Сюрреализм

Стойкость памяти , холст, масло. Сальвадор Дали, 1931; в коллекции Музея современного искусства, Нью-Йорк.

Сюрреализм

Движение в изобразительном искусстве и литературе, расцвет в Европе между Первой и Второй мировыми войнами. Сюрреализм вырос в основном из ранних движений Дада, которое до Первой мировой войны создавало произведения анти-искусства, которые сознательно бросали вызов разуму; но сюрреализм делал упор не на отрицании, а на позитивном выражении. Движение представляло собой реакцию против того, что его члены рассматривали как разрушение, вызванное «рационализмом», который руководил европейской культурой и политикой в ​​прошлом и который привел к ужасам Первой мировой войны. По словам главного представителя движения, поэт и критик Андре Бретон, опубликовавший «Манифест сюрреалистов» в 1924 году, «Сюрреализм» был средством воссоединения сознательных и бессознательных сфер опыта настолько полно, что мир мечты и фантазии был бы соединен с повседневным рациональным миром в «абсолютной реальности, сюрреальности». Основываясь на теориях, адаптированных Зигмундом Фрейдом, Бретон рассматривал бессознательное как источник воображения. Он определил гениальность в терминах доступности к этой обычно неиспользованной области, которая, как он полагал, могла быть достигнута и поэтами, и художниками.

В поэзии Бретона, Поля Элюара, Пьера Реверди и других сюрреализм проявлял себя в сопоставлении слов, которое поражало тем, что определялось не логическими, а психологическими—то есть бессознательными—мыслительными процессами. Однако его главные достижения были в области живописи. На сюрреалистическую живопись повлиял не только дадаизм, но и фантастические и гротескные изображения таких ранних художников, как Иероним Босх и Франсиско Гойя, а также более близких современников, таких как Одилон Редон, Джорджо де Кирико и Марк Шагал. Практика сюрреалистического искусства сильно подчеркивала методологические исследования и эксперименты, подчеркивая произведение искусства как средство побуждения к личному психическому исследованию и откровению. Бретон, однако, требовал твердой верности доктрине. Таким образом, хотя сюрреалисты провели групповое шоу в Париже в 1925 году, история движения полна изгнаний, дезертирства и личных нападок.

Стойкость памяти , холст, масло. Сальвадор Дали, 1931; в коллекции Музея современного искусства, Нью-Йорк.
Стойкость памяти , холст, масло. Сальвадор Дали, 1931; в коллекции Музея современного искусства, Нью-Йорк.

Художники

Основными художниками-сюрреалистами были Жан Арп, Макс Эрнст, Андре Массон, Рене Магритт, Ив Танги, Сальвадор Дали, Пьер Рой, Пол Дельво и Хуан Миро. Творчество этих художников слишком разнообразно, чтобы его можно было категорически охарактеризовать как сюрреалистический подход в изобразительном искусстве. Каждый художник искал свои собственные средства самоисследования. Некоторые целенаправленно преследовали спонтанное откровение бессознательного, освобожденного от контроля сознательного ума; другие, в частности Миро, использовали сюрреализм в качестве освобождающей отправной точки для исследования личных фантазий, сознательных или бессознательных, часто с помощью формальных средств великой красоты. Можно выделить диапазон возможностей, попадающих между двумя крайностями. На одном полюсе, иллюстрируемом в самом чистом виде произведениями Арпа, зритель сталкивается с изображениями, обычно биоморфными, которые наводят на размышления, но неопределенны. По мере того как сознание зрителя работает с провокационным образом, бессознательные ассоциации освобождаются, и творческое воображение утверждает себя в совершенно открытом исследовательском процессе. В большей или меньшей степени Эрнст, Массон, и Миро также следовал этому подходу, по-разному называемому органическим, символическим или абсолютным сюрреализмом. На другом полюсе зритель сталкивается с миром, который полностью определен и детально изображен, но не имеет никакого рационального смысла: полностью узнаваемые, реалистично нарисованные изображения удаляются из их нормального состояния. Контексты и вновь собраны в неоднозначных, парадоксальных или шокирующих рамках. Произведение направлено на то, чтобы вызвать сочувственный отклик у зрителя, заставить его признать присущий ему «смысл» иррационального и логически необъяснимого. Наиболее непосредственная форма такого подхода была использована Магриттом в простых, но мощных картинах, например, изображающих обычную сервировку стола, включающую тарелку с ломтиком ветчины, из центра которой смотрит человеческий глаз. Дали, Рой и Дельво изобразили похожие, но более сложные инопланетные миры, которые напоминают захватывающие сказочные сцены.

Художник Рене Магритт 1935 год, холст, масло картина "Портрет "
Портрет, Художник Рене Магритт
1935 год
Средний холст, масло
Размеры 73.3 cm × 50.2 cm (28⅞ in × 19⅞ in)
Расположение Музей современного искусства, Нью-Йорк

Техники

Сюрреалистами был разработан ряд конкретных техник, чтобы вызвать психические реакции. Среди них были фроттаж (растирание графитом по дереву или другим зернистым веществам) и граттаж (соскабливание холста)—оба разработаны Эрнстом для получения частичных образов, которые должны были быть завершены в сознании зрителя; автоматический рисунок, спонтанная, без цензуры запись хаотических образов, которые «прорываются» в сознание художника; и найденные объекты.

С его акцентом на содержание и свободную форму, сюрреализм обеспечил главную альтернативу современному, высоко формалистическому кубистическому движению и был в значительной степени ответственен за увековечение в современной живописи традиционного акцента на содержание.

 

Хотя это было движение, в котором доминировали мужчины—и часто считалось откровенно сексистским-несколько талантливых женщин вторглись, хотя и ненадолго, в узкий круг бретонцев. Многие женщины имели близкие, обычно интимные, отношения с художниками-мужчинами, но они также процветали в художественном отношении и выставлялись на сюрреалистических выставках. Такие художники, как Доротея Таннинг, Кей Сейдж, Леонора Каррингтон и Мерет Оппенгейм, были существенными членами сюрреалистической группы. Их роль в движении была подробно исследована ученым Уитни Чедвик в ее новаторской книге «женщины-художники и сюрреалистическое движение» (1985).

 

Оцените статью
Art-Grea
Добавить комментарий