Ритм. Контраст. Гармония
Ритм в архитектуре — непременное ее свойство. Расположение окон на фасаде уже много говорит человеку: окна в старом или современном доме, в заводском строении прошлого века и современном промышленном здании отличны по ритму, вызывают разные чувства. Проявляется ритмичность не только в разбивке окон, но и в расстановке колонн, брусьев оград, в арках мостов.
Ритм — это порядок, строй всех элементов архитектуры. Без него — хаос, неразбериха. Явился ритм, и пришла организованность, связь. Он не простая повторяемость, не результат деления целого на равные части. В ритме всегда есть либо нарастание, либо замедление. Он заставляет наш глаз бежать за собой, испытывать то напряжение, то, наоборот, облегчение, разгрузку. Ритм присутствует во всяком произведении любого вида искусства — в музыке, танце, в театре, цирке. Вслушайся в стихотворение, ты уловишь звуковые повторы в его словах и строках. В труде, ходьбе и беге, в жизнедеятельности всякого организма, в колебаниях травы под ветром, в пламени костра, в струях потока — он везде. Словом, ритм — признак всякого движения. Но если в живописи, графике, скульптуре он более или менее скрыт, как бы прячась в изображениях предмета, сливаясь с ними, то в архитектуре он «разоблачается», выступает открыто, явственно.
О контрасте ты уже слышал. В архитектуре он так же, как в других искусствах, служит различению отдельных частей, их противопоставлению, выражению энергии, силы. Контрастом подчеркиваются часть здания, высота и протяженность.
Гармония, единство, слитность — это завершение, конечный результат композиции, слияние всех частей в неразрывное целое. Она проявляется не только в формах самого сооружения, но во взаимоотношении его с пространством, с природой или с другими сооружениями. Она выражается в пропорциях всех величин в архитектуре.
Итак, ритм, контраст, гармония — три кита в архитектурной композиции, как и во всяком искусстве.
В архитектуре прошлого, от древних времен и до конца XIX века, чаще всего господствовала симметрия. Редким исключением были такие сооружения, как знаменитый храм на афинском Акрополе — Эрехтейон. Зато в архитектуре нашего времени, стремящейся прежде всего к удобству пользования, к полному соответствию каждой части ее особому назначению, асимметрия встречается часто. Появились здания с криволинейным планом. Больше того, в последнее время некоторые архитекторы проявляют стремление преодолеть геометризм в сооружениях и подойти ближе к природе. Американский архитектор Райт в «Вилле над водопадом» оставил в полу помещения кусок скалы. Делают раздвижные стеклянные стены, объединяя внутреннее помещение с наружным пространством. А в некоторых случаях, используя геометрические формы, придают архитектуре неожиданный вид — то пирамиды, поставленной вершиной вниз, то чаши или шара.