Триглиф — архитектурный термин, обозначающий вертикально расположенные таблички дорического фриза в классической архитектуре, названные так из-за угловых каналов в них. Прямоугольные углубления между тремя глифами на дорическом фризе называются метопами. Приподнятые промежутки между самими каналами (внутри триглифа) называются бедренной костью на латыни или меросом на греческом. В строгих традициях классической архитектуры набор гутт, шести треугольных «колышков» внизу, всегда сочетается с триглифом вверху (и наоборот), и пара элементов встречается только в антаблементах зданий, использующих дорический ордер. Отсутствие пары эффективно преобразует здание из дорического в тосканский ордер.
Считается, что триглиф представляет собой тектоническое и скеоморфное изображение в камне концов деревянных балок типичной примитивной хижины, как описано Витрувием и писателями эпохи Возрождения. Деревянные балки были зазубрены в трех отдельных местах, чтобы их необработанные концы в основном оставались в тени. Греческая архитектура (а позже римская архитектура) сохранила эту особенность, а также многие другие черты, характерные для оригинальных деревянных зданий, как дань уважения истокам архитектуры и ее роли в истории и развитии человека. Каналы также могут выполнять функцию отвода дождевой воды.
Структура и размещение
Что касается структуры, триглиф может быть вырезан из цельного блока с метопой, или в блоке триглифа могут быть вырезаны пазы, позволяющие вставить на место отдельно вырезанную метопу (из камня или дерева), как в Храме Афеи. Из двух групп метопов 6 века из Фоче-дель-Селе, ныне находящихся в Национальном археологическом музее Пестума, чем раньше использовался первый метод, тем позже — второй. В рамках одной структуры могут быть некоторые вариации в дизайне, позволяющие уменьшить углы, отрегулировать расстояние между колоннами и расположение дорического фриза в храме, чтобы дизайн выглядел более гармонично. В ходе эволюции дорического ордера размещение триглифов несколько видоизменилось, особенно по углам.
За пределами дорического
В архитектуре постренессанса иногда отказываются от строгих условностей, и гуты и триглифы, по отдельности или вместе, могут использоваться несколько произвольно в качестве украшений. Например, барочный дворец Чернин в Праге (1660-е) украшен триглифами и гуттами в качестве украшений в верхней части арок, на фасаде с использованием эклектичного ионического ордера.