Труд архитектора
Архитектура воспитывает человека. Ты на себе, наверное, заметил, что, находясь на станции метро или в красивом, величественном здании, подтягиваешься, будто надел праздничное платье. Тесные помещения сковывают, чрезмерно большие подавляют, чувствуешь себя в них чуть ли не букашкой.
Когда зарождается архитектурное творчество человека? Можно сказать уверенно: в детстве, с построек из сырого песка, кубиков, коробок, банок, веточек, изображающих деревья, мха, камешков… Жаль, что эти сооружения не фотографируются, безжалостно разрушаются самими детьми, не оставляя следа в биографии человека; иные из них — настоящие образцы стихийного архитектурного творчества. Потом наступает пора строительства шалашей, вигвамов, навесов. Я и сам, хотя было это очень давно, с большим удовольствием вспоминаю свои постройки и пещеры, отрытые в песке или в сугробах снега.
Если ты решил заняться архитектурой, тебе прежде всего надо понять, что собой представляет труд архитектора. Не думай, что архитектор сразу берет бумагу, карандаш и изображает будущее здание. То есть наброски-то он делает. Но раньше составляется задание на проектирование, в котором указываются, где будет возведено здание, его назначение, площадь, объем и другие требования. Архитектору этого мало. Он должен видеть место строительства, знать, что находится рядом: другие здания, насаждения, площадь или река, рельеф местности. Нужно предвидеть, каким будет район стройки в будущем, что в нем еще построят, не предполагаются ли перепланировка, озеленение?
Важно для архитектора ясно представлять себе, что будет происходить в здании, которое он проектирует, в воображении самому превратиться в тех, кто будет здесь работать, и придумать для них наилучшие условия. Но ему же надо представить себя и посетителем, решить, как удобнее пройти в здание, как проще найти там любое помещение. Если же здание жилое, нужно подумать об удобствах, о том, чтобы жизнь в этом доме доставила людям больше радости (может быть, балконы? или светлые эркеры * ? Или галереи и лоджии — балконы, углубленные в здание?) Надо предусмотреть и несчастные случаи: вдруг пожар, как тогда эвакуировать людей и имущество? Надо учесть климат и выяснить опасность землетрясений.
Вот только разобравшись во всем этом, можно приступить к созданию проекта.
Начинаются наброски. Бесконечный ряд набросков плана здания, его объема, фасадов, интерьеров (внутренних помещений). Одновременно уточняется техническая сторона проекта, ведутся консультации с конструкторами, расчетчиками, сметчиками, теплотехниками, сантехниками, начинается совместная работа архитектора и многих специалистов.
Проект вчерне готов. Но надо его разработать в деталях. Вычерчиваются планы: генеральный (вместе с участком), общий, поэтажный. Рисуют перспективы здания и главных интерьеров. Одновременно пишется объяснительная записка, в которой обосновывается проект, выполняются рабочие чертежи — десятки и сотни чертежей. Это делает мастерская — техники-архитекторы, конструкторы, чертежники, копировщики, но просматривает и утверждает архитектор. Одновременно готовятся смета строительства, графики работ, заказы на материалы и оборудование. И за этим тоже следит архитектор.
Наконец, начали строительство. Архитектор теперь осуществляет авторский надзор. Тут нужны внимание, требовательность, настойчивость.
Рассказанное здесь далеко не полностью раскрывает суть работы архитектора. Хорошо бы познакомиться с ней в архитектурной мастерской, на строительстве. Там дело окажется еще сложнее. Проектируют здания сейчас чаще группы архитекторов, и сам проект нередко охватывает сразу много различных зданий — квартал, микрорайон или завод с его цехами, складами. Одному человеку на такой проект надо было бы очень много времени.