Сакральная архитектура

Интерьер мечети Султана Ахмеда в Стамбуле, Турция

Сакральная архитектура (также известная как сакральная архитектура или религиозная архитектура) — это религиозная архитектурная практика, связанная с проектированием и строительством мест отправления культа или священных или преднамеренных пространств, таких как церкви, мечети, ступы, синагоги и храмы. Многие культуры выделяли значительные ресурсы на свою сакральную архитектуру и места поклонения. Религиозные и священные пространства являются одними из самых впечатляющих и постоянных монолитных зданий, созданных человечеством. И наоборот, сакральная архитектура как место для мета-интимности также может быть немонолитной, эфемерной и чрезвычайно частной, личной и непубличной.

Декоративные детали на входной башне индуистского храма Шри Мариамман, Сингапур.
Декоративные детали на входной башне индуистского храма Шри Мариамман, Сингапур.

Священные, культовые и освященные сооружения часто развивались веками и были самыми большими зданиями в мире до появления современного небоскреба. Хотя различные стили, используемые в сакральной архитектуре, иногда отражали тенденции в других сооружениях, эти стили также оставались уникальными по сравнению с современной архитектурой, используемой в других сооружениях. С появлением христианства и ислама религиозные здания все чаще становились центрами поклонения, молитвы и медитации.

Западная научная дисциплина история архитектуры сама по себе внимательно следит за историей религиозной архитектуры с древних времен, по крайней мере, до периода барокко. Сакральная геометрия, иконография и использование сложной семиотики, такой как знаки, символы и религиозные мотивы, являются эндемичными для сакральной архитектуры.

Интерьер мечети Султана Ахмеда в Стамбуле, Турция
Интерьер мечети Султана Ахмеда в Стамбуле, Турция

Духовные аспекты религиозной архитектуры

Священную или религиозную архитектуру иногда называют священным пространством.

Архитектор Норман Л. Кунс предположил, что цель сакральной архитектуры — сделать «прозрачной границу между материей и разумом, плотью и духом». Обсуждая сакральную архитектуру, протестантский священник Роберт Шуллер предположил, что «чтобы быть психологически здоровыми, люди должны ощущать свою естественную обстановку — обстановку, для которой мы были созданы, то есть сад». Между тем, Ричард Кикхефер предполагает, что вход в религиозное здание — это метафора для вступления в духовные отношения. Кикхефер предполагает, что священное пространство можно анализировать по трем факторам, влияющим на духовный процесс: продольное пространство подчеркивает процессию и возвращение сакраментальных актов, пространство аудитории наводит на мысль о провозглашении и отклике, а новые формы общественного пространства, предназначенные для сбора и возвращения, в значительной степени зависят от минимального масштаба для повышения интимности и участия в богослужении. Религиовед Флорин Джордж Кэлиан утверждает, что «священное пространство — это место, где трансцендентное становится имманентным и где преданный может получить доступ к Богу».

Древняя архитектура

Сакральная архитектура охватывает ряд древних архитектурных стилей, включая архитектуру неолита, древнеегипетскую архитектуру и шумерскую архитектуру. Древние религиозные сооружения, особенно храмы, часто рассматривались как место обитания, теменос богов и использовались как место различных жертвоприношений. Древние гробницы и погребальные сооружения также являются примерами архитектурных сооружений, отражающих религиозные верования различных обществ. Храм Карнака в Фивах, Египет, строился на протяжении 1300 лет, и его многочисленные храмы составляют, возможно, самое большое религиозное сооружение, когда-либо построенное. Древнеегипетская религиозная архитектура очаровывала археологов и захватывала общественное воображение на протяжении тысячелетий.

Классическая архитектура

Около 600 г. до н.э. деревянные колонны Храма Геры в Олимпии были заменены каменными колоннами. С распространением этого процесса на другие святилища на протяжении веков сохранилось несколько каменных зданий. Поскольку храмы — единственные сохранившиеся в большом количестве здания, большая часть нашей концепции классической архитектуры основана на религиозных сооружениях. Парфенон, который служил зданием сокровищницы, а также местом почитания божества, широко считается величайшим образцом классической архитектуры.

Парфенон в Афинах, Греция.
Парфенон в Афинах, Греция.

Индийские религии

Индийская архитектура связана с историей и религиями различных периодов времени, а также с географией и геологией Индийского субконтинента. Индию пересекали торговые пути купцов из таких далеких мест, как Сираф и Китай, а также нашествия иностранцев, что привело к множественному влиянию иностранных элементов на местные стили. Разнообразие индийской культуры представлено в ее архитектуре. Индийская архитектура представляет собой сочетание древних и разнообразных местных традиций, с типами зданий, формами и технологиями из Запада, Центральной Азии и Европы.

Буддизм

Буддийская архитектура развивалась в Южной Азии начиная с третьего века до нашей эры. С ранним буддизмом связаны два типа сооружений: вихары и ступы. Первоначально Вихары были временными убежищами, используемыми странствующими монахами в сезон дождей, но позже эти сооружения были перестроены для размещения растущего и все более формализованного буддийского монашества. Существующий пример находится в Наланде (Бихар).

Первоначальной функцией ступы было почитание и охрана мощей Будды. Самый ранний существующий пример ступы находится в Санчи (Мадхья-Прадеш). В соответствии с изменениями в религиозной практике ступы постепенно были включены в чайтья-грихи (залы ступ). Своего расцвета они достигли в первом веке до нашей эры, примером чего являются пещерные комплексы Аджанты и Эллоры (Махараштра).

Западная Торана из Санчи
Западная Торана из Санчи

Пагода — это эволюция индийской ступы, которая отмечена многоярусной башней с множеством карнизов, распространенных в Китае, Японии, Корее, Непале и других частях Азии. Буддийские храмы были разработаны несколько позже и за пределами Южной Азии, где буддизм постепенно приходил в упадок с первых веков нашей эры, хотя ранним примером является храм Махабодхи в Бодхгае в Бихаре. Архитектурная структура ступы распространилась по всей Азии, принимая множество разнообразных форм, поскольку детали, характерные для разных регионов, были включены в общий дизайн. Она была распространена в Китае и азиатском регионе Аранико, непальским архитектором в начале 13 века для Хубилай-хана.

Индуизм

Индуистская храмовая архитектура основана на Стхапатья Веде и многих других древних религиозных текстах, таких как Брихат СамхитаВасту Шастра и Шилпа Шастры, в соответствии с принципами проектирования, которые, как считается, были заложены божественным архитектором Вишвакармой.. Она развивалась более 2000 лет. Индуистская архитектура соответствует строгим религиозным моделям, которые включают элементы астрономии и сакральной геометрии. По индуистским верованиям, храм представляет макрокосм Вселенной, а также микрокосм внутреннего пространства. В то время как основная форма индуистской храмовой архитектуры следует строгим традициям, часто встречаются значительные вариации с интенсивными декоративными украшениями и орнаментами.

В храме Брихадисварар, Гангайконда Чолапурам, построен в дравидийском стиле
В храме Брихадисварар, Гангайконда Чолапурам, построен в дравидийском стиле

Христианская архитектура

Византийская архитектура

Византийская архитектура произошла от римской архитектуры. В конце концов, возник стиль, вобравший в себя влияние Ближнего Востока и план греческого креста в дизайне церкви. Кроме того, кирпич заменил камень, классический порядок соблюдался менее строго, мозаика заменила резные украшения, и были возведены сложные купола.

Один из величайших прорывов в истории западной архитектуры произошел, когда архитекторы Юстиниана I изобрели сложную систему, обеспечивающую плавный переход от квадратного плана церкви к круглому куполу (или куполообразных конструкций) с помощью перекосов или подвесов. Ярким примером ранневизантийской религиозной архитектуры является собор Святой Софии в Стамбуле.

Собор Святой Софии, церковь Святой Мудрости, в Стамбуле, Турция
Собор Святой Софии, церковь Святой Мудрости, в Стамбуле, Турция
 

Европейская средневековая архитектура

Религиозная архитектура христианских церквей в средние века имела план латинского креста, который использует римскую базилику в качестве основной модели с последующими разработками. Он состоит из нефа, трансептов и алтаря, расположенного в восточном конце. Кроме того, в соборах, построенных под влиянием или по заказу Юстиниана I, использовались купола в византийском стиле и греческий крест (напоминающий знак плюс), что привлекало внимание к алтарю в центре церкви. Церковь Покрова на Нерли является прекрасным примером русской православной архитектуры средневековья. Деревянная церковь Урнес (Urnes stavkyrkje) в Норвегии — превосходный пример средневековой деревянной церкви.

Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли

Готическая архитектура

Готическая архитектура была особенно связана с соборами и другими церквями, которые процветали в Европе в период высокого и позднего средневековья. Возникший во Франции 12 века, он был известен в тот период как Opus Francigenum («Французская работа»). Стиль зародился в церкви аббатства Сен-Дени в Сен-Дени, недалеко от Парижа. Другие известные готические религиозные сооружения включают Нотр-Дам де Пари, собор Амьенской Богоматери и Шартрский собор.

Интерьер Сент-Шапель
Интерьер Сент-Шапель

Архитектура эпохи Возрождения

Ренессанс принес возвращение классического влияния и новый акцент на рациональной ясности. Архитектура эпохи Возрождения представляет собой сознательное возрождение римской архитектуры с ее симметрией, математическими пропорциями и геометрическим порядком. План Филиппо Брунеллески для купола Флорентийского собора в 1418 году был одним из первых важных религиозных архитектурных проектов архитектуры итальянского Возрождения.

Флорентийский собор
Флорентийский собор

Архитектура барокко

Эволюция от Ренессанса к барокко была наиболее заметна в религиозном искусстве и архитектуре. Большинство историков архитектуры считают дизайн Микеланджело базилики Святого Петра в Риме предшественником стиля барокко; это можно распознать по более широким внутренним пространствам (заменяющим длинные узкие нефы), более игривому вниманию к свету и тени, обширному орнаменту, большим фрескам, акценту на искусство интерьера и, часто, драматической центральной внешней проекции. Наиболее важным ранним примером архитектуры барокко была Санта-Сусанна работы Карло Мадерно. Собор Святого Павла в Лондоне работы Кристофера Рена считается ярким примером довольно позднего влияния стиля барокко в Англии.

Интерьер собора Святого Павла
Интерьер собора Святого Павла

Мормонские храмы

Храмы Церкви Иисуса Христа Святых последних дней предлагают уникальный взгляд на дизайн, поскольку он изменился от простой церковной структуры Киртландского храма, построенного в 1830-х годах, до замковых готических стилей ранних храмов Юты, до десятков современных храмов, построенных сегодня. В ранних храмах и некоторых современных храмах есть зал собраний священства с двумя наборами кафедр в каждом конце комнаты, со стульями или скамейками, которые можно изменить так, чтобы они были обращены в любую сторону. В большинстве, но не во всех храмах есть узнаваемая статуя Ангела Морония на вершине шпиля. В храме Наву и в храме Солт-Лейк-Сити украшены символической каменной кладкой, представляющей различные аспекты веры.

Храм в Солт-Лейк-Сити, в Солт-Лейк-Сити, Юта
Храм в Солт-Лейк-Сити, в Солт-Лейк-Сити, Юта

Современная и постмодернистская архитектура

Современная архитектура охватывает несколько стилей со схожими характеристиками, что приводит к упрощению формы и устранению орнамента. Самыми влиятельными архитекторами-модернистами начала-середины 20 века были Доминикус Бем, Рудольф Шварц и Огюст Перре. Хотя светские структуры явно оказали большее влияние на развитие современной архитектуры, несколько отличных примеров современной архитектуры можно найти в религиозных сооружениях 20 века. Например, Храм Единства в Чикаго — это унитарианская универсалистская община, спроектированная Фрэнком Ллойдом Райтом. Кадетская часовня Военно-воздушной академии США, построенная в 1954 году и завершенная в 1962 году, была спроектирована Вальтером Нетчем и является прекрасным примером современной религиозной архитектуры. Это было описано как «фаланга бойцов», повернутых на хвостах и устремленных к небу. В 1967 году архитектор Пьетро Беллуски спроектировал поразительно современный собор Успения Святой Марии (Сан-Франциско), первый католический собор в Соединенных Штатах, предназначенный для соответствия Второму Ватиканскому собору.

Собор Успения Святой Марии в Сан-Франциско, США
Собор Успения Святой Марии в Сан-Франциско, США

Архитектура постмодерна может быть описана непримиримо разнообразной эстетикой, в которой стили сталкиваются, форма существует сама по себе и появляются новые способы просмотра знакомых стилей и пространства. Храм в Индепенденсе, штат Миссури, был задуман японским архитектором Ге Обата по концепции камерного наутилуса. Католический собор Богоматери Ангелов (Лос-Анджелес) был спроектирован в 1998 году Хосе Рафаэлем Монео в стиле постмодерн. Структура напоминает об испаноязычном наследии района за счет использования красок Adobe, сочетая строгие современные формы с некоторыми традиционными элементами. С другой стороны, базилика Личенской Богоматери — гораздо более традиционное сооружение. Спроектирован Барбарой Белецкой и построен между 1994 и 2004 годами, его форма включает ссылки на ряд польских сооружений. Колонны обладают гибкостью и изяществом, навеянными колоннами ренессансного двора Вавельского замка в Кракове, в то время как огромный 420-футовый шпиль, который будет возведен рядом с базиликой, имеет более чем случайное сходство со шпилем в стиле барокко, украшающим Ясногорский монастырь в Ченстохове, обитель Черной мадонны.

Сообщества шейкеров

Сообщества шейкеров были семиотически спроектированы по принципу розы компаса.

Ислам

Ранняя исламская архитектура

Византийская архитектура оказала большое влияние на раннюю исламскую архитектуру с ее характерными подковообразными арками, сводами и куполами. В разных регионах исламского мира развилось множество форм мечетей. Известные типы мечетей включают ранние мечети Аббасидов, мечети Т-образного типа и мечети с центральным куполом Анатолии. Самые ранние стили исламской архитектуры породили мечети «арабского плана» или гипостиль во времена династии Омейядов. Эти мечети имеют квадратную или прямоугольную планировку с закрытым внутренним двором и крытым молитвенным залом. Большинство ранних гипостильных мечетей имели плоские крыши молитвенных залов, что требовало многочисленных колонн и опор.  Мескита в Кордове, Испания, была построена как гипостильная мечеть, поддерживаемая более чем 850 колоннами. Мечети арабской планировки продолжались и при династии Аббасидов.

Интерьер Мескиты, гипостильной мечети-собора с колоннами, расположенными в виде сетки, в Кордове, Испания
Интерьер Мескиты, гипостильной мечети-собора с колоннами, расположенными в виде сетки, в Кордове, Испания

Османская архитектура

В 15 веке османы ввели мечети с «центральным куполом», которые имеют большой купол в центре над молитвенным залом. Помимо одного большого купола в центре, часто существуют купола меньшего размера, расположенные не по центру молитвенного зала или по всей остальной части мечети, в местах, где не совершается молитва. Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме, пожалуй, самый известный пример мечети с центральным куполом.

Иранская сакральная архитектура

«Айванские мечети» наиболее примечательны своими куполообразными залами и айванами, представляющими собой сводчатые помещения, открытые с одной стороны. В мечетях айвана один или несколько айванов выходят окнами на центральный внутренний двор, который служит молитвенным залом. Стиль представляет собой заимствование из доисламской иранской архитектуры и использовался почти исключительно для мечетей в Иране. Многие айванские мечети преобразованы в зороастрийские храмы огня, где внутренний двор использовался для хранения священного огня. Сегодня айванские мечети больше не строятся. Мечеть Шаха в Исфахане, Иран, является классическим примером мечети айван.

Сакральная архитектура

Характерные черты и стили

Общей чертой мечетей является минарет, высокая, стройная башня, которая обычно расположена в одном из углов здания мечети. Вершина минарета всегда является самой высокой точкой в мечетях, в которых он есть, и часто самой высокой точкой в непосредственной близости. У первых мечетей не было минаретов, и даже в наши дни самые консервативные исламские движения, такие как ваххабиты, избегают строить минареты, считая их показными и ненужными. Первый минарет был построен в 665 году в Басре во время правления Омейядского халифа Муавии I. Муавия поощрял строительство минаретов, поскольку предполагалось, что они поставят мечети в один ряд с христианскими церквями с их колокольнями. Следовательно, архитекторы мечетей позаимствовали форму колокольни для своих минаретов, которые использовались по сути для той же цели – призыва верующих к молитве.

Купола были отличительной чертой исламской архитектуры с VII века. С течением времени размеры куполов мечетей увеличивались: от занимающих лишь небольшую часть крыши рядом с михрабом до занимающих всю крышу над молитвенным залом. Хотя купола обычно принимали форму полушария, моголы в Индии популяризировали луковичные купола в Южной Азии и Персии.

В молитвенном зале, также известном как мусалла, нет мебели; стулья и скамьи в молитвенном зале отсутствуют. Молитвенные залы не содержат изображений людей, животных и духовных фигур, хотя они могут быть украшены арабской каллиграфией и стихами из Корана на стенах.

Купол Скалы в Иерусалиме - известный исламский купол
Купол Скалы в Иерусалиме — известный исламский купол

Обычно напротив входа в молитвенный зал находится стена киблы, которая является визуально выделенной областью внутри молитвенного зала. Стена киблы обычно устанавливается перпендикулярно линии, ведущей в Мекку. Верующие молятся рядами, параллельными стене киблы, и таким образом располагаются лицом к Мекке. В стене киблы, обычно в ее центре, находится михраб, ниша или углубление, указывающее на стену киблы. Обычно михраб также не занят мебелью. Иногда, особенно во время пятничной молитвы, сбоку от михраба возвышается минбар или кафедра, на которой хатиб или какой-либо другой оратор может произнести проповедь (хутба). Михраб служит местом, где имам регулярно совершает пять ежедневных молитв.

В мечетях часто есть фонтаны для омовения или другие средства для мытья у входа или во внутренних дворах. Однако верующим в гораздо меньших мечетях часто приходится пользоваться туалетами для совершения омовений. В традиционных мечетях эта функция часто реализована в отдельно стоящем здании в центре внутреннего двора. Современные мечети могут иметь множество удобств, доступных для их прихожан и общества в целом, таких как поликлиники, библиотеки и спортивные залы.

Молитвенные дома бахаи

Молитвенные дома бахаи или Машрикуль-Адкар (арабский: مارق اﻻذتار «Место рассвета памяти Бога») иллюстрируют принципы Веры Бахаи единства в многообразии, единства Бога, единства Его пророков и религий и единства человечества. Эти духовные принципы порождают новые формы архитектурного самовыражения, которые служат пространствами, в которых люди всех верований, культур и происхождения собираются вместе, медитируют, размышляют и молятся, и вокруг которых будут построены социальные, гуманитарные, образовательные и научные учреждения. Дизайн каждого молитвенного дома бахаи отражает объединяющие элементы их окружения, основанные на массовом подходе, основанном на консультациях с коренными жителями, каждый имеет девять сторон и девять входов, число девять символизирует единство. На данный момент построено восемь континентальных и два местных молитвенных дома бахаи.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий