Pont du Gard

В Пон-дю-Гар — древний римский акведук, построенный в первом веке нашей эры для транспортировки воды на расстояние более 50 км (31 миль) в римскую колонию Немаус (Ним). Он пересекает реку Гардон недалеко от города Верс-Пон-дю-Гар на юге Франции. Пон-дю-Гар — самый высокий из всех римских мостов-акведуков, а также один из наиболее хорошо сохранившихся. Он был добавлен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году из-за его исключительной сохранности, исторической важности и архитектурной изобретательности.

Описание

Мост имеет три яруса арок, сделанных из ракушечника, и имеет высоту 48,8 м (160 футов). Ранее акведук пропускал примерно 40 000 м3 (8 800 000 галлонов имп; 11 000 000 галлонов США) воды в день на расстояние более 50 км (31 миль) к фонтанам, баням и домам жителей Нима. Точная конструкция сооружения допускала средний уклон в 1 см (0,39 дюйма) на 182,4 м (598 футов). Возможно, он использовался еще в 6 веке, причем некоторые детали использовались значительно дольше, но отсутствие технического обслуживания после 4 века привело к засорению минеральными отложениями и мусором, которые в конечном итоге остановили поток воды.

Pont du Gard
Пон-дю-Гар, в Верс-Пон-дю-Гар, департамент Гард, Южная Франция. Пон-дю-Гар — самая известная часть римского акведука, который доставлял воду из Юзеса в Ним примерно до 9 века, когда от технического обслуживания отказались. Высота памятника составляет 49 м, а сейчас он 275 м в длину (в нетронутом состоянии был 360 м) на вершине. Это самый высокий римский акведук, но также один из наиболее хорошо сохранившихся (наряду с акведуком Сеговии). Пон-дю-Гар является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

После распада Римской империи и выхода из употребления акведука Пон-дю-Гар остался в основном нетронутым, выполняя второстепенную функцию платного моста. На протяжении веков местные лорды и епископы отвечали за его содержание, имея право взимать плату за проезд с путешественников, использующих его для переправы через реку. Со временем некоторые из его каменных блоков были разграблены, а в 17 веке был нанесен серьезный ущерб. Начиная с 18 века он привлекал все большее внимание и стал важным туристическим направлением. Серия ремонтных работ между 18 и 21 веками по заказу местных властей и французского государства завершилась в 2000 году открытием нового центра для посетителей и удалением транспорта и зданий с моста и территории непосредственно вокруг него. Сегодня это одна из самых популярных туристических достопримечательностей Франции, которая привлекла внимание целого ряда посетителей-литераторов и артистов.

Маршрут акведука Ним

Расположение Немауса (Ним) было несколько неудобным, когда дело доходило до обеспечения водоснабжения. Равнины лежат к югу и востоку от города, где любые источники воды находились бы на слишком низкой высоте, чтобы иметь возможность поступать в город, в то время как холмы на западе делали маршрут водоснабжения слишком сложным с инженерной точки зрения. Единственной реальной альтернативой было смотреть на север и, в частности, на территорию вокруг Учетии (Юзес), где есть природные источники.

Pont du Gard
Римский акведук от Фонтен-д’Эре близ Юзеса до Немауса (Ним) проходит через Пон-дю-Гар и многие другие важные мосты (не масштабировать).

Акведук Ним был построен для направления воды из источников Фонтен-д’Эре близ Юзеса в castellum divisorum (бассейн перераспределения) в Немаусе. Оттуда он был распространен по фонтанам, баням и частным домам по всему городу. Расстояние по прямой между ними составляет всего около 20 км (12 миль), но акведук проходит извилистым маршрутом протяженностью около 50 км (31 миля). Это было необходимо, чтобы обойти самые южные предгорья Центрального массива, известного как Гаррик-де-Ним. Их трудно пересечь, так как они покрыты густой растительностью и гарриком и изрезаны глубокими долинами. Римлянам было непрактично пытаться проложить туннель через холмы, поскольку для этого потребовался бы туннель протяженностью от 8 до 10 километров (5-6 миль), в зависимости от начальной точки. Таким образом, русло примерно V-образной формы вокруг восточной оконечности Гаррик-де-Ним было единственным практичным способом транспортировки воды из источника в город.

Фонтен-д’Эре, расположенный на высоте 76 м (249 футов) над уровнем моря, всего на 17 м (56 футов) выше, чем бассейн перераспределения в Ниме, но это обеспечило достаточный уклон для поддержания постоянного притока воды к 50 000 жителям римского города. Средний уклон акведука составляет всего 1 к 3000. Он сильно варьируется по своему течению, но на некоторых участках составляет всего 1 к 20 000. Сам Пон–дю-Гар спускается на 2,5 см (0,98 дюйма) на 456 м (1496 футов), уклон равен 1 к 18 241.Средний уклон между началом и концом акведука намного мельче, чем это было обычно для римских акведуков — всего лишь около десятой части среднего уклона некоторых акведуков в Риме.

Причина разницы в уклонах вдоль маршрута акведука заключается в том, что равномерный уклон означал бы, что Пон-дю-Гар был бы невероятно высоким, учитывая ограничения технологий того времени. Изменяя уклон маршрута, инженеры акведука смогли снизить высоту моста на 6 метров (20 футов) до 48,77 метров (160,0 футов) над рекой – все еще исключительно высокую по римским стандартам, но в допустимых пределах. Это ограничение по высоте регулировало профиль и уклоны всего акведука, но оно было достигнуто ценой создания «прогиба» в середине акведука. Профиль уклона перед Пон-дю-Гаром относительно крутой, он снижается на 0,67 метра (2 фута 2 дюйма) на километр, но после этого он снижается всего на 6 метров (20 футов) на протяжении оставшихся 25 километров (16 миль). На одном участке извилистый маршрут между Пон-дю-Гар и Сен-Бонне потребовал от римских инженеров необычайной точности, которым приходилось допускать падение всего на 7 миллиметров (0,28 дюйма) на 100 метров (330 футов) трубопровода.

Pont du Gard
Каменные блоки Пон-дю-Гара, некоторые из которых весят до шести тонн, были точно подогнаны друг к другу без использования строительного раствора.

Подсчитано, что по акведуку в город поступало около 40 000 кубических метров (8 800 000 имп. галлонов) воды в день на то, чтобы пройти от источника до города, уходило почти 27 часов. Вода поступила в castellum divisorum в Ниме – открытый неглубокий круглый бассейн диаметром 5,5 м и глубиной 1 м. Он должен был быть окружен балюстрадой внутри какого-то ограждения, вероятно, под каким-то небольшим, но тщательно продуманным павильоном. При раскопках были обнаружены фрагментарные следы черепичной крыши, коринфских колонн и фрески, украшенной рыбами и дельфинами. Вода из акведука поступала через отверстие шириной 1,2 метра (3 фута 11 дюймов), а десять больших отверстий в облицовочной стене, каждое шириной 40 сантиметров (16 дюймов), направляли воду в главные водопроводные трубы города. В полу также были расположены три больших дренажа, возможно, для того, чтобы можно было быстро затопить близлежащий амфитеатр для проведения наумахии (учебных морских сражений).

Источник все еще существует, и сейчас на его месте находится небольшая современная насосная станция. Его вода чистая, но с высоким содержанием растворенного карбоната кальция, выщелоченного из окружающего известняка. Это создало у римлян серьезные проблемы с обслуживанием акведука, поскольку карбонаты выпадали в осадок из воды во время ее прохождения по трубопроводу. Это привело к постепенному уменьшению расхода в акведуке из-за отложений известкового агломерата. Еще одну угрозу представляла растительность, пробивающаяся сквозь каменную крышку канала. Помимо препятствия течению воды, свисающие корни занесли водоросли и бактерии, которые разлагались в процессе, называемом биолитогенезом, образуя конкременты внутри трубопровода. Он требовал постоянного технического обслуживания со стороны circitores, рабочих, ответственных за содержание акведука, которые ползали по трубопроводу, очищая стены и удаляя всю растительность.

Pont du Gard
Вид на Пон-дю-Гар с соседнего моста.

Большая часть акведука Ним была построена под землей, что было типично для римских акведуков. Он был построен путем рытья траншеи, в которой был построен каменный канал, окруженный арочной крышей из каменных плит, которую затем засыпали землей. Некоторые участки канала проложены в твердой породе. В общей сложности 35 км (22 мили) акведука было построено под землей. Остальное приходилось выносить на поверхность по трубопроводам, проложенным на стене или по арочным мостам. Некоторые существенные остатки наземных сооружений все еще можно увидеть сегодня, например, так называемый «Мост Ру», который простирается на сотни метров вокруг Верса и все еще достигает 7,5 м (25 футов) в высоту. Другие сохранившиеся части включают Пон-де-Борнегр, три арки, через которые проходит акведук длиной 17 м (56 футов) через ручей; Пон-де-Сартанетт, недалеко от Пон-дю-Гар, который пересекает небольшую долину длиной 32 м (105 футов); и три секции туннеля акведука возле Серньяка, длиной до 66 м (217 футов). Однако Пон-дю-Гар, безусловно, является наиболее хорошо сохранившейся частью всего акведука.

 

Описание моста

Построенный на трех уровнях, мост имеет высоту 49 м (161 фут) над рекой при низкой воде и длину 274 м (899 футов). Его ширина варьируется от 9 м (30 футов) внизу до 3 м (9,8 фута) вверху. Три уровня арок углублены, основные опоры расположены на одной линии друг над другом. Пролет арок немного отличается, поскольку каждая из них была сконструирована независимо, чтобы обеспечить гибкость для защиты от просадки. На каждом уровне разное количество арок:

Уровень Количество арок Длина уровня Толщина опор Высота арок
Нижний (1-й ряд) 6 142 м (466 футов) 6 м (20 футов) 22 м (72 фута)
Средний (2-й ряд) 11 242 м (794 фута) 4 м (13 футов) 20 м (66 футов)
Верхний (3-й ряд) 35 (первоначально 47) 275 м (902 фута) 3 м (9,8 фута) 7 м (23 фута)

Первый уровень Пон-дю-Гар примыкает к автомобильному мосту, который был пристроен в 18 веке. Водовод, или спекус, высотой около 1,8 м (6 футов) и шириной 1,2 м (4 фута), проходит в верхней части третьего уровня. Верхние уровни моста слегка изогнуты в направлении вверх по течению. Долгое время считалось, что инженеры спроектировали его таким образом намеренно, чтобы укрепить конструкцию моста против потока воды, подобно стене плотины. Однако микротопографическое исследование, проведенное в 1989 году, показало, что изгиб вызван тем, что камень расширяется и сжимается примерно на 5 мм (0,20 дюйма) в день под воздействием солнечного жара. На протяжении веков этот процесс приводил к нынешней деформации. 

Пон-дю-Гар был построен в основном без использования строительного раствора или хомутов. Здесь содержится около 50 400 тонн известняка объемом около 21 000 м3 (740 000 кубических футов); некоторые отдельные блоки весят до 6 тонн. Большая часть камня была добыта в местном карьере Эстель, расположенном примерно в 700 метрах (2300 футов) ниже по течению, на берегу реки Гардон. Крупнозернистый мягкий красновато-шелушащийся известняк, известный в местных условиях как «Пьер де Вер», очень хорошо подходит для производства объемного камня. Блоки были точно подогнаны друг к другу за счет трения и силы тяжести, что исключало необходимость в растворе. Строители также оставили надписи на каменной кладке, передающие различные сообщения и инструкции. Многие блоки были пронумерованы и помечены необходимыми местоположениями, такими как fronte dextra или fronte sinistra (спереди справа или спереди слева), чтобы ориентировать строителей.

Метод строительства довольно хорошо понятен историкам. Покровитель акведука – богатый человек или сам город Ним – нанял бы большую команду подрядчиков и квалифицированных рабочих. Геодезист или мензор спланировал маршрут, используя грому для визирования, хоробаты для выравнивания и набор измерительных шестов длиной в пять или десять римских футов. Его рисунки и, возможно, диаграммы были записаны на восковых табличках, которые позже были занесены в свитки. Строители, возможно, использовали шаблоны для выполнения задач, требующих высокой степени точности, таких как вырезание стандартных блоков, из которых был построен водовод.

Строители широко использовали краны и блоки и тали, чтобы поднимать камни на место. Большую часть работы можно было бы выполнить с помощью простых ножниц, приводимых в действие лебедкой. Для самых больших блоков использовалась бы массивная беговая дорожка, приводимая в движение человеком; такие машины все еще использовались в каменоломнях Прованса вплоть до начала 20 века. Для поддержки моста во время его строительства были возведены сложные строительные леса. Большие блоки были оставлены выступающими из моста для поддержки рам и лесов, использовавшихся при строительстве. Акведук в целом был бы очень дорогостоящим предприятием; Эмиль Эсперандье оценил стоимость в более чем 30 миллионов сестерциев, что эквивалентно 50-летнему окладу 500 новобранцев римского легиона.

