Неоклассическая архитектура, иногда называемая архитектурой классического возрождения, представляет собой архитектурный стиль, созданный неоклассическим движением, которое началось в середине 18 века в Италии, Франции и Германии. Он стал одним из самых выдающихся архитектурных стилей в западном мире. Преобладающие стили архитектуры в большей части Европы за предыдущие два столетия, архитектура эпохи Возрождения и архитектура барокко, уже представляли собой частичное возрождение классической архитектуры древнего Рима и архитектуры Древней Греции, но неоклассическое движение стремилось избавиться от излишеств позднего барокко и вернуться к более чистому, завершенному и аутентичному классическому стилю, адаптированному к современным целям.
Развитие археологии и опубликованные точные отчеты о сохранившихся классических зданиях сыграли решающую роль в появлении неоклассической архитектуры. Во многих странах была начальная волна, в основном опирающаяся на римскую архитектуру, за которой примерно с начала 19 века последовала вторая волна архитектуры греческого возрождения. Это последовало за углублением понимания греческих пережитков. По мере продолжения 19 века стиль имел тенденцию терять свою первоначальную, довольно строгую чистоту в таких вариантах, как французский ампир. Термин «неоклассический» часто используется очень широко для обозначения любого здания, использующего часть классической архитектурной лексики.
По форме неоклассическая архитектура подчеркивает стену, а не светотень, и сохраняет индивидуальность каждой из ее частей. Стиль проявляется как в деталях как реакция на стиль натуралистического орнамента рококо, так и в его архитектурных формулах как следствие некоторых классицизирующих черт архитектурной традиции позднего барокко. Таким образом, стиль определяется симметрией, простой геометрией и социальными требованиями, а не орнаментом. В 21 веке сохраняется версия стиля, иногда называемая Новой классической архитектурой или Новым классицизмом.
История
Неоклассическая архитектура — это особый стиль и момент конца 18-го и начала 19-го веков, который был особенно связан с Просвещением, эмпиризмом и изучением памятников ранними археологами. Классическая архитектура примерно после 1840 года должна быть классифицирована как один из серии стилей «возрождения», таких как греческий, ренессанс или итальянский. Различные историки 19 века ясно давали это понять с 1970-х годов. Классическая архитектура 20 века классифицируется не столько как возрождение, сколько как возврат к стилю, который пришел в упадок с появлением модернизма. Тем не менее, неоклассическая архитектура снова начинает практиковаться в 21 веке, в большей степени в форме новой классической архитектуры, и даже в архитектуре джентрификации и архитектуре историзма, неоклассическая архитектура или ее важные элементы все еще используются, даже когда архитектура постмодерна доминирует во всем мире.
Палладианство
Возврат к более классическим архитектурным формам как реакция на стиль рококо можно обнаружить в некоторой европейской архитектуре начала 18 века, наиболее ярко представленной в палладианской архитектуре грузинской Британии и Ирландии. Название отсылает к проектам венецианского архитектора 16 века Андреа Палладио.
Стиль барокко никогда по-настоящему не был по вкусу англичанам. В первой четверти 18 века были опубликованы четыре влиятельные книги, в которых подчеркивалась простота и чистота классической архитектуры: «Витрувий Британник» Колена Кэмпбелла (1715), «Четыре книги по архитектуре» Палладио (Четыре книги по архитектуре, 1715), «Руководство по реконструкции» Леона Баттисты Альберти (впервые опубликовано в 1452 году) и «Проекты Иниго Джонса»… с некоторыми дополнительными проектами (1727). Самым популярным был четырехтомник Витрувия Британника Колена Кэмпбелла. В книге содержались архитектурные изображения знаменитых британских зданий, вдохновленных великими архитекторами от Витрувия до Палладио. Сначала в книге в основном были представлены работы Иниго Джонса, но более поздние тома содержали рисунки и планы Кэмпбелла и других архитекторов 18 века. Палладианская архитектура прочно утвердилась в Великобритании 18 века.
В авангарде новой школы дизайна стоял аристократический «архитектор эрл», Ричард Бойл, 3-й граф Берлингтон; в 1729 году он и Уильям Кент спроектировали Чизвик-хаус. Этот дом был переосмыслением виллы Капра «Ла Ротонда» Палладио, но без элементов 16 века и орнамента. Это серьезное отсутствие украшений должно было стать отличительной чертой палладианства. В 1734 году Уильям Кент и лорд Берлингтон спроектировали один из лучших образцов палладианской архитектуры Англии, Холкхэм-холл в Норфолке. Главный блок этого дома довольно точно следовал указаниям Палладио, но низкие, часто отдельно стоящие флигели фермерских построек Палладио приобрели повышенное значение.
Эта классицистическая жилка также была заметна, в меньшей степени, в архитектуре позднего барокко в Париже, например, в колоннаде Лувра. Этот сдвиг был заметен даже в Риме при перепроектировании фасада базилики Святого Иоанна Латеранского.
Неоклассицизм
К середине 18 века движение расширилось, включив в себя больший спектр классических влияний, в том числе из Древней Греции. Ранним центром неоклассицизма была Италия, особенно Неаполь, где к 1730-м годам придворные архитекторы, такие как Луиджи Ванвителли и Фердинандо Фуга, восстанавливали классические, палладианские и маньеристские формы в своей архитектуре барокко. Следуя их примеру, Джованни Антонио Медрано начал строить первые по-настоящему неоклассические сооружения в Италии в 1730-х годах. В тот же период Алессандро Помпеи привнес неоклассицизм в Венецианскую республику, построив один из первых лапидариев в Европе в Вероне в дорическом стиле (1738). В тот же период неоклассические элементы были привнесены в Тоскану архитектором Жаном Николя Жадо де Вилль-Исси, придворным архитектором Франциска Стефана Лотарингского. Под руководством Жадо Гаспаре Марии Паолетти был разработан оригинальный неоклассический стиль, превративший Флоренцию в самый важный центр неоклассицизма на полуострове. Во второй половине века неоклассицизм процветал также в Турине, Милане (Джузеппе Пьермарини) и Триесте (Маттео Перч). В последних двух городах, как и в Тоскане, сдержанный неоклассический стиль был связан с реформизмом правящих Габсбургов просвещенных монархов.
Переход к неоклассической архитектуре условно датируется 1750-ми годами. Впервые она приобрела влияние в Англии и Франции; в Англии раскопки сэра Уильяма Гамильтона в Помпеях и других местах, влияние Гранд-тура и работы Уильяма Чемберса и Роберта Адама сыграли ключевую роль в этом отношении. Во Франции движение было поддержано поколением французских студентов-искусствоведов, получивших образование в Риме, и на него повлияли труды Иоганна Иоахима Винкельмана. Этот стиль был также принят прогрессивными кругами в других странах, таких как Швеция и Россия.
Примером международной неоклассической архитектуры стали здания Карла Фридриха Шинкеля, особенно Музей Алтес в Берлине, Банк Англии сэра Джона Соана в Лондоне и недавно построенные Белый дом и Капитолий в Вашингтоне, округ Колумбия, зарождающейся Американской Республики. Стиль был интернациональным. Балтиморская базилика, спроектированная Бенджамином Генри Латробом в 1806 году, считается одним из лучших образцов неоклассической архитектуры в мире.
Вторая волна неоклассицизма, более суровая, более изученная и более осознанно археологическая, связана с расцветом Первой Французской империи. Во Франции первая фаза неоклассицизма была выражена в стиле Людовика XVI, а вторая — в стилях, называемых Директуар и Ампир. Ее основными сторонниками были Персье и Фонтен, придворные архитекторы, специализировавшиеся на внутренней отделке.
В декоративно-прикладном искусстве примером неоклассицизма является французская мебель в стиле ампир; английская мебель Чиппендейла, Джорджа Хепплуайта и Роберта Адама, барельефы Веджвудаи вазы из «черного базальта», а также австрийская мебель Бидермейера, выполненная в стиле Бидермейер. Шотландский архитектор Чарльз Камерон создал роскошные интерьеры в итальянском стиле для родившейся в Германии Екатерины Великой в Санкт-Петербурге.
