Свод

В архитектуре vault (французский voûte, с итальянского volta) представляет собой самонесущее сооружение арочный форма, обычно из камня или кирпича, служащая для перекрытия пространства потолком или крышей. Как и при строительстве арки, необходима временная опора, в то время как кольца из voussoirs построены и кольца, размещенные в положении. До тех пор, пока верхний voussoir, в трапецеидальное искажение позиционируется, хранилище не является самонесущим. Там, где древесину легко достать, эта временная опора обеспечивается за счет центрирования , состоящего из каркасной фермы с полукруглой или сегментарной головка, которая поддерживает вуссуары до тех пор, пока не будет завершено кольцо всей арки.

Свод
Готический ребристый свод потолок церкви Сен-Северен в Париже

Типы

Cводы, также называемые ложными сводами, с горизонтально соединенными слоями камня, были задокументированы с доисторических времен; в 14 веке до нашей эры из Микен. Они строились на региональном уровне до современности.

Свод
Ассирийский барельеф От Нимруд показывает куполообразные сооружения на заднем плане

Настоящая конструкция свода из радиально соединенных камней уже была известна египтянам и ассирийцам и была введена в строительную практику Запада этрусками. Римляне, в частности, развили строительство сводов и построили бочкообразные, крестовые и купольные своды. В Риме сохранилось несколько выдающихся примеров, например Пантеон и базилика Максенция.

Кирпичные своды использовались в Египте с начала 3-го тысячелетия до нашей эры. широко использовались и с конца 8 века до нашей эры были построены краеугольные своды. Однако в монументальных храмовых сооружениях культуры фараонов в долине Нила не использовались своды, поскольку даже огромные порталы шириной более 7 метров были перекрыты тесаными каменными балками.

Свод
Внутренний вид с высоты готического собора с выделенной ребристой сводчатой крышей

Купол

Один из самых ранних известных примеров сводов любой формы можно найти в неолит деревня Хирокития вкл . Кипр. Начиная с c. 6000 до нашей эры Круглые здания поддерживали форму улья поясок куполообразные своды из необожженного сырцового кирпича, а также представляют собой первое свидетельство поселений с верхним этажом. Похожие гробницы — ульи, называемое толои, существует на Крите и Северной Ирак. Их конструкция отличается от той, что в Хирокитии в том, что большинство из них появляются частично закопали и обеспечить дромос вступление.

Однако включение куполов отражает более широкое значение слова «хранилище». Различие между ними в том, что хранилище по сути представляет собой арку , которая вытесняется в третье измерение, а купол представляет собой свод вращался вокруг своей вертикальной оси.

Бочкообразный кирпичный свод

Скатно-кирпичные своды названы в честь их конструкции, кирпичи установлены вертикально (не радиально) и наклонены (наклонены) под углом: это позволяет завершить их возведение без использования центрирования. Примеры были найдены при археологических раскопках в Месопотамии , относящихся ко 2 — му и 3 — му тысячелетиям до нашей эры, которые были установлены в

Свод
В своде из скатных кирпичей кирпичи опираются (укладываются) на существующую стену.

гипсовый раствор.

Бочкообразное хранилище

Бочкообразный свод — это простейшая форма свода, напоминающая бочку или туннель, разрезанный вдоль пополам. Создается эффект конструкции, состоящей из непрерывных полукруглых или заостренных секций.

Самые ранние известные примеры бочкообразных сводов были построены Шумерцами, возможно, под зиккуратом в Ниппуре в Вавилонии, который был построен из обожженного кирпича зацементированного глиной строительным раствором.

Считается, что самые ранние бочкообразные хранилища в

Свод
Хор собора Святого Павла смотрит на восток, Лондон

древнем Египте находятся в зернохранилищах , построенных фараоном 19-й династии Рамсесом II, руины которого находятся за Рамессеумом, в Фивы. Пролет составлял 12 футов (3,7 м), а нижняя часть арки была построена горизонтально, примерно на треть высоты, а кольца наверху были наклонены назад под небольшим углом, так что кирпичи каждого кольца, уложенные плашмя, держались до тех пор, пока кольцо не было завершено, никакого центрирования не требовалось; образовавшийся таким образом свод имел эллиптическое сечение, обусловленное методом его возведения. Аналогичная система строительства использовалась для свода над большим залом в Ктесифоне, где в качестве материала использовались обожженные кирпичи или плитки больших размеров, зацементированные строительным раствором; но пролет был близок к 83 футам (25 м), а толщина свода составляла почти 5 футов (1,5 м) в верхней части, при этом было четыре кольца из кирпичная кладка.

Ассирийские

Свод
Заостренный бочкообразный свод, показывающий направление боковых сил

 дворцы использовали скатные кирпичные своды, сделанные из высушенного на солнце сырцового кирпича, для ворот, подземных могил и водостоков. Во время правления царя Сеннахериба они использовались для строительства акведуков, таких как в Джерване. В провинциальном городе Dūr-Katlimmu они использовались для создания сводчатых платформ. Однако традиция их возведения, по-видимому, перешла к их преемникам в Месопотамии, а именно. к Сасанидам, которые в своих дворцах в Сарвестане и Фирузабад построили купола, похожие на те, что показаны на скульптурах Нимруда, с главным отличием в том, что они построены из щебня каменные и зацементированные строительным раствором, они все еще существуют, хотя, вероятно, были заброшены во время Исламского вторжения в 7 веке.

Паховые своды

Свод
Свод в паху, если смотреть снизу, показывающий arris или «пах»

Свод паха образуется путем пересечения двух или более бочкообразных сводов, в результате чего образуются углы или пахи вдоль линий перехода между перемычками. В этих отсеках чем дольше поперечные арки полукруглые, как и более короткие продольные арки. Изгибы этих ограничивающих арок, по-видимому, использовались в качестве основы для полотна центровки, которое было создано в виде двух пересекающихся туннелей, как если бы каждое полотно представляло собой арку, спроецированную горизонтально в трех измерениях.

Считается, что самый ранний пример находится над небольшим залом в

Свод
План паха сверху , показывающий результирующий выпад наружу

Пергаме, в Малой Азии, но его первое использование над залами больших размеров связано с Римлянами. Когда две полукруглые своды ствола того же диаметра пересекаются друг с другом их пересечения (правда, эллипс) — это известно как Крещатый свод , по которому тяга свода передается на поперечные стены; если серия из двух или более бочкообразных сводов пересекается друг с другом, вес переносится на опоры в месте их пересечения, а тяга передается на внешние поперечные стены; таким образом, в римском водохранилище на Байи, известные как Piscina Mirabilis Серия из пяти проходов с полукруглыми бочкообразными сводами пересекается двенадцатью поперечными проходами, своды опираются на 48 опор и толстые внешние стены. Ширина этих проходов составляла всего около 13 футов (4,0 м), при строительстве этих сводов не было больших трудностей, но в римских Банях Каракаллы тепидарии кафедральном соборе, так что его строительство как со статической, так и с экономической точки зрения имело наибольшее значение. Исследования М. Choisy (L’Art de bâtir chez les Romains), основанный на тщательном изучении тех частей хранилищ, которые все еще остаются in situ, показали, что при сравнительно небольшом центрировании, состоящем из ферм, расположенных на расстоянии около 10 футов (3,0 м) друг от друга и покрытых досками, уложенными от фермы к ферме, были уложены – для начала – два слоя римского кирпича (размером почти 2 квадратных фута (0,61 м) и толщиной 2 дюйма); на них и на фермах были построены поперечные кольца из кирпича с продольными связями через равные промежутки; на слоях кирпича и заделке колец и поперечных связей бетон заливался горизонтальными слоями, выступы заливались сплошным слоем, а поверхность имела уклон с обеих сторон и была покрыта черепичной крышей с низким уклоном, уложенной прямо на бетон. Кольца освободили центровку от налагаемого веса, и два слоя кирпичей удерживали бетон до тех пор, пока он не затвердел.

