В классической архитектуре метопа (/ˈ/; древнегреческий: μετόπη) — прямоугольный архитектурный элемент, заполняющий пространство между двумя триглифами в фризе представляющий собой декоративную полосу чередующихся триглифов и метоп над архитравом здания дорического ордена,,. Метопы часто украшались росписью или скульптурой; наиболее известным примером являются 92 метопа Парфенона, некоторые из которых изображают битву между кентаврами и лапифами. Роспись на большинстве метопов была утрачена, но сохранилось достаточно следов, позволяющих составить близкое представление об их первоначальном виде.
![Метопа](https://i0.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2024/02/metopa-iz-mramora-parfenona-izobrazhayuschaya-chast-bitvy-mezhdu-kentavrami-i-lapifami-442-438-gg.-do-n.e-mramor-vysota-106-m-britanskiy-muzey-london-scaled.jpg?resize=730%2C729&ssl=1)
Что касается структуры, метопы могут быть вырезаны из цельного блока с триглифами (или триглифами), или они могут быть вырезаны отдельно и вставляться в пазы в блоках триглифов, как в Храме Афеи. Иногда метопы и фризы вырезались из разного камня, чтобы обеспечить цветовой контраст. Хотя они, как правило, близки к квадратной форме, некоторые метопы заметно больше по высоте или ширине. Они также могут различаться по ширине в пределах одной конструкции, чтобы обеспечить сужение углов, регулировку расстояния между колоннами и расположение дорического фриза в храме, чтобы дизайн выглядел более гармонично.
Древняя архитектура
Фриз с триглифами является частью дорического ордера, найденного в Древней Греции в 7 веке до нашей эры, и в основном использовался в храмовой архитектуре. Но даже позже дорический ордер, а вместе с ним и метопы, использовались в качестве структурирующего и декоративного принципа порядка в греческой архитектуре. В первые дни метопы были открытыми и могли содержать вазы или жертвенные черепа. Позже свободные пространства были закрыты панелями из различных материалов. Эти пластины могли быть раскрашены или снабжены рельефами.