Корейская архитектура

Западная каменная пагода, построенная в эпоху Королевства Пэкче в храме Миреукса

Корейская архитектура (корейский: 한국건축) относится к архитектурному стилю, который веками развивался в Корее. На протяжении всей истории Кореи различные королевства и королевские династии разрабатывали уникальный архитектурный стиль с влиянием буддизма и корейского конфуцианства.

Выставочный зал Дружбы на горе Меньян, Северная Корея.
Выставочный зал Дружбы на горе Меньян, Северная Корея.

Находясь под глубоким влиянием китайской архитектуры, традиционную корейскую архитектуру в основном можно узнать по ее покатым крышам.

Как и в случае с другими корейскими видами искусства, корейская архитектура отличается натуралистическими тенденциями, простотой, экономией формы и избеганием крайностей.

Зал Кынджончжон во дворце Кенбоккун, построенный в 1868 году
Зал Кынджончжон во дворце Кенбоккун, построенный в 1868 году
Содержание
  1. Общие характеристики
  2. Историческая архитектура
  3. Доисторическая архитектура
  4. Период прото–троецарствия (ок. 1-2 века до н.э. — 2-3 века н.э.)
  5. Период троецарствия (ок. 1 век до н.э.-668)
  6. Общая архитектура
  7. Архитектура крепости
  8. Религиозная архитектура
  9. Королевская архитектура
  10. Архитектура гробниц
  11. Период между штатами Север-Юг (698-926)
  12. Поздняя Силла (668-935)
  13. Религиозная архитектура
  14. Королевская архитектура
  15. Балхэ (698-926)
  16. Династия Коре (918-1392)
  17. Династия Чосон (1392-1910)
  18. Архитектура крепости
  19. Религиозная архитектура
  20. Королевская архитектура
  21. Городская архитектура
  22. Народная архитектура
  23. Архитектура колониального периода
  24. Современная архитектура
  25. Послевоенный период и архитектура Корейской войны
  26. Спортивная архитектура
  27. Постмодернистская корейская архитектура
  28. Современная архитектура и использование рельефа
  29. Историческое влияние на современную архитектуру
  30. Максимальное использование рельефа

Общие характеристики

В корейской архитектуре здания структурированы по вертикали и горизонтали. Сооружение обычно поднимается от каменного основания до изогнутой крыши, покрытой черепицей, удерживаемой консольной конструкцией и опирающейся на столбы; стены сделаны из глины (самана) или иногда полностью состоят из подвижных деревянных дверей. Архитектура построена в соответствии с единицей измерения кан, расстоянием между двумя стойками (около 3,7 метра), и спроектирована таким образом, что всегда существует переходное пространство между «внутренним» и «внешним».

Картина эпохи Чосон, изображающая чжинъин (буквально «средний класс»), эквивалент мелкой буржуазии.
Картина эпохи Чосон, изображающая чжинъин (буквально «средний класс»), эквивалент мелкой буржуазии.

Консоль, или конструкция кронштейна, представляет собой особый архитектурный элемент, который со временем проектировался различными способами. Если простая система кронштейнов уже использовалась при королевстве Когуре (37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) — например, во дворцах в Пхеньяне — изогнутая версия, с кронштейнами, размещенными только на головках колонн здания, была разработана во времена ранней династии Коре (918-1392). Зал Амита храма Бусеок в Йонджу — хороший пример. Позже (с середины периода Коре до начала династии Чосон) при древней династии Хань в Китае под влиянием монгольской династии Юань (1279-1368) была разработана система с несколькими кронштейнами, или система установки межколонных кронштейнов. В этой системе консоли также размещались на поперечных горизонтальных балках. Сеульские ворота Намдэмун Namdaemun, первое национальное достояние Кореи, являются, пожалуй, самым символическим примером сооружения такого типа.

