Церковная архитектура

Curtea de Argeș Cathedral

Церковная архитектура относится к архитектуре зданий церквей, монастырей, семинарий и т.д. Она развивалась на протяжении двух тысяч лет существования христианской религии, частично за счет инноваций, частично за счет заимствования других архитектурных стилей, а также в ответ на меняющиеся верования, обычаи и местные традиции. От возникновения христианства до настоящего времени, о наиболее значимых объектов трансформации для христианской архитектуры и дизайна Великой церкви от Византии, от романского аббатства, церкви, соборы в готическом стиле и стиле Ренессанс базилик с его упором на гармонию. Эти большие, часто богато украшенные и престижные в архитектурном отношении здания были доминирующими чертами городов и сельской местности, в которых они стояли. Однако гораздо более многочисленными были приходские церкви в христианском мире, средоточии христианского благочестия в каждом городе и деревне. Хотя некоторые из них считаются возвышенными произведениями архитектуры, равными великим соборам и церквям, большинство развивалось по более простым линиям, демонстрируя большое региональное разнообразие и часто демонстрируя местные народные технологии и украшения.

Сначала здания отличались от тех, которые изначально предназначались для других целей, но с появлением отчетливо церковной архитектуры церковные здания стали влиять на светские, которые часто имитировали религиозную архитектуру. В 20 веке использование новых материалов, таких как сталь и бетон, оказало влияние на дизайн церквей. История церковной архитектуры делится на периоды, страны или регионы и по религиозной принадлежности. Дело осложняется тем фактом, что здания, возведенные для одной цели, могли быть повторно использованы для другой, что новые строительные технологии могут допускать изменения стиля и размеров, что изменения в богослужебной практике могут привести к переделке существующих зданий и что здание, построенное одной религиозной группой, может использоваться группой-преемницей с другими целями.

Происхождение и развитие церковного здания

Самое простое церковное здание состоит из единого помещения для собраний, построенного из местных материалов и с использованием тех же строительных навыков, что и местные хозяйственные постройки. Такие церкви, как правило, прямоугольные, но в африканских странах, где круглые жилища являются нормой, народные церкви также могут быть круглыми. Простая церковь может быть построена из сырцового кирпича, плетня и мазни, расколотых бревен или щебня. Она может быть покрыта соломой, черепицей, гофрированным железом или банановыми листьями. Однако церковные общины, начиная с 4 века, стремились строить церковные здания, которые были бы постоянными и эстетически приятными. Это привело к появлению традиции, согласно которой конгрегации и местные лидеры вкладывали время, деньги и личный престиж в строительство и украшение церквей.

В любом приходе местная церковь часто является самым старым зданием и по размерам превосходит любое сооружение до 19 века, за исключением, возможно, сарая. Церковь часто строят из самого прочного доступного материала, часто из обработанного камня или кирпича. Требования литургии, как правило, требовали, чтобы церковь выходила за рамки одного конференц-зала и состояла из двух основных помещений: одного для прихожан и одного, в котором священник совершает ритуалы мессы. К двухкомнатной конструкции часто добавляют проходы, башню, часовни и ризницы, а иногда трансепты и часовни морга. Дополнительные помещения могут быть частью первоначального плана, но в случае с очень многими старыми церквями здание расширялось по частям, и различные его части свидетельствуют о его долгой архитектурной истории.

800-летний Урсускерк из Термунтена на севере Нидерландов
800-летний Урсускерк из Термунтена на севере Нидерландов

Начало

В первые три столетия ранней христианской церкви Ливии практика христианства была незаконной, и было построено всего несколько церквей. Вначале христиане поклонялись вместе с евреями в синагогах и в частных домах. После разделения евреев и христиан последние продолжали совершать богослужения в домах людей, известных как домашние церкви. Часто это были дома более состоятельных приверженцев веры. Святой Павел в своем первом письме к Коринфянам пишет: «Церкви Азии шлют вам привет. Аквила и Приска вместе с церковью в их доме тепло приветствуют вас в Господе».

Некоторые бытовые здания были приспособлены для функционирования в качестве церквей. Одна из самых ранних адаптированных резиденций находится в церкви Дура Европос, построенной вскоре после 200 года нашей эры, где две комнаты были превращены в одну, сняв стену, и был установлен помост. Справа от входа небольшая комната была превращена в баптистерий.

Некоторые церковные здания были специально построены как церковные собрания, например, напротив дворца императора Диоклетиана в Никомедии. Его разрушение было зафиксировано таким образом:

Когда наступил тот день, в восьмое консульство Диоклетиана и седьмое -Максимиана, внезапно, когда еще едва рассвело, префект вместе с главнокомандующими, трибунами и служащими казначейства пришли в церковь в Никомидии, и, когда ворота были взломаны, они повсюду искали идола Божества. Были найдены книги Священного Писания, и они были преданы огню; утварь и убранство церкви были брошены на разграбление: повсюду царили грабеж, неразбериха, беспорядки. Эта церковь, расположенная на возвышенности, находилась в пределах видимости дворца; и Диоклетиан и Галерий стояли, словно на сторожевой башне, долго споря, следует ли ее поджигать. Преобладали настроения Диоклетиана, который опасался, как бы при таком сильном пожаре, который однажды разгорелся, не сгорела какая-нибудь часть города; ибо церковь окружало много больших зданий. Затем преторианские гвардейцы пришли в боевом порядке, с топорами и другими железными инструментами, и, будучи разбросанными повсюду, они за несколько часов сравняли это очень высокое сооружение с землей.

От домашней церкви к церкви

С первого по начало четвертого веков большинство христианских общин совершали богослужения в частных домах, часто тайно. Некоторые римские церкви, такие как базилика Сан-Клементе в Риме, построены прямо над домами, где молились ранние христиане. Другие раннеримские церкви построены на местах мученичества христиан или у входа в катакомбы, где были похоронены христиане.

С победой римского императора Константина в битве при Мильвианском мосту в 312 году нашей эры христианство стало законной, а затем привилегированной религией Римской империи. Вера, уже распространившаяся по всему Средиземноморью, теперь выражала себя в зданиях. Христианская архитектура была создана так, чтобы соответствовать гражданским и имперским формам, и поэтому базилика, большой прямоугольный зал для собраний, стала распространенной на востоке и западе как модель церквей с нефом и проходами, а иногда и с галереями и клерсториями. В то время как гражданские базилики имели апсиды с обоих концов, христианская базилика обычно имела единственную апсиду, где епископ и пресвитеры сидели на возвышении за алтарем. В то время как языческие базилики были сосредоточены на статуе императора, христианские базилики были сосредоточены на Евхаристии как символе вечного, любящего и прощающего Бога.

Первые очень большие христианские церкви, в частности Санта-Мария-Маджоре, Сан-Джованни-ин-Латерано и Санта-Костанца, были построены в Риме в начале 4 века.

Характеристики здания раннехристианской церкви

Здание церкви, каким мы его знаем, выросло из ряда особенностей древнеримского периода:

  • Домашняя церковь
  • Атриум
  • Базилика
  • Бема
  • Мавзолей: здание централизованной планировки
  • Крестообразный план местности: латинский или греческий крест
План Старого собора Святого Петра, показывающий атриум (внутренний двор), притвор (вестибюль), центральный неф с двойными проходами, бему для духовенства, переходящую в трансепт, и экседру или полукруглую апсиду.
План Старого собора Святого Петра, показывающий атриум (внутренний двор), притвор (вестибюль), центральный неф с двойными проходами, бему для духовенства, переходящую в трансепт, и экседру или полукруглую апсиду.

Атриум

Когда раннехристианские общины начали строить церкви, они использовали одну особенность домов, которые им предшествовали, — атриум, или внутренний двор с колоннадой, окружающей его. Большинство этих атриумов исчезло. Прекрасный пример сохранился в базилике Сан-Клементе в Риме, а другой был построен в романский период в Сант-Амброджо, Милан. Потомков этих атриев можно увидеть в больших квадратных монастырях, которые можно найти рядом со многими соборами, а также на огромных площадях с колоннадами или пьяцца в базиликах Святого Петра в Риме и Святого Марка в Венеции и Кампосанто (Святое поле) в Пизанском соборе.

Базилика

Ранняя церковная архитектура не заимствовала свою форму у римских храмов, поскольку в них не было больших внутренних помещений, где могли бы собираться прихожане. Именно римская базилика, используемая для собраний, рынков и судов, послужила образцом для большой христианской церкви и дала ее название христианской базилике.

И римские базилики, и римские бани имели в своей основе большое сводчатое здание с высокой крышей, окруженное с обеих сторон рядом нижних камер или широким аркадным проходом. Важной особенностью римской базилики было то, что на обоих концах у нее были выступающие экседры, или апсиды, полукруглое пространство, перекрытое полукуполом. Именно здесь заседали магистраты для ведения суда. Это перешло в церковную архитектуру римского мира и по-разному адаптировалось как особенность соборной архитектуры.

Самые ранние крупные церкви, такие как собор Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме, состояли из одноконечной базилики с одним апсидальным торцом и внутренним двором, или атриумом, на другом конце. По мере развития христианской литургии процессии стали частью процесса. Дверь для процессий вела из самого дальнего конца здания, в то время как дверь, наиболее используемая публикой, могла быть центральной с одной стороны здания, как в базилике закона. Так обстоит дело во многих соборах и церквях.

Бема

По мере увеличения числа духовенства небольшой апсиды, в которой находился алтарь или стол, на котором хлеб для таинства и вино предлагались в обряде Святого Причастия, было недостаточно для их размещения. Возвышение, называемое бема, было частью многих крупных базиликанских церквей. В случае с базиликой Святого Петра и Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура (собор Святого Павла за стенами) в Риме эта стена простиралась вбок за главный зал заседаний, образуя два рукава, так что здание приобрело форму буквы Т с выступающей апсидой. С этого начала план церкви превратился в так называемый Латинский крест, который имеет форму большинства западных соборов и больших церквей. Руки креста называются трансептом.

Мавзолей

Одним из факторов, повлиявших на церковную архитектуру, был мавзолей. Мавзолей знатного римлянина представлял собой квадратное или круглое купольное сооружение, в котором находился саркофаг. Император Константин построил для своей дочери Костанцы мавзолей с круглым центральным пространством, окруженным нижней амбулаторией или проходом, разделенным колоннадой. Место захоронения Санта-Костанцы стало не только гробницей, но и местом поклонения. Это одно из самых ранних церковных зданий, которое было спланировано по центру, а не в продольном направлении. Константин также отвечал за строительство круглой, похожей на мавзолей церкви Гроба Господня в Иерусалиме, что, в свою очередь, повлияло на план ряда зданий, в том числе построенного в Риме для размещения останков протомученика Стефана, Сан-Стефано-Ротондо и базилики Сан-Витале в Равенне.

Древние круглые или многоугольные церкви сравнительно редки. Небольшое количество, таких как церковь Темпл в Лондоне, были построены во время Крестовых походов в подражание церкви Гроба Господня в качестве отдельных примеров в Англии, Франции и Испании. В Дании таких церквей в романском стиле гораздо больше. В некоторых частях Восточной Европы также есть круглые, похожие на башни церкви романского периода, но, как правило, они имеют народную архитектуру и небольшого масштаба. Другие, например, Ротонда Святого Мартина в Вышеграде, в Чешской Республике, отличаются тонкой детализацией.

Круглая или многоугольная форма характерна для тех зданий в церковных комплексах, которые выполняют функцию, при которой людям желательно стоять или сидеть вокруг, с централизованным фокусом, а не осевым. В Италии круглая или многоугольная форма использовалась на протяжении всего средневековья для баптистериев, в то время как в Англии она была адаптирована для капитулов. Во Франции многоугольный план с проходами был принят в качестве восточного терминала, а в Испании та же форма часто используется в качестве часовни.

Помимо Санта-Костанцы и Сан-Стефано, в Риме было еще одно значительное место поклонения, которое также было круглым, — огромный Древнеримский пантеон с его многочисленными нишами, заполненными статуями. Это тоже должно было стать христианской церковью и придать свой стиль развитию архитектуры собора.

Латинский и греческий крест

Большинство соборов и великих церквей имеют крестообразную планировку. В церквях западноевропейской традиции план обычно продольный, в форме так называемого латинского Креста, с длинным нефом, пересеченным трансептом. Трансепт может быть таким же сильно выступающим, как в Йоркском соборе, или не выступать за пределы проходов, как в Амьенском соборе.

Многие из самых ранних церквей Византии имеют продольный план. В соборе Святой Софии, Стамбул, есть центральный купол, обрамленный по одной оси двумя высокими полукуполами, а по другой — низкими прямоугольными кронштейнами трансепта, общий план квадратный. Эта большая церковь оказала влияние на строительство многих более поздних церквей, даже в 21 веке. Квадратный план, в котором неф, алтарь и плечи трансепта имеют одинаковую длину, образуя греческий крест, перекресток, обычно увенчанный куполом, стал распространенной формой в Восточной православной церкви, таким образом строятся многие церкви по всей Восточной Европе и России. Церкви в форме греческого креста часто имеют притвор или вестибюль, который тянется поперек передней части церкви. Этот тип плана позже также должен был сыграть определенную роль в развитии церковной архитектуры в Западной Европе, особенно в плане Браманте для базилики Святого Петра.

Расхождение восточной и западной церковной архитектуры

Разделение Римской империи в четвертом веке нашей эры привело к тому, что христианский ритуал развивался совершенно по-разному в восточной и западной частях империи. Последним разрывом стал Великий раскол 1054 года.

Восточное православие и византийская архитектура

Восточное христианство и западное христианство начали расходиться друг с другом с самого раннего времени. В то время как базилика была наиболее распространенной формой на западе, на востоке стал преобладать более компактный централизованный стиль. По происхождению эти церкви были мартирией, построенными как мавзолеи, в которых находились могилы святых, погибших во время гонений, которые полностью закончились только с обращением императора Константина. Важным сохранившимся примером является мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, который сохранил свои мозаичные украшения. Здание, датируемое 5 веком, возможно, некоторое время использовалось как молельня, прежде чем стало мавзолеем.

Иллюстрированный макет традиционного интерьера православной церкви
Иллюстрированный макет традиционного интерьера православной церкви

Эти здания копировали языческие гробницы и были квадратными, крестообразными с неглубокими выступающими плечами или многоугольными. Они были покрыты куполами, которые стали символизировать небеса. Выступающие рычаги иногда были покрыты куполами или полукуполами, которые были ниже и примыкали к центральному блоку здания. Византийские церкви, хотя и были спланированы централизованно вокруг купольного пространства, обычно сохраняли определенную ось, направленную к апсидальному алтарю, который обычно простирался дальше, чем другие апсиды. Эта проекция позволила возвести иконостас, экран, на котором висят иконы и который скрывает алтарь от молящихся, за исключением тех моментов литургии, когда открываются его двери.

Архитектура Константинополя (Стамбул) в VI веке создала церкви, которые эффективно сочетали централизованные планы с планами базилик, с полукуполами, образующими ось, и аркадными галереями с обеих сторон. Церковь Святой Софии (ныне мечеть) была наиболее значительным примером и оказала огромное влияние как на более позднюю христианскую, так и на исламскую архитектуру, такую как Купол Скалы в Иерусалиме и Великая мечеть Омейядов в Дамаске. Многие более поздние восточноправославные церкви, особенно крупные, сочетают в себе центрально спланированный восточный конец с куполом и нефом с проходами на западе.

Коптская крестообразная церковь в Донголе, девятый век
Коптская крестообразная церковь в Донголе, девятый век

Вариант централизованной церкви был разработан в России и получил известность в шестнадцатом веке. Здесь купол был заменен гораздо более тонкой и высокой шатровой или конической крышей, которая, возможно, возникла из-за необходимости предотвратить скопление снега на крышах. Одним из лучших примеров таких палаточных церквей является храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Средневековый Запад

Западное возвышение собора Нотр-Дам-де-Шартр
Западное возвышение собора Нотр-Дам-де-Шартр

Участие в богослужении, которое привело к появлению притворной церкви, начало снижаться по мере того, как церковь становилась все более клерикализированной; с появлением монастырей изменились и церковные здания. «Двухкомнатная» церковь» стала в Европе нормой. Первая «комната», неф, использовалась прихожанами; вторая «комната», святилище, была прерогативой духовенства и там служили мессу. Тогда прихожане могли видеть это только издалека через арку между комнатами (со времен позднего средневековья закрытую деревянной перегородкой, Крестной ширмой), и в центре внимания празднования стало поднятие воинства, хлеба причастия: в то время прихожане обычно не вкушали его. Учитывая, что литургия совершалась на латыни, до этого момента люди довольствовались своими личными богослужениями. Из-за сложности линий обзора в некоторых церквях были отверстия, «косогоры», стратегически вырезанные в стенах и экранах, через которые из нефа было видно возвышение. Опять же, исходя из двух принципов, согласно которым каждый священник должен служить мессу каждый день и что алтарь можно использовать только один раз, в религиозных общинах требовалось несколько алтарей, для которых требовалось найти место, по крайней мере, в монастырских церквях.

Западный фронт Страсбургского собора
Западный фронт Страсбургского собора

Помимо изменений в литургии, другим важным фактором, повлиявшим на церковную архитектуру, было использование новых материалов и разработка новых технологий. В северной Европе ранние церкви часто строились из дерева, по этой причине почти ни одна не сохранилась. Благодаря более широкому использованию камня монахами-бенедиктинцами в десятом и одиннадцатом веках были возведены более крупные сооружения.

Двухкомнатная церковь, особенно если это аббатство или кафедральный собор, может обзавестись трансептами. Фактически это были руки креста, которые теперь составляли план здания. Здания стали более четким символом того, для чего они предназначались. Иногда этот перекресток, ныне являющийся центром церкви, увенчивался собственной башней в дополнение к башням вест-энда или вместо них. (Известно, что такие ненадежные сооружения разрушались – как в Эли – и их приходилось восстанавливать.) Святилища, теперь предназначенные для совершения богослужений монахами или канониками, удлинились и превратились в алтари, отделенные от нефа ширмой. В процессе разработки использовались как практическая функция, так и символика.

Факторы, влияющие на архитектуру церквей

По всей Европе процесс развития церковной архитектуры и проектирования и строительства отдельных церквей был разным в разных регионах, а иногда и отличался от церкви к церкви в одном регионе и в течение одного исторического периода.

Собор Святого Сердца в Алжире, Алжир (1963)
Собор Святого Сердца в Алжире, Алжир (1963)

Среди факторов, определивших то, как была спроектирована и построена церковь, — характер местного сообщества, расположение в городе или деревне, была ли церковь аббатством, была ли церковь коллегиальной, находилась ли церковь под покровительством епископа, находилась ли церковь под постоянным покровительством богатой семьи и хранились ли в церкви мощи святого или другие святыни, которые могли привлечь паломничество.

Коллегиальные церкви и церкви-аббатства, даже те, которые обслуживают небольшие религиозные общины, как правило, демонстрируют большую сложность формы, чем приходские церкви в том же районе и аналогичной даты.

Потолок Сикстинской капеллы с христианскими мозаиками занимает видное место.
Потолок Сикстинской капеллы с христианскими мозаиками занимает видное место.

Церкви, построенные под патронажем епископа, как правило, нанимали компетентного церковного архитектора и демонстрируют в дизайне утонченность стиля, непохожую на стиль приходского строителя.

Многие приходские церкви пользовались покровительством богатых местных семей. Степень, в которой это влияет на архитектуру, может сильно различаться. Это может повлечь за собой проектирование и строительство всего здания, которое финансировалось конкретным меценатом и находилось под его влиянием. С другой стороны, свидетельства покровительства могут проявляться только в пристройке церковных часовен, гробниц, мемориалов, фурнитуры, витражей и других украшений.

Церкви, которые содержат известные реликвии или предметы почитания и, таким образом, стали церквями для паломничества, часто очень большие и были возведены в статус базилик. Однако многие другие церкви хранят тела или связаны с жизнью конкретных святых, не привлекая постоянного паломничества и финансовой выгоды, которую оно приносило.

Популярность святых, почитание их мощей, а также размер и важность церкви, построенной в их честь, не имеют последовательности и могут зависеть от совершенно разных факторов. Два практически неизвестных святых-воина, Сан-Джованни и Сан-Паоло, почитаются в одной из крупнейших церквей Венеции, построенной монахами-доминиканцами в соревновании с францисканцами, которые одновременно строили церковь Фрари. Гораздо меньшая церковь, в которой находилось тело святой Люси, мученицы, почитаемой католиками и протестантами по всему миру и титульной святой во многих местах, была снесена в конце 19 века, чтобы освободить место для железнодорожного вокзала Венеции.

Первый по-настоящему фасад в стиле барокко был построен в Риме между 1568 и 1584 годами для церкви Джезу, материнской церкви Общества Иисуса (иезуитов). Она привнесла в архитектуру стиль барокко. В соответствии с теологической задачей Общества как острия Контрреформации, новый стиль вскоре стал триумфальной чертой католической церковной архитектуры.

После второй мировой войны в норвежском церковном строительстве были внедрены современные материалы и технологии, такие как бетон и металлические панели. Собор Буде, например, был построен из железобетона, что позволило построить широкую базилику. В 1960-е годы произошел более выраженный отход от традиций, как в Арктическом соборе, построенном из легкого бетона и покрытом алюминиевыми накладками.

Деревянные церкви

В Норвегии на церковную архитектуру повлияло дерево как предпочтительный материал, особенно в малонаселенных районах. Церкви, построенные до второй мировой войны, примерно на 90% деревянные, за исключением средневековых построек. В средние века все деревянные церкви в Норвегии (всего около 1000) были построены в технике столбовой церкви, но только 271 каменная конструкция. После протестантской реформации, когда было возобновлено строительство новых (или замена старых) церквей, дерево по-прежнему оставалось доминирующим материалом, но бревенчатая техника стала доминирующей.

Деревянная церковь Боргунд, Норвегия, конец 12 века
Деревянная церковь Боргунд, Норвегия, конец 12 века

 Бревенчатая конструкция придавала зданию более низкий, более прочный стиль по сравнению с легкими и часто высокими деревянными церквями. Бревенчатое строительство стало конструктивно неустойчивым для длинных и высоких стен, особенно если оно прорезано высокими окнами. Добавление трансептов улучшило устойчивость бревенчатой техники и является одной из причин, по которой крестообразная планировка этажей широко использовалась в 1600-1700-е годы. Например, Старая Старая церковь (1759) заменила здание, поврежденное ураганом, затем церковь 1759 года была построена в крестообразной форме, чтобы она могла противостоять самым сильным ветрам. Длина деревьев (бревен) также определяла длину стен в соответствии с Сетером. Например, в церкви Самнангер были обрезаны внешние углы, чтобы избежать сращивания бревен, в результате получился восьмиугольный план этажа, а не прямоугольный. Крестообразные конструкции обеспечивали более жесткую конструкцию и церкви большего размера, но вид на кафедру и алтарь был перекрыт внутренними углами для сидений в трансепте. Восьмиугольный план этажа обеспечивает хорошую видимость, а также жесткую конструкцию, позволяющую построить относительно широкий неф – Хокон Кристи считает, что это причина, по которой восьмиугольный дизайн церкви стал популярным в 1700-х годах. Врейм считает, что внедрение бревенчатой техники после реформации привело к появлению множества церковных проектов в Норвегии.

В Украине деревянные церковные сооружения возникли в результате введения христианства и продолжали быть широко распространенными, особенно в сельской местности, когда каменные церкви доминировали в городах и в Западной Европе.

Старая старинная церковь, бревенчатое здание 1759 года постройки
Старая старинная церковь, бревенчатое здание 1759 года постройки

Региональные стили

Церковная архитектура варьируется в зависимости как от вероисповедания, так и от географического положения и воздействующих на нее факторов. Отличия от типичной церковной архитектуры, а также уникальные характеристики можно увидеть во многих регионах по всему миру.

Англия

Стиль церквей в Англии претерпел множество изменений под влиянием географических, геологических, климатических, религиозных, социальных и исторических факторов. Одно из самых ранних изменений стиля показано в Вестминстерском аббатстве, которое было построено в иностранном стиле и вызывало беспокойство у многих, поскольку предвещало перемены. Второй пример — нынешний собор Святого Павла в Лондоне. Есть много других известных церквей, каждая из которых оказала свое влияние на постоянно меняющийся стиль в Англии, таких как Труро, Вестминстерский собор, Ливерпуль и Гилфорд. Между тринадцатым и четырнадцатым веками стиль церковной архитектуры можно было бы назвать «раннеанглийским» и «Украшенным». Считается, что это время было временем расцвета Англии в категории церковных зданий. Именно после Черной смерти стиль претерпел еще одно изменение, «перпендикулярный стиль», где орнаменты стали более экстравагантными.

Вестминстерское аббатство в Лондоне
Вестминстерское аббатство в Лондоне

Архитектурный элемент, появившийся вскоре после смены стиля Black Death и широко применяемый в средневековых английских стилях, — это веерные своды, которые можно увидеть в часовне Генриха VII и часовне Королевского колледжа в Кембридже. После этого около 300 лет преобладающим стилем была готика, но этот стиль явно присутствовал и за много лет до этого. Во времена поздней готики фундаменты церквей закладывались особым образом. Сначала строился каменный каркас, затем пространства между вертикальными опорами заполнялись большими стеклянными окнами, затем эти окна поддерживались собственными фрамугами и стояками. Что касается церковных окон, то окна несколько противоречивы, поскольку некоторые утверждают, что церковь должна быть залита светом, а некоторые утверждают, что они должны быть тусклыми для идеальной обстановки для молитвы. Большинство церковных планов в Англии уходят корнями в один из двух стилей, базиликанский и кельтский, а затем мы видим более позднее появление плана «двух ячеек», состоящего из нефа и святилища.

Во времена, предшествовавшие последней войне, наблюдалось движение к новому стилю архитектуры, который был скорее функциональным, чем украшенным. Произошло более широкое использование стали и бетона и восстание против романтической природы традиционного стиля. Это привело к «битве стилей», в которой одна сторона склонялась к модернистскому, функциональному подходу к дизайну, а другая следовала традиционным романскому, готическому и ренессансному стилям, что нашло отражение в архитектуре всех зданий, а не только церквей.

Валахия

На ранней румынской территории Валахии можно увидеть три основных влияния. Во-первых, это западное влияние готики и романского стилей, прежде чем позже поддаться большему влиянию византийских стилей. Влияние раннего запада можно увидеть в двух местах: первое — это церковь в Кампулунге, которая демонстрирует отчетливо романский стиль, а второе — остатки церкви в Дробета-Турну Северин, которая имеет черты готического стиля. Сохранилось не так много примеров этих двух стилей, но византийское влияние гораздо более заметно. Несколькими яркими примерами прямого византийского влияния являются святые Никоара и Домнеаска в Куртя-де-Арджеш и церковь в Никополе в Болгарии. Все они демонстрируют характерные черты, такие как святилища, прямоугольные нефы, круглые интерьеры с некруглыми экстерьерами и небольшие часовни. Планы Никопольской церкви и Домнеаски выполнены в греческом стиле, но Домнеаска гораздо более развита, чем Никопольская церковь. Наряду с этим также есть следы сербского, грузинского и армянского влияний, которые проникли в Валахию через Сербию.

Curtea de Argeș Cathedral
Curtea de Argeș Cathedral

США

Раскол между восточной и западной церковной архитектурой распространил свое влияние и на церкви, которые мы видим в Америке сегодня. Церкви Америки представляют собой объединение множества стилей и культур, которые здесь столкнулись, примерами являются церковь Святого Константина, украинская греко-католическая церковь в Миннеаполисе, церкви в стиле польского собора и русские православные церкви, расположенные по всей стране. Во многих церквях сохранились остатки византийской архитектуры, вдохновленной, например, большими куполообразными потолками, обширной каменной кладкой и максимальным использованием пространства для религиозной иконографии на стенах и тому подобного. Церкви, классифицируемые как украинские или католические, также, похоже, следуют тенденции быть в целом гораздо более изысканно украшенными и акцентированными, чем их протестантские аналоги, в которых убранство простое.

Национальный собор Вашингтона в Северо-запад, Вашингтон, округ Колумбия.
Национальный собор Вашингтона в Северо-запад, Вашингтон, округ Колумбия.

В частности, в Техасе есть остатки англо-американской колонизации, которые видны в самой архитектуре. Техас сам по себе был религиозным очагом, и поэтому церковная архитектура развивалась более быстрыми темпами, чем в других областях. Взгляд на довоенный период (1835-1861) Церковная архитектура демонстрирует ценности и личные убеждения архитекторов, которые их создали, а также демонстрирует историю культуры Техаса. Как католические, так и протестантские здания демонстрировали такие вещи, как архитектурные традиции, экономические обстоятельства, религиозные обряды и эстетические вкусы вовлеченных лиц. Движение за сохранение этнической сегрегации в то время также присутствовало в самих основах этой архитектуры. Однако их внешний вид сильно различается от района к району, поскольку каждый служил своей местной цели, и, как упоминалось ранее, из-за множества религиозных групп каждый придерживался своего набора верований.

Аналогичным образом, многие католические церкви на юго–западе Соединенных Штатов, особенно в прибрежных районах Калифорнии, построены с использованием внешних элементов в стиле архитектуры возрождения миссии, как дань уважения испанским миссиям в Калифорнии, хотя часто с добавлением витражей и более современных элементов интерьера.

Эфиопия–Эритрея

Хотя свои корни уходят в традиции Восточного христианства, особенно сирийской церкви, а позже подверглись европейскому влиянию, традиционный архитектурный стиль православных Тевахедо (эфиопских православных–эритрейских православных) церквей прошел свой собственный путь. Самые ранние известные церкви имеют знакомую планировку базилики. Например, церковь Дебре Дамо организована вокруг нефа из четырех отсеков, разделенных повторно используемыми монолитными колоннами; на западном конце находится притвор с низкой крышей, а на восточном — макдас, или Святая Святых, отделенная единственной аркой в здании.

Бете Гиоргис сверху, одна из высеченных в скале церквей Лалибелы, Эфиопия.
Бете Гиоргис сверху, одна из высеченных в скале церквей Лалибелы, Эфиопия.

Следующий период, начинающийся во второй половине первого тысячелетия нашей эры и продолжающийся до 16 века, включает в себя как сооружения, построенные из обычных материалов, так и высеченные из камня. Хотя большинство сохранившихся образцов первой церкви сейчас находятся в пещерах, Томас Пакенхэм обнаружил образец в Волло, защищенный внутри круглых стен более поздней постройки. Примером таких застроенных церквей может быть церковь Йемрехана Крестос, которая имеет много сходства с церковью Дебре Дамо как по плану, так и по конструкции.

Другим стилем этого периода, возможно, самой известной архитектурной традицией Эфиопии, являются многочисленные монолитные церкви. Сюда входят молитвенные дома, вырезанные на склонах гор, такие как Абреха–ве-Ацбеха, которые, хотя неф и трансепты имеют приблизительно квадратную форму, образуют крестообразный контур — ведущие эксперты относят Абреха-ве-Ацбеху к категории церквей с крестом на квадрате. Затем есть церкви Лалибелы, которые были созданы путем раскопок на «склоне холма из мягкого красноватого туфа, различающегося по твердости и составу». Некоторые церкви, такие как Бите Амануэль и крестообразная Бете Гиоргис, полностью отдельно стоящие, вулканический туф удален со всех сторон, в то время как другие церкви, такие как Бите Габриэль-Руфаэль и Бите Абба Либанос, отделены от живой скалы только с одной или двух сторон. Доступ ко всем церквям осуществляется через лабиринт туннелей.

Собор Энда Мариам в Асмэра, Эритрея.
Собор Энда Мариам в Асмэра, Эритрея.

Заключительный период эфиопской церковной архитектуры, который продолжается до наших дней, характеризуется круглыми церквями с коническими крышами – очень похожими на обычные дома, в которых живут жители Эфиопского нагорья. Несмотря на это сходство, интерьеры сильно отличаются по планировке комнат, основанной на разделении здания на три части.:

  1. Макдас, где хранится табот, и входить в него могут только священники;
  2. Внутренняя амбулатория под названием qiddist, используемая прихожанами на мессе; и
  3. Внешняя амбулатория, кене мехлет, используемая дабтарами и доступная для всех.

Восточная и Юго-Восточная Азия

Китайская, вьетнамская, корейская и японская архитектура были интегрированы в дизайн церковных зданий. Сотни деревянных церквей на Севере Вьетнама построены традиционными методами и представляют большую культурную и историческую ценность.

В первые десятилетия 20 века появилась новая китайско-христианская церковная архитектура.

Некоторые церкви по всей Юго-Восточной Азии также сохранили традиционную архитектуру, такую как Церковь Святого Сердца, Ганджуран, Ява, Индонезия, и Церковь Святого Искупителя, Бангкок, Таиланд.

Тайвань

В Восточной Азии Тайвань — одна из нескольких стран, известных своей церковной архитектурой. К испанскому форту Сан-Доминго в 17 веке примыкала церковь. В голландском форте Зеландия в Тайнане также была часовня. В современной архитектуре несколько церквей были вдохновлены использованием традиционных дизайнов. К ним относится церковь Доброго пастыря в Шихлине (Тайбэй), которая была спроектирована Су Си Цунгом и построена в традиционном стиле сихэюань. Часовня Тайваньского теологического колледжа и семинарии имеет форму пагоды и традиционную черепичную крышу. Пресвитерианские церкви Чжуншань и Цзинань были построены в японскую эпоху (1895-1945) и отражают японскую эстетику. Мемориальная часовня Люси Университета Тунгай, спроектированная фирмой ИМ Пея, часто приводится в качестве примера современного, контекстуализированного стиля.

Филиппины

Испанские, австронезийские и китайские строительные идеи объединились в испанскую эпоху на Филиппинах (конец 15-го — конец 19-го века), которые являются единственной страной с христианским большинством на Дальнем Востоке вместе с Восточным Тимором, особенно католической. Этим традициям пришлось адаптироваться к тропическому климату и среде, подверженной землетрясениям, что привело к появлению новых типов архитектурных сооружений, уникальных для архипелага, которые развивались на протяжении трех столетий.

Монастыри были в основном построены в традиции бахаи-на-бато, в архитектуре которой использовался местный австронезийский каркас, каменная кладка, введенная испанцами, и орнаменты, созданные как обоими, так и китайскими архитекторами. Большинство ранних церквей, хотя и неграмотных, с ограниченными знаниями, полученными в результате сотрудничества испанских монахов и китайских архитекторов с привлечением местных кадров, опирались на традиции Ренессанса и барокко, соблюдая при этом тропический климат и сейсмоопасную среду островов, в результате чего сложился архитектурный стиль, известный как филиппинское барокко или сейсмическое барокко, характеризующийся крепостными толстыми стенами и контрфорсами; приземистые цилиндрические, прямоугольные или восьмиугольные колокольни, также служащие сторожевыми башнями; местные мотивы; а в некоторых протяженность, азиатские львы-хранители как гротески. Хотя стили все еще сохраняли свои уникальные местные особенности, они стали более грамотными по мере того, как все больше архитекторов прибыло из других частей Испанской империи, и даже начали включать новые стили, такие как неоклассический, неоготический и неороманский.

Церковная архитектура эпохи готики

Архитектура эпохи готики, зародившаяся во Франции 12 века, — это стиль, в котором особое внимание уделяется изгибам, аркам и сложной геометрии. Эти сложные сооружения, часто огромных размеров, требовали большого объема планирования, усилий и ресурсов; привлекали большое количество инженеров и рабочих; на их завершение часто уходили сотни лет — и все это считалось данью уважения Богу.

Неоготическая церковь Котки в летнюю полночь в Котке, Финляндия.
Неоготическая церковь Котки в летнюю полночь в Котке, Финляндия.

Характеристики

Рисунки

В готической архитектуре церквей большое внимание уделялось искусству. Как и в структуре здания, особое внимание уделялось сложным геометрическим формам. Примером этого являются витражи, которые до сих пор можно найти в современных церквях. Витражи были одновременно художественными и функциональными в том смысле, что они позволяли цветному свету проникать в церковь и создавать райскую атмосферу. Другими популярными стилями искусства в эпоху готики были скульптуры. Создание реалистичных изображений фигур, опять же с использованием сложных изгибов и форм. Художники использовали высокий уровень детализации, чтобы наилучшим образом сохранить и представить свой предмет.

В готической архитектуре церквей большое внимание уделялось искусству. Как и в структуре здания, особое внимание уделялось сложным геометрическим формам. Примером этого являются витражи, которые до сих пор можно найти в современных церквях. Витражи были одновременно художественными и функциональными в том смысле, что они позволяли цветному свету проникать в церковь и создавать райскую атмосферу. Другими популярными стилями искусства в эпоху готики были скульптуры. Создание реалистичных изображений фигур, опять же с использованием сложных изгибов и форм. Художники использовали высокий уровень детализации, чтобы наилучшим образом сохранить и представить свой предмет.

Периоды времени и стили

Эпоха готики, впервые упомянутая историографом Джорджо Вазари, началась на северо-востоке Франции и медленно распространилась по всей Европе. Пожалуй, наиболее характерно это было выражено в районном стиле, зародившемся в 13 веке, известном своими преувеличенными геометрическими особенностями, которые делали все максимально поразительным и привлекательным. Готические церкви часто были богато украшены, с геометрическими элементами, применяемыми к и без того сложным структурным формам. К тому времени, когда готический период подходил к концу, его влияние распространилось на жилые дома, залы гильдий, общественные и правительственные здания.

Известные примеры

  • Шартрский собор
  • Santa Maria del Fiore
  • Кельнский собор
  • Notre Dame de Paris
  • Монастырь Баталья
  • Кафедральный собор Меца

Реформация и ее влияние на церковную архитектуру

В начале 16 века Реформация принесла период радикальных изменений в дизайн церкви. На Рождество 1521 года Андреас Карлштадт совершил первую реформированную службу причастия. В начале января 1522 года городской совет Виттенберга санкционировал удаление изображений из церквей и подтвердил изменения, внесенные Карлштадтом на Рождество. Согласно идеалам протестантской реформации, устное слово, проповедь, должно быть центральным актом церковной службы. Это подразумевало, что кафедра стала центром церковного интерьера и что церкви должны быть спроектированы таким образом, чтобы все могли слышать и видеть служителя. Кафедры всегда были характерной чертой западных церквей. Зарождение протестантизма привело к значительным изменениям в способах исповедования христианства (и, следовательно, в дизайне церквей).

В период Реформации делался упор на «полное и активное участие». В центре внимания протестантских церквей была проповедь Слова, а не священнический акцент. Столы для Святого Причастия стали деревянными, чтобы подчеркнуть, что жертва Христа была принесена раз и навсегда, и были сделаны более доступными для прихожан, чтобы подчеркнуть прямой доступ человека к Богу через Христа. Таким образом, католические церкви были отремонтированы, когда они стали реформатскими: картины и статуи святых были удалены, а иногда алтарный стол ставился перед кафедрой, как в Страсбургском соборе в 1524 году. Скамьи были повернуты к кафедре. Были построены деревянные галереи, чтобы больше верующих могли следить за проповедью.

Придворная часовня в замке Вильгельмсбург, Германия, построена в 1590 году
Придворная часовня в замке Вильгельмсбург, Германия, построена в 1590 году

Первой недавно построенной протестантской церковью была придворная часовня замка Нойбург в 1543 году, за ней последовала придворная часовня замка Хартенфельс в Торгау, освященная Мартином Лютером 5 октября 1544 года.

Изображения и статуи иногда удалялись в ходе беспорядочных нападений и неофициальных акций толпы (в Нидерландах они называются Beeldenstorm). Средневековые церкви были лишены своих украшений, таких как Гроссмюнстер в Цюрихе в 1524 году, позиция, усиленная кальвинистской реформацией, начиная с ее главной церкви, собора Сен-Пьер в Женеве, в 1535 году. По Аугсбургскому миру 1555 года, положившему конец периоду вооруженного конфликта между римско-католическими и протестантскими силами в Священной Римской империи, правители немецкоязычных государств и Карл V, император Габсбургов, согласились принять принцип Cuius regio, eius religio, означающий, что религия правителя должна была диктовать религию тех, кем управляли.

В Нидерландах Реформатская церковь в Виллемстаде, Северный Брабант была построена в 1607 году как первое протестантское церковное здание в Нидерландах, купольная церковь восьмиугольной формы, в соответствии с акцентом кальвинизма на проповеди. Вестеркерк Амстердама был построен между 1620 и 1631 годами в стиле Ренессанса и остается самой большой церковью в Нидерландах, построенной для протестантов.

К началу 17 века, несмотря на принцип единого региона, большинство народов в Габсбургской монархии стали протестантами, что вызвало Контрреформацию императоров Габсбургов, которая привела к Тридцатилетней войне в 1618 году. По Вестфальскому мирному договору 1648 года, положившему конец войне, Габсбурги были вынуждены терпеть три протестантские церкви в своей провинции Силезия, где контрреформация не была полностью успешной, как в Австрии, Богемии и Венгрии, и около половины населения все еще оставалось протестантами. Однако правительство распорядилось, чтобы эти три церкви располагались за пределами городов, чтобы их нельзя было узнать как церкви, они должны были быть деревянными строениями, выглядеть как амбары или жилые дома, и им не разрешалось иметь башни или колокола. Строительство должно было быть завершено в течение года. Соответственно, протестанты построили свои три церкви мира, достаточно огромные, чтобы вместить более 5000 человек каждая. Две из них все еще существуют и были объявлены объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда протестантские войска под руководством Швеции снова пригрозили вторгнуться на территории Габсбургов во время Великой Северной войны, Габсбурги были вынуждены разрешить больше протестантских церквей в пределах своей империи согласно Альтранштедтскому мирному договору (1707), однако ограничив их аналогичными требованиями, так называемыми Гнаденкирхенскими (Церквями Благодати). В основном это были небольшие деревянные сооружения, подобные тому, что было в Хроншеке (Словакия) 1726 года.

Протестантская деревянная церковь в Хроншеке (Словакия) была построена в 1726 году.
Протестантская деревянная церковь в Хроншеке (Словакия) была построена в 1726 году.

В Великобритании в семнадцатом и восемнадцатом веках для англиканских церквей стало обычным демонстрировать Королевский герб внутри, либо в виде картины, либо в виде рельефа, символизирующего роль монарха как главы церкви.

В 17-18 веках протестантские церкви строились в стиле барокко, зародившемся в Италии, однако были сознательно более просто оформлены. Некоторые из них все еще могут стать довольно величественными, например, церковь Катарины, Стокгольм, церковь Святого Михаила, Гамбург или Дрезденская Фрауэнкирхе, построенная между 1726 и 1743 годами как знак воли гражданина оставаться протестантом после того, как его правитель обратился в католицизм.

Некоторые церкви были построены в новом, подлинно протестантском стиле: трансепт стал главной церковью, в то время как неф был опущен, например, в Людвигскирхе в Саарбрюккене; эта схема застройки также была довольно популярна в Швейцарии, самыми крупными из которых были церкви Ваденсвиль (1767) и Хорген (1782). Новая протестантская схема дизайна интерьера была установлена во многих немецких лютеранских церквях в 18 веке по примеру придворной часовни замка Вильгельмсбург 1590 года: Соединение алтаря с купелью для крещения, кафедрой и органом по вертикальной оси. Центральная картина над алтарем была заменена кафедрой.

Interior of Ludwigskirche in Saarbrücken
Interior of Ludwigskirche in Saarbrücken

Неолютеранство в начале 19 века раскритиковало эту схему как слишком богохульную. Таким образом, Конференция Немецкой евангелической церкви рекомендовала использовать готический язык форм для церковного строительства в 1861 году. Архитектура возрождения готики начала свое триумфальное шествие. Что касается протестантских церквей, то это было не только выражением историзма, но и новой богословской программы, которая снова ставила вечерю Господню выше проповеди. Два десятилетия спустя либеральные лютеране и кальвинисты выразили свое пожелание о новой подлинно протестантской церковной архитектуре, задуманной на основе литургических требований. Помещения для алтаря и молящихся больше не должны быть отделены друг от друга. Соответственно, церкви должны предоставлять пространство не только для богослужения, но и для социальной деятельности прихода. Церкви должны были рассматриваться как дома собраний для празднующих верующих. Рингкирхе в Висбадене была первой церковью, реализованной в соответствии с этой идеологией в 1892-94 годах. Единство прихода было выражено архитектурой, которая объединила кафедру и алтарь по кругу, следуя ранней кальвинистской традиции.

Модернизм

Идея о том, что богослужение было корпоративной деятельностью и что собрание никоим образом не должно быть исключено из поля зрения или участия, проистекает из Литургического движения. Простые планы с одной комнатой — это почти суть современности в архитектуре. Во Франции и Германии между первой и второй мировыми войнами произошли некоторые важные события. Церковь в Ле-Рейнси под Парижем работы Огюста Перре упоминается в качестве отправной точки процесса не только из-за ее плана, но и из-за используемых материалов — железобетона. Более важное значение для развития процесса имел замок Ротенфельс-на-Майне в Германии, который был реконструирован в 1928 году. Рудольф Шварц, ее архитектор, оказал огромное влияние на более позднее церковное строительство не только на европейском континенте, но и в Соединенных Штатах Америки. Замок Ротенфельс представлял собой большое прямоугольное помещение с массивными белыми стенами, глубокими окнами и каменным тротуаром. В нем не было никаких украшений. Единственная мебель состояла из сотни маленьких черных кубовидных передвижных табуретов. Для богослужения был установлен алтарь, и верующие окружили его с трех сторон.

Корпус-Кристи в Ахене был первой приходской церковью Шварца и придерживается тех же принципов, что очень напоминает движение в искусстве Баухауз. Внешне это куб в плане; внутри белые стены и бесцветные окна, langbau, то есть узкий прямоугольник, в конце которого находится алтарь. По словам Шварца, она должна была быть не «христоцентрической», а «теоцентрической». Перед алтарем стояли простые скамейки. За алтарем была огромная белая пустота задней стены, обозначающая область невидимого Отца. Влияние этой простоты распространилось на Швейцарию благодаря таким архитекторам, как Фриц Мецгер и Доминикус Бем.

После Второй мировой войны Мецгер продолжил развивать свои идеи, в частности, с церковью Святого Франциска в Базель-Рихене. Еще одно примечательное здание — Нотр-Дам-дю-О в Роншане работы Ле Корбюзье (1954). Аналогичные принципы простоты и преемственности стиля во всем можно найти в Соединенных Штатах, в частности, в церкви Римско-католического аббатства Святого Прокопия в Лайле, недалеко от Чикаго (1971).

Богословским принципом, который привел к изменению, стал декрет Sacrosanctum Concilium Второго Ватиканского собора, изданный в декабре 1963 года. Это поощряло «активное участие» (на латыни: participatio actuosa) верующих в совершении литургии народом и требовало, чтобы новые церкви строились с учетом этого (пункт 124) Впоследствии рубрики и инструкции поощряли использование отдельно стоящего алтаря, позволяющего священнику быть лицом к людям. Эффект этих изменений можно увидеть в таких церквях, как римско-католические столичные соборы Ливерпуля и Бразилии, оба круглых здания с отдельно стоящим алтарем.

Различные принципы и практическое давление привели к другим изменениям. Приходские церкви неизбежно строились более скромно. Часто нехватка финансов, а также теология «рыночной площади» предполагали строительство многоцелевых церквей, в которых светские и священные мероприятия могли проходить в одном и том же пространстве в разное время. Опять же, акценту на единстве литургического действия противостоял возврат к идее движения. Три пространства: одно для крещения, одно для литургии слова и одно для совершения Евхаристии с паствой, стоящей вокруг алтаря, были созданы Ричардом Джайлсом в Англии и Соединенных Штатах. Прихожане должны были перемещаться из одного места в другое. Такие устройства были менее подходящими для больших собраний, чем для небольших; для первых одним из решений были арки авансцены с огромными амфитеатрами, такими как в общественной церкви Уиллоу-Крик в Чикаго, Соединенные Штаты.

Постмодернизм

Как и в случае с другими постмодернистскими движениями, постмодернистское движение в архитектуре сформировалось в ответ на идеалы модернизма, как ответ на воспринимаемую мягкость, враждебность и утопизм современного движения. Хотя образцы церковной архитектуры встречаются редко, тем не менее, есть некоторые, примечательные восстановлением исторических стилей и «культурной памяти» христианской архитектуры. Среди известных практиков — доктор Стивен Шлоудер, Дункан Стройк и Томас Гордон Смит.

Функциональные и формализованные формы и пространства модернистского движения заменяются непримиримо разнообразной эстетикой: стили сталкиваются, форма принимается сама по себе, и появляются новые способы просмотра знакомых стилей и пространства. Возможно, наиболее очевидно, что архитекторы заново открыли выразительную и символическую ценность архитектурных элементов и форм, которые развивались на протяжении веков строительства — часто сохраняя значение в литературе, поэзии и искусстве, — но которые были заброшены современным движением. Церковные здания в Нигерии превратились из старинных зарубежных памятников в современный дизайн, который делает их похожими на фабрику.

Изображения церковной архитектуры разных веков

Оцените статью
Art-Grea: DWG чертежи бесплатно, проекты, файлы
Добавить комментарий