Особенности Пон-дю-Гара

Хотя внешний вид Пон-дю-Гара грубый и относительно незаконченный, строители позаботились о том, чтобы внутренняя часть водовода была как можно более гладкой, чтобы не препятствовать течению воды. Стены трубопровода были построены из обработанной каменной кладки, а пол — из бетона. Оба были покрыты штукатуркой, включающей мельчайшие осколки керамики и плитки. Он был окрашен оливковым маслом и покрыт мальтой, смесью гашеного лайма, свиного жира и вязкого сока незрелого инжира. Таким образом получилась гладкая и прочная поверхность.

Хотя Пон-дю-Гар славится своим внешним видом, его конструкция не является оптимальной, поскольку техника укладки арок друг на друга является неуклюжей и неэффективной (и, следовательно, дорогостоящей) с точки зрения количества необходимых материалов. Более поздние акведуки имели более сложную конструкцию, в которой чаще использовался бетон для уменьшения их объема и стоимости строительства. Мост-акведук в Сеговии и Пон-де-ле-Ферререс имеют примерно одинаковую длину, но используют гораздо меньше арок. Римские архитекторы в конце концов смогли полностью отказаться от «укладки». В Акуэдукто-де-лос-Милагрос в Мериде, Испания и мост-акведук Шабе-Илелуин, недалеко от Черчелля, Алжир используются высокие, стройные опоры, построенные сверху донизу из облицованной бетоном каменной кладки и кирпича.

История

Строительство акведука долгое время приписывали зятю и помощнику римского императора Августа, Марку Випсанию Агриппе, примерно в 19 году до нашей эры. В то время он служил эдилом, старшим магистратом, ответственным за управление водоснабжением Рима и его колоний. Эсперандье, писавший в 1926 году, связал строительство акведука с визитом Агриппы в Нарбоненсис в том году. Более новые раскопки предполагают, что строительство могло происходить между 40 и 60 годами нашей эры. Строителям акведука в Ниме пришлось обходить туннели времен Августа, а монеты, обнаруженные в водостоке в Ниме, не старше правления императора Клавдия (41-54 годы нашей эры). На этом основании команда, возглавляемая Гильемом Фабром, утверждала, что строительство акведука, должно быть, было завершено примерно в середине 1 века нашей эры. Считается, что на строительство ушло около пятнадцати лет, на нем было занято от 800 до 1000 рабочих.

Pont du Gard
Гравюра Пон-дю-Гара Шарля-Луи Клериссо, 1804, показывающая серьезно обветшалое состояние моста в начале 19 века.

Начиная с 4 века, обслуживанием акведука пренебрегали, поскольку последовательные волны захватчиков разрушали регион. Он забился мусором, наростами и корнями растений, что значительно уменьшило приток воды. Образующиеся отложения в трубопроводе, состоящие из слоев грязи и органических материалов, имеют толщину до 50 см (20 дюймов) на каждой стенке. Анализ отложений первоначально показал, что он продолжал снабжать водой Ним вплоть до IX века, но более поздние исследования показывают, что он вышел из употребления примерно к VI веку, хотя его части, возможно, продолжали использоваться значительно дольше.

Хотя некоторые из его камней были разграблены для использования в других местах, Пон-дю-Гар остался в основном нетронутым. Его выживание было обусловлено использованием в качестве платного моста через долину. В 13 веке французский король предоставил сеньорам Юзеса право взимать плату за проезд с тех, кто пользуется мостом. Позже это право перешло к епископам Юзеса. В свою очередь, они отвечали за поддержание моста в хорошем состоянии. Однако он серьезно пострадал в 1620-х годах, когда Анри, герцог Роганский использовал мост для перевозки своей артиллерии во время войн между французскими роялистами и гугенотами, которыми он руководил. Чтобы освободить место для прохождения своей артиллерии по мосту, герцог приказал срезать одну сторону второго ряда арок на глубину примерно в треть их первоначальной толщины. Это оставило зазор на нижней палубе, достаточно широкий, чтобы вместить повозки и пушки, но при этом серьезно ослабило мост.