Свод
Свод в паху сверху

Поскольку стены, несущие эти своды, также были построены из бетона с редкими слоями кирпича, вся конструкция была однородной. Одним из важных ингредиентов строительного раствора был вулканический Пополнить найдено недалеко от Рима, известно как пуццолана, который после схватывания бетона не только сделал бетон таким же твердым, как сама скала, но и в определенной степени нейтрализовал напор сводов, которые образовывали раковины, эквивалентные металлической крышке; римляне, однако, похоже, не осознали ценности этой смеси пуццоланы, поскольку в остальном они в достаточной степени обеспечивали противодействие любому напору, который мог возникнуть, путем возведения поперечных стен и контрфорсов. В тепидарии Терм и в базилике Константина для того, чтобы хорошо усилить упор в стенах, главный бочкообразный свод зала был выдвинут вперед с каждой стороны и опирался на отдельные колонны, которые составляли главное архитектурное украшение. В случаях, когда пересекающиеся поперечные своды не имели того же пролета, что и у главного свода, арки были либо высокопарный таким образом, их откосы могли быть одинаковой высоты или образовывать меньшие пересечения в нижней части свода; однако в обоих этих случаях пересечения или промежности были искривлены, из-за чего было очень трудно сформировать центровку, и, более того, они имели неприятный эффект: хотя были предприняты все попытки сделать это. маска это при отделке свода панелями и рельефами, выполненными по образцу штукатурки.

Ребристый свод

Свод
Ребристый свод Реймсского собора, Франция

Реберный свод — это такой, в котором все паховые области покрыты ребрами или диагональными ребрами в виде сегментарных арок. Их кривизна определяется ограничивающими дугами. В то время как поперечные арки сохраняют тот же полукруглый профиль, что и их аналоги со сводчатым потолком, продольные арки заострены, причем центры обеих дуг находятся на одной линии импост. Это позволяет последнему более точно соответствовать изгибам диагональных ребер, создавая прямой туннель, идущий с востока на запад.

Была сделана ссылка на ребристый свод в римских работах, где пересекающиеся бочкообразные своды были разного диаметра. Их конструкция, должно быть, во все времена была несколько сложной, но там, где бочкообразные своды проходили по кругу над

Свод
Ребристый свод церкви Синт-Никлааскерк в Генте, Бельгия
Свод
Верхняя часть ребристого сводчатого потолка над нефом собора Солсбери

хорами проходом и пересекались (как в Святом Варфоломее Великом в Смитфилде, Лондон) из-за полуконусов вместо цилиндров стало хуже, а в паху сложнее. Казалось бы, это привело к изменению системы и введению новой функции, которая полностью произвела революцию в конструкции хранилища. До сих пор пересекающимися элементами были геометрические поверхности, пересечениями которых были диагональные промежности, эллиптической формы, обычно слабые по конструкции и часто извилистые. Средневековый строитель изменил процесс и сначала установил диагональные ребра, которые использовались в качестве постоянных центров, и на них он перенес свой свод или паутину, которая отныне приобрела форму ребер. Вместо эллиптической кривой, которая была получена пересечением двух полукруглых бочкообразных сводов, или цилиндров, он использовал полукруглую арку для диагональных ребер; это, однако, подняло центр квадратного пролета, перекрытого выше уровня поперечных арок и ребер стены, и, таким образом, придало своду вид купола, такой, какой можно увидеть в нефе церкви Святого Петра. Сант-Амброджо, Флоренция. Чтобы соответствовать этому, сначала поперечные ребра и стенки были на сваях, или верхняя часть их арок была приподнята, как в Abbaye-aux-Hommes в Caen и Аббатство Лессе, в Нормандии. Проблема была в конечном итоге решена введением заостренной арки для поперечных ребер и стен — заостренная арка была давно известна и использовалась из-за ее гораздо большей прочности и меньшей нагрузки, которую она оказывала на стены. При использовании для ребер свода, каким бы узким ни был пролет, заостренную арку можно было бы сделать так, чтобы ее вершина по высоте совпадала с диагональным ребром; и, более того, при использовании для ребер кольцевой свод, как в проходе вокруг апсидальный в завершении хора не было необходимости, чтобы половинки ребер с внешней стороны находились в одной плоскости с половинками ребер с внутренней стороны; поскольку, когда противоположные ребра встречались в центре кольцевого свода, тяга равномерно передавалась от одного к другому, и, поскольку арка уже была сломана, изменение ее направления не было заметно.

Первое внедрение остроконечного ребра арки состоялось в соборе Чефалу и предшествовало аббатству Сен-Дени. Хотя заостренная ребристая арка часто рассматривается как обозначение готической архитектуры, Чефалу — это романский собор, каменщики которого экспериментировали с возможностью готических ребристых арок до того, как это получило широкое распространение в западной церковной архитектуре. Помимо собора Чефалу, введение заостренного ребра арки, по-видимому, имело место в хорах аббатства Сен-Дени, недалеко от Парижа, построенного аббатом Сугером в 1135 году. Именно в церкви в Везелае (1140) он был расширен до квадратного проема притвора. Как уже указывалось, проходы в раннехристианских церквях уже были перекрыты сводчатыми перекрытиями, единственным достижением в более поздних разработках было введение поперечных ребер, разделяющих отсеки на квадратные отсеки. В 12 веке были предприняты первые попытки перекрыть нефы, которые были в два раза шире проходов, поэтому возникла необходимость включить два пролета проходов, чтобы сформировать в нефе один прямоугольный проем (хотя его часто ошибочно принимают за квадратный). Из этого следовало, что каждый запасной пирс не служил никакой цели в том, что касается поддержки свода нефа, и это, по-видимому, подсказало альтернативу для создания дополнительного ребра поперек церкви и между поперечными ребрами. В результате появилось так называемое раздельное, или шестиклеточное хранилище, один из самых ранних примеров которого находится в аббатстве о-Хомм в Кане. Первоначально эта церковь, построенная Вильгельмом Завоевателем, имела только деревянную крышу, но почти столетие спустя верхняя часть стен нефа была частично перестроена, чтобы ее можно было покрыть сводом. Однако огромные размеры квадратного свода над нефом потребовали некоторой дополнительной поддержки, так что поперек церкви было перекинуто промежуточное ребро, разделяющее квадратный отсек на шесть ячеек, и названное сводом для полов Промежуточное ребро, однако, имело тот недостаток, что частично закрывало одну сторону окон верхнего этажа, и оно давило на альтернативные опоры неодинаковым весом, так что в соборе Суассона (1205) Был введен четырехсторонний или четырехъярусный свод, ширина каждого пролета которого составляла половину пролета нефа и, следовательно, соответствовала опорам прохода. Из этого правила есть некоторые исключения: в Сант-Амброджо, Милане и Сан-Микеле, Павия (оригинальное хранилище), а также в соборах Шпайера, Майнца и Вормса, где четырехсторонние своды почти квадратные, а промежуточные опоры нефов имеют гораздо меньшие размеры. В Англии раздельные хранилища существуют в Кентербери (1175) (заложен Уильямом Сенским), Рочестере (1200), Линкольне (1215), Дареме (восточный трансепт) и часовне Святой Веры, Вестминстерском аббатстве.

На более ранней стадии возведения ребристых сводов арочные ребра состояли из независимых или отдельных

Свод
Потолок с ребристым сводом, с ребрами Лиерна, Либфрауэнкирхе, Мюлакер 1482

вуссуаров вплоть до пружин; однако сложность раздельной обработки ребер привела к двум другим важным изменениям:  нижняя часть поперечной диагонали и стеновых ребер были полностью обработаны из одного камня; и  нижняя горизонталь, составляющая то, что известно как разгрузка или сплошная пружина. Tas-de-charge, или сплошная пружина, имела два преимущества:  она позволяла каменным дорожкам проходить прямо через стену, что намного лучше скрепляло все вместе; и  это уменьшало пролет свода, что затем требовало центрирования меньших размеров. Как только ребра были закончены, на них была уложена паутина или каменная оболочка свода. В некоторых английских работах каждый ряд камней был одинаковой высоты от одной стороны до другой; но, поскольку диагональное ребро было длиннее поперечного или стенового ребра, ряды наклонялись к первому, а на вершине свода были подогнаны друг к другу. В период ранней английской готики из-за большого пролета свода и очень небольшого подъема или искривления полотна было сочтено, что лучше упростить конструкцию полотна, введя промежуточные ребра между ребром стены и диагональным ребром, а также между диагональными и поперечными ребрами; и для того, чтобы выдержать напор этих промежуточных ребер, требовалось ребро гребня, и продолжение этого ребра до ребра стены скрывало стык полотна на вершине, который не всегда был очень заметным, и составлял ребро гребня. Во Франции, с другой стороны, перекладины всегда прокладывались горизонтально, и поэтому они имеют неодинаковую высоту, увеличиваясь к диагональному ребру. Каждому выступу также было придано небольшое возвышение в центре, чтобы увеличить его прочность; это позволило французским каменщикам обойтись без промежуточного ребра, которое не было введено ими до 15 века, а затем скорее как декоративная, чем конструктивная особенность, поскольку куполообразная форма, приданная французскому полотну, сделала ненужным ребро гребня, которое, за некоторыми исключениями, существует только в Англии. Как на английском, так и на французском языках центрирование сводов редко требовалось для создания полотна, шаблон (фр. cerce) использовался для поддержки камней каждого кольца до тех пор, пока оно не было завершено. В Италии, Германии и Испании был принят французский метод построения полотна с горизонтальными ходами и куполообразной формой. Иногда, в случае сравнительно узких отсеков, и особенно в подсобных помещениях, ребро стены было ходульным, и это вызывало своеобразное скручивание полотна, когда изгиб ребра стены находится в точке K: для этих скрученных поверхностей дается термин лемеховый свод.

Один из самых ранних примеров внедрения промежуточного ребра находится в нефе Линкольнского собора, и там ребро гребня не соединено с ребром стены. Однако вскоре было обнаружено, что сооружение полотна значительно облегчалось дополнительными ребрами жесткости, и, следовательно, наблюдалась тенденция к увеличению их количества, так что в нефе Эксетерского собора между ребром стены и диагональным ребром были предусмотрены три промежуточных ребра жесткости. Чтобы замаскировать стык различных ребер, их пересечения были украшены богато вырезанными выступами, и эта практика расширилась с введением другого короткого ребра, известного как lierne, — термин, которым во Франции обозначают ребро гребня. Лиерновые ребра представляют собой короткие ребра, пересекающиеся между основными ребрами, и использовались в основном в качестве декоративных элементов, как, например, в Либфрауэнкирхе (1482) в Мюлакере, Германия. Один из лучших примеров ребер Лиерна находится в своде эркерного окна в Кросби-Холле, Лондон. Тенденция к увеличению количества ребер в некоторых случаях приводила к необычным результатам, как в хоре Глостерского собора, где обычные диагональные ребра становятся просто декоративными лепнина на поверхности пересекающегося остроконечного бочкообразного свода и снова в галереях, где введение веерного свода, образующего коноид с вогнутыми сторонами, вернуло к принципам римского геометрического свода. Это также проявляется в конструкции этих веерных сводов, поскольку, хотя в самых ранних примерах каждое из ребер над зарядом было самостоятельным элементом, в конечном итоге оказалось проще вырезать их и перемычку из цельного камня, так что ребро и перемычка были чисто декоративными и не выполняли конструктивных или независимых функций.

Фанатское хранилище

Эта форма сводов встречается в английской поздней готике, в которой свод построен как единая поверхность из обработанных камней, в результате чего коноид образует декоративную сеть глухих ажуров.

Свод
Веерные своды над нефом в аббатстве Бат, Бат, Англия

Веерный свод, по-видимому, возник из-за использования центрирований по одной кривой для всех ребер вместо отдельных центрирований для поперечной, диагональной стенки и промежуточных ребер; этому способствовало также введение четырехцентровой арки, потому что нижняя часть арки образовывала часть веера, или коноида, а верхняя часть могла быть расширена по желанию с большим радиусом поперек свода. Эти ребра часто вырезались из тех же камней, что и полотна, при этом весь свод рассматривался как единая соединенная поверхность, покрытая переплетающимся узором.

Возможно, самым ранним примером является восточная аллея монастыря в Глостере, поверхность которого состоит из замысловато украшенных панелей каменной кладки, образующих конические конструкции, поднимающиеся от подпорок свода. В более поздних примерах, таких как в часовне Королевского колледжа, Кембридж, из-за больших размеров свода было сочтено необходимым ввести поперечные ребра, которые требовались для придания большей прочности. Похожие поперечные ребра встречаются в часовне Генриха VII и в Школе богословия в Оксфорде, где была представлена новая разработка. Одним из дефектов веерного свода в Глостере является то, что он наполовину утоплен в стене; чтобы исправить это, в двух только что процитированных зданиях весь коноид отсоединен и рассматривается как подвеска.

Византийские своды и купола

Свод
Раздел через Собор Святой Софии в Стамбуле

Свод базилики Максенция, построенный Константином, был последней большой работой, выполненной в Риме перед его падением, и проходит два столетия, прежде чем в Церкви Святой Премудрости (Айя-София) в Константинополе происходит следующее важное событие. Вероятно, что осознание большого прогресса в науке о сводах, показанного в этой церкви, чем-то обязано восточной традиции купольных сводов, наблюдаемой в ассирийских куполах, которые известны нам только по изображениям на барельефе из Нимруда, потому что в больших резервуарах для воды в Стамбуле, известных как Цистерна Базилика и Бин бир дирек (цистерна с тысячей и одной колонной), мы находим, что пересекающиеся своды паха римлян уже заменены небольшими куполами или купола. Однако эти купола имеют небольшие размеры по сравнению с теми, которые были спроектированы и осуществлены Юстинианом в соборе Святой Софии. До этого самым большим куполом был купол Пантеона в Риме, но его несли на огромной стене высотой 20 футов (6.Толщиной 1 м и, за исключением небольших ниш или углублений в толще стены, его нельзя было расширить, так что Юстиниан, по-видимому, поручил своему архитектору построить огромный полуцикл или апсиду на восточном конце, аналогичную апсиду на западном конце и огромные арки с обеих сторон, стены под которыми были бы прорезаны окнами. В отличие от купола Пантеона, верхние части которого сделаны из бетона, византийские купола были сделаны из кирпича, который был легче и тоньше, но более уязвим для воздействующих на них сил.

Свод
Неовизантийские своды на портале Базилики Сакре-Кер, Париж, Франция

На схеме показаны контуры решения проблемы. Если полусферический купол разрезан четырьмя вертикальными плоскостями, пересечение дает четыре полукруглые арки; если дополнительно разрезать горизонтальной плоскостью, касательной к вершине этих арок, он описывает окружность; та часть сферы, которая находится ниже этого круга и между арками, образуя сферический шпандрек, является подвесной, и ее радиус равен диагонали квадрата, на который опираются четыре арки. Получив круг для основания купола, необязательно, чтобы верхняя часть купола выступала на том же уровне, что и арки, или чтобы его купольная поверхность была продолжением поверхности подвеса. Первый и второй купола собора Святой Софии, по-видимому, упали, так что Юстиниан решил поднять его, возможно, для придания большей легкости конструкции, но главным образом для того, чтобы получить больше света для внутреннего убранства церкви. Это было достигнуто путем прорезания его сорока окнами, эффект от которых, поскольку свет, струящийся через эти окна, придавал куполу вид подвешенного в воздухе. Подвеска, несущая купол, опиралась на четыре большие арки, напору тех, что пересекали церковь, противодействовали огромные контрфорсы, пересекавшие проходы, а двум другим частично меньшие арки в апсиде, причем напор передавался на внешние стены и, в определенной степени, на боковые стены, которые были построены под арками. Из описания, данного Прокопием, мы заключаем, что центровка, использованная для больших арок, состояла из стены, возведенной для их поддержки во время возведения. Конструкция маятников неизвестна, но предполагается, что до верха маятников они были построены горизонтальными рядами кирпича, выступающими один над другим, выступающие углы впоследствии были обрезаны и покрыты штукатуркой, в которую была встроена мозаика; этот метод использовался при возведении перигорских куполов, к которым мы вернемся; однако они были меньшего диаметра, чем у собора Святой Софии, и составляли всего от 40 до 60 футов (18 м) вместо 107 футов (33 м) Фактически, апофеоз византийской архитектуры был достигнут в соборе Святой Софии, поскольку, хотя он послужил образцом, на котором были основаны все последующие византийские церкви, что касается их плана, то никаких куполов, приближающихся по размерам к первым, даже не пытались возвести. Принципиальное отличие в некоторых более поздних примерах заключается в форме подвеса, на котором держался купол. Вместо сферического шпандрила собора Святой Софии по углам были образованы большие ниши, как в мечети Дамаска, которая была построена византийскими мастерами для Аль-Валид I в 705 году н.э.; это дало восьмиугольное основание, на котором покоился полусферический купол; или опять же, как в сасанидских дворцах Сарвестана и Фирузабада 4-го и 5-го веков, когда был построен ряд концентрических арочных колец, выступающих одно перед другим, что также дало восьмиугольное основание; каждый из этих подвесов известен как прищуриться.

Есть еще одно замечательное хранилище, также построенное Юстинианом, в

Свод
Купол церкви святых Сергия и Вакха

церкви святых Сергия и Вакха в Константинополе. Центральная площадь этой церкви была восьмиугольной в плане, а купол разделен на шестнадцать отсеков; из них восемь состоят из широких плоских полос, поднимающихся от центра каждой из стен, а остальные восемь представляют собой вогнутые ячейки по углам восьмиугольника, которые внешне и внутренне придают крыше вид зонтика.

Романский стиль

Хотя купол является основной характеристикой византийской церкви, по всей Малой Азии есть многочисленные примеры, в которых нефы перекрыты полукруглым бочкообразным сводом, и это тип сводов, встречающийся по всему югу Франции в 11-12 веках, единственным изменением была случайная замена остроконечного бочкообразного свода, принятая не только из-за того, что он давал меньшую нагрузку, но и потому, что, как указал Фергюссон (т. ii. стр. 46), черепица укладывалась непосредственно на свод и меньший объем заполнения в сводах. на самом верху требовалось.

Непрерывная тяга бочкообразного свода в этих случаях компенсировалась либо полукруглыми, либо заостренными бочкообразными сводами в проходах, которые имели только половину пролета нефа; интересный пример этого есть в часовне Святого Иоанна в Лондонском Тауэре– а иногда и сводами в половину бочонка. Однако большая толщина стен, требуемая при таких конструкциях, по-видимому, привела к другому решению проблемы перекрытия церквей негорючим материалом, а именно. то, что встречается по всему Перигору и Ла-Шаранте, где над нефом перекрыт ряд куполов на подвесах, главными особенностями которых является тот факт, что несущие их арки являются частью подвесов, которые все построены горизонтально.

Пересекающийся и рифленый римский свод использовался в раннехристианских церквях в Риме, но только над проходами, которые были сравнительно небольшого пролета, но в них наблюдалась тенденция поднимать центры этих сводов, которые становились слегка куполообразными; во всех этих случаях использовалось центрирование.

Свод
Неф Лиссабонского собора с бочкообразным софитом. Обратите внимание на отсутствие окон верхнего этажа, весь свет обеспечивается окном-розеткой в одном конце хранилища.

Возрождение готики и Ренессанса

Свод
Свод в стиле возрождения готики в церкви Йоэнсуу в Йоэнсуу, Финляндия

Одним из хороших примеров веерного свода является свод над лестницей, ведущей в холл Церкви Христа в Оксфорде, где в центре изображен полный коноид, закрепленный на центральной колонне. Это хранилище, построенное не ранее 1640 года, является примером традиционного мастерства, вероятно, переданного в Оксфорде из-за позднего перекрытия входных ворот колледжей. Веерные своды характерны для Англии, единственным примером, приближающимся к ним во Франции, является подвеска в часовне Богоматери в Кодебек-ан-Ко, в Нормандии.

Во Франции, Германии и Испании увеличение количества ребер в 15 веке привело к появлению декоративных сводов различных видов, но с некоторыми необычными изменениями. Таким образом, в Германии, признав, что ребро больше не является необходимой конструктивной чертой, его резко обрезали, оставив только обрубок; во Франции, с другой стороны, они придали еще большее значение ребру, придав ему большую глубину, пронзив его узором и подвесив к нему подвески, и полотно превратилось в горизонтальную каменную брусчатку, уложенную поверх этих украшенных вертикальных полотен. Это характерная черта великой работы эпохи Возрождения во Франции и Испании; но вскоре она уступила место итальянскому влиянию, когда при строительстве сводов вернулись к геометрическим поверхностям римлян, однако без той экономии в центрировании, которой они придавали такое большое значение, и особенно в небольших сооружениях. В больших хранилищах, где это требовало значительных затрат, главной гордостью некоторых из самых выдающихся архитекторов было то, что обошлись без центрирования, как в случае с куполом Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, построенным Филиппо Брунеллески и Фергюсон приводят в качестве примера большой купол церкви в Мусте на Мальте, возведенный в первой половине 19 века, который был построен полностью без какого-либо центрирования.

Своды и искусственные своды в эпоху Возрождения и после

Ренессанс

Разделение между интерьером и экстерьером – а также между структурой и образом – должно было разрабатываться очень целенаправленно в

Свод
Готический Нотр-Дам де Пари был построен с островерхой деревянной крышей (красная), защищающей его каменный неф свода (синий).

эпоху Возрождения и за ее пределами, особенно после того, как купол был восстановлен в западной традиции в качестве ключевого элемента церковного дизайна. Например, купол Микеланджело для базилики Святого Петра в Риме, переработанный между 1585 и 1590 годами Джакомо делла Порта, состоит из двух куполов, из которых, однако, структурным является только внутренний. Бальтазар Нойманн в своих церквях в стиле барокко усовершенствовал легкие гипсовые своды, поддерживаемые деревянными рамами. Эти своды, которые не оказывали бокового давления, идеально подходили для сложных потолочных фресок. В соборе Святого Павла в Лондоне существует очень сложная система сводов и искусственных сводов. Купол, который видно снаружи, — это не свод, а относительно легкая конструкция с деревянным каркасом, опирающаяся на невидимый — и для своего возраста весьма оригинальный – цепной свод из кирпича, под которым находится еще один купол (купол, который видно изнутри), но из гипса, поддерживаемый деревянным каркасом. Изнутри можно легко предположить, что человек смотрит на то же хранилище, которое видит снаружи.

Свод
Поперечное сечение купола собора Святого Павла, Лондон

Индия

Свод
Своды и купол Гол — Гумбаза

В Индии есть два отличительных «других ребристых свода» (по-персидски называемых «Карбанди»), которые не являются частью развития европейских сводов, но имеют некоторые необычные особенности; на одном находится центральный купол Джумма Мусджид в Биджапуре (1559 г. н.э.), а другой — Гол Гумбаз, гробница Мухаммеда Адиль шаха II (1626-1660) в том же городе. Свод последнего был построен над залом площадью 135 футов (41 м), чтобы нести полусферический купол. Ребра вместо того, чтобы проходить только по углам, создавая, таким образом, восьмиугольное основание для купола, переносятся на другую опору восьмиугольника и, следовательно, пересекаются друг с другом, уменьшая центральное отверстие до 97 футов (30 м) в диаметре, и, благодаря весу несомой ими каменной кладки, служат противовесом упору купола, который отведен назад так, чтобы оставить проход шириной около 12 футов (3,7 м) вокруг внутренней части. Внутренний диаметр купола составляет 124 фута (38 м), его высота 175 футов (53 м), а ребра, нанесенные из четырех центров, выступают на 57 футов (17 м) от пола зала. Купол Джумма Мусджид имел меньшие размеры, занимал площадь 70 футов (21 м) при диаметре 57 футов (17 м), и опирался только на опоры, а не на чрезвычайно толстые стены, как в гробнице; но любой толчок, который мог существовать, противодействовал его передаче через проходы к внешней стене.

Исламская архитектура

Мукарна — это форма сводов, распространенная в исламской архитектуре.

Современные хранилища

Гиперболические параболоиды

20 век ознаменовался большими достижениями в

Свод
Необизантийские своды в Святом Саве. Своды высотой 37,7 м и шириной 24 м выполнены в виде бетонных коробок. Они были сборными и поднимались цепями в указанное положение.

железобетонном дизайне. Появление оболочечного строительства и лучшее математическое понимание гиперболических параболоидов позволило создавать очень тонкие, прочные своды ранее невиданных форм. Своды в церкви Святого Саввы сделаны из сборных бетонных коробок. Они были построены на земле и подняты на 40 м на цепях.

Растительное хранилище

Сооружения такого типа, созданные растениями или деревьями, искусственными или специально выращенными людьми, называются туннелями для деревьев.

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий