Португальская архитектура относится как к архитектуре современной территории Португалии в континентальной Португалии, на Азорских островах и Мадейре, так и к архитектурному наследию/памятникам португальских архитекторов и стилей по всему миру, особенно в странах, ранее входивших в состав Португальской империи.
Как и все аспекты португальской культуры, португальская архитектура отражает художественное влияние различных культур, которые либо населяли Португалию, либо контактировали с португальцами на протяжении истории Португалии, в том числе галаэков, лузитанцев, кельтиберов, римлян, свевов, вестготов, мавров, гоанов, маканезов, кристангов и многих других. Благодаря истории Португальской империи в нескольких странах по всему миру сохранилось значительное наследие португальской колониальной архитектуры, в частности в Бразилии и Уругвае в Северной и Южной Америке, в Анголе, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Бенине, Гане, Марокко, Гвинее-Бисау, Зимбабве и Мозамбике в Африке, а также в Китае, Индии, Индонезии, Малайзии и Восточном Тиморе в Азии.
На протяжении веков в португальской архитектуре преобладали различные художественные стили и направления, в том числе романский, готический, мануэлинский, португальский ренессанс, португальское барокко, рококо, помбальский, неомануэлинский, мягкий португальский стиль и современная архитектура. Среди известных португальских архитекторов прошлого были Диогу де Арруда (XV–XVI вв.), Жуан Антунеш (XVII в.), Эужениу душ Сантуш и Карлуш Мардель (XVIII в.), Жозе Луис Монтейру (XIX в.), Рауль Лину, Кассиану Бранку и Фернанду Тавора (XX в.). Среди известных ныне живущих архитекторов — Гонсалу Бирн, Эдуарду Соуту де Моура (лауреат Притцкеровской премии), Антониу Мария Брага, Жуан Каррилью да Граса и Алвару Сиза Виейра (лауреат Притцкеровской премии).
- История
- Мегалитический период
- Кельтский период
- Римский период
- Дороманский и вестготский периоды
- Мавританский период
- Португальский романский стиль
- Готический период
- Стиль Мануэлине
- Португальский Ренессанс
- Маньеризм
- Период барокко
- Стиль рококо
- Стиль помбалине
- Неоклассический
- Нео-Мануэлино
- Neo-Mudéjar
- Чугунная архитектура
- Art Nouveau
- Современная архитектура
- Региональная архитектура
- Азорские острова
- Мадейра и Порту-Санту
История
Мегалитический период
Самые ранние примеры архитектурной деятельности в Португалии относятся к неолиту и представляют собой сооружения, связанные с мегалитической культурой. Внутренние районы Португалии усеяны большим количеством дольменов (называемых антами или дольменами), курганов (мамоасами) и менгиров. Регион Алентежу особенно богат мегалитическими памятниками, такими как знаменитый Анта-Гранде-ду-Замбужейру, расположенный недалеко от Эворы. Стоячие камни можно найти отдельно стоящими или образующими круглые массивы (каменные круги или кромлехи).Кромлех Альмендрес, также расположенный недалеко от Эворы, является крупнейшим на Пиренейском полуострове и состоит почти из 100 менгиров, расположенных двумя эллиптическими рядами с ориентацией с востока на запад.
Кельтский период
Доисторические кельтские укреплённые поселения, относящиеся к эпохе энеолита, находятся вдоль реки Тежу, например, Вила-Нова-де-Сан-Педру недалеко от Картахены и Кастро-де-Самбужаль недалеко от Торрес-Ведраша. Эти поселения были заселены примерно в 2500–1700 годах до н. э. и были окружены каменными стенами и башнями, что свидетельствует о конфликтах того времени.
Примерно с VI века до н. э. в Северной Португалии, а также в соседней Галисии развивалась кельтская культура Кастро (cultura castreja). В этом регионе было много крепостей-городищ (называемых citânias или cividades), которые по большей части продолжали существовать и при римском владычестве, когда эта территория вошла в состав провинции Галлеция. Известными археологическими памятниками Кастро являются Цитания-де-Санфинс, недалеко от Пасуш-де-Феррейра, Цитания-де-Бритейруш и Цитания-де-Саброзу , недалеко от Гимарайнша, и Чивидаде-де-Террозу, недалеко от Повуа-ду-Варзим. По соображениям обороны эти городища были построены на возвышенности и были окружены кольцами каменных стен (у Террозо было три стенных кольца). Дома внутри замков были длиной от 3,5 до 5 метров, в основном круглые, но встречались и прямоугольные, каменные, с соломенными крышами, которые опирались на деревянную колонну в центре здания. Их улицы были довольно прямыми, что говорит о какой-то форме централизованной организации. В некоторых из них, например в Бритейросе и Санфине, были построены бани.
Римский период
Архитектура значительно развилась во II веке до н. э. с приходом римлян, которые называли Пиренейский полуостров Испанией. Завоёванные поселения и деревни часто модернизировались по римским образцам: строились форумы, улицы, театры, храмы, бани, акведуки и другие общественные здания. Для связи городов и других поселений была построена эффективная сеть дорог и мостов.
Брага (Бракара-Августа) была столицей провинции Галлеция и до сих пор сохранила остатки общественных бань, общественного фонтана (называемого Фонтаном Идола) и театра. В Эворе хорошо сохранился римский храм, вероятно, посвящённый культу императора Августа. . Римский мост пересекает реку Тамега у города Шавеш (Аква-Флавиа). В Лиссабоне (Олиссипо) в районе Алфама сохранились остатки театра.
Лучше всего сохранились руины римской деревни Конимбрига, расположенной недалеко от Коимбры. В ходе раскопок были обнаружены городские стены, бани, форум, акведук, амфитеатр и дома для представителей среднего класса (инсулы), а также роскошные особняки (домы) с внутренними двориками, украшенными мозаикой. Ещё одна важная раскопанная римская деревня — Миробрига, недалеко от Сантьягу-ду-Касен, с хорошо сохранившимся римским храмом, банями, мостом и остатками единственного в Португалии римского ипподрома.
В глубине страны богатые римляне строили виллы — загородные дома, предназначенные для занятий сельским хозяйством. Во многих виллах были такие удобства, как бани, и они были украшены мозаикой и картинами. Важными достопримечательностями являются виллы Писош (недалеко от Бежи), Торре-де-Пальма (недалеко от Монфорте) и Сентум-Селлас (недалеко от Бельмонте). В последней хорошо сохранились руины трёхэтажной башни, которая была частью резиденции владельца виллы.
Дороманский и вестготский периоды
Римское господство в Испании закончилось вторжением германских народов (особенно свевов и вестготов) в V веке нашей эры. От периода вестготского господства (ок. 580–770 гг.) сохранилось очень мало зданий, большинство из которых были перестроены в последующие века. Одно из них — небольшая часовня Святого Фрутуозо недалеко от Браги, которая была частью вестготского монастыря, построенного в VII веке. Здание имеет план этажа с с прямоугольными подлокотниками и центральным куполом; и купол, и подлокотники часовни украшены арочными рельефами. В часовне явно прослеживается влияние византийских зданий, таких как Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне.
После 711 года, в период господства мавров на Пиренейском полуострове, христианское королевство Астурия (ок. 711–910 гг.), расположенное в северной части полуострова, было центром сопротивления (см. Реконкиста). Кроме того, многие христиане (мосарабы) жили на мавританских территориях, и им разрешалось исповедовать свою религию и строить церкви. Астурийская архитектура и мосарабское искусство повлияли на христианские постройки на будущей территории Португалии, о чём свидетельствуют немногие сохранившиеся сооружения этого периода. Самым важным из них является церковь Сан-Педру-де-Луроза, расположенная недалеко от Олива-ду-Оспиталь, на которой есть надпись, указывающая на 912 год как на год её постройки. Церковь представляет собой базилику с тремя нефами, разделёнными подковообразными арками, нартексом на фасаде и многостворчатыми подковообразными окнами в центральном нефе.
К другим дороманским церквям, в которых сочетаются астурийские и мосарабские черты, относятся Сан-Педру-де-Балсемао недалеко от Ламего с планом базилики и часовня Сан-Жуан-ди-Мелиде недалеко от Назаре. Некоторые авторы оспаривают их принадлежность к вестготской эпохе, утверждая, что они были построены позже и дополнены новыми элементами. Внутренние пространства этих зданий разделены типичными подковообразными арками. Византийская часовня Святого Фрутуозо также была перестроена в X веке, когда боковые часовни получили круглую планировку и подковообразные арки.
Мавританский период
Вторжение на Пиренейский полуостров в 711 году мавров из Магриба положило конец правлению вестготов в Испании, которую пришельцы назвали Аль-Андалус. Мавританское присутствие повлияло на искусство и архитектуру, особенно в Южной Португалии, где Реконкиста завершилась в 1249 году. Здания того периода часто строились из трамбованной земли (тайпа) и самана с последующей побелкой. Традиционные дома в городах и деревнях Португалии могут иметь простые белые фасады, напоминающие об исламском влиянии. Некоторые южные кварталы, такие как старый район Алфама в Лиссабоне, сохранили планировку улиц мусульманских времен. Однако, в отличие от соседней Испании, очень немногие исламские здания в Португалии сохранились в первозданном виде до наших дней.
- Замки
Хотя многие из них были построены в исламский период, большинство португальских замков были значительно перестроены после христианского завоевания.
Лучше всего сохранился замок Силвеш, расположенный в Силвеше, древней столице Аль-Гарба, современного Алгарве. Замок Силвеш, построенный между VIII и XIII веками, сохранил свои стены и квадратные башни мавританского периода, а также цистерны XI века — резервуары для воды, которые использовались в случае осады. Старый центр города — Альмедина — был защищён стеной и несколькими укреплёнными башнями и воротами, части которых сохранились.
Ещё один примечательный исламский замок в Алгарве — замок Падерне, разрушенные стены которого свидетельствуют о том, что при его строительстве использовалась техника тайпа. В мавританском замке Синтра недалеко от Лиссабона также сохранились остатки стен и цистерны того времени. Часть мавританских городских стен сохранилась в Лиссабоне (так называемая Старая крепость) и Эворе, а мавританские городские ворота с характерным подковообразным профилем можно увидеть в Фару и Элваше.
- Мечети
Во время мусульманского владычества на территории Португалии было построено множество мечетей, но практически все они были либо разрушены, либо перестроены и превращены в церкви и соборы. Единственным сохранившимся примером бывшей мечети в Португалии является нынешняя главная церковь Мертолы, которая изначально была мечетью Мертолы, построенной в XII веке. После того как деревня была отвоёвана, мечеть была частично перестроена и превращена в церковь. Внутри здание имеет почти квадратную планировку с четырьмя нефами и в общей сложности 12 колоннами, поддерживающими сводчатый потолок в стиле мануэлино с нервюрами XVI века. Изменения в крыше и удаление нефов придали зданию христианские архитектурные черты. Несмотря на изменения, оригинальный лабиринтообразный интерьер с «лесом» колонн, тремя подковообразными арками с альфизом, внутренней стеной с украшенной нишей, михрабом, указывающим на Мекку, демонстрирует те же современные исламские черты, что и в Испании и Магрибе.
Португальский романский стиль
Романский стиль появился в Португалии в конце XI — начале XII века. Самыми влиятельными из первых португальских памятников в романском стиле были собор в Браге и монастырь в Ратисе. Собор в Браге был перестроен в 1070-х годах епископом Педру и освящён в 1089 году, хотя в то время была закончена только апсида. Амбициозный план епископа состоял в том, чтобы создать паломническую церковь с тремя нефами с проходами, амбулаторией и большим трансептом,,. Реликвией этого раннего проекта может быть небольшая восточная часовня, расположенная в настоящее время за пределами самой церкви.
Строительная деятельность активизировалась после 1095 года, когда граф Генрих вступил во владение графством Портукаленсе. Граф Генрих прибыл в Португалию с несколькими дворянами, а также бенедиктинскими монахами из аббатства Клюни, которое возглавлял брат Генриха, Гуго. Бенедиктинцы и другие религиозные ордена дали мощный толчок развитию романской архитектуры на протяжении всего XII века. Граф Генрих спонсировал строительство монастыря Ратисбоны (начатое в 1096 году), одного из важнейших сооружений первого португальского романского стиля, хотя проект несколько раз менялся в течение XII века. Архитектура и скульптуры этого храма, на которые повлияли различные архитектурные стили, делают его интересным для изучения, что отразилось на дальнейшем развитии романского искусства в зарождающемся португальском королевстве.
Поклонение Браге и ставкам было очень влиятельным в Северной Португалии. Сохранившиеся романские монастырские церкви XII века находятся в Манхенте (недалеко от Барселуша) с порталом, датируемым примерно 1117 годом; в Риу-Мау (недалеко от Вила-ду-Конде) с исключительной апсидой, датируемой 1151 годом; в Траванке (недалеко от Амаранте); в Пасу-де-Суза (недалеко от Пенафиела); в Браваэше (недалеко от Понте-да-Барка), Помбейру (недалеко от Фелгейраша) и многих других.
Расцвет романского стиля в Португалии происходил по пути с севера на юг во время Реконкисты, особенно во время правления Афонсу Энрикеша, сына графа Генриха и первого короля Португалии. В Коимбре Афонсу Энрикеш основал монастырь Санта-Крус, один из важнейших монастырей того времени, хотя нынешнее здание является результатом реконструкции XVI века. Афонсу Энрикес и его преемники также спонсировали строительство многих соборов в епископских резиденциях по всей стране. К этому поколению романских соборов относятся уже упомянутые соборы в Браге, Порту, Коимбре, Визеу, Ламегу и Лиссабоне.
Позже все португальские романские соборы были значительно изменены, за исключением собора Коимбры (начат в 1162 году), который остался неизменным. Коимбра Собор представляет собой латинский крест церкви с тремянефами, неф, а Трансепт с короткими руками и три Восточно-часовен. Центральный проход перекрыт каменным бочкообразным сводом, в то время как боковые проходы перекрыты паховыми сводами. Второй этаж центрального нефа имеет арочную галерею (трифорий), а пересечение нефов увенчано куполом. Эта общая схема схожа со схемой собора Сантьяго-де-Компостела в Галисии, хотя здание в Коимбре гораздо менее масштабное.
Лиссабонский собор (строительство которого началось в 1147 году) очень похож на собор в Коимбре, за исключением того, что западный фасад обрамляют две массивные башни, как и в других соборах, таких как в Порту и Визеу. В целом португальские соборы имели тяжёлый, похожий на крепость вид, с зубцами и небольшим количеством украшений, кроме порталов и окон.
Замечательным религиозным сооружением в романском стиле является Круглая церковь (Ротонда) в замке Томар, построенная во второй половине XII века рыцарями-тамплиерами. Церковь представляет собой круглое сооружение с центральным восьмиугольным сводом и, вероятно, была построена по образцу Купола Скалы в Иерусалиме, который крестоносцы ошибочно считали остатком Храма Соломона. Храм Гроба Господня в Иерусалиме также мог служить образцом.
- Замки
Неспокойные времена португальской Реконкисты означали, что для защиты деревень от нападений мавров и кастильцев пришлось построить множество замков. Король Афонсу Энрикеш спонсировал строительство многих укреплений (часто перестраивая мавританские замки, такие как Лиссабонский замок), и предоставлял земли военным орденам — в частности, рыцарям-тамплиерам и рыцарям-госпитальерам, — которые отвечали за защиту границ и деревень. Рыцари-тамплиеры построили несколько крепостей вдоль реки Тежу, таких как замки Понтал, Томар, Бельвер и Алмурол. Считается, что они ввели в португальскую военную архитектуру донжон.
Готический период
Готическая архитектура была привнесена в Португалию орденом цистерцианцев. Первым полностью готическим зданием в Португалии является церковь монастыря Алкобаса, великолепный образец ясных и простых архитектурных форм, которые предпочитали цистерцианцы. Церковь была построена между 1178 и 1252 годами в три этапа и, по-видимому, была вдохновлена аббатством Клерво в Шампани. Его три прохода очень высокие и стройные, что создает исключительное впечатление высоты. Вся церковь покрыта ребристыми сводами, а в главной часовне есть амбулатория и ряд сияющих часовен. Свод амбулатории снаружи поддерживается летающими контрфорсами, типичными чертами готической архитектуры и новинкой того времени в Португалии.
После основания Алкобасы готический стиль распространялся в основном благодаря нищенствующим орденам (в основном францисканцам, августинцам и доминиканцам). В XIII и XIV веках в городских центрах было основано несколько монастырей, важные примеры которых можно найти в Порту (церковь Сан-Франсишку), Коимбре (монастырь Санта-Клара-а-Велья), Гимарайнше (Сан-Франсишку, Сан-Домингуш), Сантарене (Сан-Франсишку, Санта-Клара), Элваше (Сан-Домингуш), Лиссабоне (руины монастыря Карму) и во многих других местах. Готические церкви нищенствующих монахов обычно имели трёхнефный неф, покрытый деревянной крышей, и апсиду с тремя часовнями, перекрытыми крестовыми сводами. В этих церквях также отсутствовали башни, и они были в основном лишены архитектурного декора, что соответствовало идеалам нищенствующих монахов. Готический стиль нищенствующих монахов также был принят в нескольких приходских церквях, построенных по всей стране, например, в Синтре (Санта-Мария), Мафре, Лоринье и Луле.
Многие романские соборы были модернизированы с использованием готических элементов. Так, романский неф собора в Порту поддерживается контрфорсами, одними из первых построенных в Португалии (в начале XIII века). Апсида Лиссабонского собора была полностью перестроена в первой половине XIV века, когда она получила готическую галерею, освещаемую витражами (высоким рядом окон на верхнем этаже). В амбулатории есть несколько сияющих часовен, освещённых большими окнами, которые контрастируют с тёмным романским нефом собора.
Важным переходным сооружением является собор в Эворе, построенный в XIII веке. Несмотря на то, что его планировка, фасад и высота вдохновлены Лиссабонским собором, его формы (арки, окна, своды) уже готические. Многие готические церкви сохранили крепостной вид, характерный для романского стиля, как, например, уже упомянутый собор в Эворе, церковь монастыря Леша-ду-Балу (XIV век) недалеко от Матозиньюша и даже главная церковь Виана-ду-Каштелу в XV веке.
Несколько готических клуатров были построены и до сих пор находятся в соборах Порту, Лиссабона и Эворы (все они датируются XIV веком), а также в таких монастырях, как Алкобаса, Санту-Тирсу и монастырь ордена Христа.
В начале XV века строительство монастыря Баталья, спонсируемое королём Жуаном I, привело к обновлению португальской готики. После 1402 года работы были доверены мастеру Хьюэ неизвестного происхождения, который привнёс в проект стиль пламенеющей готики. Всё здание украшено готическими башенками (шпилями), рельефами, большими окнами с замысловатыми резьбой и искусными зубцами. Главный портал украшен рядом архивольтов со множеством статуй, а на тимпане изображён рельеф с Христом и евангелистами. Часовня основателя и Дом капитула имеют сложные своды со звёздчатыми рёбрами, которые до этого времени не были известны в Португалии. Баталья оказал влияние на мастерские XV века, такие как собор в Гуарде, собор в Силвеше и монастыри в Беже (Нонна-Сеньора-да-Консейсан) и Сантарене (Конвенту-да-Граса).
Другим вариантом готики была так называемая мудехарская готика — стиль, возникший в Португалии в конце XV века, особенно в южном регионе Алентежу. Название мудехар относится к влиянию исламского искусства на христианские королевства Пиренейского полуострова, особенно в Средние века. В Алентежу влияние мудехарской архитектуры заметно в профиле окон и порталов, часто с подковообразными арками и импостами, круглыми башенками с коническими шпилями, исламскими мерлонами и т. д., а также в плиточном (азулежу) декоре. В качестве примеров можно привести портик церкви Святого Франциска в Эворе, внутренний двор Королевского дворца в Синтре и несколько церквей и дворцов в Эворе, Эльвасе, Аррайолосе, Беже и т. д. В начале XVI века мудехар уступил место мануэлинскому стилю.
- Замки и дворцы
В эпоху готики пришлось построить или укрепить несколько замков, особенно вдоль границы с Королевством Кастилия. По сравнению с предыдущими замками, в готических замках Португалии, как правило, было больше башен, часто круглых или полукруглых (для повышения устойчивости к снарядам), сторожевые башни были многоугольными, а ворота замка часто защищались парой фланкирующих башен. Вдоль периметра основных стен часто возводились вторые, более низкие стены (барбаканы) для предотвращения приближения боевых машин к замку. Такие элементы, как машикули и усовершенствованные бойницы, также получили широкое распространение.
Начиная с XIV века сторожевые башни стали больше и сложнее, с ребристыми сводчатыми крышами и такими удобствами, как камины. Сторожевые башни с улучшенными жилыми характеристиками можно найти в замках Бежа, Эштремош и Браганса, а некоторые более поздние замки (XV век) превратились в настоящие дворцы, как, например, в Пенедоно, Уреме и Порту-де-Мош. Самым значительным примером является замок Лейрия, превращённый в королевский дворец королём Жуаном I. Некоторые комнаты дворца украшены великолепными готическими лоджиями, с которых король и королева могли любоваться окружающим пейзажем.
Стиль Мануэлине
Мануэлинский стиль, или португальская поздняя готика, — это яркий, смешанный португальский стиль архитектурного орнамента первых десятилетий XVI века, включающий в себя морские элементы и изображения открытий, сделанных во время путешествий Васко да Гамы и Педру Алвареша Кабрала. Этот новаторский стиль объединяет элементы поздней готической архитектуры с влиянием испанского платереско, мудехар, итальянской городской архитектуры и фламандских элементов. Это знаменует собой переход от поздней готики к архитектуре эпохи Возрождения. Строительство церквей и монастырей в стиле мануэлино, особенно из лиозского или королевского камня, в значительной степени финансировалось за счёт доходов от прибыльной торговли пряностями с Африкой и Индией.
Хотя период господства этого стиля был недолгим (с 1490 по 1520 год), он сыграл важную роль в развитии португальского искусства. Влияние этого стиля пережило короля. Отмечая возросшую морскую мощь, он проявился в архитектуре (церквях, монастырях, дворцах, замках) и распространился на другие виды искусства, такие как скульптура, живопись, изделия из драгоценных металлов, фаянс и мебель.
Первым известным зданием в стиле мануэлино является монастырь Иисуса в Сетубале. Монастырская церковь была построена с 1490 по 1510 год Диогу Бойтаком, архитектором, которого считают одним из главных создателей этого стиля. Неф церкви имеет три прохода одинаковой высоты, что свидетельствует о попытке объединить внутреннее пространство, которая достигает своего апогея в нефе церкви монастыря Жеронимуш в Лиссабоне, построенной в 1520-х годах архитектором Жуаном де Кастильо.
Неф монастыря в Сетубале поддерживается спиралевидными колоннами, что является типичной чертой мануэлино, которая также встречается в нефе собора в Гуарде и приходских церквях Оливенса, Фрейшу-де-Эшпада-а-Синта, Монтемор-у-Велью и других. Здания в стиле мануэлино также обычно имеют сложные порталы со спиралевидными колоннами, нишами и декоративными элементами в стиле ренессанс и готики, как в монастыре Жеронимуш, монастыре Санта-Крус в Коимбре и многих других.
Португальский Ренессанс
Строгий стиль ренессанс не прижился в Португалии. Представленный французским архитектором в 1517 году, он в основном практиковался с 1530-х годов иностранными архитекторами и поэтому назывался estrangeirada (под иностранным влиянием). В последующие годы этот стиль постепенно превратился в маньеризм. Художник и архитектор Франсиско де Холанда, автор книги «Диалоги о древней живописи» (Diálogos da Pintura Antiga), в этом трактате изложил основы нового стиля.
Базилика Носса-Сеньора-да-Консейсан в Томаре была одной из первых церквей в чистом стиле ренессанс. Она была построена кастильским архитектором Диогу де Торральвой в 1532–1540 годах. Благодаря своей красивой и лаконичной архитектуре она является одним из лучших зданий раннего ренессанса в Португалии. Маленькая церковь Бом-Жезуш-де-Вальверде, расположенная к югу от Эворы, приписываемая как Мануэлу Пирешу, так и Диогу де Торралве, является ещё одним ранним образцом.
Самым ярким примером этого стиля является монастырь Святого Иоанна III (Claustro de D. João III) в монастыре ордена Христа в Томаре. Строительство началось при португальском короле Жуане III и было завершено во время правления Филиппа I Португальского (также короля Испании под именем Филиппа II). Первым архитектором был испанец Диогу де Торральва, который начал работу в 1557 году, а завершил её в 1591 году архитектор Филиппа II, итальянец Филиппо Терци. Этот великолепный двухэтажный монастырь считается одним из важнейших образцов архитектуры в стиле маньеризм в Португалии.
Однако самым известным португальским архитектором того периода был Афонсу Алварес, чьи работы включают соборы Лейрии (1551–1574), Порталегри (начат в 1556 году) и церковь Сан-Роке в Лиссабоне. В этот период он перешёл к стилю маньеризма.
Эта последняя церковь была достроена архитектором иезуитом итальянцем Филиппо Терци, который также построил иезуитский колледж в Эворе, монастырь Сан-Висенте-де-Фора в Лиссабоне и епископский дворец в Коимбре. Он был очень плодовитым и, помимо церквей, построил несколько акведуков и крепостей.
По его следам пришли несколько португальских архитекторов:
- Мигель де Арруда: Церковь Богоматери Благодати (в Эворе)
- Бальтазар Алварес, наиболее известный по церкви Се-Нова в Коимбре и церкви Сан-Лоренсу в Порту.
- Франсиско Веласкес: собор в Мирандо-ду-Дору и проекты монастыря Сан-Сальвадор (Грихо)
- военный архитектор Мануэль Пирес: церковь Святого Антония в Эворе.
Маньеризм
В период с 1580 по 1640 год, когда Португалия и Испания были объединены, появился новый стиль, названный «Arquitecture chã» (простая архитектура) Джорджем Кублером. По сути, это маньеристский стиль, для которого также характерны чёткая структура, основательный внешний вид с гладкими, плоскими поверхностями и умеренное использование пространства, без чрезмерного декора. Это радикальный отход от декоративного мануэлинского стиля. Этот упрощённый стиль, обусловленный ограниченными финансовыми ресурсами, проявляется в строительстве зальных церквей и менее впечатляющих зданий. В противовес стилю барокко, который уже был стандартом в Испании, португальцы продолжали использовать простой стиль, чтобы подчеркнуть свою самобытность.
Когда король Филипп II совершил свой торжественный въезд в Лиссабон в 1619 году, было воздвигнуто несколько временных триумфальных арок в фламандском стиле Ганса Вредемана де Вриса. Трактаты Венделя Диттерлина также повысили интерес к фламандской архитектуре искусству в стиле барокко. Это влияние можно увидеть на фасаде церкви Святого Лаврентия или Грилоса в Порту, строительство которой началось в 1622 году Бальтазаром Алварешем.
Однако одним из самых впечатляющих проектов стало строительство в Риме часовни Святого Иоанна Крестителя с единственной целью — получить благословение папы Бенедикта XIV на строительство этой часовни. Часовня была спроектирована Луиджи Ванвителли в 1742 году и построена Николой Сальви в церкви Сан- Антонио-деи-Портогези. После получения благословения часовню разобрали и перевезли в Лиссабон. Он был вновь собран в 1747 году в церкви Сан-Рок. Он богато украшен порфиром, редчайшим мрамором и драгоценными камнями. Его дизайн уже предвещает классическое возрождение.
Хосе Фернандеш Перейра определил первый период с 1651 по 1690 год как период экспериментов. В этот период на алтарях и потолках стали использовать сочетание азулежу и резное позолоченное дерево (talha dourada).
Другие работы этого периода включают :
- Бальтазар Алварес построил несколько самых впечатляющих зданий в этом стиле: Се-Нова в Коимбре (1598–1640), церковь Сан-Лоренсу-или-Грилуш в Порту (начата в 1614 году) и церковь Сан-Антан в Лиссабоне (1613–1656; ныне разрушена).
- Другими примерами являются несколько бенедиктинских построек того периода, например, перестройка Жуаном Туррианумонастыря Тибаэш и монастыря Сан-Бенту (ныне португальский парламент).
- Франсишку де Мора спроектировал монастырь Носса-Сеньора-душ-Ремедиуш (Эвора) для ордена босоногих кармелитов (1601–1614)
- Церковь Сеньор-да-Круш в Барселуше, построенная Жуаном Антунешем в 1701–1704 годах, представляет собой необычный эксперимент благодаря своей форме в виде четырёхлистного клевера.
- Педру Нунеш Тиноку в 1616 году спроектировал церковь Святой Марты (Лиссабон) для ордена Бедных Кларисс.
Период барокко
Архитектура в стиле барокко в Португалии имеет свои особенности и отличается от архитектуры в остальной Европе. Она обусловлена несколькими политическими, художественными и экономическими факторами, которые породили несколько этапов и различные виды внешнего влияния, в результате чего возникло уникальное сочетание.
1697 год — важный год для португальской архитектуры. В этом году в штате Минас-Жерайс в Бразилии были найдены золото, драгоценные камни, а позже и алмазы. Разведка месторождений строго контролировалась португальской короной, которая вводила высокие налоги на всё добытое (одна пятая всего золота шла в казну). Эти огромные доходы позволили Португалии процветать и стать самой богатой страной Европы в XVIII веке.
Во время правления короля Жуана V в Португалии наступил период расцвета и богатства, совершенно новый для страны. Несмотря на разрушения, вызванные землетрясением 1755 года, качество сохранившихся до наших дней зданий по-прежнему впечатляет. Дворец Рибейра, Королевская часовня (оба здания были разрушены землетрясением) и Национальный дворец Мафра — главные работы короля. Акведук Агуас-Ливрес доставляет воду в Лиссабон на расстояние 18,2 км, при этом особое внимание уделяется участку, проходящему через долину Алкантара, из-за монументальности внушительных арок. Однако по всей стране до сих пор можно увидеть следы былой роскоши в крупных и мелких сооружениях.Резьба по золочёному дереву приобрела национальные черты из-за значимости и богатства украшений. Живопись, скульптура, декоративное искусство и мозаика также получили большое развитие.
Национальный дворец Мафра — одно из самых роскошных зданий в стиле барокко в Португалии. Этот монументальный дворцово-монастырско-церковный комплекс даже больше, чем Эль-Эскориал, огромный испанский королевский дворец XVI века к северу от Мадрида, построенный для символического подтверждения власти короля. Король назначил архитектором Иоганна Фридриха Людвига (известного в Португалии как Жуан Фредерико Лудовиш). Этот немецкий ювелир получил некоторый опыт в качестве архитектора, работая на иезуитов в Риме. Его проект дворца представляет собой синтез базилики Святого Петра в Ватикане, церкви иезуитов Сан-Иньяцио в Риме и Палаццо Монтечиторио, спроектированного Джан Лоренцо Бернини.
Этот проект соответствовал желанию короля подражать Вечному городу и его стремлению основать «второй Рим» на реке Тежу. Его посланники в Риме должны были предоставить королю модели и планы многих римских памятников.
Одним из них был Патриарший дворец в Лиссабоне. Пьемонтский архитектор Филиппо Юварра был доставлен в Лиссабон для составления планов. Но этот проект также был смягчен, потому что Юварра пробыл там всего несколько месяцев и уехал, разорвав контракт, в Лондон.
Другими важными сооружениями были :
- 1729–1748: акведук Агуас-Ливрес в Лиссабоне (работы Мануэла да Майи, Антонио Каневари и Кустодио Виейры), названный современниками «величайшим сооружением со времён Римской империи». Он обеспечивал Лиссабон водой, а также питал многочисленные новые монументальные фонтаны, построенные венгром Карлосом Марделем
- 1728–1732: Кинта-де-Сан-Антан-ду-Тожаль (итальянский архитектор Антонио Каневари)
- 1755 (завершено строительство): Опера-ду-Тежу (разрушена в том же году) (Джованни Карло Сичинио-Бибiena)
- (построен в 1750 году) Дворец Нежестейдаш (работы Эужениу душ Сантуша, Кустодио Виейры, Мануэла да Кошты Негрейруша и Каэтану Томаша де Соузы)
Стиль рококо
Архитектура в стиле рококо пришла в Португалию с севера, в то время как Лиссабон из-за придворной пышности остался в стиле барокко. Это архитектура, которая следует международному стилю в оформлении и, благодаря контрасту между тёмным гранитом и белыми стенами, имеет ярко выраженный португальский профиль. Оформление натуралистично, в основном с использованием ракушек и листьев, а также архитектурных элементов и скульптур.Места паломничества стали модными, их часто строили на возвышенностях, что позволяло создавать впечатляющие лестницы с большим сценическим эффектом. Андре Соареш работал в регионе Брага и создал несколько основных образцов, таких как святилище Фальперра, церковь Конгрегадос, ратуша Браги и Дом радио, а также многие другие. Количество зданий и архитекторов велико, и, поскольку север Португалии не пострадал от разрушительного Лиссабонского землетрясения 1755 года, здесь много зданий.
В северной части Португалии сформировался другой, более пышный стиль барокко с некоторыми элементами рококо, больше напоминающий стиль Центральной Европы. Итальянский архитектор Николау Насони спроектировал церковь и впечатляющую гранитную башню Сан-Педру-душ-Клеригуш в Порту. Одним из его преемников был художник и архитектор Жозе де Фигейреду Сейшас, который был одним из его учеников. Святилище Бом-Жезуш-ду-Монти недалеко от Браги, построенное архитектором Карлосом Луисом Феррейрой Амаранте, является примечательным образцом места паломничества с монументальной каскадной барочной лестницей, поднимающейся на 116 метров. Этот последний пример уже демонстрирует переход к стилю неоклассицизма.
Дворец Райо (построенный Андре Соарешем) — выдающийся городской дворец в стиле барокко-рококо с богато украшенным фасадом в Браге. В этот период было построено несколько загородных домов и поместий в стиле позднего барокко. Типичными примерами являются дома семьи Лобо-Мачадо (в Гимарайнше), Мальейру (Виана-ду-Каштелу) и Матеуша (Вила-Реал).
Стиль помбалине
Лиссабонское землетрясение 1755 года и последовавшие за ним цунами и пожары разрушили множество зданий в Лиссабоне. Король Португалии Жуан I и его премьер-министр Себастьян де Мело, маркиз Помбал наняли архитекторов и инженеров для восстановления пострадавших частей Лиссабона, в том числе центра Помбалина.
Помбальский стиль — это светская, утилитарная архитектура, отличающаяся прагматизмом. Он следует простому стилю военных инженеров с регулярными, рациональными планировками, смешанными с деталями в стиле рококо и неоклассическим подходом к структуре. Район Байша в Лиссабоне был перестроен Эухениу душ Сантушем и Карлушем Марделем. Маркиз Помбал установил строгие условия для перестройки. Архитектурные модели испытывали, заставляя войска маршировать вокруг них, чтобы имитировать землетрясение, что сделало Помбалин одним из первых примеров сейсмостойкого строительства.Торговая площадь, улица Аугуста и проспект Свободы являются яркими примерами такой архитектуры. Торговая площадь была спланирована по регулярному, рациональному принципу в соответствии с реконструкцией нового центра Помбалина, Байши.
Помбальский архитектурный стиль также можно увидеть в Вила-Реал-де-Санту-Антониу (1773–1775), новом городе в Алгарве, построенном Рейнальдо Мануэлем душ Сантушем. Этот стиль хорошо заметен в планировке города и особенно на главной площади.
Неоклассический
Появление неоклассических тенденций в Португалии было в значительной степени отложено из-за восстановительных работ после Лиссабонского землетрясения 1755 года. В 1770-х годах началась эпоха неоклассической архитектуры с одновременным строительством Королевского манежа в Белене в Лиссабоне и больницы Санту-Антониу в Порту по проекту Джона Карра. Вскоре после того, как неоклассицизм вошёл в моду в португальской архитектуре, в Португалии появились две новые школы неоклассицизма: северная школа, базирующаяся в Порту и Браге, на которую сильно повлиял британский неоклассицизм и палладианская архитектура, и южная школа, базирующаяся в Лиссабоне, на которую сильно повлияли итальянские и более поздние французские тенденции.
Хотя неоклассические тенденции сохранялись по всей Португалии задолго до более широкого европейского периода неоклассицизма, в Порту появилось наибольшее количество архитекторов и зданий, практикующих неоклассические стили, это движение не получило такой большой поддержки или распространения в Лиссабоне. Представитель северной школы Карлос Амаранте был одним из самых популярных архитекторов как в Порту, так и в Браге, спроектировав множество примечательных достопримечательностей в обоих городах, включая Дом священника Университета Порту в Порту и церкви Бом-Жезус-ду-Монте и Популо в Браге.
Известные работы в северной традиции:
- Дворец Биржи в Порту, спроектированный Жоакимом да Кошта Лима-младшим
- Заводской дом в Порту, спроектированный Джоном Уайтхедом
- Дворец Карранкас в Порту, спроектированный Жоакимом да Кошта Лима Сампайо
- Больница Санту-Антониу в Порту, спроектированная Джоном Карром
- Cadeia da Relação в Порту, спроектированная Эухениу душ Сантушем
Известные работы в южной традиции:
- Дворец Ажуда в Лиссабоне, спроектированный Жозе да Кошта-э-Силва
- Национальный театр Сан-Карлуш в Лиссабоне, спроектированный Жозе да Кошта и Силвой
- Национальный театр Марии II в Лиссабоне, спроектированный Фортунату Лоди
- Зал для верховой езды в Белене во дворце Белен в Лиссабоне, спроектированный Джакомо Аццолини
Нео-Мануэлино
Неомануэлинский стиль, возрождённый стиль португальской поздней готики мануэлино конца XVI века, был основным архитектурным выражением романтизма в Португалии благодаря своим ярко выраженным национальным особенностям и истории, которая процветала с середины XIX века до начала XX века в Португалии и Бразилии, а также в меньшей степени в других частях Лусофонии (португалоязычного мира).
Стиль, возникший во времена романтического национализма, изобилует португальскими национальными символами, в том числе армиллярной сферой, крестом ордена Христа и элементами герба Португалии, а также символами португальских открытий, такими как скрученные верёвки, экзотические фрукты и овощи (например, ананасы и артишоки), морские чудовища и морские растения (например, кораллы и водоросли).
Первые признанные неомануэлинские архитектурные работы были выполнены в период с 1839 по 1849 год при строительстве Национального дворца Пена в Синтре королём Фердинандом II Португальским. Дворец в стиле романтизма, сочетающий неомануэлинские, неомудехарские и португальские ренессансные черты, большое неомануэлинское окно дворца Пена является адаптацией большого мануэлинского окна монастыря Христа в Томаре XIX века.
Хотя неомануэлинские здания можно найти по всей Португалии и в Лусофонии, наибольшее количество работ сосредоточено в Лиссабоне, где находится большинство оригинальных мануэлинских зданий и памятников, а также на близлежащей Португальской Ривьере, в частности в Синтре.
Neo-Mudéjar
Нео-мудехар — это разновидность пышной архитектуры в стиле мавританского возрождения, распространённая на Пиренейском полуострове и в меньшей степени в Иберо-Америке. Она напоминает о мавританском наследии Иберии и была популярна в конце XIX — начале XX века. Популярность этого стиля в Португалии была в значительной степени сосредоточена в Лиссабоне и на Португальском побережье, а также в южных регионах Алгарве и Алентежу, поскольку там было наиболее заметное мавританское наследие в стране.
Как и в случае с неомануэлинским возрождением, первые работы в стиле неомудехар в Португалии были выполнены в период с 1839 по 1849 год при строительстве Национального дворца Пена — дворца в стиле романтизма, сочетающего в себе черты неомануэлинского стиля, неомудехарского стиля и португальского Ренессанса в Синтре. Вскоре Синтра стала домом для других примечательных поместий в стиле нео-мудехар, таких как дворец Монсеррат, спроектированный Джеймсом Томасом Ноулзом, и Кинта-ду-Релью, спроектированный Антониу да Фонсека-младшим, для которых характерны фантастические, сказочные архитектурные и декоративные элементы, популярные в других частях Европы, таких как Австрия и Германия.
Среди примечательных сооружений Лиссабона — крупные памятники, такие как бычий ринг Кампо-Пекену, построенный в 1892 году по проекту архитектора Антониу Жозе Диаша да Силва, а также многочисленные знаменитые особняки, такие как дворец Рибейра-да-Кунья 1877 года в районе Принсипе-Реал и дворец Консейсан-да-Силва 1891 года на Авенида-да-Либердаде.
Выражение стиля на севере Португалии в основном используется в дизайне интерьеров, таких как роскошный Сала Арабе в Паласиу-да-Болса в Порту, или сильно изменено и смешано с другими стилями возрождения и тенденциями в экстерьерах зданий, такими как заводской склад Devesas в Порту
Чугунная архитектура
Чугунная архитектура, известная в Португалии просто как «железная архитектура» (arquitetura de ferro), в основном начала проявляться в последней четверти XIX века. Несмотря на революционные изменения в области технического прогресса, структурной целостности и других инженерных достижений, стилистические тенденции чугунной архитектуры почти полностью основывались на историзме и стилях возрождения.
Применение железобетона в архитектуре ограничивалось определёнными сферами строительства, в основном инфраструктурными объектами, такими как мосты, железнодорожные станции и лифты, а также зданиями, имеющими общественное значение, такими как выставочные залы, муниципальные рынки или торговые центры.
Известные железные конструкции в Португалии включают:
- Лифт Санта-Хуста в Лиссабоне
- Мост Луиша I в Порту
- Мост Марии Пиа в Порту
- Mercado Ferreira Borges in Porto
- Дворец Кристаллов в Порту (снесен)
Art Nouveau
Стиль модерн, известный в Португалии как «Арте Нова», появился в Португалии поздно и просуществовал недолго, в основном с 1905 по 1920 год. С точки зрения международных отношений португальский «Арте Нова» больше похож на французский стиль модерн, чем на австрийские школы того времени. «Арте Нова» был широко распространён среди городской элиты португальской аристократии, в основном в портовых городах, таких как Лиссабон, Порту и Авейру.
Концепция, определяющая вариацию стиля модерн в Авейру (Португалия) под названием Arte Nova, заключалась в показной роскоши: этот стиль привнесла консервативная буржуазия, которая хотела продемонстрировать свою власть с помощью декоративных фасадов, оставляя интерьеры консервативными. Ещё одной отличительной чертой Arte Nova было использование местной плитки с мотивами в стиле модерн.
Наиболее известные примеры «Нового искусства» в Португалии за пределами Авейру включают:
- Museum-Residence Dr. Anastácio Gonçalves Автор: Manuel Joaquim Norte Júnior (1904-1905) в Лиссабон
- Кафе Маджестик Автор: João Queiroz (1921) в Porto
- Livraria LelloКсавьера Эстевеса (1906) в Порту.
Самым влиятельным художником Arte Nova является Франсиско Аугусто да Силва Роша. Он спроектировал множество зданий как в Авейру, так и в других городах Португалии, хотя на самом деле не был архитектором (в то время это было обычным делом для Авейру). Один из них имеет как внешний, так и внутренний вид в стиле модерн, и в настоящее время в нем находится Музей Арте Нова – это главная резиденция Пессоа. Еще одним примечательным примером является бывшая Cooperativa Agrícola, облицованная плиткой ручной росписи. На Центральном кладбище Авейру также есть несколько скульптур в стиле модерн.
Современная архитектура
Хотя португальскую архитектуру обычно связывают с Альваро Сизой, получившим международное признание, есть и другие архитекторы, которые в равной степени ответственны за положительные тенденции в современной архитектуре. «Многие португальские архитекторы — сыновья Сизы, но Тавора — дедушка для всех нас». Влияние учителя Сизы, Фернандо Таворы, прослеживается в нескольких поколениях.
Фонд Галуста Гюльбенкяна, построенный в 1960-х годах по проекту Руи Атугиа, Педру Сида и Альберту Песоа, является одним из лучших образцов португальской архитектуры XX века.
В Португалии Томаш Тавейра также заслуживает внимания, особенно благодаря дизайну стадионов. Среди других известных португальских архитекторов — Панчо Гедеш, Гонсалу Бирне и Антониу Мария Брага.
Центр документации Президента Республики Каррилью да Граса (Архив документации Президента Португальской Республики) является одним из наиболее тщательно хранимых архитектурных секретов Лиссабона.
Новое поколение португальских архитекторов, чьи выдающиеся работы получают международное признание, было удостоено премии Europe 40 Under 40, учрежденной Европейским центром архитектуры, художественного дизайна и урбанистики и Чикагским Атенеумом: Музеем архитектуры и дизайна. Филипа Фру Алмейда, Уго Рейс, Диогу Агияр, Раулину Силва и Бруно Андре получили премию Europe 40 Under 40.
Региональная архитектура
Мадейра и Порту-Санту