В середине периода Чосон появилась крыловидная форма кронштейна (примером может служить зал Йонненджон в Чонме, Сеул), который, по мнению некоторых авторов, лучше соответствовал плохому экономическому положению полуострова, возникшему в результате повторяющихся вторжений. Многокластерные скобки все еще использовались только в важных зданиях, таких как дворцы или иногда храмы (например, Тондоса). Корейское конфуцианство также привело к более трезвым и простым решениям.

Историческая архитектура

Доисторическая архитектура

В палеолите первые жители Корейского полуострова использовали пещеры, скальные укрытия и переносные убежища. Остатки переносного убежища, датируемые ок. 30 000 г. до н.э., были раскопаны на участке Сокджанг-ри в провинции Южный Чхунчхон. Самые ранние образцы ям-хаусов относятся к периоду гончарного дела Чыльмун. Ранние ямы содержали основные элементы, такие как очаги, ямы для хранения и места для работы и сна.

Бревенчатые дома строились путем горизонтальной укладки бревен одно на другое. Промежутки между бревнами были заполнены глиной, чтобы защитить от ветра. Похожие дома до сих пор встречаются в горных районах, таких как провинция Канвондо.

Считается, что дома на возвышенностях, которые, вероятно, возникли в южных регионах, сначала строились как хранилища для хранения зерна в недоступном для животных месте и сохранения его прохлады. Этот стиль до сих пор сохранился в двухэтажных павильонах и смотровых площадках, возведенных на бахчевых грядках и фруктовых садах по всей сельской местности.

В период Мумун здания представляли собой жилища-ямы со стенами из плетня и соломенной крыши. Архитектура с фальшполом впервые появилась на Корейском полуострове в Среднем Мумуне, около 850-550 гг. до н.э.

Мегалиты, иногда называемые дольменами, представляют собой захоронения важных и престижных персон периода керамики Мумун (1500-300 гг. до н.э.). Они были найдены в большом количестве наряду с каменными захоронениями, мегалитами и являются основными примерами погребальной архитектуры в Мумуне. Существует три типа мегалитов: (1) южный тип, который представляет собой низкую и часто простую плиту с опорными камнями, (2) северный тип, который больше и по форме очень похож на стол, и (3) тип замкового камня, у которого есть замковый камень без опорных камней. Распределение дольменов подразумевает некоторую связь с другими мировыми мегалитическими культурами.

Период прото–троецарствия (ок. 1-2 века до н.э. — 2-3 века н.э.)

Это подразделение того, что традиционно называется периодом Троецарствия Кореи и охватывает первые три столетия Нашей эры. Археологические свидетельства ондола (온돌), корейской системы напольного отопления, были обнаружены в архитектурных остатках раннего протоисторического периода.

Согласно китайскому тексту Санго Чжи, в нем зафиксировано существование в Корее трех типов доисторических жилищ: ям, бревенчатых домов и надземных домов. Однако были идентифицированы только остатки домов-ям. Ямочные дома состояли из ямы глубиной 20-150 см и надстройки из травы и глины, поддерживаемой деревянной рамой, похожей на треногу, для обеспечения защиты от ветра и дождя. Ямочные дома периода неолита имели круглые или овальные ямы диаметром около 5-6 метров с очагом в центре. Большинство ранних домов были расположены на холмах. По мере того, как эти жилища перемещались ближе к рекам, ямы становились не только больше, но и прямоугольной формы, с двумя отдельными очагами. В 108 году до н.э. после разрушения Годжосона были основаны китайские командные пункты. Официальные здания этого периода были построены из дерева и кирпича и покрыты черепицей, имеющей черты китайского строительства.

Период троецарствия (ок. 1 век до н.э.-668)

Общая архитектура

В период Троецарствия одни люди жили в земляных домах, а другие — в домах с приподнятым полом. Например, в Хансоне (한성漢城, восточная часть Сеула и западная часть города Ханам в провинции Кёнгидо) в поселении Пэкче Сондон-ри в провинции Кёнгидо были только земляные дома,  а в поселении Силла Сиджи-дон в Большом Тэгу были только дома с приподнятым полом. 

Архитектура крепости

Когурё, крупнейшее из трёх корейских государств, славится своими горными крепостями, построенными горизонтально и вертикально вдоль склонов. Одной из хорошо сохранившихся крепостей Когурё является крепость Пэккам (白巖城), построенная до VI века на территории современной Юго-Западной Маньчжурии. Китайский историк отмечал: «Народ Когурё любит хорошо строить свои дворцы». Во многих дворцах Пхеньяна, столицы, и других городов-крепостей на территории современной Маньчжурии уже использовались узорчатая плитка и декоративные кронштейны.

Религиозная архитектура

Строительство буддийских храмов было начато после того, как буддизм был введен в корейском Когуре в 372 году через северный Китай. В результате серии раскопок в 1936-1938 годах были обнаружены места расположения нескольких крупных храмов недалеко от Пхеньяна, в том числе в Чонгам-ри, Воно-ри и Санго-ри. Раскопки показали, что храмы были построены в стиле Когуре, известном как «три зала — одна пагода», с каждым залом на востоке, западе и севере и входными воротами на юге. В большинстве случаев центральные пагоды имели восьмиугольную планировку. Дворцовые здания, по-видимому, тоже были устроены таким образом.

Храм Мирейкса был основан в 602 году королем Му и расположен в современном Иксане, провинция Северная Чолла, Южная Корея

Пэкче был основан в 18 году до нашей эры, и его территория включала западное побережье древней Кореи. После падения уезда Нангнанг при династии Хань в Китае корейский Пэкче установил дружеские отношения с Китаем и Японией. За это время были построены великие храмы. Самая ранняя каменная пагода храма Миреукса в уезде Иксан представляет особый интерес, поскольку демонстрирует переходные черты от деревянной пагоды к каменной. Пэкче впитал в себя различные влияния и выразил свое происхождение от китайских моделей. Позже важные элементы архитектурного стиля Пэкче были переняты Японией.

Пэкче находился под сильным влиянием Когуре, потому что первый король Пэкче Онджо был сыном первого короля Когуре Го Джумонга, а также южного Китая. По мере того, как город расширялся на юг, перенося свою столицу в Унгджин (нынешний Гонджу) в 475 году и в Саби (нынешний Буйео) в 538 году, его искусство становилось богаче и утонченнее, чем в Когуре. Также характерной чертой архитектуры Пэкче является использование криволинейных конструкций. Хотя никаких зданий Пэкче не сохранилось — фактически, сейчас не сохранилось ни одного деревянного сооружения ни в одном из Трех королевств, — из храма Хорюдзи в Японии, который помогали строить архитекторы и техники Пэкче, можно сделать вывод, что архитектура Пэкче достигла полного расцвета после введения буддизма в 384 году. То, что осталось на строительных площадках, узорчатая плитка и другие реликвии, а также каменные пагоды, пережившие разрушительное воздействие времени, свидетельствуют о высокоразвитой культуре Пэкче.

Храм Мирейкса, крупнейший в Пэкче, был раскопан в 1980 году в Иксане провинции Чоллабук-до. Раскопки раскрыли множество доселе неизвестных фактов об архитектуре Пэкче. Каменная пагода в храме Миреукса — одна из двух сохранившихся пагод Пэкче. Это также самая большая и старейшая из всех корейских пагод. Храм Миреукса имел необычное расположение трех пагод, возведенных по прямой линии, идущей с востока на запад, каждая с залом на севере. Каждая пагода и зал, по-видимому, были окружены крытыми коридорами, создавая вид трех отдельных храмов в стиле, называемом «один зал — одна пагода». Было обнаружено, что пагода в центре была сделана из дерева, в то время как две другие были сделаны из камня. К северу и югу от деревянной пагоды были обнаружены участки большого главного зала и средних ворот.

