Средства архитектурной композиции
В архитектурном сооружении всегда есть несущие части — опоры и несомые — перекрытия. Основанием ему служит база, цоколь. Это элементы конструкции. В природном организме ты также часто встретишь эти части: в дереве — корни, ствол и крону.
Какими же средствами архитектура осуществляет свою художественную задачу, как создается образ?
Первое, что позволяет ей быть образной, это форма. Сооружение бывает симметричным и асимметричным, прямоугольным, кубическим, круглым, шарообразным (есть и такие строения). Формы могут быть простыми или сложными, расчлененными, с выступами и впадинами, с высотными частями и низкими; могут быть тяжелыми и легкими, компактными и ажурными. Архитектура иногда сочетается со скульптурой, живописью и мозаикой (яркий пример — университетский городок в столице Мексики — Мехико), может включать витражи, керамику, металлические детали. Все это, конечно, усиливает образное воздействие архитектуры. Однако и без них, одними конструктивными средствами, могут быть созданы впечатляющие сооружения. Взгляни хотя бы на здание Совета экономической взаимопомощи в Москве — ты увидишь в нем выражение идеи сотрудничества стран социализма.
Сочетания элементов, объединение объемов и пространства составляют содержание архитектурной композиции. План здания, входы, выделение отдельных частей здания — все это ее средства. Есть три решения композиции: плоскостная, когда восприятие рассчитано на обзор с одной стороны, с фасада (в сплошном ряду тесно составленных зданий); объемное, требующее рассмотрения с разных сторон (свободно стоящее здание); пространственное, в котором в композицию входит не только объем одного здания, но и пространства между несколькими или отдельными частями одного здания. Возможность оперировать пространством наиболее характерна для архитектуры, как для живописи и графики — плоскостью или объемом для скульптуры.