Дизайн интерьера
В помещении неоклассицизм открыл для себя подлинный классический интерьер, вдохновленный открытиями в Помпеях и Геркулануме. Они начались в конце 1740-х годов, но получили широкую аудиторию только в 1760-х годах, когда появились первые роскошные тома строго контролируемого распространения «Античита Эрколано Эспосте» («Разоблаченные древности Геркуланума»). Древности Геркуланума показали, что даже самые классические интерьеры барокко или самые «римские» комнаты Уильяма Кента были основаны на внешней архитектуре базилики и храма, обращенных наружу, отсюда их часто напыщенный вид на современный взгляд: фронтонные оконные рамы, превращенные в позолоченные зеркала, камины, увенчанные фасадами храмов.
Новые интерьеры были направлены на воссоздание подлинно римского стиля и подлинно интерьерной лексики. Техники, использованные в стиле, включали более плоские, легкие мотивы, выполненные в виде низкого рельефа, похожего на фриз, или окрашенные в монотонные тона en camaïeu («как камеи»), отдельные медальоны, или вазы, или бюсты, или букрании, или другие мотивы, подвешенные на подвесках из лавра или ленты, с тонкими арабесками на фоне, возможно, «помпейского красного» или бледных тонов, или цвета камня. Стиль во Франции изначально был парижским, goût grec («греческий вкус»), а не придворным стилем; когда Людовик XVI взошел на престол в 1774 году, Мария-Антуанетта, его королева, любящая моду, принесла ко двору стиль Людовика XVI. Однако реальных попыток использовать основные формы римской мебели не предпринималось примерно до начала века, и мебельщики с большей вероятностью заимствовали из древней архитектуры, точно так же, как серебряники с большей вероятностью черпали из древней керамики и резьбы по камню, чем из изделий из металла: «Дизайнеры и ремесленники […], кажется, получали почти извращенное удовольствие от переноса мотивов из одной среды в другую».
Новый этап в неоклассическом дизайне был положен Робертом и Джеймсом Адамами, которые путешествовали по Италии и Далмации в 1750-х годах, наблюдая за руинами классического мира. По возвращении в Великобританию они опубликовали книгу под названием Работы в архитектуре частями в период с 1773 по 1779 год. Эта книга с гравированными рисунками сделала стиль Адама доступным по всей Европе. Братья Адам стремились упростить стили рококо и барокко, которые были модны в предыдущие десятилетия, привнести в георгианские дома то, что они считали более легким и элегантным. Работы по архитектуре иллюстрировали основные здания, над которыми работали братья Адам, и в решающей степени документировали интерьеры, мебель и фурнитуру, спроектированные Адамсами.
Греческое возрождение
Примерно с 1800 года свежий приток греческих архитектурных образцов, увиденных через офорты и гравюры, дал новый импульс неоклассицизму, греческому возрождению. Прямых сведений о сохранившихся греческих зданиях в Западной Европе было мало до середины 18 века, когда экспедиция, финансируемая Обществом дилетантов в 1751 году и возглавляемая Джеймсом Стюартом и Николасом Реветтом, начала серьезные археологические исследования. После возвращения из Греции Джордж Литтелтон поручил Стюарту построить первое греческое здание в Англии, храм-сад в Хэгли-Холле (1758-59). Ряд британских архитекторов во второй половине века приняли выразительный вызов дорического стиля от своих аристократических покровителей, включая Джозефа Бономи Старшего и Джона Соана, но это оставалось частным увлечением ценителей вплоть до первого десятилетия 19 века.
Рассматриваемая в более широком социальном контексте, архитектура греческого Возрождения придала новую нотку трезвости и сдержанности общественным зданиям Великобритании около 1800 года как утверждение национализма, сопровождавшего Акт о союзе, Наполеоновские войны и призывы к политическим реформам. Это должен был быть проект-победитель Уильяма Уилкинса в публичном конкурсе для Даунинг-колледжа в Кембридже, в котором было объявлено, что греческий стиль должен стать доминирующей идиомой в архитектуре. Уилкинс и Роберт Смирк построили некоторые из самых важных зданий той эпохи, включая Королевский театр, Ковент-Гарден (1808-1809), Главное почтовое отделение (1824-1829) и Британский музей (1823-1848), Уилкинс Университетский колледж Лондона (1826-1830) и Национальную галерею (1832-1838). В Шотландии Томас Гамильтон (1784-1858) в сотрудничестве с художниками Эндрю Уилсоном (1780-1848) и Хью Уильямом Уильямсом (1773-1829) создал памятники и здания международного значения; памятник Бернсу в Аллоуэе (1818) и Королевская средняя школа Эдинбурга (1823-1829).
В то же время стиль ампир во Франции был более грандиозной волной неоклассицизма в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Основанный в основном на имперских римских стилях, он возник во времена правления Наполеона I в Первой Французской империи и получил свое название от нее, где он был призван идеализировать лидерство Наполеона и французское государство. Стиль соответствует более буржуазному стилю Бидермайер в немецкоязычных странах, федеральному стилю в Соединенных Штатах, стилю регентства в Великобритании и наполеоновскому стилю в Швеции. По словам искусствоведа Хью Хонора «Империя далека от того, чтобы быть, как иногда предполагают, кульминацией неоклассического движения, она отмечает свой быстрый упадок и снова превращается в простое античное возрождение, лишенное всех возвышенных идей и силы убеждения, которые вдохновляли ее шедевры».
Характеристики
Высокий неоклассицизм был международным движением. Архитекторы отреагировали на излишества и обильный орнамент, используемые в позднем барокко. Новая «классическая» архитектура делала упор на плоскостные качества, а не на сложный скульптурный орнамент как в интерьере, так и снаружи. Выступы и углубления и их влияние на светотень были более плоскими; скульптурные барельефы были плоскими и, как правило, обрамлялись фризами, табличками или панелями. Это была первая «урезанная» классическая архитектура, которая казалась современной в контексте революционного периода в Европе. В своем самом элементарном виде, как в работах Этьена-Луи Булле, она была в высшей степени абстрактной и геометрически чистой.
Неоклассицизм также повлиял на городское планирование. Древние римляне использовали сводную схему городского планирования как для обороны, так и для гражданских удобств; однако корни этой схемы восходят к еще более древним цивилизациям. В своей основе сетчатая система улиц, центральный форум с городскими службами, два главных чуть более широких бульвара и редкие диагональные улицы были характерны для очень логичного и упорядоченного римского дизайна. Древние фасады и планировки зданий были ориентированы на эти образцы городского дизайна и, как правило, соответствовали важности общественных зданий.
Многие из этих моделей городского планирования нашли свое применение в первых современных спланированных городах 18 века. Исключительные примеры включают Карлсруэ, Вашингтон, Округ Колумбия, Санкт-Петербург, Буэнос-Айрес, Гавану и Барселону. Контрастные модели можно найти в модернистских проектах, примером которых являются Бразилия, движение городов-садов и левиттауны.
Региональные тенденции
Франция
Первый этап классицизма во Франции выражается в стиле времен Людовика XV архитектора Анж-Жака Габриэля (Малый Трианон, 1762-1768); второй этап, в стилях называемой Директории и Империи, может быть охарактеризована шальгренас тяжелыми astylar Триумфальная арка (построено в 1806). В Англии эти две фазы можно охарактеризовать, во-первых, постройками Роберта Адама, во-вторых, сэра Джона Соана. Стиль интерьера во Франции изначально был парижским стилем, «Goût grec» («Греческий стиль»), а не придворным стилем. Только когда молодой король Людовик XVI взошел на престол в 1774 году, Мария-Антуанетта, его королева, любящая моду, представила ко двору стиль Людовика XVI.
На многих архитекторов-неоклассиков начала 19 века повлияли рисунки и проекты Этьена-Луи Булле и Клода Николя Леду. Многочисленные графитовые рисунки Булле и его учеников изображают простую геометрическую архитектуру, имитирующую вечность вселенной. Существуют связи между идеями Булле и концепцией Эдмунда Берка возвышенного. Леду обратился к концепции архитектурного характера, утверждая, что здание должно немедленно сообщать зрителю о своей функции: в буквальном смысле такие идеи порождают architecture parlante («говорящая архитектура»).
Примерно с 1800 года свежий приток примеров греческой архитектуры, увиденных через офорты и гравюры, дал новый импульс неоклассицизму, который называется Греческим возрождением. Хотя несколько европейских городов – в частности, Санкт-Петербург, Афины, Берлин и Мюнхен – были преобразованы в настоящие музеи архитектуры греческого возрождения, греческое возрождение во Франции никогда не пользовалось популярностью ни у государства, ни у общественности.
Германия
Неоклассическая архитектура стала символом национальной гордости в 18 веке в Германии, на территории тогдашней Пруссии. Карл Фридрих Шинкель построил много примечательных зданий в этом стиле, включая музей Алтес в Берлине. Хотя в городе по-прежнему преобладало барочное градостроительство, его архитектура и функциональный стиль придали городу отчетливо неоклассический центр.
Работы Шинкеля очень похожи на неоклассическую архитектуру Великобритании, поскольку большую часть своего вдохновения он черпал в этой стране. Он совершал поездки, чтобы наблюдать за зданиями и развивать свой функциональный стиль.
Великобритания и Ирландия
С середины 18 века исследования и публикации изменили курс британской архитектуры от палладианской архитектуры к более чистому видению древнего греко-римского идеала. Работа Джеймса «Афинянина» Стюарта «Древности Афин и другие памятники Греции» оказала большое влияние в этом отношении, как и работы Роберта Вуда «Пальмира» и Баальбек. Сочетание простых форм и высокого уровня обогащения было принято большинством современных британских архитекторов и дизайнеров. Революция, начатая Стюартом, вскоре затмилась работами братьев Адам, Джеймса Уайатта, сэра Уильяма Чемберса, Джорджа Дэнса Младшего, Джеймса Гэндона и провинциальных архитекторов, таких как Джон Карр и Томас Харрисон из Честера.
В Шотландии и на севере Англии, где возрождение готики было менее сильным, архитекторы продолжали развивать неоклассический стиль Уильяма Генри Плейфейра. Работы Катберта Бродрика и Александра Томсона показывают, что к концу 19 века результаты могли быть мощными и эксцентричными.
В Ирландии, где готическое возрождение также было менее популярно, развивалась изысканная, сдержанная форма неоклассики, которую можно увидеть в работах Джеймса Гэндона и других архитекторов, работавших в то время. Это особенно заметно в Дублине, который является в значительной степени неоклассическим и георгианским городом.
Греция
После основания Королевства Греция в 1832 году на архитектуру Греции в основном повлияла неоклассическая архитектура. Для Афин первый король Греции Оттон I поручил архитекторам Стаматиосу Клеантису и Эдуарду Шауберту разработать современный план города. Старый королевский дворец был первым важным общественным зданием, построенным между 1836 и 1843 годами. Позже, в середине и конце 19 века, Теофил Хансен и Эрнст Циллер принимали участие в строительстве многих зданий в неоклассическом стиле. Теофил Хансен спроектировал свое первое здание, Национальную обсерваторию Афин, и два из трех смежных зданий, образующих так называемую «Афинскую классическую трилогию», а именно Афинскую академию (1859) и Национальную библиотеку Греции (1888), третьим зданием трилогии является Афинский национальный университет Каподистрии (1843), который был спроектирован его братом Кристианом Хансеном. Также он спроектировал зал Заппейон (1888). Эрнст Циллер также спроектировал множество частных особняков в центре Афин, которые постепенно стали общественными, обычно за счет пожертвований, таких как особняк Генриха Шлимана, Илиу Мелатрона (1880). Город Науплион также является важным примером неоклассической архитектуры наряду с островами Порос и Сирос (особенно в столице Эрмуполи).
Венгрия
Самые ранние образцы неоклассической архитектуры в Венгрии можно найти в Ваце. В этом городе триумфальная арка и неоклассический фасад собора в стиле барокко были спроектированы французским архитектором Исидором Марцеллом Амандусом Ганневалем (Isidore Canevale) в 1760-х годах. Также работой французского архитектора Жан-Шарля-Александра Моро является садовый фасад дворца Эстерхази (1797-1805) в Кисмартоне (сегодня Айзенштадт в Австрии).
Двумя главными архитекторами неоклассицизма в Венгрии были Михай Поллак и Юзеф Хильд. Основная работа Поллака — Венгерский национальный музей (1837-1844). Хильд известен своими проектами для Эгерского собора и Эстергома. Великая реформатская церковь Дебрецена является выдающимся примером многих протестантских церквей, которые были построены в первой половине 19 века. Это было время появления первых железных конструкций в венгерской архитектуре, наиболее важным из которых является цепной мост Сечени работы Уильяма Тирни Кларка.
Япония
Хотя Япония и не западная страна, из-за западного влияния в ней была создана неоклассическая архитектура. Сюда входит уникальный храм Хико
, который является синтоистским святилищем, основанным на греческих храмах. Позже она превратилась в стиль Императорской короны, который содержит элементы как восточного, так и западного дизайна. В этом стиле крыши имеют ярко выраженный азиатский оттенок, и он широко использовался Японской империей в своих колониях.Мальта
Неоклассическая архитектура появилась на Мальте в конце 18 века, в последние годы правления госпитальеров. Ранние примеры включают Библиотеку (1786), арку Де Роан (1798) и ворота Хомпеш (1801). Однако неоклассическая архитектура стала популярной на Мальте только после установления британского правления в начале 19 века. В 1814 году к зданию Главной стражи был пристроен неоклассический портик, украшенный британским гербом, чтобы служить символом Британской Мальты. Другие здания в неоклассическом стиле 19 века включают памятник сэру Александру Боллу (1810), RNH Bighi (1832), кафедральный собор Святого Павла (1844), Ротонду Моста (1860) и ныне разрушенный Королевский оперный театр Валлетты (1866).
К концу 19 века неоклассицизм уступил место другим архитектурным стилям. В 20 веке было построено несколько зданий в неоклассическом стиле, таких как музей Domvs Romana (1922), и здание суда (Валлетта) (1965-1971).
Мексика
В рамках культурного влияния испанского просвещения на Королевство Новая Испания (Мексика) корона учредила Академию Сан-Карлоса в 1785 году для подготовки художников, скульпторов и архитекторов в Новой Испании под руководством Херонимо Антонио Хиля. Академия придавала особое значение неоклассицизму, который черпал вдохновение в чистых линиях греческой и римской архитектуры, но также, для некоторых памятников, в архитектурных традициях ацтеков и майя.
Неоклассицизм в мексиканской архитектуре был напрямую связан с политикой короны, которая стремилась обуздать буйство нового испанского барокко и создать общественные здания «хорошего вкуса», финансируемые короной, такие как Дворец Шахерии в Мехико, Хосписио Кабаньяс в Гвадалахаре и Альхондига-де-Гранадитас в Гуанахуато, построенные в позднюю колониальную эпоху.
Остальная Латинская Америка
Неоклассический стиль появился в американских империях Испании и Португалии благодаря проектам, разработанным в Европе или выполненным на местном уровне европейскими или криольскими архитекторами, получившими образование в академиях метрополии. Есть также примеры адаптации к местному архитектурному языку, который в предыдущие столетия представлял собой синтез или синкретизм европейских и доколумбовых элементов в так называемом колониальном барокко.
В Чили есть еще два классических объекта: дворец Ла Монеда (1784-1805) и Кафедральный собор Сантьяго (1748-1899), оба работы итальянского архитектора Хоакина Тоески. В Эквадоре находится Дворец Каронделет в Кито (Правительственный дворец Эквадора), построенный между 1611-1801 годами Антонио Гарсией. На заре независимости испаноязычной Америки в новых республиках были разработаны конструктивные программы. Неоклассицизм был введен в Новой Гранаде Марселино Пересом де Арройо. Позже, в Колумбии, Национальный капитолий был построен в Боготе между 1848-1926 годами Томасом Ридом, обучавшимся в Берлинской академии наук; Первосвятительский собор Боготы (1807-1823) по проекту монаха Доминго де Петреса; и в Перу кафедральный собор базилики Арекипы, построенный между 1540-1844 годами Лукасом Поблете.
Бразилия, которая стала резиденцией двора португальской монархии, получив независимость от своей метрополии как Бразильская империя, также использовала ресурсы архитектуры для прославления политической власти, и было решено прибегнуть к помощи архитекторов, прошедших обучение в Королевской архитектурной академии. К этому периоду относятся портал Императорской академии изящных искусств в Рио-де-Жанейро, сделанный в 1826 году, и Императорский дворец Петрополис, построенный между 1845-1862 годами.
Аргентина — еще одна из стран, стремящихся избавиться от своего колониального прошлого, но в контексте реорганизации страны после обретения независимости в 1810 году был востребован аспект власти, который передавал присутствие государства, внушая уважение и преданность, включая, конечно, архитектуру. Однако собственного стиля задумано не было, но был введен классический канон, но не в виде копий зданий античности, а с преобладанием классицизма и большим влиянием французского классицизма; который просуществовал до 20 века.
Филиппины
Как и большинство западных традиций, она прибыла на Тихоокеанские архипелаги по правилу из Новой Испании (Мексика) в период правления Мехико как одна из наиболее предпочитаемых архитектур в Испанской Ост-Индии, проявляющаяся в церквях, гражданских зданиях и одно из популярных архитектурных украшений для новых Бахаи на бато и Бахаи кубо. Когда власть над архипелагом была передана от Испании Соединенным Штатам Америки, стиль стал более популярным и развился от несколько простого подхода в испанскую эпоху до более орнаментированного стиля архитектуры изящных искусств, вызванного возвращением на острова огромного количества студентов-архитекторов из западных школ. Он также стал символом демократии и приближающейся республики во время содружества.
Речь Посполитая
Центром польского неоклассицизма была Варшава при правлении последнего польского короля, Станислава Августа Понятовского. Вильнюсский университет был еще одним важным центром неоклассической архитектуры в Европе, возглавляемым известными профессорами архитектуры Марцином Кнакфусом, Лауринасом Гучевичюсом и Каролем Подчашинским. Стиль был выражен в форме основных общественных зданий, таких как Астрономическая обсерватория Вильнюсского университета, Вильнюсский собор и ратуша.
Самыми известными архитекторами и художниками, работавшими в Речи Посполитой, были Доминик Мерлини, Ян Кристиан Камзетцер, Шимон Богумил Цуг, Якуб Кубицки, Антонио Корацци, Эфраим Шрегер, Кристиан Петр Айгнер и Бертель Торвальдсен.
Россия
В Российской империи в конце 19 века неоклассическая архитектура была приравнена к архитектуре Санкт-Петербурга, потому что этот стиль был характерен для огромного количества зданий в городе. Екатерина Великая приняла этот стиль во время своего правления, позволив архитектору Жан-Батисту Валлен де ла Мот построить Старый Эрмитаж и Императорскую академию художеств.
Испания
Примером испанского неоклассицизма стали работы Хуана де Вильянуэвы, который адаптировал теории Эдмунда Берка о красоте и возвышенном к требованиям испанского климата и истории. Он построил Музей Прадо, который объединил три функции: академию, аудиторию и музей в одном здании с тремя отдельными входами.
Это было частью амбициозной программы Карла III, который намеревался сделать Мадрид столицей искусств и наук. Совсем рядом с музеем Вильянуэва построил Королевскую обсерваторию Мадрида. Он также спроектировал несколько летних домиков для королей в Эль Эскориале и Аранхуэсе и реконструировал Пласа Майор в Мадриде, среди других важных работ. Ученики Вильянуэвы расширили неоклассический стиль в Испании.
США
В новой республике неоклассическая манера Роберта Адама была адаптирована для местного стиля конца 18-го и начала 19-го веков, называемого Федеральной архитектурой. Одним из пионеров этого стиля был уроженец Англии Бенджамин Генри Латроб, которого часто отмечают как одного из первых профессиональных архитекторов с официальным образованием в Америке и отца американской архитектуры. Балтиморская базилика, первый римско-католический собор в Соединенных Штатах, по мнению многих экспертов, является шедевром Латроуба.
Другим известным американским архитектором, которого отождествляют с федеральной архитектурой, был Томас Джефферсон. Его очень заинтересовало здание, которое он видел в Париже, когда служил там послом, и он построил несколько зданий в неоклассическом стиле со своими собственными инновациями, включая его личное поместье Монтичелло, Капитолий штата Вирджиния и Университет Вирджинии.
Вторая неоклассическая манера, распространенная в Соединенных Штатах в 19 веке, называлась архитектура греческого возрождения. Он отличается от федеральной архитектуры тем, что строго следует греческой идиоме, однако он использовался для описания всех зданий периода неоклассицизма, которые демонстрируют классические порядки.