Византийская архитектура — это архитектура Византийской империи, или Восточной Римской империи, обычно датируемая 330 годом нашей эры, когда Константин Великий основал новую римскую столицу в Византии, которая стала Константинополем, до падения Византийской империи в 1453 году. Изначально не было жесткой границы между Византийской и Римской империями, и ранневизантийская архитектура стилистически и структурно неотличима от поздней римской архитектуры. Стиль по-прежнему основывался на арках, сводах и куполах, часто в больших масштабах. Настенные мозаики с золотым фоном стали стандартом для самых величественных зданий, а фрески стали более дешевой альтернативой.
Самые богатые интерьеры были отделаны тонкими пластинами мрамора или цветного камня с рисунком. Некоторые колонны также были сделаны из мрамора. Другими широко используемыми материалами были кирпич и камень. Мозаики из камня или стекла тессеры также были элементами внутренней архитектуры. Мебель из ценных пород дерева, такая как кровати, стулья, табуретки, столы, книжные полки и серебряные или золотые кубки с красивыми рельефами, украшала византийские интерьеры.
Ранневизантийская архитектура опиралась на более ранние элементы римской и греческой архитектуры. Стилистический дрейф, технологический прогресс, а также политические и территориальные изменения означали, что особый стиль постепенно привел к появлению плана греческого креста в церковной архитектуре. Гражданская архитектура продолжила греко-римские тенденции; византийцы построили впечатляющие укрепления и мосты, но, как правило, не акведуки в тех же масштабах, что и римляне.
Эта терминология была введена современными историками для обозначения средневековой Римской империи, поскольку она развивалась как отдельное художественное и культурное образование с центром в новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не в городе Рим и его окрестностях. Его архитектура оказала значительное влияние на более позднюю средневековую архитектуру всей Европы и Ближнего Востока.
- Характеристики
- Колонны
- Обзор сохранившихся памятников
- Ранняя архитектура
- Средневизантийская архитектура
- Периоды Комнинов и Палеологов
- Поздневизантийская архитектура
- Структурная эволюция
- Наследие
- На Западе
- На Востоке
- Поствизантийская архитектура в восточно-православных странах
- Неовизантийская архитектура
- Важные византийские памятники
- Собор Святой Ирины
- Строительство
- История собора Святой Ирины
- Собор Святой Софии
- Строительство собора Святой Софии
- История собора Святой Софии
- Галерея
Характеристики
Когда Римская империя стала христианской (после расширения на восток) со своей новой столицей в Константинополе, ее архитектура стала более чувственной и амбициозной. Этот новый стиль с экзотическими куполами и более богатой мозаикой стал известен как «византийский» до того, как распространился на запад до Равенны и Венеции и до Москвы. Большинство церквей и базилик имеют высокие купола, которые создавали обширные открытые пространства в центрах церквей, тем самым усиливая освещение. Круглая арка является основой византийского стиля. Великолепные золотые мозаики с их графической простотой вносили свет и тепло в сердце церквей. Византийские столицы отходят от классических условностей Древней Греции и Рима благодаря извилистым линиям и натуралистичным формам, которые являются предшественниками готического стиля.
Точно так же, как Парфенон является самым впечатляющим памятником классической религии, Собор Святой Софии оставался культовой церковью для христианства. Храмы этих двух религий существенно отличаются с точки зрения их интерьеров и экстерьеров. Для классических храмов важен был только внешний вид, потому что только священники входили внутрь, где хранилась статуя божества, которому был посвящен храм. Церемонии проводились снаружи, перед храмом. Вместо этого христианские литургии проводились внутри церквей.
Колонны
Византийские колонны довольно разнообразны, в основном они произошли от классических коринфских, орнамент вырезан сверлами, а рифленые древки почти полностью заброшены. Каменный блок остался грубым, когда его доставили из каменоломни, и скульптор разработал новые рисунки по своему усмотрению, так что редко можно встретить много повторений одного и того же рисунка. Одним из самых замечательных дизайнов являются листья, вырезанные так, словно их развевает ветер; лучший пример находится в соборе Святой Софии (Салоники) 7 века. Те, что находятся в соборе Святого Марка, Венеция (1071), особенно привлекли воображение Джона Раскина. Другие появляются в Сант-Аполлинаре-ин-Класс, Равенна (549).
На колонне в Сан-Витале, Равенна (547) над ней изображен доссерет, необходимый для крепления арки, выступ которой был намного шире, чем абак колонны. На восточных колоннах иногда вырезаются орел, лев и ягненок, но с ними обращаются традиционно.
В соборе Святой Софии используются колонны двух типов: композитные и ионические. Композитная колонна, появившаяся во времена Поздней Византийской империи, в основном в Риме, сочетает в себе коринфский стиль и ионический. Композитные колонны занимают основное пространство нефа. Ионические колонны используются за ними в боковых пространствах, в зеркальном положении относительно коринфских или композитных ордеров (как и их судьба в 19 веке, когда здания впервые были спроектированы в монументальном ионическом порядке). Однако в соборе Святой Софии это не стандартные имперские заявления. Колонны заполнены листвой во всевозможных вариациях. В некоторых из них маленькие пышные листья, кажется, захвачены вращением свитков – очевидно, в дизайне преобладает иная, неклассическая чувствительность.
На колоннах базилики Сан-Витале изображены волнистые и нежные цветочные узоры, похожие на украшения на пряжках ремней и лезвиях кинжалов. Их перевернутая пирамидальная форма напоминает корзину.
Обзор сохранившихся памятников
Геометрическая сложность зданий увеличилась, кирпич и штукатурка использовались в дополнение к камню в отделке важных общественных сооружений, классические ордера использовались более свободно, мозаика заменила резной декор, сложные купола покоились на массивных опорах, а окна пропускали свет через тонкие листы алебастра, мягко освещая интерьеры. Большинство сохранившихся сооружений являются священными, а светские здания были разрушены.
Ранняя архитектура
Яркие образцы ранневизантийской архитектуры относятся ко времени правления императора Юстиниана I и сохранились в Равенне и Стамбуле, а также в Софии (церковь Святой Софии).
Один из величайших прорывов в истории западной архитектуры произошел, когда архитекторы Юстиниана изобрели сложную систему, обеспечивающую плавный переход от квадратного плана церкви к круглому куполу (или куполообразных конструкций) с помощью подвесных механизмов.
В Равенне были построены продольная базилика Сант-Аполлинаре-Нуово и восьмиугольная централизованная структура церкви Сан-Витале, построенные по заказу императора Юстиниана, но никогда им не виденные. Памятники Юстиниана в Стамбуле включают в себя купольные церкви Айя-София и Айя-Ирина(обе более подробно обсуждаются ниже), но есть также более ранняя, меньшая церковь святых Сергия и Вакха (местные называют «Маленькая Айя-София»), которая могла послужить образцом для обеих, поскольку в ней сочетались элементы продольной базилики с элементами централизованного здания.
Другие сооружения включают руины Большого дворца Константинополя, инновационные стены Константинополя (со 192 башнями) и цистерну базилики (с сотнями переработанных классических колонн). Мозаика в церкви, построенной остготами, Сан-Аполлинаре-ин-Нуово в Равенне, изображает ранневизантийский дворец.
Святой Димитрий в Салониках, монастырь Святой Екатерины на горе Синай, монастырь Джвари в современной Грузии и три армянские церкви Эчмиадзина — все они датируются в основном VII веком и дают представление об архитектурных изменениях в византийских провинциях после эпохи Юстиниана.
Замечательные инженерные достижения включают в себя мост Сангариус длиной 430 м, заостренную арку моста Карамагара, а также купол церкви Святой Софии.
Средневизантийская архитектура
При Македонской династии предполагается, что обетные церкви Богородицы Фаросской Василия I и Неа Экклесия (оба больше не существуют) служили моделью для большинства квадратных святилищ того периода, включая Каттолика ди Стило на юге Италии (9 век), монастырская церковь Хосиос Лукас в Греции (ок. 1000), Неа Мони на Хиосе (любимый проект архитектора). Константин IX) и монастырь Дафни близ Афин (ок. 1050). Все три более поздние церкви демонстрируют важные сдвиги в архитектурном дизайне, произошедшие после окончания иконоборчества, когда архитектурный дизайн и убранство стали более стандартизированными.
Церковь Святой Софии в Охриде (современная Северная Македония), построенная во времена Первой Болгарской империи во времена Бориса I Болгарского, и одноименный собор в Киеве (современная Украина) свидетельствуют о моде на многочисленные вспомогательные купола, установленные на барабанах, которые с течением времени увеличивались в высоте и сужались.
Периоды Комнинов и Палеологов
В Стамбуле и Малой Азии архитектуры Комниновского периода практически не существует, за заметными исключениями Эльмали Килисе и других скальных святилищ Каппадокии, а также церквей Пантократора и Богородицы Кириотиссы в Стамбуле. Большинство примеров этого архитектурного стиля и многих других старых византийских стилей сохранились только на окраинах византийского мира, поскольку самые значительные и древние церкви и здания находились в Малой Азии. Во время Первой мировой войны почти все церкви, оказавшиеся в пределах границ Турции, были разрушены или превращены в мечети. Некоторые из них были заброшены в результате геноцида греков и христиан с 1915 по 1923 год. Похожие стили можно встретить в таких странах, как Болгария, Хорватия, Северная Македония, Россия, Сербия и других славянских землях, а также на Сицилии (Палатинская капелла) и Венето (базилика Святого Марка, собор Торчелло).
В средневизантийской архитектуре «перегородчатая кладка» относится к стенам, построенным из обычного сочетания камня и кирпича, часто с большим количеством последнего. Примером может служить внешний вид церкви Паммакаристос 11 или 12 века в Стамбуле, хотя она еще более известна поздневизантийскими пристройками, обсуждаемыми ниже.
Поздневизантийская архитектура
Период Палеолога хорошо представлен в дюжине бывших церквей Стамбула, в частности Святого Спасителя в Хоре и Святой Марии Паммакаристос. В отличие от своих славянских коллег, архитекторы-палеологи никогда не акцентировали вертикальную направленность сооружений. В результате позднесредневековая архитектура Византии (за исключением Собора Святой Софии в Трапезунде) менее заметна по высоте.
Церковь Святых апостолов (Салоники) упоминается как архетипическое сооружение позднего периода с его наружными стенами, замысловато украшенными сложными узорами кирпичной кладки или глазурованной керамикой. Другие церкви, построенные за годы, непосредственно предшествовавшие падению Константинополя, сохранились на горе Афон и в Мистре (например, монастырь Бронтохион). На этом сайте также сохранилась светская архитектура, такая как Дворец деспотов и несколько жилых домов.
В поздневизантийский период, около 1310 г., к церкви Паммакаристос в Константинополе был пристроен очень богато украшенный пареклезион для могилы Михаила Глабаса Тарханиота, византийского аристократа и генерала, жившего с 1235 по 1305-08 гг. Здесь показаны смягченные пропорции, излюбленные в поздневизантийскую эпоху, а также изменения стиля в обработке фигур мозаиками.
Структурная эволюция
Еще при строительстве церквей Константина в Палестине использовались два основных типа планировки: базиликанский, или осевой, тип, представленный базиликой у Гроба Господня, и круглый, или центральный, тип, представленный великой восьмиугольной церковью, когда-то находившейся в Антиохии.
Здания последнего типа, мы должны предположить, почти всегда были сводчатыми, поскольку центральный купол, по-видимому, соответствовал самому их назначению. Центральное пространство иногда окружалось очень толстой стеной, в которой образовывались глубокие углубления внутрь, как в церкви Святого Георгия в Софии, построенной римлянами в 4 веке в виде цилиндрического куполообразного сооружения на квадратном основании, и в благородной церкви Святого Георгия в Салониках (5 век), или сводчатым проходом, как в Санта-Костанце, Риме (4 век); или пристройки были вынесены из центрального пространства таким образом, чтобы образовать крест, в частности, в которые эти дополнения помогли уравновесить центральный свод, как в мавзолее Галлы Плацидии, Равенна (5 век). Самой известной церковью такого типа была церковь Святых апостолов в Константинополе. Своды, по-видимому, рано применялись к плану базиликанского типа; например, в соборе Святой Ирины, Константинополе (6 век) длинная часть церкви покрыта двумя куполами.
В церквях Святого Сергия в Константинополе и Сан-Витале в Равенне, церквях центрального типа, пространство под куполом было увеличено за счет апсидальных пристроек к восьмиугольнику. Наконец, в соборе Святой Софии (6 век) была создана комбинация, которая, пожалуй, является самым замечательным элементом планировки, когда-либо изобретенным. Центральное пространство площадью 100 футов (30 м) увеличено до 200 футов (60 м) в длину за счет добавления к нему двух полуциклов с востока и запада; они снова расширены за счет выдвижения трех второстепенных апсид на восток и двух других, по одной с каждой стороны прямого расширения, на запад. Эта непрерывная территория длиной около 260 футов (80 м), большая часть которой имеет ширину более 100 футов (30 м), полностью покрыта системой куполообразных поверхностей. Над раковинами малых апсид возвышаются два больших полукупола, которые покрывают полуциклы, а между ними возвышается огромный купол над центральной площадью. С двух сторон, к северу и югу от купола, его поддерживают сводчатые проходы в два этажа, которые придают внешней форме общую квадратную форму.
При Святых Апостолах (6 век) пять куполов были нанесены в крестообразном плане; центральный купол был самым высоким. После 6 века не было построено ни одной церкви, которая каким-либо образом конкурировала бы по масштабам с этими великими творениями Юстиниана, и планы более или менее имели тенденцию приближаться к одному типу. Центральная площадь, покрытая куполом, была включена в значительно большую площадь, четыре отдела которой, на восток, запад, север и юг, были подняты в системе сводов и кровли выше, чем четыре угла, образуя таким образом своего рода неф и трансепты. Иногда центральное пространство было квадратным, иногда восьмиугольным, или, по крайней мере, купол поддерживали восемь опор вместо четырех, а неф и трансепты были более узкими по пропорциям.
Если мы нарисуем квадрат и разделим каждую сторону на три так, чтобы средние части были больше остальных, а затем разделим площадь на девять из этих точек, мы приблизимся к типичному расположению плана того времени. Теперь добавьте три апсиды с восточной стороны, открывающиеся с трех сторон, а напротив западной поставьте узкое входное крыльцо, проходящее прямо по фасаду. Все еще впереди сделайте квадратный дворик. Двор представляет собой атриум, в центре которого обычно находится фонтан под навесом, опирающимся на колонны. Входное крыльцо — это притвор. Прямо под центром купола находится амвон, с которого провозглашались Священные Писания, а под амвоном на уровне пола находилось место для хора певчих. На восточной стороне центральной площади был экран, отделявший бему, где находился алтарь, от основной части церкви; этот экран с изображениями и есть иконостас. Алтарь был защищен балдахином или циборием, опирающимся на колонны. Ряды поднимающихся сидений вокруг изгиба апсиды с троном патриарха в ближневосточной точке образовывали синтронон. Два меньших отделения и апсиды по бокам бемы были ризницами, диаконником и протезом. Амвон и бема были соединены солеей, приподнятой дорожкой, огороженной перилами или низкой стеной.
Постоянное влияние с Востока широко проявляется в моде украшать внешние кирпичные стены церквей, построенных примерно в 12 веке, в которых кирпичи грубо вырезанной формы расположены таким образом, чтобы образовывать полосы орнамента, которые, как совершенно ясно, имитируются куфическим письмом. Эта мода была связана с расположением внешних кирпичных и каменных изделий, как правило, во множестве разновидностей узоров, зигзагов, тональностей и т.д.; и, поскольку подобное украшение встречается во многих персидских зданиях, вполне вероятно, что этот обычай также пришел с Востока. Купола и своды снаружи были покрыты свинцом или местной плиткой. Оконные и дверные рамы были из мрамора. Внутренние поверхности были повсюду украшены мозаикой или фресками в верхних частях здания, а внизу инкрустациями из мраморных плит, которые часто были очень красивых сортов и расположены так, что, хотя на одной поверхности окраска образовывала серию больших панелей. Лучший мрамор был вскрыт так, что две поверхности, полученные в результате разделения, образовали симметричный узор.
Наследие
На Западе
В конечном счете, византийская архитектура на Западе уступила место каролингской, романской и готической архитектуре. Но до этого большая часть нынешней Италии принадлежала Византийской империи. В Равенне до сих пор можно увидеть замечательные образцы византийской архитектуры (например, базилику Сан-Витале, архитектура которой повлияла на Палатинскую капеллу Карла Великого).
На Востоке
Что касается Востока, византийская архитектурная традиция оказала глубокое влияние на раннюю исламскую архитектуру, особенно на архитектуру Омейядов. В эпоху халифата Омейядов (661-750), что касается влияния Византии на раннюю исламскую архитектуру, византийское искусство стало фундаментальным источником нового мусульманского художественного наследия, особенно в Сирии. Существует значительное византийское влияние, которое можно обнаружить в характерных памятниках раннего ислама в Сирии (709-715). Хотя в плане — и в некоторой степени в декоре — они дают четкую отсылку к византийскому искусству, план мечети Омейядов также имеет замечательное сходство с христианскими базиликами VI и VII веков, но он был изменен и расширен по поперечной оси, а не по обычной продольной оси, как в христианских базиликах. На изразцовую отделку, геометрические узоры, множество арок, куполов и многоцветные изделия из кирпича и камня, которые характеризуют мусульманскую и мавританскую архитектуру, сильное влияние оказала византийская архитектура.
Поствизантийская архитектура в восточно-православных странах
В Болгарии, Северной Македонии, Сербии, Румынии, Беларуси, Грузии, Армении, Украине, России и других православных странах византийская архитектура просуществовала еще дольше, с 16 по 18 века, породив местные поствизантийские школы архитектуры.
- В средневековой Болгарии: Преслав и Тырново архитектурные школы.
- В средневековой Сербии: архитектурная школа Рашки, архитектурная школа Вардара и архитектурная школа Моравы.
Неовизантийская архитектура
За неовизантийской архитектурой последовало готическое возрождение 19 века, в результате чего появились такие драгоценности, как Вестминстерский собор в Лондоне, а в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год был популярен родственный стиль, известный как Бристольский византийский, для промышленных зданий, в которых сочетались элементы византийского стиля с мавританской архитектурой. Она была широко разработана в России во времена правления Александра II Григорием Гагариным и его последователями, которые спроектировали Владимирский собор в Киеве, Военно-Морской собор Святого Николая в Кронштадте, собор Александра Невского в Софии, церковь Святого Марка в Белграде и Новоафонский монастырь в Новом Афоне недалеко от Сухуми. Крупнейшим неовизантийским проектом 20 века была церковь Святого Саввы в Белграде.
Важные византийские памятники
Собор Святой Ирины
Одна из менее известных византийских церквей — собор Святой Ирины. Эта церковь послужила образцом для более известной церкви, собора Святой Софии. Строительство церкви началось в 4 веке. Это была первая церковь, построенная в Константинополе, но из-за своего расположения она сильно пострадала от землетрясений и беспорядков в Нике и несколько раз требовала ремонта. Собор Святой Ирины отличается большим атриумом и фактически является единственным сохранившимся зданием Византийской империи, имеющим такую особенность.
Строительство
Собор Святой Ирины состоит в основном из трех материалов: камня, кирпича и строительного раствора. Использовались кирпичи размером 70 х 35 х 5 см, и эти кирпичи были склеены с помощью строительного раствора толщиной примерно 5 см. Строительные материалы, выбранные для строительства церкви, должны были быть легкими, долговечными. Для этой цели были выбраны вулканические материалы, поскольку вулканический бетон очень легкий и долговечный. Пожалуй, наиболее определенной особенностью собора Святой Ирины является строгий контраст между дизайном интерьера и экстерьера. В то время как снаружи равнина из камня и кирпича способствует функциональности, интерьер украшен искусной мозаикой, декоративным мрамором и, в некоторых местах, покрыт штукатуркой. Еще одной важной характеристикой церкви являются два купола, которые следуют один за другим, первый из которых представляет собой нижний овал, а второй — более высокий полукруг.
История собора Святой Ирины
На протяжении всей истории Собор Святой Ирины претерпел несколько изменений. Из-за беспорядков в Нике и землетрясений проводились многочисленные ремонтные работы. Когда османы захватили собор Святой Ирины, они переделали его и внесли несколько изменений, но ни одно из них не было столь радикальным, как то, что было сделано с собором Святой Софии. Сегодня Собор Святой Ирины все еще стоит и открыт для посетителей как музей. Ресторан открыт каждый день, за исключением вторника.
Строительство собора Святой Ирины
Время | Событие |
---|---|
4 в. | Началось строительство |
532 | Церковь была сожжена во время беспорядков в Нике |
548 | Император Юстиниан отремонтировал церковь |
740 | Значительный ущерб от землетрясений |
1453 | Константинополь был завоеван османами — превратился в склад оружия |
1700 | Стал музеем |
1908-1978 | Служил военным музеем. |
Собор Святой Софии
Самым известным примером византийской архитектуры является Собор Святой Софии, и он был описан как «занимающий уникальное положение в христианском мире», и как архитектурная и культурная икона византийской и восточно-православной цивилизации. Собор Святой Софии носил титул крупнейшей церкви в мире, пока Османская империя не осадила столицу Византии. После падения Константинополя церковь использовалась мусульманами для своих религиозных служб до 1931 года, когда в 1935 году она была вновь открыта как музей. В переводе с греческого название Собор Святой Софии означает «Святая Мудрость».
Строительство собора Святой Софии
Сооружение представляет собой комбинацию продольных и центральных сооружений. Эта церковь была частью более крупного комплекса зданий, созданного императором Юстинианом. Этот стиль повлиял на строительство нескольких других зданий, таких как базилика Святого Петра. Собор Святой Софии должен был быть построен так, чтобы выдерживать землетрясения, но поскольку строительство собора Святой Софии велось в спешке, эта технология не была реализована в проекте, вот почему здание приходилось так много раз ремонтировать из-за повреждений от землетрясений. Купол является ключевой особенностью собора Святой Софии, поскольку купольная базилика является представителем византийской архитектуры. Оба купола рушились в разное время на протяжении истории из-за землетрясений, и их пришлось восстанавливать.
История собора Святой Софии
Первоначальное строительство собора Святой Софии, возможно, было заказано Константином, но в конечном итоге осуществлено его сыном Констанцием II в 360 году. Строительство Константином церквей, в частности собора Святой Софии, считалось невероятно важным компонентом в его переходе от централизации власти от Рима на западе к Константинополю на востоке и считалось кульминацией религиозного и политического празднования. Строительством окончательной версии собора Святой Софии, который стоит до сих пор, руководил император Юстиниан. В период правления этих двух императоров собор Святой Софии дважды разрушался и перестраивался. После реконструкции собор Святой Софии считался центром православного христианства в течение 900 лет, до падения Константинополя османами.
Время | Событие |
---|---|
360 | Началось строительство |
404 | Собор Святой Софии был сожжен дотла в результате общественных беспорядков. |
415 | Начинается строительство следующей версии собора Святой Софии. |
532 | Церковь в очередной раз снесли во время беспорядков в Нике. |
537 | Окончательная версия собора Святой Софии открыта для христианского богослужения еще через пять лет строительства. |
558 | Землетрясение — рухнул купол |
859 | Ущерб от пожара |
869 | Ущерб от землетрясения |
989 | Больше разрушений от землетрясения |
1317 | Добавлены большие контрфорсы |
1453 | Константинополь пал под натиском османов — превращен в мечеть |
1935 | Собор Святой Софии превращен секуляристами в музей |
2020 | Превращена в мечеть |