Сюрреализм
Движение в изобразительном искусстве и литературе, расцвет в Европе между Первой и Второй мировыми войнами. Сюрреализм вырос в основном из ранних движений Дада, которое до Первой мировой войны создавало произведения анти-искусства, которые сознательно бросали вызов разуму; но сюрреализм делал упор не на отрицании, а на позитивном выражении. Движение представляло собой реакцию против того, что его члены рассматривали как разрушение, вызванное «рационализмом», который руководил европейской культурой и политикой в прошлом и который привел к ужасам Первой мировой войны. По словам главного представителя движения, поэт и критик Андре Бретон, опубликовавший «Манифест сюрреалистов» в 1924 году, «Сюрреализм» был средством воссоединения сознательных и бессознательных сфер опыта настолько полно, что мир мечты и фантазии был бы соединен с повседневным рациональным миром в «абсолютной реальности, сюрреальности». Основываясь на теориях, адаптированных Зигмундом Фрейдом, Бретон рассматривал бессознательное как источник воображения. Он определил гениальность в терминах доступности к этой обычно неиспользованной области, которая, как он полагал, могла быть достигнута и поэтами, и художниками.
В поэзии Бретона, Поля Элюара, Пьера Реверди и других сюрреализм проявлял себя в сопоставлении слов, которое поражало тем, что определялось не логическими, а психологическими—то есть бессознательными—мыслительными процессами. Однако его главные достижения были в области живописи. На сюрреалистическую живопись повлиял не только дадаизм, но и фантастические и гротескные изображения таких ранних художников, как Иероним Босх и Франсиско Гойя, а также более близких современников, таких как Одилон Редон, Джорджо де Кирико и Марк Шагал. Практика сюрреалистического искусства сильно подчеркивала методологические исследования и эксперименты, подчеркивая произведение искусства как средство побуждения к личному психическому исследованию и откровению. Бретон, однако, требовал твердой верности доктрине. Таким образом, хотя сюрреалисты провели групповое шоу в Париже в 1925 году, история движения полна изгнаний, дезертирства и личных нападок.
Художники
Основными художниками-сюрреалистами были Жан Арп, Макс Эрнст, Андре Массон, Рене Магритт, Ив Танги, Сальвадор Дали, Пьер Рой, Пол Дельво и Хуан Миро. Творчество этих художников слишком разнообразно, чтобы его можно было категорически охарактеризовать как сюрреалистический подход в изобразительном искусстве. Каждый художник искал свои собственные средства самоисследования. Некоторые целенаправленно преследовали спонтанное откровение бессознательного, освобожденного от контроля сознательного ума; другие, в частности Миро, использовали сюрреализм в качестве освобождающей отправной точки для исследования личных фантазий, сознательных или бессознательных, часто с помощью формальных средств великой красоты. Можно выделить диапазон возможностей, попадающих между двумя крайностями. На одном полюсе, иллюстрируемом в самом чистом виде произведениями Арпа, зритель сталкивается с изображениями, обычно биоморфными, которые наводят на размышления, но неопределенны. По мере того как сознание зрителя работает с провокационным образом, бессознательные ассоциации освобождаются, и творческое воображение утверждает себя в совершенно открытом исследовательском процессе. В большей или меньшей степени Эрнст, Массон, и Миро также следовал этому подходу, по-разному называемому органическим, символическим или абсолютным сюрреализмом. На другом полюсе зритель сталкивается с миром, который полностью определен и детально изображен, но не имеет никакого рационального смысла: полностью узнаваемые, реалистично нарисованные изображения удаляются из их нормального состояния. Контексты и вновь собраны в неоднозначных, парадоксальных или шокирующих рамках. Произведение направлено на то, чтобы вызвать сочувственный отклик у зрителя, заставить его признать присущий ему «смысл» иррационального и логически необъяснимого. Наиболее непосредственная форма такого подхода была использована Магриттом в простых, но мощных картинах, например, изображающих обычную сервировку стола, включающую тарелку с ломтиком ветчины, из центра которой смотрит человеческий глаз. Дали, Рой и Дельво изобразили похожие, но более сложные инопланетные миры, которые напоминают захватывающие сказочные сцены.
Техники
Сюрреалистами был разработан ряд конкретных техник, чтобы вызвать психические реакции. Среди них были фроттаж (растирание графитом по дереву или другим зернистым веществам) и граттаж (соскабливание холста)—оба разработаны Эрнстом для получения частичных образов, которые должны были быть завершены в сознании зрителя; автоматический рисунок, спонтанная, без цензуры запись хаотических образов, которые «прорываются» в сознание художника; и найденные объекты.
С его акцентом на содержание и свободную форму, сюрреализм обеспечил главную альтернативу современному, высоко формалистическому кубистическому движению и был в значительной степени ответственен за увековечение в современной живописи традиционного акцента на содержание.
Хотя это было движение, в котором доминировали мужчины—и часто считалось откровенно сексистским-несколько талантливых женщин вторглись, хотя и ненадолго, в узкий круг бретонцев. Многие женщины имели близкие, обычно интимные, отношения с художниками-мужчинами, но они также процветали в художественном отношении и выставлялись на сюрреалистических выставках. Такие художники, как Доротея Таннинг, Кей Сейдж, Леонора Каррингтон и Мерет Оппенгейм, были существенными членами сюрреалистической группы. Их роль в движении была подробно исследована ученым Уитни Чедвик в ее новаторской книге «женщины-художники и сюрреалистическое движение» (1985).