Когда в 1982 году были проведены раскопки на месте храма Чоннимса, на котором также находилась другая существующая пагода Пэкче, к северу от пагоды были обнаружены остатки главного зала и лекционного зала, расположенных по главной оси друг за другом. К югу от него также были обнаружены остатки средних ворот, главных ворот и пруда, расположенных по главной оси друг перед другом. Было обнаружено, что храм был окружен коридорами от средних ворот до лекционного зала. Этот стиль «одной пагоды» был типичен для Пэкче, как показали раскопки на месте храма в Гунсу-ри и в храме Гумгангса в Буйео в 1964 году. Строительные площадки храма Гумгангса, однако, были расположены по главной оси, идущей с востока на запад, а не с севера на юг.

Ранний буддизм в Силле развился под влиянием Когуре. Несколько монахов из Когуре приехали в Силлу и проповедовали среди людей, обратив в свою веру нескольких новообращенных.

Силла была последним из трех королевств, превратившимся в полноценное королевство. В Силле были построены буддийские храмы. Одним из хорошо известных примеров архитектуры Силла является Чхомсондэ, который считается первой каменной обсерваторией в Азии. Он был построен во времена правления королевы Сондок (632-646). Сооружение известно своей уникальной и элегантной формой.

Один из самых ранних храмов Силла, храм Хванненса, был систематически раскопан и изучен в 1976 году и, как было установлено, имел значительные размеры. Он стоял на квадратном участке стены, самая длинная сторона которого составляла 288 метров. Площадь, огороженная одними коридорами, составляла около 19 040 квадратных метров. В Самгук Саги (Памятные вещи Троецарствия) записано, что в 645 году здесь была построена девятиэтажная деревянная пагода, высота которой по сегодняшним меркам составляла около 80 метров. Также записано, что большое изображение Будды Шакьямуни было установлено в главном зале на сохранившемся каменном пьедестале. Построенный в середине 6 века храм Хванненса процветал более 680 лет, за это время залы много раз перестраивались. В период своего расцвета, непосредственно перед объединением полуострова Силлой в 668 году, он был устроен в стиле «три зала- одна пагода», совершенно непохожем на стиль «один зал-одна пагода» храма Миреукса в Пэкче.

Другим крупным храмом Силла был Бунхвангса, на месте которого до сих пор возвышается трехэтажная девятиэтажная пагода. Как показывают останки, пагода была сделана из камней, обтесанных под кирпичи. В дополнение к другим каменным реликвиям также сохранился набор каменных флагштоков.

Королевская архитектура

Записано, что многие дворцы были построены в Пэкче. Некоторые их следы можно найти как в Бусосансоне, третьем дворце этого королевства, так и на месте пруда Гунгнамджи, который упоминается в Самгук саги (История трех королевств). Гунгнамджи означает «пруд на юге дворца».

Архитектура гробниц

Архитектура морга периода Троецарствия была монументальной по масштабам. Например, в Когуре в этот период развились два разных типа архитектуры морга: один тип захоронения представляет собой ступенчатую пирамиду из камня, в то время как другой представляет собой большую земляную насыпь. Курганное захоронение Чхонмачонг является примером монументального стиля погребальной архитектуры в древней столице Силла в Кенджу.

Гробница генерала предполагается, что это гробница великого короля Когуре или военного чиновника. Расположен в Цзиане, Китай.
Гробница генерала предполагается, что это гробница великого короля Когуре или военного чиновника. Расположен в Цзиане, Китай.

Фрески в гробницах, датируемых Когуре, также многое рассказывают об архитектуре того периода, поскольку на многих из них изображены здания с колоннами с антазисом, называемыми бэхеулимгидун (배흘림기둥) по-корейски. На многих из них есть капители. Фрески показывают, что деревянные кронштейны и раскраска бревен, характерные для более поздних корейских построек, уже использовались в то время.

Корея также обладает богатым архитектурным наследием в виде гробниц и строительства городских стен. Кирпичная гробница короля Мурионга (501-523 гг. н.э.) примечательна своим сводчатым потолком и арочной конструкцией.

Период между штатами Север-Юг (698-926)

Период Северных Южных Штатов (698-926) относится к периоду в истории Кореи, когда Силла и Балхэ сосуществовали в южной и северной частях Кореи соответственно.

Поздняя Силла (668-935)

Религиозная архитектура

Планы буддийских храмов характеризовались двумя пагодами перед центральным главным залом в симметричной компоновке по оси север–юг с другими зданиями. Храм Пульгукса, построенный на каменную площадку у подножия горы. Она возле Кенджу, является старейшим храмом в Корее. Храм был основан в начале 6 века и был полностью перестроен и расширен в 752 году. Первоначальная платформа и фундамент сохранились нетронутыми до настоящего времени, но существующие деревянные здания были реконструированы во времена династии Чосон.

Каменная кладка двухэтажной платформы демонстрирует превосходное чувство архитектурной организации и передовые методы строительства. Перед главным залом храма стоят две каменные пагоды. Более простой Сокгатап, расположенный слева от двора, представляет собой проявление Будды в трансцендентном спокойствии. Он состоит из трех этажей с двумя ярусами постамента и общей высотой около двадцати пяти футов. Пагода состоит из простых некрашеных опорных плит и трехэтажных ступ, каждая из которых имеет пять ступенчатых карнизов и усеченные крыши. Эти характеристики составляют типичную форму корейских каменных пагод.

Грот Соккурам, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Искусственная гранитная пещера.
Грот Соккурам, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Искусственная гранитная пещера.

Справа от двора комплекс Даботап представляет собой проявление Будды в разнообразной вселенной и уникален в Корее, а тем более в Азии. Эта пагода высотой тридцать пять футов имеет по одному пьедесталу с лестницей с каждой стороны, четыре основных этажа с балюстрадой и характеризуется финальной последовательностью корона-шар-тарелка. Мотив дизайна цветка лотоса прослеживается в лепнине и других деталях пагоды.

Скальное пещерное святилище Сокгурам расположено на гребне горы. Тохам. Он был построен тем же мастером-архитектором храма Булгукса примерно в ту же эпоху. Это пещерное святилище было искусно построено из гранитных блоков и покрыто сверху земляной насыпью, чтобы создать видимость естественного ландшафта. Святилище может похвастаться прямоугольным вестибюлем, выложенным большими каменными плитами с вырезанными на них фигурами защитников буддизма по обе стороны стен и у входного прохода в главное помещение. Круглая главная камера, покрытая элегантным куполообразным потолком и окруженная резными каменными стеновыми панелями с изображением бодхисаттв и десяти учеников. Изящная статуя Будды на пьедестале с лотосом в центре является доминантой зала.

Святилища в скальных пещерах не редкость в Азии, но немногие из этих святилищ и скульптур демонстрируют такой высокий уровень мастерства. Ни одно из них не является столь религиозно и художественно завершенным по общему дизайну, как те, что в Соккураме.

 

Королевская архитектура

Архитектура Объединённого Силла относится к периоду с VII по X век. После объединения Корейского полуострова в королевство Объединённое Силла корейские институты Силла претерпели радикальные изменения. Объединённое Силла впитало в себя полностью сформировавшуюся культуру династии Тан в Китае и в то же время выработало уникальную культурную идентичность. Из Тан пришли новые буддийские секты, и буддийское искусство процветало. Это был период мира и культурного развития во всех областях искусства.

Анапджи - искусственный пруд в Кенджу, Южная Корея. Он был частью дворцового комплекса древнего Силла. Он был построен по приказу короля Мунму в 674 году нашей эры.
Анапджи — искусственный пруд в Кенджу, Южная Корея. Он был частью дворцового комплекса древнего Силла. Он был построен по приказу короля Мунму в 674 году нашей эры.

Архитектура процветала в королевской столице Кенджу, хотя в настоящее время почти все следы былой славы исчезли. На пике своего расцвета в городе проживало почти 200 000 человек, и он был стратегически расположен на стыке двух рек и трех гор, которые окружают плодородный бассейн площадью около 170 км2. Городская территория города развивалась и расширялась в три этапа. На втором этапе, когда в центре был расположен храм Хванненса, регион превратился в сеть дорог с широкими улицами.

Одно из мест расположения дворца отмечено искусственным озером Анапджи с каменными подпорными стенами, очерчивающими бывшее расположение здания. Жилой район знати в городе состоял из больших домов, которые были построены в соответствии со строительным кодексом, предоставлявшим привилегии знати, но запрещенным для простолюдинов. Повсюду были найдены плитки из многих руин зданий. Те из них, которые все еще сохранились, демонстрируют элегантный дизайн.

Балхэ (698-926)

Сложный характер произведений искусства Северокорейского королевства Балхэ (698-926) можно найти в двух гробницах принцесс Балхэ. Показаны некоторые аристократы, воины, музыканты и служанки народа Балхэ, которые изображены на фреске в гробнице принцессы Чонхе, дочери короля Муна (737-793), третьего монарха королевства. Фрески отображали образ народа балхэ во всей его полноте. Мавзолей принцессы Чонхе (корейский: 정효공주묘, китайский: zhēnxiào gōngzhhǔ mù; 贞孝る主墓), построенный в 793 году жителями раннего королевства Балхэ, содержит, среди прочего, первые полностью обнаруженные и подробные фрески, выполненные художниками Балхэ, и, следовательно, дает историкам ценную информацию.

Первоначально в мавзолее была погребальная пагода, сделанная из кирпича и каменных плит, в дополнение к кургану. Сохранился только фундамент пагоды, который показывает, что изначально она была квадратной размером 5,50×5,65 м. Под погребальной пагодой и курганом захоронение принцессы состояло из входного прохода, входа в гробницу, внутреннего прохода и погребальной камеры. Погребальная камера находится под землей и была раскопана в октябре 1980 года. Погребальная камера имела размеры 2,10х3,10 м и была построена из кирпича с каменными плитами, образующими крышу. Земляные насыпи, выложенные камнями, демонстрируют преемственность гробницы в стиле Когуре но официальная одежда демонстрирует стиль Тан, что подразумевает, что корейский Балхэ активно воспринял китайскую культуру Тан. Первоначально на задних стенах внутреннего прохода и северной, восточной и западной стенах погребальной камеры было 12 фресок, изображающих людей. Зал окружен четырьмя фресками на каждой стене, изображающими тринадцать человек в действии, таких как воины (3), камердинеры, музыканты и горничные, одетые в красные, синие, желтые, фиолетовые и коричневые одежды. На фресках впервые во всей полноте отображен образ народа балхэ.

Династия Коре (918-1392)

Картина Коре, изображающая королевский дворец.
Картина Коре, изображающая королевский дворец.

Архитектура Коре определяется как период между 10 и 14 веками. Большая часть архитектуры этого периода была связана с религией и находилась под влиянием политической власти / королевства. Многие здания, такие как великолепные буддийские храмы и пагоды, были построены исходя из религиозных потребностей, поскольку буддизм играл важную роль в культуре и обществе того времени. К сожалению, до наших дней мало что сохранилось, поскольку большая часть архитектуры того периода была построена из дерева. Кроме того, столица династии Коре была основана в Кэсоне, городе в современной Северной Корее. Его расположение затруднило для многих историков Южной Кореи изучение и анализ архитектуры той эпохи.

Несколько сохранившихся деревянных строений позднего периода Коре в Южной Корее демонстрируют нам значительно более простые скобки, чем постройки периода Чосон. Яркая и мягкая окраска этих сооружений получила дальнейшее развитие со времен Троецарствия.

Династия Чосон (1392-1910)

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий