Перистиль

В древнегреческой и римской архитектуре, перистиль (/tl/;от греческого περίστυλον) представляет собой непрерывное крыльцо, образованное рядом колонн, окружающих периметр здания или внутреннего двора. Тетрастун (τετράστῳον или τετράστοον, «четыре аркады») — редко используемый архаичный термин для обозначения этого объекта. Перистиль в греческом храме — это перистаз (περίστασις). В христианской церковной архитектуре, развившейся на основе римской базилики, внутренний перистиль и его сад стали известны как монастырь.

Перистиль
Реконструкция римского перистиля, окружающего внутренний двор в Помпеях, Италия

Этимология

Греческое слово περίστυλον perístylon состоит из περί peri, «вокруг» или «окруженный», и στῦλος stylos, «колонна» или «столб», что вместе означает «окруженный колоннами / столбами». Оно было латинизировано в синонимы peristylum и peristylium.

В римской архитектуре

В сельской местности богатый римлянин мог окружить виллу террасными садами, но часто включал в дизайн перистиль; в доме в городе римляне часто использовали перистиль для создания сада или открытого пространства внутри дома. Колонны или квадратные столбы, окружающие сад, поддерживали портик с тенистой крышей, внутренние стены которого часто украшались сложными настенными росписями с пейзажами и тромпель-иль архитектурой. Иногда в этом портике располагался ларарий, святилище Ларов, домашних богов, или его можно было найти в атриуме.

Перистиль
Центр Сплита, Хорватия в перистиле во дворце Диоклетиана

Во внутреннем дворе могли быть цветы и кустарники, фонтаны, скамейки, скульптуры и даже пруды с рыбой. Римляне отводили перистилю столько места, сколько позволяли ограничения участка. При самом грандиозном развитии городского дома-перистиля по мере его развития в Римской Северной Африке часто одна часть портика устранялась ради большего открытого пространства.

Конец римского дома является одним из признаков исчезновения поздней античности. Саймон П. Эллис написал в Американском журнале археологии, что это означает «исчезновение римского дома-перистиля, знаменующего конец древнего мира и его образа жизни». «После 550 года нашей эры новых домов-перистилей построено не было». Отмечая, что по мере того, как в пятом веке дома и виллы все чаще забрасывались, некоторые дворцовые сооружения были расширены и обогатились, поскольку власть и классическая культура сосредоточились в сужающемся классе, а общественная жизнь переместилась в базилику, или зал для аудиенций, магната.

В Восточной Римской империи поздняя античность сохранялась дольше: Эллис определил последний известный дом-перистиль, построенный с нуля, как Виллу Сокольничего в Аргосе, Пелопоннес, судя по стилю его напольных мозаик, примерно 530-550 гг. Существующие дома во многих случаях подразделялись для размещения большего и менее элитного населения в лабиринте небольших помещений, а портики с колоннами были заключены в небольшие ячейки, как в Доме Исихия в Кирена.

Другие виды использования

Хотя древнеегипетская архитектура предшествует греческой и римской архитектуре, историки часто используют греческий термин перистиль для описания аналогичных, более ранних сооружений в древнеегипетской дворцовой архитектуре и в левантийских домах, известных как ливанские дома.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий