Монастырь Баталья (португальский: Мостейру да Баталья) — доминиканский монастырь в муниципалитете Баталья, в округе Лейрия, в Центральном регионе Португалии. Первоначально и официально известный как монастырь Святой Марии Победоносной (португальский: Мостейру-де-Санта-Мария-да-Витория), он был возведен в память о битве при Альхубарроте в 1385 году и должен был служить усыпальницей авизской династии португальской королевской семьи 15 века. Это один из лучших и оригинальных примеров поздней яркой готической архитектуры в Португалии, смешанной со стилем Мануэлина. Монастырь является памятником истории и культуры и был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году.
Расположение | Batalha, Португалия |
---|---|
Координаты | 39 °39’33″северной широты 8 ° 49’34″W |
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
Официальное название | Монастырь Баталья |
Тип | Культурный |
Критерии | i, ii |
Обозначен | 1983 (7 -я сессия) |
Номер ссылки. | 264 |
Регион | Европа и Северная Америка |
История
Монастырь был построен в благодарность Деве Марии за победу португальцев над кастильцами в битве при Альхубарроте в 1385 году, выполняя обещание короля Иоанна I Португальского. Битва положила конец кризису 1383-85 годов.
На строительство ушло более столетия, начиная с 1386 года и заканчивая примерно в 1517 году, охватывая правление семи королей. Потребовались усилия пятнадцати архитекторов (Местре дас Обрас да Баталья), хотя для семи из них это звание было просто почетным. Строительство потребовало огромных усилий, с использованием необычайных ресурсов людей и материалов. Были применены новые техники и художественные стили, доселе неизвестные в Португалии.
Работы начались в 1386 году португальским архитектором Афонсу Домингесом, которые продолжались до 1402 года. Он составил план, и многие сооружения в церкви и монастыре — его рук дело. Его стиль был, по сути, районной готикой; однако в нем чувствуется влияние английского перпендикулярного периода. Есть сходство с фасадом Йоркского собора, а также с нефом и трансептом Кентерберийского собора.
Ему наследовал Хьюге с 1402 по 1438 год. Этот архитектор, который, вероятно, был каталонцем по происхождению, представил яркий готический стиль. Это проявляется в главном фасаде, куполе квадратного дома капитула, часовне Основателя, базовой конструкции Несовершенных часовен и северном и восточном нефах главного монастыря. Он увеличил высоту нефа до 32,46 м. Изменив пропорции, он сделал интерьер церкви еще более узким. Он также завершил трансепт, но умер прежде, чем успел закончить Несовершенные часовни.
Во время правления Афонсу V Португальского, португальский архитектор Фернан де Эвора продолжил строительство между 1448 и 1477 годами. Он добавил монастырь Афонсу V. Его сменил архитектор Матеус Фернандес Старший в период 1480-1515 годов. Этот мастер стиля Мануэлине работал над порталом Capelas Imperfeitas. Вместе со знаменитым Диого Бойтачем он воплотил в жизнь ажурность аркад в Клаустро Реал. Работа над монастырем продолжалась и во времена правления Иоанна III Португальского с добавлением «Прекрасной трибуны эпохи Возрождения» (1532) Жуана де Кастильо. Строительство было остановлено, когда король решил приложить все свои усилия к строительству монастыря Херонимуш в Лиссабоне.
Землетрясение 1755 года нанесло некоторый ущерб, но гораздо больший был нанесен наполеоновскими войсками маршала Массены, которые разграбили и сожгли комплекс в 1810 и 1811 годах. Когда доминиканцы были изгнаны из комплекса в 1834 году, церковь и монастырь были заброшены и пришли в упадок.
В 1840 году король Португалии Фердинанд II начал программу восстановления заброшенного и разрушенного монастыря, спасая эту жемчужину готической архитектуры. Реставрация продолжалась до первых лет 20 века. Одним из последних архитекторов был мастер-каменщик Хосе Патрочинио де Соуза, ответственный за восстановление монастыря. Он был объявлен национальным памятником в 1907 году. В 1980 году монастырь был превращен в музей.
Монастырь Баталья был внесен ЮНЕСКО в 1983 году в список объектов Всемирного наследия.
Архитектура
Монастырь стоит отдельно от города.
Западный фасад, выходящий на большую площадь с конной статуей генерала Нуно Альвареса Перейры, разделен контрфорсами и огромными пилястрами на три части: часовню основателя (Capelo do Fundador), боковую стену нефа и выступающий портал. С правой стороны этого фасада находятся недостроенные часовни (Capelas Imperfeitas), отдельное восьмиугольное сооружение, добавленное к комплексу.
С восточной стороны, рядом с церковным хором находится Капитул (Sala do Capítulo). Монастырь короля Жуана I граничит с церковью и этим зданием капитула. Сооружение продолжается до монастыря короля Афонсу V (Claustro de D. Afonso V). На северной стороне комплекса находится Могила Неизвестного солдата времен Первой мировой войны.
Портал показывает в архивольте множество 78 статуй, разделенных на шесть рядов, ветхозаветных царей, ангелов, пророков и святых, каждая под балдахином. На выступах с обеих сторон изображены (уменьшенные копии) статуй апостолов, одна из которых стоит на прикованном дьяволе. На тимпане изображен Христос на троне, сидящий под балдахином и окруженный четырьмя евангелистами, у каждого из которых свой атрибут.
Интерьер
Церковь огромная и узкая (22 м) пропорционально своей высоте (32,4 м). Второй архитектор, Хьюге, поднял неф до его нынешней высоты, изменив пропорции церкви и придав ей ее нынешний вид. Его интерьер производит трезвое и голое впечатление из-за отсутствия украшений и статуй в нефе. Ребристые своды, поддерживаемые составными опорами, закрыты орнаментированными замковыми камнями. Свет проникает в церковь через десять витражных окон верхнего этажа и высокие ажурные окна в боковых стенах и трансепте, а также через два ряда стрельчатых окон на хорах. Хор простирается на двухъярусные трансепты и состоит из пяти апсидальных часовен, центральная из которых выступает вперед.
У Батальи, вероятно, была первая мастерская по изготовлению витражей в Португалии. Это искусство было привезено в Португалию немецкими художниками из регионов Франкония и Нюрнберг. Самые старые окна датируются концом 1430-х годов. Но витражи Мануэлина, оживаля на хорах датируются 1520-ми и 1530-ми годами и были изготовлены португальскими мастерами, среди которых Франсиско Энрикес. Они представляют сцены из жизни Иисуса и Марии: посещение, Богоявление, Бегство в Египет и Воскресение Христа.
Архитектор Матеус Фернандес и его жена похоронены под мраморной надгробной плитой рядом с порталом. Могила рыцаря Мартима Гонсалвеша де Масада, который спас жизнь королю во время битвы при Альхубарроте, находится недалеко от Капела-ду-Фундадор.
Часовня основателя
Квадратная часовня основателя (португальский: Capela do Fundador) была построена между 1426 и 1434 годами архитектором Хьюге по приказу короля Иоанна I, чтобы стать первым королевским пантеоном в Португалии. Он представляет собой идеальный синтез яркой готики и английского перпендикулярного стиля, поскольку Филиппа Ланкастерская пригласила с собой нескольких английских архитекторов. Часовня состоит из трех условных отсеков и центрального восьмиугольника, подкрепленного восемью опорами, украшенными черепками, поддерживающими арки с глубокими сваями.
Совместная гробница короля Иоанна I Португальского (ум. в 1433 году) и его жены Филиппы Ланкастерской (ум. в 1415 году) находится под звездным сводом восьмиугольника. Их статуи покоятся при всех регалиях, со сложенными руками (выражающими хорошие отношения между Португалией и Англией) и головами, покоящимися на подушке, под искусно украшенными балдахинами. Гербы домов Авиза и Ланкастера находятся поверх этих балдахинов вместе со знаками отличия ордена Подвязки. На крышке гробницы повторяются девизы короля Por bem («к лучшему») и королевы Yl me plet («Я довольна»).
Афонсу V Португальский
Три гробницы на западной стене являются копиями оригинальных гробниц короля Афонсу V (р. 1438-1481), Иоанна II (р. 1481-1495) (пустых, потому что солдаты Массены выбросили кости) и его сына и наследника, принца Афонсу (который погиб в результате несчастного случая в возрасте семнадцати лет, опередив своего отца).
Недостроенные часовни
Как Capelas Imperfeitas («Незаконченные часовни») являются напоминанием о том, что монастырь на самом деле так и не был достроен. Они образуют отдельную восьмиугольную конструкцию, прикрепленную к хорам церкви (через ретрохоир) и доступную только снаружи. Он был построен в 1437 году королем Эдуардом Португальским («Дом Дуарте», ум. в 1438 году) в качестве второго королевского мавзолея для него самого и его потомков. Но здесь похоронены только он и его королева Элеонора Арагонская (Элеонора умерла в изгнании в Толедо в 1445 году; ее останки были перенесены сюда в 1456 году).
Первоначальный проект, начатый Хьюге, был изменен последующими архитекторами, особенно Матеусом Фернандесом (который похоронен внутри церкви). Восьмиугольная ротонда имеет семь расходящихся шестиугольных часовен. По углам часовен стоят массивные незаконченные контрфорсы, которые предназначались для поддержки свода. Эти колонны, спроектированные Диого Бойтачем, украшены вырезанными в камне мотивами Мануэлино.
Портал возвышается на монументальные пятнадцать метров. Первоначально он был построен в готическом стиле, но был преобразован до неузнаваемости Матеусом Фернандесом в шедевр стиля Мануэлине (завершен в 1509 году). Он полностью украшен кружевом роскошных стилизованных мотивов Мануэлино: армиллярные сферы, крылатые ангелы, веревки, круги, пни, арки в форме клевера и витиеватые выступы. В этом дани уважения короля Мануэля I своему предшественнику королю Эдуарду упоминается его девиз Leauté faray tam yaserei («Я всегда буду верен»). Затем этот девиз повторяется более двухсот раз на арках, сводах и колоннах часовен.
Лоджия эпохи Возрождения, пристроенная примерно в 1533 году, вероятно, предназначалась для музыкантов. Ее приписывают архитектору Жуану де Кастильо.
Здание капитула
Здание капитула (португальский: Sala do Capitulo) напоминает посетителям о военной причине основания монастыря: военный почетный караул из двух часовых стоит на страже у могил двух неизвестных солдат, погибших в Первой мировой войне.
Эта квадратная комната особенно примечательна своим звездчатым сводом, лишенным центральной опоры и занимающим квадратное пространство в 19 метров по бокам. Это была настолько смелая идея в то время, когда для выполнения этой задачи использовались осужденные заключенные. Строительство было завершено после двух неудачных попыток. Говорят, что, когда были убраны последние строительные леса, Хьюге провел ночь под сводом, чтобы заставить замолчать своих критиков.
Витраж эпохи Возрождения на восточной стене датируется 1508 годом. На нем изображены сцены Страстей Господних и приписывается португальским художникам мастерам Жуану и Франсиско Энрикесам.
Королевский монастырь
Королевский монастырь (португальский: Claustro Real) не был частью первоначального проекта. Он был построен под руководством архитектора Фернана де Эвора между 1448 и 1477 годами. Его строгий внешний вид резко контрастирует с ярким готическим стилем церкви. Резные ажурные украшения в готическом стиле (включая четырехлистники, лилии и розетки) работы Хьюге в амбулатории образуют удачное сочетание со стилем Мануэлине в аркадных экранах, добавленных позже Матеусом Фернандесом. Чередуются два разных рисунка: один с крестом ордена Христа, другой с нарукавниками.
Колонеты, поддерживающие эти замысловатые аркадные экраны, украшены спиральными мотивами, армилляриями, цветами лотоса, ветками шиповника, жемчугом, раковинами и экзотической растительностью.
Lavabo
Эта работа Матеуса Фернандеса, расположенная в северо-западном углу Клаустро Реал, состоит из фонтана и двух бассейнов поменьше наверху, освещенных светом, просачивающимся сквозь замысловатый узор арок вокруг него.
Монастырь короля Афонсу
Этот скромный монастырь рядом с Claustro Real был построен в традиционном готическом стиле с двойными стрельчатыми арками. Он был построен во второй половине 15 века архитектором Фернау де Эвора. Он контрастирует с мануэлинской пышностью несколько более крупного Claustro Real. На краеугольных камнях в склепе изображен герб Д. Дуарте I и Афонсу V.