В 1703 году местные власти отремонтировали Пон-дю-Гар, чтобы заделать трещины, заполнить колеи и заменить камни, утраченные в предыдущем столетии. Новый мост был построен инженером Анри Пито в 1743-47 годах рядом с арками нижнего уровня, чтобы дорожное движение могло пересекаться по специально построенному мосту. Романист Александр Дюма резко критиковал строительство нового моста, отметив, что «он был зарезервирован для восемнадцатого века, чтобы опозорить памятник, который варвары пятого века не посмели разрушить». Пон-дю-Гар продолжал разрушаться, и к тому времени, когда Проспер Мериме увидел его в 1835 году, он подвергался серьезному риску обрушения из-за эрозии и потери каменной кладки.

Pont du Gard
Западная оконечность Пон-дю-Гара в 1891 году, на которой показана лестница, установленная Шарлем Лайсне, чтобы посетители могли входить в трубопровод.

Наполеон III, который очень восхищался всем римским, посетил Пон-дю-Гар в 1850 году и проявил к нему пристальный интерес. Он одобрил планы архитектора Шарля Лайсне отремонтировать мост в рамках проекта, который осуществлялся между 1855 и 1858 годами при финансировании Государственного министерства. Работы включали в себя существенные ремонтные работы, которые включали замену разрушенного камня, заливку некоторых опор бетоном для повышения устойчивости и улучшение дренажа за счет отделения моста от акведука. На одном конце были установлены лестницы, а стены трубопровода отремонтированы, что позволило посетителям проходить по самому трубопроводу в разумных условиях безопасности.

Впоследствии был реализован ряд проектов по укреплению опор и арок Пон-дю-Гара. За последнее столетие он пережил три серьезных наводнения; в 1958 году весь нижний ярус был затоплен гигантским наводнением, которое смыло другие мосты, а в 1998 году еще одно крупное наводнение затронуло этот район. В 2002 году произошло еще одно наводнение, серьезно повредившее близлежащие объекты.

Пон-дю-Гар был добавлен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году по критериям «Творческий гений человека; свидетельство культурной традиции; значение для истории человечества». В описании к списку говорится: «Инженеры-гидротехники и … архитекторы, задумавшие этот мост, создали как технический, так и художественный шедевр».

Туризм

Пон-дю-Гар был туристической достопримечательностью на протяжении веков. Выдающееся качество кладки моста привело к тому, что он стал обязательной остановкой для французских подмастерьев-каменщиков в их традиционном турне по стране (Compagnons du Tour de France), многие из которых оставили свои имена на каменной кладке. Начиная с 18 века, особенно после строительства нового автомобильного моста, он стал известным перевалочным пунктом для путешественников во время Большого тура и приобретал все большую известность как объект исторической важности и национальной гордости Франции.

Pont du Gard
Точка доступа к внутренней части акведука Пон-дю-Гар.

Мост долгое время ассоциировался с французскими монархами, стремившимися ассоциировать себя с символом римской императорской власти. Король Франции Карл IX посетил его в 1564 году во время своего Большого турне по Франции и был встречен грандиозным развлечением, устроенным герцогом д’Юзесом. Двенадцать молодых девушек, одетых как нимфы, вышли из пещеры на берегу реки недалеко от акведука и преподнесли королю выпечку и консервированные фрукты. Столетие спустя Людовик XIV и его двор посетили Пон-дю-Гар во время визита в Ним в январе 1660 года, вскоре после подписания Пиренейского мирного договора. В 1786 году его пра-пра-правнук Людовик XVI поручил художнику Юберу Роберу изготовить серию картин с изображением римских руин южной Франции, чтобы повесить в новой столовой короля во дворце Фонтенбло, включая картину, изображающую Пон-дю-Гар в идеализированном пейзаже. Комиссия должна была подтвердить связи между французской монархией и имперским прошлым. Наполеон III в середине 19 века сознательно отождествлял себя с Августом и с большим уважением относился к римским древностям; его покровительство реставрации моста в 1850-х годах имело важное значение для его выживания.

Pont du Gard
Вид с Пон-дю-Гара.

К 1990-м годам Пон-дю-Гар стал чрезвычайно популярной туристической достопримечательностью, но был перегружен движением – транспортным средствам по-прежнему разрешалось проезжать по автомобильному мосту 1743 года постройки — и был загроможден незаконно построенными сооружениями и туристическими магазинами, расположенными вдоль берегов реки. Как выразился архитектор Жан-Поль Вигье, «жажда наживы» превратила Пон-дю-Гар в «ярмарочный аттракцион». В 1996 году Генеральный совет департамента Гард начал крупный четырехлетний проект по благоустройству территории, спонсируемый правительством Франции совместно с местными источниками, ЮНЕСКО и ЕС. Вся территория вокруг моста была пешеходной, а на северном берегу по проекту Жан-Поля Вигье был построен новый центр для посетителей. Перепланировка привела к тому, что территория вокруг Пон-дю-Гара теперь намного тише из-за прекращения движения транспортных средств, а новый музей обеспечивает значительно улучшенный исторический контекст для посетителей. Сегодня Пон-дю-Гар входит в пятерку крупнейших туристических достопримечательностей Франции, в 2001 году его посетили 1,4 миллиона человек.

Литературные посетители

С тех пор, как он стал туристическим направлением, многие романисты посетили Пон-дю-Гар и написали об этом впечатлении. Жан-Жак Руссо был ошеломлен, когда впервые посетил его в 1738 году: 

Мне сказали пойти и посмотреть на Пон-дю-Гар; я не преминул это сделать. Это была первая работа римлян, которую я увидел. Я ожидал увидеть памятник, достойный рук, которые его построили. На этот раз объект превзошел мои ожидания, единственный раз в моей жизни. Только римляне могли произвести такой эффект. Вид этой простой и благородной работы поразил меня тем больше, что она находится посреди дикой природы, где тишина и уединение делают объект более поразительным, а восхищение — более живым; ведь этот так называемый мост был всего лишь акведуком. Спрашиваешь себя, какая сила перенесла эти огромные камни так далеко от любого карьера и что объединило силы стольких тысяч мужчин в месте, где никто из них не живет. Я бродил по трем этажам этого великолепного здания, хотя мое уважение к нему почти удерживало меня от того, чтобы растоптать его ногами. Эхо моих шагов под этими огромными сводами заставило меня вообразить, что я слышу сильные голоса тех, кто их построил. Я чувствовал себя затерянным, как насекомое, в этой необъятности. Делая себя маленьким, я почувствовал нечто неопределимое, что возвысило мою душу, и я сказал себе со вздохом: «Почему я не родился римлянином!»

Писатель Генри Джеймс, посетивший город в 1884 году, был впечатлен подобным образом; он описал Пон-дю-Гар как «невыразимо внушительный, и ничто не могло быть более римским». Он прокомментировал:

Масштабность, основательность, неожиданность, монументальная прямота всего этого не оставляют вам ничего, что можно было бы сказать — на тот момент – и заставляют вас стоять и глазеть. Вы просто чувствуете, что он благороден и совершенен, что в нем есть качество величия … Когда начали сгущаться смутные сумерки, одинокая долина, казалось, наполнилась тенью римского имени, как будто могущественная империя все еще была такой же незыблемой, как опоры акведука; и одинокому туристу, сидящему там сентиментальному, было открыто поверить, что ни один народ никогда не был и никогда не будет таким великим, измеряемым, как мы измеряем величие отдельной личности, тем толчком, который они придавали тому, что они предпринимали. Пон-дю-Гар — одно из трех или четырех самых глубоких впечатлений, которые они оставили; он говорит о них так, что они могли бы остаться довольны.

Писатель середины 19 века Джозеф Мери написал в своей книге 1853 года «Итальянские нюансы, состязания ноктюрнов», что, увидев Пон-дю-Гар:

[O] ne немеет от изумления; вы идете по пустыне, где ничто не напоминает вам о человеке; земледелие исчезло; здесь есть овраги, вересковые пустоши, каменные глыбы, заросли камыша, дубы, сбитые в кучу, ручей, который течет меланхоличным берегом, дикие горы, тишина, подобная тишине Фиваиды, и посреди этого пейзажа возникает самый великолепный объект, который цивилизация создала во славу изобразительного искусства.

Pont du Gard
Пон-дю-Гар, написанный Юбером Робером для короля Людовика XVI в 1786 году.

Илер Беллок написал в 1928 году , что:

Когда видишь эту вещь, все, что о ней говорят, становится правдой. Ее изоляция, ее достоинство, ее вес — все это ужасно. Похоже, что он был построен задолго до всех известных событий существами, более могущественными, чем мы, и должен был простоять еще долго после распада нашей мелкой расы. В нем можно отдохнуть. Я признаюсь в большом нежелании восхвалять то, что превозносилось слишком много; но это так. Человек, страдающий от беспорядков нашего времени, мог бы заняться чем-нибудь похуже, чем разбить лагерь на три дня, ловить рыбу и купаться в тени Пон-дю-Гара.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий