, используемые в качестве императорских резиденций, храмов или центров культурных мероприятий.
Миниатюрные модели
Хотя в основном сохранились только руины кирпичных и земляных стен и башен древнего Китая (т.е. до 6 века нашей эры), информацию о древнекитайской архитектуре (особенно деревянной) можно почерпнуть из глиняных моделей зданий, созданных в качестве погребальных предметов. Это похоже на бумажные дома из джосса, сожженные на некоторых современных китайских похоронах.
Следующие модели были изготовлены во времена династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.): Остатки Великой стены Ци на горе Дафэн, район Чанцин, Цзинань, которая когда-то была частью древнего государства Ци в период Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.).
Культура
За физическими творческими архитектурными приемами Китая скрывается «воображаемая архитектура». Эта воображаемая архитектура отразила три основных принципа, которые несут информацию об отношениях между жителями, обществом и космосом и которые изображают дисбаланс гендерной власти.
Конфуций
Первым принципом дизайна было то, что китайский дом был воплощением неоконфуцианских ценностей. Этими ценностями для сотрудничества были лояльность, уважение и служение. Они были изображены через представления поколений, пола и возраста. В отличие от западных домов, китайский дом не был частным пространством или местом, отделенным от государства. Это было само по себе сообщество, которое приютило клан патрилинейного родства. Для домов было довольно обычным делом укрывать «пять поколений под одной крышей». Социальные концепции отражали пять отношений между «правителем и подданным, отцом и ребенком, мужем и женой, старшим и младшим братом и друзьями». Подчеркивалось неравенство между начальником и подчиненным в этих отношениях. Отношения между мужем и женой были патриархальными. От мужа требовалось относиться к супруге с добротой, вниманием и пониманием.
Космическое пространство
Китайский дом был космическим пространством. Дом был спроектирован как убежище для предотвращения злых влияний путем направления космических энергий (ци) с соблюдением фэн-шуй. В зависимости от времени года, астрального цикла, ландшафта, дизайна, ориентации и архитектурных деталей дома будет вырабатываться определенное количество энергии. Однако космическая энергия может использоваться как моральными, так и аморальными способами. Моральный путь заключается в добавлении фэн-шуй в храм местного сообщества. Фэн-шуй также можно использовать на конкурсной основе для повышения стоимости своего дома за счет других. Например,
если кто-то построил часть своего дома вопреки нормам, его дом можно было бы считать угрозой, потому что он безрассудно выбрасывал космическую энергию. В одном подробном отчете разгорелась драка из-за фэн-шуй.
Фэн-шуй также был включен в интерьер дома. Симметрия, ориентация, расположение предметов и чистота были важными факторами для направления космической энергии. Даже в более бедных домах очень желали чистоты и опрятности, чтобы компенсировать нехватку места. Подметание было ежедневной задачей, которая считалась очищающим действием. Китайский историк Сыма Гуан пишет: «Слуги внутренних и внешних помещений и наложницы встают при первом крике петуха. После расчесывания волос, мытья и одевания слуги- мужчины должны подмести залы и передний двор; швейцар и старшие слуги должны подмести средний двор, в то время как горничные подметают жилые помещения, расставляют столы и стулья и готовятся к туалету хозяина и хозяйки.» Задача уборки еще раз иллюстрирует гендерную сегрегацию китайской семьи.
Культура
Дом был культурным пространством, отражавшим китайский взгляд на человечество. Дом был домашней территорией, отделенной от необузданного мира. Разделение обычно осуществлялось с помощью стен и ворот. Ворота были, во-первых, физическим барьером, а во- вторых, доской объявлений. Дом был местом, где можно было соблюдать семейные правила, разделяя воспитание обитателей. Женщин часто прятали во внутренних стенах для выполнения домашних обязанностей, в то время как мужчины свободно взаимодействовали с внешним миром.
В то время как невесты попадали в неизвестную и потенциально враждебную среду, мужу «никогда не приходилось покидать своих родителей или свой дом, он знал, к какому роду и к какому ландшафту он принадлежал с того момента, как начал понимать мир».
Старшие домочадцы обычно плохо обращались с новыми невестами. С младшими невестами могут обращаться как с неоплачиваемыми слугами и заставлять выполнять неприятную работу по дому. Брэй охарактеризовал брак как сошествие невесты в ад. «Аналогия свадебного процесса со смертью становится явной: невеста описывает себя как готовящуюся к смерти, а процесс свадьбы — как пересечение желтой реки, которая является границей между этой жизнью и следующей. Она взывает к справедливости, ссылаясь на ценный и непризнанный вклад, который она внесла в свою семью. Ее язык горек и несдержан, и она даже проклинает сваху и семью своего будущего мужа. Такие стенания могут иметь место только в доме ее родителей и должны прекратиться на полпути к ее новому дому, когда будет пересечена невидимая граница «. Женщины были полностью приняты в новый дом только после рождения ребенка.
Заключение женщин также было методом контроля над их сексуальной жизнью. Заключение использовалось для предотвращения зачатия посторонним человеком, который мог таким образом претендовать на часть семейного богатства. Брэй утверждал, что жен часто представляли как «сплетниц-нарушительниц спокойствия, стремящихся разжечь вражду между преданными братьями, корень семейных разногласий, требующий строгого патриархального контроля».
Мужья и жены не оставались надолго в одной отдельной комнате. В течение дня мужчины выходили на улицу или работали в своих кабинетах, избегая ненужных контактов с родственницами. Женщины, как правило, были ограничены внутренним периметром. Покидая внутренний периметр, они должны закрывать лицо вуалью или рукавом. И наоборот, мужчинам обычно не разрешалось входить во внутренний периметр, предоставляя женщинам некоторый контроль над их повседневной жизнью.
Влияние извне Китая
Архитектура некоторых китайских мечетей получила влияние из-за рубежа, особенно во времена таких династий, как Юань и Цин, которые были больше обращены наружу. Приезд многих мусульманских чиновников, архитекторов и ученых из исламского мира во времена династии Юань привел к притоку исламских элементов, особенно в китайские мечети.
Мечеть Чжэнхай в Нинбо является примером исламской архитектуры, появившейся в Китае во времена династии Сун. Когда арабские торговцы поселились в Нинбо, они распространили мусульманскую культуру и построили мечеть. Позже по всему Пекину были построены мечети. Мечети Сианя, такие как Великая мечеть Сианя и мечеть на аллее Дасюэси, отразили схожие влияния. Мечети Пекина в основном следуют нормам китайской планировки, дизайна и традиционной деревянной конструкции.
На северо-востоке Китая существует множество миниатюрных пагод. Они были построены буддистами во времена династии Ляо (907-1125), которые поддерживали буддизм. Они разработали буддийскую архитектуру, в которой использовались кирпичи. Многие такие пагоды распространились от провинции Хэбэй до Пекина и Внутренней Монголии.
Влияние за пределами Китая
Китайская архитектура оказала влияние на архитектуру многих других стран Восточной Азии. Во времена династии Тан большая часть китайской культуры была импортирована соседними народами. Китайская архитектура оказала большое влияние на архитектурные стили Японии, Кореи, Монголии и Вьетнама, где восточноазиатский дизайн шатровой крыши распространен повсеместно.
Китайская архитектура оказала влияние на архитектуру различных стран Юго-Восточной Азии. Китайские архитектурные элементы были заимствованы тайскими ремесленниками после того, как началась торговля с династиями Юань и Мин. Крыши храмов и дворцов были выполнены в китайском стиле. Здания в китайском стиле можно найти в Аюттхае, что является данью уважения многим китайским кораблестроителям, морякам и торговцам, которые приехали в страну. В Индонезии можно найти мечети, в которых чувствуется китайское влияние. Это влияние появилось недавно по сравнению с другими частями Азии и во многом связано с китайско-индонезийским сообществом.
В Южной Азии китайская архитектура сыграла значительную роль в формировании архитектуры Шри-Ланки, наряду с влияниями из других частей Юго-Восточной Азии. Стиль крыши Кандиан, например, имеет много общего с восточноазиатской техникой шатровых крыш.
Лев-хранитель китайского происхождения также встречается перед буддийскими храмами, зданиями и некоторыми индуистскими храмами (в Непале) по всей Азии, включая Японию, Корею, Таиланд, Мьянму, Вьетнам, Шри-Ланку, Непал, Камбоджу и Лаос.
Региональные различия
Китайская архитектура различалась в разных регионах. Некоторые из наиболее заметных региональных стилей включают:
Архитектура в стиле Хуэй Архитектура Шаньси
В Шаньси сохранились старейшие деревянные сооружения Китая времен династии Тан, включая храм Фогуан и храм Наньчань. Гроты Юнган в Датуне и многочисленные буддийские храмы на священной горе Вутай являются примером китайской религиозной архитектуры. Семейные комплексы Шаньси являются представителями народной архитектуры Северного Китая. В горных районах Шаньси яодун — это тип земляного укрытия, которое часто встречается.
Лингнаньская (кантонская) архитектура
Классическая архитектура Линнань используется в основном в Гуандуне и восточной половине Гуанси. Он известен использованием резьбы и скульптур в украшениях, зеленого кирпича, балконов, «Холодных аллей», «Узких дверей» и многих других характеристик, характерных для субтропического региона.
Архитектура Миньнаня (Хоккиена)
Архитектура миннань, или хоккиенская архитектура, относится к архитектурному стилю народа хокло, китайской группы ханьцев, которые являются доминирующей демографической группой Южной Фуцзяни и Тайваня. Этот стиль известен использованием крыш в виде ласточкиных хвостов (сильно украшенных изгибающихся вверх гребней крыши) и «резьбы по фарфору» для украшений. Крыша из ласточкиного хвоста — характерный признак хоккиенской архитектуры, обычно используемый для религиозных сооружений, таких как святилища и храмы, но также и в жилых помещениях. В хоккиенской архитектуре преобладают украшения из резьбы по природным элементам, таким как растения и животные, или фигуры из китайской мифологии.
Архитектура Теочью
Архитектура Теочью — это архитектурный стиль народа Теочью, который происходит из региона Чаошань провинции Гуандун. Архитектура Теочью классифицируется по «фигурным травяным крышам» (с гребнями, изгибающимися в петлю) и резьбе по дереву, а также разделяет традицию «резьбы по фарфору» с близкородственным народом хокиен.
Архитектура Хакка
Народ хакка известен тем, что строит характерные деревни, обнесенные стенами, чтобы защитить себя от клановых войн.
Архитектура Ган
В китайскоязычной провинции Цзянси Гань в качестве материалов используются кирпичи, дерево и камни, в основном с использованием деревянных рам.
Архитектура Суй
В период Суй в 7 веке в горах Хэбэй были высечены сооружения. Эти сооружения имели четырехугольную планировку с целью создания кубического интерьера. Колонны внутри будут восьмиугольными. Еще одной особенностью были окна со средниками. Кроме того, там были прихожие, которые представляли собой небольшие буддийские пещеры.
Архитектура Яодуна
Культурный район цзиньского китая в Шаньси и северной Шэньси известен своими домами, вырезанными на склонах гор. Мягкая порода лессового плато в этом регионе является отличным изоляционным материалом.
Архитектура Синьцзяна
Ранняя архитектура
Ранняя синьцзянская архитектура находилась под влиянием буддийских, манихейских, согдийских, уйгурских и китайских культурных групп, наиболее яркие примеры которых включают пещерные храмы Безеклик; религиозные и жилые здания в Цзяхэ; и храмы и святыни в Гаочане.
Исламская архитектура
Первые мусульмане пришли в Синьцзян в восьмом или девятом веках нашей эры, но стали заметны только во времена династии Юань. Ислам пришел в провинцию Хами в восточном Синьцзяне в конце четырнадцатого века, а первая мечеть провинции была построена в 1490 году, и десять поколений мусульманских королей Хами были похоронены в комплексе с 1690-х по 1932 год. Мавзолейный комплекс Хами был построен в 1840 году – гробница короля Боксиера является наиболее заметной особенностью комплекса, построенного после мусульманского восстания 1867 года.
Глинобитный минарет Эмин (или Сугунта) в провинции Турфан высотой 44 метра (144 фута) является самым высоким минаретом в Китае. Башня снаружи украшена шестнадцатью узорами, из текстурированных кирпичей вырезаны сложные, повторяющиеся геометрические и цветочные мозаичные узоры, такие как стилизованные цветы и ромбы. Строительство минарета было начато в 1777 году во время правления императора Цяньлуна (р. 1735-1796) и завершено только год спустя.
Прочее
Другие региональные стили включают хутун, встречающийся в северном Китае, Лонтан и Шикумен из хайпай (шанхайской) архитектуры.