Римский амфитеатр

Колизей, самый большой римский амфитеатр, когда-либо построенный, и популярная туристическая достопримечательность

Римские амфитеатры — это театры — большие, круглые или овальные площадки под открытым небом с приподнятыми креслами, построенные древними римлянами. Они использовались для проведения таких мероприятий, как гладиаторские бои, венационы (умерщвления животных) и казни. На территории Римской империи было найдено около 230 римских амфитеатров. Ранние амфитеатры относятся к республиканскому периоду, хотя они стали более монументальными в имперскую эпоху.

Колизей, самый большой римский амфитеатр, когда-либо построенный, и популярная туристическая достопримечательность
Колизей, самый большой римский амфитеатр, когда-либо построенный, и популярная туристическая достопримечательность

Амфитеатры отличаются от цирков и ипподромов, которые обычно были прямоугольными и строились в основном для скачек, и стадионов, построенных для легкой атлетики, но некоторые из этих терминов иногда использовались для обозначения одного и того же места проведения. Слово амфитеатрум означает «театр со всех сторон». Таким образом, амфитеатр отличается от традиционных полукруглых римских театров круглой или овальной формой.

Компоненты

Римский амфитеатр состоит из трех основных частей: пещеры, арены и вомитория. Зона отдыха называется cavea (по-латыни означает «ограждение»). Пещера образована из концентрических рядов трибун, которые либо поддерживаются арками, встроенными в каркас здания, либо просто вырыты в склоне холма, либо построены с использованием материала, добытого при раскопках места боев (арены).

Вомиторий Амфитеатра Эль-Джем, Тунис
Вомиторий Амфитеатра Эль-Джем, Тунис

Пещера традиционно состоит из трех горизонтальных секций, соответствующих социальному классу зрителей:

  • Пещера има — это самая низкая часть пещеры, непосредственно окружающая арену. Обычно он предназначался для высших эшелонов общества.
  • Пещера сми прямо следует за пещерой имы и была открыта для широкой публики, хотя в основном предназначалась для мужчин.
  • Пещера суммы является самой высокой секцией и обычно была открыта для женщин и детей.

Точно так же первый ряд назывался prima cavea, а последний ряд — cavea ultimaПещера была дополнительно разделена по вертикали на cunei. А cuneus (по-латыни «клин»; множественное число, cunei) представлял собой клиновидное деление, разделенное скалами или лестницами.

Арочные входы как на уровне арены, так и внутри пещеры называются вомиториа (латинское «извергать»; единственное число — вомиторий) и были спроектированы так, чтобы обеспечивать быстрое рассеивание больших толп.

История

Ранние амфитеатры

Точно неизвестно, когда и где были построены первые амфитеатры. Существуют записи, свидетельствующие о временных деревянных амфитеатрах, построенных на Римском форуме для гладиаторских игр со второго века до нашей эры и далее, и они могут быть источником архитектурной формы, позже воплощенной в камне. В своей Естественной истории, Плиний Старший утверждает, что амфитеатр был изобретен во время представлений Гая Скрибония Куриона в 53 году до нашей эры, когда два деревянных полукруглых театра были повернуты друг к другу, образуя один круглый амфитеатр, в то время как зрители все еще сидели на двух половинах. Но, хотя это может быть источником архитектурного термина амфитеатр, это не может быть источником архитектурной концепции, поскольку были найдены более ранние каменные амфитеатры, известные как зрелища или амфитеатра.

Амфитеатр Помпей 1800-х годов, один из самых ранних известных римских амфитеатров
Амфитеатр Помпей 1800-х годов, один из самых ранних известных римских амфитеатров

Согласно Жан-Клоду Голвину, самые ранние известные каменные амфитеатры находятся в Кампании, в Капуе, Кумах и Литернуме, где такие сооружения были построены ближе к концу второго века до нашей эры. Следующим по старшинству известным амфитеатром, а также одним из наиболее исследованных, является амфитеатр Помпеи, достоверно датируемый постройкой вскоре после 70 г. до н.э. Других известных ранних амфитеатров относительно немного: те, что в Абелле, Теануме и Калесе относятся к сулланской эпохе (до 78 г. до н.э.), те, что в Путеолах и Телезии эпохи Августа (27 г. до н.э.–14 г. н.э.). Амфитеатры в Сутриуме, Кармо и Укуби были построены примерно в 40-30 годах до нашей эры, в Антиохии и Фестуме (фаза I) в середине первого века до нашей эры.

Имперская эпоха

В имперскую эпоху амфитеатры стали неотъемлемой частью римского городского ландшафта. По мере того, как города соперничали друг с другом за первенство в гражданских зданиях, амфитеатры становились все более монументальными по масштабам и украшениям. Императорские амфитеатры с комфортом вмещали 40 000-60 000 зрителей, или до 100 000 на крупнейших площадках, и по вместимости уступали только ипподромам. Они имели многоэтажные фасады с аркадами и были искусно украшены мрамором и лепниной, статуями и рельефами или даже частично сделаны из мрамора.

По мере роста империи большая часть ее амфитеатров оставалась сосредоточенной в латиноязычной западной половине, в то время как на Востоке представления в основном устраивались в других местах, таких как театры или стадионы. На Западе амфитеатры были построены в рамках усилий по романизации путем сосредоточения внимания на имперском культе частными благотворителями или местными властями колоний или столиц провинций в качестве атрибута римского муниципального статуса. Большое количество скромных арен было построено в римской Северной Африке, где большая часть архитектурного опыта была предоставлена римскими военными.

Поздняя империя и упадок

Несколько факторов привели к окончательному исчезновению традиции строительства амфитеатров. Гладиаторские мунеры начали исчезать из общественной жизни в III веке из-за экономического давления, философского неодобрения и противодействия со стороны все более преобладающей новой религии христианства, приверженцы которой считали такие игры мерзостью и пустой тратой денег. Зрелища с участием животных, venationes, просуществовали до VI века, но стали более дорогостоящими и редкими. Распространение христианства также изменило модели общественной благотворительности: там, где римлянин-язычник часто видел себя человеком гражданским, который приносил пользу обществу в обмен на статус и почести, христианин чаще был гражданином нового типа, человеком внутренним, который стремился получить божественную награду на небесах и направлял свою благотворительность на подаяние, а не на общественные работы и игры.

Арльский амфитеатр как укрепленное поселение, гравюра 18 века
Арльский амфитеатр как укрепленное поселение, гравюра 18 века

Эти изменения означали, что амфитеатрам использовалось все меньше и выделялось все меньше средств на их строительство и содержание. Последнее строительство амфитеатра зарегистрировано в 523 году в Павии при Теодерихе. После окончания venationes единственным оставшимся назначением амфитеатров было стать местом публичных казней и наказаний. После того, как даже это назначение исчезло, многие амфитеатры пришли в упадок и были постепенно разобраны на строительные материалы, снесены, чтобы освободить место для более новых зданий, или подверглись вандализму. Другие были преобразованы в укрепления или укрепленные поселения, такие как Лептис Магна, Сабрата, Арль и Пола, а в 12 веке Франжипани укрепили даже Колизей, чтобы помочь им в борьбе Рима за власть. Другие были перепрофилированы под христианские церкви, в том числе арены в Арле, Ниме, Таррагоне и Салоне; Колизей стал христианской святыней в 18 веке.

Из сохранившихся амфитеатров многие сейчас охраняются как исторические памятники; некоторые являются туристическими достопримечательностями.

В амфитеатре Эль-Джем в Тунисе был превращен в крепость во время арабских нашествий
В амфитеатре Эль-Джем в Тунисе был превращен в крепость во время арабских нашествий

Ведущие амфитеатры

Колизей

Амфитеатр Флавиев в Риме, более известный как Колизей, является архетипическим и самым большим амфитеатром. Построенный с 72 по 80 год нашей эры, он остается символом древнего Рима. Размеры его здания и арены составляют 188 × 156 и 86 × 54 метра соответственно. Он был заказан императором Веспасианом для столицы древней Римской империи в 70-80 годах нашей эры, но не был достроен и открыт до 80 года нашей эры его сыном Титом в качестве подарка народу Рима.

Римский амфитеатр в Кесарии, Израиль
Римский амфитеатр в Кесарии, Израиль

Помпеи

Амфитеатр Помпей — один из старейших сохранившихся римских амфитеатров. Он расположен в римском городе Помпеи и был погребен в результате извержения Везувия в 79 году нашей эры, которое также похоронило сами Помпеи и соседний город Геркуланум. Это также старейший сохранившийся римский амфитеатр, построенный из камня.

Пещера Амфитеатра Помпей
Пещера Амфитеатра Помпей

Faleria

Вторым по величине римским амфитеатром была Фалерия, построенная в 43 году н.э. Он был расположен в Пиценуме (ныне Фалероне), Италия. Размеры его здания составляли 178,8 × 106,2 метра, и у него была арена в форме эллипса. В нем было двенадцать входов, четыре из которых вели на арену, и восемь рядов сидений, разделенных на три секции. Сохранилась только внешняя стена амфитеатра, а арена покрыта травой до самого подиума.

Capua

Третьим по величине римским амфитеатром был Амфитеатр Капуи, размеры здания которого составляли 169,9 × 139,6 метра. Он был расположен в городе Капуя (современный Санта-Мария-Капуа-Ветере), Италия. Он был возведен Августом в первом веке до нашей эры и вмещал до 60 000 зрителей. Он известен как арена, на которой Спартак сражался в 73 году до н. э. В конечном итоге театр был разрушен вандалами во время их вторжения в Рим в 456 году нашей эры.

Юлия Кесария

Четвертый по величине римский амфитеатр, Юлия Кесария, был возведен после времен Юлия Цезаря. Он был построен в Мавритании между 25 годом до н.э. и 23 годом н.э. назначенным римлянами правителем Джубой II и его сыном Птолемеем, который сейчас считается современным Черчеллом, Алжир. Хотя он не сохранился, известно, что размеры его здания составляли 168 × 88 метров при размере арены 72,1 × 45,8 метра.

Italica

Пятый по величине римский амфитеатр находится в провинции Севилья, Испания. Размеры его здания составляют 156,5 × 134 метра, а арены — 71, 2 × 46,2 метра. Построенный во времена правления императора Адриана, 117-138 гг. н.э., итальянский амфитеатр вмещал до 25 000 человек и стоит до сих пор.

Римский амфитеатр Италии
Римский амфитеатр Италии
Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий