Классический порядок

Иллюстрации классических ордеров (слева направо): тосканского, дорического, ионического, коринфского и композитного, сделанные в 1728 году из циклопедии

Порядок в архитектуре — это определенная совокупность деталей с соблюдением единых установленных пропорций, регулируемых ведомством, которые должна выполнять каждая деталь. Дошедшие до настоящего времени от древнегреческой и древнеримской цивилизаций, архитектурные порядки — это стили классической архитектуры, каждый из которых отличается своими пропорциями, характерными профилями и деталями и наиболее легко узнаваем по типу используемой колонны. Три архитектурных ордена — дорический, ионический и коринфский — возникли в Греции. К ним римляне добавили, если не по названию, то на практике, тосканский, который они сделали проще дорического, и Составной, который был более декоративным, чем коринфский. Архитектурный порядок классического здания сродни ладу или тональности классической музыки; грамматике или риторике письменной композиции. Он устанавливается определенными модулями, такими как интервалы музыки, и это вызывает определенные ожидания у аудитории, настроенной на ее язык.

Иллюстрации классических ордеров (слева направо): тосканского, дорического, ионического, коринфского и композитного, сделанные в 1728 году из циклопедии
Иллюстрации классических ордеров (слева направо): тосканского, дорического, ионического, коринфского и композитного, сделанные в 1728 году из циклопедии

В то время как в древнегреческой архитектуре ордена были по существу структурными, в которых арка практически не использовалась до ее позднего периода, в римской архитектуре, где арка часто была доминирующей, ордена становились все более декоративными элементами, за исключением портиков и аналогичных применений. Колонны сжались до полуколонн, выступающих из стен, или превратились в пилястры. Такое обращение продолжилось и после того, как сознательное и «правильное» использование орденов, первоначально следовавших исключительно римским образцам, вернулось в итальянское Возрождение. Архитектура греческого возрождения, вдохновленная растущим знанием греческих оригиналов, вернулась к более аутентичным моделям, в том числе из относительно ранних периодов.

Элементы

Каждый стиль имеет отличительные капители в верхней части колонн и горизонтальные антаблементы, которые он поддерживает, в то время как остальная часть здания сама по себе не различается в зависимости от заказа. Стержень и основание колонны также зависят от порядка и иногда сочленяются вертикальными вогнутыми канавками, известными как рифление. Древко внизу шире, чем вверху, потому что его энтасис, начинающийся на трети пути вверх, незаметно делает колонну немного более тонкой вверху, хотя некоторые дорические колонны, особенно раннегреческие, заметно «расклешены», с прямыми профилями, которые сужаются, поднимаясь вверх по древку.

Капитель опирается на вал. Она выполняет несущую функцию, которая концентрирует вес антаблемента на поддерживающей колонне, но в первую очередь служит эстетическим целям. Шейка является продолжением стержня, но визуально разделена одной или несколькими канавками. Эхинацея лежит поверх шейки. Это круглый блок, который выступает наружу к вершине для поддержки abacus, который представляет собой квадратный или фасонный блок, который, в свою очередь, поддерживает антаблемент. Антаблемент состоит из трех горизонтальных слоев, все из которых визуально отделены друг от друга с помощью молдингов или полос. В римских работах и работах эпохи постренессанса антаблемент может переноситься от колонны к колонне в виде арки, которая исходит из колонны, несущей ее вес, сохраняя ее разделение и скульптурное обогащение, если таковое имеется. Существуют названия для всех многочисленных частей порядков.

Иллюстрация пяти архитектурных ордеров, выгравированных для "Энциклопедии", том 18, с изображением тосканского и дорического ордеров (верхний ряд); двух версий ионического ордера (центральный ряд); Коринфского и составного ордеров (нижний ряд)
Иллюстрация пяти архитектурных ордеров, выгравированных для «Энциклопедии», том 18, с изображением тосканского и дорического ордеров (верхний ряд); двух версий ионического ордера (центральный ряд); Коринфского и составного ордеров (нижний ряд)

Измерение

Высота колонн рассчитывается как отношение диаметра стержня у его основания к высоте колонны. Дорическую колонну можно описать высотой в семь диаметров, ионическую колонну высотой в восемь диаметров и коринфскую колонну высотой в девять диаметров, хотя фактические используемые соотношения значительно различаются как в древних, так и в возрожденных образцах, но все же сохраняется тенденция увеличения стройности между орденами. Иногда это формулируется как «более низкие диаметры по высоте», чтобы установить, какая часть вала была измерена.

Греческие порядки

В древнегреческой архитектуре существует три различных порядка: дорический, ионический и коринфский. Эти три были переняты римлянами, которые изменили свои капители. Принятие римлянами греческих ордеров произошло в 1 веке до нашей эры. С тех пор три древнегреческих ордера последовательно используются в европейской неоклассической архитектуре.

Иногда дорический ордер считается самым ранним орденом, но доказательств, подтверждающих это, нет. Скорее всего, дорический и ионический ордена, похоже, появились примерно в одно и то же время: ионический в восточной Греции и дорический на западе и материке.

И дорический, и ионический ордеры, по-видимому, возникли из дерева. Храм Геры в Олимпии — старейший хорошо сохранившийся храм дорической архитектуры. Он был построен сразу после 600 г. до н.э. Позже дорический ордер распространился по всей Греции и на Сицилию, где он был главным орденом монументальной архитектуры в течение 800 лет. Ранние греки, без сомнения, знали об использовании каменных колонн с основаниями и капителями в древнеегипетской архитектуре и в других ближневосточных культурах, хотя там они в основном использовались в интерьерах, а не как доминирующая черта всего или части экстерьера в греческом стиле.

Греческие заказы во весь рост
Греческие заказы во весь рост

Дорический порядок

Дорический ордер возник на материке и западе Греции. Это самый простой из ордеров, характеризующийся короткими, организованными, тяжелыми колоннами с простыми круглыми капителями (вершинами) и без основания. При высоте, всего в четыре-восемь раз превышающей диаметр, колонны являются самыми приземистыми из всех ордеров. Стержень дорического ордера имеет 20 канавок. Капитель состоит из шейки или кольца, представляющего собой простое кольцо. Эхинус — выпуклый или круглый камень, похожий на подушку, а счеты представляют собой квадратную каменную плиту.

Над капителью расположены квадратные счеты, соединяющие капитель с антаблементом. Антаблемент разделен на три горизонтальных регистра, нижняя часть которых либо гладкая, либо разделена горизонтальными линиями. Верхняя половина характерна для дорического ордера. Фриз дорического антаблемента разделен на триглифы и метопы. Триглиф — это единица, состоящая из трех вертикальных полос, разделенных канавками. Метопы — это простые или вырезанные рельефы между двумя триглифами.

Дорическая столица Парфенона из Афин
Дорическая столица Парфенона из Афин

Греческие формы дорического ордера не имеют отдельной основы. Вместо этого они размещены непосредственно на стилобате. Более поздние формы, однако, имели обычную основу, состоящую из цоколя и тора. Римские версии дорического ордера имеют меньшие пропорции. В результате они кажутся легче греческих ордеров.

Ионный порядок

Ионический орден пришел из восточной Греции, где его истоки переплетаются с аналогичным, но малоизвестным эолийским орденом. Его отличают тонкие, рифленые колонны с большим основанием и двумя противоположными волютами (также называемыми «завитками») в эхинацее столицы. Сам эхинус украшен мотивом из яиц и дротиков . Ионический вал оснащен на четыре канавки больше, чем дорический аналог (всего 24). Ионное основание имеет два выпуклых выступа, называемых торами, которые разделены скобой.

Ионическая капитель из Большого двора королевы Елизаветы II из Британского музея (Лондон)
Ионическая капитель из Большого двора королевы Елизаветы II из Британского музея (Лондон)

Ионический порядок также отмечен энтазисом, изогнутым сужением в стержне колонны. Колонна ионического порядка в девять раз выше своего меньшего диаметра. Высота самой шахты составляет восемь диаметров. Архитрав антаблемента обычно состоит из трех ступенчатых полос (фасций). Фриз поставляется без дорического триглифа и метопы. Иногда фриз украшается сплошным орнаментом, таким как резные фигуры.

Коринфский порядок

Коринфский орден — наиболее проработанный из греческих орденов, характеризующийся тонкой рифленой колонной с богато украшенной капителью, украшенной двумя рядами листьев аканта и четырьмя завитками. Древко коринфского ордена имеет 24 канавки. Высота колонны обычно составляет десять диаметров.

Римский писатель Витрувий приписывал изобретение коринфского ордена Каллимаху, греческому скульптору 5 века до нашей эры. Самым старым известным зданием, построенным в соответствии с этим порядком, является Хорагический памятник Лисикрату в Афинах, построенный с 335 по 334 год до нашей эры. Коринфский орден был повышен в ранге благодаря трудам Витрувия в 1 веке до нашей эры.

Коринфская капитель колонны из внутренних помещений Пантеона в Риме
Коринфская капитель колонны из внутренних помещений Пантеона в Риме

Римские порядки

Римляне адаптировали все греческие порядки, а также разработали два собственных порядка, в основном модификации греческих порядков. Однако только в эпоху Возрождения они были названы и формализованы как Тосканский и Составной, соответственно, самый простой и богато украшенный из орденов. Римляне также изобрели наложенный порядок. Наложенный порядок — это когда последовательные этажи здания имеют разный порядок. Самые тяжелые заказы были внизу, в то время как самые легкие — вверху. Это означает, что дорический ордер был порядком первого этажа, ионический ордер использовался для среднего этажа, в то время как коринфский или Составной ордер использовался для верхнего этажа.

Тосканская столица и антаблемент, иллюстрация 18 века
Тосканская столица и антаблемент, иллюстрация 18 века

Гигантский порядок был изобретен архитекторами эпохи Возрождения. Гигантский порядок характеризуется колоннами, которые достигают высоты двух или более этажей.

Тосканский порядок

Тосканский орден имеет очень простой дизайн, с простым стержнем и простой капителью, основанием и фризом. Это упрощенная адаптация греческого дорического ордера. Тосканский ордер характеризуется стержнем без канавок и капителью, состоящей только из эхинацеи и счетов. По пропорциям он похож на дорический ордер, но в целом значительно проще. Высота колонны обычно составляет семь диаметров. По сравнению с другими орденами тосканский орден выглядит наиболее солидным.

Башня пяти орденов в Бодлианской библиотеке в Оксфордском университете, построенная в 1619 году, включает тосканские композитные ордена.
Башня пяти орденов в Бодлианской библиотеке в Оксфордском университете, построенная в 1619 году, включает тосканские композитные ордена.

Составной порядок

Составной орден — это смешанный орден, сочетающий завитки ионического ордера с листьями коринфского ордена. До эпохи Возрождения он не выделялся в отдельный орден. Вместо этого он рассматривался как позднеримская форма коринфского ордена. Колонна Составного ордена обычно имеет высоту в десять диаметров.

Составная столица в бывшем Дворце правосудия (Будапешт, Венгрия)
Составная столица в бывшем Дворце правосудия (Будапешт, Венгрия)

Историческое развитие

В период Возрождения возродился интерес к литературным источникам древних культур Греции и Рима, а также плодотворное развитие новой архитектуры, основанной на классических принципах. Трактат Об архитектуре римского теоретика, архитектора и инженера Витрувия — единственное архитектурное произведение, сохранившееся с античности. Вновь открытый в 15 веке, Витрувий сразу же был признан авторитетом в архитектуре. Однако в его тексте слово «порядок» отсутствует. Для описания четырех видов колонн (он упоминает только: тосканскую, дорическую, ионическую и коринфскую) он использует, по сути, различные слова, такие как: genus (род), mos (привычка, мода, манера), opera (работа).

Термин порядок, а также идея пересмотра канона начали циркулировать в Риме в начале 16 века, вероятно, во время изучения текста Витрувия, проведенного Перуцци, Рафаэлем и Сангалло. С тех пор определение канона было коллективным делом, в котором участвовали несколько поколений европейских архитекторов, начиная с периодов Возрождения и барокко, основывая свои теории как на изучении трудов Витрувия, так и на наблюдении за римскими руинами (греческие руины стали доступны только после обретения Грецией независимости, 1821-1823). Были добавлены правила использования архитектурных порядков и их точные пропорции в мельчайших деталях. Комментарий о целесообразности порядков для храмов, посвященных определенным божествам (Витрувий I.2.5), был разработан теоретиками эпохи Возрождения, при этом дорический стиль характеризовался как смелый и мужественный, ионический — как почтенный, а коринфский — как девичий.

В церкви Сен-Жерве и Сен-Проте в Париже представлены колонны трех ордеров: дорические на первом этаже, ионические на втором этаже, коринфские на третьем этаже.
В церкви Сен-Жерве и Сен-Проте в Париже представлены колонны трех ордеров: дорические на первом этаже, ионические на втором этаже, коринфские на третьем этаже.
 

Виньола определяет понятие «порядок»

Следуя примерам Витрувия и пяти книг общего архитектурного регламента сопра «Чинкве маньер де гли эдифики» Себастьяно Серлио, издававшегося с 1537 года, Джакомо Бароцци да Виньола подготовил свод правил архитектуры, который был не только более практичным, чем предыдущие два трактата, но и впервые систематически и последовательно использовал термин «порядок» для определения каждого из пяти различных видов колонн, унаследованных от античности. Первая публикация различных табличек в виде отдельных листов появилась в Риме в 1562 году под названием: Regola delli cinque ordini d’architettura («Канон пяти архитектурных орденов»). Как отметил Дэвид Уоткин, книге Виньолы «суждено было иметь удивительную историю публикаций — более 500 изданий за 400 лет на десяти языках: итальянском, голландском, английском, фламандском, французском, немецком, португальском, русском, испанском, шведском, в течение которых она стала, пожалуй, самой влиятельной книгой всех времен».

Книга состояла просто из введения, за которым следовали 32 аннотированные таблицы, освещающие пропорциональную систему со всеми мельчайшими деталями пяти архитектурных ордеров. По словам Кристофа Тоенеса, главного эксперта по архитектурным трактатам эпохи Возрождения, «в соответствии с примером Витрувия Виньола выбрал «модуль», равный половине диаметра, который является основой системы. Все остальные измерения выражаются в дробях или кратных этому модулю. Результатом является арифметическая модель, и с ее помощью каждый порядок, имеющий гармоничные пропорции, может быть легко адаптирован к любой заданной высоте фасада или интерьера. С этой точки зрения «Регола» Виньолы — замечательное интеллектуальное достижение».

В Америке «Спутник американского строителя», написанный в начале 19 века архитектором Ашером Бенджамином, оказал влияние на многих строителей в восточных штатах, особенно на тех, кто разработал то, что стало известно как федеральный стиль. Последнее американское переосмысление «Реголы» Виньолы было отредактировано в 1904 году Уильямом Робертом Уэром.

Разрыв с классическим укладом произошел сначала с архитектурой возрождения готики, затем с развитием модернизма в 19 веке. В Баухаузе поощрялся чистый функционализм, лишенный лишних украшений, и это стало одной из определяющих характеристик современной архитектуры. Есть некоторые исключения. Постмодернизм ввел ироничное использование порядков в качестве культурного ориентира, оторванного от строгих правил композиции. С другой стороны, ряд практикующих, таких как Квинлан Терри в Англии и Майкл Дуайер, Ричард Сэммонс и Дункан Стройк в Соединенных Штатах, продолжают классическую традицию и используют классические порядки в своей работе.

Одноразовые заказы

Несколько порядков, обычно основанных на составном порядке и различающихся только дизайном капителей, были изобретены под влиянием конкретных случаев, но больше не использовались. Они называются «одноразовыми порядками» по аналогии с одноразовыми словами; ниже приведено несколько примеров.

Все эти одноразовые заказы выражают “говорящую архитектуру” (architecture parlante), которой обучали на курсах в Париже, наиболее подробно Этьен-Луи Булле, в которой скульптурные детали классической архитектуры могут быть задействованы для символического выражения, чтобы лучше выразить назначение сооружения и обогатить его визуальный смысл конкретной уместностью. Эта идея получила широкое распространение при обучении архитектуре изящных искусств, ок. 1875-1915.

Французский порядок

В зеркальном зале в Версальском дворце есть пилястры с бронзовыми капителями во «французском порядке». На капителях, разработанных Шарлем Ле Брюном, изображены национальные гербы Королевства Франции: королевское солнце между двумя галльскими петухами над лилией.

Британские порядки

Брат Роберта Адама Джеймс был в Риме в 1762 году, рисовал предметы старины под руководством Клериссо; он изобрел «британский орден» и опубликовал его гравюру. Его столица, геральдический лев и единорог, занимают место волютов Композита, византийской или романской концепции, но выраженной в терминах неоклассического реализма. Рендеринг Адама тушью и смывкой с красной подсветкой находится в библиотеке Эйвери, Колумбийский университет.

В 1789 году Джордж Дэнс изобрел порядок аммонитов, вариант ионного, заменив спирали в виде ископаемых аммонитов для Шекспировской галереи Джона Бойделла в Пэлл-Мэлл, Лондон.

Адаптация коринфского порядка Уильяма Донторна, в котором использовались листья репы и мангельвурцель, называется Сельскохозяйственным порядком.

Сэр Эдвин Лютьенс, который с 1912 года заложил Нью-Дели как новую резиденцию правительства Британской империи в Индии, разработал делийский орден с капителью, изображающей полосу вертикальных гребней, и с колокольчиками, висящими на каждом углу вместо спиралей. Его дизайн центрального дворца нового города, Дома вице-короля, ныне президентской резиденции Раштрапати Бхаван, представлял собой тщательную интеграцию элементов индийской архитектуры в здание классических форм и пропорций, и во всем использовался порядок. Делийский орден вновь появляется в некоторых более поздних зданиях Лютьенса, включая Кэмпион-холл в Оксфорде.

Американские порядки

В Соединенных Штатах Бенджамин Латроб, архитектор здания Капитолия в Вашингтоне, округ Колумбия, разработал серию ботанических американских ордеров. Наиболее известным является коринфский орден, заменяющий листья аканта початками кукурузы и их шелухой, который был выполнен Джузеппе Францони и использовался в небольшом куполообразном вестибюле Сената. Только этот вестибюль пережил сожжение Вашингтона в 1814 году почти нетронутым.

Кукурузная столица на вилле Личфилд Проспект-парк (Бруклин) (А.Дж. Дэвис, архитектор)
Кукурузная столица на вилле Личфилд Проспект-парк (Бруклин) (А.Дж. Дэвис, архитектор)

После восстановления мира Латроб разработал американский орден, заменивший акант табачными листьями, эскиз которого он отправил Томасу Джефферсону в письме от 5 ноября 1816 года. Ему было предложено прислать его модель, которая остается в Монтичелло. В 1830-х годах Александр Джексон Дэвис восхищался им настолько, что сделал его рисунок. В 1809 году Латроб изобрел второй американский порядок, используя цветы магнолии, ограниченные профилем классической лепнины, как показано на его рисунке. Он предназначался для «Верхних колонн в галерее входа в Палату Сената» («Выставка в Капитолии Соединенных Штатов». Библиотека Конгресса. Заархивировано с оригинала 2017-07-15. Проверено 2017-12-29.).

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий